Реферат по предмету "Психология"


Особенности мироощущения в юности

--PAGE_BREAK--
1.2. Состояние и структура мироощущения юношей
     А. Л. Журавлёв считает, что характер взаимодействия самоопределяющего субъекта с окружающим миром и даже само его наличие в высокой степени определяется тем, как субъект воспринимает окружающую среду, т. е. какие объекты значимы для него, к каким он относится нейтрально, какие им отвергаются, а какие из них и совсем игнорируются [12, с.126]. Чело­век может также принимать, отвергать или не замечать отдельные собственные потребности и интересы, ценности и идеалы, личностные качества и т. д.

    Отношения личности с внешним миром — особенно с миром других людей — достаточно сложные и неоднозначные. Человек, как утверждает          К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях»[13, с.13]. Здесь следует отметить, что лич­ность не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них. Она нуж­дается в получении уважения, признания, принятия, любви от других людей. И социальное самоопределение — это, по сути, мотивационная зрелость человека устанавливать взаимоотношения с другими людьми такие, где им рефлексируется «зависимость» — «автономность», где осознается круг общения; это внутренне значимые мотивы организовывать свою жизнь перспективно, планировать ее на длительные промежутки времени.

Большое количество исследований показывают достаточно низкие способности к планированию собственного будущего у современ­ной молодежи. Планы старшеклассников на будущее недостаточно реалистичны. В исследованиях П.А. Сергоманова и Н. П. Васильевой, обнаружен такой тип структурирования жизненных планов у молодых людей как фантазирование, где есть некая мечта-фантазия, которой подменяется образ будущего. Представления о будущем некритичны и диффузны[14, с.65].

Социальное самоопределение в самом общем смысле состоит из образа окружающего мира, образа себя, образа «себя в этом мире» и определенное отношение к ним.

Характер мироощущения самоопределяющейся личности достаточно полно был изучен в работах Андреевой А. Д.,  Даниловой Е. Е., Толстых Е. Е., Толстых Т. И. По мнению многих авторов мироощущение проявляется в основном эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном. Этот эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки её отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий своего существования [11, с.7]. Поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни могут восприниматься и оцениваться или как благоприятные, или как неблагоприятные.

А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др., говоря о структуре мироощущения, выделяют следующие составляющие: 1) чувство «Я»; 2) самостоятельность; 3) учеба, работа; 4) общение, социальные контакты; 5) отдых, досуг; 6) познание; 7) приобретение, обладание материальными ценностями; 8) общефилософские познания; 9) «патриотизм» [11, с.35].

Изучение этой, достаточно сложной подструктуры социального самоопределения, позволяет не только определить характер отношения личности к миру, её взаимоотношения с миром, но и  круг проблем и трудностей, усложняющих процесс самоопределения. Подобное комплексное исследование было проведено в Курском государственном университете (тогда еще педагогическом) в 2001 году кафедрой психологии под руководством профессора А. С. Чернышёва. Был выявлен целый спектр проблем, включающей следующие направления: 1)учебная деятельность; 2)общение со сверстниками; 3)общение с преподавателями; 4)несостоятельность студента как личности; 5)материальные проблемы; 7)социальные проблемы; 8)семья [15, с.45].

Исследователи считают, что с одной стороны, видение большого числа трудностей отражает зрелость личности и стимулирует её социальную закалку, а, с другой, настораживает проблемность всех сфер жизни студента. Также отмечается, что социальные и бытовые трудности значительно превосходят собственно вузовские проблемы. Из вузовских проблем более всего воспринимаются учебные, а затем воспитательные и менее всего – научные.

    Важно отметить, что для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Не стоит рассматривать редко встречающиеся варианты — уход в криминальный мир, иждивенчество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы) и др., можно коснуться лишь возможностей «бегства» от общества. [1, с.346]

   Обучение в вузе.По данным санкт-петербургских психологов, в начале  90-х годов в нашей стране резко снизилась ценность образования, школьники перестали относиться к нему как к возможности материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов наметилась другая тенденция: образование снова входит в систему ценностей. Многие выпускники школ хотели бы продолжить обучение. Кто-то нашел свое призвание и ему нужно получить знания в интересующей его области, кто-то следует желанию родителей или идет поступать в вуз за компанию с другом, кому-то нужен диплом, чтобы затем продвигаться по служебной лестнице или удачно выйти замуж, избежать армии и т.д. Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т.е. определенную квалификацию и тем самым готовит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии любимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобретает «практический опыт» и главное, остается зависимым от родителей.

     Работа привлекает прежде всего приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки. [1, с.346]

     Недостатками раннего включения в работу считаются высокая ответственность, невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата. В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т.е. более или менее серьезно подрабатывают.То, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный вуз, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентации. Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. [2, с.111]

   

    Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников. Напротив, взрослый, сложившийся человек невольно тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому; творческое начало проявляется у него поэтому в меньшей скованности организационными рамками, в способности к спонтанным, неожиданным даже для самого себя поступкам и ассоциациям. [8, с.75]

     Интеллектуальное творчество является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. Это свойство проявляется не только в интеллектуальной, но и в любой другой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т. д. К сожалению, возрастные параметры творчества и сопутствующих ему личностных свойств пока не изучены. [7, с.235]

   Поиски работы.В юношеские годы со всей остротой встает вопрос профессио­нального самоопределения. В постановке и решении этого во­проса развивающаяся личность оказывается лицом к лицу с не­обходимостью сделать не просто важнейший выбор, но выбор социально значимый. [2, с.109]

   Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Для части из них трудно выбрать определенную деятельность. По данным опросов, проводимых сотрудниками Управлений труда и занятости, многие не могут четко указать требования к своей будущей работе, не имеют ясной цели своих поисков. Если же есть представления о будущей работе, сделан выбор, трудно найти соответствующее место. [10, с.176]

      Количество людей (в том числе взрослых), ищущих работу, в настоящее время достаточно велико. Юноша или девушка, оказавшись одними из претендентов на вакантную должность, должны уметь общаться с людьми, от которых зависит их будущее, т.е. в какой-то мере владеть техникой делового общения и уметь произвести благоприятное впечатление. Обе эти проблемы, в особенности проблема самопрезентации, обостряются из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора.

      Самая большая трудность — это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок становится необходимостью, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе. [1, с.348-349]

     Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся" на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство. [4, с.190]

     Когда заработок не очень важен и работа найдена, юноше или девушке предстоит период адаптации на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с различными чертами характера и разным уровнем интеллекта. Облегчает адаптацию ориентировка в профессии, наличие определенных навыков. В принципе начинать работать легче после окончания ПТУ, а не школы. Полезно и получение среднего специального образования. [1, с.350]

   Служба в армии. Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Вооруженные Силы. Служба в армии — это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжелым испытанием. В то же время армейская жизнь в каком-то плане проще и легче гражданской. Она четко регламентирована, солдату не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Для юношей с определенным складом характера она вполне подходит, разумеется, при благоприятных условиях службы.

    В настоящее время служба в армии связана с двумя тяжелыми проблемами: наличием «горячих точек» и «дедовщиной». Служба в регионах, где идут или могут возникнуть (возобновиться) военные действия, опасна, связана с риском потерять жизнь или здоровье. Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. С таким жизненным опытам потом нелегко вернуться к мирной жизни, и во многих случаях бывшим солдатам необходима психотерапевтическая помощь.

     «Дедовщина» связана с проникновением в армию криминальной субкультуры. Устанавливаются иерархические отношения; солдаты делятся на группы: старых — новичков, вожаков — «низов». В последнее время становятся важны также национальная принадлежность и землячества. Известны случаи побегов из части и самоубийств из-за «дедовщины» (во время прохождения службы и даже после демобилизации). Если юноша проходит через все испытания, он меняется личностно — становится взрослее и психологически сильнее либо останавливается на уровне психологии «деда», агрессивного и мстительного. [1, с.350-351]

   Бегство от общества. Бегство от общества — еще один вариант организации жизни в юношеском возрасте. Независимо от того, учится юноша или работает, он может выбрать этот путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т д. Если подобное стремление становится преобладающим, работа и учеба бросаются.

   Этот вариант нельзя назвать сознательным жизненным выбором. В подобных случаях задача самоопределения обычно не решена и указанные поиски становятся следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума: детство кончилось, взрослым себя не чувствуешь и что делать, не знаешь. К наркотикам и сектантству могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «серой» жизни, неумение трудиться. [1, с.351-352]

   Западные психологи отмечают притягательную силу так называемых юношеских религий. X. Ремшмидт считает, что эти религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение вождю (гуру, мессии, пророку), якобы обладающему рецептом спасения всего мира и каждого человека в отдельности; организуют насыщенную общими переживаниями групповую жизнь (используя медитацию, транс и экстаз, иногда — наркотики). Юношеские религии нередко приводят к разрыву с семьей, передаче гуру всего своего личного имущества. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается болезненная зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Это достаточно распространенное на Западе явление в последнее время появилось и у нас. [4, с.242]

     Что касается наркомании, в юности по этой причине погибают многие из тех, кто начал принимать наркотики в подростковом и раннем юношеском возрасте. Деформации личности при наркотической зависимости общеизвестны. О состоянии и жизни наркоманов никто не может знать то, что знают они сами. Крайняя и наиболее трагичная форма бегства от общества — суицид, уход из жизни. [1, с.352-353]

   Существует проблема алкоголизма. Стремление испытать состояние эйфории сочетается у алкоголика со все снижающейся способностью перено­сить отрицательные эмоции, неизбежные в нашей жизни; более тою, необходимые. При этом он прибегает к алкоголю и как к средству, вызывающему положительные эмоции, и как к средст­ву, подавляющему отрицательные, а также облегчающему (будто бы) жизнь при любых затруднениях, при любом психи­ческом напряжении, неважно, что привело к такому напряже­нию — особая радость или глубокая печаль. Со временем стрем­ление потребить спиртное возникает по все более ничтожному поводу. Параллельно с этим все более и более снижается психологическая устойчивость человека, его способность противо­стоять жизненным трудностям, переносить нагрузки. [2, с.367]
1.3. Основные линии онтогенеза
     Как было сказано выше, после окончания школы и начала самостоятельной жизни продолжается выбор жизненного пути, завершающийся в конце периода окончательным самоопределением. Основные линии онтогенеза обусловлены сформировавшимися в ранней юности типами жизненного мира.[1, с.354]

 

   Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направленностью личности. Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направленностью личности (атавистические аналоги простого и легкого и простого и трудного жизненного мира), вообще не предполагают самоопределения; «выбор» предопределен самой гедонистической установкой. В случае простого и легкого жизненного мира она реализуется посредством паразитического существования. Одним из его вариантов является существование за счет родителей. Неспособность к систематическому труду, сформировавшаяся на предыдущих возрастных этапах, приводит к неспособности самостоятельного обеспечения своей жизни. Попытки найти работу, совместимую с этой неспособностью, обычно кончаются неудачей.

    Другой вариант данной линии онтогенеза связан с замужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразитического существования за счет супруга (супруги). Этот вариант более характерен для девушек. Тем не менее, как показывает отмеченное немецкими социологами увеличение количества браков совсем юных молодых людей со зрелыми женщинами, он не так редок и у юношей.

    Одним из вариантов данной линии онтогенеза является существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в криминальных структурах. Другой вариант — выполнение простой, не требующей ответственности работы. Это устройство неквалифицированными подсобными рабочими, иногда грузчиками (при не слишком обременительных нагрузках) и т.п. Для обоих вариантов обычно характерна та или иная степень алкоголизации. Чаще всего эти варианты сочетаются друг с другом; отсутствие устойчивых моральных принципов обусловливает стремление к легким противоправным путям добывания денег и при трудоустройстве.

     Еще один вариант рассматриваемой линии онтогенеза — вступление в брак, в котором ради реализации гедонистической установки необходимо выполнение тех или иных обязанностей, которые могут оказаться и обременительными. При перемене обстоятельств в благоприятную сторону эта линия онтогенеза легко меняется на ничем не обремененное паразитическое существование.

    Отсутствие у представителей характеризуемых линий онтогенеза самоопределения как такового, четких жизненных планов, а также способности к полноценной трудовой или учебной деятельности обусловливает и отсутствие желания получить образование, овладеть какой-либо профессией. При необходимости прохождения службы в армии они обычно сравнительно легко приспосабливаются к неуставным отношениям, являясь послушными исполнителями указаний «дедов». [1, с.355-357]

   Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направленностью личности.Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направленностью личности (сложным и трудным жизненным миром),в отличие от рассмотренных выше характеризуются достаточно сформированной иерархической системой ценностей и, соответственно, доминированием тех или иных эгоистических мотивов.

   Одна из этих линий соответствует престижной мотивации. Жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства (если считается, что к этому есть предпосылки), получить престижную профессию и т.п. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей родителей, а также собственных склонностей и способностей выбираются наиболее перспективная с точки зрения поставленных целей профессия и соответствующий вуз. Главным принципом выбора обычно становится поиск оптимального сочетания по параметрам: значимость жизненных целей — их достижимость.

    Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержено влиянию конъюнктуры, моды, других внешних условий и обстоятельств. Самыми престижными и модными у нас в разное время становились те или иные технические вузы и факультеты. Всегда были престижны и популярны МГИМО, юридические факультеты, театральные и литературный вузы, факультет журналистики. В настоящее время лидируют экономические и экономико-управленческие вузы и факультеты, школы бизнеса и т.п.

     При престижной мотивации встречается еще один путь достижения жизненной цели: брак с человеком, обладающим известностью и влиянием в соответствующей области. Такие браки имеют место, например, в артистической среде: молодые девушки, выходя замуж за известных актеров, режиссеров, артистов эстрады, рассчитывают с их помощью сами добиться успеха. Известны аналогичные случаи и в научной среде. В данной линии онтогенеза, как и во всех других линиях с эгоистической направленностью личности, могут иметь место и сущностные мотивы, в том числе весьма значимые.

     Другой вариант эгоистической направленности личности связан с мотивами власти, доминантности. В зависимости от особенностей характера, конкретных интересов, учебной и физической подготовки, а также возможностей родителей способствовать выбираемой карьере молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры, выбирают те или иные военные училища, службу в специальных войсках (ВДВ, морская пехота и др.) или в милиции (ОМОН, спецназ) и т.п.

    Еще одним распространенным вариантом линий онтогенеза, связанных с эгоистической направленностью личности, является преимущественная ориентация на материальную сторону жизни: от обычного материального достатка, комфортных бытовых условий до стремления к обогащению и накоплению материальных ценностей. Эти мотивы в той или иной степени присущи и другим вариантам эгоистической направленности личности, а мотив материального достатка — вообще большинству людей. Здесь же они доминируют и играют решающую роль в выборе жизненного пути.

    Мотив материального благополучия как один из вариантов эгоистической направленности личности следует отличать от гедонистической установки, сопряженной с механизмом терпения. Прежде всего здесь речь идет о сложном жизненном мире, который представлен иерархически построенной системой различных мотивов. В этой системе материальный достаток — главный, но не единственный мотив. Он обычно сочетается с мотивами самоуважения и престижа, обеспечения будущей семьи и т.д. Кроме того, в этом случае имеет место самоопределение, выбор конкретного жизненного пути с конкретными планами на будущее, чего нет при гедонистической направленности личности. Даже осуществляя ту или иную деятельность по реализации мотива удовольствий и развлечений, ее носители живут заботами лишь ближайшего будущего, фактически — настоящего.

     Многие юноши и девушки предпочитают продолжению учебы поиск хорошо оплачиваемой работы, не требующей специального образования и длительного обучения. Многие идут в коммерческие структуры либо пытаются организовать собственный бизнес. У части из них доминируют мотивы обогащения. [9, с.252]

Мотив богатства никогда не встречается в чистом виде. Деньги, как и другие материальные ценности, являются выражением могущества и власти. Один из путей реализации мотивов материального благополучия и обогащения — вступление в выгодный брак, в отличие от аналогичного случая при гедонистической установке, здесь, как отмечалось выше, помимо доминирующего (связанного с материальной стороной жизни) имеют место и другие мотивы, а также четко намеченный жизненный план. У девушек, например, кроме престижной мотивации и других эгоистических мотивов это может быть мотив создания благополучной семьи. [1, с.357-360]

   Духовно-нравственная и сущностная направленность личности. Духовно-нравственная и сущностная направленность личности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира) предполагают в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающей склонностям. Даже в том случае, когда главной целью в жизни является создание счастливой семьи, вуз или место работы никогда не выбираются по принципу близости от дома или по каким-либо иным соображениям, не связанным с интересом к самой профессии. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью. Известны случаи, когда абитуриенты при большом конкурсном отборе поступали в выбранный вуз с пятой — седьмой попытки.


    Вместе с тем и при этих линиях онтогенеза выбор профессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленности личности. Здесь он не зависит от моды и конъюнктуры, других внешних обстоятельств, облегчен, как отмечалось выше, широтой круга интересов. Однако это далеко не всегда гарантирует оптимальный вариант выбора. Можно сказать, что выбор при многих вариантах будет соответствовать склонностям и интересам

     Даже при линиях онтогенеза, связанных с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности, не все потенциальные сущностные стороны человека открываются ему к моменту выбора жизненного пути.

     Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным возрастным новообразованием юности. [1, с.361-363]    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Знаменитые путешественники древних времен
Реферат Презентация издательства Дорлинг Киндерсли
Реферат Анализ 1 год
Реферат Понятие и сущность уголовно исполнительного права
Реферат Международное сотрудничество регионов Европейского Севера с зарубежными государствами
Реферат Політекономія як суспільно-економічна наука
Реферат Формирование личности в юношестве
Реферат Герб и государство
Реферат Подготовка и переподготовка кадров на предприятии на примере страховой компании
Реферат Шпора по Сопромату 2006
Реферат Электронное портфолио учителя информатики ориентированное на тему Алгоритмизация в базовом курсе
Реферат Створення безпечних та нешкідливих умов та засобів праці
Реферат Невербальные средства коммуникации. Виды речевой деятельности
Реферат Формирование и исполнение бюджета в современных условиях
Реферат Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП