Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие современного образования в Пакистане и исламский фактор

Развитие современного образования вПакистане и исламский фактор
 
В наступившем новом тысячелетии успешное развитие любогогосударства, его роль и место на международной арене во многом определяютсяобразовательным уровнем людских ресурсов, участвующих в создании научного,экономического и социокультурного потенциала страны, что несомненно ведет кактуализации образовательных проблем на современном этапе. Процессыглобализации активизируют стремление мирового сообщества к созданию единогообразовательного пространства, способного сформировать атмосферу толерантности,взаимопонимания, мира и согласия между всеми субъектами международного права.
Особую значимость всемерное развитие образования приобретаетдля молодых государств, освободившихся от колониальной зависимости, к числукоторых относится и Исламская Республика Пакистан, являющаяся одной из ведущихстран мусульманского мира, где мусульмане составляют около 97% всего населения.Как свидетельствует официальная статистика, оно превышает 149 млн. человек.
К моменту провозглашения независимости Пакистана в 1947 г.уровень грамотности в стране не достигал и 13%. Начальные школы былипредставлены 8413 учебными заведениями. Из них всего 1549 школ предназначалисьдля девочек. В начальных школах обучалось 770 тыс. учащихся, включая 110 тыс.учениц. Разительная тендерная диспропорция наблюдалась и на последующихступенях обучения. В 2190 неполных средних школах, из которых только 153предназначались для школьниц, обучалась 221 тыс., учащихся, среди которыхнасчитывалась 21 тыс. девушек. Количество полных средних школ достигало 408учебных заведений. В них обучалось 58 тыс. человек. Лишь 64 полные средниешколы предназначались для 7 тыс. девушек. В университетах страны обучались 664студента, включая 56 студенток.
Столь низкие показатели уровня образования во многом былиобусловлены тем, что созданная колониальными властями школа европейского типазаметно потеснила позиции существовавшей здесь ранее традиционной мусульманскойсистемы просвещения, представленной теологическими учебнымизаведениями(мактаба, мадраса и дар ул-улум). Колониальная система образования, несмотря наее продвинутость, не была рассчитана на широкий охват обучением индийскихмусульман, которые в отличие от индусов изначально отнеслись настороженно кпопыткам модернизации образования по западному образцу. Она была чужда по своейсути мусульманской общине, не отвечала ее религиозным, социокультурнымтрадициям и потребностям, поэтому мусульмане долгое время не проявляли к нейзаметного интереса. Неудивительно, например, что соотношение студентов-индусовк мусульманам в высших учебных заведениях колониального периода составляло, поданным 1880 г., 25:1.
С обретением независимости молодому государству былонеобходимо в кратчайшие сроки создать национальную систему образования,отвечающую задачам его социально-экономического, политического и культурногоразвития. Разработка концепции национальной системы просвещения в Пакистане шлапо двум направлениям: традиционалистскому, отражавшему идейные взгляды А.А. Маудуди(1903–1979), ратовавшего за возврат к мусульманским корням и полный отказ отзападного педагогического опыта; и модернистскому, в основе которого лежалипедагогические идеи исламских реформаторов С.А. Хана (1817–1898) и М. Икбала(1877–1938). Основатель Пакистана и его первый руководитель М.А. Джинна(1876–1948), разделяя взгляды последних, выступал за создание в странеинтегрированной модели обучения и воспитания, сочетающей в себе достижениязападной цивилизации с нормами и ценностными установками ислама. В своемпослании Всепакистанской конференции по вопросам образования (1947) – первомуобщенациональному мероприятию в сфере просвещения – он, в частности,подчеркивал, что для достижения «реального, быстрого и существенного прогрессав обществе нам следует … привести нашу образовательную политику в соответствиес духом нашего народа, его историей и культурой, а также с современнымипроцессами ускоренного развития стран мира».
Надо отметить, что традиционалистский и модернистский подходык формированию национальной системы образования находились на всем протяженииисторического развития пакистанского общества в постоянном противоборстве иимели различную степень востребованности на том или ином этапе государственногостановления.
Исламский статус пакистанского государства, закрепленный во всехтрех конституциях страны (1956, 1962, 1973), носил с момента провозглашениянезависимости до 1977 г. в основном декларативный характер, так как внутренняяи внешняя политика страны в данный период, по существу, была светской иреализовывалась в государственных институтах преимущественно западного образца.Однако наряду с ними в структуру Пакистана включались и отдельные исламскиеинституты, призванные гарантировать соответствие государственной жизнипринципам ислама.
Так, статья 31 Конституции 1973 г. закрепляла религиознуюнаправленность образования и воспитания в общеобразовательных школах. В ней, вчастности, говорится: «Изучение Священного Корана и исламиата обязательно,кроме того, следует поощрять изучение арабского языка». В соответствии с реформойобразования (1972) исламиат (закон божий) стал обязательным предметом обученияв начальной и средней школе. Для изучения пакистанцами арабского языка, накотором написан Коран, были созданы специальные учебные телепрограммы.
Наибольшее распространение исламизация сфер жизнедеятельностипакистанского общества получила в период правления Зия уль-Хака (1977–1988),поставившего ислам на защиту своих политических интересов. На основе принятой в1978 г. новой национальной политики в области образования правительство создалогосударственный Комитет по исламизации просвещения с целью «развития иформирования у молодого поколения всоответствии с положениями Корана и Сунныхарактера, поведения и образа жизни, достойных правоверного мусульманина», впрограмме указывалось на необходимость пересмотра учебников и учебных плановобщеобразовательной и высших школ на основе исламской идеологии.
По официальным данным, в результате проведения этой политикик 1981 г. из 551 учебника, действовавшего в стране, были изъяты все «антиисламские»материалы. Арабский язык стал обязательным предметом для учащихся VI-VIIIклассов общеобразовательной школы.
Начиная с 1981 г. в учебный план вузов в качествеобязательных предметов вводились исламиат и пакистановедение. Этим двум учебнымдисциплинам отводилась главная роль в формировании исламского мировоззрения,мусульманского образа жизни у пакистанской молодежи. Как подчеркивалось впредисловии к учебнику «Пакистановедение» для высших учебных заведений, «цельэтого обязательного курса – дать логическое обоснование необходимостивозникновения Пакистана. Это будет способствовать не только укреплению веры ичувства патриотизма у молодежи, но и окажет воздействие на их физическую иморальную подготовку в борьбе против всякого рода посягательств на идеологиюПакистана». Изложенный в данном учебнике материал в целом соответствовалпрограммам этого курса на всех других ступенях обучения. В них превозносилась«избранность» мусульман Аллахом по отношению к другим народам и утверждалосьделение людей на «верных» и «неверных». В одном из учебников по исламиату длявысших учебных заведений указывалось, что «в мире существует только две нации:одна – мусульмане, другая – «кафиры» (немусульмане, отвергающие веру в Аллаха).
Идеи исламского вероучения в их жесткой ортодоксальнойтрактовке нашли отражение во всех курсах социально-политических, гуманитарных иестественно-научных дисциплин общеобразовательных и высших учебных заведенийстраны.
Исламизация, предпринятая правительством Зия уль-Хака,затронула и сферу научных знаний. На Всеисламской научной конференции,состоявшейся в Исламабаде в ноябре 1983 г., была высказана необходимость заменысовременной науки так называемой «исламской наукой», основой которой являетсяКоран и его интерпретация в естественно-научном, филологическом иобщественно-политическом аспектах.
Главными защитниками исламской науки и образования в страневыступали пакистанские традиционалисты во главе с А.А. Маудуди, основавшимрелигиозно-общинную партию «Джамаат-и ислами» (1941). В ее лице военный режимЗия уль-Хака нашел поддержку проводимой им политики исламизации пакистанскогообщества. Так, в одной из своих лекций по исламскому образованию А.А. Маудуди,в частности, высказал негативное отношение к преподавателям, ведущим учебныекурсы по ряду предметов естественно-научного цикла без опоры на ислам: «Анализсущности современного образования и обычаев сразу же показывает их противоречиесущности исламского образования и обычаев. Вы преподаете молодым умамфилософию, которая стремится объяснить вселенную без Аллаха. Вы преподаете иместественные науки, которые лишены доказательств и здравого смысла. Выпреподаете им экономику, юриспруденцию, социологию, по духу и сущностиотличающиеся от учения ислама. И вы все еще ожидаете сформировать у нихисламскую точку зрения на жизнь?». При таком обучении, где духовное отделено отмирского, достичь цели исламского образования, на его взгляд, невозможно. Дляэтого, по его мнению, необходима новая система образования, которая «не требуетвведения еще одного курса духовного обучения. Вместо этого все предметы должныбыть заменены на религиозные («диниат») курсы».
Такой подход реализовывался через сеть религиозных школ,структурно вошедших в традиционную мусульманскую систему просвещения, которые внезначительном количестве продолжали функционировать в стране параллельно ссовременной системой образования, выстроенной по западной модели. За весьпериод правления военных количество таких школ возросло более чем в три раза исоставило к началу 90-х годов 2500 мадраса, из которых 98% были суннитскимиучебными заведениями, а 2% – шиитскими. В них обучалось до 225 тыс. учащихся.
Этот всплеск религиозного образования был обусловлен рядомпричин. В стране начиная с 1981 г. впервые стала осуществляться государственнаяподдержка традиционной мусульманской системы образования через отчисления отсборов религиозного налога (закят), составлявших до 10% от его общегоколичества. Эти дополнительные финансовые ресурсы для лояльных военному режимутеологических учебных заведений (помимо других поступлений из многочисленныхзарубежных исламских фондов) существенно увеличили их бюджеты и составилипримерно одну треть их ежегодных доходов. Кроме того, уже с 1981–82 учебногогода уровни религиозных школ всех ступеней стали приравниваться к степенямформальной системы образования, что предполагало расширение для их выпускниковвозможностей трудоустройства и занятости на рынке труда. Впоследствии это ещепозволило выпускникам теологических учебных заведений в связи с введением образовательногоценза для кандидатов в члены парламента принять участие в последнихпарламентских выборах (2002) и впервые в истории страны обеспечить в немрелигиозным партиям третье место по количеству депутатов.
Созданный в 1979 г. Национальный комитет по религиознымшколам разработал ряд мер по изменению содержания обучения в них. Теологическиеучебные заведения становились более привлекательными для учащихся из беднейшихслоев населения, включая жителей сельской местности и афганских беженцев. Вомногом это происходило из-за того, что обучение в них было бесплатным. Помимоэтого ученикам в период обучения предоставлялись бесплатное проживание ипитание. Фактически религиозная система образования превратилась в альтернативугосударственной системе формального обучения и воспитания, не справлявшейсясамостоятельно с предоставлением образовательных услуг широким слоям населения.
Между тем, именно в этот период многочисленные политическиепартии религиозного толка получили широкую возможность для институтализациисвоей власти через систему открывавшихся подконтрольных им теологическихучебных заведений, которые, по мнению пакистанского общественного деятеля ипублициста Тарика Али (1943), «выполняли единственную функцию. Они представлялисобой питомники по идеологической обработке взращиваемых фанатиков». Именно онивпоследствии стали пополнять ряды враждующих религиозно-политическихгруппировок внутри Пакистана, чье соперничество фактически не перестаетослабевать с середины 80-х годов до наших дней. Эти обученные солдаты «джихада»подпитывали, начиная с 1989 г., наиболее агрессивно настроенных участниковдвижения сопротивления властям в Кашмире, а также составили основной костякотрядов движения «Талибан», столь, казалось, неожиданно для всех возникшегоосенью 1994 г.
Трагические события 11 сентября 2001 г. вызвали новую волнунеподдельного страха и подозрительного отношения Запада к мусульманскому миру вцелом и его традиционным институтам, в частности. Их стали напрямую связывать сджихадом, ростом насилия и террора как на глобальном и региональном, так и нагосударственном уровнях. Однако подобная исламофобия, отождествление всехтеологических исламских учебных заведений с терроризмом неправомерны и опасны,т.к. могут привести к крайненегативной реакции со стороны мусульман, считающихсвои традиционные институты просвещения главным инструментом передачирелигиозных взглядов, сохранения культурной самобытности и идентичности.Следует понять, что нельзя допускать политизации ислама и попыток использованияего в целях легитимизации той или иной власти, ведущих к радикализации ислама,приданию ему воинствующего характера. Свидетельством тому как раз и можетслужить опыт Пакистана.
Руководством страны предпринимаются конкретные меры пообузданию волны насилия и террора, не утихающих столкновений нарелигиозно-общинной почве. Можно сказать, что этнический и воинствующийрелигиозный экстремизм представляет собой главную угрозу внутреннейбезопасности и целостности страны, способен разжечь в ней пламя гражданскойвойны. Прецедент войны на этнической почве уже имел место в Пакистане. Врезультате нее в 1971 г. произошло отделение Восточного Пакистана от Западногои образование независимого государства Бангладеш. Разногласия на этническойпочве происходили также в 70-е годы в провинции Белуджистан, а также в Синде(1970, 1972). В последнем столкновения на этнической почве после созданиякрайне радикальной партии урдуязычных мусульман-мигрантов из Индии подназванием «Национальное движение мухаджиров» (1982) приобрели постоянно текущийхарактер.
Конфессиональная однородность пакистанского государства, какона виделась его создателям, первоначально получила трещину еще во времяантиахмадийских выступлений суннитов (1954, 1974), требовавших официальногоотлучения этой модернистской секты ахмадийя от ислама. Существующие различиямежду самими суннитскими масхабами, а также суннитско-шиитская розньспособствуют росту религиозной нетерпимости и экстремизма, нагнетаемомумногочисленными религиозно-политическими партиями и группировками страны. Врезультате столкновений на религиозно-общинной почве только в 2001 г., поофициальным данным, погиблоболее 400 пакистанцев.
Одной из основных мер государства по предотвращению вливанияпакистанской молодежи в подобные экстремистские движения является проведение встране с августа 2001 г. реформы традиционной мусульманской системыобразования. Она предусматривает достижение государственного контроля как задеятельностью 20 тыс. мадраса, в которых проходит обучение более 3 млн.пакистанцев, так и за их управлением, а также финансированием14.Реформа предполагает усиление общеобразовательного аспекта в содержанииобучения религиозных школ, их сближение с современной школой светскогообучения. В конечном итоге она направлена на то, чтобы религиозные учебныезаведения далее не могли, по заявлению президента Пакистана генерала ПервезаМушаррафа, «использоваться для распространения политических и религиозныхпредубеждений». В своем телеобращении к нации от 12 января 2002 г. он такжезаявил, что, «если под прикрытием мадраса или мечети осуществляется подрывнаяпропаганда, идет торговля оружием, мы немедленно закроем эти заведения. Мы непозволим фундаменталистам создать государство в государстве». Решимостьпрезидента Пакистана в практической реализации данной реформы прозвучала и входе беседы с ним автора данной статьи, состоявшейся во время его официальноговизита в Москву в феврале 2003 г. Вместе с тем наличие в саганетрадиционалистски настроенной оппозиции, обладающей значительной силой ивластью, не обещает скорого и плавного реформирования системы религиозныхучебных заведений.
В соответствии с Планом действий в области образовательнойреформы по секторам (2001–2005), осуществляемым в рамках Плана действий,разработанного с учетом рекомендаций ЮНЕСКО по образованию для всех(2000–2015), на включение религиозных школ в общий поток светского обучения (спомощью обновления их учебных планов и программ, внедрения современныхтехнических средств в учебный процесс и т.п.) выделяетсядо 14% от всех средств,направляемых на развитие национальной системы образования. Их количествопланируется довести со 148 мадраса в 2001 г. до 8000 – к 2005 г.16Одновременно с этим в учебные планы общеобразовательных школ предусматриваетсявведение обязательного предмета по изучению Корана (I-VIII классы) и егоперевода (IX-XII классы) с целью усиления религиозного аспекта в содержанииобучения. В конечном итоге все эти мероприятия, как и предыдущие реформыобразования (1970, 1972, 1979, 1992, 1998), направлены на выработку интегрированноймодели обучения и воспитания, сочетающей в себе достижения мировогопедагогического опыта и исламской культуры.
Следует отметить, что за годы независимости Пакистаномдостигнуты определенные сдвиги в развитии системы образования, расширении ее инфраструктурыи доступа к ней населения страны. По официальным данным, к 2002 г. в странефункционировало 169087 начальных школ, в которых обучалось 19,92 млн. учащихся.Количество неполных средних школ достигло 19180 с контингентом учеников до 4,28млн. человек. В 13108 полных средних школах получали образовательную подготовку1,79 млн. учеников. Высшая школа Пакистана представлена 68 университетами (28из них принадлежат частному сектору), где обучается 1,1 млн. студентов. Более88 тыс. учащихся получают среднее специальное образование в 498профессионально-технических учебных заведениях страны. Уровень грамотностинаселения Пакистана увеличился до 50,5% (среди мужчин он достигает 63%, средиженщин – 38%). При этом в городской местности уровень грамотности составляет70%, а в сельских районах грамотой владеют только 30% жителей. Однако данныйколичественный рост все еще отстает от социального спроса на образовательныеуслуги, не соответствует потребностям социально-экономического развитиягосударства и ограничивает возможности его ускоренной модернизации. Нерешенностьобразовательных проблем во многом детерминируется характерной для Пакистанаполитической нестабильностью; вовлеченностью во внешние региональные конфликты(в Афганистане, Индии), что ведет к росту военных расходов за счет социальнойсферы; сложной демографической ситуацией (ежегодный прирост населения превышает2%), усиливающейся бедностью основной массы населения.
Улучшение ситуации в области образования планируетсяосуществить за счет расширения образовательной инфраструктуры для обеспечениядоступа всех слоев населения к получению знаний через систему формального инеформального обучения, включая религиозные учебные заведения (особенно всельской местности); повышения уровня грамотности до 86% к 2015 г. путемпоэтапного введения всеобщего базового начального образования (для мальчиков к2010 г., а для девочек – к 2015 г.) и ликвидации неграмотности среди взрослых(с упором на образовательные программы для женщин); улучшения качества образования,включая диверсификации обучения и внедрение инновационных программ, приактивном развитии профессионально-технического и высшего образования;децентрализации управления и финансирования системы просвещения с привлечениемв нее частного предпринимательства и неправительственных организаций;расширения подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;совершенствования экзаменационной системы и учебных программ; популяризацииинформационных технологий среди учащихся всех ступеней системы образования ивведения компьютерного обучения.
Выступая на конференции по реформированию национальнойсистемы образования, состоявшейся в столице Пакистана Исламабаде (2000), главагосударства генерал П. Мушарраф указал на необходимость широкого внедрения всферу просвещения информационных технологий, способных вывести ее накачественно новый уровень. Более 300 городов страны подключены в настоящеевремя к глобальной сети «Интернет». Функционируют 27 учебных заведений поподготовке более 22 тыс. специалистов-компьютерщиков. Планируется открыть рядуниверситетов по обучениюквалифицированных специалистов в области высокихтехнологий.
Руководство страны понимает, что залогом силы и мощипакистанского государства в новом XXI веке является наличие высокогообразовательного, научного и интеллектуального потенциала, способногообеспечить благополучие страны, защитить его экономические интересы ибезопасность. Так, выступая на открытии первого в стране Пакистанского ситинауки и высоких технологий в г. Лахоре (2000), П.Мушарраф подчеркнул, что«Пакистан не будет принимать участие в региональной гонке вооружений. Созданиеэкономически сильного Пакистана является главным в защите от внешней агрессии.Поэтому возрождение национальной экономики стоит во главе деятельности правительства.В качестве одного из приоритетов в достижении экономического роста Пакистанаправительство страны рассматривает развитие и использование информационныхтехнологий во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и образовании». Этамысль прозвучала и на международном симпозиуме Российско-пакистанскогоэкономического сотрудничества, состоявшемся в Москве 8 октября 2003 г.
Крайне важно, чтобы государство не ограничивалось простымдекларированием очередной образовательной политики, а предпринимало конкретныемеры по модернизации национальной системы образования и приведению ее всоответствие с требованиями нового тысячелетия, опираясь на положительный опыткак традиционной мусульманской, так и мировой культуры.

Список источников и литературы
пакистан образование грамотность
1. Pakistan Economic Survey 198З–84.– Government of Pakistan, Economic Adviser's Wing, Finance Division. Islamabad, 1984, с. 222–225.
2. YusafM.M. The Pakistan Study. Textbook for Graduate and Post-Graduate Classes. Karachi, 1990, с. 237.
3. Zaman U.S. Bannera Unfurled. A Critical Analysis of Developments in Education in Pakistan. Karachi: Royal Book Company, 1981, с. 245.
4. NationalEducation Policy' 92 (1992–2002). lslamabad: Ministry of Education, 1992, с. 13.
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Договор на выполнение работ (подряд)
Реферат Українська відповідь на нову імперську ідеологію Кирило-Мефодіївське братство
Реферат Особенности расследования групповых и организованных преступлений
Реферат Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления
Реферат «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что.»
Реферат Художественно-эстетическое воспитание в России в XIX веке
Реферат Эмоции. Классификация, функции
Реферат Некробактериоз коров лечение и профилактика
Реферат А. Чепмен Что происходит с любовью после свадьбы? (Пять языков любви)
Реферат Порядок расчетов в иностранной валюте между резидентами
Реферат Краткое содержание Третейский суд Менандр
Реферат Общий трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж
Реферат The Theme Of Macbeth Developed Through Imagery
Реферат Основные школы древнекитайской философии: конфуцианство и даосизм
Реферат Служба судебных приставов