--PAGE_BREAK--
Поддержка Действия
Рис. 1. Системный подход (по модели Д. Истона)
При всей значимости теории Д. Истона в ней не раскрываются внутренняя структура и специфика элементов политической системы.
Г. Алмонд расширяет круг субъектов политики. Политическая система а его теории – множество взаимодействий поведений как государственных, так и негосударственных. Г. Алмонд учитывает психологические, личностные аспекты политических отношений.
В современной политологии существует множество концепций политической системы. Однако теории Д. Истона и Г. Алмонда остаются классическими.
Структура политической системы– это внутренняя организация и способы взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.
С точки зрения структуры политическая система включает следующие подсистемы:
- институциональную, социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, органы представительной и непосредственной демократии и др.);
- функциональную совокупность всех ролей и функций, отдельных социально-политических институтов и их групп;
- регулятивную – совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимоотношений между субъектами политической системы (традиции, обычаи, принципы, политические взгляды и др.);
- коммуникативную – совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти;
- идеологическую – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое знание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
Основными элементами политической системы является: политическая организация, политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание.
Политическая организация– политические учреждения: государство, партии, общественные организации и движения, СМИ, церковь.
Политические отношения– это отношения между субъектами политической жизни (классами, нациями, социальными группами, лидерами и т.п.) по вопросу устройства и функционирования политической, государственной власти.
Политико-правовые нормысуществуют и действуют в виде конституций, уставов и программ партий. Они регулируют политические отношения, узаконивают политические устои, определяют стиль и методы работы институтов политики, способствуют формированию механизмов распределения ролей между членами общества.
Политическое сознание– отражение политических отношений и интересов, оценка политических явлений, — выраженное в виде определенных понятий, идей, взглядов, теорий.
Понятие «функции политической системы» раскрывает то значение, которое оно имеет для политической системы.
В политологической литературе существует множество подходов к определению функций политической системы. Это является результатом того, что функции политической системы видоизменяются по мере развития историко-политической ситуации и самой политической системы.
Выделим основные ее функции: [2]
- интеграционная функция состоит в объединении общества на базе ценностей и идеалов, принятых экономически и политически господствующими силами общества;
- определение целей, задач и направлений развития общества;
- организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общественного развития;
- регулятивная функция включает в себя легитимизацию политики (обеспечение общественного признания политики) и обеспечение политического участия граждан;
- контролирующая функция состоит в контроле за соблюдением и выполнением законов, в контроле социально-конфликтных интересов, в умении политической системы снижать социальную напряженность в обществе путем контроля за распределением ценностей (материальных и духовных ресурсов, политических привилегий и др.).
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 2. Функции политической системы Рассмотримтипы современных политических систем.Современные государства мира имеют разнообразную специфику социально-политических отношений, неповторимую историю развития и функционирования политических систем. Однако те или иные группы стран имеют сходные черты политических систем, по которым можно систематизировать и анализировать политическую жизнь этих государств. Основными критериями типологизации политических систем в политологии являются характер политической власти, уровеньэкономического развития общества, тенденции социального развития, степень реализации прав и свобод личности, наличие гражданского общества и другие факторы.
Одна из самых распространенных классификаций политических систем исходит из принципа определения политического режима (совокупности приемов, методов и способов осуществления политической власти). Политический режим отражает уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Исходя из характера политического режима, выделяютследующие политические системы:
— тоталитарные,
— авторитарные,
— демократические.
Главное в определении демократичности или антидемократичности политической системы – соотношение политической власти и личности.
Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, то такой режим называют антидемократическим. Если личность и ее права являются приоритетными по отношению к власти, то политический режим демократический.
Демократические политические системыобладают широким диапазоном гарантированных прав и свобод граждан, свободной деятельностью правящей и оппозиционной партий. СМИ – свободные от цензуры.
Демократические политические системы свободны от признания лишь одной идеологии: для них характерен идеологический плюрализм.
Возникающие общественные конфликты разрешаются законными средствами.
Демократические системы отличает высокая степень развития гражданского общества, которое контролирует всю политическую систему. В деятельности государственной власти исключены неполитические методы, в ней преобладают методы компромисса.
Следующие отличительные черты демократических систем: многопартийность и наличие легальной оппозиции – неотъемлемые элементы политического процесса.
Силовые процессы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность системы, их деятельность регламентируется законом. Они вне политики.
Основными чертами тоталитарных политических систем являются тотальный, т.е. всеобщий контроль над жизнью каждого человека и общества в целом; максимальное ущемление прав и свобод личности; отсутствие легальной оппозиции; фактическая монополизация власти какой-либо организацией; упразднение разделения властей; вождизм; всеобщая идеологизация общественной жизни; государственно-организованный террор, основанный на насилии; милитаризированная, подконтрольная государству экономика; наличие цензуры над СМИ. [3]
Наиболее жесткими формами тоталитаризма считают нацизм, фашизм, сталинизм.
Для авторитарных политических систем, которые занимают промежуточное положение между тоталитарными и демократическими системами, характер то, что политическая власть представляет собой режим личной власти, или власти правящей группировки (чаще всего исполнительной власти); существенно ограниченные права и свободы граждан; сужение возможностей действий легальной оппозиции; парламент превращен во второстепенный орган власти; участие масс в политике носит крайне ограниченный характер; доминирование официальной идеологии при допущении других идеологий, лояльных режиму. В экономике авторитарных политических систем признается участие плюральных собственников: государства и частных предпринимателей.
В современных условиях авторитарные политические системы носят переходный либо к тоталитаризму, либо к демократизму характер.
Другая классификация политических систем основана на типах политической культуры (Г. Альмонд) и содержит следующие типы:
1-й тип – англо-американскийсо специализированной структурой политических отношений, с четким разделением и бюрократизацией властей;
2-й тип – континентально-европейские системы, сочетающие старые и новые политические культуры (Франция, Германия, Италия);
3-й тип – доиндустриальные и частично индустриальные со смешанной политической культурой, в которой уживаются полярные политические ориентации, не разграничены функции системы;
4-й тип – тоталитарные, где политика контролируется монопольной партией.
По типологии, исходящей из критерия развитости гражданского общества, выделяются традиционные имодернизированные
политические системы.
Политические системы могут классифицироваться по принципу характера взаимосвязи со средой: открытые – системы с динамичной структурой и связями и закрытые – с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой.
2. ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
2.1. Личность как первичный субъект и объект политики
Политика затрагивает интересы всех людей. Ее мир включает:
— науку, т.к. политика слита со знаниями, идеями и опирается на них;
— установки, интересы, цели различных социальных групп;
— практическую деятельность людей по претворению в жизнь программ и моделей будущего;
— личность, социальные группы, классы, нации, государства;
— партии, группы давления, общественные организации и движения;
— отношения людей по поводу государственной власти, согласованию социальных интересов, обеспечению целостности общества, разрешения конфликтов;
— управление политической сферой общества.
продолжение
--PAGE_BREAK--