Реферат по предмету "Психология"


Лекция по психологии 2

--PAGE_BREAK--IQ=        Фактический возраст  *  100
Умственный возраст устанавливается в соответствии с количеством набранных баллов, соотнесенным с определенным возрастом.

Пороком этого теста является то, что фактически он устанавливает не способности, те динамику приобретения знаний, навыков и умений, а уже имеющиеся у личности знания, навыки и умения, которые и используются испытуемым при решении тестов и задач. Количественное измерение должно быть основано  на методике именно изучающей динамику формирования знаний, навыков, умений. Одной из таких методик является метод определения зоны ближайшего развития Л. Выготского. Суть его в том, что тестовые задания предъявляются испытуемому дважды. Сначала он пытается решить их сам, а второй раз с помощью педагога. Затем сопоставляются результаты первого и второго испытания и их динамика и есть показатель уровня способностей.

Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Характер – целостное образование, сложное и неделимое  сочетание всех психических качеств личности (волевых, чувств, и интеллекта). В отличие от направленности, определяющее цели и общее направление деятельности личности, характер определяет способ деятельности, как определённая программа поведения, обеспечивающая типичные реакции в типичных условиях.

Среди системы качеств, составляющих характер доминирующие и второстепенные черты. Последние могут гармонировать с первыми или нет. В первом случае мы видим цельный характер, во втором – противоречивый. Черты характера принято систематизировать по четырём группам:

1.     отношение к другим людям,

2.     отношение к себе,

3.     отношение к делу,

4.     отношение к вещам.

Характер выступает как психологический каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно связанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в разных видах деятельности. Характер является не врождённым, а социально приобретенным качествам. Основные факторы, формирующие его: общественный строй(действующий через отношения в малых группах), характер деятельности личности, её содержание, успешность и перспективы, темперамент, воспитание, самовоспитание, направленность личности.

Наиболее яркое выражение характер получает в поступках, поведении, деятельности личности. Поэтому о характере следует судить прежде всего на основании поступков людей. Сам характер формируется через поступки, которые повторяясь становятся привычными, закрепляются в чертах характера: от анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности, и от понятого характера к уже предвиденным и уже ожидаемым поступкам. Об этом говорят восточная пословица: “Посей поступок –пожнешь привычку, посей привычку – пожнёшь характер, посей характер – пожнёшь судьбу”.

Характер – лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Речь идет о том, что человек, поставленный в ситуацию выбора или экстремальную ситуацию способен стать выше своего характера, как типичной реакции на определенные обстоятельства, и значит стать выше обстоятельства. Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и своим внутренним психологическим (характеру) представляет собой силу самоизменения   человека, основу его развития как личности. Поэтому любые попытки однозначного прогноза поведения человека, опирающиеся на знание его характера не могут дать совершенно достоверный результат.

Общеизвестное понятие “тяжёлый характер”. Но какой психологический смысл этого понятия. В нём выражено явление акцентуации характера, крайнего варианта нормы, результата усиления некоторых черт.

Акцентуация характера при неблагоприятных ситуациях может привести к патологическим изменениям поведения личности. А. Личко выделяет следующие типы акцентуации характера: интровертный – замкнутость, затруднённость в общении, и налаживании контактов с окружающими, уход в себя. Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, хвастливость, поверхностность, конформность. Неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, подозрительность.

Неврастенический тип – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность, переходы от кратких вспышек гнева к умиротворению, раскаянию и слезам. Сензитивный тип – пугливость, замкнутость, застенчивость, чувство неполноценности. Демонстративный тип – эгоцентризм, потребность в постоянномвниманиик своей особе, восхищении и сочувствии, лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения.

Особо волновал людей всегда вопрос о проявлении черт характера во внешности людей. Уже Аристотель и Платон выдвинули идею диагностики характера человека по сходству его внешнего вида с каким либо животным Человеку, похожему на к-л животное приписывались черты этого животного.

В XVIII веке некий И.К. Лафатер написал труд “Физиогномика”, в котором доказывал, что человеческая голова есть зеркало души и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики есть основной путь познания характера. Его выводы основывались на собственных соображениях по поводу портрету знаменитых личностей (среди которых было немало мифических типа библейских пророков). Идеи Лафатера не оправдались в его собственном опыте. Так его физиогномика не помогла ему распознать характер случайного попутчика, который его убил, во время беседы. Но знамя Лафатера подхватил Франц Галль, разработавший целую “научную систему” — френологию  (от слова “френ” — “ум”). Он считал, что все свойства характера имеют строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень выраженности этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих участков мозга. Выпуклости и впадины мозга зеркально отражаются на строении черепа, и т.о. по характеру черепа можно судить о характере человека: “Бедный Йорик” — как сказал Гамлет. Галль составил социальные френологические карты, где разместил качества характера по различным шишками впадинам черепа и мозга.

Ч. Дарвин выдвинул мысль о связи индивидуального характера с определенными частым повторением выражениями лица. Однако, к огорчению всех физиогномистов и френологов, следует признать, что, хотя, конечно, характер личности проявляется во внешнем виде ее, но не настолько ясно, устойчиво и однозначно, чтобы была возможна научная систематическая диагностика подобного рода: по внешности определять характер. Хотя иногда отдельные, частичные достижения в этой области возможны.

Важнейшим элементом структуры личности является  ее уникальное, индивидуальное сознание, в котором, кроме уникальных черт, конечно содержится определенное общее, общественное содержание, но индивидуально усвоенное, оформленное и выражаемое. Индивидуальность в случае с сознанием как и во всех других случаях не отрицает, а наоборот предполагает типичность его содержания. Сознание включает в себя два основных взаимосвязанных компонента – социальный опыт, усвоенный личностью в виде системы знаний (не только знаний о мире, людях и обществе, но и о способах деятельности) и совокупность психических процессов (интеллектуально-познавательных, эмоциональных, волевых) обеспечивающих сознательное поведение личности и вообще формирование самого сознания и его функционирование. Нет необходимости специально углубляться в анализ структуры и закономерностей сознания здесь, ибо это большой и специальный вопрос, тем более, что мы его рассматривали уже в первой лекции.

Высшим и, может быть, важнейшим элементом психической структуры личности является самосознание. Оно формируется на протяжении всего периода социализации личности и венчает процесс формирования личности. Самосознание личности  психологи определяют  как Я-образ – относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. По своей психологической структуре Я-образ является своеобразной психологической установкой личности по отношению к самому себе. Как установка он включает в себя три момента:

1.     познавательный (представление о своих способностях, внешности, социальном статусе и т.п.)

2.     эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие и т. п.)

3.     поведенческий (волевой) – стремление быть понятым, завоевать социальное одобрение, повысить свой статус и т. п.

Поскольку самосознание включает в себя не только представление о себе, но и представление о своих отношениях к другим и определенное представление об отношении других ко мне (атрибутивная проекция), то я-образ оказывается сложной по своей структуре установкой.

Схема Я-образа

Я сам (Я о Я)

Отношение к другим (Я и другие)

Атрибутивная проекция (другие и Я)

Познавательный момент.

Сумма представлений о себе.

Знание о других

Проекция представлений о себе в сознании других

Оценочный,

самооценка

Оценка других

Ожидаемая от других оценка

Поведенческий

Уровень притязаний

Отношение к другим

Ожидаемое отношение ко мне

Остановимся на отдельных элементах этой системы. Сумма представлений человека о себе неоднозначна. В образе Я, который мы рисуем для себя т.е. собственном психологическом автопортрете, легко обнаружить не одного, а нескольких Я. Это, во-первых, т.н. “реальное Я” или “переживаемое, сиюминутное Я” – представление личности о себе в конкретный момент переживаемой конкретной ситуации. И таких Я, сменяющихся друг за другом в жизни личности очень много. Второе Я – идеальное Я, т.е. образ субъекта каким он должен быть, чтобы соответствовать общественным ожиданиям и собственным устремлениям. Оно более устойчиво, хотя, конечно, идеализирует личность. Наконец, есть ещё и фантастическое Я – представление о себе каким бы я хотел бы быть, если бы это зависело только от моего желания. Все эти Я сложно взаимодействуя друг с другом играют основополагающую роль в структуре самосознания, ибо определяют характер остальных элементов самосознания. Что касается знания о других, ожидаемых оценок и ожидаемого отношения и проекции представлений о себе на других, то здесь действует принцип личностного уподобления. Например, оценивая других людей, или формируя представления о них, человек склонен судить по себе (ибо вначале у него вообще нет другой мерки). То же самое касается и представлений об отношении других ко мне. Как я к другим отношусь, так и другие кажется, должны относиться ко мне. Однако, с накоплением опыта жизни принцип личного уподобления может постепенно заменятся принципом противопоставления по типу пропозиции: я и они (я – хороший, они – плохие), или комбинаций принципов уподобления и противопоставления. От представления личности о себе зависит, в первую очередь ее самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей. Самооценка может быть трех типов: более или менее реальной, завышенной или заниженной. Реальная обеспечивает нормальное самочувствие личности и наиболее эффективное включение ее в систему общественных связей. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя и свое значение в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате, он как правило сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию, что может привести к утрате межличностных контактов и замыканию в себе.

 Заниженная самооценка есть результат далеко не всегда осознаваемой проекции реального Я на идеальное Я. Заниженная самооценка ведет к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличию, самообвинению, тревожности. Она есть своеобразное подавление, самоунижение, умаление (своеобразный крест на себе).

Самооценка личности связанна не только с представлением о себе, но и с ожидаемой оценкой, а так же реальной оценкой со стороны других, и наконец оценкой личностью группы. Каковы конкретные выражения конкретных взаимосвязей, легко может определить любой студент самостоятельно. Общая тенденция здесь – повышение самооценки с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Реальная оценка тем выше, чем выше оценка личностью других. (Можно составить сводную таблицу, где коррелированны эти показатели).

Психологи разработали много методик выяснения самооценки. Самая простая – расположение себя на градуированной шкале оценок:

Самый умный

Самый красивый

Самый счастливый

Самый глупый

Самый уродливый

Самый несчастный

Большинство людей располагают себя чуть выше середины, что говорит о потребности каждого в самоуважении. Самоуважение в ещё большей степени чем самооценка зависит от уровня притязаний личности – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую ставит индивид перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций. С одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить, чтобы избежать неудачи. Собственно люди делятся по этому признаку на два типа: I. Одни стремятся избежать неудачи и поэтому при выборе задач разной трудности выбирают более легкие. II. Другие же стремятся к максимальному успеху и выбирают самые трудные задачи. Уровень притязаний зависит от успехов, достигаемых личностью. Эту связь выразил У. Джеймс в формуле самоуважения = успех

                                                                                  притязания

В случае успеха уровень притязаний повышается, а в случае неудач понижается. Из этой формулы вытекает и два основных способа поддержания самоуважения личности. Либо путем увеличения своих успехов, либо путем снижения уровня притязаний. Самоуважение настолько важно для личности, что в случае его устойчивого падения в результате неуспеха, неудач реальных достижений сначала снижается уровень притязаний, но лишь до известного предела, не ниже общественно средней нормы. А далее включаются механизмы психологической защиты своего Я – образа и его достаточно высокой самооценки. Механизм самозащиты может включаться и в другом случае, если личность имеет низкие реальные достижения, но не хочет снижать свой уровень притязаний.

Это  механизмы:

1.     Агрессия – реальная или только в воображении против других или против себя.

2.     Замещение деятельности, оказавшейся блокированной непреодолимыми или  кажущимися непреодолимым барьером другой деятельности, где успех более реален.

3.     Рационализация – убеждение самого себя в не значимости блокированной препятствиями деятельности.

4.     Вытеснение – спрятать голову в песок, как бы отключиться, забыть о неприятном.

Самосознание, хоть оно и так называется на самом деле никогда не присутствует в сознании целиком и является осознанным. Большая его часть существует в подсознании и оттуда определяет поведение личности. Поэтому мы должны различать самосознание как сложную психологическую структуру Я-образа и осознание этого Я – образа личностью (или его самосознание). Все обладают самосознанием, но далеко не каждый достигает само осознания.

Структура самосознания является результатом процесса и механизма его формирования. Познавая сначала на себя, а других людей, индивид затем начинает сравнивать себя с ними и смотря в себя через других составляет Я – образ, на основе которого затем оценивает себя, сопоставляя самооценку с оценкой других и оценивает других и проецирует их оценку на себя. На основе этого комплекса оценок индивид определяет поведенческий момент. Я – образа, сопоставляя то, что он делает с тем, что от него ожидают другие.
5.     Проблема типологии личностей.

Ни одна типология, ни сумма всех типологий не исчерпывают ни одной конкретной личности, но они позволяют выявить существенные признаки личности, классификация по которым позволяет нам более эффективно строить отношения с различными типами личности, учитывая их типические черты. Проблема типологии – проблема выбора критериев ее. Поскольку личность имеет бесконечное число черт и проявлений, критерии типологии выбираются, исходя из конкретных потребностей людей, исследующих личность. При любой типологии нужно учитывать, что ни один конкретный человек не исчерпывается определенным для него типом, и имеет специфическое проявление черт.

Рассмотрим ряд наиболее распространенных в психологии классификации личности. Очень многие классификации примыкают к опорной  схеме деления людей по темпераменту:

А

(по Павлову)

Б

(по Х.Айзенку)

В

(Р. Акофф, Ф. Эмери)


       Неуравновешенный                            Невротизм (эмоционально-

                                                                   психическая неустойчивость

                                                                     к психическим травмам)




Инерт-     М   Х      возбу-                    интро-           М    Х     экстро-                           

ность                       димость                версия                           версия  

                 Ф    С                                                           Ф     С

              

          Уравновешенный                        эмоциональная стабильность
                       Чувствительность к личным переживанием



                                                    АП   ЛА

                             Пассивные                        активные

                                                   ОП    ОА                  

                

                       Чувствительность к внешним обстоятельствам

Смысл типологии Айзенка и Акоффа, Эмери в том, чтобы применить эту типологию к прогнозированию такой важной психологической характеристики как “совместимость людей”. На основе своей классификации в частности Акофф и Эмери разработали целую систему комбинаций типов взаимоотношений позволяющую прогнозировать эти отношения. В центре графика находится характер, в котором все эти черты находятся в равновесии. В пространстве Оаи, ЛП находятся “чистые типы” характеров, хотя и разные. ОА быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идет им навстречу мало думая о себе. ЛП – все время занят собою и старается не проявлять активности. В пространстве ОП и ЛА находятся  смешанные характеры, находятся в контакте одновременно с обстоятельствами и с внутренним миром. Чистые типы более трудно, чем смешанные приспосабливаются к своему окружению и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами чистый тип ОА становится все более активным, поддающимся их взаимодействию, а чистый тип ЛП еще более уходит в себя (не трогайте меня). Смешанные характеры напротив смещаются к центральной точке равновесия. Такая же динамика чистых и смешанных типов наблюдается с возрастом.

Если мы в пространстве характеров поместим двух людей, то окажется, что они образуют два вектора, составляющие вместе угол, который называется углом асимметрии. По величине этого угла и разности векторов можно судить о совместимости характеров.

Примерно те же цели типологии Айзенка, с помощью которой он установил, что максимальная совместимость достигается при взаимодействии противоположных темпераментов по принципу взаимодополнения. Дружеские отношения способны поддерживать люди одного темперамента, кроме холериков. Наиболее универсальными партнерами в общении являются флегматики, т.к. их устраивает  любой темперамент, кроме собственного.

Методика определения своего типа по графику Айзенка или Акоффа, Эмери, весьма проста: человек откладывает свою оценку указанных качеств по обоим осям  и совмещая две точки находит свой показатель.

В общении большое значение имеет не только характер и темперамент людей, но и их особенности восприятия внешнего мира и друг друга, т.н. сенсорный опыт. Чтобы изучить эту зависимость разработали сенсорную типологию.

I

Визуалист

Кинестетик

Аудиалист

“Компьютер”

Употребляемые слова

Смотреть, наблюдать, любуюсь, яркий

Чувствовать, ощущать, теплый, обожаю

Звучать, слышать, тон, громкий

Понимать, знать, представлять, интересно, логично

Поза

Голова вверх, спина прямая

Спина согнута, голова опущена

Голова склонена набок

Прямая поза, руки скрещены

Движения

Напряжённые

Раскрепощённые

Средние

Ригидные

Взгляд

Поверх других

Вниз, ниже других

В одну сторону, вниз

Через головы других

Речь

Быстрая, громкая, высокий тон

Медленная, негромкая, низкий грудной голос

Мелодичный голос, выразительная речь

Монотонный

Правила слушания

Я должен видеть, для того чтобы слышать

Приблизиться поближе

Не смотреть, чтобы слышать

Никакого контакта глаз

Чтобы человек мог воспринять, что вы ему хотите сообщить, нужно, чтобы информация была подана ему на “языке” сенсорном, который для него адекватен.

Прогнозированию поведения призвана служить типология Норакидзе, который в зависимости от соотношения внутренних мотивов и внешнего поведения выделяет три основных типа личности:

I.                   гармоническая (нет конфликта и расхождения между поведением и внутренними мотивами,

II.                конфликтная, противоречивая – разлад между поведением и мотивами, желаниями.

III.             Импульсивная – поступает только по своему желанию, либо, если нет ярко выраженных желаний, то поступает в соответствии с воздействиями  извне (человек – флюгер).

Задача прогнозирования характера личности в зависимости от его физиологической конституции преследовал Кречмер, выделивший четыре основных типа  конституции телосложения, которые определяются динамикой внутриутробного младенца. Первый тип – астеник – хрупкое телосложение, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлинёнными и худыми конечностями вытянутым лицом, но с сильно развитой нервной системой и головным мозгом. Этому физиологическому типу соответствует психологический тип  “шизотимик” – замкнутость, склонность к размышлениям, к абстракциям, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним, настойчив, систематичен и последователен, строг, справедлив, непритязателен. Шизотимики по Кречмеру бывают следующих разновидностей: “тонко чувствующие люди”, идеалисты – мечтатели, холодные, властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. Из этого типа формируются три таких типа исторических деятелей: I. Чистые идеалисты, деспоты и фанатики, люди холодного расчета.

Второй тип – пикник – человек малого или среднего роста, с выражено жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее. Этому типу соответствует психологический тип циклотимика:  Эмоционален (эмоции колеблются между радостью и печалью), общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Разновидности циклотимиков: весёлые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Из пикников вырастают три типа лидеров: 1. Храбрые борцы, народные герои 2. Живые организаторы крупного масштаба, 3. Примеряющие политики.

Третий тип – атлетик – крепкий скелет, выраженная мускулатура, пропорциональное, крепкое телосложение, широкий плечевой пояс. Ему соответствует психологический тип искотимика. Они бывают двух типов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Дипластик – человек с неправильным телосложением.

Сам Кречмер считал, что конституционные особенности определяют не только психологический тип, но и предрасположенность к определенной психологической патологии. Так циклотимик превращается в циклоида, шизотимик в шизоида. Но специально клиническую типологию личностей мы рассмотрим в теме психические девиации.

Типология по доминирующему инстинкту Гарбузова В. призвана прогнозировать жизненную ориентацию и вообще судьбу личности. Он выделял семь ведущих инстинктов (по его определению – фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжение рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации в первичную социализацию человека).: 1. Самосохранения, 2. Продолжения рода, 3. Альтруистический, 4. исследования, 5. Доминирования, 6. Своды, 7. Сохранение достоинства.

Обычно у человека доминирует преобладает один инстинкт, который и определяет тип личности (и ее судьбу, ее приспособление к миру. Соответственно есть семь первичных чистых типов (и масса смешанных).

1-й тип -  эгофильный: — эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться с социальными потребностями ради собственной безопасности. Отрицание риска, тревожность в отношении собственного здоровья и благополучия,.

2-й тип – генофильный: — сверх любовь к своим детям, — семейственность, сверх забота о безопасности и здоровье своих детей, тенденция отрицания своего в пользу мы (семьи) – сверхтревожность  в отношении будущего своих детей.

3-й тип – исследовательский: — склонность к исследовательской деятельности, — склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве, — способность без колебания оставлять обжитое место, налаженное дело, при появлении нового, требующего риска, но интересных задач и дел, — устремленность к творчеству, — самоотверженность в реализации  творческих устремлений.

4-й тип – альтруистический – доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.

5-й тип – доминантный: склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных организационных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жестокой борьбе за лидерство, приоритет общего (интереса дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

6-й тип – либертофильный: склонность к протесту, бунтарству, предрасположенной к перемене мест, стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.

7-й тип дигнитофильный – нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием, социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескопромисность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Фундаментальную комплексную типологию личности попытался разобрать классик психоанализа Юнг. В основу классификации он положил четыре признака: 1. Экстроверсия, интроверсия,2. Рациональный – иррациональный, 3. Мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик), 4. Ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип – интуит.

Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни, для эмоционального – главное выражение отношения к событию, оценка события, его принятие, как факт, как чувственный опыт, присуще умение воспринимать реальность. Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение. Людей с преобладающими формами (ощущения интуиции) относят к иррациональному типу, а с преобладанием логики, эмоций к рациональному типу.

Типология социотипов будет выглядеть так:

               Интроверты                                                          Экстраверты

Иррациональные   рациональные      Иррациональные   рациональные

этики логики       этики логики          этики логики            этики логики

 И  С     И  С         И  С     И  С             И  С     И  С              И  С     И  С

И – интуиты, С – сенсорики.

Каким выглядит определенная комбинация признаков определяет психосоциотип личности – врождённую психическую структуру, определяющую конкретный тип информационного обмена личности со средой.

Соответственно выделяют 16 типов психотипов (8 интровертов, 8 экстравертов). Интроверты: 1. ИЭИ – Есенин, 2. СЭИ – Дюма, 3. ИЛИ – Бальзак, 4. СЛИ – Габен, 5. ЭИИ – Достоевский, 6. ЭСИ – Драйзер, 7. Робеспьер, 8. ЛСИ – Горький. Экстраверты: ИЭЭ – Гексли, 2. СЭЭ – Наполеон, 3. ИЛЭ – Дон Кихот, 4. ИЛЭ – Жуков, 5. ЭИЭ – Гамлет, 6. ЭСЭ – Гюго, 7. ЛИЭ – Джек Лондон, 8. ЛСЭ – Штирлиц.

Потенциально возможно бесконечное количество классификаций личности, но всегда нужно понимать их функциональную предназначенность, которой ограничено их значение, и кроме того, в любой классификации есть элемент искусственности и относительности, поэтому их нельзя абсолютизировать.

Мы можем, например, предложить такую нравственную типологию личностей.

    

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О революции и контрреволюции в 1917 году роль Л Г Корнилова
Реферат Расходы по совершению исполнительных действий
Реферат Расторжение брака: условия, порядок и правовые последствия
Реферат Астафьев и дети
Реферат Социология досуга молодежи в пространстве города
Реферат Судебная реформа 1864 г., ее прогрессивно-демократический характер
Реферат Расторжение трудового договора при ликвидации предприятия
Реферат Развитие права в СССР 30-х годов
Реферат Affirmative Action Essay Research Paper Affirmative ActionAmerica
Реферат Расторжение трудового договора
Реферат Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Реферат Развитие института уполномоченного по правам человека в РФ
Реферат Рабочее время: понятие, нормы и виды
Реферат Развитие и современное состояние апелляционного производства
Реферат Разделение властей государственного механизма