Реферат по предмету "Маркетинг"


Маркетинг — одна из систем управления предприятием

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 МАРКЕТИНГ КАКСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
2 СИСТЕМАМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
3 УПРАВЛЕНИЕПРОЕКТАМИ
4 КОНТРОЛЛИНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Система менеджмента — это система управления людьми и техническими средствами, как объектамиуправления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления.Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов системуправления по определённому признаку, например по типу управляемой системы.Разделение системы менеджмента организации на несколько составных системуправления производится с целью уменьшения комплексности общего управления иповышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всейорганизацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных)систем управления при достижении общих целей.
Система управления(система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом спецификиорганизации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являютсяследующие:
·         Миссияи видение организации
·         Оперативные,тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)
·         Правильныйвыбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализапроцесса достижения поставленных стратегических задач
·         Структурапроцессов производства продукции или услуги
·         Организационнаяструктура сотрудников и подразделений
·         Наличиеи качество систем информационного обеспечения
·         Знаниясоответственных методов теории принятия решений и исследования операций
·         Учётспецифики управления персоналом
·         Соблюдениефинансового равновесия организации
Системы управлениямогут служить помощью в принятии решений управленцам и могут быть«принимающими решения» и таким образом «прописывающими»действия управленцев, при стандартном исполнении.
 Необходимо так жеотметить, что качественные системы менеджмента имеют достаточную научную обоснованностьих «экономических алгоритмов», опираясь при этом на болеефундаментальные науки как математика, статистика и психология, а также наинформатику, эконометрику, на исследование операций, на теории игр и принятиярешений и на другие фундаментальные научные теории и науки. При реализации ворганизациях систем менеджмента, которые научно обоснованы и на практикеопробованы, основная задача не утерять ключевые моменты их фундаментальнойобоснованности.
Системы менеджмента также не имеют право игнорировать законодательную базу, которая очень интенсивнорегулирует практически все сферы деятельности организаций, как юридическоголица в обществе.
К распространённымсистемам управления (коммерческими) организациями можно отнести: маркетинг,система менеджмента качества, управление проектами и контроллинг.
Помимо вышеупомянутыхустоявшихся систем менеджмента существует множество ещё более специализированныхсистем управления, таких как: финансовый менеджмент, управление персоналом,управление рисками и т.д. В своей работе мы рассмотрим самые распространенныесистемы управления.
Таким образом цельработы – дать характеристику и описать применение менеджерами организации такихсистем управления, как: маркетинг, система менеджмента качества, управлениепроектами и контроллинг.

1 МАРКЕТИНГ КАК СИСТЕМАУПРАВЛЕНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
Маркетинг — одна изсистем управления предприятием, предполагающая тщательный учёт процессов,происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений[1].
Цель маркетинга —создать условия для приспособления производства к общественному спросу,требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятийпо изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособноститоваров с целью получения максимальных прибылей.
Основные функциимаркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулированиясбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций,деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлениемторгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей[2].
Маркетинг предполагаетне только решение относительно пассивной задачи детального и тщательногоизучения требований потребителей к товару и адаптацию к ним выпускаемойпродукции, но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса натовар в целях увеличения объема продаж, повышения их эффективности и общейприбыли. Именно этой цели призвана отвечать деятельность по продвижению товарана рынке в составе комплекса маркетинга.
Продвижение товара нарынке – любая форма сообщений, используемая фирмой дляинформации, убеждения или напоминания о своих товарах или о самой фирме.
Традиционно в структурепродвижения выделяют следующие его виды: рекламу, личную продажу, пропаганду истимулирование сбыта:
ü   Реклама– любая платная форма неличного представления услуг и фирм (например, от имениизвестного спонсора), готовящая активного и потенциального покупателя кпокупке.
ü   Личнаяпродажа – вид продвижения услуги на рынке, представляющийсобой устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькимипотенциальными покупателями с целью совершения продажи.
ü   Пропаганда– вид продвижения услуги на рынке, представляющий собой неличное инеоплачиваемое (например, спонсором) стимулирование спроса на услугупосредством распространения о нем и о самой фирме коммерчески важных сведений(например, в средствах массовой информации).
ü   Стимулированиесбыта – вид продвижения услуги на рынке, представляющийсобой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило,кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажиуслуги.
4. Сбыт являетсяодним из элементов комплекса маркетинга. В рамках данного направлениямаркетинговой работы решаются вопросы, связанные с выбором типа сбытовой сети,организацией каналов сбыта продукции и их сочетания по всему ассортиментувыпускаемой продукции, выбором посредника и т.д. При выборе способа доведенияпроизведенного товара до потребителя важно добиться организации оптимальнойсистемы сбыта, обеспечивающей эффективность продаж производимой продукции.
Существует множествоспособов доведения товара до конечного потребителя. При этом возможноиспользовать фирменные магазины производителей, сеть розничной торговли,оптовые и мелкооптовые склады-магазины, официальных дилеров фирмы илинезависимых дилеров, действующих на рынке.

Направления изученияэлемента комплекса маркетинга:
Элемент комплекса маркетинга
Направления изучения элемента комплекса маркетинга
Товар
(1P — Product)
·   Критерии формирования ассортиментного предложения при различной динамике рынка
·   Процедуры разработки нового товара
·   Элементы марочной политики
·   Решения по упаковке и другим характеристикам реального предложения товара
·   Взаимоувязка товарного предложения и системы услуг
·   Проектирование «товарного шлейфа»
·   Пути и методы повышения конкурентоспособности товара
·   Позиционирование товара и товарного ассортимента
·   Процедура выведения товара из реализации
·   Пути обеспечения гарантированного дохода от реализации существующего ассортимента
Цена
(2P -Price)
·   Формирования банка ценовых стратегий для определённых товарных линий
·   Рекомендации по ценообразованию при внедрении на новый рынок
·   Методы расчёта цен, скидок и надбавок для определённых групп товаров или состояния рынков
·   Стратегические и тактические решения в области изменения цен
·   Процедуры построения ценовой шкалы
·   Формы и методы ценовой конкуренции
·   Ответы на ценовые решения конкурентов
·   Процедуры мониторинга цен
·   Формирование информационных баз данных по ценам
Продвижение товара на рынке
(3P — Promotion)
·   Рекламные отношения
·   Предложения по персональным (личным) продажам, PR программам, краткосрочному стимулированию продаж
·   Рекомендации по стимулированию торговли и продавцов
·   Технологии коммуникации с потребителями
Сбыт
(4P — Place)
·   Организация сети реализации продукции, оптовой и розничной торговли, дистрибуции и лидерства
·   Оптимизация схем товародвижения
·   Взаимодействие складов и розничной (оптовой) торговли
·   Критерии отбора партнёров по распространению продукции
·   Программы поддержки сбыта
·   Управление связями между несколькими каналами реализации продукции
·   Предложения по защите торговых отношений
·   Рекомендации по вертикальной интеграции и заключению долгосрочных контрактов на поставку
Таким образом, комплексмаркетинга состоит из четырех основных элементов:
þ   Товар(услуга);
þ   Цена;
þ   Сбыт;
þ   Продвижение[3].
Реализациямаркетинговых мероприятий обеспечивается разработкой стратегических планов иконтролем за их выполнением.
Существует пятьосновных подходов, на основе которых коммерческие организации осуществляютуправление своей маркетинговой деятельностью: концепция совершенствованияпроизводства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификациикоммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичногомаркетинга. Эти концепции формировались в различные периоды развития рыночнойэкономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производстваи товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация напроблемы потребителя и социальной этичности.
Концепциясовершенствования производства (the production concept) исходит из того, чтопотребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены идоступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить своиусилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системыраспределения.
Применение концепциисовершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая — когда спросна товар превышает предложение. В этом случае руководству следуетсосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когдасебестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуетсяповышение производительности (но при этом часть продукции, которая будетнаходиться на складах в силу того, что себестоимость продукции слишком высокаи, следовательно, спрос на неё не высок, придётся продавать по сниженным ценам.Это может негативно сказаться на фирме занимающейся производством и/илипродажей данного товара).
Концепциясовершенствования товара (product concept) исходит из того, что потребителибудут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшиеэксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организациядолжна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Использование этойконцепции может обеспечить фирме определённые преимущества только вкраткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования товара приводитк «маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду свойпродукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так,например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужныпоезда, а не средство транспорта и не заметило угрозы со стороны авиалиний иавтотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерамнужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу состороны карманных калькуляторов.
Концепцияинтенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept) исходит из того,что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, еслиона не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Руководствуясь этойконцепцией, разработаны различные приёмы выявления потенциальных потребителей итак называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активновоздействует, фактически вынуждая сделать покупку.
Концепция маркетинга(marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организацииявляются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемойудовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентовспособами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, аклиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получаетблагодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.
Сравнивая последние двеконцепции, можно также отметить, что концепция интенсификации коммерческихусилий, или как еще называют сбытовая концепция характерна для российскогорынка в целом, а маркетинговая концепция используется крайне редко, в частностипри строительстве элитного жилья.
Концепциясоциально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачейфирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков иобеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными(чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплениемблагополучия потребителя и общества в целом[4].
Эта концепциясформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод онедостаточности концепции чистого маркетинга с позиции охраны окружающей среды,нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем. В конечномсчете, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможныхконфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием.Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трёхфакторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.
Система маркетинговойинформации (marketing information system) — постоянно действующая структуравзаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов. Она предназначена длясбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной,своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования иконтроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
Система маркетинговойинформации образует базу данных, которая в зависимости от источниковпоступления информации подразделяется на систему внутренней отчётности исистему сбора внешней маркетинговой информации. Система внутренней отчетности(internal records information) отражает показатели текущего сбыта, суммыиздержек, объёмы материальных запасов и др.
Система сбора внешнейтекущей маркетинговой информации — набор источников и методических приёмов,посредством которых руководители получают повседневную информацию окоммерческой среде фирмы. Эта информация формируется из газет и специальныхизданий, каталогов, поступает от розничных торговцев и от фирм, занимающихсясбором такой информации. В крупных фирмах создаются специальные отделы по сборуинформации.
Маркетинговоеисследование (marketing research) — процесс сбора информации, необходимой длямаркетинговой деятельности.
Маркетинговая разведка— предполагает получение важной маркетинговой информации из открытыхисточников.
В число методов работыподобных отделов входят анализ СМИ, социальные опросы (анкетирование),внутрикорпоративные исследования, анализ показателей эффективности, мониторингдеятельности значимых игроков отрасли. Так, анализируются общий обороткомпании, чистая прибыль, доля покупателей среди общего числа посетителей(система подсчёта посетителей).
 
2 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТАКАЧЕСТВА
 
Управлениекачеством — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровнякачества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации ипотреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества ицеленаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него.
 Управлятькачеством — значит проводить экономические, организационные, технические идругие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции навсех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержаниеспроса).
Всовременном понимании деятельность по управлению качеством не может бытьэффективной после того, как продукция уже произведена; она должнаосуществляться непрерывно в ходе производства продукции, а также предшествоватьсамому процессу производства.
Управлениекачеством строится на следующих принципах:
·         целенаправленность— необходимо иметь четкую цель в отношении качества;
·         плановость— планируется совокупность мероприятий в области качества, которые подлежатосуществлению;
·         непрерывность;
·         интенсивность— повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики;
·         системныйподход;
·         комплексность— решение проблем качества с учетом всех аспектов, от которых оно зависит;
·         оптимальность— стремление к точному соответствию качества запросам потребителей;
·         постоянноесовершенствование — способствует конкурент способности предприятия[5].
Управлениекачеством продукции — составная часть управления производством в целом, одна изего ветвей, функций, поэтому она развивается и выполняется врамкахдействующей системы управления и заключается в выработке политики в областикачества, четкой и хорошо организованной работе по вычленению спроса, созданию,изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль науки в соответствии с обшейтеорией управления оперирует понятиями «система», «среда», «программа» и др.
Накачество кроме основных факторов и условий производства влияют многиеслучайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все этифакторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима системауправления, то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесссоздания продукта.
Различаютуправляющую и управляемую системы. Управляемая система представленаразличными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами; управляющая— создает и обеспечивает менеджмент качества.
Основныекатегории управления качеством продукции.
Системауправления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанныекатегории: объект, субъект, цель, методы, средства, функции, характеруправленческих отношений и др.
Объектуправления — качество продукции, совокупность ее свойств или какая-то ихчасть, группа, отдельное свойство. Для эффективной организации управлениякачеством продукции необходимо, чтобы не только был выделен объект управления,но и четко определены другие категории, позволяющие лучше осознать иорганизовать весь процесс.
Субъектуправления — управляющие органы всех ступеней и мица, призванныеобеспечить достижение и поддержание планируемого уровня качества продукции.
Цельуправления — определенные уровень и состояниекачества продукции с учетом экономических интересов производителя ипотребителя, а также требований безопасности и экологичности; совокупностьсвойств и уровень качества, которые следует задать, постичь и обеспечить, чтобыони соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективностьпроизводства и потребления, доступность цены для потребителя, нормальнаясебестоимость и достаточная прибыльность продукции.
Методыуправления качеством — пути, которыми органы управлениявоздействуют на производственный процесс, обеспечивая постижение и поддержаниепланируемого состояния и качества продукции.
Методыуправления качеством можно разделить на четыре группы: организационные,социально-психологические; экономические организационно-технологические.
ü   Организационныеметоды — совокупность методов, способствующих такойорганизации управляемой подсистемы, которая обеспечит требуемое качество. Кданной группе методов относят распорядительные (приказы, директивы,постановления, указания, распоряжения), дисциплинарные, обеспечивающиемотивацию (установление ответственности и форм поощрения), стабилизирующие,основанные на общеорганизационном и линейно-функциональном регламентировании наоснове норм, нормативов, объяснений, консультаций, ознакомлений,предостережений.
ü   Социально-психологическиеметоды — совокупность способов воздействия на духовныеинтересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечениемсоответствующего качества. К таким методам относятся: воспитание и пропагандапреданности предприятию, уважения к себе как работнику данного предприятия,гордости за его достижения, формы морального стимулирования.
ü   Экономическиеметоды управления качеством — способы воздействия,основанные на применении экономического стимулирования и создании материальнойзаинтересованности в достижении заданной цели в области качества. В группуэкономических методов также включают: финансирование деятельности в областиуправления качеством; экономическое стимулирование производства, предоставленияпотребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям; планированиесоздания новых и модернизированных видов продукции и услуг; ценообразование напродукцию и услуги с учетом их уровня качества; образование фондовэкономического стимулирования качества, применение системы оплаты труда иматериального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем местепроизводственной системы и, системы управления качеством в целом; использованиеэкономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качествапоставляемых ими продукции и оказываемых услуг.
ü   Организационно-технологическиеметоды подразделяются на методы контроля качества процессаи продукции и методы регулирования качества процесса и продукции. Основноеместо в организационно-технологических методах занимают статистические методыуправления качеством.
Средствауправления качеством включают:
o    оргтехнику,средства связи, которые используют органы управления и лица, управляющиевыполнением специальных функций в системах управления качеством;
o    банкнормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции иорганизующей выполнение специальных функций по управлению качеством;
o    метрологическиесредства, включающие государственные па юны, средства измерений;
o    регламентирующиедокументы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ);
o    базугосударственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ иматериалов (ГССД).
Функции,выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления,следующие:
—   нормирование(стандартизация, сертификация, аттестация);
—   технологическаяподготовка производства (достаточное материально-техническое снабжение,сортовые семена растений, элитные породы животных, высокий уровень обслуживанияи др);
—   повышениеквалификации кадров, стимулирование, усиление и ответственности за качество;
—   контрольза ходом производственных процессов с помощью информационного иметрологического обеспечения.
Науровне предприятия управление качеством продукции может быть организовано путемраспределения функций и задач между подразделениями и работниками или созданияспециального отдела управления качеством. В организационной структуре могутбыть предусмотрены подразделения, занимающиеся координацией работ по управлениюкачеством. Распределение функций управления качеством между подразделениямизависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общееруководство системой управления качеством должен осуществлять главапредприятия, отвечающий за всю его деятельность и экономические результаты,которые не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Система менеджментакачества (СМК) — система управления качеством производимой продукции или услугив какой-либо организации.
Основные составляющиесистем менеджмента качества[6]:
-    Установлениепотребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторонорганизации сторон в области качества производимой продукции или услуги.
-    Наличиеполитики и целей организации организации (или выделенной части организации),соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей(внешних и внутренних).
-    Постановкапроцессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации(или выделенной части организации). Реализация процессного подхода придостижении этих целей.
-    Определениенеобходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достиженияцелей организации (или выделенной части организации).
-    Разработкаи применение методов для измерения результативности и эффективности каждогопроцесса на основе ключевых показателей качества.
-    Определениемеханизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения ихпричин. И реализация данных механизмов и процессах СМК.
-    Разработкаи применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.
Как видно изопределения, первичным элементом СМК являются потребности и ожиданияпотребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцевпредприятий, персонала и общества. Политика и цели организации являются ответомна потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессныйподход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочнойполитики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК.
3 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
 
Управление проектами(англ. project management) — область деятельности, в ходе которой определяютсяи достигаются четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами(такими как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.),временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов, направленных надостижение определенного результата при указанных ограничениях.
Управление проектом —применение знаний, навыков, инструментов и методов для планирования и реализациидействий, направленных на достижение поставленной цели в рамках проектныхтребований.
Управление проектамивключает такие этапы, как:
-    Планированиеработ
-    Оценкарисков
-    Оценканеобходимых ресурсов
-    Организацияработ
-    Привлечениелюдских и материальных ресурсов
-    Назначениезадач
-    Руководство
-    Контрольнад ходом выполнения (для измерения и контроля эффективности выполненияпроектов используется метод освоенного объема)
-    Отчето ходе выполнения
-    Анализрезультатов на основе полученных фактов.
Как того требует любоеначинание, проект должен протекать и достигать финала с учетом определенныхограничений. Классически эти ограничения определены как содержание проекта,время и стоимость. Они также относятся к Треугольнику Управления проектами, гдекаждая его сторона представляет ограничение. Изменение одной сторонытреугольника влияет на другие стороны. Дальнейшее уточнение ограниченийвыделило из содержания качество и действие, превратив качество в четвертоеограничение.
Ограниченность времениопределяется количеством доступного времени для завершения проекта.Ограниченность стоимости определяется бюджетом, выделенным для осуществленияпроекта. Ограниченность содержания определяется набором действий, необходимыхдля достижения конечного результата проекта. Эти три ограниченности частосоперничают между собой. Изменение содержания проекта обычно приводит кизменению сроков (времени) и стоимости. Сжатые сроки (время) могут вызватьувеличение стоимости и уменьшение содержания. Небольшой бюджет (стоимость) можетвызвать увеличение сроков (времени) и уменьшение содержания.
Управление проектамиявляется наукой о применении инструментов и технологий, которые даютвозможность команде (не только управляющему проектом) организовать работу сучетом этих ограничений. Иной подход к управлению проектами рассматриваетследующие три ограниченности: финансы, время и человеческие ресурсы. Принеобходимости сократить сроки (время) можно увеличить количество занятых людейдля решения проблемы, что непременно приведет к увеличению бюджета (стоимость).За счет того, что эта задача будет решаться быстрее, можно избежать ростабюджета, уменьшая затраты на равную величину в любом другом сегменте проекта. Плануправления является основным документом, с которого должен начинаться любойпроект. В Плане управления проектом должно быть отражено: содержание и границыпроекта, ключевые вехи проекта, плановый бюджет проекта, предположения иограничения, требования и стандарты, стандарты управления проектами[7].
 

4 КОНТРОЛЛИНГ
 
Контроллинг — этокомплексная система управления организацией, направленная на координациювзаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности.
 Контроллинг можетобеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решенийпри управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственнойвласти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений врамках определённых систем менеджмента.
Современный контроллингвключает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий),обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещанияпутём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управлениесистемой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования исистему менеджмента качества.
В различных странахзанимающиеся контроллингом менеджеры (контроллёры) могут иметь различный уклон.Так например в США присутствует сильный финансовый уклон (бюджетирование,управление страховками, управление налоговой стороной и т. д.), а в Германииболее сильно развито управление затратами и их планирование и т. д.
Практика контроллингабыла заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса всоответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-хгодов. Сам термин «controlling» зародился в Америке, в 70-е годы понятие«контроллинга» перекочевало в Западную Европу, а затем в начале 90-хв СНГ. В определении, термин объединяет 2 составляющие: контроллинг какфилософия и контроллинг как инструмент:
— Контроллинг —философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективноеиспользование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочнойперспективе.
— Контроллинг —ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно —аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования,контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональнымсферам деятельности предприятия.
Контроллинг —технология управления различными областями финансово-хозяйственной деятельностикомпании, включающая в себя: определение целей деятельности; отражение этихцелей в системе эффективных и сбалансированных показателей (KPI); регулярныйконтроль (измерение) фактических значений показателей; анализ и выявлениепричин отклонений фактических значений показателей от плановых; принятие наэтой основе управленческих решений по минимизации отклонений.
Целевая задачаконтроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия,реализации, контроля и анализа управленческих решений. Основные задачи, которыерешаются: оптимизация управления организационной структурой компании,организация эффективной системы учета операций и результатов, внедрение системпланирования, контроля и анализа деятельности, обеспечение мотивации персоналав повышении эффективности работы компании, автоматизация систем учета иуправления компанией.
Пытаясь ответить навопрос, как сделать возможным, чтобы организация работала с меньшими рисками ис лучшими характеристиками, и разрабатываются целые системы управления, которыезачастую объединяют под понятием контроллинга.
Суть этих систем можнозачастую описать как набор систематизированных механизмов для контролированногонаправления действий служащих при отсутствии на месте ответственногоуправляющего, которые ведут к эффективному, желаемому результату дляорганизации.
Осознание управляющимневозможности контроля своих подчинённых в своё отсутствие, в особенности накрупных предприятиях, привело к идее контроля через информацию о действиях ифактах с которыми соприкасается подчинённый, зачастую собранную с помощьюсамого подчинённого. Это переход к контролю с помощью чисел и фактов, которыйявляется даже эффективней большого количества промежуточных управляющих.
Самой первой и древнейсистемой финансового (численного) контроля является бухгалтерский учёт. К сожалению,он не в состоянии полноценно выполнить большинство выше перечисленныхпотребностей управленцев даже в отношении первичной информации, поэтому и былразработан и внедрён управленческий учёт. Управленческий учёт, включительно егоспециализированных реализаций как производственный учёт, складской учёт, учёт вСМК, учёт в маркетинге и т.д., совместно с бухгалтерским учётом составляютинформационную базу контроллинга.
Концепция контроллингаявляется стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементыорганизации и управления деятельностью предприятия, а именно:
-    всекатегории бизнес-процессов и их затраты;
-    центрыответственности предприятия;
-    системыпланирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственностипредприятия;
-    системауправленческого учета, построенная на основе центров ответственности и ихбюджетов;
-    системастратегического управления, основанная на анализе цепочки ценностей, анализестратегического позиционирования и анализе затратообразующих факторов;
-    информационныепотоки (документооборот), позволяющий оперативно фиксировать текущее состояниевыполнения бюджетов центров ответственности;
-    мониторинги анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-    выявлениепричин отклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центровответственности.
В настоящее времямногие среднестатистические российские предприятия (со среднесписочнойчисленностью сотрудников от 1000 до 5000 человек) имеют типичнуюорганизационную структуру финансовой службы, в состав которой входятбухгалтерия, планово-экономический и финансовый отдел.
Бухгалтерия занимаетсясбором, регистрацией и учетом информации об имуществе и источниках имуществапредприятия и составлением финансовых отчетов для их предоставления внешнимпользователям. В функции планово-экономического отдела входят, главным образом,составление калькуляции продукции и планирование затрат. Финансовый отделпромышленного предприятия, как правило, отвечает за печать платежных поручений,выставление счетов и счетов-фактур, а также за отслеживание сумм дебиторской икредиторской задолженности компании. Очень часто функции бухгалтерии ифинансового отдела в части учета дебиторской и кредиторской задолженностипересекаются, и нередко бывают ситуации, когда остатки по дебиторам икредиторам не совпадают.
Такая текущая ситуацияна российских предприятиях обуславливает следующие проблемы организацииуправления финансами компании:
1. Низкая оперативностьинформации, как следствие, планирование на предприятии растянуто во времени.
Как правило,промышленные предприятия, не обладающие системой контроллинга, при планированиисвоей деятельности опираются на данные бухгалтерского и налогового учета. Такойвариант является заранее проигрышным, так как согласно законодательствупредприятие закрывает НДС к 20-му числу следующего месяца, что влечет за собойзакрытие всех бухгалтерских счетов и подготовку финансовой отчетности[8].
Планирование напредприятиях также характеризуется слабой культурой, вызванной отсутствиемчеткой постановки стратегических целей и задач, а значит, невозможностьюспланировать конечные показатели деятельности по центрам финансовойответственности.
2. Процесс планированияна предприятиях начинается от производства, а не от сбыта продукции,соответственно, при планировании используется себестоимость произведенной, а нереализованной продукции.
Одним из ключевыхфакторов системы контроллинга является необходимость калькуляции себестоимостиреализованной, а не произведенной продукции. При организации управленческогоучета калькуляция себестоимости должна идти от стоимости единицы реализованнойпродукции, ценообразование на которую зависит, главным образом, от измененийвнешнего рынка.
На российских жепредприятиях наблюдается обратный процесс. Так, если у компании колеблютсяостатки готовой продукции, и нет грамотно построенной взаимосвязи цепочки«сбыт, запасы и производство», то в отдельные периоды у предприятиянаблюдаются сильные расхождения между стоимостью единицы произведенной иреализованной продукции. Следовательно, та цена на товарную продукцию, которуюрассчитывают в планово-экономическом отделе, в определенные периоды можетприводить предприятие к существенному убытку. Поэтому для эффективных решенийпредприятию необходимо организовать реальную практическую связь между сбытом,запасами и производством продукции, основанную на расчете себестоимостиреализованной продукции.
3. Отсутствиеразделения между управлением прибылью и управлением денежными средствами.
4. Использование прямыхи накладных затрат, а не переменных и постоянных. Не используется показатели«вклада на покрытие», «операционный рычаг».
Как правило, нароссийских предприятиях в планово-экономических отделах традиционно используетсякалькуляция полной себестоимости, в основе которой лежит разделение затрат наосновные и накладные. Для среднестатистических промышленных предприятий сбольшой номенклатурой выпускаемой продукции наиболее целесообразным являетсяведение системы учета затрат по принципу директ-костинг с делением затрат напеременные и постоянные, расчетом маржинального дохода, уровня операционногорычага и с использованием усеченной калькуляции себестоимости продукции.
5. Низкая культураанализа достижения целей. Получение прибыли часто является единственной цельюкомпании.
Классическая структурав контроллинге, которую создают в любой организации опирается на простые, новесьма фундаментальные истины.
Требования к информации.Было установлено, что информация обладает определёнными характеристиками, прине учёте которых может рухнуть даже самая стабильная система. В любой системеконтроллинга присутствуют следующие обязательные факторы, связанные синформацией и потокам информации:
1. Информационноеобеспечение
2. Передача и/илитрансформация информации
На этом этапе могутдаже не до конца справляться специально разработанные комплексные программныепакеты и управляющие вынуждены вставлять дополнительные косвенные механизмы.Зачастую не качественно сконфигурированная производственная программа являетсяпричиной не желательного искажения информации.
Сегодня подконтроллингом на предприятиях подразумевается некий ключевой для данногопредприятия или организации набор интегрированных систем и механизмов,соответствующий предопределённым требованиям менеджмента. «Горизонтально» можноописать любую контроллинговую работу, как часть диспозитивной работы соследующей структурой:
I. Планирование
II. Реализация иконтроль
III. Анализ и обработка
IV.Самосовершенствование
В зависимости от сферывоздействия контроллинговой системы создаются специфические механизмы.Контроллинг НИиКоР, например, отличается от контроллинга логистики,производства. Финансовый контроллинг всей организации отличается отконтроллинга маркетинга, системы менеджмента качества или от системы управлениярисками и т. д.
К относительно новымподходам в контроллинге относятся методы бизнес интеллекта, которые либооперируют с уже собранной в базы данных качественной информацией в смысле, сцелью выявления определённых или неизвестных структур в данных, либо оперативно«сканируют» информационные потоки с целью выявления нежелательных тенденций попредопределённой структуре. Критики называют действия контроллеров зачастуюслишком «техногенными». Поэтому более глубокий учёт знаний из сферыуправления персоналом, в особенности оперативного и дальнего плана, становитсянеотъемлемой частью разработки контроллинговых систем[9].
Таким образом, вусловиях отсутствия стратегии, грамотно поставленного учета, отчетности ипланирования (в том числе финансового), учитывая слабый уровень менеджмента вцелом, выраженный в отсутствие культуры принятия управленческих решений, контроляи ответственности, российские предприятия в настоящее время являютсянеконкурентоспособными и не в состоянии принимать эффективные управленческиерешения. Поэтому одним из главных решений существующих проблем для большинствакомпаний будет разработка и успешное внедрение системы контроллинга.
Сложность качественныхконтроллинговых систем зачастую является барьером для успешной реализацииданных методов. В постсоветской России проблемы внедрения осложняются ещё икачеством образования соответствующих специалистов, что является естественнымна существующих стадиях экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В заключение можносделать следующие выводы:
 Системы управленияорганизациями включают следующие основные элементы: маркетинг, системаменеджмента качества, управление проектами и контроллинг.
Маркетинг — одна изсистем управления предприятием, ведущая учёт процессов, происходящих на рынкедля принятия хозяйственных решений. Цель маркетинга — создать условия дляприспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка,разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка,интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получениямаксимальных прибылей. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросовценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарногоассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением,транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом,организацией обслуживания потребителей.
Система менеджментакачества — это система управления качеством производимой продукции или услуги вкакой-либо организации. Основные ее составляющие: установление потребностей иожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации сторон в областикачества производимой продукции или услуги, наличие политики и целейорганизации организации (или выделенной части организации), соответствующимиудовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних ивнутренних), постановка процессов и ответственных за них, необходимых длядостижения целей организации (или выделенной части организации), реализацияпроцессного подхода при достижении этих целей, определение необходимых ресурсови обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации(или выделенной части организации) и т. д.
Управление проектами —это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие целипри балансировании между объемом работ, ресурсами, временем, качеством ирисками в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенногорезультата при указанных ограничениях. Управление проектом — это применениезнаний, навыков, инструментов и методов для планирования и реализации действий,направленных на достижение поставленной цели в рамках проектных требований.
Контроллинг — этокомплексная система управления организацией, направленная на координациювзаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллингможет обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятиярешений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органомгосударственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённыхрешений в рамках определённых систем менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        БалыбинВ.М., Лунёв В.С., Муромцев Д.Ю., Орлова Л.П. Принятие проектных решений.Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006.
2.        ГиссинВ. И. Управление качеством продукции: Учеб. пос — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
3.        ГонтарёваИ.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.А. Управление проектами, М.: Либроком, 2009.
4.        ГутороваИ.А. Стандартизация. Метрология. Сертификация: Учебно-практическое пособие. —М.: ПРИОР, 2003.
5.        ИльенковаС. Д. Управление качеством. — М.: Банки и биржи, 2008.
6.        КазаковИ.В. Управление проектами по внедрению корпоративной информационной системы. — М.: МГУ, 2007.
7.  КотлерФ. Основы маркетинга. Краткий курс/Ф. Котлер. – М. и др.: ИД «Вильямс», 2005.
8.        МазурИ.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочник для профессионалов, М., 2001
9.  Маркетинг:Учебник для вузов/ Н. П. Ващекин, Т. Н. Парамонова, С. М. Самарина и др.; Подред. Н. П.Ващекина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – 310с.
10.     Маркетинг:Учебник/ Р. Б. Ноздрева, В. Ю. Гречков. – М.: Экономистъ, 2005. – 566 с.
11.     МасловаТ. Д. Маркетинг: Учебник. – Спб. и др.: ПИТЕР, 2007. – 400 с.
12.     Менеджментсистем качества. Учеб. пос./М. Г. Круглов, С.К.Сергеев и др. — М.: ИПК изд.стандартов, 2004.
13.     МесконМ. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основыменеджмента. — М.: Дело, 2007.
14.     МишинВ. М. Управление качеством: Учеб. пос. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
15.     НовицкийН. И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пос.— Минск.: Новоезнание, 2001.
16.     РозоваН. К. Управление качеством. — СПб: Питер, 2002.
Орлов А. И. Информационные системы управления иконтроллинг. Уч. Пособие. М.: Издательство «Изумруд», 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.