Реферат по предмету "Психология"


Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

Министерствообразования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульский государственныйпедагогический университет им. Л.Н. Толстого
Курсовая работа
«Влияниепсихолого-педагогических особенностей личности тренера на результативностьспортсмена (на примере футбола)»
Проверила:
Зайцева Л.А.
Тула – 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическиеособенности личности тренера
1. Структура личности тренера
2. Ролевые позиции тренера
3. Зависимость эффекта воздействия отавторитета тренера
4. Педагогические особенности личноститренера по футболу
5. Готовность к деятельности ипсихическое состояние тренера
6. Комплекс требований к личноститренера по футболу
7. Воздействие личности тренера на результативностьфутболиста
Глава 2. Портрет тренера, эффективноосуществляющего свою профессиональную деятельность
1. Характеристика особенностей личноститренера, влияющих на результативность спортсмена
2. Диагностика психолого-педагогическихособенностей личности «успешного» тренера по футболу
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Методика многофакторногоисследования личности Кеттела
Приложение 2. Методика диагностикимежличностных отношений Лири

Введение
Особенностидеятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, —достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результатемноголетней тренировки. Чтобы понять психологические особенности успешной спортивнойдеятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших еефакторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного игрубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов,находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторыхслучаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокимиморальными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений,подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера ивоспитать стойкость деятельности.
Спортсмен любого уровня– от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки итренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокийуровень физической подготовленности можно достичь только при условии полногопонимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.
Некоторые авторы иисследователи предпринимали попытку дать ориентировочные ответы на следующиевопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимаютличностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами долженобладать тренер успешного спортсмена?
Изучение личноститренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромныйвклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендрипытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, иопросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучалиособенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внеслитакие исследователи как М. Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил иряд других зарубежных ученых-психологов.
Разработкой данноговопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 векаотечественные специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера.Следует отметить работу таких психологов как Р.Л. Кричевский, А.Н. Леонтьев,Г.М. Андреева, И.П. Волков, Ю.А. Коломейцев, И.Н. Решетень.
Целью нашегоисследования является выявление психолого-педагогических особенностей личноститренера влияющих на улучшение результативности спортсмена – футболиста.
Объект исследования –структура личности тренера.
Предмет –психолого-педагогические особенности личности тренера, влияющие нарезультативность спортсмена – футболиста.
Задачи исследования:
анализпсихолого-педагогической литературы по теме исследования;
подбор методик длядиагностического определения степени влияния некоторых психолого-педагогическихособенностей личности тренера на результативность спортсмена-футболиста;
проведение диагностики влиянияпсихолого-педагогических особенностей личности тренера на результативностьспортсмена-футболиста.

Глава1. Психолого-педагогические особенности личности тренера
Мастерство тренера вомногом определяется имеющимися у него личностными качествами, которые придаютсвоеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту, степень овладения имразличными умениями, условия для формирования позитивных межличностныхотношений в команде, возможности избегания конфликта или выхода из него, условиядля создания такого социально-психологического климата, который способствовалбы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переноситьпредельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Психолого-педагогическиеособенности личности тренера и пути формирования личностных качеств,обеспечивающих успех спортсмена, представляются нам особенно интересными.
1.Структура личности тренера
Структуру личноститренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласнокоторой в личности можно выделить четыре подструктуры.
В первую подструктурувходят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющиемотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивоежелание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опытспортивной деятельности.
Во второй подструктуревыделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качестватренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловыекачества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так,к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта ивладение конкретными спортивными умениями; качество преподавания,организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость,принципиальность, объективность.
В третьей подструктуревыделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление,чувство сопереживания, воля, эмоции… В число эмоционально-волевых качеств,например, входят: уравновешенность (выдержка, самообладание), терпеливость,решительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора).
Последняя, четвертая,подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера:возрастом, полом, темпераментом и др.
Такой подход позволяетпонять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить,соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить унего определенные свойства (черты) личности, удовлетворяющие этим требованиям.Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура,свидетельствующая о ведущих качествах тренера.
При исследованиимастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренерадля детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает втрудную минуту; 4) не жалеет свободного времени; 5) помогает в становленииличности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненноважных вопросов.
Естественно, этотперечень качеств не окончателен.
Однако и полученныеданные могут быть положены в основу практической работы тренеров.
Достаточно большоевнимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д.Вудени многие другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всехуровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу. Они установили, что: I)овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительностиизложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым; 2) степеньпонимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манерыизложения материала; 3) доброжелательная атмосфера в группе зависит отповедения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускатьизвестную свободу их действий.
Эти же исследователивыделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательнопроанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения: 1)дозволенность — контроль; 3) пассивность — энергичность; 3) агрессивность—поддержка;4) расплывчатость — ясность; 5) поощрение—безразличие к активному участиюучащихся в процессе обучения; 6) сдержанность — яркость (образность); 7)поощрение к обмену мнениями — чтение лекций; 8) доброжелательность, теплота — холодность,сдержанность все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен,разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.
2.Ролевые позиции тренера
Анализ литературы,посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основныеролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.
Tpенеp — теоретик ипрактик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям истрогость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своегодела.
Структуру знанийтренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические,медико-биологические и специальные знания.
Общественнополитические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическуюбазу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущностьпрофессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юногоспортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренниймир ребенка, что невозможно без знания психологии личности (Л.И.Божович,А.А.Бодалев, К.К.Платонов).
Знание предметовмедико-биологического цикла: анатомия, биомеханики, физиология, гигиены,врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическуюособенность структуры знаний тренера. Знания в этой области позволяют емуграмотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системыорганизма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.
Тренер — психолог. К.Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессевоспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств иособенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и нормповедения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств иособенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения квнешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания(учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности). Ониразрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющимикоторой являются нравственные качества и особенности, присущие советскомуобразу жизни, советскому характеру.
Тренер — организатор.Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике егопроектов, методических планов и условием более целенаправленного и реальногопроектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решениесобственно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, ихспортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментарияпедагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы поместу жительства.
Нередко неопытные илиопытные, но не знающие педагогической теории тренеры первый тип задач подменяютвторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия»дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекательныемероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников исплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений.
3.Зависимость эффекта воздействия от авторитета тренера
Тренер по футболу можетзавоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает изего мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся.Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знании им своегодела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой.
Кроме того, личностныйавторитет зависит от умения тренера по футболу устанавливать правильныепринципиальные отношения как с воспитываемыми, так и с коллегами, родителями.
Авторитет тренера взначительной степени зависит от высокого уровня сформированности егоорганизаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характервзаимодействия тренера по футболу с воспитанниками в процессе организацииспортивной игры.
Шкала наблюдения завзаимодействием тренера и подростков в процессе организации и проведенияспортивно-массовой работы включает следующие показателя: 1) стратегия и тактикаорганизации спортивной игры по месту жительства; 2) количество элементовспортивной игры, показанное юными спортсменами тренеру в начале, середине,конце игры; 3) количество и характер (положительный и отрицательный)самостоятельных действий юных спортсменов в процессе игры в трех частяхзанятия; 4) замечания всему коллективу; 5) замечания отдельным спортсменам; в)элементы ролевых игр в занятиях; 7) обобщение отдельных элементов стратегий итактики игры лучших юных спортсменов тренером; 8) обобщение стратегии и тактикиспортивной игры самими спортсменами; 9) количество контактов тренера с сильнымиспортсменами; 10) то же, со слабыми; 11) количество проявлений согласия инесогласия юных спортсменов между собой; 12) то же, с тренером.
Характервзаимоотношений между тренером по футболу и юными спортсменами во многомзависит от субъективной оценки последними личности и деятельности тренера, отсплоченности детского спортивного коллектива и его роли в формировании интересау детей к спорту.
Авторитет тренера пофутболу основывается на следующих основных принципах поведения:
любить и пониматьвоспитанника;
защищать его интересы;
быть заботливым,держать связь с родителями;
быть выдержанным;
развивать самообладание,способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любойситуации;
вырабатывать в себечувство юмора, умение разряжать напряженную обстановку шутливой репликой,добродушным замечанием;
прощать несущественныеошибки, которые допущены бессознательно, без злого умысла;
никогда не повышатьголоса.
Это принесет двойнуюпользу: тренеру поможет «сохранить» нервы, юному спортсмену — выработатьпривычку к корректному поведению даже в конфликтной ситуации; воздерживаться отрезкой критики подростка в присутствии товарищей; уметь признаваться в ошибке,если она допущена, и извиняться, если вы виноваты. Признание ошибки лишьукрепляет уважение юных спортсменов к тренеру и приучает к самокритике,честности.
Авторитет тренерадетского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чемавторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников,и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говоритавторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучшевоспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом,уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому онистремятся следовать в жизни.
Таким образом, вовзаимоотношениях тренеров с юными спортсменами ведущая роль принадлежиттренеру. Уровень развития положительных личностных, качеств тренера — важнейшееусловие нормализация взаимоотношений с юными спортсменами, а следовательно, иповышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Юные спортсмены оченьценят у тренера по футболу энергичность. Энергичны те тренеры, которые активноучаствуют во всем комплексе дел спортивной команды, используя при этом личноеспортивное мастерство, находчивость, организаторские способности.
Наряду с этим юныеспортсмены к числу наиболее важных качеств, определяющих взаимоотношения междуними и тренерами, относят твердость характера, принципиальность. Необходимымиони считают качества, определяющие отношение самого тренера к ним: понимание ихпсихологии, тактичность, доброжелательность, внимательность, терпеливость.
4.Педагогические особенности личности тренера по футболу
Высокое педагогическоемастерство тренера опирается на развитые педагогические способности — т.е. насовокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешнойпедагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны нетолько педагогическим знаниям. Навыкам и умениям, но и педагогическому опытутренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки иумения педагогической деятельности. Способности облегчают овладениепедагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развиваютпедагогические способности. Педагогические способности развиваются на базеобщих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренераотражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом — личностью юного спортсмена.
В структурупедагогических способностей входят следующие их виды (по Н.В. Кузьминой и Ф.Н. Гоноболину,А.А. Деркачу, А.А. Исаеву, и др.):
Перцептивныеспособности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать вовнутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видетьтенденции изменения его личности, подмечать положительные качества имаксимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы исклонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать ихвлияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное вниманиепозволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждымпоступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующуютщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из полязрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетатьфронтальную работу с индивидуальной.
Конструктивныеспособности являются условием успешного проектирования и формирования личностив коллективе юных спортсменов. Благодаря им, тренер способен предвидетьрезультаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника впедагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленноевоображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогаюттренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное вкаждом случае средство воздействия на личность и коллектив.
Дидактическиеспособности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал,соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личностивоспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание,преодолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способностипомогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юнымспортсменам, экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном спедагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств спомощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера всегда должна отличатьсявнутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошаядикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических играмматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимикаоживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер долженразнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.
Коммуникативныеспособности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболееблагоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тренера наиболее яркопроявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов, как с юнымиспортсменами, так и среди них. В коммуникативных способностях большое местозанимает эмпатия, т. е. способность эмоционально отзываться на переживаниядругих людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только сюными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательнойработе с детскими спортивными коллективами.
Организаторскиеспособности тренера проявляются в организации жизни и быта юных спортсменов, ихучебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, вустановлении деловых внутриколлективных связей и отношений. Они включаютспособность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения.Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качествтренера (быстроты и гибкости мышления. решительности, выдержки, настойчивости,требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т. п.).
Академическиеспособности (способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта)необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии ипедагогики, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методовработы.
Специальныеспособности. Всестороннее совершенствование педагогической деятельности тренерасвязано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если утренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их всвою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяетдиапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена. Талантливые тренерыобладают многими специальными способностями, т. е. их общая и специальнаяодаренность и педагогические способности составляют единое целое.
Авторитарныеспособности заключается в умении быстро завоёвывать авторитет, это способностьк волевому влиянию на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером большуюроль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе изаинтересованность в её результатах.
Личностные способностиили педагогический такт. Такт заключается, прежде всего, в умении соблюдатьчувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлениитребовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой оспортсменах. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.
Формирование икомпенсация способностей. Многообразие педагогических способностей и связь их сдругими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств исодействуют формированию индивидуального стиля деятельности тренера. Опытпоказывает, что не у всех тренеров одинаково развиты все педагогическиеспособности. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяютмастерство тренера. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либокомпенсированы.
Практическинеограниченные компенсаторные возможности человеческого организма и почтиполное отсутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основаниесчитать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливыхлюдей, а достигается в результате формирования и совершенствованияпедагогических способностей.
Личность выражается,прежде всего, в мотивах ее деятельности. Профессионально значимыми мотивамидеятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре,склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянномусовершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большойобщественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга иответственности за качество своей работы.
5.Готовность к деятельности и психическое состояние тренера
Психическая готовностьтренера — это существенная предпосылка эффективности его деятельности.Состояние готовности помогает тренеру успешно выполнять свои обязанности, правильноиспользовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться привозникновении непредвиденных препятствий. Готовность — решающее условие быстройадаптации к условиям труда, профессионального совершенствования и повышенияуровня мастерства тренера. Готовность как психическое состояние личности — этовнутренняя настроенность тренера на определенное поведение при решенииспортивных и педагогических задач, установка на активные и целесообразныедействия.
Состояние готовностивключает (по М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович): а) познавательныекомпоненты (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, значениеспособов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки); б)эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности,уверенность в успехе, воодушевление); в) мотивационные компоненты (потребностьуспешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добитьсяуспеха и показать себя с лучшей стороны); г) волевые компоненты (мобилизация сил,преодолевав сомнения и т. д.).
К числу важнейшихэлементов, формирующих состояние готовности, по мнению тренеров-мастеров,относятся: осознание задач учебно-воспитательной работы с юными спортсменами;определение содержания деятельности в соответствии с заданной целью.
Главные общие условияформирования готовности тренера к творческому труду: а) самостоятельное икритическое усвоение накопленной человечеством культуры; б) активное участие врешении общественно значимых задач; в) специальное развитие творческогоарсенала личности — ее психических процессов.
6.Комплекс требований к личности тренера по футболу
Профессия тренера какпедагога предъявляет к нему следующие группы требований (по Л.С. Шафрановой,Ф.Д. Забугину):
1. к физическимкачествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психическойсферы, достаточно звучный выносливый голос.
2. к нервно-психическойсфере: распределенность внимания (одновременная установка на несколько каквнутренних, так и внешних предметов), непрерывность внимания(способностьсохранять его долгое время, не понижая из-за утомления), устойчивость (способностьне ослаблять внимания под влиянием внешних впечатлений), наблюдательность,память (точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстротавоспоминания по первому требованию), мышление (сочетание синтетического ианалитического типов мышления, самостоятельность, точность и тонкость суждений,находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужойработе), воображение (способность быстро, ярко и точно представлять тот илииной объект, способность восстанавливать неполные впечатления и представления,активная фантазия, конструктивная комбинаторная фантазия, художественнаячуткость, восприимчивость к красоте).
3. к волевым качествам:целеустремленность, умение настойчиво добиваться цели, терпение, способностьвладеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность.
Кроме свойств личностирезультативность педагогической деятельности, а следовательно творческуюготовность тренера определяет развитие специальных педагогических, спортивных иобщих способностей,
К структурнымкомпонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены:догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решенияспортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий);дифференциальная чувствительность; вероятностное прогнозирование; способность кобобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе,творческий и разнообразный характер ведения тренировки, оперативность в решенииразличных задач в ходе тренировки и вне ее; кратковременная память; широта игибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса;использование разнообразных методических приемов обучения и способовпедагогического воздействия.
Анализ характеристикспециальных педагогических и спортивных способностей тренеров по футболуразного уровня мастерства показал следующее.
Тренеров высокогоуровня мастерства характеризует наиболее высокий уровень развития всех видовизучаемых способностей, причем ведущими компонентами являются отражающие болееспециальные способности. У тренеров ярко выражена педагогическаянаправленность, ответственность к делу и любовь к детям, они стремятся овладетьпсихолого-педагогическими знаниями и опытом своих коллег. Отличаются должнойсамокритичностью и принципиальностью в отношениях с товарищами по работе. Какправило, это вдумчивые трудолюбцы и хорошие общественники.
Тренеров среднегоуровня мастерства характеризует достаточно высокий уровень развития всех видовспособностей, но ведущими компонентами являются в основном определяющиеаналитико-синтетические способности мыслительной деятельности. Отличаясьдолжной ответственностью к работе, любовью к педагогической профессии и детям,тренеры с трудом устанавливают деловые взаимоотношения с подростками иколлегами по работе. Однако опыт мастеров они заметно игнорируют, недооцениваютдостижения науки. Несамокритичны, стремятся скрыть недочеты в работе.
Тренеров низкого уровнямастерства характеризует неоднородность развития специальных способностей. Так,уровень проективных способностей значимо ниже уровня двух других групп, уровеньрефлексивных и спортивных способностей значимо ниже уровня этих способностей утренеров-мастеров не отличается от уровня этих способностей у тренеров среднейгруппы.
Тренеры низкого уровнямастерства с трудом переосмысливают передовой опыт коллег и достиженияпсихолого-педагогической науки. При этом у них может быть ярко выражена любовьк делу, к детям, но особую склонность они питают лишь к спортивнойдеятельности. Постоянно конфликтуют с юными спортсменами, родителями ируководством школы, несамокритичны, постоянно чем-то недовольны, ворчат,ссылаются на трудности в своей работе.

7. Воздействие личности тренера на результативность футболиста
Футболу как социальнойдеятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижениемаксимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста.При современном развитии футбола эти тенденции могут вступать в противоречиемежду собой. Данное противоречие является причиной формирования различныхличностных установок у тренеров по футболу и требованием общественности.
По статистическимданным встречаются два типа тренеров по футболу: тренеры с установкой только надостижение спортивного результата и тренеры с профессионально-педагогическойустановкой.
Наличие различных установокв деятельности тренера выступает главным фактором неоднозначного воздействия футболакак вида спорта на процесс социализации и индивидуализации личности спортсмена.
В группах тренеров пофутболу с установкой только на спортивный результат процесс социализацииличности спортсмена осложняется конфликтными взаимоотношениями как междутренером и спортсменами так и между самими спортсменами. У спортсменов-футболистов,занимающихся под руководством тренеров с узко-спортивной установкой, отмечаетсянеадекватная самооценка, доминирование лично — престижных и материальныхмотивов над социальными, а также наблюдается снижение самоконтроля,уверенности, рост тревожности и, как следствие, нестабильность при выступлении.
В группах тренеров пофутболу с профессионально-педагогической установкой в системе взаимоотношений«тренер – спортсмен» преобладает формы сотрудничества, которая способствуетвосстановлению положительных межличностных отношений в спортивном коллективе иформированию гармоничной личности.
Ведущими мотивами успортсменов — футболистов являются мотивы самосовершенствования и социальныемотивы. У них наблюдается преобладание адекватной самооценки, формированиеуверенности и самоконтроля и невысокий уровень тревожности.
В группах тренеров пофутболу с профессионально-педагогической установкой спортсмены психологическиболее устойчивы и выступают достаточно стабильно.
Результатыисследования, проведённого Л.Н. Рогалёвой и В.Р. Малкиным (2003г.),подтверждают, что в группах тренеров с узкоспортивной установкой (только нарезультат) у спортсменов преобладает неадекватная самооценка, порождающаявнутреннюю конфликтность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность и высокуютревожность. И как следствие нестабильность выступлений на соревнованиях. Сростом спортивного мастерства наблюдается выраженные изменения в мотивациизанятий спортом, прежде всего, возрастает роль личностно – престижной иматериальной ориентации, при этом снижается интерес к спорту как таковому истремление к самосовершенствованию в нем.
У спортсменов,занимающихся у тренеров с профессионально — педагогической установкой(ориентация не только на результат, но и на процесс воспитания спортсменов) необнаружено приведённой выше тенденции в изменении мотивации. Доминирующимимотивами на всех этапах спортивного мастерства остаются мотивы совершенствованияи социально – значимые мотивы. Профессионально – педагогическая установка вработе тренера способствует становлению таких личностных качеств спортсменов-футболистов,которые могут обеспечить их психическую стабильность в экстремальных условияхспортивной деятельности и как следствие – улучшение результативности.
Активное включениетренером своих чувств, переживаний, всего личностного опыта в воспитательныйпроцесс – важнейшее условие персонализации педагогического взаимодействия. Какутверждал В.А. Петровский: «За профессиональной ролью «воспитатель»вырисовывается…универсальное отношение человека к человеку, заключающееся втом, что своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условияжизни друг друга, обнаруживая свою идеальную представленность в жизни другого».
Во второй главе мыболее подробно рассмотрим влияние рассмотренных психолого-педагогическихособенностей личности тренера на результативность спортсмена на примерефутбола.

Глава 2. Портреттренера, эффективно осуществляющего свою профессиональную деятельность
 
1. Характеристикаособенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена
В конце 60-х годов вАнглии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера. С помощью16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, которыйобладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результатыопроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались оченьсхожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональнаяустойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность,напряженность, воображение и др. Таким образом, оценки личности идеальноготренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен бытьоткрытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда этонужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Болеетого, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развитычувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это долженбыть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный,предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, чтотренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложныхсоревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) можеторганизовать и контролировать деятельность спортсменов.
В процессе исследованиябыли обнаружены интересные различия при сравнении действительных личностныхпрофилей высококвалифицированных тренеров с идеальными профилями, построеннымипо их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадениямежду реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным,что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различалисьдостаточно существенно.
Только по двум факторам– доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверныхразличий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по ихсобственному представлению, должны играть, и действительными личностнымиособенностями были выявлены существенные различия.
В другом исследовании обнаружено,что хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональными интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другиепредъявляют к ним высокие требования.
В продолжениеисследования была предпринята попытка установить, какую роль играютопределенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью тестаКэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных».Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось.
Существуетпредположение о том, что все же есть определенное сочетание личностных качеств,которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилвиуказывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером,достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами,болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тренеров,работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви,характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость иреалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеютвладеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры какпредставители определенной группы имеют высокие показатели по шкалеавторитарности.
Анализируя вышеизложенное,нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как успортсменов-футболистов, так и у тренеров-футболистов. Однако успех тренерскойработы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения соспортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри,способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, всочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсироватьнекоторые его недостатки.
Наблюдаемыеавторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольноповерхностных и несистематических исследований. Но данные имеющихсяисследований подтверждают авторитарность тренеров-футболистов по сравнению спредставителями других профессий. Существует несколько причин, дающихобъяснение тому, что большинство тренеров — футболистов авторитарны в своейдеятельности.
1. Особенностьвосприятия тренером по футболу своей роли основана на авторитете и поведении,отражающем авторитарность.
2. Высокая потребностьуправлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивнуюдеятельность (футбол) для удовлетворения этой потребности.
3. Лидерство ируководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности,требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением футболистов.
4. Некоторые спортсмены-футболисты,привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера по футболу доминирующегоповедения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворитьпотребности спортсменов.
Можно отметитьследующие преимущества доминирующего поведения тренера по футболу:
1. Неуверенный в себе футболистбудет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.
2. Агрессивность,вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперникамиили способствует более активным действиям футболиста (быстрее бежит).
3. Авторитарноеповедение тренера по футболу может действительно соответствовать потребностямспортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.
Однако среди тренеровпо футболу, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения.Они добиваются успеха по следующим причинам.
1. Менее авторитарныйтренер более доступен футболистам. Его воспитанники свободно чувствуют себя сним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях,проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол вкоманде.
2. Футболисты имеютвозможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определеннойнезависимости в стрессовых ситуациях.
3. Если тренеру удаетсяпередать часть ответственности за принимаемые решения футболистам, и ониначинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у нихболее эмоционально зрелого поведения.
4. Футболисты, действиякоторых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать болеегибкие тактичные решения.
5. Более гибкий тренер,в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений состороны других.
6. Авторитарноготренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готовпринять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительныеи отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.
Психологи, занимающиесяпроблемами управления в области промышленности и преподавания, предложилинесколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения состороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях,требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М.Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода – «делай, как тебе говорят».Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторыхрешений может быть возложена на них.
Мосстон рекомендуетпредоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, – когданачать тренировку, сколько времени тренироваться и т.д. Он считает, что в этомслучае ученики более активны на тренировках по футболу, чем когда эти указаниядаются учителем. Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстонрекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Дляэтого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам стем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполненияупражнений. Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлятьиндивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученикуможно предложить составить программу для развития силы и выносливости.
И, наконец, Мосстонрекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемымсамопознанием», – метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросыоткрывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованиюмастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описаниегрупповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактикубыстрого прорыва.
Сравнительныеисследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитаниипоказывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однакопри более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будетпонимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут болеегибкими.

2. Диагностикапсихолого-педагогических особенностей личности «успешного» тренера по футболу
Анализпсихолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что некоторыеавторы и исследователи уже предпринимали попытку дать ориентировочные ответы наследующие вопросы: существует ли эффективный тип личности тренера? Каквоспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важнымичертами должен обладать тренер как педагог? Выяснить, какие особенностиличности тренера наиболее связаны с успешностью деятельности, какиекачественные и количественные характеристики качеств должны быть у работникавысокого мастерства, какие взаимоотношения у качеств со способностями, с однойстороны, и со знаниями, умениями и навыками — с другой.
Показательэффективности деятельности тренера по футболу — успешное достижение цели принаиболее рациональном использовании сил и средств [5]. Другими словами,эффективность предполагает соответствие структуры и функционирования психикитренера структуре и динамике его деятельности.
Мастерство тренера пофутболу во многом определяется имеющимися у него личностными качествами,которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту истепень овладения им различными умениями. В таком виде спорта как футболнаиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения вкоманде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такойсоциально-психологический климат, который способствовал бы успешномуформированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельныенагрузки и стремление к достижению высоких результатов. Профессионально важныекачества личности тренера по футболу и пути формирования этих качествпредставляются нам особенно интересными, что и обусловило выбор именно этойпроблемы исследования.
Исследованиепроводилось на базе Тульской областной федерации по футболу (г.Тула,ул.Тимирязева, 101). В исследовании приняли участие 25 футболистов, в возрасте18-23 года, и 12 человек — тренеров по футболу.
Для изучения личностныхсвойств, которые должны быть присущи эффективному тренеру, мы использовали 16 — факторный опросник Р. Кеттела (форма С) (приложение 1). По результатам опросабыл построен личностный профиль эффективного тренера.
На основании полученныхданных можно описать качества личности эффективного тренера:
направленностьхарактерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+)показывает, что эффективный тренер по футболу должен быть открытым,общительным, готовым к сотрудничеству, внимательным по отношению к окружающим;
по фактору Внаправленность к отрицательному полюсу (В -). Это свидетельствует о конкретномхарактере мышления. При анализе этого фактора мы встречаемся со спецификойданного вида спорта, в котором для решения спортивных задач необходима такаяразновидность мышления, как оперативное мышление, позволяющее решать задачи«здесь и сейчас»;
направленность характерологическихособенностей по фактору С (сила «Я» — слабость «Я») к положительному полюсу(С+) предполагает, что эффективный тренер по футболу должен управлять своимиэмоциями, настроением, уметь находить им адекватное объяснение и реалистическоевыражение;
по факторам Е(5,67±1,63), F (5,32±1,42), G (5,05±1,37) получены средние значения. Этоговорит о том, что по этим факторам, качества, проявляемые тренером по футболу,зависят от сложившейся ситуации. В одних случаях тренер может быть тактичным идипломатичным. В других может проявлять доминирование, властность, напористость(фактор Е). В одних ситуациях он должен демонстрировать сдержанность, в других,напротив, экспрессивность характера (фактор F). С одной стороны — долженсоблюдать моральные стандарты и правила, а с другой, может и пожертвовать имиво благо спортсмена или победы (фактор G);
высокие показатели пофактору Н характеризуют эффективного тренера по футболу как человека смелого,эмоционально активного, способного выдерживать большие нагрузки при работе слюдьми. Такие люди достаточно легко вступают в контакты, практически неиспытывают трудности в общении, не теряются при столкновении с неожиданнымиобстоятельствами.
по факторам I, L, M, Nтакже получены средние значения, что говорит об их ситуативном характере. Бытьли тренеру суровым или мягким (фактор I); доверчивым или демонстрироватьподозрительность (фактор L); быть ли практическим реалистом или проявлятьтворческий потенциал (фактор М); демонстрировать ли проницательность или,наоборот, наивность и простоту (фактор N) — все это должно зависеть отсложившейся ситуации, от цели, которую преследует тренер;
направленность фактораО к положительному полюсу (0+) показывает, что у эффективного тренера сильноразвито чувство долга;
анализ результатов пофактору Q1 показал, что для эффективного тренера должны быть характерныразнообразные интеллектуальные интересы, развито стремление к получению новойинформации по различным областям знаний, склонность к экспериментированию.
направленностьхарактерологических особенностей по фактору Q2 к отрицательному полюсу (Q2-)свидетельствует, что эффективный тренер должен быть ориентирован на социальноеодобрение и при принятии решений учитывать мнение других людей, т. е. долженбыть ориентирован на интересы коллектива;
высокие показатели пофактору Q3 характеризуют выраженность лидерских качеств тренера, а также егоярко выраженные волевые качества (самоконтроль, целеустремленность) и умениедоводить начатое дело до конца.
заниженные показателипо фактору Q4 придают характеру эффективного тренера такие качества каксдержанность и невозмутимость;
Таким образом, дляэффективного тренера по футболу характерны следующиеиндивидуально-типологические особенности: открытость, готовность ксотрудничеству, конкретность мышления, эмоциональная устойчивость, спокойствие,самоуверенность, выраженные лидерские и волевые качества.
Для исследованияособенностей межличностных отношений нами использовалась методика диагностикимежличностных отношений Т. Лири.
Исходя из полученныхданных, личность эффективного тренера имеет следующие особенности.
Эффективному тренеруприсущи ярко выраженные черты авторитетного лидера, энергичного, компетентного,успешного в делах человека. Проанализировав показатели по этому критериюотдельно у тренеров по футболу и спортсменов-футболистов, нами были обнаруженызначимые различия. Это свидетельствует о том, что сами тренеры отмечаютнеобходимость развитости лидерских качеств у эффективного тренера.
Эгоистический типпредставлен умеренными показателями, что свидетельствует о том, что уэффективного тренера должны быть минимально выражены эгоистические черты.Тренер должен быть ориентирован не на себя и не на решение своих проблем, а наколлектив спортсменов.
Агрессивный типотношения имеет низкие балы. Это показывает, что эффективный тренер не долженбыть жестким и враждебным по отношению к окружающим людям.
Подозрительный типтакже получил низкие балы, а значит, в характере эффективного тренера должныотсутствовать подозрительность, обидчивость, злопамятность, замкнутость,скрытность, разочарование в людях.
Подчиняемый типхарактеризуется низкими баллами, что свидетельствует о присущей эффективномутренеру эмоциональной сдержанности, умения ответственно и честно относиться ксвоим профессиональным обязанностям.
Зависимый тип такжехарактеризуется низкими балами, что говорит о зависимости в работе тренера,прежде всего от социального одобрения.
Высокие баллы по типуДружелюбность характеризуют эффективного тренера по футболу как человекасклонного к сотрудничеству, кооперации, гибкого и компромиссного при решениипроблем и в конфликтных ситуациях, стремящегося помогать, решать проблемыокружающих людей, ориентированного на принятие и социальное одобрение.
По восьмой шкале(альтруистичность) показатели также высокие. Это позволяет говорить огиперответственности, умении принимать на себя ответственность за других людей.По этому показателю были установлены значимые различия между представлениямитренеров и спортсменов, т. е. тренеры придают гораздо большее значениенеобходимости развития таких качеств у эффективного тренера.
Стилевые особенностипроявляются в том, каким образом человек планирует и программирует достижениежизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оцениваетрезультаты и корректирует свою активность для достижения результатов.
Индивидуальный стильхарактеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики, к которомуотносятся планирование, программирование, моделирование и оцениваниерезультатов, а также регуляторно-личностными свойствами, такими каксамостоятельность, надежность, гибкость и т. д.
Шкала «Планирование»характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, атакже уровень сформированности осознанного планирования действительности.
Достаточно высокиепоказатели по этой шкале позволяют утверждать, что у эффективного тренера пофутболу должна быть сформирована потребность в сознательном планированиидеятельности. Его планы должны быть реалистичны, детализированы, действенны иустойчивы.
По шкале«Моделирование», позволяющей диагностировать развитость представлений о системевнешних и внутренних значимых условий, получены достаточно высокие баллы. Этопозволяет характеризовать эффективного тренера по футболу как человека,способного выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации,так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действийпланам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.Полученные результаты так же позволяют говорить о том, что эффективный тренердолжен быть способен в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, гибкоизменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий.
По шкале«Программирование», при помощи которой можно диагностировать развитостьосознанного планирования человеком своих действий, показатели высокие. Этопозволяет утверждать, что эффективный тренер по футболу должен иметьсформировавшуюся потребность продумывать способы своих действий и поведения длядостижения намеченных целей. Должен уметь самостоятельно разрабатыватьдетализированные и развернутые программы действий и гибко изменять их в новыхобстоятельствах.
По шкале «0цениваниерезультатов», показывающей развитость и адекватность оценки себя и результатовсвоей деятельности и поведения, полученные данные позволяют сделать следующиевыводы. У эффективного тренера должна быть развита адекватная самооценка,сформированы и устойчивы субъективные критерии оценки успешности достижениярезультатов. 0н должен уметь адекватно оценивать как сам факт рассогласованияполученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины,гибко адаптироваться к изменению условий.
Шкала «Гибкость»позволяет диагностировать способность перестраивать систему саморегуляции всвязи с изменением внутренних и внешних условий. Полученные данные позволяютговорить о том, что эффективный тренер должен демонстрировать пластичность всехрегуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств ондолжен уметь легко перестраивать планы и программы исполнительских действий иповедения, быть способен быстро оценить изменение значимых условий иперестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученныхрезультатов с принятой целью своевременно оценивать факт рассогласования ивносить коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватнореагировать на быстрые изменения событий и успешно решать поставленную задачу вситуации риска.
По шкале«Самостоятельность», которая характеризует развитость регуляторной автономии,результаты средние. Это свидетельствует о том, что эффективный тренер пофутболу, с одной стороны, может самостоятельно планировать деятельность иповедение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролироватьход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечныерезультаты деятельности. С другой стороны, для тренера характерна зависимостьот социального одобрения, мнений и оценок окружающих людей.
0просник в целомработает как единая шкала «0бщий уровень саморегуляции» и позволяетохарактеризовать общий уровень сформированности индивидуальной системыосознанной саморегуляции произвольной активности человека. Полученныерезультаты (70 %) позволяют сделать вывод о том, что для эффективного тренерадолжна быть характерна осознанность индивидуальной регуляции поведения идеятельности. 0ни самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменениеусловий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанно. Привысокой мотивации достижения они способны формировать такой стильсаморегуляции, который позволит им компенсировать влияние личностных,характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем вышеобщий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новымивидами активности, увереннее чувствует себя в незнакомой ситуации, темстабильнее его успехи в привычных видах деятельности.
Существует несколькоформ активности человека: общение, поведение, деятельность и переживания.Исследуя психолого-педагогические особенности личности тренера по футболу, былипроанализированы качества личности, входящие в эти четыре категории.
По категории«Межличностные отношения, общение» получены следующие результаты.
Наиболее важными дляэффективного тренера по футболу свойствами в этой категории оказались:коллективизм (100 %); отзывчивость (100 %); тактичность (100 %); обязательность(100 %); ответственность (100 %); справедливость (100 %). 95 % и выше набралитакие свойства как — терпимость, общительность и требовательность. Менее 50 % — радушие.
По категории«Поведение» получены следующие результаты. 100 % опрошенных отметили следующиекачества: активность и твердость. 95 % и более получили — смелость,уверенность, энергичность, добросовестность, настойчивость, решительность,самостоятельность и целеустремленность.
Эти данные показывают,что эффективный тренер по футболу должен проявлять заинтересованное отношение кокружающему миру и самому себе, к делам коллектива. 0н должен обладать умениемнастоять на своем, не поддаваться давлению других людей или возникшихобстоятельств, способен принимать и осуществлять свои решения без страха. Емудолжна быть присуща прямота, искренность в отношениях и поступках, вера в ихправильность.
Результаты, полученныепо категории «Деятельность» свидетельствуют, что 100 % опрошенных отметилитакие качества как: исполнительность и работоспособность. Это позволяетохарактеризовать эффективного тренера по футболу как человека, который можетмного и продуктивно работать, причем, не просто работать, а работать старательнои хорошо.
Более 95 % респондентовотметили следующие качества: мастерство, понятливость, собранность,увлеченность, внимательность.
По категории«Переживания, чувства» результаты выглядят следующим образом: 100 % опрошенныхотметили следующие качества: бодрость и оптимистичность. Это позволяет говоритьоб идеальном тренере как о человеке, имеющем жизнерадостное мироощущение, верув успех, пребывающем в бодром, полном сил, деятельности и энергии состоянии.
Полученные результатыисследования позволяют составить следующий психологический портрет эффективноготренера:
знает структуруспортивной деятельности вообще, и в своем виде спорта в частности (от низшегодо высшего звена, а главное — все взаимосвязи между ними);
имеет отработанный иразнообразный инструментарий психолого-педагогического воздействия навоспитанников, как в процессе спортивной тренировки, так и вне ее;
делает свое делоуверенно, свободно, качественно, быстро принимает решения, принимает на себяответственность за их последствия, умеет показать себя как истинный мастерсвоего дела;
технологичен. Четкознает, что и когда надо делать, где и как реализовывать все мероприятия,обеспечивающие качественный тренировочный процесс;
постоянносовершенствует свой деловой инструментарий: знания, умения, навыки;
свои достоинствасовершенствует, а недостатки стремится исправить;
находит время наблюдатьи осваивать опыт успешных коллег и конкурентов;
умеет творческиуправлять своим временем, не разменивается на мелочи;
видит главное,анализирует и интуитивно чувствует победный путь к цели, не позволяет никомууводить себя с этого пути;
умеет ладить с людьми.Понимает, что результатом общения должно быть получение нужной ему реакции;
получает удовольствиене только от результатов своей деятельности, но и от ее процесса, т. е. отсамореализации;
когда требует ситуация,работает много, напряженно, с полной отдачей сил, нередко самоотверженно;
проявляет необходимуюдля успеха требовательность, иногда жесткую, иногда даже безжалостную, снадеждой получить высокий результат и, в дальнейшем, положительную оценку засвое нестандартное поведение;
верит в себя, в своихучеников, в успех.

Заключение
Современный футбол — это не только успех, повышенное внимание, аплодисменты, материальные блага, этоеще и изнурительный ежедневный труд, связанный с риском для здоровья, жизнью водном коллективе с его непростыми особенностями. Это длительная жизнь внесемьи, с постоянными расставаниями и короткими встречами, это травмы,больничные палаты и снова игры и тренировки. Тренер должен пройти через этииспытания вместе со своим учеником, и поэтому его роль в жизни отдельногофутболиста и команды в целом — огромна. По словам В. Леви: «Роль учителя — ясная, определенная, однозначная, но… сколько она содержит в себе ролейскрытых, неявных, к какому множеству других имеет сродство, тяготение».
Футбольный тренер — одно из главных действующих лиц многоликой пьесы под названием«Футбол». О его ответственности за выполняемую работу сказано ужеочень много, и народная мудрость, которая гласит, что выигрывает команда, апроигрывает тренер, — права. Он — режиссер-постановщик, организатор,администратор, педагог, психолог, воспитатель. Поэтому часто говорят: «…вфутболе, как только случаются неудачи, сразу начинают искать виноватых, ипервыми среди них оказываются тренеры».
Великий тренерсовременности Карлос Альберто Перейра говорит о своем нелегком труде, что этокаторжный труд. Это вообще не работа, а смерть. Удовольствия никакого, развечто выиграть чемпионат мира (он приводил сборную Бразилии к званию чемпионовмира). Естественно, наставник имел в виду организацию команды и, конечно,основное в футболе — учебно-тренировочный процесс.

Списокиспользованной литературы
1. БишаеваА.А. Физическая культура. Изд-во: Academia, 2010.
2. ВасильковА.А. Теория и методика спорта. Изд-во: Феникс, 2008.
3. ГорбуновГ.Д., Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта. Изд-во: Академия,2009.
4. ИльинЕ.П. Психология спорта. Серия: Мастера психологии. Изд-во: Питер, 2008.
5. КайноваЭ. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. Изд — ва: Форум, Инфра-М,2007.
6. КапустинаА.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001.
7. КузнецовВ.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Изд-во:Academia, 2009.
8. МаксименкоА. Теория и методика физической культуры: учебник. Изд-во: Физическая культура,2006.
9. МатвеевЛ. Теория и методика физической культуры. Изд-во: Физкультура и спорт, 2008.
10. НеверковичС.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта.Изд-во: Academia, 2010.
11. Рабочаякнига практического психолога. Пособие для специалистов, работающих сперсоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М., 2002.
12. РешетниковН. В., Кислицын Ю. Л. И др. Физическая культура. Изд-во: Academia, 2010.
13. РодионовА.В., Сопов В.Ф., Непопалов В.Н. Психология физической культуры и спорта.Изд-во: Academia, 2010.

Приложение1
Методика многофакторногоисследования личности Кеттела
Текст опросника (формаC)
1. Я думаю, что мояпамять сейчас лучше, чем была раньше.
a) да b) трудно сказатьc) нет
2. Я бы вполне мог житьодин, вдали от людей.
a) да b) иногда c) нет
3. Если бы я сказал,что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назватьпреступника:
a) бандитом b) святымc) тучей
4. Когда я ложусьспать, я:
a) засыпаю быстро b)нечто среднее c) засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машинупо дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
a) пропустить впередбольшинство машин
b) не знаю c) обогнатьвсе идущие впереди машины
6. В компании япредоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.
a) да b) иногда c) нет
7. Мне важно, чтобы вовсем, что меня окружает, не было беспорядка.
a) верно b) трудносказать c) неверно
8. Большинство людей, скоторыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
a) да b) иногда c) нет
9. Я бы скореезанимался:
a) фехтованием итанцами
b) затрудняюсь сказать
c) борьбой ибаскетболом
10. Меня забавляет, чтото, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают обэтом.
a) да b) иногда c) нет
11. Читая о каком-либопроисшествии, я интересуюсь всеми подробностями.
a) всегда b) иногда c)редко
12. Когда друзьяподшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.
a) верно b) не знаю c)неверно
13. Если мне кто-нибудьнагрубит, я могу быстро забыть об этом.
a) верно b) не знаю c)неверно
14. Мне больше нравитсяпридумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживатьсяиспытанных приемов.
a) верно b) не знаю c)неверно
15. Когда я планируючто-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
a) верно b) иногда c)нет
16. Я думаю, что яменее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.
a) верно b) затрудняюсьответить c) неверно
17. Меня раздражаютлюди, которые не могут быстро принимать решения.
a) верно b) не знаю c)неверно
18. Иногда, хотя икратковременно, у меня возникало чувство раздражения по от ношению к моимродителям.
a) да b) не знаю c) нет
19. Я скорее раскрыл бысвои сокровенные мысли:
a) моим хорошим друзьямb) не знаю c) в своем дневнике
20. Я думаю, что слово,противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это:
a) небрежный b)тщательный c) приблизительный
21. У меня всегдахватает энергии, когда мне это необходимо.
a) да b) трудно сказатьc) нет
22. Меня большераздражают люди, которые:
a) своими грубымишутками вгоняют людей в краску
b) затрудняюсь ответить
c) создают неудобствадля меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравитсяприглашать гостей и развлекать их.
a) верно b) не знаю c)неверно
24. Я думаю, что:
a) не все надо делатьодинаково тщательно
b) затрудняюсь ответить
c) любую работу следуетвыполнять тщательно, если Вы за нее взялись
25. Мне всегдаприходится преодолевать смущение.
a) да b) возможно c)нет
26. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной
b) делают то и другоепоровну
c) дают мне советы
27. Если приятельобманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметилэтого, чем разоблачить его.
a) да b) иногда c) нет
28. Мне нравится друг:
a) интересы которогоимеют деловой и практический характер
b) не знаю
c) который отличаетсяглубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могуравнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, вкоторые я твердо верю.
a) верно b) затрудняюсьответить c) неверно
30. Меня волнуют моипрошлые поступки и ошибки.
a) да b) не знаю c) нет
31. Если бы я одинаковохорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
a) играть в шахматы
b) трудно сказать
c) играть в городки
32. Мне нравятсяобщительные, компанейские люди.
a) да b) не знаю c) нет
33. Я настолькоосторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей,чем с другими людьми.
a) да b) трудно сказатьc) нет
34. Я могу забыть освоих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
a) да b) иногда c) нет
35. Мне бывает труднопризнать, что я неправ.
a) да b) иногда c) нет
36. На предприятии мнебыло бы интереснее:
a) работать с машинамии механизмами и участвовать в основном производстве
b) трудно сказать
c) беседовать с людьми,занимаясь общественной работой
37. Какое слово несвязано с двумя другими?
a) кошка b) близко c)солнце
38. То, что в некоторойстепени отвлекает мое внимание:
a) раздражает меня
b) нечто среднее
c) не беспокоит менясовершенно
39. Если бы у меня быломного денег, то я:
a) позаботился бы отом, чтобы не вызвать к себе зависти
b) не знаю
c) жил бы, не стесняясебя ни в чем
40. Худшее наказаниедля меня:
a) тяжелая работа
b) не знаю
c) быть запертым водиночестве
41. Люди должны больше,чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.
a) да b) иногда c) нет
42. Мне говорили, чторебенком я был:
a) спокойным и любилоставаться один
b) не знаю
c) живым и подвижным
43. Мне нравилась быпрактическая повседневная работа с различными установками и машинами.
a) да b) не знаю c) нет
44. Я думаю, чтобольшинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.
a) да b) трудно сказатьc) нет
45. Иногда я не решаюсьпроводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
a) верно b) затрудняюсьответить c) неверно
46. Я стараюсь смеятьсянад шутками не так громко, как это делает большинство людей.
a) верно b) не знаю c)неверно
47. Я никогда нечувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.
a) верно b) не знаю c)неверно
48. В музыке янаслаждаюсь:
a) маршами в исполнениивоенных оркестров
b) не знаю
c) скрипичными соло
49. Я бы скореепредпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с однимили двумя друзьями
b) затрудняюсь сказать
c) возглавляя группу втуристском лагере
50. Усилия, затраченныена составление планов:
a) никогда не лишние
b) трудно сказать
c) не стоят этого
51. Необдуманныепоступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчаютменя.
a) верно b) не знаю c)неверно
52. Когда мне всеудается, я нахожу эти дела легкими.
a) всегда b) иногда c)редко
53. Я предпочел быскорее работать:
a) в учреждении, гдемне пришлось бы руководить людьми и все время
быть среди них
b) затрудняюсь ответить
c) архитектором,который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится ккомнате, как дерево к:
a) лесу b) растению c)листу
55. То, что я делаю, уменя не получается:
a) редко b) иногда c)часто
56. В большинстве деля:
a) предпочитаю рискнуть
b) не знаю
c) предпочитаюдействовать наверняка
57. Вероятно, некоторыелюди считают, что я слишком много говорю.
a) скорее это так
b) не знаю
c) думаю, что нет
58. Мне больше нравитсячеловек:
a) большого ума, будьон даже ненадежен и непостоянен
b) трудно сказать
c) со среднимиспособностями, но зато умеющим противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многиелюди
b) не знаю
c) медленнее, чембольшинство людей
60. На меня большеевпечатление производят:
a) мастерство иизящество
b) трудно сказать
c) сила и мощь
61. Я считаю, что ячеловек, склонный к сотрудничеству.
a) да b) нечто среднееc) нет
62. Мне больше нравитсяразговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными ипрямолинейными.
a) да b) не знаю c) нет
63. Я предпочитаю:
a) решать вопросы,касающиеся лично меня, сам
b) затрудняюсь ответить
c) советоваться с моимидрузьями
64. Если человек неотвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что,должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
a) верно b) не знаю c)неверно
65. В школьные годы ябольше всего получил знаний
a) на уроках b) трудносказать c) читая книги
66. Я избегаю общественнойработы и связанной с этим ответственности.
a) верно b) иногда c)неверно
67. Когда вопрос,который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другимвопросом
b) затрудняюсь ответить
c) еще раз попытатьсярешить этот вопрос
68. У меня возникаютсильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. — казалось бы, безопределенной причины.
a) да b) иногда c) нет
69. Иногда я соображаюхуже, чем обычно.
a) верно b) не знаю c)неверно
70. Мне приятно сделатьчеловеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное длянего, даже если это немного неудобно для меня.
a) да b) иногда c) нет
71. Я думаю, что в ряде1, 2, 3, 6, 5,… следующим числом будет:
a) 10 b) 5 c) 7
72. Иногда у менябывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определеннойпричины.
a) да b) не знаю c) нет
73. Я предпочитаюскорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официанткелишнее беспокойство.
a) да b) иногда c) нет
74. Я живу сегодняшнимднем в большей степени, чем другие люди.
a) верно b) трудносказать c) неверно
75. На вечеринке мненравится:
a) принимать участие винтересной беседе
b) затрудняюсь ответить
c) смотреть, как людиотдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю своемнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.
a) да b) иногда c) нет
77. Если бы я могперенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:
a) Колумбом b) не знаюc) Пушкиным
78. Я вынужденудерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
a) да b) иногда c) нет
79. Работая в магазине,я предпочел бы:
a) оформлять витрины
b) не знаю
c) быть кассиром
80. Если люди плохо обомне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаюнужным.
a) да b) трудно_сказатьc) нет
81. Если я вижу, чтомой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
a) сразу же думаю:«У него плохое настроение»
b) не знаю
c) беспокоюсь о том,какой неверный поступок я совершил
82. Все несчастьяпроисходят из-за людей:
a) которые стараются вовсе внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решенияэтих вопросов
b) не знаю
c) которые отвергаютновые, многообещающие предложения
83. Я получаю большоеудовольствие, рассказывая местные новости.
a) да b) иногда c) нет
84. Аккуратные,требовательные люди не уживаются со мной.
a) верно b) иногда c)неверно
85. Мне кажется, что яменее раздражительный, чем большинство людей.
a) верно b) не знаю c)неверно
86. Я могу легче несчитаться с другими людьми, чем они со мной.
a) верно b) иногда c)неверно
87. Бывает, что всеутро я не хочу ни с кем разговаривать.
a) часто b) иногда c)никогда
88. Если стрелки часоввстречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то этичасы:
a) отстают b) идутправильно c) спешат
89. Мне бывает скучно:
a) часто b) иногда c)редко
90. Люди говорят, чтомне нравится делать все своим оригинальным способом.
a) верно b) иногда c)неверно
91. Я считаю, что нужноизбегать излишних волнений, потому что они утомительны.
a) да b) иногда c) нет
92. Дома, в свободноевремя, я:
a) болтаю и отдыхаю
b) затрудняюсь ответить
c) занимаюсьинтересующими меня делами
93. Я робко и осторожноотношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.
a) да b) иногда c) нет
94. Я считаю, что то,что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.
a) да b) иногда c) нет
95. Я подозреваю, чтолюди, с которыми я нахожусь в дружеских отношения, могут оказаться отнюдь недрузьями за моей спиной.
a) да, в большинствеслучаев
b) иногда
c) нет, редко
96. Я думаю, что дажесамые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никакихследов.
a) да b) иногда c) нет
97. Я думаю, что былобы интереснее быть:
a) натуралистом иработать с растениями
b) не знаю
c) страховым агентом
98. Я подвержен беспричинномустраху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определеннымживотным, местам и т.д.
a) да b) иногда c) нет
99. Я люблю размышлятьо том, как можно было бы улучшить мир.
a) да b) трудно сказатьc) нет
100. Я предпочитаюигры:
a) где надо играть вкоманде или иметь партнера b) не знаю c) где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятсяфантастические или нелепые сны.
a) да b) иногда c) нет
102. Если я остаюсь вдоме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.
a) да b) иногда c) нет
103. Я могу своимдружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне ненравятся.
a) да b) иногда c) нет
104. Какое слово непринадлежит к двум другим?
a) думать b) видеть c)слышать
105. Если мать Марииявляется сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцуМарии?
a) двоюродным братом b)племянником c) дядей

Методикамногофакторного исследования личности Кеттела/Бланк ответов (форма C)
/>
педагогическийличность тренер футбол психический

Приложение2
 
Методика диагностикимежличностных отношений Лири
Текст опросника
Инструкция: Вампредлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую ирешить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует,то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего неставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь бытьискренними.
Другие думают о немблагосклонно
Производит впечатлениена окружающих
Умеет распоряжаться,приказывать
Умеет настоять на своем
Обладает чувствомдостоинства
Независимый
Способен сампозаботиться о себе
Может проявлятьбезразличие
Способен быть суровым
Строгий, носправедливый
Может быть искренним
Критичен к другим
Любит поплакаться
Часто печален
Способен проявлятьнедоверие
Часто разочаровывается
Способен быть критичнымк себе
Способен признать своюнеправоту
Охотно подчиняется
Уступчивый
Благодарный
Восхищающийся, склонныйк подражанию
Уважительный
Ищущий одобрения
Способный ксотрудничеству, взаимопомощи
Стремится ужиться сдругими
Дружелюбный,доброжелательный
Внимательный, ласковый
Деликатный
Ободряющий
Отзывчивый на призывы опомощи
Бескорыстный
Способен вызыватьвосхищение
Пользуется у другихуважением
Обладает талантомруководителя
Любит ответственность
Уверен в себе
Самоуверен, напорист
Деловитый, практичный
Любит соревноваться
Стойкий и упорный, гденадо
Неумолимый, нобеспристрастный
Раздражительный
Открытый, прямолинейный
Не терпит, чтобы имкомандовали
Скептичен
На него труднопроизвести впечатление
Обидчивый, щепетильный
Легко смущается
Не уверенный в себе
Уступчивый
Скромный
Часто прибегает кпомощи других
Очень почитаетавторитеты
Охотно принимает советы
Доверчив и стремитсярадовать других
Всегда любезен вобхождении
Дорожит мнениемокружающих
Общительный, уживчивый
Добросердечный
Добрый, вселяющийуверенность
Нежный, мягкосердечный
Любит заботиться одругих
Бескорыстный, щедрый
Любит давать советы
Производит впечатлениезначительного человека
Начальственноповелительный
Властный
Хвастливый
Надменный исамодовольный
Думает только о себе
Хитрый, расчетливый
Нетерпим к ошибкамдругих
Корыстный
Откровенный
Часто недружелюбен
Озлобленный
Жалобщик
Ревнивый
Долго помнит свои обиды
Самобичующийся
Застенчивый
Безынициативный
Кроткий
Зависимый,несамостоятельный
Любит подчиняться
Предоставляет другимпринимать решения
Легко попадает впросак
Легко поддается влияниюдрузей
Готов довериться любому
Благорасположен ко всембез разбора
Всем симпатизирует
Прощает все
Переполнен чрезмернымсочувствием
Великодушен, терпим кнедостаткам
Стремитсяпокровительствовать
Стремится к успеху
Ожидает восхищения откаждого
Распоряжается другими
Деспотичный
Сноб, судит о людяхлишь по рангу и достатку
Тщеславный
Эгоистичный
Холодный, черствый
Язвительный,насмешливый
Злой, жестокий
Часто гневлив
Бесчувственный,равнодушный
Злопамятный
Проникнут духомпротиворечия
Упрямый
Недоверчивый,подозрительный
Робкий
Стыдливый
Отличается чрезмернойготовностью подчиняться
Мягкотелый
Почти никогда никому невозражает
Навязчивый
Любит, чтобы егоопекали
Чрезмерно доверчив
Стремится сыскатьрасположение каждого
Со всеми соглашается
Всегда дружелюбен
Любит всех
Слишком снисходителен кокружающим
Старается утешитькаждого
Заботится о других вущерб себе
Портит людей чрезмернойдобротой
Регистрационный бланк
Ф.И.О.______________________________________________________
Возраст ____________ Должность______________________________1   33   65   97   2   34   66   98   3   35   67   99   4   36   68   100   5   37   69   101   6   38   70   102   7   39   71   103   8   40   72   104   9   41   73   105   10   42   74   106   11   43   75   107   12   44   76   108   13   45   77   109   14   46   78   110   15   47   79   111   16   48   80   112   17   49   81   113   18   50   82   114   19   51   83   115   20   52   84   116   21   53   85   117   22   54   86   118   23   55   87   119   24   56   88   120   25   57   89   121   26   58   90   122   27   59   91   123   28   60   92   124   29   61   93   125   30   62   94   126   31   63   95   127   32   64   96   128


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.