1. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ.
Готовностьк школе. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Отличительнаяособенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учебаявляется обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее несетответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системестрогих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержаниемстановится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый типвзаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не простовзрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он являетсяофициальным носителем общественных требований, к ребенку. Оценка, которуюученик получает на уроке, — не выражение личного отношения учителя к ребенку, аобъективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценкунельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.
Взаимоотношениядетей в классе отличаются от тех, которые складываются в игре. Главныммерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становятся оценкаучителя, успехи в учебе. Вместе с тем совместное участие в обязательнойдеятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общейответственности.
Усвоениезнаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебнойцелью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени,но и для будущего, впрок.
Знания,которые получают дети в школе, имеют научный характер. Если прежде начальноеобучение представляло собой подготовительную ступень к систематическомуусвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такогоусвоения, которое начинается с первого класса.
Основнаяформа организации учебной работы детей — урок, на котором время рассчитано доминуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко ихвыполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требованиякасаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.
Ученикдолжен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость,подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы емунеобходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкийумственный кругозор.
Ученикусовершенно необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться.Сюда входятпонимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознаниеспособов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.
Важнаясторона психологической готовности к школе — достаточный уровень волевогоразвuтuя ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, котороетребует комплексных психологических исследований.
Вструктуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (подaнным Л.АВенгер, АЛ.Венгер, В.В.Холмовской, ЯЯ.Коломинского, Е.АПашко и др.):
1. Личностнаяготовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новойсоциальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной сдеятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит иопределенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьномуобучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной(атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а возможностью получатьновые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущемушкольнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательнойдеятельностью, что становится возможным при сформированной иерархическойсистеме мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебноймотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный ypовеньразвития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенкадолжна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фонекоторой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.
2. Интеллектуальнаяготовность ребенка к школе. Данный компонент готовностипредполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенокдолжен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементамитеоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления иосновными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном,мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия спредметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагаетформирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, вчастности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельнуюцель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальнойготовности к обучению в школе предполагает:
дифференцированноевосприятие;
аналитическоемышление. (способность постижения основных признаков и связей между явлениями,способность воспроизвести образец);
рациональныйподход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическоезапоминание;
интереск знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладениена слух разговорной, речью и способность к пониманию и применению символов;
развитиетонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
3. Соцuально-псuxoлогuческаяготовность к школьному обучению.
Этоткомпонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодарякоторым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит вшколу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточногибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимыумения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умениеуступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие удетей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаямдетской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника вситуации школьного обучения.
Спроблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучениюсталкиваются практически е психологи, работающие в учреждениях народногообразования. Ежегодно, начиная с апреля-мая и по август, дети, достигшиесемилетнего возраста, потоком устремляются в школу. В разных школах существуютсвои способы и методы организации приема детей.
Современнаяшкола находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннееразвитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических иинтеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализацииучебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка(при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принциповдоступности, посильности), является дифференцированное обучение, в основе котороголежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на основе глубокойпсихофизиологической и психолого-педагогической диагностики.
Нижеприводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу. Онипомогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определитьстепень школьной зрелости ребенка. Все методики апробированы и прикомплектовании разноуровневых классов.
Готовностьдетей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование,контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
1.Планирование — умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
низкийуровень — действияребенка не соответствуют цели;
среднийуровень — действияребенка частично соответствуют содержанию цели;
высокийуровень — действияребенка полностью соответствуют содержанию цели.
2.Контроль — умениесопоставить результаты своих действий с поставленной целью:
низкийуровень — полноенесоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этогонесоответствия не видит);
среднийуровень — частичноесоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельноребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
высокийуровень — соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок можетсамостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения — стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствахокружающего мира и использовать их:
низкийуровень — ребенокориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступныорганам чувств;
среднийуровень — ребенокстремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира — находить и использовать эти обобщения;
высокийуровень — явновыражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойстваокружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знанияв своих действиях.
4.Уровень развития интеллекта:
низкий — неумение слушать другого человека,выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ниже среднего — неумение слушать другого человека,ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
средний — неумение слушать другого человека,простые логические операции — сравнение, обобщение в форме словесных понятий- выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций — абстракция, конкретизация, анализ, синтез — допускаются ошибки;
высокий — возможны некоторые ошибки впонимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но этиошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
очень высокий — возможность слушать другогочеловека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.
РЕБЕНОКК ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ
Неумеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируетсятолько на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнятьлогические операции в форме понятий.
РЕБЕНОКК ШКОЛЕ ГОТОВ
Умеетпланировать и контролировать свои действия (или стремится к этому),ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающегомира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другогочеловека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в формесловесных понятий.
Углубленноеобследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель-май). Наосновании результатов обследования окончательное заключение о готовности детейк школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога,физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциациикомиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.
Приопределении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром можетслужить карта-характеристика, в которой заложены три уровня готовности кобучению по следующим параметрам:
1. Психологическая и социальная готовность.
2.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций. 3. Развитиепознавательной деятельности.
4. Состояние здоровья.
КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ (СООТВЕТСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ОБВОДИТСЯКРУЖКОМ)
А.Желание учиться в школе
1. Ребенок хочет идти вшколу.
2.Особого желания идти в школу пока нет.
3.Идти в школу не хочет.
Б. Учебная мотивация
1.Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели илиприобретают самостоятельную привлекательность.
2.Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторонаучения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности...)
3.Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе
ребенок не видит,
В. Умение общаться,адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
1. Достаточно легковступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл,адекватно ведет себя.
2. Контакт и общениезатруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсемадекватны.
3. Плохо вступает вконтакт, испытывает сильные затруднения в общении, в пониманииситуации.
Г. Организованностьповедения
1. Поведениеорганизованное.
2. Поведение недостаточноорганизованное.
3. Поведениенеорганизованное.
ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Выше среднего, средний: большинствопоказателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Нижесреднего:большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается3-м уровнем.
2. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
А.Фонематический слух, артикуляционный аппарат
1.Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речьправильна, отчетлива.
2. Вфонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения(необходимо обследование логопеда).
3.Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б. Мелкие мышцы руки
1.Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.
2.Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает снапряжением.
3.Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В.Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость
1.Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения,подвижен, ловок.
2.Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве,координации движений, недостаточно ловок.
3.Ориентация в пространстве, координация движений разбиты плохо, неуклюж,малоподвижен.
Г.Координация в системе глаз — рука
1.Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор,фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).
2.Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится втетрадь с незначительными искажениями.
3.При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния,допускаются грубые искажения.
Д.Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов вкартинках-нелепицах, картинках с множеством контуров)
1. Соответствует среднимпоказателям возрастной группы.
2. Ниже среднихпоказателей возрастной группы.
3. Намного ниже среднихпоказателей возрастной группы.
ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКАУРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Вышесреднего, средний:большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.
Нижесреднего:большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.
Низкий: большинство показателей готовностиоценивается 3- м уровнем.
3.РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.Кругозор
1.Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок можетрассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временахгода.
2.Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3.Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны,бессистемны.
Б.Развитие речи
1.Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
2.Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаютсяотдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.
3.Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок(нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).
В.Развитие познавательной активности, самостоятельности
1.Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно,не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданийтребуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3.Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданийтребуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру необнаруживается, любознательность не проявляется.
Г.Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения,установления закономерностей)
1.Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкиеразличия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2.Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерныхсвязей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
3.Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок можетперенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4.Привыполнениизаданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установлениязакономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом,самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д.Произвольность деятельности
1.Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватныесредства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводитдело до конца.
2.Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства,проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается,трудности преодолевает только при психологической поддержке.
3.Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи впроцессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельностьиз-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощьмалоэффективна.
Е.Контроль деятельности
1.Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может самсопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
2.Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели,самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие.
3.Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видитэтого несоответствия.
Ж.Темп деятельности
1. Соответствует среднимпоказателям возрастной группы.
2. Ниже среднихпоказателей возрастной группы.
3. Намного ниже среднихпоказателей возрастной группы.
ОБЩАЯ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКАУРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выше среднего, средний: большинство показателей оценивается1-м уровнем.
Нижесреднего: большинство показателей оценивается2-м уровнем.
Низкий:большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Оченьнизкий: интеллектуальные умения оцениваются4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.
4.СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
1.Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретныеобстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелыероды, травмы, длительные заболевания). .
2.Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить,говорить).
3. Состояниесоматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма,болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).
Группаздоровья_______________________________________
Заключение___________________________________________
Рекомендации поиндивидуальной работе с ребенком.
Возможендругой подход при обследовании будущих первоклассников. В основе его принципдостаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества)ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности кшкольному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него типкласса. Такими показателями считаются:
способностьребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственнойдеятельности);
способностьк саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планироватьдействия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться наобразец);
способностьудерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимыедля выполнения задания (кратковременная память);
способностьосуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;
словарноеразвитие и способность фонематического восприятия (слуха).
Вэтом случае степень готовности ребенка 6-7 лет к обучению определяется припомощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех простых тестов. Кпростым относятся тест фонематического слуха, тест копирования бессмысленныхслогов и тест словаря. Сложным является тест кратковременной памяти и умозаключений.Испытание проводится в течение 15-20 мин.
ТЕСТФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Проверяющийпредлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем слово, например «окно». Я буду всевремя повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Кактолько услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как быукажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал поошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда вконце ты скажешь: «Все правильно». Понятно?»
Послеудовлетворительного ответа можно приступить непосредствено к испытанию. Оновключает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (егорезультаты не учитываются при выставлении оценки за выполнение данноготеста). Остальные три задания — зачетные.
Первоезадание — контрольная фонема Р
Рама, рама, рама, рама,рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа,рампа, рампа, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок,коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик,окрик.
Второезадание — контрольная фонема С
Сон, сон, сон, сон, сон,сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, cон. Коса, коса, коса, коса, коса, коса,коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет,рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет.
Третьезадание — контрольная фонема Ч
Челка,челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить,чадить, чадить, чадить, щадить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать,щикать, чикать, чикать.
Почесть,почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть.
Четвертоезадание — контрольная фонема Г
Гора,гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора.
Голос, голос, голос,голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб,краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки,пороги, пороги.
Еслив том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенокне смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1-2 следующихзадания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленномтемпе (1 слово за 1,5 с).
Шкалаоценок
Системавыставления оценок в данном тексте имеет существенную особенность: с однойстороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнениивсех трех зачетных заданий, с другой — не имеет значения, в каком количествезачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку — водном или в трех. Приналичии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, котороевыполнено наихудшим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях,не суммируются). Используется четырех балльная шкала оценок:
0баллов — если хотя бы в одном, задании дошкольник не смог правильно заметить«лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного рядаслов.
1балл — заметил«лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.
2 балла — заметил «лишнее» слово при обычномтемпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу — «лишнее» словоназвал лишь после прослушивания всего ряда.
3балла — во всехзаданиях с первого предъявления вовремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал«лишнее» слово.
Шкалаэта применяется как к шестилеткам, так и к семилеткам. Ведь сам по себевозраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется последующим единым критериям:Количество полученных Уровень развития баллов фонематического слуха Низкий 1 Средний 2-3 Высокий
ТЕСТКОПИРОВАНИЯ БЕССМЫСЛЕННЫХ СЛОГОВ
Этомогут быть бессмысленные слоги, написанные каллиграфическим почерком. Одиннабор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке.«Посмотри, говорит проверяющий, — тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать,но попробуй это перерисовать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, исделай также вот на этом листочке». При этом время выполнения задания неограничивается.
Бывает,несмелый ребенок заявляет, что он не может выполнить задание, потому что неумеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик,затем простой геометрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только за
тем, после неоднократногопоощрения выполненных действий, буквенные слоги. Оценивается, конечно, толькоэто последнее задание.
Шкалаоценок
1 балл — каракули.
2 балла – есть сходство собразцом, но распознается не более трех букв.
3 балла - прочитывается,по крайней мере, 4 буквы.
4 балла – можно прочитатьвсе буквы.
5баллов — каждая буква написана четко, вся фраза имеет наклон не более чем на 30градусов.Количество полученных Уровень развития Баллов саморегуляции 1 , Низкий 2-3 Средний 4-5 Высокий
ТЕСТСЛОВАРЯ
Как идругие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки:берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие изних ребенку известны. На основании полученных ответов судят о словарномразвитии ребенка вообще. В распоряжении проверяющих пять стандартныхвзаимозаменяемых наборов. Поэтому в процессе обследования будущихпервоклассников проверяющие могут и должны чередовать эти комплексы: одномуребенку дается один набор, другому — другой и т. п.
Наборыслов
1.Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать,острый.
2.Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
З.Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать,колючий.
4.Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5.Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить,шершавый.
Приступаяк проверке словарного запаса ребенка, учитель говорит: «Представь себе, что тывстретился (встретилась) с иностранцем — человеком из другой страны, которыйплохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означаетслово «велосипед». Как ты ответишь?» .
Посколькусвои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре — какпассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет теили иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, топроверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого словас помощью жестов или движений.
Следуетподчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения владеть понятием,обозначенным определенным словом. Случается, что ребенок этим понятием владеет,но, не будучи знаком, с соответствующим словом литературного языка, употребляетвместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалектное слово.
Нельзяв подобной ситуации предлагать детям слова-синонимы, которые, по мнениюпроверяющего, они знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения темили иным понятием, а на знание слов, причем именно таких, которые принадлежатлитературному языку.
Оценкойпо данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из десяти словнабора.
Шкалаоценок
0баллов — отсутствуетпонимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова, или неправильнообъясняет его содержание, например: «Мех — его кладут в подушку и спят нанем».
1балл — понимаетзначение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования,практических действий или жестов.
1,5балла — ребеноксловесно описывает предмет, например: «Велосипед — на нем катаются, у негобывает два колеса, а бывает и больше — два больших и одно маленькое». Или: «Это- чтобы на нем кататься». «Зонтик — чтобы прятаться от дождя».
2балла — ребенок даетопределение, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание народ и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо — это бумага, на которойможно написать о себе и послать в конверте по почте».
Такимобразом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 2 х 10 =20 баллов.
Посколькус возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилетоклогично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней развитияданной способности рекомендуется пользоваться следующей таблицей: Уровень словарного развития Возрастные (сумма набранных баллов) группы низкий средний высокий шестилетки 6,5 7-12 12,5 Семилетки 11,5 12-15 15,5
ТЕСТКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
Каквидно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это виспользовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя ивзаимосвязанных, но качественно разных способностей — кратковременной памяти илогического мышления. Последняя способность представлена одним из видовумозаключений.
Тестированиеначинается обращением проверяющего к ребенку:
— Тылюбишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно отвечает утвердительно.)
Сейчася начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точноповторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.)
Жили-былитри мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.
Еслиребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти трифразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давайпопробуем еще раз. Слушай внимательно… Жили-были...»
Впротоколе фиксируется количество повторений, которые потребовались ребенку длявыполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременнойсмысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений,тем выше его уровень. При этомиспользуется следующая таблица: Уровень развития кратковременной смысловой Возрастные памяти (количество потребовавшихся повторений) группы низкий средний высокий шестилетки 8 5-7 1-4 Семилетки 7 4-6 1-3
Кактолько ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит кпроверке его способностей осуществлять простейшие умозаключения:
— Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто измальчиков самый высокий?
Еслиребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:
— Ну-ка давай подумаемеще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяетсялишь заключительная часть рассказа — сам вопрос.)
Послетого как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:
— Акто из мальчиков самый низкий?
Приопределении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшиеумозаключения учитывается общее количество повторений, которые потребовалисьему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом используетсяследующая таблица:
Возрастные группы Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, потребовавшихся для выполнения данного теста в целом). низкий средний высокий Шестилетки 10 5-9 1-4 Семилетки 8 4-7 1-3 /> /> /> /> />
Наблюденияза выполнением ребенком всех четырех описанных выше тестов дают возможностьсудить об уровне его умственной активности. При этом используются следующиекритерии:
1.Низкий уровень умственной активности: к выполнению заданий ребенок приступает только последополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнениитеста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обнаружениеошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагаетсязамыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнутьладонью по столу).
2.Средний уровень: ребенокне проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работувключается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначалепроявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает.Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не насущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал этикрасивые буквочки?», «А инопланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициативав общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.
3.Высокий уровень умственной активности ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям,обстановке, в которой проводится собеседование, к учителю. Охотно 'поддерживаетс ним разговор, сам: задает вопросы. В выполнение заданий включается безпромедления, прилагает усилия к преодолению трудностей, нередко пытаетсяпродолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается вигровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.
АНАЛИЗРЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ
Итак,в результате применения проверочных тестов выявляются шесть показателей,характеризующих степень готовности ребенка к школьному обучению. По каждому изпоказателей ребенок относится к одному из трех уровней: низкому, среднему иливысокому. Эти оценки заносятся в специальную карточку проставлением отметки всоответствующей графе.
КАРТОЧКАПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПЕРВОКЛАССНИКА
Фамилия,имя…… ..............................................
Датаобследования ....................................................Психологические показатели готовности Оценочные уровни
1. Умственная активность
2. Саморегуляция
3. Фонематический слух
4. Словарное развитие
5. Кратковременная память
6. Умозаключение (мышление)
Наосновании этих данных решается вопрос о зачислении ребенка в класс тогоили иного типа. Каким образом это делается?
Еслибы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все — средний уровень или все — высокий уровень), не было бы никаких проблем: имеющиенизкий уровень направлялись бы в класс повышенного индивидуального внимания,имеющие средний уровень — в класс нормального обучения, а те, кто оцениваютсяпо высокому уровню, — в класс ускоренного обучения. Но так бывает крайнередко. Чаще оценки распределяются в двух или даже трех уровнях, причем двауровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим всевозможные варианты и подварианты.
Вариант1. Наличиепоказателей преобладающего уровня (4-5 оценок одного уровня).
1-йподвариант. Преобладающимявляется средний или низкий уровень. Независимо от того, какраспределились остальные одна две оценки, ребенок рекомендуется соответственнов класс особого типа илив класс повышенного индивидуального внимания.При этом родители ребенка должны получить рекомендации, каким образом следуетразвивать отстающие способности в условиях семейного воспитания.
2-йподвариант. Преобладающимявляется высокий уровень.
Здесьдолжен быть болеедифференцированный, взвешенный подход. Если остальныеодна — две оценки относятся к среднему уровню, ребенок рекомендуется в классускоренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне,зачисление ребенка в такой класс ставится под вопрос. Можно порекомендоватьродителям потренировать отстающую способность в течение лета, в конце августапроверить ребенка еще раз.
Низкиеоценки по двум показателям принципиально не меняют ситуацию, однако должнырассматриваться, как более серьезное противопоказание в отношении возможногозачисления данного ребенка в класс ускоренного обучения. Вконечномсчете, решающей должна стать предосенняя перепроверка отстающих способностей.Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низкомуровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус(как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.
Вариант2. Отсутствиепреобладающего уровня (здесь возможны несколько подвариантов).
1-йподвариант можновыразить формулой «2, 2, 2». Ребенок рекомендуется в класс обычного типа.Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на форсированноеразвитие отстающих способностей.
2-йподвариант имеетформулу «3,3, -». Ребенок рекомендуется в класс повышенного индивидуальноговнимания (при условии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов,т.е. детей с преобладанием низкого уровня).
3-йподвариант выражаетсяформулой «-, 3, 3». Ребенок рекомендуется в класс обычного типа с перспективойперехода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способностей,которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, чтотакая перспектива сопряжена с необходимостью догнать ушедший вперед класс, аэто возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем ивысокой умственной активностью.
4-йподвариант выражаетсяформулой «3, -, 3». Маловероятен, но если встретится, ребенок рекомендуется вкласс обычного типа.
Родителии учитель принимают меры к форсированному развитию отстающих способностей уребенка.
Представленныеспособы диагностики готовности ребенка к школьному обучению (с помощьюкарты-характеристики и четырех тестов) выбраны нами как наименее трудоемкие.Проведенная работа поможет учителю не только правильно организовать набор учащихсяв первые классы, но и осуществлять дифференцированный индивидуальный подходы кним в процессе всего периода обучения.
МОТИВАЦИЯУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Личностно-ориентированноеобучение предполагает прежде всего активизацию внутренних стимулов учения.Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. Поизменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка,степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Разработаныразличные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный.
Детямпредлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствиерисунков теме указывает на:
а)мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации ипреобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуютмашины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б)детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнемпритязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорноотказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет илюбит рисовать);
в)непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего
этосвойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют иликопируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.) Такиеситуации оцениваются 0 баллов.
Присоответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а)учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебнойактивности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б)ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детямс положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в)игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе,но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Оцениватьуровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответына 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0баллов, нейтральный — 1, Положительный — 3 балла).
Вопросыанкеты
1.Тебе нравится в школе или не очень?
2.Утром, Когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешьв школу или тебехочется остаться дома?
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всемученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Тыхотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Тыхотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Тычасто рассказываешь о школе родителям?
8. Тыбы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. Утебя в классе много друзей?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
Учащиеся,набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнююмотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкетадопускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьнойдезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваиваетновую социальную роль — роль ученика, принимает новые требования, овладеваетновой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако участи детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно иболезненно.
Понятие«школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описанияразличных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связис обучением в школе.
Сэтим понятием связывают отклонения в учебной деятельности — затруднения вучебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть упсихически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическимирасстройствами, но не распространяются на детей, У которых нарушения учебнойдеятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическимидефектами. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмовприспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения,конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровнятревожности, искажений в личностном развитии.
Главнаяпричина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейноговоспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовалпереживание «мы», они в новую социальную общность — школу — входит с трудом.Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общностиво имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей,воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителейот детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другаяпричина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, чтотрудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение кним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением кребенку и его учебе в семье.
Обобщеннокартину школьной дезадаптации можно представить следующим образом:
ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВФорма дезадаптации причины Коррекционные мероприятия Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендацииродителям Неспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) Работа с семьей; анализ собственного поведения, учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика
Школьный невроз, или «фобия школы», — не
умение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» Ребенок не может выйти за границы семейной общности -семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) Необходимо подключение школьного психолога — семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей
Вполнеестественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всегодолжно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень частодезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью учениканегативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникаетобщая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальнуюотгороженность, отвержение.
Нижеприводится методика ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации)ребенка.
Ребенокдолжен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья,коллектив, среда неформального общения).
1.Семья
1.Друг.
2.Привязан к родителям.
3.Замкнут, отгорожен.
4.Конфликтен.
5.Примыкает к одному из родных.
6.Разорваны связи с семьей (бродяжничает).
7.Выталкивается из семьи.
2.Коллектив
1.Руководитель.
2.Авторитетный помощник
3.Формальный помощник
4.Имеет временные роли.
5. Неимеет определенной роли, но авторитетен.
6. Неимеет роли и поддержки в коллективе.
7.Изолирован.
3.Среда неформального общения
1.Лидер.
2.Приветствуемый. .
3.Независим в группе.
4. Примыкаетк группе без проблем.
5:Вне группы, но пользуется авторитетом.
6.Примыкает к группе ценой жертв (притыкаемый).
7.Отвергаемый.
Определивпозицию ребенка по уровням его средовой адаптации, можно построить график. Накаждом из трех направлений ставится точка. Для наглядности и из расчета, чтосфера дезадаптивного всегда захватывает смежные области, через поставленнуюточку проводится окружность, примерно в одну треть радиуса. На схеме возникаюттри круга, отстоящие от центра схемы на определенном расстоянии илинаслаивающиеся на него и друг на друга.
Чемближе к центру и чем больше наслоение, тем лучше идет адаптация.
Припоявлении зазора между кругами следует предположить, что имеются признакисредовой дезадаптации, которые нужно помочь ликвидировать. Расхождениявсех трех кругов сигнализируют о необходимости предпринять срочные мерыпедагогической реабилитации.
Стоитучесть, что данная схема ориентирована на внутреннюю сторону адаптации, т.е. насодержание переживаний учащегося. Естественно, что она должна сопоставляться свнешней стороной адаптации, отражающейся в картине поведения.
Таким образом, у каждогоучителя должно быть комплексное представление о готовности ребенка к школьномуобучению, на основе которого с помощью различных способов он сам можетучаствовать в диагностике этого параметра, распределении- детей по классам иуровням обучения, прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивныеили негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью. Ихзнание поможет учителю лучше сориентироваться в трудностях школьной адаптациидетей, определить виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждогоученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений иуспеха. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложныхэтапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей.Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизниребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки.В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологическиграмотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьныхстрессов у детей.
В тоже время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе иобучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своейжизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенностипсихического и физиологического состояния детей, возникающего с началомобучения в школе.
Школас первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации егоинтеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности оченьмногие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той жепозе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать всевремя не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и невыражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того,ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразупризнают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другимивзрослыми в школе.
Поэтомунеобходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенокпривык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Еслипедагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, тоего адаптация к школе пройдет эффективнее.
2. ПОТРЕБНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОДДЕРЖКИ.
Вжизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственнойкомпетентности субъект впервые ставит перед собой сам — это юношеский период,этап индивидуализации самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющеемолодому человеку или девушке ряд ключевых вопросов: Кто я, что для меняглавное в этой жизни? Что я хочу — от себя, от значимых для меня людей, отвсего этого мира? Что я могу и что я умею — а чему мне еще предстоит научиться?В этот момент субъекту предстоит построить свою компетентность по отношению ковсей жизнедеятельности — пока еще не дифференцированно, в наиболее общем виде.В то же время, столь глобальная, «вселенская» постановка задачи и ееновизна, отсутствие опыта и неопределенность либо неадекватность средств еерешения делает данную возрастную ситуацию весьма драматичной. Социокультурнаяситуация современной России осложняет решение данной возрастной задачи еще изатрудненностью или невозможностью прямо следовать традиции и советам старшихпоколений: традиции оказываются прерванными, советы — неподходящими в силурастерянности самих представителей старшего поколения перед вставшими и передними новыми задачами. Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннююкризисность, содержание которой и связано со становлением процессовсамоопределения, рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.Переживание конкретной проблемной для личности ситуации (ситуации конфликта,потери, выбора и др.) может «накладываться» на эту внутреннююкризисность и усиливать возможные неблагоприятные признаки прохожденияпроблемной жизненной ситуации. Неблагоприятные же последствия острогонегативного переживания молодым человеком своей жизненной проблемы в юношескомвозрасте и отсутствие у него адекватных способов действия могут быть весьмасерьезными — вплоть до суицидальной попытки, обращения к психоактивнымвеществам. В такой ситуации зачастую молодой человек не может самостоятельнонайти разрешение проблемной жизненной ситуации — и в этом случае необходимапомощь профессионала — психолога, социального педагога. Задача, которая в этотмомент стоит перед профессионалом, может быть сформулирована как развитиепсихологической компетентности юноши/девушки: создать условия для осознаниясобственных личностных смыслов в сложной, проблемной, неопределенной ситуации,помочь найти возможные пути решения и, кроме того, обеспечить его способамиподобной внутренней работы в дальнейшем.
Спецификастановления личности в юношеском возрасте — «чувствительность»субъекта ко всему, что затрагивает его индивидуальность, основы его«Я», предполагает определенную избирательность в подходах, средствахпсихологической работы. В частности, «прямые», директивные обращениямогут быть отвергнуты личностью — или, наоборот, восприняты юношей или девушкойнекритично, как «сверхценная» истина. С нашей точки зрения, наиболееоптимальными могут стать такие пути психолого-педагогической работы с молодымилюдьми, которые отличаются следующим:
-недирективность, ориентация на возникновение у личности собственных смыслов,ресурсов относительно проблемной ситуации и на их основе — самостоятельныхдействий по преобразованию проблемной ситуации;
-«самоподдержка» — обращение к таким средствам, которые и вдальнейшем могли бы быть использованы личностью самостоятельно в критическихситуациях;
-возможность обращения к символическим формам, в которые облекаются размышленияи переживания юноши;
-соответствие используемых психолого-педагогических технологий культурнымтрадициям.
Наоснове этих моментов можно сформулировать следующие задачи по развитиюличностной психологической компетентности юноши/девушки: создание условий дляосознания юношей/девушкой своей проблемной ситуации; для актуализациисобственных внутренних ресурсов личности и интегративного проживания иосознания субъектом актуальной проблемы; совместное с индивидом построениесхемы действий в реальной проблемной ситуации.
Созданиеоптимальных условий для развития психологической компетентности в юношескомвозрасте предполагает, организацию проживания и рефлексии проблемных жизненныхситуаций юноши/девушки в ходе групповой работы по сочинению и разыгрываниюистории о личностной проблеме на основе структуры сюжета народной волшебнойсказки. Ролевые игры являются эффективным средством развития психологическойкомпетентности в юношеском возрасте.
Юность- период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь отнеуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, додействительного повзросления.
Вюности у молодого человека возникает проблема выбора жuзненных ценностей. Юностьстремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе «Кто Я?», «КакимЯ должен быть?», по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место средикатегорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другиехарактеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юностимолодой человек расширяет диапазон добраи зла до предельных границ и испытываетсвой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго доужасного, низменного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушенияхи восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении — во всем томмногообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердцачеловека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодойчеловек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстилсяпороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции — весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализуи сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей иценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять историческиобусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детствеи отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства,новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивнуюпозицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция являетсяединственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.
Какбы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь быни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она незнает — еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких идругих людей «Если, бы молодость знала...». Кроме того, именно в юностипо-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Этостремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и ужесформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность — период жизни,когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть кдругому человеку.
Юность- период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения ссемьей в поисках своего места среди близких по кропи. Он проходит черезобособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто, был ответствен занего в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а частолояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежниенепосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех,если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовнос любовью и доверием к своим близким.
Юность- период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержаниемкоторых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша идевушка — каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, сосверстниками того же пола, атак же друг с другом. В этом возрасте юность готовапережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по временипроявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытываютглубокое чувство, другие — поверхностные эмоции. Именно от духовных качествличности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетияхлюбовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные суспехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от мерыразвития нравственного самосознания.
Начавв отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способыобщения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для,себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию сидеалом, а у других — выбор для подражания антигероя и связанные с этимпоследствия развития личности. ,
Юношапродолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и вотрочестве, сущность. Он остается легкоранимым ироничный взгляд, меткое словодругого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него такчасто демонстрируемый апломб.
Лишьк концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладеватьзащитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя отстороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогаетпредугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия,которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию,которая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизничеловек решает, в какой последовательности он приложит свои способности дляреализации себя в Труде и в самой жизни.
Юность- чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком,молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда ондействительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовногоразвития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, своюдеятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности можетничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности.Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусеподростка.
Юность- период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством ивзрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человекакак личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетическойидентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимыесвойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношениюк людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональныхролей, норм, правил поведения в обществе и др.
Вюности получает новое развитие механизм идентификации-обособления. Именно вюности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способностипереживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность можетбыть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своемпереживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своемотношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствованиячеловека, делая его богаче и одновременно ранимее.
В тоже время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремлениеоградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того,чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить своюиндивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление каксредство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодомучеловеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.
Идентификация-обособлениев юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чемчеловек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственномобщении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добраи зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможнойбезоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь — всегдаидентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение в крайнейстепени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния.Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечностии духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самыхмрачных глубин бесчеловечности.
Пройдяпуть первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределынепосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и трепетно входяв период юности, обретает возможность второго рождения личности. Юношествосамоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексиядает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания,побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно — холодного анализа исоотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека запределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно вэтом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь«нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться духовному росту,к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственныхориентаций. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфереценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и всфере других особенностей, характеризующих личность.
Вюности человек стремится к самоопределению как личность и как человек,включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии- важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая частьмолодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Этакатегория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этогоизучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.
Юношанесет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собойкак личность в ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выборалинии поведения и совершаемого поступка. Юность обретая потенциал личности,входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение отнепосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей).Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально исоздает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительностилюбой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опытастаршего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сыначерез трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимыхлюдей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей квозвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способногопроидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уж окончательно принятьих как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянствомировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не тольконезависимость, но и понимание необходимости зависимости — ведь личность несетв себе бытие общественных отношений.
Литература.
1. Е.И.Рогов Настольная КнигаПрактического Психолога в образовании.
2. В.С.Мухина ВозрастнаяПсихология. М.: 2000
3. Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
4. В.И.Слободчиков Психология развития человека. М., 2000.
5. Е.Е.Кравцова Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.,1997.
6. Лисина Н.И.,Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. –Кишенев, 1987.