СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Критериальные подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья» 9
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Анализ результатов 19
2.3. Рекомендации по работе с неблагополучной семьей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
ВВЕДЕНИЕ
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как правило, свой родной дом как источник социального, эмоционального, познавательного опыта. Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека.
Вопросу взаимоотношения в семье всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.
Ковалева Л.Е в своих работах говорит о том, что главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. В книге Р.В.Тонковой-Ямпольской пишется о том, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Тема курсовой работы «Особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях». Тема достаточно актуальна так, как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Целью работы является исследование особенности взаимоотношений в неблагополучных семьях.
Объект исследования — эмоциональное благополучие в семье.
Предмет — особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях.
Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
— проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;
— определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка;
— провести опытно – экспериментальное исследование взаимоотношений в неблагополучных семьях.
Гипотеза исследования: как влияет неблагополучие семьи на взаимоотношения родителей с детьми.
Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования «Особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях»; математическая статистика, оценка, обобщение, систематизация и обобщение полученных результатов.
Практическое значение полученных результатов сводится к возможности разработки на их основе программ нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка в условиях образовательного учреждения, методику регулирования эмоционального состояния и снижения уровня тревожности у детей.
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе социального работника, а также при подготовке к лекциям по социальной педагогике и психологии.
Выборка испытуемых: в исследовании принимали участие 66 неблагополучных семей г. Нефтекамск, и 21 семья г. Уфа.
База исследования: Тест-опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В Столин ), Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л.Романова. Г.П.Бутенко).
Структура работы: введение, три раздела, выводы и список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ
И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, — сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания[7, С.114].
В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Изучение множества разнообразных документов позволило выявить некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в общении – одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей: родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении; родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними; чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями; поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители; поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети; конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты; полное взаимное отчуждение и враждебность [7, С.119].
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи [7, С.120].
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
1.2. Критериальные подходы к определению сущности
понятия «неблагополучная семья»
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе [10, С.52].
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» [10, С.74].
Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными [11, С.69].
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза.
В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.
Недоверчивая» семья. Характерная черта — повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра.
Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы
Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое заметное — душевное одиночество детей
Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей [15, С.225].
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.
Варианты родительского поведения. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений [15, С.229].
Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
Компромиссный – для решения проблемы родитель предполагает ребенку что – либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.
Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких – либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.
Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.
«Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.
«Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему. Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью — направить ребенка по правильному пути.
«Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, — доказать собственную правоту.
«Священник». Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.
«Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его «оружие» — насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».
Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель — помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.
При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.
Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений.
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей большинство семей от составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранение-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы.
--PAGE_BREAK--ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Организация исследования
Опытно-экспериментальная работа явилась практическим воплощением теоретических предпосылок и выдвинутых нами положений, рассмотренных в первой и второй главах, и проходила в два этапа: констатирующий и формирующий эксперимент.
Первый этап — констатирующий эксперимент — проводился в 2007 -2008 годах в Центре социальной помощи детям и подросткам (г.Нефтекамск; 66 неблагополучных семей) и Областном центре социальной помощи семье (г.Уфа; 21 семья)
Цель констатирующего эксперимента — составить портрет неблагополучной семьи.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
1. Изучить структурные, функциональные и индивидуальные характеристики неблагополучных семей.
2. Изучить ценностные характеристики неблагополучной семьи.
3. Выделить основные потребности неблагополучной семьи.
Исходя из целей и задач констатирующего эксперимента, мы применяли следующие методы:
— сбор информации (анкетирование, тестирование, наблюдение);
— независимых характеристик (опрос, интервью, беседа);
— изучения и анализа документации (социальный паспорт семьи, акты обследования, дневники наблюдений экспертные заключения);
— обработки и интерпретации данных: (методы математической статистики, оценка, обобщение, систематизация и описание полученных результатов).
Для решения первой задачи неблагополучная семья рассматривалась нами как целостное системное образование, имеющее комплекс структурных и функциональных характеристик, а также индивидуальных особенностей ее членов. В данном исследовании участвовало 66 неблагополучных семей, стоящих на учете в Центре социальной помощи детям и подросткам г. Нефтекамска.
2.2. Анализ результатов
В качестве структурных характеристик была выбрана демографическая характеристика, которая свидетельствует о потенциально возможных сложностях в системе внутрисемейных отношений. Из 66 обследуемых семей, 35 семей (65 %) являются неполными, две (4 %) — находящимися в процессе развода, 29 (57%) — многодетными.
Среди функциональных характеристик неблагополучных семей наиболее значимыми являются: материальное обеспечение семьи, психологический климат, общая и педагогическая культура родителей, отношение к ребенку.
Невысоким следует признать образовательный уровень родителей. С высшим образованием нет никого, среднее и среднее специальное имеют 16 отцов (61 %) и 30 матерей ( 58 %), остальные — неполное среднее или начальное.
Не способствует гармоничности семейных отношений и низкий уровень социальной обеспеченности многих из них. 38 семей (74,5%) являются малообеспеченными, среднедушевой доход у них значительно ниже утвержденного по городу прожиточного минимума.
9 семей (18%) имеют неудовлетворительные жилищные условия, из них 5 семей проживают в балках или снимают квартиру. Кроме того, почти все многодетные семьи имеют обеспеченность жилой площадью значительно меньше установленной в городе нормы. В связи с этим в большинстве семей невозможно создать нормальные условия для детей. Только в 20 семьях (39%) имеется отдельная комната для детей, а треть не имеет даже отдельных спальных мест. Всего у 27 семей (53 %) дети имеют постоянное место для приготовления уроков, почти у половины нет дома игрушек, книжек, канцелярских принадлежностей.
Анализ источников дохода свидетельствует о неизбежности потенциальных трудностей в материальном обеспечении семьи. У 15 семей (30%) основным источником дохода являются случайные заработки, у 12 (23%) -алименты на детей. 9 семей (17 %) опираются на помощь родственников, три семьи сдают внаем жилье или гаражи.
Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для диагностики причин неблагополучия важны индивидуальные особенности ее членов.
Одна треть детей занимается токсикоманией и потреблением наркотиков, половина детей школьного возраста в большей или меньшей степени втянуты в потребление алкоголя.
Поведение детей определяется в значительной степени семейной атмосферой, а она во многом отравляется поведением самих родителей. В 27 семьях (53%) родители злоупотребляют алкоголем, в том числе в 9 семьях этот процесс идет запоями, в 11 ежедневно или 2-3 раза в неделю. Лечились от алкоголизма четверо из пьющих родителей. В трех семьях родители употребляют наркотики, в 16 (31%) ведут аморальный, паразитический и даже криминальный образ жизни.
Вследствие этого в 12 семьях (23,5%) наблюдаются напряжение в детско-родительских отношениях и конфликты, в И семьях (21,5%) родители проявляют полную воспитательно-педагогическую несостоятельность в отношениях с детьми, переходящую в отдельных случаях в жестокое обращение с ними. В обследуемых семьях выявлено 16 случаев ухода детей из дома, в том числе 9 — из-за конфликта с родителями и 7 — из-за неблагополучной семейной обстановки. Родители в 14 семьях (27,5%) признают необходимость оказания и.м психологической и медицинской помощи.
Для большинства родителей характерна явная необъективность в оценке своих отношений с детьми. Только в двух семьях (3, 9%) родители признают, что с детьми у них плохие отношения. В 38 семьях (75%) отношения между собой и детьми родители считают ровными, при этом считается нормой наказание детей трудом: ежедневно в 3 семьях (6%); в 32 семьях (61%) — 1-2 раза в неделю; в 15 (30%) семьях используются физические наказания детей.
О том, что многие родители не желают признавать сложности своих отношений с детьми, свидетельствует и оценка справедливости наказаний со стороны самих детей. Почти каждый четвертый ребенок считает наказания несправедливыми и только десятая часть признает их справедливость. Тем не менее, дети не желают в большинстве своем оценивать свои отношения с родителями негативно. Только пятеро детей школьного возраста (5%) считают их неудовлетворительными; 18 (17, 6%) — хорошими; остальные -удовлетворительными. Это свидетельствует о том, что основная масса детей стремится примириться со своим положением в семье и найти в родителях защиту от жизненных невзгод.
По итогам анализа исследуемых семей можно определить следующие явные признаки неблагополучия, приводящие к дестабилизации семейной атмосферы:
непонимание родителями собственной воспитательной функции в отношении детей;
воспитательно-педагогическая беспомощность родителей во взаимоотношениях с детьми;
• равнодушие большинства родителей к школьной жизни и досугу
детей;
• деструктивное поведение родителей в быту (пьянство, аморальный образ жизни), в собственных взаимоотношениях и с детьми;
• бытовая неустроенность и низкий жизненный уровень семьи;
• безынициативность родителей в решении бытовых и материальных трудностей, осложняющих жизнь их детей;
• недостаточное внимание «трудным» семьям со стороны педагогов школ.
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента были выявлены ценностные ориентации членов семей, состоящих на учете в Областном центре социальной помощи семье г. Уфы. В данной работе принимала участие 21 неблагополучная семья.
Результаты проведенного исследования показывают, что в основе семейного неблагополучия лежит противоречие, выражающееся в стремлении семьи к удовлетворению своих запросов и самовыражению и ее неспособностью адаптироваться к новым экономическим условиям.
Две трети семей имеют среднедушевой доход в три раза ниже прожиточного минимума в Уфе. Кроме того, из всех родителей (21 мать и 17 отцов), 16 (42%) являются безработными. При таком положении родители неконкурентоспособны на рынке труда и не могут решить элементарных проблем материального обеспечения семьи.
Низкий уровень социальной адаптации формирует ощущение неудачливости, неспособности добиться каких-то успехов в жизни. Каждая вторая семья неудовлетворена своим социальном статусом, а еще четверть — «не совсем» удовлетворена. Однако проявить инициативу и завести собственное дело изъявляют желание только 4 родителя (10,5%), а способными заняться подобного рода деятельностью считают себя 7 родителей (18,4%), при этом осуществление этой идеи на практике не предпринималось ни одним из них.
Отмечается достаточно высокая внесемейная активность родителей, особенно отцов. Так у 10 матерей (47%) личная жизнь, по их признанию, проходит на работе и в общении с друзьями, подругами. Только одна треть (35,5%) отцов проводят время в семье, остальные две трети имеют внешние формы общения. Внесемейная активность связана, как правило, с поиском способов удовлетворения потребности социальных контактов в группе себе подобных, что нередко связано с пьянством и алкоголизмом.
Адаптация детей к жизни в обществе непосредственно связана с передачей детям духовных ценностей родителей (стремление к познанию, творчеству, трудолюбию и т. д.), формированием таким образом у детей соответствующих ценностных ориентации. Однако только 11 родителей (29,0%) считают, что за счет трудолюбия можно добиться материального достатка; трое (7,9%) являются сторонниками соблюдения норм моршти и закона; остальных вообще не интересуют никакие интеллектуальные занятия. Только два отца (11, 7%) и три матери (14, 3%) хотели бы иметь более высокое образование или другую специальность.
Социальная пассивность родителей проявляется в жизненных планах и способах их реализации: 7 членов семей считают себя способны.ми заниматься предпринимательством, однако желают вести собственное дело всего двое; хотели бы иметь более востребованную специальность шесть родителей, но никто не реализовал свое намерение. В то же время две трети семей крайне недовольны своим нынешним социальным статусом, оценивают его как неудовлетворительный.
Отличительной особенностью многих семей является непостоянство и непредсказуемость их внутрисемейных отношений. Реакция на детское поведение зависит от множества причин, в том числе от настроения родителей. Только 7 семей указали, что домашних ссор у них «почти не бывает», а в каждой четвертый семье они происходят «часто» или «очень часто». В каждой второй отношения характеризуются как отчужденные или конфликтные, а воспитание детей прямо связывается с запретами и наказаниями; в остальных семьях родители самоустраняются от воспитания ребенка.
Успехами своих детей в школе от случая к случаю интересуется половина родителей, другая не интересуются вообще. В связи с этим в 16 семьях затрудняются определить, есть ли у ребенка желание учиться, а в четырех дети учатся «под давлением». Однако родители из 16 семей (76%) не удовлетворены успехами ребенка в школе; в 18 семьях (86%) считают, что их дети могут учиться лучше; в пяти семьях родители удовлетворены отметками ребенка.
Низкая социальная активность родителей, неудовлетворенность своим социальным статусом создает большое психологическое напряжение в семьях, толкает взрослых на первоочередное решение.материатьных проблем, тем более, что около половины матерей и отцов в момент опроса были безработными.
Поиски работы, добыча денег для решения элементарных материальных проблем семьи отвлекают родителей от осознанного воспитательного воздействия на ребенка, вследствие этого наблюдается девиантное поведение детей в подростковом возрасте. Так, каждый четвертый ребенок из исследуемых семей прибегает к силовым методам в разрешении своих конфликтов со сверстниками постоянно или периодически. В каждой третьей семье родители допускают возможность вовлечения их ребенка в антиобщественные действия (хулиганство, воровство, грабеж и т. д.).
Родителей 14 семей (66%) тревожит приобщение детей к потреблению алкоголя, наркотиков, курению. В четырех семьях родители считают, что дети сами должны отдавать себе отчет о последствиях этих «дурных» привычек.
Наиболее тяжело ситуация складывается там, где отец полностью устраняется от процесса воспитания ребенка и обеспечения материального благополучия семьи. Из 21 обследуемой семьи в 18 (85,7%) воспитанием детей и поисками источников существования занимаются матери.
Результаты проведенных исследований подтвердили выводы о том, что на благополучие семьи оказывают влияние социальные, экономические и психологические факторы.
Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента, были выявлены потребности 304 неблагополучных семей, состоящих на учете в Центре социальной помощи детям и подростка г. Нефтекамска.
Во время первичного приема респондентам предлагалась анкета, в которой необходимо было указать потребность семьи в различных видах помощи. 210 семей (70%) причины семейного неблагополучия объясняют низким материальным положением, и следовательно, больше всего нуждающихся в социально-экономической помощи, что включает материальную помощь, получение дополнительных льгот, пособий, пенсий, помощь в приобретении вещей, продуктов, трудоустройство, организация отдыха детей. 16% высказали необходимость в получении социально-педагогической помощи, 14%) испытывали потребность в получении психологической помощи.
В ходе второго этапа — формирующего эксперимента — мы организовали социально-педагогическую деятельность через взаимодействие социального педагога, ребенка и родителей из этих семей для изменения уровня социальной адаптации семьи.
На основании результатов диагностического этапа работы социального педагога был поставлен социальный диагноз неблагополучным семьям на основе выделения проблем каждой семьи. В ходе проектировочного этапа для этих семей были составлены социально-педагогические программы помощи, определены взаимодействия специалистов и установлена степень ответственности и самостоятельности членов семьи в разрешении проблем. Данные программы носили комплексный характер и предусматривали повышение социально-экономического, социально-психологического и социально-педагогического статусов семьи как характеристик уровня социальной адаптации родителей и детей.
В качестве критериев социально — экономического статуса для родителей были выбраны: трудоустройство родителей; восстановление социально-юридического (документального) статуса; улучшение жилищных условий; оказание материальной помощи семье (одежды, продуктов, денег на приобретение вещей).
Для детей критериями социально-экономической адаптации явились следующие: временная занятость несовершеннолетних, восстановление социально-юридического статуса; оказание дополнительной материальной помощи; организация оздоровления и отдыха детей. Количественные данные приведены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Динамика социально-экономического статуса
Уровень социально – экономической адаптации детей
/>
Уровень социально – экономической адаптации родителей
/>
Трудовая реабилитация детей реализовывалась через включение их в разнообразные виды деятельности ЦСПД (субботники по уборке территории, ремонт мебели, сбор вещей для пункта приема и др.); содействие профессиональной ориентации и получение специальности. В результате посреднической деятельности социального педагога, временная занятость несоверщеннолетних в каникулярное время составила в 2006 году 10 человек; в 2007 — 23; в 2008 — 47 человек. Через Центр занятости на неквалифицированные работы было устроено в 2008 году 47 родителей, тогда как в 2006 -только 14. человек.
О восстановление социально-юридического статуса семьи, заключающегося в восстановлении утраченных документов (свидетельство о рождении ребенка, договор или ордер на квартиру, паспорт и др.), свидетельствуют такие цифры — для детей: в 2006 году -15; в 2007 — 21; в 2008 году — 27 человек); для родителей: в 2006 году — 9; в 2007 -12; в 2008 -14.
В результате деятельности социального педагога с семьей по социально-педагогической программе «Выездная реабилитация», предполагающей организацию летнего отдыха детей, организацию экскурсионных автобусных и теплоходных тематических поездок, в течение 2006 года на отдых было отправлено 65 детей из неблагополучных семей, в 2007 — 128; в 2008 году — 147 детей, что составляет в процентном отношении соответственно: 13%, 26% и 30% от общего количества детей в неблагополучных семьях.
Материальной помощью воспользовались в 2006 году 150 семей, в 2007 -208, в 2008 году — 247 семей, что составляет 50%, 60% и 80% от общего количества неблагополучных семей. Дополнительная материальная помощь ребенку (питание, одежда, учебники, лекарства, канцелярские товары и др.) была оказана в 2006 году 198 детям, в 2007 — 215, в 2008 году — 245 детям.
Жилищные условия улучшились в 2006 году у 9 семей, в 2007 и 2008 соответственно у 12 и 14.
Оказание своевременной социально-экономической помощи неблагополучной семье снизило остроту тяжести материального положения, что способствовало повышению социально-экономического статуса семей и уровня социально-экономической адаптации родителей и детей.
В качестве критерия социально-психологического статуса неблагополучной семьи было выбрано восстановление внутрисемейных, коммуникативных связей, установление эмоционального сближения детей и родителей, о чем свидетельствуют данные диаграммы 2.
Диаграмма 2
Динамика социально-психологического статуса
/>
В результате включения родителей и детей в реабилитационные программы «Профилактика насилия над детьми», «Клуб общения для подростков», «Диалог», клуб для родителей «Гармония», а также в процессе индивидуального консультирования, групповой работы с детьми, перенесшими насилие в семье, участия в группах общения, поддержки, прохождения психолого-педагогических тренингов («Бесконфликтное общение», «Профилактика жестокости», «Повышение самооценки», «Повышение жизнестойкости» и др.) были получены результаты, свидетельствующие о позитивных изменениях во внутрисемейных отношениях.
В ходе проведенных опросов в 2006 году взаимоотношения оценивались как хорошие, ровные в 102 семьях (39% от общего числа семей), в 2007 году 154 семьи (50%), в 2008 — 196 семей (61%) оценили взаимоотношения в семье как хорошие.
В качестве критериев социально-педагогического статуса для родителей были выбраны: организация лечения от алкогольной зависимости; участие в совместных мероприятиях; снижение количества родителей, лишаемых родительских прав.
Для детей критериями социально-педагогической адаптации явились следующие: снижение заболеваний, передающихся половым путем; снижение количества абортов у несовершеннолетних; восстановление нарушенных связей со школой; восстановление нарушенных связей с семьей (возвращение в семью ребенка, временно проживающего в приюте); участие социальных педагогов в общественной защите несовершеннолетнего в суде.
Таким образом, ход опытно-экспериментальной работы подтверждает необходимость комплексного подхода к проблемам неблагополучной семьи путем повышения ее социально-педагогического, социально-экономического, социально-психологического статусов. По окончании эксперимента 37% семей повысили уровень социальной адаптации и смогли самостоятельно решать свои проблемы, поэтому работа с ними была прекращена и они были сняты с учета в Центре социальной помощи детям. Остальные 63% семей требуют коррекции реабилитационных программ, работа с ними будет продолжена в рамках долгосрочной модели помощи.
2.3. Рекомендации по работе с неблагополучной семьей
Социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
Цель его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей (приложение № 1).
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержканаправлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально – педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей — социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей — социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них. продолжение
--PAGE_BREAK--
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях гуманизации общества внедряется система комплексной социальной помощи неблагополучной семье с ребенком. Социально-педагогическая деятельность является неотъемлемым компонентом такой помощи.
Доказано, что социально-педагогическая деятельность имеет как сходство, так и различия с педагогической деятельностью и социальной работой, и представляет способ оптимизации процесса социализации ребенка на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды. Ее структура включает следующие основные элементы: цель, субъект, объект, содержание, методы, формы.
В качестве предмета социально-педагогической деятельности выделен уровень социальной адаптации ребенка в семье, состоящий из трех статусов: социально-экономического, социально-психологического, социально-педагогического, низкие показатели которых являются критериями неблагополучия семьи, следовательно, содержание социально-педагогической деятельности в работе с неблагополучной семьей представляет собой систему мер, направленных на повышение данных статусов.
Технологический компонент содержания социально-педагогической деятельности представляет собой технологию работы социального педагога с ребенком из неблагополучной семьи и его родителями и осуществляется в пять этапов: диагностический, проектировочный, реабилитационный, коррекционный, результативный. Для обоснования диагностического этапа определены структурные и функциональные компоненты социально-педагогической диагностики; для обоснования проектировочного этапа разработана проблемно-модульная модель, которые могут с успехом применяться во всех типах социально-педагогических учреждений.
Одним из условий успешности социально-педагогической деятельности является уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих с неблагополучными семьями, для чего разработана структурная модель профессионально-курсовой подготовки социальных педагогов, являющаяся компонентом системы профессиональной подготовки кадров. Системообразующим элементом модели является социально-педагогическая деятельность, которая интегрирует виды обучения и виды профессиональной деятельности.
Для эффективной профессиональной деятельности социальных педагогов в Центре социальной помощи детям разработана программа «Организация помощи семье и детям в социально-педагогических учреждениях», применение которой возможно в любых типах социально-педагогических учреждениях, а также в системе повышения квалификации работающих специалистов, объектом деятельности которых является неблагополучная семья.
Проведенный эксперимент подтвердил правильность выдвинутых целей и задач, исходных положений гипотезы. Задачи, поставленные в работе, были решены
Проблема отношений в неблагополучных семьях требует дальнейшего исследования. В частности, перспектива развития научных исследований возможна в следующих направлениях: социально-педагогическая деятельность с семьями группы риска; система профессиональной подготовки специалистов для работы с семьей; аттестация деятельности социальных педагогов и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. — М.: Социс, 2000. – 352 с.
2. Алмазов Б.Н. Особенности деятельности специалиста по социальной работе в сфере социальной реабилитации // Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы / Под ред. И.А. Зимней. — М., 1992. – 558 с.
3. Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. — Свердловск: МКП, 1992. – 442 с.
4. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики: Сб. науч.тр.-М., ИСИАН СССР, 1986. — 225 с.
5. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. — М.: «Социальное здоровье России», 1993. – 521 с.
6. Беличева CA. Проблемы научно-методического обеспечения социальной работы с детьми и семьями группы риска // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 2. — М.: Прометей, 1992. – 312 с.
7. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. Ч.1, 2. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1992. – 228 с.
8. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. – 371 с.
9. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: Аргус, 1994. – 522 с.
10. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988. – 332 с.
11. Бендлер Р., Гриндер Д. Семейная терапия. — Воронеж.: НПО «Модэк», 1993.
12. Ваганов H.H. О состоянии и перспективах развития службы социальных работников в области охраны материнства и детства // Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы / Под ред. Зимней И.А. — М., 1992. – 278 с.
13. Веселов Н.Г. О медико-социальном патронаже в системе охраны материнства и детства // Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы / Под ред. Зимней И.А. — М., 1992.
14. Гордон Т. Программа «Тренинг эффективности родителей»: Помошь в воспитании детей / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. – 116 с.
15. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и научная дисциплина: Автореф. дис.… докт. пед. наук. — Барнаул., 1995.
16. Дармодехин СВ. Основные направления государственной семейной политики: Национальный план действий в отношении семьи на среднесрочный период/ Научный проект. — М., 1996.
17. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — М.: Политиздат, 1989.
18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1994.
19. Корняк В.Б. Углубление дифференциации социально-экономического потенциала семей — зона политического риска // Семья в России. -1995.-№ 3-4.-С.139.
20. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. — Саратов.: Изд-во Саратов, ун-та, 2008. — 225 с.
21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М.: Академия, 2007. — 227 с – 389 с.
22. Литвак P.A. Разработка и содержание учебных программ по социальной педагогике // Социальный педагог: подготовка и деятельность. -Челябинск, Челяб. гос. пед. ин-т, 1994. – 524 с.
23. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. пособие. — М., 2006 .
24. Фирсов M.B. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). — М.: Изд-во Ин-та практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 388 с.
25. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара.: Изд-во «Самарский университет», 1995. – 232 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
Тест-опросник детско-родительских А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника
Опросник состоит из пяти шкал:
1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь во всем, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя дурное как «губка».
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, е только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 35.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
— социальная желательность;
— симбиоз;
— гиперсоциализация;
— инфантилизация (инвалидизация).
Приложение 2
Тест-опросник удовлетворенности браком
(В.В. Столин, Т.Л.Романова. Г.П.Бутенко)
Инструкция испытуемому: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа „трудно сказать“, „затрудняюсь ответить“ и т.д.»
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно,
б) не уверен,
в) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство и страдание,
б) затрудняюсь ответить
в) скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся,
б) нечто среднее,
в) как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то
а)Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
б) трудно сказать,
в) Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а) что Вы несчастнее других,
б) трудно сказать,
в) что Вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
8. Вы считаете, что без Ваc жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю,
б) трудно сказать,
в) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
а) верно,
б) не могу сказать,
в) неверно.
11. Если бы вернулось время когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
б) трудно сказать,
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) — рядом с Вами:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:
а) верно,
б) затрудняюсь сказать,
в) неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
б) трудно сказать,
в) скорее в Вас самих.
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а ) усилились,
б) трудно сказать,
в) ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
17. Можно сказать; что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен,
б) нечто среднее,
в) нет, не согласен.
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно.
б) трудно сказать,
в) неверно.
19. Вам кажется, что Baш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а) согласен,
б) трудно сказать,
в) не согласен.
23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
Ключ 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 2За, 24в.
Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б, или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) — то 1 балл; за ответ не совпадающий с приведенными — 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Для практического использования теста можно использовать следующие категории.
0 — 16 баллов — абсолютно неблагополучный брак, 17 — 22 балла — неблагополучный,
23 — 26 баллов — скорее неблагополучный, 27 — 28 баллов — переходный,
29 — 32 балла — скорее благополучный, 33 — 38 баллов — благополучный,
39 — 48 баллов — абсолютно благополучный