Введение
Под влиянием новыхсоциально-экономических и политических условий, характеризующихсядемократизацией общества и повышением требований к личностным качествам,происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержанииучебно-воспитательного процесса.
Гуманизация образованиякак одно из ведущих направлений работы современной школы призванаактивизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условиядля ее самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Это предполагаетформирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельнонамечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать,регулировать и контролировать их выполнение. Решение этой проблемы необходимоначинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенкаосновы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность ксаморазвитию. Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрастеможно назвать одной из приоритетных задач школы.
Активизациясамостоятельности школьников в учебной и других видах деятельности являетсяодной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики(Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Р. Львов, М.И.Махмутов,И.Т.Огородников, В.А.Онищук, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, Н.Н.Светловская,М.Н. Скаткин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Засекова,З.И.Колесникова, Е.Н.Кабанова-Миллер, А.Я.Савченко, Г.А.Цукерман и др.)[3; 5;10; 14; 24].
Самостоятельностьрассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристикадеятельности учащегося и как черта личности. Самостоятельность какхарактеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуациипредставляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельностибез посторонней помощи.
Психологические особенностимладших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особаярасположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даётучитель, создают благоприятные условия для развития активности школьников. Вдеятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной периодформируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность всвоих силах, настойчивость, выдержка. В связи с чем актуальной проблемойстановится поиск методов обучения, способствующих повышению творческойактивности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решенияучебных и жизненных трудностей.
Анализ педагогических ипсихологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулированиясамостоятельности школьников привлекает многих исследователей. Значимыми длянашего исследования являются работы Т.В. Быстровой, Г.Ф. Гаврилычевой, А.А.Люблинской, А.Я. Савченко, Н.Н. Светловской и др.; диссертационные исследованияТ.А. Капитоновой, З.Д. Кочаровской, А.И. Поповой, Г.П. Ткачук и др.,посвященные вопросам развития познавательной самостоятельности учащихсяначальных классов [10; 24; 25].
Однако анализ научныхисточников свидетельствует не только об активизации внимания к проблемеформирования самостоятельности младших школьников в деятельности, но ипозволяет сделать вывод о недостаточной изученности стимулирующих деятельностьфакторов. Противоречие между необходимостью формирования у младших школьниковсамостоятельности в разных видах деятельности и недостаточной разработанностьюусловий и средств целенаправленного достижения этой цели на начальной ступенишкольного обучения определило цель исследования.
Цель исследования:выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности вдеятельности младших школьников.
Задачи:
Наоснове теоретического анализа психолого – педагогических исследований по темеработы:
1. Раскрытьсодержание понятия «самостоятельность» как свойства личности школьника;
2. Рассмотретьвозрастные особенности младших школьников, способствующие развитию у нихсамостоятельности.
3. Выделитькритерии проявлений самостоятельности детей младшего школьного возраста.
4. Разработатьрекомендации для педагогов и родителей по стимулированию самостоятельностидетей младшего школьного возраста.
Объект исследования:учебный процесс.
Предмет исследования:процесс развития самостоятельной деятельности младших школьников.
Гипотезаисследования: организация стимулирующей среды обуславливает успешность процессаформирования самостоятельности младших школьников в деятельности.
Методыисследования: аналитические (анализ и обобщение психолого-педагогическойлитературы по проблеме, практического педагогического опыта); эмпирические(наблюдение, беседа, педагогические и игровые ситуации); методы экспертныхоценок; педагогический эксперимент; методы графической обработкиэкспериментальных данных.
Исследованиеосуществлялось на базе СШ№4 города Дзержинска Минской области.