Межличностныйаспект речевого общения
План
1. Речькак феномен человеческой коммуникации.
2. Языки дискурсивное мышление.
3. Межличностнаякоммуникация как составляющая часть структуры общения.
4. Восприятиеи понимание в структуре межличностного общения.
5. Уровниобщения и его особенности в различных условиях.
1.Речь как феномен человеческой коммуникации
Речьчеловека, человеческое слово и история его развития выступают, во-первых, какпредмет лингвистики, которую мы понимаем как собственно историческую науку (намкажутся правильными требование углубить семантический анализ до идеологическогои понимание развития морфологии речи как процесса, обусловленного развитиемобщественно-экономических отношений); во-вторых, как предмет психологии, т. е.как своеобразная деятельность индивида, развивающаяся в процессе развития егоотношений к действительности (частью которой является речь в ее объективном,общественно-историческом бытии) и, наконец, в-третьих, как системафизиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но ккоторым она не сводится.
Обращаясь кпсихологическим исследованиям речи (и в первую очередь к исследованиям Л. С.Выготского), можно выразить их главные результаты в следующих положениях:
1) речькак своеобразная деятельность не стоит в ряду с другими видами деятельности, нозанимает центральное место в процессе психологического развития; развитие речивнутренне связано с развитием мышления (в реальном единстве с которым оновыступает) и с развитием сознаний в целом;
2) речь имеетполифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях; речиприсущи коммуникативная функция (слово — средство общения), индикативнаяфункция (слово — средство указания на предмет) и интеллектуальная,сигнификативная, функция (слово — носитель обобщения, понятия); все эти функцииречи внутренне связаны друг с другом;
3) речьявляется полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативнаяречь, то как речь громкая, ноне несущая прямой коммуникативной функции, то какречь внутренняя. Эти формы речи реально могут переходить одна в другую;
4) в речи (исоответственно в слове) следует различать ее физическую внешнюю сторону, ееформу, и ее семантическую (смысловую) сторону;
5) слово какединица человеческой членораздельной речи, во-первых, имеет предметнуюотнесенность (что составляет специфический признак человеческого слова) и,во-вторых, имеет значение, т. е. является носителем обобщения;
6) процессразвития речи не есть процесс количественных изменений, выражающихся вувеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, но процесскачественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития,который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает(как и процесс распада речи) все перечисленные функции, стороны и связи слова[5].
Главное содержаниеупомянутых исследований развития речи составляло исследование значения слова вего развитии. Полученный в этих исследованиях богатейший фактический материалпозволил установить, что, во-первых, в процессе онтогенеза значение слова качественноизменяется, т.е., строение того обобщения, носителем которого является слово (итем самым изменяется и форма связи слова и действительности); во-вторых,процесс развития слова осуществляется в процессе общения, в котором ребенок иовладевает значениями слов и «кристаллизованным» в них опытом человечества; втретьих, общение есть таким образом процесс реального взаимодействия«начальной» и «идеальной» (т.е. конечной) форм речи, ведь речь ребенкаразвивается не в монологе, а в диалоге, т.е. во взаимодействии с речьювзрослых; в-четвертых, развитие значения слов есть определяющий момент накаждой данной ступени психологического развития ребенка (это и есть реальноеразвитие осмысленности, т. е. разумности и свободы).
Такимобразом, для более полного и правильного уяснения процесса развития речинеобходимо дальнейшее теоретическое и экспериментальное исследование,направленное на вопрос о том, что движет развитием значений, т. е. на вопрос стом, что открывается за общением, по каким законам осуществляется переход от одногоуровня развития значений к другому, высшему уровню.
Рассматриваяречь с ее семантической стороны, мы прежде всего открываем в словеспецифический признак всякого истинного, т. е. человеческого, слова — егоотнесенность к некоторой действительности (предметную отнесенность слова); нослово не только относится к предмету, означая предмет, оно обобщает его, т. е.оно всегда является носителем некоторого обобщения; обобщение, лежащее засловом, и составляет в своей психологической характеристике то, что мы называемзначением слова.
Равнымобразом и процесс развития речи не есть прямой количественный процесс,выражающийся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова исопровождающийся постепенной утратой речью своего внешнего двигательногокомпонента, как это представлено в известной схеме Д. Уотсона (громкая речь —шепот — беззвучная речь), но это есть сложный процесс качественных изменений,который охватывает все перечисленные нами функции, стороны и связи слова.Главное содержание процесса развития речи и составляет развитие еесемантической стороны, связанное с развитием мышления и сознания ребенка вцелом. В процессе психологического развития ребенка меняется значение слова, т.е. то обобщение, носителем которого оно является. Это не значит, что меняется ипредметная отнесенность слова; слово — «рычаг» в речи ребенка и в речивзрослого может быть одинаково отнесено к данной конкретной вещи, но в то времякак в сознании ребенка это слово выступает как носитель первичного обобщенияряда конкретных предметов, например в значении рукоятки машины, длинной палки ит. п., для сознания взрослого человека слово «рычаг» значит любое физическоетело, имеющее одну точку опоры и две точки приложения сил. Таким образом, то,что называется конкретностью детского мышления, полностью раскрывает себя всвоеобразии строения значения детского слова, кристаллизующего в себеобобщающую деятельность ребенка.
За развитиемзначений лежит реальное развитие мышления, ибо вместе с процессом развитиязначений изменяется и форма отношения слова к конкретной действительности. Этонетрудно показать на уже приведенном нами примере: в то время как обобщение,лежащее за словом ребенка, связано с соответствующей ему действительностьюотношением прямой отнесенности, научное понятие рычага соотносится с конкретнымпредметом в сложном движении перехода через систему опосредствующих обобщений,т. е. необходимо предполагает наличие развернутого дискурсивного процесса, вкотором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется«переливание» понятия в другие понятия.
2.Язык и дискурсивное мышление
Благодаряязыку человек может проникнуть в глубь вещей, выйти за пределынепосредственного впечатления, организовать свое целенаправленное поведение,вскрыть сложные связи и отношения, недоступные непосредственному восприятию,передать информацию другому человеку, что является мощным стимулом умственногоразвития путем передачи информации, накопившейся в течение многих поколений.
Однако языкимеет и еще одну очень существенную роль, выходящую за пределы организациивосприятия и обеспечения коммуникаций. Наличие языка и его сложныхлогико-грамматических структур позволяет человеку делать выводы на основелогических рассуждений, не обращаясь каждый раз к своему непосредственному чувственномуопыту. Наличие языка позволяет человеку осуществить операцию вывода, неопираясь на непосредственные впечатления и ограничиваясь лишь теми средствами,которыми располагает сам язык. Это свойство языка создает возможностьсложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которыеявляются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека.
Этаособенность решающим образом отличает сознательную деятельность человека отпсихических процессов животного. Животное может формировать свой опыт лишь наосновании непосредственно воспринимаемых впечатлений или, в лучшем случае, наосновании наглядной «экстраполяции» тех событий, которые поступают к нему ввиде непосредственного впечатления [5].
Известно, чторазвитие психики в животном мире либо ограничивается передающимися понаследству сложными программами поведения, либо наряду с безусловными связямибазируется на условно-рефлекторных связях, начиная от самых элементарных икончая самыми сложными формами, которые и приводят к возможности экстраполяциинепосредственных впечатлений.
Совершенноиные возможности открываются у человека благодаря языку. Владея речью, человекоказывается в состоянии делать выводы не только из непосредственныхвпечатлений, но и из общечеловеческого опыта поколений. Именно возможностьюделать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного,чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникающееблагодаря языку.
Средстваязыка направлены на то, чтобы обеспечить человеку возможность не тольконазывать и обобщать предметы, не только формулировать словосочетания, но иобеспечивать новый, отсутствующий у животного процесс продуктивного логическоговывода, который протекает на вербально-логическом уровне и позволяет человекувыводить следствия, не обращаясь непосредственно к внешним впечатлениям.
Сложившийся втечение многих тысяч лет общественной истории аппарат логического сочетаниянескольких высказываний образует основную систему средств, лежащих в основелогического мышления человека. Моделью логического мышления, осуществляющегосяс помощью речи, может являться силлогизм.
Логическоемышление человека обладает многообразными кодами или логическими матрицами,являющимися аппаратами для логического вывода и позволяющими получить новыезнания не эмпирическим, а рациональным путем. Оно дает возможность вывестинеобходимые системы следствий как из отдельных наблюдений, которые с помощьюязыка включаются в соответствующую систему обобщений, так и из общих положений,которые формулируют общечеловеческий опыт в системе языка.
3.Межличностная коммуникация />каксоставляющая часть структуры общения
Анализмежличностной коммуникации – это анализ того, как с помощью каких средствпроисходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, т.е.субъективного опыта, от одного субъекта к другому.
Важнейшаяхарактеристика коммуникативной стороны общения – это ее знаковый иинтерпретативный характер. Информация всегда облекается в форму каких-либознаков, иначе она не может быть представлена для человека.
Речь — этоиспользование языка в коммуникативных целях, поскольку человеческая речьвозникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщитьчто-либо.
Структураречевой коммуникации предполагает как наличие элементов прохождения информациипо коммуникативной цепи (отправитель → кодирование сообщения → движениепо каналам → расшифровка (декодирование → получатель), так ипсихологических (намерение, замысел, цель, понимание сообщения) исоциально-ролевых (статусные, ситуативные роли участников общения, используемыеими стилевые приемы) характеристик.
На процессвзаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторыеособенности использования языка в речи. В их числе – денотация, коннотация,полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки.
Всоциально-ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающихвыступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Но не толькоролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников. А ивыбранные языковые средства, в частности – социально-символические средствадемонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся (форма обращения,имитация произношения, стиль речевого поведения) [7].
Невербальнаякоммуникация – это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений,закодированных и передаваемых через выразительные движения тела, звуковоеоформление речи, определенным образом организованную микросреду, окружающуючеловека, использование материальных предметов, имеющих символическое значение.От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность,ситуативность, синтетичность, спонтанность.
Интерпретацияневербального поведения – творческий процесс, который требует от его участниковнаблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т.е.коммуникативной компетентности с учетом множества специфических факторов.
Способностьслышать создает возможность обратной связи в межличностном общении. Благодаряобратной связи (оценочной и без оценочной) мы можем поддерживать иликорректировать впечатления других о нас и наших установках.
Выделяютнерефлексивный, рефлексивный (активный) и эмпатический стили слушания, в основекоторых лежит использование определенных речевых приемов. Эффективноеприменение различных стилей слушания способствует сохранению и развитию межличностногообщения.
4.Восприятие и понимание в структуре межличностногообщения
Социальнаяперцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основеестественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания однимчеловеком другого. Включает: – познание себя в процессе общения (черезрефлексию), – познание и понимание людьми друг друга (через идентификацию,эмпатию, аттракцию), – прогнозирование поведения партнера по общению (черезкаузальную аттрибуцию).
Воспринятыеэлементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначнымисигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту,что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры иэстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т.д. Образ –представление о другом человеке – формирует определенную установку по отношениюк данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему,направляет поступки, т.е. выступает регулятором поведения по взаимодействии сэтим человеком.
Формированиеобраза и его структура зависит и от особенностей воспринимаемого, и отситуации, от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возрастаи пола, наблюдательности, начитанности и др. факторов. В особенности: факторпревосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к наблюдателю.
Первоевпечатление не лишено ошибок, и наиболее типичные из них: «эффект ореола»;проецирование, эффект снисходительности, эффект стереотипизации. Один изспособов усвоения и переработки информации – сличение вновь поступившейинформации с социальными эталонами и стереотипами, которые вырабатываютсяобществом, являясь честью культуры, усваиваются человеком с детства. Процессобразования стереотипов неизбежен и направляется различными видами искусства,литературой, группой, в которой находится человек и чье влияние испытывает.
Рациональноепонимание – это накопление, систематизация вербализированных знаний о другихлюдях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений,оценок, представлений о человеке по его объективно существующим чертам,свойствам, мотивам. Главная задача – понимание мотивов, позволяющее оцениватьпоступки людей и прогнозировать их поведение.
Путьлогического, рационального познания может быть представлен как интерпретация,выступающая в форме суждения, рассуждения, диалога, наррации; состоящая излогического, языкового, практического компонентов; реализующаяся черезмеханизмы узнавания, вспоминания, уподобления, постановки гипотез, объединенияи объяснения, интуиции, рефлексии, эмпатии.
Каузальная атрибуцияявляется одним из способов интерпретации и заключается в приписывании причинповедения других людей. Может быть личностной, обстоятельной, стимульной.
Национальныйстереотип – инструмент политики; упрощенный, схематизированный, эмоциональноокрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы илиобщности, легко переносимый на всех представителей этой группы. Причины ихвозникновения – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальныхразличий.
Наряду ссоциальными стереотипами служат частично неосознаваемым фундаментом сохранениясоциальной и психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа,раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопониманиямежду людьми, способствуя возникновению предрассудков – необоснованныхнегативных представлений о других людях, не меняющихся даже при наличииубедительных свидетельств того, что данные суждения несправедливы, ошибочны.Предрассудки – это экономичный способ мышления; их «запускает» тревожность, угрозачувству безопасности.
5.Уровни общения и его особенности в различных условиях
Люди, какправило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно можетзаниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнятьобщественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этомобязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек,он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли,которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и котораяпозволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будутразличны в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте,руководителя предприятия или правительственном чиновнике.
В свое времявидный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший намногоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различалмакро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут,различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение,с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся иреализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людейкак субъектов этой деятельности. [5]
Микроуровеньсостоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включаеттакие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальныхусловиях люди взаимодействуют на всех уровнях.
Обычнорассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда толькоодному из партнеров отводится роль активного участника, а другому — пассивногоисполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов,обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор,диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этомпроцессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами пообщению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то,которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это иразговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседаученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особымипроявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдениедостаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избеганиедолгих прямых взглядов.
Совсемпо-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственнойдистанции между ними говорит о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятсяприкоснуться друг к другу. Данные психологических экспериментовсвидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза другдругу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости.
Эти параметры(пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпываютспецифику подобных ситуаций. К ним добавляются множество других: интонации ипазы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д.
В наиболееобщем виде средства общения разделяются на две большие группы — вербальные иневербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью, то есть как ичто люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы,взгляды, организация пространства общения и т.д.
Главную рольв общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: какобращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют лислова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведениебеседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумениипублично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически незадумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми — друзьями,коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотимсказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находимслов для выражения какой-то важной мысли или чувства.
Важнейшаяневербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человеквнимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза,выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние насобеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, бытьмаксимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести кобратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других«невербальных мелочей», таких, как время и место, где она происходит, еедлительность и т.д.
В социальнойпсихологии существует множество типологий общения, использующих самые разныеоснования, — длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия ит.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся обыденныхситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу иинтимно-личностное общение.
Деловоеобщение — это ситуация, когда целью взаимодействия становится достижениекакого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобноевзаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностныхотношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным ит.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен. Втаких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которогоделовая беседа состояться не может.
Воспитательноеобщение — это ситуации, в которых один из участников целенаправленновоздействует на другого, достаточно четко представлять себе желаемый результат,то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить ит.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладает ситуационно или постоянноавторитетом и знаниями.
Диагностическоеобщение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседникеили получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом ит.п.). Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой —отвечает. Чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен правильнозадавать вопросы, учитывая собственный статус и статус отвечающего, его готовностьдавать ответы и т.д.
Интимно-личностноеобщение во многом уникально и специфично. Оно возможно только когда партнерывнутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы вустановлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всеготакое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени являетсярезультатом предшествующих взаимоотношений.
Общениеиграет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение характеризуетсярядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такоевзаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрениядругого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтенысобеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны,пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем,использование которой может способствовать более легкому и быстромуустановлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контактесебя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое вдействительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причинойнапряженности общения. [1]
В ситуациигрупповой дискуссии и в публичном выступлении успешность взаимодействия нестоль значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены навзаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудиториивсегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать неочень интересную или уде знакомую информацию, когда же перед тобой только одинчеловек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначеобщение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общенияособенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Спецификадиадического общения определяется формальными ролями, в которых находятсясобеседники.
Литература
1. Алешина Ю.Б., ПетровскаяЛ.А. Что такое межличностное общение? //Хрестоматия по социальной психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2. Андреева Г.М. Предметсоциальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия посоциальной психологии — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
3. Гримак Л.П. Общение ссобой — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.
4. Колшанский Г.В.Контекстная семантика. – М.,1980.
5. Леонтьев А.А. Язык. Речь.Речевая деятельность.– М.: Педагогика, 1969.
6. Пиз А. Общие понятия оязыке жестов //Хрестоматия по социальной психологии — М.: Международнаяпедагогическая академия, 1994.
7. Робер М., Тильман Ф. Общиесведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии — М.:Международная педагогическая академия, 1994.
8. Смелзер Н. Социология — М.: Феникс, 1994.
9.