Рольмузыкальных способностей в формировании
профессиональныхкачеств учителя музыкиАндрющенко В.П. кандидат
педагогическихнаук, завкафедрой теории,
историимузыки и игры на
музыкальныхинструментах КГУ
Проблемамузыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна насегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (О.А. Апраксина, Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка,Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко ).
Данная проблема изучаласьв нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляциимузыкально-исполнительской деятельности (Т.С. Кононенко, Н.И. Миронова,Д.П. Орлова) [203]; эмоционально — эстетическое развитие студентов в процессеучебно-музыкальной деятельности (А.Д. Перепелица, К.С. Цепколенко, Д.ДПоловская); структура и уровень эстетической подготовки студентов к будущейпрофессиональной деятельности (Л.П. Аладова, Т.Ф. Брайченко, Л… В. Годик, Л.Г.Коваль, Т.П. Королёва )
Впсихолого-педагогической литературе накоплен определённый опыт в разработкеосновных теоретических предпосылок к структуре деятельности (Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.А. Менчинская, К.К. Платонов).
Однако, несмотря наимеющиеся исследования в данной области, возможности эффективного формированияготовности студентов в системе музыкально-эстетической деятельностинедостаточно полно изучены.
Музыкально- эстетическаядеятельность учащихся способствует выявлению их наклонностей и способностей.Она объединяет в себе такие виды деятельности, как восприятие художественногопроизведения, его переживание, интерпретацию в исполнении.
Художественный образиграет направляющую роль в отборе исполнительских действий, их анализе, обобщении.
Успешная художественно — творческая деятельность зависит от индивидуальных способностей личностиучащегося. К способностям можно отнести как специальные музыкальные (слух,ритм, эмоциональное восприятие и т. д.), так и общепсихологические особенностичеловека.
Музыкальные способностиотносятся в психологии к специальным способностям. Но четкое разделение наобщие и специальные способности является односторонним подходом к этойпроблеме. Б.М. Теплов подчеркивал, что специальные музыкальные способностинесут в себе общие способности, «… точнее было бы говорить не об общей испециальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности ». [1]
В отечественнойпсихологии проблема способностей рассматривается в русле теории деятельности. Б.М. Теплов понимает под способностями индивидуальные психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого. Навыки, знания, умениячеловека еще не характеризуют его способности.
О способностях, какврожденных, так и приобретенных и формирующихся в процессе деятельности,единого взгляда в научной литературе нет. Так В. Н. Мясищев негативно относитсяк понятию способностей как врожденных задатков анотомо — физиологическихусловий для способностей. Способности он понимает как индивидуальные особенности,которые помогают овладению той или иной деятельностью. [2]
С. И. Науменкоподчеркивает, что способности есть врожденные качества индивидуальности. Своюпозицию она обосновывает ранним проявлением одаренности (В. А. Моцарт 3 года,Й. Гайдн 4 года, К. Сенсанс 2 года и др. ). Она ссылается на то, что за такоекороткое время способности сформировать невозможно. [3 ]Б. М.Теплов констатирует «… мы не можем понимать способности как врожденныевозможности индивидуума, потому что способности мы определили какиндивидуально-психологические особенности человека, а эти последние по самомусуществу дела не могут быть врожденными » [4], но он не отвергает, что воснове развития способностей лежат некоторые врожденные особенности, задатки, иразвитие способностей осуществляется как процесс той или иной практической илитеоретической деятельности.
Следовательно,способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности.
В формировании и развитиииндивидуальных способностей большую роль играет целенаправленное влияние извне.Для этого нужно знать индивидуальные особенности учащихся и их взаимосвязь собъективной средой.
Достичь значительныхтворческих результатов в учебной художественно — эстетической деятельностиможно лишь учитывая их индивидуальные психические особенности, эстетическуюнаправленность, интересы, мотивацию.
В работах А. Н. Леонтьевавыдвигаются положения, что можно вести исследование развития способностейэкспериментально изучая механизмы их формирования. Основой для этого являютсяработы И.П. Павлова, А.А. Ухтомского о развитии высшей нервной деятельностичеловека и вопросы формирования и строения высших психических функций человека.[5]
Специфическиечеловеческие способности не передаются в биологической наследственности, но сдругой стороны, способность есть свойство готовое к функционированию,проявлению, значит оно имеет материальный субстракт.
Исходя из вышеизложенногоможно сделать вывод, что дилемма о природе способностей разрешается сположения, что в процессе человеческой деятельности, адекватной предметам иявлениям воплощающими человеческие способности у человека прижизненноформируются способности осуществлять эту деятельность. Это устойчивоерефлексные объединения (новообразования), свойственные лишь человеку,обеспечивают целостность и гармоничность функционирования психики учащегося ипредопределяют возможность в его творческой деятельности.
Потребность вмузыкально-эстетической деятельности выражается в эстетическом отношенииучащихся к искусству и окружающей действительности. Она представляет собойединство их природных задатков, их художественно — эстетическую направленность,в результате которой у них формируется эстетическое отношение к самому себе,своему поведению, труду, природе, к своей творческой деятельности.
Характеризуя формированиеи развитие творческих способностей, следует подчеркнуть особую роль в этомвсестороннего и гармонического развития личности студента.
Так И. П. Волковподчеркивает, что творческая деятельность рассматривается, в первую очередь,как деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качествтворческой личности: умственной активности, сообразительности, мобильностипамяти, живости воображения, терпеливости, тонкой чувствительности [6].
Ряд авторов (О.А.Апраксина, Л.Г. Арчажникова, О.И. Борденюк) указывают на то, что вмузыкально-эстетической деятельности творческий элемент еще больше усиливается [7,8,9].Здесь синтезируются черты музыкально-эстетического творчества, которыепроявляются в различных формах.
Давая характеристикумногочисленным видам музыкально-эстетической деятельности, их назначению,содержанию, следует подчеркнуть её многочисленные взаимосвязи ивзаимообусловленность. Особо следует указать на важную роль вмузыкально-эстетической деятельности восприятия музыки. Так, К.В. Тарасоваотмечает, что восприятие и анализ музыки является наиболее всеобъемлющеймузыкальной деятельностью. Она важна как самостоятельная деятельность слушанияи постижения музыки, и как составная часть любого музицирования. В связи с этимданному виду деятельности необходимо выделять ведущую роль в музыкальномвоспитании [10].
Большой вклад вразработку проблемы музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая,А.Д. Костальский, Е.В. Назайкинский. Так, Е.В. Назайкинский отмечал, чтовосприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которымиобладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, какэстетически художественный феномен [11].
В современномподходе проблема музыкального восприятия представляется не как пассивныйпроцесс постижения музыки, а как активное постижение личностью смысламузыкального произведения.
Оно предполагаетвведение в постижение и интерпретацию музыкального произведения глубоколичностного смысла, поэтому готовности студентов к музыкально-эстетическойдеятельности и его формированию на различных этапах этому виду деятельностиуделяется ведущее значение в дальнейшем исследовании.
Эстетическое восприятие вхудожественном образе как бы являетсятой призмой, через которую он смотрит на объект, как на эстетическую ценность.Это помогает студентам в опыте эмоционального переживания определить своеотношение к социальным объектам, к людям, к окружающей действительности.
В структуремузыкально-эстетической деятельности студентов выделяется такой компонент каквосприятие музыки в различных полюсах: для слушания; для её исполнения; для развитие сенсорных способностей;восприятие как музыкально-образовательная деятельность общего характера.
Эстетическое восприятиехудожественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки изанимает определяющее значение в структуре музыкально-эстетическойдеятельности.
Музыкально-эстетическаядеятельность направлена на формирование у подрастающего поколенияэмоционально-положительного и деятельностного отношения к музыке, навыковтворческого музицирования, сознательного её восприятия, понимания характера илогики её развития.
При рассмотрении направления исодержания процесса формирования профессиональной готовности учителя музыкибольшое значение приобретают такие факторы, как :
Þвладениевысоким уровнем профессиональной подготовленности в разнообразных сферахмузыкального искусства, на которых базируется его профессия;
Þвладениешироким спектром творческих умений и навыков в сфере музыкального искусства;
Þумениеиспользовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на урокахмузыки творческой активности, заинтересованности;
Þумениеприменять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя изглавных задач эстетического воспитания школьников;
Музыкально-эстетическаядеятельность учителя связана, в основном, с изучением музыкальных произведений,знанием характера музыкальных произведений, их выразительных средств, умениемих творческого исполнения. Специфика творческих умений и навыков учителявыступает в качестве повышения эффективности воспитания школьников.
Ведущим мотивомтворческой деятельности учителя музыки по мнению Л.Г. Арчажниковой есть интереск педагогике и к музыкальному искусству, которые проявляются как потребностьвосприятия, понимания в исполнении музыкальных произведений, стремление кглубоким эмоциональным переживаниям, желании приобщить школьников кмузыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку [8].
С этих позицийтворческому развитию студентов, как неотъемлемой части формированияпрофессиональной готовности к будущей музыкально-эстетической деятельностинужно отводить одно из ведущих мест.
Как отмечает Л.А.Рапацкая, система подготовки учителя музыки должна функционировать не только вконтексте сегодняшнего дня, но и прогнозировать задачи музыкально-эстетическоговоспитания школьников на будущее [12].
Поэтому разрешениепроблемы деятельностного подхода к обучению музыки предполагает формированиепрофессионально компетентного, методически подготовленного студента.
Формированиепрофессиональной готовности к музыкально-эстетической деятельностипредусматривает также адаптацию к будущей педагогической профессии; повышениеэффективности общего и музыкально-эстетического образования; формированиеумений самосовершенствования, что возможно, как нам представляется, только приусловии творческого характера деятельности.
Для решения задачисследования проблемы формирования готовности студентов кмузыкально-эстетической деятельности предполагается построить обучение сшироким использованием музыкального творчества в различных видахмузыкально-эстетической деятельности, осуществление внутри дисциплинарной имеждисциплинарной интеграции различных видов учебной деятельности студентов.
Это предполагаетформирование готовности студентов к организации творческоймузыкально-эстетической деятельности школьников, как этого требуют новыепрограммы преподавания школьного предмета «Музыка», поскольку современныйучитель — это современный взгляд на роль музыки в обществе, это открытиемузыкально-эстетической красоты школьникам
Литература
1. Теплов Б. М. Способности и одаренность. / / В кн.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М., 1982 .- С. 31 — 34.
2. Мясищев В. М. Структура личности и отношение человека кдействительности. / / В кн. Психология личности.- М., 1982 .-С. 36 — 37.
3. Науменко С. И. Музично — естетичне виховання дошкiльнят. — К., 1996 .- С. 12
4. Теплов Б. М. Указ. соч. — С. 32 — 33.
5. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. – М., 1981. — С. 35 — 43 .
6. Волков И.П. Учим творчеству. — М.: Педагогика, 1989.- 110с.
8. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. — М.,Просвещение, 1984. — 109 с.
9. Борденюк О. И. Психологические факторы профессиональногосамосовершенствования будущих учителей: Дис.… канд. психол. наук. — Киев,1983.- 157. с.
10. Тараова К.В.Онтегенес муыкальных способностей.-М.: Педагогика, 1988.-175с.
11. Назайкинский Е Опсихологии музыкального восприятия. — M..: Музыка, 1972..- 383 с.
12. Рапацкая Л.А.Культурологические факторы совершенствования подготовки учителей музыки. — Ярославль, 1986.- с.48.