Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательскойдеятельности студентов в вузе
Содержание
Введение
1. Общие положения
2. Основные задачи научно-исследовательской деятельностистудентов в вузах
3. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательскойдеятельности студентов в вузе
4. Меры, принимаемые для решения существующих в вузепроблем научно-исследовательской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Наука только тогда наука, когда она не регулирует и несвязывает себя вопросом о непосредственной пользе[2](В.В. Вересаев)
К научно-исследовательской деятельности,дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающаяих самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.
Научно-исследовательская работа студентовявляется одной из важнейших форм учебного процесса. Занимаясь, научно-исследовательскойдеятельностью студент развивает самостоятельность суждений, умение отстаивать своюточку зрения, а также творческое мышление.
Научные лаборатории, кружки и семинарыпозволяют студенту начать свою научно-исследовательскую работу. Научно исследовательскаяработа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста иучёного, потому, что сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течениевсей жизни и в частности в профессиональной деятельности.
На мой взгляд, важным в научно-исследовательскойработе является участие преподавателей. С их стороны должно быть оказано необходимоесодействие и внимание к работе студентов. Важно проявить интерес у студентов к научнойдеятельности. Немало важным также является и поощрение студентов за научно-исследовательскуюработу. Студенты должны чувствовать стимул к научной работе и ее полезность.
1. Общие положения
Научная (научно-исследовательская)деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.[3]
К научно-исследовательской деятельности(Далее НИД), дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающаяих самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения. НАУЧНАЯ(научно-исследовательская) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленнаяна получение и применение новых знаний
В современных условиях существенновозрастает роль научных знаний во всех сферах общественной жизни, повышается вниманиек проблемам развития Академии наук, ее модернизации. Новые научные знания в учрежденияхвысшей школы, выступают как важный сектор науки и прогресса в стране.
Говоря об особенностях научной деятельности,необходимо различать индивидуальную научную деятельность— как процесс научнойработы отдельного исследователя — и коллективную научную деятельность— какдеятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или какработу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научныхшкол и т.д.[4]2. Основные задачи научно-исследовательской деятельностистудентов в вузах
Основная цель научно-исследовательскойдеятельности студентов — это получение углубленных знаний в определенных направленияхнауки и техники, а также получение практических навыков в будущей профессии.
Основными задачами организации иразвития системы научно — исследовательской деятельности студентов в вузах на современномэтапе являются:
а) обеспечение диалектического соединенияучебного процесса и подготовки студентов к творческой научной и педагогической деятельности;
б) формирование среды, благотворнойдля проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческоймолодежи;
в) превращение научно-исследовательскойработы студентов в массовую и высоко результативную деятельность;
г) поиск талантливой молодежи, обладающейспособностями и интересом к научной и педагогической деятельности;
д) воспитание и развитие у студентовличностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научнойи научно — педагогической деятельности;
е) рационализация свободного временистуденческой молодежи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественныхустремлений.[5]
Научная (научно-исследовательская)деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.Факторы, обуславливающие актуализация научно-исследовательской деятельности студентовв вузе. Причинами, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью,являются:
Причинами, по которым студенты занимаютсянаучно-исследовательской деятельностью, можно представить в виде следующей схемы:
/> />
Схема № 1
В случае научной деятельности внутреннимпобуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процессаработы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы,давать работу уму.
Основой научной деятельности человекаявляется его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристикаее пригодности к научному труду.
К видам поощрениястудентовза успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности можно отнеси:
1. Зачет результатов научно-исследовательской работы студентов;
2. Предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок;
3. Предоставление возможности окончания вуза за более короткий срок;
4. Досрочные сдачи экзаменов и зачетов;
5. Участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов.[6]3. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательскойдеятельности студентов в вузе
Научно-исследовательской работойв вузе занимается только треть студентов. Научные исследования носят необязательныйхарактер, которое реализуется в свободное от основной работы время. Это отношениеформируется несколькими обстоятельствами.
/>Участие студентовв проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийскихстуденческих научных мероприятиях, в конкурсах грантов является скорее исключениемиз правил.
Наиболее значимыми для студентов проблемамиНИРС в вузе являются:
1. Недостаточность финансированиянаучных исследований;
2. Материального стимулирования субъектовнаучно-исследовательской деятельности;
/>3. Проблема послевузовскоготрудоустройства/>;
4. Отсутствие социальных льгот какпоощрения за научную деятельность;
5. Отсутствие возможности внедрениястуденческих научныхразработок в производство;
6. Отсутствие регулярных научных контактовс российскими и зарубежными вузами, стажировок в российских и зарубежных вузах;
7. Отсутствие возможности публикацийстуденческих />работ; [7]
Преобладает внутренняя мотивация,т.е. человек включен деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношениюк которым она является средством их достижения.4. Меры, принимаемые для решения существующих в вузепроблем научно-исследовательской деятельности
Например, к мерам, необходимым длярешения существующих />в/> вузе проблем научно-исследовательскойдеятельности, можно отнести следующие:
Меры, необходимые для решения существующихв вузе проблем научно-исследовательскойдеятельности, можно представить в виде схемы 2.
В целях активизации и повышениярезультативности системы научно-исследовательской деятельности студентовнеобходимо расширение применения наиболее действенных видов учебного,материального и морального стимулирования студентов, научно-педагогического,научного и иного персонала вуза.[8]
/> />
Схема № 2
Заключение
Таким образом, в ходе моей работы можно сделать вывод о нижеследующем.
Научно-исследовательской деятельностью в вузах занимается малыйпроцент студентов. Необходимо уделить внимание большинству и привлечь как можнобольше студентов к научной работе, потому что талантливые и способные студенты неуспевшие заинтересоваться научно-исследовательской работой могут уйти в ряды большинства.
На мой взгляд, проблема не участия студентов в научной деятельностиобуславливается многими факторами. Например, не информированностью, нехваткой времени,к тому же нет четкой цели для занятия научной работой, за исключением ради ее самой,но ведущим фактором неучастия в научной деятельности, я полагаю, считается леньстудентов, ведь многие из них талантливы по-своему.
Поэтому проанализировав проблему, я сделала вывод о том, чтов вузах нашей страны научно-исследовательской деятельностью студенты занимаютсяпо желанию, ради самой идеи. Возможно, наукой по-другому заниматься нельзя и никакиестимулы, такие как деньги, зачеты и т.д. не помогут студентам стать, возможно, болееизобретательней и творческими.
Следовательно, научной деятельностью занимаются студенты, стремившиесяк самосовершенствованию.
Список литературы
1. Душенко К.В. Большая книга афоризмов, М.: ЭКСМО — Пресс, 2001, с.473
2. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научнойдеятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан.ун-та, 2003. — 215 с.
3.Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук.для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, М.: Петерб. ун-та,2003. — 146 с.
4.Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе,Саратов, 1996. — 225 с.
5. Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональнойподготовки, Новосибирск, 1995. — С.60-62
6. А.А. Ивин, Философия: Энциклопедический словарь, М.: Гардарики, 2004г.