Реферат по предмету "Педагогика"


Специальные образовательные условия при ДЦП

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИПЕЦКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольнаяработа
по предмету
Психологиядетей с нарушением опорно-двигательного аппарата
на тему: «Специальныеобразовательные условия при ДЦП»
Выполнила:студентка ФПиП
группы СПс-4
РощупкинаАлександра
Липецк
2009

Содержание:
 
Введение
1. Особенностивоспитания в семье
2. Обучение винтернате
Литература

Введение
 
В настоящее времяпроблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическуюзначимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность,повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни вобществе, усваивать школьную программу. При благоприятных обстоятельствах такиедети могут реализовать свои способности, имеют возможность стать полноправнымичленами общества.
Детский церебральныйпаралич (ДЦП) проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах. Приодних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движениямогут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонкихдифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточномобъеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечается неумение выполнятьцеленаправленные практические действия, движения. Такие дети с трудом осваиваютнавыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок,затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.

1. Особенности воспитания в семье
Особенные, специальныеусловия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата ужес рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение кребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующегоразвития. К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция такназываемого «немощного сосуда». А действия родителей сводятся лишь ктому, чтобы уберечь свое чадо от «губительных» воздействий внешнейсреды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются ксамостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, чтопостоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия.Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большейподдержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, чтобезграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни,отсутствию инициативы [4].
Неправильное или позднее овладениеходьбой и манипулятивной деятельностью в большой мере обусловливает отставаниев развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить как в игровойдеятельности, так и в повседневной жизни. Развитие ручных навыков надо вестипостепенно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускатьпредметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место,выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя своидвигательные усилия.
Важной задачей являетсяобучение ребенка самостоятельному приему пищи. Эту работу надо начинать спривития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его корту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку ипить из нее.
Важно обучить ребенкаразличным действиям во время одевания. Вначале надо научить ребенкарасстегивать большие пуговицы, затем маленькие. Затем научить егорасшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все эти навыки закрепляют в играх накукле и после этого переносят их на самого ребенка.
Ребенок должен наблюдатьза деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для егоумственного развития, формирования речи.
В квартире ребенка можнопознакомить с обстановкой, показать ему, как моют посуду, стирают белье,готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Многое можно показать изокна: улицу, движение транспорта, животных и т. п.
Самые четкиепредставление складываются у ребенка тогда, когда он может действовать с темипредметами, с которыми его знакомили. Если мать стирает белье, то и ему надодать маленький тазик и все необходимое для стирки. Каждое действие должнопроговариваться.
Кругозор ребенкарасширяется и при работе с картинным материалом. От взрослых он узнает названияпредметов, действий, постепенно сам начинает называть предметы на картинках,отвечать на вопросы.
Процессы мышления уребенка с церебральным параличом, как и у здорового ребенка, должны протекатьна основе живых, образных представлений. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдаяокружающий мир, учился устанавливать причины и следствия явлений, сравниватькачества и признаки вещей [3].
2. Обучение винтернате
Практика обучения этихдетей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического ифизического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовойобщеобразовательной школы.
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратапроводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей споследствиями полиомиелита и церебральных параличей. Этот способ полученияобразования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернатеребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, аопытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональнуюориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФКпозволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но иподготавливает малыша к встрече с окружающим миром[4]. В эти школы принимаются детидошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующиеиндивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаютсядети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются вспециальные классы в составе школы[2].
Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦПдома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только приусловии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многиереабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы,релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учрежденияхпредусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия,направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития,логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. Ик тому же — ежедневный медицинский контроль[4].
Для получения образованиядетьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) необходимо обеспечитьспециальные условия.
1. Специальноорганизованная среда:
специальноприспособленное здание (лифты, пандусы и др.),
ортопедическая обувь иортопедические приспособления,
специальная мебель,
специальные приборы дляобучения (ручки и др.),
компьютерные классы,
мастерские для трудовойподготовки.
2. Наполняемостьклассов:
подготовительный класс  — не более 8 человек,
в начальной, основной,средней школе –до 10 человек (возможно меньше),
в классах для умственноотсталых детей с нарушением ОДА — не более 7 человек.
3. Продолжительностьуроков:
в подготовительном классе– 30 минут,
в 1 классе – 35-40 минут,
во 2 и далее – 45 минут.
На каждом уроке после 20минут занятий проводится 5-минутная физкультпауза с включениемлечебно-коррекционных мероприятий.
4. Обучение учащихсяэтой категории осуществляют специально подготовленные педагоги, знающиепсихофизические особенности детей с нарушениями ОДА. Коррекционные  занятияпроводят учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.
5. Школа для детей снарушениями функций ОДА имеет специальные логопедические кабинеты, кабинет дляЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическую мастерскую.
6. Обучение детей снарушением функции ОДА осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы.Лечебно-воспитательная работа ведется в следующих направлениях: посильнаямедицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психическихотклонений, купирование соматических заболеваний.
7. Комплексвосстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями,лечебной физкультурой, массажем, физио-, бальнео-климатотерапией,протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д.Медицинский блок должен включать помещения для этих мероприятий.
Лечебные мероприятия,кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи:психоневрологи(невропатологи), ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а такжесредний и младший медицинский персонал [1].
Воспитательно-образовательныйпроцесс строитсяследующим образом:
·  Часть воспитательно-образовательныхзадач решается в ходе повседневной жизни.
·  Длительность занятий гибковарьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.
·  Форма занятий гибка и разнообразна:фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в кабинетах. Так, вуголке природы проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой,окружающим миром.
·  Для детей младшего дошкольноговозраста разработан щадящий режим, который позволяет им быстрее и легчеадаптироваться к условиям дошкольного учреждения (режим действует в первые двамесяца пребывания детей в ДОУ). Щадящий режим для детей младшей группыособенно важен по ряду причин. От ребёнка, впервые попавшего в детскийколлектив (новое окружение, новые лица, дисциплина), требуется много душевных ифизических сил. С другой стороны, любое заболевание в этом возрасте ведет к значительномуснижению защитных сил организма, а значит, требуется большая затрата энергии ифункциональных резервов для восстановления и укрепления здоровья [2].

Литература:
 
1. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательногоаппарата. М.: «Академия» 2001г.
2. В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. Основыдефектологии. М.: «Просвещение» 1990 г.
3. М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М Мастюкова. Воспитание детей с церебральнымпараличом в семье. М.,1993
4. Статья Н. Таланова «Возможностисоциальной адаптации»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка чертежей двухкомнатной квартиры
Реферат Хранение сельскохозяйственной продукции
Реферат Экономическая эффективность использования земельных угодий в ООО "Агрофирма"
Реферат Цибуля ріпчаста. Особливості технології промислового вирощування у різних грунтово-кліматичних зонах України та Росії
Реферат Airplane Warfare During World War I Essay
Реферат Автоматизированное рабочее место "Логистика" ЗАО "Приосколье"
Реферат Швицкая порода крупного рогатого скота
Реферат Образ города в произведениях А.Н. Островского Гроза и Бесприданница
Реферат Шляхи підвищення ефективності роботи малогабаритних кормодробарок
Реферат Экономико-статистический анализ численности, продуктивности скота и выхода молока в ОПХ "Омское"
Реферат Распределения осужденный к лишению свободу по ИТУ
Реферат Экстерьер и его связь с продуктивностью
Реферат Экономика и организация производства мяса и молока КРС
Реферат Экономическая оценка внутрихозяйственного землеустройства СПК "Петровское" Первомайского района Нижегородской области
Реферат Comparing And Contrasting Characters Essay Research Paper