РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ г. ДОМОДЕДОВО
Курсовая работа
По общей психологии
ТЕМА: «МЫШЛЕНИЕ И ЕГОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
Работу выполнила:
Студентка заочного отделения
Группа № ПС 2
ГОНЧАРОВА И. В.
Преподаватель:
ЕФИМОВА Н.С.
2004 г.
Содержание
Введение
1.Характеристика и принцип мышления
2. Теоретическиеи экспериментальные подходы к исследованию мышления
3. Методыисследования мышления
4. Мышление какпроцесс постановки и решения творческих задач
5. Проблемаисследования мотивации мыслительной деятельности
Заключение
Литература
Введение
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельныхпредметов и явлений реального мира. Но такая информация не можетрассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормальнотрудится, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событийили своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием дляпредвидения. Например, что будет если к листу бумаги поднести зажженную спичку?Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, чтоимели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделалилогичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны былисопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее,что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет сбумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобыпредвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщенийделать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общегоопять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу –мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Сутьданного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческогоотражения и преобразования человеком действительности.
Изучение мышления – один из традиционных разделов общей психологии,поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависеть от пониманияпредмета психологической науки в целом.
Следующие общефилософские положения являются определяющими длямарксистской психологии, для понимания ее предмета.
Психика возникает на определенном этапе развития материи, онавторична по отношению к окружающей действительности.
Психика функционирует как свойство особым образом организованнойматерии (в высших проявлениях – как свойство мозга).
Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема,как и другие явления.
Психика человека общественно-исторически обусловлена.
Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта свнешним миром и выполняет в ней активную роль.
Психика развивается, входе этого развития происходит переходколичественных изменений в качественные, внутренние противоречия являютсядвижущей силой, источником данного развития.
Все эти положения являются определяющими и при разработке проблемпсихологии мышления.
Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна кним сводится, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки.
Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двухобластей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того,что составляет предмет комплексных исследований мышления.
Психологическая наука в ходе своего исторического развитияпостепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле вниманияпсихологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занималивнимание филосфов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейшихфилософов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит, я существую».
Термином «мышление» в психологии обозначаются качественноразнородные процессы.
1. Характеристика и принципы мышления
Мышление как особый психологический процесс имеет ряд специфическиххарактеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражениедействительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах иявлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлений.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованноепознание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается втом, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристикахпредметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализакосвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода,можно выйти на улицу.
Важнейшей характерной особенностью мышления является то, чтомышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессепознания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболееярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которуюнеобходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на которыйявляется целью мышления.
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованиюмышления
Прежде чем говорить о наиболее известных теоретических направленияхв области исследования мышления, следует обратить внимание на то, что мывпервые при рассмотрении этого вопроса встретимся с такими понятиями, какинтеллект и интеллектуальные способности.
Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводена русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Следуетотметить, что единого понимания данного термина до сих пор не существует.Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций,со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностьюиндивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, скогнитивным стилем и т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения сталомнение Ж. Пиаже о том, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптациючеловека.
Следует отметить, что до настоящего времени единой общепринятойтрактовки понятия «интеллект» нет. Сегодня существуют два основных толкованияинтеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — этоглобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующаяего возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая,объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностейчеловека.
Какой смысл мы будем вкладывать в понятие «интеллект»? Будет ливерным, если все проявления нашего мышления мы будем считать интеллектом? Ибудет ли верным, если, наоборот, определенные проявления мышления мы не будемотносить к интеллекту?
Мы будем исходить из того, что интеллект в современнойпсихологической науке связывают с процессом мышления, а мышление, в своюочередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработкуинформации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятия опредметах и понимание их взаимосвязей. В то же время имеющиеся у нас понятия являютсяисходной платформой для формирования нашего поведения, поскольку, формируясознательное поведение, мы активно используем разнообразные понятия.
Таким образом, можно утверждать, что мышление непосредственнозадействовано в процессе адаптации. Причем его участие в адаптации неограничивается лишь формированием базовых понятий. При формировании поведениячеловек исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личныхинтересов и тех задач, которые ему необходимо решить. Следовательно, формированиеповедения и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешиваниивариантов и анализе всех исходных понятий. При этом главную роль в этихпроцессах играет мышление.
Нередко наш выбор бывает противоречивым, но он всегда либо верен,либо неверен. Адекватность нашего выбора в значительной мере зависит от степениразвития критичности нашего мышления. Критичность мышления заключается в том,насколько успешно мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях другихлюдей. Но наше поведение не всегда носит осознанный характер. Часто мыпоступаем необдуманно или используем выработанный ранее поведенческийстереотип, не успевая привести его в соответствие с изменившимися условиямидеятельности. Следовательно, поведение и мышление связаны лишь в определенных,проблемных случаях, когда нам необходимо решить конкретную умственную задачу,смысл которой заключается в формировании поведения. Когда же такой задачи нет,формирование и регуляция поведения могут осуществляться на других уровнях и спомощью других механизмов.
Помимо формирования мотивированного поведения мышление участвует вдеятельности. Выполнение любой преобразующей или созидательной деятельности неможет обойтись без процесса мышления, ибо, прежде чем что-либо создать, мырешаем целый ряд умственных задач и лишь затем создаем на практике то, чтосоздали у себя в сознании с помощью мышления. Более того, каждый из насобладает определенным уровнем развития так называемого творческого мышления, т.е. мышления, связанного с формированием принципиально новых знаний, сгенерацией собственных идей. Однако, говоря о том, как мышление задействовано вдеятельности, мы должны подчеркнуть, что в первую очередь мышление обеспечиваетпознавательные аспекты деятельности.
Таким образом, адаптация человека, его поведение, его созидательнаядеятельность, носящие сознательный (разумный) характер, тесно связаны спроцессом мышления. Поэтому часто, когда мы говорим «разум», «ум», мыподразумеваем процесс мышления и его особенности.
Кроме приведенной информации, формируя понятие «интеллект», давайтеисходить из того, что есть проявления нашего мышления, которые мы можем оценитьи изучить с помощью достаточно объективных методов. Эти проявления связаны срешением определенных умственных задач на основе переработки воспринимаемойинформации и создания оригинальных, принципиально новых идей. Другие проявлениямышления чаще всего скрыты от нашего сознания, а если они и осознаются, то вотносительно смутной форме. Эти проявления связаны с адаптацией и формированиеммотивированного (осознанного) поведения. Поэтому эти процессы не могут бытьоценены непосредственно с помощью специальных тестов. Об особенностяхпроявления мышления в этой сфере мы можем судить лишь по косвенной информации,которую получаем при исследовании личности и при изучении поведения человека.Таким образом, в процессе мышления мы можем выделить вполне самостоятельные, сточки зрения экспериментального исследования, компоненты, связанные с решениемразнообразных умственных задач, что и позволяет рассматривать мышление каксамостоятельный психический процесс. Также мы можем вести речь о компонентахмышления, которые не могут быть рассмотрены отдельно от других психическихпроцессов. Эти компоненты задействованы при регуляции поведения.
В то же время следует учитывать то, что возникновение понятия«интеллект» связано с попытками оценить с помощью специальных психологическихтестов умственные и творческие возможности человека. Следовательно, болееправильным является соотнесение интеллекта и способностей человека выполнятьопределенную умственную деятельность. Более того, нельзя рассматриватьинтеллект только как совокупность характеристик, обеспечивающих адаптациючеловека к внешней среде, потому что человек живет в обществе и его адаптациясвязана с моральными ценностями и целями деятельности, а формирование моральныхценностей и целей деятельности нельзя объяснить только их осознанием. Частоформирование мотивов и ценностей происходит на уровне бессознательного. Крометого, успешность адаптации зависит также от физиологических ипсихофизиологических особенностей человека. Поэтому, связывая интеллект смышлением, целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека,т. е. с областью проявления мышления, которая связана с переработкой информациии решением определенных умственных задач — областью, которая в определеннойстепени может быть вычленена из всего потока психических процессов и изученасамостоятельно.
Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самыхразнообразных умственных способностей, обеспечивающих у спех познавательнойдеятельности человека.
Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие учеловека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы. Кпервой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человекаприродных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий,интеллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются впроцессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий.
Одной из наиболее известных теорий, входящих в первую группу,является теория мышления, разрабатываемая в рамках гештальтпсихологии. Спозиции данного научного направления интеллектуальные способности и саминтеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающихвосприятие и переработку информации с целью получения нового знания. При этомсчитается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человекас рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по меревзросления человека и при возникновении потребности в них. При этом способностьпреобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основаинтеллекта.
Другая группа теорий рассматривает умственные способности какразвивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходялибо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта,или же исходя из того и другого.
Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начальногопериода исследований мышления было характерно то, что мышление фактическиотождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащегоизучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама жеспособность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило,рассматривалась вне проблемы развития психики человека. К числуинтеллектуальных способностей в то время относились созерцание (как некоторыйаналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциямимышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось вовсех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышлениярассматривалась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящемопыте. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная. Однакопредставителям данного направления не удалось объяснить происхождениетворческого мышления с позиций учения об ассоциациях. Поэтому способность ктворчеству рассматривалась как не зависящая от ассоциаций врожденнаяспособность разума.
Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этоммышление представлялось как процесс формирования сложных связей между стимуламии реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рамкахизучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач.Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошлапроблема практического мышления. Определенный вклад в развитие психологиимышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблемебессознательных форм мышления, а также изучению зависимости мышления от мотивови потребностей человека. Именно благодаря поиску бессознательных форм мышленияв психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов».
В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамкахпсихологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именамиА. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории деятельностимышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решениюразнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. А. Н.Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой междуструктурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (составляющеймышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительнаядеятельность является не только производной от внешней, практической, но иимеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практическойдеятельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этомвнутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В составмыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практическиедействия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включатьсявнутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление каквысший психический процесс формируется в процессе деятельности.
Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствоваларешению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитиемдетей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, средикоторых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако впоследнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возможностьсоздать новую информационно-кибернетичекую теорию мышления. Оказалось, чтомногие специальные операции, применяемые в программах машинной обработкиинформации, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек.Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления сиспользованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В настоящее времядаже сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы «искусственногоинтеллекта».
Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутсяэкспериментальные исследования процесса мышления. Так, в начале XX в.французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степеньумственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положилиначало широкому внедрению тестов в проблему исследования мышления. В настоящеевремя имеется огромное количество всевозможных тестов, предназначенных длялюдей разного возраста от 2 до 65 лет. Причем все тесты, предназначенные дляисследования мышления, можно разделить на несколько групп. Прежде всего, этотесты достижения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объемазнаний в той или иной научно-практической области. Другую группу составляютинтеллектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствияинтеллектуального развития обследуемого биологическому возрасту. Еще однагруппа — это критериально-ориентировачные тесты, предназначенные для оценкиспособности человека решать определенные интеллектуальные задачи.
3. Методы исследования мышления
При психологическом изучении мышления, как и других психическихявлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труденон ни был. Попытки применения интроспекции как метода изучения психики непривели к успеху и в данной области психологии. Объективность исследованиямышления требует выявления тех внешних условий, которые вызывают мышление,оказывают влияние на его протекание. Например, особенности задачи, поставленнойперед человеком, оказывают существенное влияние на его деятельность. Этовлияние, конечно, определяется и внутренними условиями деятельности.Объективность исследования мышления требует также тщательной фиксации техособенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышлениечеловека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи,тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения,рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т.д. В психологиимышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.
Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения кизучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека вразличных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессерешения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можномногое узнать и о мышлении. Например, наблюдая за учебной деятельностьюшкольника в домашних условиях, можно зафиксировать, насколько регулярно он решаетпредложенные ему задачи, сколько времени затрачивает на решение, каковырезультаты его усилий. Результаты такого рода наблюдений могут быть основаниемдля суждений об отношении ребенка к учебе, влияющем на решение конкретныхзадач, об организованности его мыслительной деятельности, о степенисформированности отдельных умственных навыков. Наблюдая за игровойдеятельностью дошкольника, можно констатировать, каков тип игр, используемыхребенком, и высказать предположение о степени развития его образного мышления.Достаточно опытного изобретателя в процессе интенсивного умственного труданередко можно видеть обложенным различным словарями, тезаурусами, справочникамииностранных слов. Эта особенность отражает тот круг знаний, которыйвовлекается в поиск решения конкретной задачи.
Во всех этих случаях сохраняется естественность проявлениймышления. Как и при изучении других психических явлений, наблюдение проводитсяцеленаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов:последовательность решений или нерешенных задач, протокол речевого рассуждения.В настоящее время в психологии мышления достаточно широко используютсятехнические средства (фотокамеры, кинокамеры, магнитофоны и др.). Как и вдругих областях психологии, метод наблюдения проявляет в психологии мышлениякак свои положительные, так и свои отрицательные свойства: с одной стороны,сохраняется естественность развертывания деятельности, а с другой стороны, невсегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступленияизучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например,возникновение проблемной ситуации). Этот недостаток частично компенсируетсядлительностью наблюдения.
Метод эксперимента нашел достаточно широкое применение висследованиях мышления. Он обеспечивает активное воспроизведение изучаемогоявления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы,влияющие на развертывание мыслителительного процесса, повторять условияизучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия итем самым выявлять причинно-следственные отношения. Примером могут служитьобразование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты,связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку.
Эксперимент бывает естественный и лабораторный. По существу,естественным экспериментом является ситуация введения новых методов обучения,ситуация использования новых приборов в научном исследовании. При всемразнообразии эти ситуации имеют одну общую особенность: в них создаются условиядля существенного изменения мыслительной деятельности. Своеобразными вариантамиестественного эксперимента являются болезнь, нарушение работы мозга, которыевносят существенные изменения в мыслительную деятельность человека.
В психологии мышления нашел достаточно широкое применениеэкспериментально-клинический метод, сочетающий особенности экспериментального(воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) иклинического (детальный анализ отдельных случаев). Оказалось возможнымдостаточно тщательно проанализировать процессы формирования и решения отдельныхзадач испытуемыми с полирегистрацией объективных индикаторов развертывающегосяпроцесса (глазодвигательная активность, речевое рассуждение, вегетатика). При проведенииэкспериментов важно учитывать реакцию испытуемого на ситуацию эксперимента, егоотношения с экспериментатором.
Эксперименты, как лабораторные, так и естественные, разделяют наформирующие и констатирующие. Формирующие эксперименты могут различаться, всвою очередь, тем, на что направлена процедура формирования: в одном случае наоперационно-техническую сторону, а в другом — преимущественно напотребностно-мотивационную.
Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемойзадаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах(рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка).Представляют интерес как ответы на прямые вопросы («Знакома или нетпредложенная вам задача?»), так и на косвенные («Как вы воспринимаете даннуюзадачу?»). Могут использоваться также вопросы проективного типа («Эту задачуобычно воспринимают как известную. Верно?»). Необходимо учитывать степеньсуггестивности задаваемых вопросов. Установление хороших взаимоотношений,взаимопонимания между исследователем и исследуемым является важным фактором,обеспечивающим его активное участие в беседе. Беседа всегда дополняетсянаблюдением за участниками беседы. Метод беседы квалифицируется впсихологической литературе как вспомогательный, он применяется для уточненияданных наблюдения и эксперимента, а также для первоначального изученияиспытуемого.
В исследованиях мышления применяется также и анкетирование. Такназываемые открытые анкеты, в которых испытуемые должны сами сформулироватьответы на поставленные вопросы, в большей степени активизируют мышлениеиспытуемого, но их труднее обрабатывать статистически.
Изучение продуктов деятельности применительно к мышлению означаетанализ не только словесно-речевой продукции в устной или письменной (дневники,письма) форме, образно-речевой продукции (зарисовки, схемы), но и конкретныхпредметов (машин, приборов, строений), анализ истории изобретений и открытий.Образцом исследований, основывающихся на неэкспериментальных методах, могутслужить работы Б.М.Теплова «Ум полководца» и М.Г.Ярошевского «Сеченов и мироваяпсихологическая мысль» .
С помощью метода тестов выявляются те или иные особенности мышления(интеллекта). Первые развернутые тестовые испытания относились именно кинтеллекту. Не только тесты определения способностей, но и тесты успешности, ипроективные тесты могут использоваться в изучении мышления. Это происходитпотому, что, во-первых, мышление всегда личностно обусловлено, а во-вторых,мыслительные операции как образного, так и понятийного уровня всегда включены ввыполнение заданий проективного типа. Напротив, задачи «на мышление» частоиспользуются для выявления личностных особенностей испытуемых. Тестологическиеисследования мышления получили широкое распространение в дифференциальной психологии.
При исследовании мышления применяются не только качественные, но иколичественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта,корреляционный анализ при изучении зависимости мышления отиндивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ приобразовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования приизучении эмоциональной регуляции мышления и др. Развиваются также методыматематического и программного моделирования мышления.
Каждый из методов исследования мышления имеет свои сильные и слабыестороны, ограничительные рамки, поэтому в специальных работах можно найтидостаточно острые критические замечания в адрес каждого из методов. Например,метод лабораторного эксперимента упрекают за искусственность и относительнуюпростоту тех задач, которые решают испытуемые, участвующие в опытах.Действительно, испытуемые не делают научных открытий, не изобретают, а,например, соединяют четыре точки. Выход из этих реальных трудностей заключаетсяв сочетании разных методов исследования мышления, а также в использовании такихмодельных задач, которые доступны для использования в лабораторных условиях иявляются вместе с тем как бы фрагментом реальной деятельности. В этом планеудобными оказались игровые задачи .
Сторонники метода формирующего эксперимента часто недооцениваютзначение констатирующего эксперимента. В действительности же и по отношению клюбому формирующему эксперименту возникает задача проверки (оценки) того, чтоименно сформировалось, в каком отношении результат формирующего экспериментанаходится к целям экспериментатора.
В современной литературе сохраняется тенденция преувеличивать рольвысказываний крупных ученых и изобретателей о собственном творчестве. Этивысказывания, при всей их важности и интересности, все же следует рассматриватькак вспомогательный, вторичный материал, характеризующий уровень самосознаниясубъекта мышления. По существу, психологам приходится иметь дело с двоякимпродуктом деятельности мыслителя — созданной теорией, изобретением (решеннойзадачей) и сформированным представлением о том, как это делалось.Двойственность этого продукта отражает психологическое строение мыслительнойдеятельности человека. Применительно к самосознанию (рефлексии) также нужноотличать продукт рефлексии и процесс рефлексии. Рефлексия по поводу мышления необязательно является адекватной даже у теоретиков. Так, например, М. Бунгевозложил на некоторых философов ответственность за распространение мифа о том,что «ученые располагают двумя независимыми, хорошо отработанными истандартизированными методами, опираясь на которые они в состоянии браться залюбую научную проблему. Эти методы — дедуктивный и индуктивный — позволяютякобы ученому действовать без оглядки, без проб, а пожалуй, и без таланта».
Многообразие методов исследования мышления приводит кдифференциации и типов психологического исследования мышления.
4. Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которуюнеобходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникаеткаждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условиепротекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное,требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там,где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, непривыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся.Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И. П. Павловувидел в этом проблему и, изучая ее, создал учение об условных рефлексах.Другой пример — Исаак Ньютон. Множество людей наблюдало падение предметов свысоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл законвсемирного тяготения.
Вполне правомочен вопрос о том, почему эти ученые увидели то, чтодо них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов?Существуют два таких источника: практика и знания. Как правило, в ходе решенияпрактических задач мы «включаем» мышление и пытаемся решать то, что еще никогдане решали. С другой стороны, для того чтобы правильно поставить вопрос, мыдолжны обладать необходимой для этого суммой знаний.
Предположим, что мы научились видеть наличие проблемы и правильноставить вопрос. Но правильно поставленный вопрос еще не означает успешногорешения задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умеловыбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы неиспытываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи илипрактической проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний илиинформации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложноймыслительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, безкоторой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек,используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточныевопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостающуюинформацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересующего насвопроса.
Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе.Чтобы это увидеть, необходимо уметь оперировать имеющимися данными ианализировать их. Однако и здесь могут встречаться определенные трудности.Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые длякорректной постановки вопроса данные. Когда мы не имеем необходимой для решениявопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение — этоумозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когдау нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знанийили достаточной информации. К. Э. Циолковский, не имея объективной информации,высказывал предположения об особенностях космического полета, о той скорости,которой должна обладать ракета, чтобы преодолеть земное тяготение. Но все этипредположения превратились в научные доказательства, когда был совершен первыйкосмический полет. Таким образом, решая мыслительную задачу со многими неизвестными,мы можем высказать предположения, которые ложатся в основу решения этой задачи.Причем в одних случаях наше решение оказывается верным, или адекватным, а вдругих — неверным. Это происходит из-за истинности или ошибочности высказанногонами предположения. И как вы, вероятно, уже поняли из предыдущего примера,критерием истинности нашего предположения является практика.
Практика является наиболее объективным доказательством истинностинаших умозаключений. При этом мы можем использовать практику и в качествепрямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К. Э.Циолковским, и в качестве косвенного доказательства. Например, для того чтобыпроверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаемлампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод.
Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играетумелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы частоиспользуем наглядные образы. Другой пример —использование типичных приемов врешении типовых задач. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в школе, когдана уроках математики или физики учитель объясняет ученикам, как надо решатьзадачи того или иного типа. При этом он добивается не понимания смысла задачиучеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает еготому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В результатеэтого у ученика формируются навыки практического мышления.
Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлениемпытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готовогопути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностямнашего творческого мышления.
Психологами было затрачено достаточно много усилий для того, чтобыпонять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее донастоящего времени нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решениеподобных задач человеком. Современная наука располагает лишь отдельными данными,позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описатьусловия, способствующие и препятствующие творчеству.
Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том,что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященныхкреативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласнокоторой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлениичетырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанныхидей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству,почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых,творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. способность видетьобъект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность новогоиспользования данного объекта.
В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта,как образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объектатаким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от другихлюдей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации,в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантическойспонтанной гибкостью.
Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природутворчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующиепроявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человекстремится прежде всего использовать тот способ или метод, который впредшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существеннымвыводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, являетсявывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способарешения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен прирешении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерностьможет привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человекуиспользовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому длятого, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообщеотказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться кней, но с твердым намерением решить ее новым способом.
В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще однаинтересная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задачприводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, апри встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не всостоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в своисобственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимочувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.
В ряде исследований было установлено, что эффективность в решениимыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации иопределенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень длякаждого человека сугубо индивидуален.
Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлениютворческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Ониобнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитиеопределенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так,одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческихспособностей, является склонность к конформизму. Данная черта личностивыражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожимна других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках.
Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству,это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этих двуххарактеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мненияокружающих. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческогомышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К этой группеличностных черт относится боязнь критиковать других из-за возмездия с ихстороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детейчувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходитформирование представлений о критике как о чем-то негативном и оскорбительном.В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствиядля проявления творческого мышления.
Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная оценказначимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравитсянам больше идей других людей. Подобное явление может иметь два исхода. В одномслучае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другомслучае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение.
Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается всуществовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического итворческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в сужденияхдругих людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот типмышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей,поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своихсуждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческоемышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяетдолжного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что такженегативно отражается на разработке оригинальных идей.
Исходя из приведенных суждений и сопоставляя причины и условия,способствующие и препятствующие проявлению творчества, необходимо сделать одинобобщающий вывод: способность к творчеству должна целенаправленно формироватьсяу ребенка в процессе его психического развития.
5. Проблема исследования мотивации мыслительной деятельности
Проблема мотивов человеческого поведения была выдвинута на первыйплан психоанализом (3. Фрейд и его последователи). Считалось, что в основечеловеческой активности, поведения лежат два основных, или базальных, мотива:первый связан с сексуальной жизнью человека, а второй с его агрессивностью(секс и агрессия). Мотивы взрослого человека, его поведения являются продуктомтрансформации, преобразования мотивов ребенка. Понятия «секс» и «агрессия»трактуются очень широко. Например, применительно к ребенку «секс» выражается вудовольствии, создаваемом стимуляцией сензитивных зон тела: все теположительные эмоции, которые возникают у ребенка при раздражении любыхсензитивных зон тела, трактуются как проявление врожденной сексуальности,постулируемой как факт. Ранние проявления детской агрессивности — это укусы,драки, с годами агрессивность нарастает. Основные мотивы носят бессознательныйхарактер, они имеют области своего проявления: сновидения; оговорки, обмолвки,симптомы болезни (особенно невроза).
Сновидения — это разновидность образного мышления,развертывающегося непроизвольно. Существуют два типа сновидений: «детские сны»и «символические сны». Основной признак «детского сна», который встречается и увзрослых, состоит в прямой и явно прослеживаемой связи неудовлетворенныхжеланий и мотивов человека с содержанием тех образов, которые возникают во сне(«хотелось сладкую конфету, ее не дали, потом эта конфета снится, снится сампроцесс поедания конфеты»). При пробуждении возникает переживание частичногоудовлетворения потребности. Более сложными являются «символические сны». В нихсодержание сновидения, образы не имеют прямой, легко констатируемой связи смотивами, эта связь должна быть выявлена. Широкое применение в психоанализеполучил и метод свободных ассоциаций, который также выявляет некоторыеособенности мыслительной деятельности человека. Таким образом, непроизвольноеобразное мышление, свободные ассоциации трактуются в психоанализе как одна изважнейших областей проявления бессознательных мотивов. Связь образов и мотивовможет быть разной. «Ошибки» могут встречаться и в мыслительной деятельности.
3. Фрейду принадлежит и специальная работа, которую можно отнести кпсихологии мышления, она называется «Остроумие и его отношение кбессознательному». Остроумие — это одно из проявлений творческого мышления,характеризующееся порождением контекстуальных смыслов. В основе остроумиявсегда лежат бессознательные первичные мотивы. Прямое отношение к психологиимышления имеет и теория сублимации, согласно которой творчество (и его продуктыв форме культуры) возникает в результате ограничений, которые накладываются навозможности непосредственного удовлетворения первичных потребностей, возникает«окольное», сублимированное удовлетворение, но тех же самых потребностей. Спроблематикой психологии мышления связан и вопрос об осознании мотива. Вклассическом психоанализе бессознательный мотив не исключает саму возможностьосуществлять мыслительную деятельность по отношению к этому мотиву, но вместоподлинного понимания мотива оно может быть мнимым (феномен рационализациимотива). В современном психоанализе подчеркивается, что даже при отражениисодержательной характеристики мотивации человек может не осознавать еговажность.
Оценивая психоаналитический подход к изучению мотивации мышления,необходимо учитывать ограниченность общей теории мотивации, предложеннойпсихоанализом, а также ограниченность анализа связей между мотивацией имышлением. Первое проявляется в биологизаторском, индивидуалистическом подходек мотивации, а второе в том, что мышление (сновидение, остроумие, творчество)трактуется лишь как область проявления мотивации, конкретный же вклад мотивациив организацию, строение мыслительной деятельности не изучался. Не имеет научныхоснований и теория творчества как сублимации биологических мотивов. Серьезнуюкритику вызвали метод толкования сновидений, т.е. изучения проявлений мотивов вобразном мышлении человека, а также трактовка отношений между сознанием ибессознательным, как только антагонистических. Вместе с тем важно подчеркнутьто позитивное, что связано с психоанализом: акцентирование важности проблемымотивов, анализ проявлений мотивов в мышлении, значимость бессознательного вмышлении, попытка выделить специфические признаки бессознательного по сравнениюс сознанием (игнорирование противоречий, вневременная природабессознательного).
К психоанализу примыкает и концепция аутистического мышленияЭ.Блейлера, который, однако, не разделял учение З.Фрейда в целом. Аутизм связанс преобладанием внутренней жизни, «уходом» из внешнего мира. Обычныесновидения, грезы наяву, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышление— проявления аутистического мышления, в котором мысли подчиняются аффективнымпотребностям. Между аутистическим и обычным мышлением не существует резкойграницы, так как в последнее (мышление) легко проникают аутистические, т.е.аффективные элементы. В аутистическом мышлении понятия используются дляизображения неосуществленных желаний как осуществленных. Реалистическоемышление связано с правильным познанием окружающего мира, с познанием истины.Аутистическое мышление представляет себе то, что соответствует аффекту. Важнымявляется положение о существовании аутистического и реалистическогоудовлетворения своих потребностей. Лишь на определенном этапе развитияаутистическая функция присоединяется к реалистической и затем развиваетсявместе с ней. Повышается возможность влияния эмоционально окрашенных энграмм изпрошлого и эмоциональных представлений, относящихся к будущему. Антиципацияудовольствия вынуждает к размышлению до того, как будет предпринято действие,оно подготовляет к действию и приводит в движение энергию. Аутизм связан супражнением мыслительных способностей. Аутистическое мышление, как считалБлейлер, и в будущем будет развиваться параллельно с реалистическим и будет втакой же степени содействовать созданию культурных ценностей, как и порождатьсуеверие, бредовые идеи и психоневротические симптомы. Концепция Э.Блейлераотносится к сложнейшим механизмам потребностно-эмоциональной регуляциимышления, показывает ее значимость. Она отражает хорошо знакомые каждомуразличия между «типом мечтателя» и «типом трезвого реалиста». Вместе с тем онане свободна от противопоставления отражательной (реалистической) функциимышления и его обусловленности потребностно-эмоциональной сферой. В настоящеевремя можно считать установленным, что и правильное, истинное отражениедействительности является продуктом деятельности, а она всегда имеетпотребностно-эмоциональную регуляцию.
Для психологии мышления существенное значение имеет и когнитивнаятеория мотивации. Сторонники когнитивной теории мотивации идут от мотива кпознанию, а не наоборот, как это было в раннем психоанализе.
Под когнитивными процессами в данном контексте имеются в видупланы, которые человек строит (имеются в виду сознательные планы), цели,которые человек перед собой ставит, ожидания, в которых он отдает себе отчет,риск, на который человек идет сознательно. Центральное положение теорииформулируется так: мотивация человеческого поведения строится в соответствии спознанием. В рамках познавательной теории мотивации обсуждаются классическиеисследования уровня притязаний, исследования мотивации достижения. Этот видмотивации обычно описывается как тенденция определять собственные цели всоответствии с некоторыми стандартами качества продукта или самой деятельности.Мотив достижения диагносцируется по некоторым характеристикам познавательнойактивности субъекта (фантазии). В отличие от классических психоаналитическихисследований изучается не только познавательная активность в форме сновидений,но и та познавательная активность, которая может быть вызвана экспериментаторомв лабораторных условиях. Мотив достижения, если он существует, обнаруживается вдеятельности воображения, фантазии субъекта так, что субъект может не знать оего обнаружении. Сам человек может не подозревать, что в продуктах егомыслительной деятельности проявился мотив достижения. Другими словами, описываянекоторый внешний объект или его изображение на картинке, человек одновременно,не подозревая об этом, «рассказывает» не только об этом объекте, но и о самомсебе. Задача экспериментатора и заключается в том, чтобы вычленить из рассказаоб объекте то, что испытуемый «рассказал» о себе, т.е. проявления мотива. Врезультате развития теории мотивации достижения реально действующий мотив сталинтерпретироваться как продукт взаимодействия, интеграции или даже конкуренциидвух тенденций — боязни неудач и желания удовольствия от успеха. Познаниевыступает как полимотивированная деятельность. Выбор, или предпочтение,некоторых альтернатив в ситуации, осуществляемый на основе познавательногоанализа, также интерпретируется в контексте познавательной теории мотивации.
К познавательной теории мотивации примыкают исследованияиерархической организации мотивационной сферы человека. Подчеркиваетсязависимость конкретной ситуативно складывающейся иерархии мотивов от того, какчеловек познает ситуацию, каковы его ожидания, каковы идеалы данногоконкретного человека.
В качестве специальной рассматривается потребность в коррекциинесоответствия, несбалансированности, или диссонанса, между различнымимотивационными тенденциями, установками, верованиями, идеалами. Конкретная реализацияданного подхода представлена в теории когнитивного диссонанса. Автором этойтеории является американский ученый Л. Фестингер, который сконцентрировал своевнимание на одном, но достаточно типичном случае возникновения диссонанса.Человек часто попадает в ситуацию, когда нужно выбрать одну из несовместимыхдруг с другом альтернатив. Для психолога интересен не только процесс,предшествующий выбору, но и процесс, который наступает после того, какнеобратимый выбор уже сделан. После осуществления выбора человек может узнать,что его выбор неправилен. В этих ситуациях предпринимаются попытки обесценитьдля себя те постоянные сообщения, которые противоречат, вступают внесоответствие, диссонанс с уже сделанным выбором. Приведение своего поведенияв соответствие с системой известных представлений о том, как нужно себя вести,есть проявление феномена когнитивного диссонанса.
Одно из важных направлений в исследовании мотивов посвященоисследованию мотивов самоактуализации. Хотя изучение этого мотива проводилосьеще К.Юнгом (учеником З.Фрейда), специально он анализируется А.Маслоу(представителем «гуманистической психологии»). Потребность в самоактуализацииявляется наиболее поздним продуктом развития мотивационной сферы человека, но,возникнув, начинает играть ведущую роль. В списке типичных чертсамоактуализирующихся личностей, по А. Маслоу, есть и такие, которые относятсяк мыслительной деятельности: «эффективное восприятие (имеется в виду«понимание», а не восприятие в узком смысле слова) реальности и комфортноеотношение с этой реальностью», «спонтанность и постоянная свежесть пониманияпроисходящего», «чувство юмора», «тенденция к творчеству». Высшим проявлениемсамоактуализации является переживание человеком полноты своего бытия. Человекинтерпретирует, т.е. осмысливает данный момент своей жизни как кульминациюжизни, ее истории, как высший пик своего индивидуального бытия.
Остановимся теперь на некоторых общих вопросах когнитивной теориимотивации. Существенным является вопрос о том, что собственно имеется в видупод «познанием» в рамках данной теории. Напомним, что под познанием имеются ввиду планы, цели, ожидания и даже тенденция к риску. Ограниченность в трактовкецелей и целеобразования в классических исследованиях уровня притязанийзаключается в том, что, по существу, вся познавательная активность субъекта,процессы постановки новых целей сводятся в значительной степени к актам выбораиз некоторого множества предложенных заданий. Не анализируется процессформирования цели на основе выбранного задания и сам процесс его выполнения(поиска решения задачи). Процессы познания редуируются к сравнительноэлементарным формам. При изучении мотивации достижения также не проводитсяразвернутый анализ познавательной активности субъекта, в лучшем случаерегистрируется ее конечная продуктивность. В исследованиях так называемогокогнитивного диссонанса также нет детального анализа процессов оценивания ипереоценивания, принятия или непринятия информации, вступающей в конфликт сустремлениями субъекта. Таким образом, одна из существеннейших особенностейкогнитивной теории мотивации, развиваемой в современной зарубежной психологии,заключается в том, что познание в связи с мотивацией изучается в сравнительноэлементарных формах, самопознание рассматривается в лучшем случае, как «арена»для проявления мотива, функции которого в познавательной деятельностисколько-нибудь подробно не анализируются. Следовательно, несмотря на постановкуважной проблемы «познание и мотивация» в рамках когнитивной теории мотивации,детальной разработки этой проблемы нет. В концепции самоактуализации также нетанализа самих познавательных процессов. Трактовка самоактуализации носитабстрактный характер, ставится акцент на индивидуальном самовыражении человека.Важно, однако, то, в каком направлении осуществляется самоактуализация, неосуществляется ли она за счет того, что другой человек лишается возможностисамоактуализации, т.е. важно отношение к социальным ценностям. Абстрактнойконцепции самоактуализации должна быть противопоставлена концепция всестороннегоразвития личности как продукта общественно-исторических условий и субъектапоследующего преобразования этих условий. Разработка проблемы «познание имотивация» должна включать развернутые исследования того, как человек познает,оценивает и сознательно регулирует свои потребности и мотивы, как онперестраивает их в ходе самовоспитания.
Заключение
Каждый из методов исследования мышления имеет свои сильные и слабыестороны, ограничительные рамки, поэтому в специальных работах можно найтидостаточно острые критические замечания в адрес каждого из методов. Например,метод лабораторного эксперимента упрекают за искусственность и относительнуюпростоту тех задач, которые решают испытуемые, участвующие в опытах.Действительно, испытуемые не делают научных открытий, не изобретают, а,например, соединяют четыре точки. Выход из этих реальных трудностей заключаетсяв сочетании разных методов исследования мышления, а также в использовании такихмодельных задач, которые доступны для использования в лабораторных условиях иявляются вместе с тем как бы фрагментом реальной деятельности. В этом планеудобными оказались игровые задачи.
Сторонники метода формирующего эксперимента часто недооцениваютзначение констатирующего эксперимента. В действительности же и по отношению клюбому формирующему эксперименту возникает задача проверки (оценки) того, чтоименно сформировалось, в каком отношении результат формирующего экспериментанаходится к целям экспериментатора.
В современной литературе сохраняется тенденция преувеличивать рольвысказываний крупных ученых и изобретателей о собственном творчестве. Этивысказывания, при всей их важности и интересности, все же следует рассматриватькак вспомогательный, вторичный материал, характеризующий уровень самосознаниясубъекта мышления. По существу, психологам приходится иметь дело с двоякимпродуктом деятельности мыслителя — созданной теорией, изобретением (решеннойзадачей) и сформированным представлением о том, как это делалось.Двойственность этого продукта отражает психологическое строение мыслительнойдеятельности человека. Применительно к самосознанию (рефлексии) также нужноотличать продукт рефлексии и процесс рефлексии. Рефлексия по поводу мышления необязательно является адекватной даже у теоретиков. Так, например, М. Бунгевозложил на некоторых философов ответственность за распространение мифа о том,что «ученые располагают двумя независимыми, хорошо отработанными истандартизированными методами, опираясь на которые они в состоянии браться залюбую научную проблему. Эти методы — дедуктивный и индуктивный — позволяютякобы ученому действовать без оглядки, без проб, а пожалуй, и без таланта».
Многообразие методов исследования мышления приводит кдифференциации и типов психологического исследования мышления.
При разграничении сфер влияния философии и психологии главным,по-видимому, является вопрос о том, чье мышление выступает в качестве объектаисследований. Для философии мышление выступает, прежде всего, какобщественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательныхвозможностей человечества, как родовое мышление человечества, а вконкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей,конечно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (теориюпознания) интересует прежде всего конечный продукт познавательной работычеловека. Психологию же интересует сам процесс порождения этих продуктов,конечных продуктов мыслительной деятельности.
Характеризуя предмет диалектической логики, известный советскийфилософ Э. В. Ильенков пишет: «Логика обязана показать, как развиваетсямышление, если оно научно, если оно отражает, т.е. воспроизводит в понятиях внеи независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами, создаетего духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его влогике движения понятий. Чтобы воссоздать потом и на деле – в эксперименте, впрактике». В этом высказывании отчетливо выражен интерес к мышлениюпонятийному, к такому уровню его функционирования, который называется научным.Психологию же интересуют и более простые формы мышления.
Литература
1. Маклаков А.Г.Общая психология. СПб.: Питер, 2003.
2. ТихомировО.К. Психология мышления. Москва, 2002.