Реферат по предмету "Международные отношения"


Экономическое положение Индии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
/> 

Курсовая работаПо Мировой экономикена тему: «Экономическое положение Индии»

Москва 2009

Содержание
Введение
Экономическиепоказатели
Меры подальнейшему развитию специальных экономических зон
Меры по ростуэкспорта предприятий малого и среднего бизнеса
Некоторыеотрасли промышленности. Нефть и природный газ. Индийско-российское нефтегазовоесотрудничество: Воплотятся ли мечты в жизнь
Финансовыйсектор
Участие винтеграциональных группах
Прогнозразвития индийской экономики
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
 
Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан,омываемом водами Индийского океанами и на большей части Индо-Гангской низменности.На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – сБангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе – с Пакистаном. На востоке омываетсяБенгальским заливом, на юге — Полкским проливом, отделяющим ее от островаШри-Ланка, и Индийским океаном, на западе Аравийским морем.
Столица — Нью-Дели.
Площадь — 3,287,000 кв.км.
Население– свыше 1,2 млрд. человек.
Национальная валюта — индийская рупия
Административное устройство.
Страна разделена на 18 провинций, состоящих из 163 муниципальных районов./>Политическоеустройство
Исполнительную власть осуществляют президент, вице-президент иправительство во главе с премьер-министром. Президент избирается на пятилетнийсрок коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат парламента и членовзаконодательных собраний штатов. Президент может быть переизбран на второйсрок. Вице-президент выбирается коллегией выборщиков на пятилетний периодчленами обеих палат парламента. Вице-президент является также председателемСовета штатов (верхней палаты парламента). Премьер-министр назначаетсяпрезидентом, однако на этот пост выдвигается лидер партии или коалиции,располагающей большинством мандатов в нижней палате, которой и подотчетноправительство. Кандидатуры министров, которые также официально утверждаютсяпрезидентом, предлагает премьер. Правительство образует Совет министров, накотором лежит ответственность за работу административной машины и определениегосударственной политики.

Экономическиепоказатели
 
ВВП в текущих ценах: 1005миллиард долл.США (2007-2008 гг.)
Структура ВВП: услуги-56%, сельское хозяйство– 22% и промышленность – 22%.
Ожидаемый рост ВВП: 8,8 % (2007-2008 гг.)
Совокупные реальные прямые иностранные инвестиции: 38,9миллиард долл. США (до марта 2006г.)
Резерв иностранной валюты: 262,4 миллиарддолл. США (октябрь 2007 г.) Курс обмена национальной валюты: 1долл. США=39,32 индийских рупий (ноябрь 2007 г.)
Производство зерновых культур: 211,8 миллионтонн (2006-2007 гг.)
Запас зерновых культур: 17.73миллионтонн (март 2007г.)
Основные статьи экспорта: традиционные статьи экспортавключают в себя экспорт х/б пряжи и текстильной продукции, готовой одежды,изделий из кожи, драгоценные камни и ювелирные изделия, сельхозпродукты ипродукты питания. Тем не менее, химическая, фармацевтическая,машиностроительная продукция, автомобильные компоненты, оборудование длятранспортировки, программное обеспечение, электротовары и продукция из металласоставляют быстрорастущие сегменты экспорта. Однако для борьбы с инфляцией иувеличения внутренних запасов правительство Индии запретило экспорт зерновых.Запрет будет в силе с 3 июля по 15 октября. С июня 2007 года по июнь 2008 годаиз Индии было вывезено около 2 тонн зерновых, что поставило страну на шестоеместо в мире по величине экспорта в данной области. Ранее в Индии уже былзапрещён экспорт пшеницы, а также многих видов масел и риса. Однако, это неповлияло на рост инфляции, которая на данный момент находится на уровне13-летней давности. Ещё одним показателем Индии стал тот факт, что Индиязанимает второе место в мире по объёму сахарной промышленности, однако за 2008год производство может быть снижено на 25%. На подобные меры Индия будетвынуждена пойти из-за избыточного предложения на рынке сахара. Как заявилуправляющий директор National Federation of Cooperative Sugar Factories Ltd Винай Кумар,“к сентябрю 2009 общийгодовой объем производства может составить 20 млн. тонн, что на 25% меньше, чемпланировалось”.
На земельных угодьях, ранее отведённых под сахар, Индия собираетсявыращивать рис, кукурузу и сою, так как спрос и их стоимость гораздо выше. Попрогнозу аналитиков, в 2009 году мировое производство сахара-сырца превыситспрос на 2 млн. тонн.
Основные рынки экспорта: США, Канада, Великобритания,Германия, Япония, Россия, Бельгия, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Чили,Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия иШри-Ланка.
Импорт: 140 миллиард долл. США(2007-2008 гг.)
Основные статьи импорта: оборудование и машины, сырая нефть,смазочные материалы и прочая продукция из нефти, драгоценные и полудрагоценныекамни, химическая продукция, пищевое масло и удобрение.
Основные рынки импорта: США, Великобритания, Япония,Германия, Нигерия, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Бразилия, Чили, Египет,Гана, Южная Африка, Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия и Таиланд.
В экспортно-импортной политике Индии (ЭИП) на 2007 г.предполагается создание таких условий для развития экспорта, которые позволилибы достичь цели, поставленной в 10-ом пятилетнем плане и Среднесрочнойэкспортной стратегии, — увеличить к 2007 году долю Индии в мировой торговле с0,7% до 1%. Для достижения этой цели объем экспорта к 2007 году должен возрастис 46 до более 80 млрд. долларов США. Это означает, что среднегодовой ростэкспорта в 10-ой пятилетке должен составить 11,9%.
Экспортно-импортная политика на 2007 г. закрепляет иразвивает принятые ранее решения, направленные на развитие экспорта и повышениеконкурентоспособности индийских товаров путем создания для экспортеровблагоприятных условий, которые не противоречили бы при этом правилам ВТО и неявлялись бы дискриминационными по отношению к местным производителям,ориентированным на внутренний рынок.
Новые предложения, сформулированные вЭкспортно-импортной политике на 2007 г., структурно объединены в шесть основныхнаправлений:
·          Меры подальнейшему развитию Специальных экономических зон;
·          Меры по ростуэкспорта в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, ремесленно-кустарноепроизводство, предприятия малого и среднего бизнеса, кожевенная, текстильная иювелирная промышленность;
·          Меры по развитиюэкспорта высокотехнологичной продукции;
·          Меры поувеличению объемов и расширению географии экспорта;
·          Меры по сокращениюоперационных издержек и упрощению регулирования экспортно-импортных сделок;
·          Меры подальнейшему развитию схем содействия экспорту.
 
Меры по дальнейшему развитию Специальных экономических зон
Новая стратегия по поддержке экспорта была введена вдействие с 2000 г. решением о создании Специальных экономических зон (SpecialEconomic Zones — SEZ) для обеспечения условий беспрепятственному иконкурентоспособному экспорту индийских товаров. Предусматривается введение SEZв государственном, частном и смешанном секторах или правительствами штатов.Издано распоряжение о преобразовании всех существующих Экспортныхобрабатываемых зон (Export Processing Zones) в Специальные экономические зоны.Было также одобрено образование правительствами штатов 18 SEZ, но в настоящеевремя реально функционируют только восемь SEZ, в которых занято 659подразделений индийских компаний. Основной льготой для компаний, расположенныхв SEZ, является льготный период освобождения от уплаты корпоративного налога сприбыли, который составляет 5 лет с момента декларирования прибыли. В течениепоследующих двух лет корпоративный налог с прибыли взимается в размере 50%установленной ставки.
Кроме того, компаниям в SEZ предоставлены следующиельготы и преимущества:
·          разрешенбеспошлинный ввоз с таможенной территории Индии продукции, предназначенной дляразвития интегрированной инфраструктуры экспорта и создания производственныхмощностей;
·          при созданиималых предприятий в SEZ не требуется получения соответствующей лицензии;
·          срок возвратаэкспортной выручки для предприятий, расположенных в SEZ, увеличен до 365 днейпротив установленных 180 дней для обычных экспортеров. Им также разрешенодержать на валютных счетах 100% экспортной выручки;
·          торговыекомпании, зарегистрированные в SEZ, могут продавать производимую ими продукциюна таможенную территорию Индии после уплаты таможенных пошлин;
·          допускаетсяпривлечение к производству субподрядчиков из числа зарубежных предприятий;
·          для поощрениясоздания капиталоемких производств в SEZ срок амортизации основных средствпроизводства, завезенных из-за рубежа, увеличен с 5 до 8 лет;
·          разрешены прямыезарубежные инвестиции в режиме автоматического одобрения для предприятий всехотраслей промышленности, за некоторым исключением;
·          в SEZ разрешенооткрытие зарубежных отделений индийских банков (Offshore Banking Units), длякоторых Резервным банком Индии установлены льготные нормативы деятельности, чтодолжно обеспечить расположенным в SEZ компаниям доступ к зарубежным финансовымресурсам по мировым кредитным условиям;
·          расположенным вSEZ компаниям разрешены срочные товарные сделки на определенных условиях;
·          расположенным вSEZ компаниям разрешены внешние коммерческие заимствования на срок до трех лет;
·          сделки напоставку товаров и услуг в SEZ с внутренней облагаемой тарифами и налогамитерритории по закону о таможне и подоходном налоге рассматриваются какэкспортные.
 
Меры по росту экспорта предприятий малого и среднего бизнеса
В целях превращения признанных областей,специализирующихся на производстве отдельных видов товаров, в центры поэкспорту этих товаров (cluster-towns) предприятиям малого и среднего бизнеса вэтих районах предоставлены следующие льготы и привилегии:
·          предприятиямалого и среднего бизнеса этих областей, оказывающие услуги общего назначения,могут пользоваться льготами в рамках схемы содействия экспорту основных средствпроизводства (Export Promotion Capital Goods);
·          ассоциациипредприятий малого и среднего бизнеса получат доступ к финансированию ихмаркетинговых исследований и рекламы своей продукции за рубежом из фондовпрограммы содействия экспорту индийских товаров на внешние рынки (Market AccessInitiative);
·          для получениястатуса «экспортного дома» предприятиям малого и среднего бизнеса,расположенным в этих центрах, пороговый лимит объема экспортируемой продукциисокращен до 50 млн. рупий (примерно 1 млн. долл. США), против 150 млн. рупий(примерно 3 млн. долл. США) по сравнению с обычными экспортными предприятиями.
При инвестировании миллиардов долларов в СпециальныеЭкономические Зоны (СЭЗ) Индии сценарий развития промышленности страныпереживает драматические изменения. Успех СЭЗ в Китае и даже в регионе Залива,куда было вложено несколько миллиардов долларов Зарубежной НепосредственнойИнвестиции (ЗНИ), вызвал волну подобных действий и в Индии.
Центральное Правительство Дели и других штатовосознали важность привлечения ЗНИ для расширения экономики и повышениязанятости. Однако без устранения бюрократии невозможно будет конкурировать сгосподством Китая в области ЗНИ. За последние десять лет общие поступления ЗНИв Индию составляли в среднем около 45 млрд долларов США, тогда как в Китайпоступило свыше 150 млрд долларов США за счет новых соглашений. Индия до сихпор не способна отобрать у Китая большую часть инвестиций. «Пора приниматьмеры,- отмечает г-н Камал Натх, индийский министр Коммерции и Промышленности. — Пока мы не обеспечим единый способ получения ЗНИ, мы не сможем поравняться синвестициями в Азию, тем более в Китай». Премьер-министр Манмохан Сингхвсячески содействует развитию системы СЭЗ в Индии, делая акцент на открытуюиндийскую экономику.
А что именно представляют собой СЭЗ? СЭЗ – это способцелостного экономического развития, способ устранения недостатков винфраструктуре, бюрократических проблем и барьеров, возникающих в результатепроведения денежной, фискальной, торговой и трудовой политики. В Индии не впервый раз продвигается понятие СЭЗ. Первая СЭЗ в Индии (тогда она называласьсвободным портом, а затем Зоной Обработки Экспорта (ЗОЭ) была основана еще в 1965году. Однако с начала нового века понятие ЗОЭ приобрело большую важность и внастоящее время является первым из экономических приоритетов Индии для привлечения ЗНИ, чтобы существенно ускорить экономическое развитие Индии.
Министерство Коммерции и Промышленности уверено, чтоСЭЗ привлекут инвестиции в размере 200 млрд долларов США, в том числе 50 млрддолларов США за счет ЗНИ, что создаст 500 000 дополнительных рабочих мест к2007–2008 гг. «Мы уверены, наши законы дадут инвесторам понять, что в Индии имеетсявесьма крепкая промышленная база», — отмечает Натх.
К счастью инвесторов, Закон о СЭЗ был составлен в 2005году и начал действовать в феврале 2006 года. Закон предусматриваетустановление СЭЗ в государственном, частном или совместном секторах, или же вправительственных штатах. Кроме того, этот Закон был применен для превращениянекоторых из существующих ЗОЭ в СЭЗ. Таким образом, государство превратило ЗОЭ,находящиеся в Кандле и Сурате (штат Гуджарат), Кочине (штат Керала), СантаКрузе (в Мумбае), Фальте (штат Западный Бенгал), Ченнае (штат Тамил Наду),Вишакхапатнаме (штат Андхра Прадеш) и Нойде (штат Уттар Прадеш), в СЭЗ.Государство также одобрило три новые СЭЗ в Индоре (штат Мадхя Прадеш),Маниканчан Парке (штат Западный Бенгал) и Джайпуре (штат Раджастан). Все триуже действуют.
Закон имеет некоторые существенные особенности, самымиважными из которых являются налоговые льготы. Закон предлагает выгодный пакетфинансовых стимулов, который обеспечивает освобождение как разработчиков, так ипредприятий, действующих в пределах СЭЗ, от таможенных пошлин, акцизных сборов,налога на обслуживание, центрального налога с продаж и налога на сделки сценными бумагами. Закон также предлагает 15-летнее «налоговоеосвобождение» вместо 7-летнего, которое есть в настоящее время. 15-летняясхема дает 100% освобождение от налога на первые пять лет, 50% на следующиепять и 50% прибыли от экспорта, которая вкладывается обратно в предприятие.Закон также предлагает 100% освобождение от налогов на доходы на 10 из 15 лет дляразработчиков СЭЗ.
Однако налоговые льготы не единственные преимуществаданного закона. Он также дает инвестору возможность устанавливать свободнуюторговлю и предоставлять склады под создание торговой инфраструктуры мировогоуровня для облегчения им порта и экспорта товаров. Цель всех действий –превратить Индию в между народный центр торговли. Закон предусматриваетгосударственное и частное участие в раз витии инфраструктуры, такжеустановление зарубежных банковских и международных финансовых услуг.
Есть и другие выгодные предложения для инвестора вЗаконе. Он предусматривает быстрый и единый механизм получения разрешения.Раньше получение разрешения на открытие предприятия в Индии занимало какминимум от пяти до шести месяцев. Прошли те времена, и теперь инвестор можетожидать разрешение через семь дней, если все бумаги в порядке.
Еще одна важная черта Закона – он предусматриваетвсеобъемлющую политику СЭЗ, что удовлетворяет требованиям всех заинтересованныхлиц СЭЗ, а именно разработчика и оператора, а также поставщика, находящегосявне зоны, и в то же время арендатора.
С начала действия данного Закона результат ужеочевиден. Отмечен внезапный рост в установлении СЭЗ по всей стране. Общее числоразрешений и условных разрешений по 21 штату Индии составляет 212 и 152,соответственно. Об этом не могло быть и речи в начале века. Но именно так ислучилось, и в настоящий день 34 из всех разрешений уже получили официальноеизвещение.
Существует немалое количество критиков СЭЗ как впрошлом, так и в настоящем. Однако даже левые партии Индии осознаютнеобходимость СЭЗ. На самом деле левые партии работали совместно справительством для оформления нового Закона о СЭЗ. Западный Бенгал, индийскийштат, управляемый левой партией последние тридцать лет, был одним из главныхсторонников СЭЗ. Буддхадев Бхаттачаря, главный министр этого штата, отмечает:«Развитие сельских местностей в Индии возможно только при поступленииинвестиций в страну. И мы считаем, что СЭЗ будут играть важную роль в связи спривлечением ЗНИ, и это способствует росту экономики. Мы бы не связывались сэтим проектом, если бы считали, что он повредит сельскому хозяйству в Индии.Хотя некоторые критики хотят доказать, что это так». Несомненно, словаБхаттачари укрепят уверенность инвесторов. Левые партии всегда были в авангардерабочего движения и профсоюзов из-за забастовок. Однако радует тот факт, чтодаже при промышленной забастовке, заявленной левыми партиями в ЗападномБенгале, правительство штата принимает особые меры для того, чтобы СЭЗпродолжали свою работу. Другие лидеры левых партий довольно искренне выразилисвои мнения на счет СЭЗ.
Лидеры левой партии в Дели заявили, что они не будутпротивостоять изменениям законов, связанных с рабочим трудом, если этиизменения предпринимаются с целью экономического развития страны.
Стало ясно, по словам политиков всей Индии, что всевыступают за процветание СЭЗ. Правительства всех штатов вместе с центральнымправительством в Дели содействуют продвижению СЭЗ. Шарад Павар, союзный министрсельского хозяйства, питания и гражданских поставок, считает, что СЭЗ могутвнести большой вклад в развитие инфраструктуры страны.
«Необходимо привлекать инвесторов, так как онимогут сыграть главную роль в создании нормальной инвестиционной инфраструктуры.В Индии стоимость производства любого изделия является довольно низкой, иинвесторы будут иметь в виду этот факт. На самом деле современная ювелирнаяпромышленность в городе Мумбаи была основана только за счет существованияСЭЗ», — отмечает Павар. Ювелирная промышленность в Мумбаи являетсяпримером того, как СЭЗ вносит свой вклад в развитие экономики. В 1987-1988 гг.впервые была применена техника «воскового оформления» припроизводстве ювелирных изделий. То, что прежде являлось практически надомнымпроизводством, вдруг превратилось в современную механизированнуюпромышленность, причем из общего индийского производства ювелирных изделий 55%производится в СЭЗ. Итак, дешевый рабочий труд делает Индию привлекательнымместом для инвесторов, а теперь еще все могут пользоваться преимуществами СЭЗ сразличными новыми налоговыми льготами .
В следующее десятилетие Индия готова статьпроцветающим торговым центром в Юго-Восточной Азии. Государство принимает всевозможные меры для обеспечения быстро го развития инфраструктуры, открытости администрациии упрощения законов. Уделяется особое внимание наземному транспорту, развитиюпортов и аэропортов и свободных от забастовок зон. Цель ясна – предоставлениестопроцентного содействия инвестору. Главный министр штата Ориссы заявил:«В настоящее время международный гигант по производству стали компанияПОСКО находится в процессе установления в Ориссе СЭЗ при инвестициях в размере12 млрд долларов США. Когда инвестор вкладывает такие деньги, мы обязательнопредоставим ему огромное количество преимуществ».
СЭЗ предназначены быть способомдостижения социо-экономической независимости и улучшения экспортно-импортнойструктуры".
 
Нынешнеесостояние новых СЭЗ
СЭЗ
Стадия
Инвестиции
Занятость рабочей силы Нокиа, Тамил Наду Коммерческое производство начато 100 миллионов долларов США Прямая: 2800; Непрямая: 10000 Кварк Сити, Чандигарх Открытие 500 миллионов долларов США 35000 к маю 2007 г. Флекстроникс, Тамил Наду Работа начата в ноябре 100 миллионов долларов США 3000 Апаче СЭЗ (Группа Адидас), Андхра Прадеш Строительство начато 50 миллионов долларов США Примерно 25000 Брандекс Аппарел, Андхра Прадеш Строительство начато 100 миллионов долларов США Примерно 25000 к маю 2007 г.
Внешний долг Индии: Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнемудолгу в 4%, самым низким среди других стран должников (см. таб. №1). Индиявошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами.Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатскомрынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли,понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторахинтенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежныеинвестиции составили 5.3 млрд. $ США. Зарубежные непрямые инвестиции составили10 млрд.$ США Валютный составляет 143 млрд.$ США. Десятилетние реформы являютсяуспешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительномвалютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.
 
Некоторые отрасли промышленности. Нефть и природный газ. Индийско-российскоенефтегазовое сотрудничество: Воплотятся ли мечты в жизнь
Стремительно развивающаяся в экономическом отношенииИндия уже много лет вынашивает мечту – получить возможность разрабатывать нефтегазовыеместорождения России. Российское руководство, в свою очередь, неоднократнозаявляло, что именно энергетика представляет собой наиболее многообещающеенаправление индийско-российского стратегического партнерства. Деловые кругинастроены в этом плане более скептично. Впрочем, пока, несмотря на огромныеусилия со стороны Индии, ее участие в разработке российских нефтегазовыхбогатств весьма скромное. Но воплощение индийской мечты относительно доступа кроссийским нефтегазовым запасам становится все ближе. Особую актуальностьсотрудничество России и Индии в нефтегазовой сфере приобретает в условияхнаметившейся в США и Западной Европе экономической рецессии. В этих условияхкрупнейшие страны с развивающейся экономикой, к числу которых относятся Индия иРоссия, становятся локомотивами мировой экономики, и именно они могут не датьей впасть в стагнацию и предотвратить мировой экономический кризис.
Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что в2008-м и 2009-м годах экономика Индии вырастет на 7,9% и 6,9% соответственно.На небольшом отдалении за ней следует Россия: в 2008 году рост ее ВВП долженсоставить 7%, а в 2009-м – 5,5%. Для того чтобы эти радужные – на общемировомфоне – прогнозы для наших стран стали явью, необходимо продвигать совместные проектыв нефтегазовой сфере.
Напомним, что в свое время, когда Индия обреланезависимость, именно советские специалисты помогали индийским партнерамразведывать и добывать нефть. Кроме того, при помощи СССР была созданаинфраструктура индийской энергетической отрасли. В частности, были построенычетыре нефтеперерабатывающих завода.
В настоящее время участие иностранных компаний впроектах по добыче «черного золота» в Индии затруднено, так как индийцам нехватает собственной нефти. Потребности страны в этом сырье на 70% покрываютсяза счет импорта. Поэтому естественно, что индийские власти не склонныпередавать в иностранные руки разработку собственных месторождений. В этихусловиях наиболее перспективными направлениями для работы российских компаний вИндии, учитывая огромный потенциал местного рынка, является участие в разведкеуглеводородов, их переработке и сбыте.
В ответ на это Россия, обладающая значительным числомуже открытых, но не разработанных месторождений в Восточной Сибири, на ДальнемВостоке и на арктическом шельфе, в принципе заинтересована пригласить Индию ких разработке. Разумеется, с тем условием, что индийцы возьмут на себя частьфинансирования этих проектов. Для индийской стороны это не проблема. Онаежегодно тратит десятки миллиардов долларов на импорт нефти для потребностейсвоей стремительно растущей промышленности. С куда большей охотой она вложилабы эти средства в долевое участие в нефтегазовых проектах за рубежом, включаяРоссию.
Так, в 2005 году индийские чиновники заявили онамерении вложить в Россию $25 млрд. Эта цифра не выглядит фантастической сучетом потребностей Индии в энергоресурсах. К 2010 году Индия должна выйти начетвертое место в мире по энергопотреблению, и для обеспечения растущего спросагосударственная индийская нефтегазовая компания ONGC Videsh обязалась ежегодноприращивать добычу на 150 млн баррелей нефтяного эквивалента посредствомприобретения долей в зарубежных проектах.
Первым опытом удачного сотрудничества индийскойкомпании с Россией стало произошедшее в 2001 году приглашение ONGC Videsh вроссийский дальневосточный проект «Сахалин-1». Причем произошло это благодаряличному вмешательству Владимира Путина, тогда президента, а нынепремьер-министра России. Индийская компания получила тогда 20% в этом проектеза счет доли оператора «Сахалина-1» – американской ExxonMobil, у которойосталось 30% в проекте. Другие участники «Сахалина-1»: российская «Роснефть»(20%) и японский консорциум SODECO (30%). Потенциальные извлекаемые запасыместорождений, входящих в проект «Сахалин-1» составляют 2,3 млрд баррелей нефтии 485 млрд кубометров природного газа.
С конца 2006 года Индия уже получает нефть с«Сахалина-1» в соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП), наосновании которого разрабатывается проект. Ежедневная добыча на «Сахалине-1»составляет 250 000 баррелей.
ONGC Videsh не раз предпринимала попытки купить другиеактивы в России, но долгое время они оставались безрезультатными. Так, ONGCбезуспешно претендовала в 2004 году на «Юганскнефтегаз» и«Сибнефть», а в 2006 году — на «Удмуртнефть». Затем с темже результатом заявляла о желании купить 1% «Роснефти», войти впроекты разработки Ванкорского нефтегазового месторождения в Красноярском крае;Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений нашельфе Баренцева моря.
В январе 2007 года вице-премьер Сергей Иванов заявил,что Россия заинтересована в участии индийского капитала в освоении Ванкорскогоместорождения и в еще одном дальневосточном проекте «Сахалин-3».Тогда же «Роснефть» и ONGC подписали протокол о взаимопонимании,подразумевающий реализацию новых проектов в России, Индии и третьих странах. Нок реальным результатам он пока не привел.
Однако именно сейчас ONGC, наконец, представилсяреальный шанс приобрести еще один нефтяной актив в России. В конце августа 2008года было объявлено, что ONGC договорилась о покупке компании Imperial Energy,добывающей нефть в Томской области (но зарегистрированной в Великобритании) за1,4 миллиарда фунтов стерлингов (около $2,5 млрд). Совет директоров ImperialEnergy, которая имеет диверсифицированную структуру собственников, рекомендовалсвоим акционерам одобрить сделку. Практика показывает, что в таких случаяхсделки, как правило, завершаются успешно.
Эта сделка станет крупнейшим приобретением Индии внефтегазовом секторе России на сегодняшний день, перекрыв покупку 20-процентнойдоли у ExxonMobil в «Сахалине-1» за $1,7 млрд. Imperial Energy принадлежит 12лицензий на разведку и добычу в России и одна в Казахстане. По западнойметодологии, ее доказанные и вероятные запасы составляют 920 млн баррелейнефтяного эквивалента. Текущая добыча компании составляет 11 000 баррелей нефтив день, но в 2011 году Imperial Energy обещает довести ее до 80 000 баррелей всутки за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений.
Правда, ONGC еще надо будет получить разрешениероссийской Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и комиссии правительстваРоссии по контролю за иностранными инвестициями на приобретение ImperialEnergy. Но, очевидно, что российские власти были в курсе готовящейся сделки, иу ONGC не возникнет сложностей при ее согласовании. Хотя на эту процедуру,вероятно, уйдет несколько месяцев.
После этого, по мнению отраслевых экспертов, ONGCможет продать 50% Imperial Energy «Роснефти» или «Газпром нефти», что можетстать дополнительной гарантией стабильной работы ONGC в России.
Для ONGC приобретение еще одной нефтяной компании вРоссии имеет стратегическое значение. С его помощью Индия сможет, наконец,закрепиться на российском рынке. Кроме того, договорившись о покупке ImperialEnergy, индийская ONGC смогла взять вверх над извечным конкурентом в борьбе занефтегазовые активы по всему миру – китайской Sinopec, которая такжепретендовала на Imperial Energy.
Нельзя исключать, что вслед за покупкой Imperial Energyиндийскую ONGC ждут новые привлекательные сделки в России.
 
Финансовыйсектор
Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому ростуэкономики Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковскойсетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовыхинститутов. Они включают иностранных и институционных инвесторов,инвестиционные фонды, лизинговые компании предприятия рискового капитала и пр.К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок, включающий 23 фондовых биржи,с более чем 9,000 зарегистрированных компаний. Общая рыночная капитализация, надвух доминирующих фондовых биржах, Фондовой Бирже Бомбея (BSE) и НациональнойФондовой Биржа (NSE), в конце декабря составила в 6,926 миллиарда рупий и 7,604миллиарда рупий соответственно. Индийские фондовые рынки быстротрансформируются в сторону рынка, который является современным в отношенииинфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли нафьючерсах, особые условия торгов для некоторых акций, торги через интернет ит.д.
Прошлый год ознаменовался выходом нескольких индийских компаний на мировойрынок путем мобилизации ресурсов через ADR/GDR. Для улучшения ликвидности нарынке ADR/GDR и возможности индийским компания извлечь инвестиции из ADR/GDR,размещенных за границей, были предприняты некоторые меры, такие, как введениедвусторонней взаимозаменяемости ADR/ GDR. В дополнение к вышеупомянутому, былоразрешено 26% участие иностранных активов в секторе страхования, а также облегченапроцедура вложения и извлечения инвестиций для предприятий и компаний,зарегистрированных в SEBI.
FII притоки составили USD 2.34 миллиарда по сравнению с USD 1.5миллиардом в течение 2000 г., что демонстрирует тенденцию роста, несмотря напониженные индексы рынка. Совокупные FII притоки преодолели отметку в USD 14миллиардов.
Участие винтеграциональных группах
Индия начала стратегию региональной интеграции и двустороннихFTA(свободные торговые отношения) и PTA(предпочтительные торговые отношения).Индия уже подписала FTA с Шри-Ланка, тем самым положив начало подписаниюдальнейших соглашений/договоров.
— Договор был подписан 6 января 2004 г. В соответствии с нимустанавливалась юго-азиатская зона свободной торговли среди семи стран региона,а именно: Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал, Бутан и Мальдивы. Зонаначала действовать с 1 января 2006 г. К 2008 г. Индия, Пакистан и Шри-Ланкапонизят свои тарифы до 0-5% к 2013, а другие страны к 2018.
— Соглашение об экономическом сотрудничестве (СЕСА) с Сингапуром былоподписано в 2005, как составная часть политики «Взгляд на Восток».Экономическое сотрудничество между Бангладеш, Индией, Мьянмар, Шри-Ланка,Непалом, Бутаном и Таиландом (BIMST-EC) было подписано в рамках Соглашения FTAв феврале 2004 г.
— FTA (свободные торговые отношения) и PTA (предпочтительные торговыеотношения) уже подписаны с Шри-Ланка, Таиландом, Бутаном, Афганистаном, SAPTA иMERCOSUR. Ведутся переговоры о подписании FTA и PTA с ASEAN.
— Индия либерализовала воздушные службы со странами SAАRС и ASEAN, атакже разрешила своим самолётам летать в некоторые зарубежные страны.
— Была организована исследовательская рабочая группа для более тесноготоргово-экономического сотрудничества с Китаем, который является важнейшимторговым партнёром Индии.
— Исследовательские рабочие группы также были образованы для СЕРА сЯпонией, Малайзией, Индонезией, Пакистаном, Израилем и Чили.
— Рамочные соглашения по сотрудничеству были подписаны с южно-африканскимтаможенным союзом и СОМЕSА в Африке. Соглашение об экономическом сотрудничествес Маврикием и Шри-Ланка находится в стадии переговоров. Прогнозразвития индийской экономики
В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чемустрана вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником.Такие данные приводятся в исследовании, проведенном швейцарским банком CreditSuisse. Преодолению барьера способствовало укрепление национальной валютыИндии, рупии, по отношению к доллару. Однако аналитики подчеркивают, что экономикастраны перегрета, а столь стремительное укрепление рупии сыграет противиндийских экспортеров.
В Индии же уверены в продолжении экономического роста. Так, в апреле 2007года Центробанк страны объявил, что в 2006/07 финансовом году рост ВВП составил9,2% и превысил показатель предыдущего года (9%). По словам экспертов, стольстремительное увеличение ВВП было достигнуто благодаря рекордным иностранным инациональным инвестициям в экономику страны. «Индия была крайне привлекательнойдля иностранных инвесторов в прошлом году. То, что ВВП страны преодолел отметкув 1 трлн долл., стало еще одним индикатором, который будет способствоватьпривлечению инвестиций и в будущем», — сказал РБК daily эксперт EconomistIntelligence Unit Джералд Уолш.
Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному отвыбранных такими странами, как Япония, Южная Корея и Китай. В то время как ееконкуренты в Азии делали ставку на производство и экспорт, Индиясосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась онамедленнее, чем соседи. Но вот начались перемены. Годовой рост производства вИндии в настоящее время составляет более 9 процентов и догоняет рост в сфереуслуг (10 процентов). Экспорт готовых изделий в США растет быстрее, чем уКитая, хотя по абсолютным показателям он значительно ниже. В прошлом году болеедвух третей иностранных инвестиций были направлены в производящие отрасли.
«Когда нас называют бэкофисом, а Китай — заводом, это звучит какдвусмысленный комплимент, — сообщил министр торговли и промышленности ИндииКамаль Натх. — На самом деле это неправильно».
Действительно, из интервью, взятых на 18 индийских предприятиях в десятигородах и поселках в разных уголках Индии, складывается картина страны,экономический рост которой во многом обусловлен именно производством. Основнаяпричина, по которой Индия вскоре может стать второй экономикой в мире, состоитв том, что многие международные компании уже предвидят серьезныйдемографический кризис, который наступит в Китае. Из-за проводимой в странеполитики «одна семья — один ребенок» там скоро возникнет дефицитмолодых рабочих рук.
По прогнозам Всемирной организации труда, к 2020 году в Индии будет 116миллионов трудоспособных лиц этого возраста, а в Китае — 94 миллиона.
Хотя в Индии по-прежнему трудно заниматься бизнесом, некоторыетранснациональные компании сделали на нее большую ставку в надежде извлечьвыгоду из упомянутых глобальных перемен. General Motors и Motorola собираютсястроить заводы на западе и юге Индии. Южно-корейская Posco и голландская MittalSteel объявили о планах основать мощные металлургические комбинаты на востокестраны, где индийская компания Reliance скоро построит одну из крупнейших вмире электростанций.
После того как экономика Индии была дерегулирована, темпы ее ростаускорились и достигли 9 процентов в год. Кое-кто здесь даже надеется догнатьКитай с его 10 процентами. Но остается множество препятствий, прежде всегослабая инфраструктура. Китай вкладывает в строительство дорог, портов,электростанций и других объектов инфраструктуры в семь раз больше, чем Индия, иэто заметно. Индийские порты с трудом справляются с перевалкой множащихсяэкспортных грузов, электричество часто отключают, а грунтовые дорогисохранились даже в Бангалоре, индийском центре программирования.
Всепроникающая коррупция тормозит решение этих проблем. Трудовоезаконодательство Индии претерпело немного изменений с момента его введениясразу после обретения независимости в 1947 году. Это также не стимулируеткомпании нанимать работников, поскольку уволить их очень трудно, даже еслиэкономика идет на спад.
Несмотря на это, в Индии царит оптимизм, иногда граничащий с эйфорией.«Китайцы хорошо умеют копировать, а индийцы — качественно выполнятьработу, соблюдать нормы охраны окружающей среды, — говорит заместительгенерального директора мотоциклетного завода Hero Honda С.С. Патания. — Думаю,что очень скоро Индия обгонит Китай».
Хоть и с запозданием, но дороги и порты в Индии стали приводить впорядок. Всего четыре года назад компания Sona Koyo Steering Systems,выпускающая комплектующие изделия для автомобилей, несла большие затраты наподдержание месячного запаса деталей на случай задержек с поставками. Сейчаскомпания шесть раз в день поставляет комплектующие на сборочный завод,находящийся в 13 километрах. Дорога занимает до часа из-за пробок, но все-такидетали доставляются. «Не отрицаю, что инфраструктура плохая, — говоритпрезидент и управляющий директор Sona Суриндер Капур. — Но многие из нашихпоставщиков и клиентов находятся поблизости».
Несмотря на эти препятствия, производство в Индии нацелено на дальнейшийрост. В стране, символом которой был бюрократ за старинным письменным столом, атеперь стал программист, наверное, скоро главным станет инженер с лэптопом взаводском цеху. «Раньше считалось, что лучше всего работать в офисе,приходить в десять, уходить в четыре, — говорит 35-летний инженерметаллургического комбината в Хазире Нитин Кулкарни. — Но произошлареволюция». Заметный рост экономики Индии привлек внимание инвесторов,которые в этом году приобрели здесь акции и облигации на сумму в $18 млрд. Этообусловило укрепление рупии против американского доллара на 12,4%, и, какследствие, сказалось на снижении стоимости экспорта, и росте инфляции. Пооценке президента аналитической компании RPG Foundation Пая Панандикера (PaiPanandiker), “беспрецедентный приток иностранных инвестиций привел к увеличениюликвидности в экономике, и вызвал рост инфляционного давления”. Он полагает,что перед Резервным банком Индии стоит нелегкая задача – управиться с притокомкапитала, и, в то же время, обеспечить рост экономики”.
Согласно опубликованным данным, ВВП Индии в первом финансовом полугодииувеличился на 9,1% в годовом выражении. Для сравнения, в этом же полугодиипредыдущего года этот рост составлял 9,9%.
Индийский центробанк надеется, что 9 увеличений процентных ставок,предпринятые им с 2004 года, возымеют эффект, и за весь финансовый год,окончание которого приходится на 31 марта 2008, тем роста экономическогоразвития Индии снизится до 8,5%.
По мнению правительства Индии, тенденция к росту экономики будет и дальшеобеспечиваться за счет предприятий в промышленности и сфере услуг, но ононамерено обратить особое внимание на сферу сельского хозяйства и снизитьуровень безработицы в сельскохозяйственных районах. По данным Всемирного банка,из 1,1 млрд. населения Индии около половины живут меньше чем на $2 в день.
 

Заключение
 
В настоящее время Индия занимает второе место в мирепо темпу роста экономики. Также Индия в 2005 году заняла четвертое место попаритету покупательской способности. Развивается и постоянно совершенствуетсяделовая и нормативная среда. Высокоталантливые, опытные и англоязычные трудовыерезервы составляют его костяк. Широко признаны долгосрочные мероприятия,реализованные правительством за последние несколько лет для либерализациииндийского рынка и его интеграции с мировым рынком. Документ десятогопятилетнего плана нацелен на здоровый рост индийской экономики на уровневыше 8% в 2002-2007гг. По мнению экспертов, ожидается снижение долиСоединенных Штатов в мировом ВВП (с 21 процента до 18 процента), а доля Индииувеличится (с 6 процента до 11 процента в 2025), и с этого момента Индия станеттретьим полюсом после США и Китая. К 2025 году планируется, что масштабиндийской экономики составит около 60 процентов размера экономики США. Переходв трехполярную экономику будет завершен к 2035 году. Индия должна быть болеесильным двигателем роста, чем шесть крупнейших стран Евросоюза, чтобы статьтретьей крупнейшей экономикой с долей 14,3% в глобальнойэкономике к 2015 году и окончательно стать «третьим полюсом» и двигателем ростак 2035 году.
Среди проблем индийской экономики необходимо отметить,в частности, следующие:
• сильная зависимость от импорта сырой нефти (за счетимпорта страна удовлетворяет 77% потребностей в этом товаре). Разведанныезапасы коксующегося угля весьма ограничены, качество энергетических углейнизкое, страна испытывает хронические перебои и дефицит электроэнергии;
• вследствие того, что почти 1/4 жителей страны живет зачертой бедности, государство вынуждено расходовать значительные средства наобеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного родапособий, дотаций, субсидий;
• в основных секторах экономики по-прежнему доминируютгосударственные корпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции идругих рыночных механизмов;
• «зарегулированность» ибюрократизированность процессов принятия административных решений, широкоераспространение коррупции;
• неразвитость инфраструктуры;
• многочисленные проблемы сельского хозяйства, скоторым связана жизнь огромного числа индийцев, в т.ч. малое количествосовременных фермерских хозяйств, низкая механизация сельхозпроизводства,недостаток хранилищ для сельхозпродукции, большое количество посредническихструктур, зависимость земледелия от погодных условий и т.д.;
• высокий уровень безработицы, который составляет от9% в сельской местности до 12% в городах.
На ближайшую перспективу правительство Индии объявилоприоритетными следующие задачи:
• сохранение устойчивого ежегодного роста экономики науровне 8-9%;
• ускоренное развитие промышленности (не менее 10% вгод);
• проведение кардинальных реформ всельскохозяйственном секторе в целях решения стоящих перед ним проблем и еговывода на качественно новый уровень;
• увеличение экспорта страны в 2007/08 фин. г. до 160млрд. долл. США;
• удержание годового уровня инфляции в пределах 5%;
• повышение эффективности и транспарентностифинансовой системы, переход на стандарты «Базель-II» в 2007/08 фин. г.иностранных банков, работающих на территории Индии, и в 2008/09 фин. г. –индийских коммерческих банков;
• обеспечение годового притока прямых иностранныхинвестиций в объеме не менее 25 млрд. долл. США в год.ПремьерИндии: мировой кризис — не повод для паники
Мировой финансовый кризис отразился на экономике Индии, но повода дляпаники нет, заявил индийский премьер-министр Манмохан Сингх
«Глобальный кризис отразился и на Индии», — констатировал Сингх во время выступления перед ведущими представителямииндийского бизнеса.
По мнению Сингха, кризис — это не повод для паники, апредлог, чтобы закатать рукава и укрепить позиции страны на мировой арене.
«Необходимо приложить все усилия для сокращениярасходов и повышения производительности труда», — сказал премьер, обращаяськ главам ведущих индийских корпораций. Он, однако, выразил надежду, чтоиндийские компании из-за кризиса не бросятся массово сокращать работников.Другой интересный момент заключается в том, как повели себя фондовыерынки Индии и Китая – стран, рассматриваемых многими экспертами вкачестве новых лидеров мировой экономики. То, что акции индийских и китайскихкомпаний возглавили общую волну падения, может говорить лишь о том, чтоэкономики этих стран пока еще не в состоянии держать серьезные удары и вряд лив ближайшее время способны составить альтернативу США. В 2008 году потери 40богатейших людей Индии из-за финансового кризиса составили $200 млрд, сообщаетагентство Bloomberg. Номинированный в долларах общий объем активов у этогокруга лиц к концу октября, таким образом, составил лишь 40% от их величины вначале года. Стоит отметить, что наиболее значительные потери понес лидер средииндийских миллиардеров — металлургический магнат Лакшми Миттал, чье состояниеуменьшилось на $30,5 млрд из-за сокращения его компанией Arcelor Mittal объемовпродукции и снижения ее рыночной капитализации.
В то же время, Миттал уступил первое место в спискесамых богатых людей страны главе компании Reliance Industries Мукешу Амбани,который в свою очередь обеднел на 58% своего прежнего состояния. Интересно, чточисло миллиардеров в Индии сократилось ровно вдвое — с 54 до 27 человек. Внаибольшей степени от кризиса пострадали владельцы компаний, связанных снедвижимостью, поскольку стоимость этого вида активов обрушилась почти напорядок. Кроме того, глобальный экономический кризис наносит ущерб не толькопрослойке самых богатых, но и всей Индии. Темпы экономического роста в стране вэтом году составят только 7-7,5%, тогда как в прошлом они превышали 9%. Приэтом 450 миллионов (около 40%) индийцев вынуждены жить на $1,25 в день илименьше. Но всё же возвращаясь к оптимизму хотелось бы сказать, что Индийскаяэкономика — одна из самых динамично развивающихся на планете. По размерам ВВПИндия находится на пятом месте в мире, опережая такие страны, как Франция иВеликобритания.
За последние 10 лет Индия добилась 50-процентного ростаобъема промышленного производства и 65-процентного увеличения экспортавысокотехнологичной продукции. В 2004 году рост ВВП составил 9,1%, инфляция — 4,6%, валютный резерв вырос до 119,3 млрд. долларов, объем иностранныхинвестиций — до 3 млрд. долларов.
В стратегии развития страны, которая была представленаиндийскому обществу в виде программы «Индия: Видение — 2020»определены стратегические направления развития индийской экономики на средне- идолгосрочную перспективу. Определены следующим образом: энергетика (включаяатомную), кластер информационных технологий (ядро формирующегося «новоготехнологического уклада» народного хозяйства для заправки картриджей),«стратегические отрасли» (оборонно-промышленный комплекс,аэро-космический сектор, авиастроение, электроника высшей степени сложности,атомная промышленность, телекоммуникации и т.д.). Развитие данных направленийэкономики является высшим приоритетом Индии.

Списокиспользуемой литературы
 
1.        МатериалыМеждународного экономического форума «Россия и Индия: стратегическоепартнерство в XXI веке». Москва 2008 г.
2.        Данные ТорговогоПредставительства Российской Федерации в Индии.
3. МатериалыДиссертации Муртазова Аднана Мухмадсалиховича
«Особенностиразвития экономики современной Индии». Москва 2007 г.
4.        Журнал « Индиянаука- перспектива». Том3, выпуск 5. Москва 2008г.
5.        Большойэкономический словарь. Под редакцией Азриэляна А.Н. М., Фонд “Правоваякультура”, 2006.г
6.        Друзик Я.С.Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Мн., 2007.
7.        Интерфакс за2006г
8.        Независимаягазета за 2007г.
9.        Нухович Э.С.Современная мировая экономическая система. Спецкурс. Российский экономическийжурнал №№7-10, 2008.
10.     WorldEconomic and Social Survey, UN., 2008 
Приложение
Таблица №1 Международный рейтинг — Пятнадцать крупнейших стран-должниковСтрана Общий Внешн. Долг Долг GNP Краткосрочный долг Классификация задолженности US$ млрд % Бразилия 232 31 11 Крупный Россия 183.6 69 10 Умеренный Мексика 160.0 42 17 Небольшой Китай 154.6 16 18 Небольшой Индонезия 147.5 173 14 Крупный Аргентина 144.1 50 22 Крупный Корея 139.1 44 20 Небольшой Турция 102.1 50 27 Умеренный Индия 98.2 23 4 Умеренный Таиланд 86.2 77 27 Умеренный Филиппины 47.8 70 15 Умеренный Польша 47.7 31 13 Небольшой Малайзия 44.8 65 19 Умеренный Венесуэла 37.0 40 7 Умеренный Чили 36.3 48 21 Умеренный


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономика и организация производства молока
Реферат Экономическая теория макроэкономика
Реферат Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий
Реферат Экономика недвижимости 3
Реферат Национальная модель социально-экономического развития РБ и актуальные проблемы теории и практики социальной работы
Реферат Экономическая безопасность Российской Федерации
Реферат Metamorphosis Metamorphosis Taking Place Involving Gregor And
Реферат Экономические проблемы развития малого бизнеса
Реферат Экономическая безопасность
Реферат Экономическая эффективность 41
Реферат Экономическая безопасность государства в переходный период
Реферат Экономические циклы и макроэкономические проблемы
Реферат Экономика недвижимости 6
Реферат Михайло Драгоманов основоположник політичної науки України
Реферат Экономические показатели хозяйственной деятельности