Реферат по предмету "Финансовые науки"


Методика расчета налоговой нагрузки

Содержание
1. Налоговаянагрузка организации
2. Методикарасчета налоговой нагрузки, разработанная МФ РФ
3. Особенностикраткосрочного и среднесрочного налогового планирования
Список источников и использованной литературы

1. Налоговая нагрузка организации
Организации должнырассчитывать налоговую нагрузку для того, чтобы понять, насколько ихдеятельность и уплата налогов может привлечь внимание налоговых органов,которые могут принять решение о проведении выездной налоговой.
Помимоэтого расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель– это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельностьорганизации обычно не стоит на месте — одни направления «сворачиваются», другиеразвиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка можетизменяться. Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельностиорганизации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих напорядок исчисления и уплаты, налогов.
Длябольших предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих периодах.Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация,например, за счет расширения своей деятельности. На основании этого можносделать вывод о том, сколько средств останется «свободными»,например, для инвестирования.
Дополнительноможно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фондеоплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планированииотчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговыериски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.
Рекомендуетсяежегодно просматривать Основные направления налоговой политики России, которыеежегодно принимаются и раскрывают действия государства в областиналогообложения на ближайшие 3 года. В документе достаточно подробно описаныпланируемые изменения в отношении тех или иных налогов, за счет чегоорганизация может заранее рассчитать увеличение или уменьшение налоговогобремени.
Например,замена ЕСН страховыми взносами. Согласно таким изменениям возрастает нагрузкана фонд оплаты труда, поскольку для большинства организаций ставка ЕСНсоставляет 26%, а общая ставка страховых взносов составит 34%. При этомзаконодатель предусмотрел переходный период, на протяжении которого будутприменяться пониженные ставки по страховым взносам. Но все, же присреднесрочном налоговом планировании организации должны будут учитывать новыеставки, оценивать увеличившееся налоговое бремя. Увеличение ставки налога — один из налоговых рисков, которые организация должна учитывать при налоговомпланировании.
Другойналоговый риск, с которым столкнулись плательщики единого налога на вмененныйдоход (ЕНВД); — это отмена возможности учитывать фактически отработанное заналоговый период время. В ситуации Финансово-экономического кризиса многие изних оказались в невыгодном положении. Дело в том, что такие налогоплательщикиуплачивают налог исходя из физических показателей, установленной Налоговымкодексом РФ величины базовой доходности и специальных коэффициентов. То есть непринимается во внимание реально полученный доход организации илииндивидуального предпринимателя.
Всвязи с этим в Минфин России поступали многочисленные вопросы о том, как можноснизить налоговую нагрузку в случае, когда деятельность фактически не велась.Минфин России и налоговые органы придерживались позиции, что, если деятельностьплательщиком ЕНВД не велась, но при этом ОН состоял на учете в налоговыхорганах, он все равно должен рассчитать сумму налога и представить налоговуюдекларацию. Представление «нулевых» налоговых деклараций по единомуналогу возможно лишь в том случае, если физический показатель был равен нулю.
Еслиже налогоплательщик не осуществлял деятельности по причине отсутствияпомещения, но при этом сумма налога рассчитывалась исходя из количестваработников, то он все равно должен уплачивать единый налог. Данный выводизложен в Письмах Минфина России от 30.06.2009 N 03-11-09/230, от 28.05.2009 N 03-11-09/188, от 20.11.2008 N 03-02-08/24, от 18.06.2008 N 03-11-05/149. В этом случае для таких плательщиков единого налога понятия «нулевой»декларации по ЕНВД не существует.
Всеэти выводы ФНС России изложила в Письме от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@ «Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков». Так, снижение налоговойнагрузки налогоплательщиков ЕНВД может быть достигнуто только посредствомвнесения в нормативные правовые акты соответствующих муниципальных образованийо системе налогообложения в виде ЕНВД поправок, предусматривающих уменьшениедействующих в настоящее время значений корректирующего коэффициента базовойдоходности К2.
Спредложениями о внесении таких поправок в указанные нормативные правовые актымуниципальных образований налогоплательщикам следует обращаться в представительныеорганы соответствующих муниципальных образований.
Крометого, в соответствии с положениями п. 1 и 3 СТ. 3 НК РФ при установленииналогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплатеналога, а также налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
Вслучае несоблюдения данных требований налогоплательщики вправе опротестоватьнормативный правовой акт представительного органа муниципального образования овведении на территории образования ЕНВД в судебном порядке.
Такимобразом, налоговая нагрузка плательщиков ЕНВД должна быть оптимизированаорганами   муниципального          управления путем установления соответствующихкоэффициентов для планирования налогового бремени важно отслеживать измененияналогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот идругих предусмотренных законодательством способов уменьшения налоговогобремени. Целью налогового планирования является в первую очередь соблюдениебаланса интересов государства и организации. То есть организация вправеиспользовать предусмотренные законодательством способы оптимизации налоговыхплатежей и тем самым снизить налоговую нагрузку.
Такимобразом, налоговая нагрузка применяется для оценки влияния налоговых платежейна финансовое состояние предприятия. Такой показатель зависит от множествафакторов: начиная от вида деятельности (что лежит в основе классификацииналоговых органов) и заканчивая особенностями ведения налогового ибухгалтерского учета.
Для краткосрочного планированиярасчет налоговой нагрузки, используемый налоговыми органами, необходим дляоценки возможного проведения в организации выездной налоговой проверки длясреднесрочного планирования такой показатель поможет оптимизации налоговогобремени, могут обыгрываться несколько возможных вариантов налоговой нагрузки,например за счет использования различных видов договоров. Но, как показываетпрактика, любая организация нуждается в планировании и прогнозированииналоговых отчислений в бюджет, а также оценке влияния на свою деятельностьналоговой политики государства.
2. Методика расчета налоговой нагрузки, разработанная МФРФ
Для определенияналоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики МинфинаРоссии разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени по этойметодике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке отреализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данным за2009 г., уровень налоговых платежей у строительных предприятий составил 29,132,6%, у торговых организаций — 27,2 — 39,8%, у транспортных организаций — 28,5- 47,6%. Соглашаясь с тем, что этот показатель выявляет долю налогов в выручкеот реализации, отметим, что он вряд ли характеризует хоть в какой-то меревлияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитываетструктуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа нуженпоказатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показательэкономической активности предприятия.
Вторую методикупредлагает М.Н. Крейнина. В основе этого подхода сопоставление налога иисточника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счеткоторого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налоговогобремени. Данный подход также отрицает общепринятое мнение, что налоги,включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, так как уменьшают прибыль исоответственно сумму налога на прибыль. Аргументируется это тем, что заснижение прибыли «расплачивается» как само предприятие, получаяменьше свободных средств, так и бюджет, получающий меньшие суммы налога. Общийзнаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести суммувсех налогов, — прибыль предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когдапредприятие вообще не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной.Таким образом определяется тяжесть налогового бремени. Вводим следующие обозначения:
В — выручка отреализации (себестоимость + прибыль);
Ср — затраты напроизводство реализованной продукции без учета налогов (блоки 1 + 2 + 3 + 4);
Пч — фактическаяприбыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемыхза счет ее.
Налоговое бремя рассчитывается поформуле:
НБ=(В-Ср-Пч/В-Ср)*100% или НБ=(В-Ср-Пч)/Пч

Эта формула показывает,во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли,остающейся в распоряжении предприятия.
Основные положенияданного подхода следующие: НДС и акцизы не принимаются к рассмотрению какналоги, влияющие на величину прибыли предприятия. Для оценки налогового бременипо ИДС и акцизам нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо свалютой баланса. Сумму налогов надо соотносить с источниками уплаты. Общийзнаменатель, к которому приводятся все налоги, — прибыль предприятия.
Данная методикапредставляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов нафинансовое состояние предприятия, но очевидна недооценка влияния косвенныхналогов, НДС и акцизов. Эти налоги оказывают влияние на величину прибылипредприятия, но степень их влияния не так очевидна. Поэтому необходима инаяметодика.
Третий методколичественной оценки налоговой нагрузки на предприятия предложен А. Кадушиными н. Михайловой (ОАО «Format — Project Finance»). Налоговое бремя, поих мнению, следует определять как долю отдаваемой государству добавленнойстоимости, созданной на отдельном предприятии. По мнению авторов этой методики,добавленная стоимость является источником дохода предприятия и соответственноисточником уплаты налогов. Таким образом, налог сравнивается с источникомуплаты. Этот показатель позволяет «усреднить» оценку налоговойнагрузки для различных типов производств, Т.е. обеспечивает сопоставимостьналогового бремени для различных экономических структур.
Валовая выручкапредставляется в виде следующей структуры компонентов: материальные затраты(МЗ), добавленная стоимость (ДС), которая включает амортизационные отчисления(Ам), затраты на оплату труда (ЗПо), НДС и налоги с оборота (Н/О), прибыль (П).
Поскольку долевоераспределение представленных компонентов на различных предприятиях различно,необходимо ввести в рассмотрение следующие структурные коэффициенты:
Ко — доля добавленной стоимости вваловой выручке,
Ко=ДС/В
Кзп — доля затрат на оплату труда вдобавленной стоимости (зарплата с начислениями):
Кзп=ЗПо/ДС
Кам – доля амортизационных отчислений вдобавленной стоимости:
Кам=Ам/ДС
Итак, по расчетам А.Кадушина и н. Михайловой, предприятие, согласно нынешней
системеналогообложения, должно уплачивать следующие налоги:
Налог на добавленнуюстоимость (НДС) = (18% / 118%) х ДС.
Начисления (платежи) кзаработной плате = (35,6% /135,6%) х Кзп х ДС.
Налог на доходыфизических лиц (хотя данный налог платит не предприятие, а работник,предлагается рассматривать его в данной модели, поскольку предприятие подчасстремится обеспечить работнику конкурентоспособный «чистый» доход,Т.е. доход, остающийся после налогообложения; кроме того, альтернативой оценкитруда для работника подчас является доход в сфере «теневой»занятости, Т.е. без налогов. Предполагается, что усредненный налог на заработнуюплату составляет:
20%) = 0,2 х (10,4/1,4) х Кзп х ДС.
Налог на прибыль:
(24%) = 0,24 х (1 — НДС- Кзп — Кам — 0,04/1,2/ Ко) х ДС = 0,24 х (0,833 — Кзп — Кам — 0,033 / Ко) хДС.
Сложение всехперечисленных налогов и обязательных платежей позволяет получить следующеевыражение отчисляемой государству доли добавленной стоимости:
(0,458 + 0,079 х Кзп — 0,24 х Кам + 0,022 / Ко) х ДС.
Таким образом, долядобавленной стоимости, которую организация должна согласно действующей системеналогообложения отдать государству в виде налогов и обязательных платежей,является функцией типа производства по критерию доли в составе валовой выручкиматериальных, трудовых или амортизационных затрат.
Применение такогорасчета, по мнению специалистов, позволяет сравнить количественные изменениядоли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства ирентабельности.
Сопоставление сумм свеличиной добавленной стоимости здесь представляется уместным, потому чтодобавленная стоимость является источником дохода (следовательно, развития)предприятия. По величине добавленной стоимости, остающейся на предприятии послеуплаты налогов, можно оценить возможности дальнейшего развития предприятия.
По предложеннойформуле, изменяя переменные (материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость),можно получать долю налогов в добавленной стоимости предприятия. Появляетсявозможность просчитать влияние повышения или понижения ставок налогов,увеличения льгот на темпы развития предприятия.
Недостатком следуетсчитать тот факт, что в расчет совокупной доли налогов в добавленной стоимостивключается подоходный налог с физических лиц. Предприятие ведь не уплачиваетподоходный налог, а лишь перечисляет его в бюджет, выступая сборщиком налога.Такая же ситуация складывается со взносом в Пенсионный фонд физических лиц (1%).
Поэтому налог на доходыфизических лиц необходимо исключить из расчета. Также в формуле не нашлиотражения такие налоги, как налог на реализацию горюче-смазочных материалов,налог на имущество и налог на рекламу, хотя их влияние достаточно велико.
Оригинальный подходсодержится в работах доктора экономических наук Е.А. Кировой. Она отмечает, чтоприменять выручку от реализации продукции как базу для исчисления налоговойнагрузки на предприятие недостаточно корректно. Прежде всего предлагаетсяразличать абсолютную и относительную нагрузку.
Абсолютная налоговаянагрузка — это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и вовнебюджетные фонды, Т.е. абсолютная величина налоговых обязательствхозяйствующих субъектов. В этот показатель включаются фактически внесенные вбюджет налоговые платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательныестраховые взносы, а также недоимку по данным платежам.
В расчет абсолютнойналоговой нагрузки не включается подоходный налог и 1 % от расходов на оплатутруда, предназначенный для перечисления в Пенсионный фонд, посколькуплательщиками этих налогов являются физические лица, а предприятия толькоперечисляют данные платежи в бюджет.
Страховые взносы вовнебюджетные фонды, уплачиваемые субъектами предпринимательства, являютсяобязательными платежами, имеют налоговый характер и поэтому учитываются приисчислении налогового бремени.
Косвенные налоги,считает Е.А. Кирова, повышают налоговую нагрузку на предприятия. Реальнымносителем их является конечный потребитель производимой продукции. Уплатапредприятиями косвенных налогов приводит к увеличению цены продукции исокращению спроса, отвлечению оборотных средств предприятия.
Однако абсолютнаяналоговая нагрузка не отражает напряженность налоговых обязательств, поэтомуЕ.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговойнагрузки. Под этим понимается отношение абсолютной налоговой нагрузки ко вновьсозданной стоимости, Т.е. доля налогов и страховых взносов, включая недоимку,во вновь созданной стоимости.
Источником уплатыналоговых платежей, как и в предыдущих методиках, признается добавленнаястоимость. Добавленная стоимость — стоимость товаров и услуг за вычетомпромежуточного потребления, Т.е. за вычетом потребления ради последующегопроизводства. В состав добавленной стоимости включаются амортизационныеотчисления. Поэтому при исчислении налоговой нагрузки к добавленной стоимостине учитывается объективное различие доли амортизации в ее объеме. Например, приодинаковой напряженности налоговых обязательств на фондоемких предприятиях и всфере кредитно-банковских услуг или малого бизнеса расчет налоговой нагрузки кдобавленной стоимости является не вполне объективным и не совсем корректным. Сцелью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузкипредлагается фискальные изъятия соизмерять с вновь созданной стоимостью. Вновьсозданная стоимость определяется путем вычета из добавленной стоимостиамортизации.
На уровне отдельной организации, вновьсозданную стоимость предлагается исчислить следующим образом:
ВСС=В-МЗ-А+ВД-ВР   или   ВСС=ОТ+СО+П+НП
где: ВСС — вновьсозданная стоимость; В — выручка от реализации товаров, продукции, работ,услуг; МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД внереализационные доходы;ВР — внереализационные расходы (без учета налоговых платежей); ОТ — оплататруда; со — отчисления на социальные нужды; П — прибыль предприятия; НП — налоговые платежи.
Относительную налоговую нагрузку (Дн)можно определить по следующей формуле:
Дн=(НП+СОНП+СО)/(ВССОТ+СО+П+ПН)*100%
Итак, подход Е.А.Кировой, в противоположность предыдущему, не учитывает показатели фондоемкости,материалоемкости, трудоемкости продукции и доходность производства приопределении налоговой нагрузки.
Достоинства методикизаключаются в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку наконкретные предприятия, а также на индивидуальных предпринимателей, независимоот их отраслевой принадлежности. Во-первых, налоговые платежи соотносятсяименно со вновь созданной стоимостью, главное — налоговое бремя оцениваетсяотносительно источника уплаты налогов. Во-вторых, на формирование величинывновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги.
Наблюдается сходство споказателем из первой методики, демонстрируется лишь процентное отношение, нонет явной практической полезности. Главное, с помощью этого показателя непредставляется возможным прогнозировать изменение экономической активностипредприятия в зависимости от изменения количества налогов, ставок и льгот.
Далее рассмотрим подход к данномувопросу М.И. Литвина. Показатель налоговой нагрузки автор связывает с числомналогов и других обязательных платежей, структурой налогов на предприятии,механизмом взимания налогов. Показатель налоговой нагрузки на предприятие авторпредлагает рассчитывать по формуле:
Т=ST/TV*100%

где: ST — сумманалогов; ТУ — сумма источника средств для уплаты.
В общую сумму налоговвключаются все уплачиваемые налоги: НДС, акцизы, подоходный налог, взносы вовнебюджетные фонды и т.д. В качестве аргумента для такого охвата выдвигаетсятезис о том, что все перечисленные налоги выплачиваются за счет денежныхпоступлений, а степень их перелагаемости непостоянна.
Предлагается наряду собщим показателем налоговой нагрузки использовать частные показатели ирассматривать их соотношение по названным выше группам доходов.
Общим показателем для всех налогов М.И.Литвин предлагает использовать добавленную стоимость:
ДС = валовый доход — материальные затраты; ДС = зарплата + амортизация + прибыль + налоги.
Этот показательсопоставим с валовым внутренним продуктом, на основе которого исчисляетсямакроэкономическая нагрузка. В результате анализа налоговой нагрузки напредприятие по группам доходов и источников уплаты налогов получаютсялюбопытные, а главное — практически полезные показатели. Например, послепроведения анализа некоего предприятия «Х» можно будет сказать, чтоналоги отнимают 40% созданной стоимости и 76% распределяемой
прибыли; в каждом рублесозданной продукции зарплата составляет 20 коп, амортизация — 26 коп., чистаяприбыль — 5 коп., внереализационные потери — 7 коп., налоги — 40 коп.
Подобный анализ даетпрактически ценные сведения. Видно, какая часть добавленной стоимости уходит вналоги и сколько прибыли расходуется на налоги. Данный подход учитываетособенности конкретного предприятия, Т.е. долю материальных затрат,амортизации, трудозатрат в добавленной стоимости. Однако в расчет налоговойнагрузки включается подоходный налог, что, по нашему мнению, некорректно.
Каждый из рассмотренныхподходов по-своему применим, однако, прежде чем приступить к отбору методики,нужно реально представлять, что для полноценного анализа требуется показатель,который бы увязывал величину налогового бремени предприятий с возможностями ихразвития на основе самофинансирования.
Наиболее полно, понашему мнению, этим критериям отвечает третий подход.
Основное преимуществоего в том, что предлагается рассчитывать показатель налоговой нагрузки поформуле, изменяя переменные которой можно получать значения общей налоговойнагрузки. Эта формула учитывает ставки налогов, показатели фондоемкости,трудоемкости и материалоемкости производства, а также (после некотороймодернизации) уровень рентабельности производства. Однако для достижениямаксимального эффекта при анализе предлагается привлекать третий и пятыйподходы для определения налоговой нагрузки на предприятия, а также для оценкивлияния ее изменения на экономическую активность предприятия. Полученные данныеследует дополнить анализом изменения спроса на продукцию предприятия взависимости от изменения цены, что позволит определить степень перелагаемостикосвенных налогов на потребителя.
Далее, для каждойотрасли народного хозяйства необходимо заняться поиском «критическойточки» налоговой нагрузки, Т.е. разработать отраслевые нормативыпредельной налоговой нагрузки, основанные на анализе доли материальных затрат,затрат на оплату труда и амортизации в добавленной стоимости. Нормативы должныиметь максимальные и минимальные значения и применяться в зависимости отбюджетных потребностей, а также приоритетов экономического развития отраслей.
Для отраслейпромышленности, сельского хозяйства, финансового сектора необходимо определитьуровень нагрузки, которая позволяла бы эффективно развиваться и в то же времяобеспечивала бы стабильные поступления доходов в бюджет. Основой для анализа,по нашему мнению, должен служить обширный фактический материал. Определивпределы нагрузки налогов по отраслям народного хозяйства, можно создать модельоптимального распределения налогового бремени по секторам экономики, учитываяэкономическое влияние налогов на темпы развития.
3. Особенности краткосрочного и среднесрочногоналогового планирования
Однимиз основных элементов бюджетных реформ, проведенных в последние десятилетия вбольшинстве развитых стран, является переход к среднесрочному (многолетнему)бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается срассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетом цикле основных параметровсреднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешнихфакторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетныепоказатели планируемого года, а также, корректировки или разработки бюджетныхпроектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочныйфинансовый план может являться прогнозно-аналитическим документом органовисполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статусмноголетнего бюджета.
Такимобразом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегоднообновляемого и смещаемого на один год, вперед многолетнего (как правило,трехлетнего) финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственностьгосударственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнованийи, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуреежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиямиих достижения.
Процессбюджетного прогнозирования способствует повышению эффективности управлениярегионом, так как составление средне-, долгосрочных прогнозов позволяетучитывать долговременные последствия принимаемых решений, не ограничиваясьрамками одного бюджетного года.
Среднесрочныепрогнозы на период от двух до пяти лет составляются, прежде всего, дляпрогнозирования финансовых дефицитов или нехватки доходов. Среднесрочноепрогнозирование играет также важную роль в разработке политических решений насрок, превышающий продолжительность текущего бюджетного периода.
Многолетнийпрогноз доходов дает исходную информацию, по которой можно судить обосуществимости планов расходов при данных среднесрочных задачах государственнойфинансовой политики. Многолетние прогнозы доходов могут служить также системойраннего обнаружения грядущих нехваток дохода, следовательно, необходимосвоевременно пересматривать стратегии и реформировать налогообложение.
Вотношении планирования налоговых доходов различают тактическое (текущее,оперативное, краткосрочное) и стратегическое (перспективное, среднесрочное,долгосрочное) планирование (Целесообразно, по нашему мнению, рассмотреть рольобщегосударственных налоговых органов в осуществлении действий при отработкеплановых заданий по налогам и механизма реализации налоговых планов. Напомним,что тактическое налоговое планирование осуществляется на месяц или квартал. Онопризвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время дляопределения лимитов финансирования в рамках утвержденного бюджета в разрезеэкономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий игосударственных программ.
Такоепланирование одновременно оперативно решает и задачу подготовки аналитическихматериалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового планирования,поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнениядоходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий,состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение налоговыхпоступлений. Именно в процессе оперативного планирования налогов обеспечиваетсяи закладывается фундамент будущих предложений по совершенствованию налоговогозаконодательства. В процессе тактического (оперативного) налоговогопланирования наряду с финансовыми органами активно участвуют и налоговыеорганы, которые на основе анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступленийналогов на очередной месяц и квартал вместе с выработкой предложений поулучшению действующего налогового законодательства определяют тактикуконтрольной работы, а также сферу своего воздействия: конкретные предприятия,подлежащие проверке в ближайшее время, и перечень налогов, подлежащихдокументальной проверке.
Какразновидность тактического планирования краткосрочное налоговое планированиеслужит основой для составления проектов бюджетов соответствующих уровней властина очередной год. Главными для него являются показателисоциально-экономического прогноза страны, региона на предстоящий год, а такжеанализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельнымналогам. Краткосрочное планирование осуществляется непосредственно МинфиномРоссии и финансовыми органами по соответствующим бюджетам при непосредственномучастии налоговых и других экономических органов.
Участиеналоговых органов в этом процессе предопределяется наличием у них квалифицированногоанализа поступлений налогов за истекший период времени, знания оперативнойобстановки на местах с позиций влияния действующей налоговой системы наэкономику конкретных хозяйствующих субъектов и уровень налоговых изъятий.
Процесскраткосрочного планирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательныхпроцессов.
Во-первых, осуществляется детальный анализ позитивных и негативных сторондействующего на данный момент налогового законодательства, как в целом, так ипо отдельным видам налогов.
Во-вторых,разрабатываются меры по внесению в налоговое законодательство дополнений иизменений, направленных на ликвидацию негативных факторов, расширениеналогооблагаемой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение наэтой основе доходов бюджетов всех уровней.
В-третьих,анализируются экономико-хозяйственные факторы позитивно или негативно влиявшиена поступление налогов в текущем году, и разрабатываются меры по устранениюнегативных факторов и закреплению позитивных тенденций.
В-четвертых,на основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов заистекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетомпредстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов измененияэкономических показателей на предстоящий год рассчитывается сумма поступленийпо каждому виду налогов и всех налоговых поступлений. При этом в расчетахнеобходимо учитывать и возможные вероятностные отклонения важнейшихсоциально-экономических показателей в предстоящем году, а также влияниеполитической обстановки в обществе.
В-пятых,проекты налоговых поступлений в составе бюджета совместно с показателямипрогноза социально-экономического развития, страны и соответствующих территориина предстоящий год и проектами законодательных актов об изменениях идополнениях в налоговое законодательство рассматриваются сначала в органахисполнительной власти, а после одобрения представляются в органызаконодательной (представительной) власти. В законодательных (представительных)органах власти, все эти документы детально рассматриваются, анализируются, вних вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются вформе соответствующего закона.
Вместес тем планируемые налоговые показатели в целом по соответствующему бюджету, атакже по отдельным видам налогов включаются в его доходную часть и утверждаютсяв виде статей закона о бюджете на предстоящий год. Исходя из определенныхзаконом поступлении, в основном налоговых платежей, формируются расходная частьбюджета с распределением бюджетных ассигнований по получателям средств,ведомствам, территориям государственным программам, а также по отдельнымстатьям расходов в соответствии с действующей бюджетной классификацией.
Оперативноеи краткосрочное налоговое планирование представляют, собой две составляющиеединого текущего планирования. В процессе осуществления текущего планированияналоговыми органами решаются в основном тактические задачи, вследствие чегосоздаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования.Эта стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налоговогопланирования. Указанные виды налогового планирования, которые можно определитькак перспективное планирование, существенно отличаются от оперативного икраткосрочного планирования. Текущее налоговое планирование, как ужеотмечалось, служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов,которые разрабатываются и утверждаются на год. При этом детально анализируютсяи определяются размеры, как общей совокупности налогов, так и отдельных ихвидов. В перспективном же планировании, как правило, нет подразделения по видамналогов, оно охватывает совокупность всех налогов. И текущее, и перспективноепланирование одновременно базируются на прогнозе социально-экономического развитиястраны на соответствующий период времени и служат основой для определенияосновных характеристик этого прогноза. В частности, от собираем ости и размеровпоступлений налогов зависят, например, объемы государственных инвестиций впланируемом периоде, а, следовательно, и темпы развития экономики. Вперспективном планировании зависимость прогноза социально-экономическогоразвития страны от величины налоговых поступлений значительно больше. Налоговоепланирование используется здесь как метод экономического предвидения. При этомтекущее налоговое планирование служит основой для выработки стратегииналогового планирования на длительную перспективу.
Длякраткосрочного прогнозирования доходов можно применять эконометрические модели,в частности, модели временных рядов (однофакторные) и многофакторные модели,включающие одно или несколько уравнений, оцениваемых одновременно.Использование таких моделей, обладающих хорошо изученными статистическимисвойствами, позволяет иметь надежный источник краткосрочных (до года) прогнозовпо доходам.
Среднесрочныепрогнозы доходов строятся в рамках среднесрочной макроэкономической модели.Такие прогнозы по природе своей оказываются обычно менее точными, чемкраткосрочные.
Выбираятот или иной из существующих методов прогнозирования бюджетных доходов ирасходов, (экспертное прогнозирование, прогноз временных рядов,детерминистические прогнозы, эконометрическое прогнозирование), следуетисходить из масштабов данного региона сложности стоящих перед ним финансовых проблем.Практика показывает, что не существует такого метода среднесрочногопрогнозирования, который был бы в равной мере подходящим для прогноза всехвидов местных доходов и расходов. Эконометрический метод наиболее подходит дляпрогноза тех местных доходов, которые особенно чувствительны к изменениямместных экономических условий. Трендовые и экспертные прогнозы наиболееподходят для прогнозирования тех местных доходов, которые нечувствительны кместным экономическим условиям или настолько нестабильны, что выявить какие-либопричинные зависимости не представляется возможным. Для прогноза местныхрасходов лучше всего использовать метод детерминирования.
Самоеважное требование к моделям прогнозирования доходов заключается в том, чтобыони давали достаточно точные, состоятельные прогнозы на краткосрочную исреднесрочную перспективу. Краткосрочные прогнозы, как правило, заглядывают небольше, чем на год вперед, поэтому используемые для краткосрочногопрогнозирования модели должны обладать повышенной, способностью улавливатьвысокочастотную информацию, содержащуюся во временных рядах, тогда какструктурным параметрам, определяющим процесс генерирования доходов, прикраткосрочном прогнозировании уделяется, как правило, меньше внимания.Среднесрочные же модели прогнозирования должны уметь улавливать взаимосвязьмежду финансовой политикой (финансовыми решениями) и макроэкономическимиусловиями в среднесрочной перспективе.
Особоевнимание следует уделить роли налоговых органов в реализации налоговых планов,где важное место отводится тактическому и стратегическому мониторингу факторов,влияющих на формирование налоговой базы, учитывая не только изменения в составеналогоплательщиков, но и изменения цен и ценовую политику, отраслевые тенденциив экономике региона, конъюнктуру рынка и т.д. Наряду с этим налоговые органыосуществляют тактический и стратегический контроллинг в сферебюджетно-налогового регулирования, что в итоге позволяет отрабатыватьнаправления совершенствования отдельных элементов и в целом системыналогообложения
Воти раскрыта сущность и значение налогового прогнозирования и планирования всистеме управления государственным бюджетом. Показана взаимосвязь междупонятиями «план» и «прогноз». Эти понятия тесно взаимосвязаны, но нетождественны. Формы их сочетания могут быть разными, но в большинстве случаевпрогноз предшествует разработке плана. Цель планирования бюджета заключается втом, чтобы на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономическихусловий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные путиразвития. Цель же прогнозирования создать научные предпосылки для ихосуществления.
Вмировой практике на данный момент накоплен значительный набор различных методовразработки прогнозов и планов, каждый из них имеет как преимущества, так инедостатки, учитывает влияние тех или иных факторов и применим в зависимости отконкретных условий. Выбирая тот или иной метод прогнозирования, следуетисходить также из масштабов данного региона и его социально-экономическогоразвития.
Крометого, применяемые методы имеют свои особенности при краткосрочном,среднесрочном и долгосрочном планировании. Как краткосрочное, так исреднесрочное налоговое планирование представляет собой ряд взаимосвязанныхпоследовательных процессов, и на каждом из этапов целесообразно использованиеконкретных методов.
Длякраткосрочного прогнозирования доходов целесообразно применять эконометрическиемодели, например, модели          временных рядов. Они позволяют составитькраткосрочные прогнозы, обладая хорошо изученными статистическими свойствами.Основой краткосрочных прогнозов являются точные исходные данные. Однако длясреднесрочного прогнозирования требования       к данным предъявляются ещеболее жесткие, чем при краткосрочном прогнозировании, поскольку среднесрочныемодели должны улавливать эффекты обратной связи. Другими словами, необходимовзаимовлияние между принимаемыми правительством решениями и динамикой различныхотраслей экономики. Следует также учитывать и возможность того, что структурныеэкономические зависимости могут в среднесрочной перспективе изменяться. Дляадекватной оценки системы регионального налогообложения необходим учетмножества связей, существующих в экономике конкретного субъекта РоссийскойФедерации. Особое место в общегосударственном налоговом планировании отводитсяналоговым органам как структуре, выполняющей наряду с контрольными процедурамифункцию бюджетно-налогового планирования и регулирования.

Список источников ииспользованной литературы
1. П.п.1 и 3 Налогового кодекса РФ
2. ПисьмоФНС России от 27.08.2009 N ШС-22-3/669@.
3. ПисьмаМинфина России от 30.06.2009 N 03-11-09/230, от 28.05.2009 N 03-11-09/188, от 20.11.2008 N 03-02-08/24, от 18.06.2008 N 03-11-05/149.
4. Письмоот 25.06.2009 N ШС-22-3/507@ «Ответы на типовые вопросыналогоплательщиков».
5. Сайтроссийских налогоплательщиков –http://www.ufanet.ru
6. Информационныйбанк компании «Гарант» – www.garant.ru
7. Справочнаяправовая система «Консультант +»
8. Сайтконсультирования налогоплательщиков www.klerk.ru
9. Журнал«Финансы»,2009,№4
10. http://www.minfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.