МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Кафедра уголовного права и процесса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Юридическая психология»
на тему «Психологические особенности допроса идругих процессуальных действий в судебном следствии»
Кемерово2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Психологическаяструктура
2 Особенности судебнойдеятельности по уголовным делам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Можнотакже настойчиво желать,
чтобыв выполнении формы и обрядов,
которымисопровождается отправление
правосудия,вносился вкус, чувство
мерыи такт, ибо суд есть не только
судилище,но и школа».
А.Ф.Кони
Введение
Поспецифике исследуемых проблем и практической направленности юридическаяпсихология неразрывно связанна с юридической наукой и юридическойпрактикой, однако она — прикладная отрасль психологии, базирующаяся на общейпсихологии.
Юристыникогда не отказывались от использования данной психологии. Что же касаетсяконкретной практической деятельности, то практически каждый оперативныйсотрудник милиции, следователь, прокурор в ходе работы опирается на практикупсихологии. Наряду с эмпирическими знаниями, юристу необходимы и конкретныенаучные знания в этом направлении.
Длярешения отдельных частных юридических проблем юристу необходимы психологическиепознания. К ним относятся такие базовые уголовно-правовые понятия как личностьпреступника, преступное поведение, вина, мотив имеет комплекснуюпсихолого-юридическую сущность. Поэтому психологические знания являютсяосновной частью юридического образования. Знание психологическихзакономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенныхпсихологических методов облегчает труд юриста, помогает ему регулировать истроить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы поступков людей,познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использоватьрезультаты познания в практической деятельности.
Однимиз факторов правовой и судебной реформы, неотъемлемая часть которой — правовая защиталичности, социальных прав и свобод российских людей и одновременное повышениеответственности каждого гражданина перед обществом, государством в целом,является психологическое обеспечение. В связи с этим мы и обращаемсятеоретическому переосмыслению сущности, предмета и метода, конкретных сферприложения юридической психологии, осмыслению теоретических и методологическихпроблем, которое началось в конце шестидесятых годов и продолжается активно внастоящее время.
Психологиясудебного разбирательства служит делу профессиональной подготовки юридическихкадров, воспитания и обучения судебных работников, роста их профессиональногомастерства, формирования необходимых качеств и устранения отрицательных явленийв их деятельности. Она обеспечивает судебных работников эффективными и научнообоснованными рекомендациями, содействует разработке наиболее целесообразныхприемов и методов их труда, полностью отвечающих требованиям законности.
1.Психологическая структура
Психологическаяструктура судебной деятельности складывается из:
1.Познавательной;
2.Конструктивной;
3.Воспитательной;
Еслина предварительном следствии основной является познавательная деятельность, тов суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именносуд призван решить дело по существу – это его основная и исключительнаяфункция.
Нотак как конструктивная деятельность может реализовываться только послеосуществление познания на базе собранной, всесторонне оцененной и провереннойинформации, изложение психологической структуры в суде целесообразно такженачать с рассмотрения особенностей познавательной деятельности. Основная цельее в суде – это накопление необходимой информации для осуществлениеконструктивной деятельности – вынесение приговора.
Особенностьпознавательной деятельности в суде, прежде всего, заключается в том, чтоматериалы предварительного расследования всегда дают уже готовую модельподлежащего исследования события, действий т взаимоотношений в том виде, вкаком представляются они в результате завершения расследования. Предварительноеследствие берет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности,производит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчаетпознания судом обстоятельств дела.
Всянеобходимая информация уже предварительно собранна, упорядочена исконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность судапервоначально по восприятию уже собранной информации, а затем по еепоследующему исследованию.
Судебноеисследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементомосуществление правосудия.
Особенностьпознавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованногопознания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельностиследователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени отсовершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности,восприятием многих фактов через восприятия следователя.
Еслив работе следователя при установлении и выявлении фактов возможна ( а иногдадаже необходима) исключительная эмоциональная психическая напряженность, то вработе судьи такая эмоциональная напряженность является только отрицательныммоментом и может только помещать объективному и спокойному разбору данногоуголовного дела. Сложность познания в суде обуславливается и темобстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимовоспринимать факты и источники, доказанные на следствии, получать новые факты иоценивать их и источники этих фактов, сопоставлять факты по времени и местусовершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основнойконструктивной деятельности – вынесению приговора по уголовному делу.
Познавательнуюдеятельность в уголовном процессе, кроме самого состава суда, осуществляетпрокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперты,подсудимый и потерпевший. В познавательной деятельности суда принимают участиялица с самыми различными интересами, что предопределяет различную оценку иобъяснение фактов, их значимость и т.д. Суд, заслушивая их объяснения, речи,тем самым воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, аэто в свою очередь создает условие для познания фактов судом в судебномзаседании во всех возможных противоречиях.
Сущностьконструктивной деятельности в суде – это вынесение приговора по рассматриваемуюделу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задачи.
Кспециальным условиям конструктивной деятельности следует отнести:
1. Вынесениеприговора коллегиально членами суда.
2. Обеспечениеневмешательства в его принятие.
3. Законодательноегарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее в основе каждоговынесения приговора.
4. Требованиенепрерывности рассмотрения уголовного дела.
Специфическаяособенность деятельности суда состоит в том, что необходимо завершить своюконструктивную деятельность определением меры наказания виновному, а такжерешением вопросов, связанных с порядком отбытия наказании.
Конструктивнойдеятельности суда подчиняются все остальные компоненты его деятельности. Познавательная,коммуникативная, организаторская деятельность развиваются поскольку, посколькуони могут облегчить, обеспечить выполнение этой основной функции суда.
Внекоторых случаях суду приходится принимать решение о производстве такихдействий, которые на предварительном следствии не проводились. Здеськонструктивная деятельность суда получает еще одно направление: обеспечениепроцесса познания, оценка всех фактов, как собранных в период предварительногоследствия, так и тех, необходимость которых выявилась при рассмотрении дела.
Конструктивнаядеятельность должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверкувыполнение вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого.Конструктивная деятельность – это не только обеспечение процесса познания ивынесение приговора по уголовному делу, но и обеспечение реализации вынесенногоприговора по делу.
Судтак же оказывает и воспитательное воздействие, которое уже заложено вспецифической форме его деятельности: полном объективном рассмотрении всудебном заседании всех обстоятельств дела. Именно по этой причине весь процесссудопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всехприсутствующих в зале судебного заседания, в том числе и на подсудимого.
Эффективностьвоспитательного воздействия процесса судебного заседания заключается впредельной наглядности, конкретности при восприятии фактов всемиприсутствующими, независимо от того, положительные или отрицательные эмоциивозбуждает каждый отдельно взятый факт. Также огромное воспитательноевоздействие оказывает оглашение приговора. Здесь нужно отметить, что приговордолжен быть справедливым, должен быть предельно четким, ясным, конкретным идоходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.
Воспитательноевоздействие суда может продолжаться и после вынесение приговора, а так же пристадии его исполнения. Суд реализует воспитательную функцию и в исправительномучреждении над личностью осужденного.
Важноезначение для воспитательного воздействия на обвиняемого имеет и соблюдениенравственных начал предварительного расследования.
Каждыйсудья является воспитателем значительного количества людей. Опытного судьюотличает высокая ответственность за свою деятельность, за принятые решения,принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участниковсудебного процесса. Все его замечания или даже жесты подвергаются постоянномуконтролю и оценки присутствующих, поэтому опытного судью отличаетбеспристрастность и выдержка.
2.Особенности судебной деятельности по уголовным делам
Судебноеразбирательство уголовных дел – важнейшая стадия уголовного процесса, состоящаяв рассмотрении в установленном законном порядке уголовного дела в судебномзаседании. В судебном разбирательстве реализуется полномочия суда по осуществлениюправосудия. Предшествующие стадии уголовного процесса направлены на обеспечениедостаточных оснований для рассмотрение дела в суде.
Правосудиеосуществляется путем рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебныхзаседаниях. Суд, рассматривая уголовные дела, применяет к виновным,установленные законном меры наказания либо оправдывает невиновных. Судпостановляет приговор именем государства и организует свою деятельность наконституционных принципах: на основе равенства всех граждан перед законном исудом, коллегиального рассмотрения дел, независимости и подчинения только закону,обеспечение обвиняемому права на защиту, презумпции невиновности,процессуального равенства сторон, открытое разбирательства дел во всех судах.
Кобщим правилам судебного разбирательства относятся:
1.Непосредственность;
2.Устность и непрерывность судебного разбирательства;
3.Руководящая роль председательствующего в суде;
4.Равенство прав участников судебного разбирательства и т.д.
Судебноеразбирательство организуется на принципе состязательности. Все его участникимогут реализовывать свои равные возможности.
Судпринимает меры по собиранию новых доказательств, выявляет и восполняетнеполноту предварительного следствия или дознания.
Судпринимает решение по внутреннему убеждению, основанного на всестороннем, полноми объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности,руководствуясь законном и своим правосознанием.
Судебноеразбирательство состоит из пяти частей: 1) Подготовительной; 2) Судебного следствия;3). Судебных прений; 4) Последнего слова подсудимого; 5) Постановлениеприговора. В кассационной инстанции рассматриваются дела по кассационной жалобеили протесту на приговоры и постановления судьи, не вступившие в законную силу.
Всвоей познавательной деятельности суд располагает материалами и заключениемпредварительного следствия. Наличие предварительного заключения имеетзначительную суггестивную (внушающую) силу. Суду предстоит проявитьнезависимость для объективного, полного, всестороннего и справедливогорассмотрения дела. Предварительное следствие лишь облегчает познавательно-поисковуюдеятельность суда, но не предопределяет его оценочную деятельность. Однако,систематизируя исходную информацию определенным образом, предварительноеследствие может повлиять и на оценочную деятельность суда. И суд долженоградить себя от этого влияния.
Заключениепредварительного следствия является для суда лишь вероятностной информационноймоделью исследуемого события. Задача суда – сформировать достоверную модельсобытия, критически проанализировав все элементы вероятностной модели. Судвправе истребовать новые документы, допросить ранее выявленных и новыхсвидетелей, выполнить все другие необходимые судебно-следственные действия.
Познавательно-поисковаядеятельность суда отличается более узкой направленностью и большейопосредованностью, чем деятельность следователя. Возможность непосредственноговосприятия относящихся к делу событий и обстоятельств здесь более ограниченна.Поток информации для оперативной переработке на суде более насыщен. Временнаяограниченность для ее анализа предъявляет повышенные требования кинтеллектуальной деятельности судей. Здесь нужна большая сосредоточенность,устойчивость и распределенность внимания, активизация систематизирующейдеятельности. Особой направленности внимание судей требуют источники получениядоказательственных фактов, условия выявления этих источников, процессуальныедействия, использованные при получении доказательств.
Особоевнимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностнойнаправленности, базовым нравственно-психологическим качествам, операционально-исполнительскими психодинамическим особенностям, групповому статусу и социально групповымфункциям подсудимых.
Реализуяпринцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложнуюсоциально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния иповедение участников судебного процесса.
Председательствующийсуда является формальным лидером. Однако его полномочия не должны нарушатьравенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен бытьдемократическим. Обмен мнениями должен быть конструктивным, не допускающимотступления о существа дела. Авторитет председательствующего не долженподавлять самостоятельного мнения других членов суда.
Всядеятельность суда направлена на установление достоверности, предметнойотнесенности доказательств и принятие законного и обоснованного решения.
Настадии исследование материалов предварительного следствия и планирования судебногоразбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и егозаключением, письменными материалами и вещественными доказательствами,осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться эффектупервичности и не оказаться под влиянием модели события, сформированной напредварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая икритическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образнопредставить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этомвариативное моделирование, проводя мысленные эксперимент, выдвигая контрверсии.Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются ихнеобходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебнуюверсию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах,стремится избежать возможной судебной ошибки.
Намечаемаяпоследовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечитьадекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражениедействительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет слабые вфактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственныедействия. Особое внимание уделяется источникам ключевых фактов, их внутреннейсогласованности. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание.Истребуются все необходимые документы.
Всенеясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание нетолько на то, что было, но и на то, чего не было.
Заключение
Насовременном этапе общественного развития психологическая наука все большепроникает во все сферы человеческой деятельности, данные психологиииспользуются в решении многих проблем, в том числе в ходе совершенствованияработы юридических учреждений, правоохранительных органов, пенитенциарныхподразделений и т.д.
Важнуюроль при реализации многих вопросов, решаемых юридической наукой, играетпсихологический анализ и синтез самой личности и ее деятельности, опирающихсяна знание и использование правоведами основных психологических критериев и ихособенностей в юридической сфере (потребности, мотивы, цели, установки,ценностные ориентации, социальная направленность, воля, критика, темперамент,поведение, поступки и другие характеристики личности), в процессе жизнедеятельностилюдей и в экстремальных ситуациях при установлении истины.
Этими занимается юридическая психология.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.ЧуфаровскийЮ.В. Юридическая психология: учеб. – 3-е. изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2007. – 480 с.
2.ЕникеевМ.И. Юридическая психология: учеб. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2008. – 336 с.
3.АминовИлья Исакович Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов,обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И.И. Аминов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.
4.БарановП.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Серия «Высшее образование».Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 576 с.
5.ВасильевВ.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005. – 655 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузпмппов»).
6.ВасильевВ. Л. Юридическая Психология. СПб., 1998.
7.МайерсДэвидс. Социальная психология. СПб., 1997
8.Общаяпсихология / Под ред. Петровского А. В.
9.Практическаяпсихология. под ред. Тутушкиной М. К. М.-СПб., 1997