Реферат по предмету "Разное"


1 теоретические основы экономического анализа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ СЕРВИСАдля специальности (061100) 080507.65САНКТ-ПЕТЕРБУРГ2011ББК ______к.э.н., Фурсова Т.И., асс. Андреева А.К. Экономический анализ деятельности предприятий в сфере сервиса. Методические указания по самостоятельной работе студентов специальности 080507.65 (061100). – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – с. 78Предназначена для научных работников и специалистов, занимающихся проблемами регулирования и развития индустрии туризма и гостеприимства, студентов экономических специальностей ВУЗов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей и руководителей коммерческих предприятий и организаций сферы услуг, а так же лиц, интересующихся рынком туристских и гостиничных услуг.Рецензент: к.э.н., доц. кафедры “УПД” Очирова Т.Б.ISBN_______________________ ©Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2010 годОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 4 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………… 5 ТЕМА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…………………………………………………………… 6 ТЕМА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………. 8 ТЕМА 3 МЕТОДЫ ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………. 11 ТЕМА 4 СРАВНЕНИЕ КАК СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………. 19 ТЕМА 5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ …………………………………... 26 ТЕМА 6 БАЛАНСОВЫЙ СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………. 31 ТЕМА 7 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…... 31 ТЕМА 8 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА УСЛУГ………………………………………………………………... 34 ТЕМА 9 АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО АССОРТИМЕНТУ. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УСЛУГ…………...... 37 ТЕМА 10 АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА УСЛУГ. 44 ТЕМА 11 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УСЛУГ………………………….. 48 ТЕМА 12 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ………………………………………………………….. 50 ТЕМА 13 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ.……………..… 52 ТЕМА 14 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ: ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ……………………………………………... 58 ТЕМА 15 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………..... 60 ТЕМА 16 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 67 ТЕМА 17АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА…………………. 70 ТЕМА 18 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ.………………………………… 72 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ…. 75 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….. 77 ВВЕДЕНИЕЭкономический анализ деятельности предприятия занимает центральное место в системе управления предприятием, являясь базой для обоснования принятия управленческих решений. Квалифицированный специалист должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики, но и тонко понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Курс «Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» базируется на знаниях высшей математики, статистики, экономики, связан с изучением финансов, бухгалтерского учета, управления. Экономический анализ является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей: статистику, эконометрику, планирование и организацию производства (работ, услуг), финансовый менеджмент и т.д. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют специалисту дать общую оценку деятельности туристских и гостиничных комплексов, выявить резервы для повышения эффективности управления данными субъектами. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с программой курса «Экономический анализ деятельности предприятий в сфере сервиса» и предназначены для самостоятельной работы студентов специальности 080507.65. Специфика курса «Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» заключается в том, что, основываясь на знаниях смежных дисциплин, студенты должны обладать инструментарием, т.е. теорией и практикой, проведения экономического анализа, овладеть навыками ведения экономических расчетов, умением формулировать и интерпретировать полученные результаты анализа, выявлять имеющиеся резервы повышения эффективности производства (товаров, услуг). В результате изучения дисциплины «Экономический анализ деятельности предприятий в сфере сервиса» студент должен:знать: - теоретические основы экономического анализа; - способы обработки экономической информации, методы и приемы экономического анализа; основные свойства и модели детерминированного факторного анализа; корреляционно-регрессионный анализ; - знать состав и методы получения исходной информации, необходимой для проведения экономического анализа; - информационное обеспечение и методику комплексного анализа туристских услуг; - основные показатели эффективности туристической деятельности; - методику факторного анализа интегральных показателей деятельности туристских и гостиничных комплексов.уметь: - анализировать статистическую и бухгалтерскую отчетность; - анализировать финансово-экономические результаты деятельности организации, финансовое состояние туристских и гостиничных комплексов на краткосрочную и долгосрочную перспективу. получить навыки: - в комплексной оценке эффективности деятельности туристских и гостиничных комплексов; - в выявлении резервов повышения финансовой устойчивости туристских организаций и гостиничных хозяйств. В методических разработках содержатся основные вопросы, задачи и тесты по экономическому анализу. При подготовке к экзамену студентам рекомендуется ознакомиться с основным теоретическим материалом, изложенным в учебных пособиях, перечисленных в списке литературы. При работе с учебниками следует изучать материал в соответствии с его представлением в разделах «Содержание темы». Проверить свои знания, студент может самостоятельно, используя задания и тесты, представленные в настоящих методических указаниях по каждой теме. Самостоятельное изучение экономического анализа позволит студентам свободно ориентироваться в производственно-финансовой деятельности предприятий.^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОсновной целью изучения курса «Экономический анализ деятельности предприятия в сфере сервиса» является подготовка специалистов в области теории и практики анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности туристских и гостиничных комплексов. Студенты должны особое внимание обратить на многообразие методов и способов аналитических расчетов, правильность их применения и умение корректной интерпретации полученных результатов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить предмет, содержание и задачи экономического анализа предприятия; - методики проведение комплексного экономического анализа туристских и гостиничных комплексов; - изучить способы обработки информации, необходимой для проведения экономического анализа; - изучить методические основы факторного анализа; - изучить способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе; - изучить способы влияния стохастических связей; - оценивать финансовое состояние субъектов туристского и гостиничного комплекса, его финансовую устойчивость, кредито- и платежеспособность.^ ТЕМА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗАСодержание темы Информационное обеспечение экономического анализа. Предмет и содержание экономического анализа. Основные правила, организация и порядок проведения экономического анализа. Структурные подразделения и исполнители. Планирование аналитической работы на предприятии. Тематический план. 1.2 Вопросы для самоконтроля1. Назовите основные этапы и направления развития экономического анализа в современных условиях.2. Дайте определение предмета, объекта и задач анализа хозяйственной деятельности.3. Какие основные требования предъявляются к организации и информационному обеспечению анализа хозяйственной деятельности на предприятии?4. Назовите объективные и субъективные факторы оказывающие влияние на хозяйственные процессы.5. Перечислите задачи экономического анализа.6. Перечислите основные правила организации экономического анализа.7. Какие основные виды планирование аналитической работы на предприятии вы знаете?1.3 Тесты1.Предметом экономического анализа являются:А) отделы и службы предприятия;Б) способы измерения влияния факторов на хозяйственные процессы ли явления;В) хозяйственные процессы, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты ;деятельности предприятия; Г) законы развития хозяйственные систем.(В)2. Доступность результатов управленческого анализа:А) доступны всем;Б) строго конфиденциальны;В) доступны руководителям других предприятий;Г) доступны управляющим банком.(Б)3. Исследование от общего к частному (от результатов к причинам) ведется методом:А) индукции;Б) дедукции;В) экономико – математическим;Г) выборочным.(Д)4. Прием элиминирования используется:А) для определения тенденции в изменении изучаемого показателя;Б) для определения влияния отдельных факторов на результативный показатель;В) для общей оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;Г) для проведения межхозяйственного сравнительного анализа.(Б)5. Финансовый анализ может быть:А) внутренним;Б) внешним;В) внутренним и внешним;Г) закрытым.(В)6. Для планирования аналитической работы на предприятии используют следующие виды планов: А) Тематический план;Б) Комплексный план;В) Системный планГ) Балансовый план.(А,Б)7. Термин «анализ» означает:А) – соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое;Б) – разложение изучаемого объекта на присущие этому объекту составляющие;В) – подготовку расчетов по разработанным алгоритмам;Г) – определение эффективности использования ресурсов.(Б)8. Определить особенности метода экономического анализа:А) – изолированное изучение каждого показателя в отдельности;Б) – количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия;В) – изучение показателей во взаимосвязанности и взаимообусловленности;Г) – количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.(БВГ)9. В экономическом анализе деятельности предприятий используются следующие методы:А) Факторный;Б) Функционально-стоимостной;В ) Сравнительный;Г) Маржинальный.(А,Б,В,Г)10. Экономический анализ является важным промежуточным этапом управления деятельностью, цели которого сводятся к:А) Правильной оценке состояния фирмы и показу степени его отличия от требуемого; Б) Правильной оценке состояния фирмы и показу степени его отличия от планируемого;В) Выявление возможностей и путей перевода фирмы из фактического состояния в требуемое;Г) Подготовка предложений для выбора оптимальных решений(А,Б,В,Г)ТЕМА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА^ 2.1Содержание темы Моделирование хозяйственных процессов. Детерминированные схемы связи. Аддитивные схемы связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости. Мультипликативные схемы связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости. Комбинированные схемы связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости. Формальные методы разукрупнения отдельных факторов. Метод удлинения факторной системы. Метод формального разложения факторной системы. Метод расширения факторной системы. Стохастические методы экономического анализа. Стохастическая схема связи. ^ 2.2 Вопросы для самоконтроля1. Какие связи между факторами и результатом их взаимодействия различают при анализе детерминированной зависимости.2. Назовите основные элементы методики факторного анализа.3. Расскажите методику анализа детерминированной зависимости при аддитивной схеме связи между факторами и результатом их взаимодействия.4. Дайте характеристику мультипликативной схемы связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости. 5. Комбинированные схемы связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости. 6.Какие формальные методы разукрупнения отдельных факторов вы знаете?7. Стохастическая схема связи между факторами и результатами их взаимодействия.2.3 Тесты1. Пусть Т – производительность труда, ФВ – фондовооруженность, УД – удельный вес стоимости активной части основных фондов в общей стоимости основных фондов, ФОАЧ – фондоотдача активной части основных производственных фондов. Детерминированная факторная модель имеет следующий вид:А) Т = ФОАЧ * ФВ * УД;Б) Т = УД * ФВ * ФОАЧ;В) Т = ФВ * УД * ФОАЧ; Г) Детерминированную модель построить невозможно. (В)2. В случае если невозможно определить непрерывную цепь прямых связей между факторами используется:А) детерминированный анализ;Б) стохастический анализ; В) анализ осуществить невозможно;Г) ситуационный анализ.(Б)3. Определить факторы первого порядка, влияющие на уровень затрат:А – транспортно-заготовительные затраты;Б – цены на продукцию;В – прямые материальные затраты;Г – уровень затрат на отдельные изделия;Д – цены на материалы(БГД)4. Определить факторы, влияющие на материальные затраты:А – изменение объема выпуска продукции;Б – уровень затрат в себестоимости отдельных изделий;В – ставка единого социального налога;Г – изменения структуры продукции;Д – коммерческие расходы.(АБГ)5. При аддитивной схеме связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости результативный показатель рассматривается как алгебраическая сумма факторов. Пусть “y” – результативный показатель; “a”, “b”, “c”- показатели фактора. Эта схема описывается следующими моделями: А) у = а+b+с; Б) у = а+b-с;В) у =а-b-с;Г) у = а-b+с;Д) все перечисленные модели.(Д)6. Мультипликативная модель между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости может иметь следующий вид:А) у = a * b * c;Б) y = a * b / c;В) у =а-b-с;Г) у = а-b+с;Д) y = a * c / b(А,Б,Д)7. В комбинированной модели связи между факторами и результатом их взаимодействия при анализе детерминированной зависимости может иметь вид:А) у = а+b+с; Б) у = а+b-с;В) y = a * b / c;Г) ;Д) (Г, Д)8. При построении модели детерминированного разложения анализируемого показателя по взаимодействующим факторам используется следующие формальные приемы разукрупнения отдельных факторов:А) Метод удлинения факторной системы;Б) Метод разложения на части факторной системы;В) Метод формального разложения факторной системы;Г) Метод расширения факторной системы.Д) А, В, Г(Д)9. Стохастические методы экономического анализа, это:А) методы корреляционного и регрессионного анализа;Б) методы корреляционного;В) методы регрессионного анализа;Г) методы линейного анализа;Д) А и Г(А)10. Измерение хозяйственных процессов предполагает:А) Выделение факторных и результативных показателей;Б) Выделение наличия зависимости между факторным и результирующим показателем;В) Определение характера и направления зависимости;Г) Определение структуры зависимости.(А,Б,В,Г)^ ТЕМА 3 МЕТОДЫ ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗАСодержание темы Взаимосвязь экономических явлений. Представление о факторном анализе. Типы факторного анализа, его основные задачи. Метод цепных подстановок. Метод абсолютных разниц. Метод относительных разниц. Интегральный метод. Значение классификации факторов. Основные типы факторов. Понятие и отличие различных типов факторов. Необходимость и значение систематизации факторов. Основные способы систематизации факторов в детерминированном и стохастическом анализе. Сущность и значение моделирования, требования к нему. Основные типы факторных детерминированных моделей. Способы преобразования факторных моделей. 3.2 Вопросы для самоконтроля1. Дайте характеристику способа элиминирования.2. Перечислите основные задачи факторного анализа.3. Назовите основные типы факторов. Поясните значение классификации факторов.4. Каковы основные способы систематизации факторов в детерминированном и стохастическом анализе.5. Назовите основные типы факторных детерминированных моделей.6. Перечислите правила построения факторной модели.7. Дайте характеристику метода цепных подстановок.8. Метод абсолютных разниц.^ 9. Метод относительных разниц. 10. Интегральный способ. 3.3 Тесты1. Метод цепных подстановок состоит:А) в последовательной замене фактической величины каждого из факторов плановой его величиной;Б) в последовательной замене плановой величины каждого из факторов фактической его величиной; В) в одновременной замене плановых величин факторов фактическими их величинами;Г) в замене базисных значений показателя его отклонениями; (Б) 2. Метод цепных подстановок позволяет определить влияние отдельных факторов на изменения величины результативного показателя путем: А) постепенной замены фактической величины каждого факторного показателя на базисную в отчетном периоде;Б) постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя на фактический в отчетном периоде;В) умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся с права от него и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели;Г) Возможны варианты А, Б, В;Д) нет правильного варианта.(Б)3. При использовании метода абсолютных разниц величина влияния факторов рассчитывается путем: А) постепенной замены фактической величины каждого факторного показателя на базисную в отчетном периоде;Б) постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя на фактический в отчетном периоде;В) умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся с права от него и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели;Г) Возможны варианты А, Б, В;Д) нет правильного варианта.(В)4. Прием исчисления абсолютных разниц используется для:А) вертикального анализа;Б) горизонтального анализа;В) определения влияния факторов;Г) многомерного анализа.(В) 5. Способ цепных подстановок используют:А) во всех типах факторных моделей;Б) только в смешанных;В) в кратных;Г) в аддитивных.Д) утверждения Б и Г верные(А)6. Используя метод цепных подстановок при определении влияния семи факторов, сколько расчетов необходимо сделать практически?А) два;Б) шесть;В) один;Г) восемь.Д) нет верного ответа.(Б)7. Индексный метод основан на относительном показателе - А) рентабельности продукции;Б) фондоемкости;В) динамике выполнения плана;Г) фондоотдачи;Д) нет верного ответа.(В)8. Расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей – это:А) горизонтальный анализ;Б) трендовый анализ;В) анализ относительных показателей; Г) сравнительный анализ.(В)9. Структурные группировки используются:А) при изучении состава предприятий и структуры выпускаемой продукции; Б) при выявлении взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями;В) при изучении динамики показателей деятельности предприятия;Г) при определении резервов роста показателей.(А) 10. С помощью каких величин можно на основе массовых данных определить общие тенденции?А) абсолютные величины;Б) относительные величины;В) средние величины;Г) относительные величины в комплексе с абсолютными.(Г)^ 3.4 Примеры решения и задачи для самостоятельной работы3.4.1 Пример решения задачи с использованием способа цепных подстановокПриведены следующие данные по предприятию: Показатели По плану По отчету 1. Выручка от реализации услуг (тыс. руб.) 156,4 157,50 2. Производственная площадь (кв.м) 46 45 На основе приведенных данных требуется: 1. Определить среднечасовую выработку на 1 кв. м производственной площади. 2, Методом ценных подстановок измерить влияние включенных в расчет факторов на изменение выручки от реализации услуг 3. Измерить влияние факторов, включенных в модель, на изменение выручки от реализации услуг в сравнении с планом. Результат показать в таблице. Решение: Для выполнения задания необходимо рассмотреть использование способа цепных подстановок. Суть его состоит в том, что при строго функциональной зависимости результата от включенных в модель факторов производится последовательная замена базисной величины одного из факторов на фактическую величину. При этом определяют расчетные показатели, выполняя все действия, предусмотренные расчетной формулой. Разность между последующим и предыдущим значениями полученного результата покажет размер влияния отдельных факторов на изучаемое явление. Количество подстановок равно числу показателей, включенных модель, а количество последовательных расчетов на единицу больше.Определяем выработку на 1 кв.м:а) по плану 1530/45 = 34б) по отчету 1610 /46 = 35Полученные данные включаем в расчетную таблицу: Показатели I расчет II расчет III расчет Производственная площадь План 46 Факт. 45 факт. 45 Выборка на 1 кв. м План 34 План 34 Факт. 35 Объем выполненных услуг (тыс. руб.) План 156,4 Перерасчет 153,0 Факт. 157,5 Выводы: за счет изменения площади объем произведенных услуг снизился на 3,4 тыс. руб. (153,0-156,4), за счет изменения выработки на 1 кв.м объем увеличился на 4,5 тыс. руб.(157,5-153,0). Общий объем выполненных услуг изменился на (-3,4+4,5)=1,1 (тыс. руб.). Проверка 157,5 – 156,4 = 1,1(тыс. руб.). Отсюда 1,1 = 1.1.^ 3.4.1.1 Задачи для самостоятельной работыЗадача 1Приведены данные, характеризующие режим работы предприятия:  Показатели План Факт 1. Объем реализации услуг (тыс. руб.) 12312 12240 2. Производственная площадь (кв. м) 95 80 3. Количество рабочих дней в году 320 300 4. Средняя продолжительность рабочего дня (ч) 8.1 8.5  На основе приведенных данных требуется:Определить среднечасовую выработку на 1 кв. м производственной площади. Методом ценных подстановок измерить влияние включенных в расчет факторов на изменение объема реализации продукции.Результаты расчетов показать в таблице и сделать экономические выводы по результатам анализа.Задача 2Приведены данные, характеризующие режим работы организации:  Показали План Факт 1. Объем реализации услуг (тыс. руб.) 7800 9006 2. Производственная площадь (кв.м) 100 95 3. Количество рабочих дней в году 325 300 4. Средняя продолжительность рабочего дня (ч) 8 7.9  На основе приведенных данных требуется:1. Определить среднечасовую выработку на 1 кв. м производственной площади.2. Методом цепных подстановок измерить влияние включенных в расчет факторов на изменение объема реализации продукции.3. Результаты расчетов показать в таблице и сделать экономические выводы по результатам анализа.Задача 3 На основе приведенных данных требуется:1. Определить среднечасовую выработку на 1 кв. м производственной площади.2. Методом цепных подстановок измерить влияние включенных в расчет факторов на изменение объема реализации услуг.3. Результаты расчетов показать в таблице и сделать экономические выводы по результатам анализа.Приведены данные, характеризующие режим работы организации: Показали План Факт 1. Объем реализации услуг (тыс. руб.) 19278 11079,75 2. Производственная площадь (кв. м) 100 85 3. Количество рабочих дней в году 340 330 4. Средняя продолжительность рабочего дня (ч) 8,1 7,9 ^ 3.4.2 Пример решения задачи с использованием способа абсолютных разницИмеются следующие данные по предприятию: Показатели За предыдущий За отчетный год год по плану по отчету Объем выполненных услуг (тыс. руб.) 1400 1476 1428 Производственная площадь (кв.м) 40 41 42 Определяем выработку на 1 кв. м площади:за предыдущий год 1400/40=35 тыс. руб.по плану 1476/41=36 тыс. руб.по отчету 1428/42=34 тыс. руб. Решение: Для выполнения пятого задания необходимо рассмотреть использование способа абсолютных разниц. Его последовательность использования можно представить в следующей последовательности: 1. Исчислить отклонения фактических значений факторов от их базисной величины. 2. Умножить величину каждого отклонения на абсолютные значения основных факторов, включенных в модель. Показатели Базисное значение Фактическое значение Отклонение (+;-) Расчет размеравлияния X Xo XI Y Yo YI Расчетный Ro RI Измеряем влияние факторов на изменение объема производства услуг в сравнении с планом: Показатели Базисное значение Физическое значение Отклонение (+;-) Расчет размера влияния Производственная площадь (кв. м) 41 42 +1 1×36=36 Выработка на 1 кв. м 36 34 -2 -2×42=-84 Объем услуг 1476 1428 -48 -48=-84+36 Выводы: за счет изменения производственных площадей объем выполненных услуг увеличился на 36 тыс. руб., за счет изменения выработки на 1 кв. м снизился на 84 тыс. руб. Общее изменение объема произведенных услуг снизился на 36–84=-48 тыс. руб. Измерим влияние факторов на изменение объема производства услуг в сравнении с предыдущим годом. Показатели Предыдущий год Базисный год Отклонение (+;-) Расчет размера влияния Производственная площадь (кв. м) 40 42 +2 2×35=70 Выработка на 1 кв. м 35 34 -1 -1×42=-42 Объем услуг 1400 1428 +28 +28=70-42 Выводы: за счет изменения производственных площадей объем производства услуг увеличился на 70 тыс. руб., за счет изменения выработки на 1 кв. м снизился на 42 тыс. руб. Общее изменение объема производства услуг 70–42=28 тыс. руб.^ 3.4.2.1 Задачи для самостоятельной работыЗадача 1 Приведены следующие данные по предприятию:  Показатели По плану Фактически Интенсивность перевозок туристов (чел./км) 3400 3570 Средняя стоимость билета чел./км (руб.) 36 37  Определить сумму транспортных расходов. Методом абсолютных разниц измерить влияние на изменение суммы транспортных расходов основных факторов. Результаты расчетов показать в таблице и сделать экономические выводы. Задача 2 Приведены следующие данные по предприятию: Показатели По плану (шт.) Фактически (шт.) Объем производства услуг (тыс. руб.) 450 512 Коэффициент сменности 1.5 1.6 Применив способ абсолютных разниц, определить влияние на объем производства услуг времени работы оборудования и его производительности. Результаты расчетов показать в таблице и сделать экономические выводы.Задача 3 Приведены следующие данные по предприятию: Показатели По плану (шт.) Фактически (шт.) Грузооборот (т/км) 2600 2780 Средний тариф за 1 т/км (руб.) 22 21 Определить сумму транспортных расходов. Методом абсолютных разниц измерить влияние на изменение суммы транспортных расходов основных факторов. Результаты расчетов показать в таблице и сделать экономические выводы.^ 3.4.3 Пример решения задачи с использованием интегрального способа Наряду с методами цепных подстановок и абсолютных разниц в экономических расчётах используют «интегральный метод» расчёта влияния факторов на обобщающий показатель. Рассмотрим некоторые рабочие формулы для определённых показателей.Показатель типа f=XУ. Рабочие формулыАх=У0DX+ (DX DУ÷2); Ау=X0DУ +(DXDУ÷2) или Ау=Df-АX. Например, дано: X0=7, X1=11, отсюда приращение DX= (11–7) = 4,У0 =9, У1=12, следовательно, DУ= (12–9) = 3. Подставляем данные в формулы и получаем: АX=(9·4)+(4·3÷2)=42; АУ=(7·3)+(4·3÷2) = 27. Проверяем: f0=X0 У0=63; f1=X1У1=132, отсюда Df = (132-63)=69.Df должно быть равно (АX+Ау).Подставляем полученные данные и получаем 69 = 42+27. То есть задача решена верно.^ 3.4.3.1 Задачи для самостоятельной работыЗадача 1 Имеются следующие данные по предприятию: Х0 = 4; У0 = 3; Х1 = 5; У1 = 1. Используя “интегральный способ”, найти f и рассчитать влияние факторов на обобщающий показатель f. Результаты показать в таблице и сделать экономические выводы.Задача 2 Имеются следующие данные по предприятию: Х0 = 6; У0 = 5; Х1 = 5; У1 = 7. Используя “интегральный способ”, найти f и рассчитать влияние факторов на обобщающий показатель f. Результаты показать в таблице и сделать экономические выводы.Задача 3 Имеются следующие данные по предприятию: Х0 = 11; У0 = 12; Х1 = 14; У1 = 15. Используя “интегральный способ”, найти f и рассчитать влияние факторов на обобщающий показатель f. Результаты показать в таблице и сделать экономические выводы.^ ТЕМА 4 СРАВНЕНИЕ КАК СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА4.1 Содержание темы Сравнение. Сравнение с планом. Сравнение с прошлым. Сравнение с лучшим. Сравнение со средним значением. Способы приведения показателей в сопоставимый вид. Условия сопоставимости показателей. Нейтрализация влияния стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов. Использование относительных и средних величин в практике экономической и аналитической работы. Способы группировки информации. Неформальные методы анализа. Метод построения дерева решений. Алгоритм построения аналитических группировок. Использование графического и табличного способов.^ 4.2 Вопросы для самоконтроля1. Дайте характеристику способа сравнения. Перечислите типы сравнения и их цели. 2. Перечислите обязательные условия сравнительного анализа. 3. Как на основе различных признаков можно классифицировать аналитические показатели?4. Дайте характеристику горизонтального и вертикального анализа.5. Перечислите способы приведения показателей в сопоставимый вид. 6. Назовите условия сопоставимости показателей.7. Перечислите способы группировки экономической информации.8. Приведите алгоритм построения группировок:9. Назовите возможности использования балансового способа.10. В каких случаях целесообразно использование графического и табличного способа?4.3 Тесты1. Какие виды сравнения применимы в экономическом анализе:А) сравнение с плановыми показателями;Б) сравнение с предшествующим периодом и с лучшими результатами;В) сравнение со средними показателями по объединению предприятийВ) сравнение со средними показателями по отрасли;Г) все предыдущие ответы верны.(Г) 2. Какая из предложенных величин является относительной?А) среднесписочная численность;Б) сумма прибыли;В) рентабельность продукции (отношение прибыли к себестоимости продукции);Г) сумма издержек обращения;Д) А и В.(В) 3. Влияние факторов в смешанных моделях типа У=(А+В)/С можно определить способом:А) сравнения;Б) исчисления абсолютных разниц;В) цепных подстановок;Г) исчисления относительных разниц.Д) индексным методом(Г)Расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей – это:А) горизонтальный анализ;Б) трендовый анализ;В) анализ относительных показателей; Г) сравнительный анализ.(В)5. Какие виды сравнения применимы в экономическом анализе:А) сравнение с плановыми показателями;Б) сравнение с предшествующим периодом и с лучшими результатами;В) сравнение со средними показателями по объединению предприятийВ) сравнение со средними показателями по отрасли;Г) все предыдущие ответы верны. 6. Существуют несколько форм сравнения:А) сравнение с планом;Б) сравнение с прошлым;В) сравнение с лучшим (этапом);Г) сравнение со средними значениями;Д) все перечисленные.(Д)7. Достоверное сравнение анализируемых показателей достижимо, если обеспечено:А) единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;Б) единство промежутков или моментов времени, за который исчислены сравниваемые показатели;В) сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических);Г) единство методики исчисления показателей и их состава;Д) все перечисленное выше верно.(А)8. Анализ процессов деятельности предприятия начинается с использования:А) абсолютных величин;Б) средних величин;В) относительных величин;Г) нет верного ответа(А)9. Измерение хозяйственных процессов предполагает:А) Выделение факторных и результативных показателей;Б) Выделение наличия


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.