Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Структура аргументации: тезис, аргумент, демонстрация.

Структура аргументации:тезис, аргумент, демонстрация.

План.
1.  Введение. Логика – мышление.
2.  Аргументация, тезис, демонстрация.
3.  Виды аргументации.
4.  Опровержение и критика, как видыаргументативных процессов.
5.  Правила аргументации по отношению ктезису.
6.  Список используемой литературы.

1. Введение. Логика – мышление.
Мышление изучают сомногих сторон, и каждая сторона – предмет отдельной науки. Изучением мышлениясо стороны процессов, протекающих в больших полушариях головного мозга,занимается физиология нервной деятельности. Различные формы психологическойдеятельности, которые у человека тоже осмысленны, — предмет психологии. И можноизучать мышление со стороны его общих закономерностей и форм. Этот аспектявляется предметом логики.
Логика – это наука оформах, законах и приемах мышления.
Мышление имеет содержаниеи формы. Его содержание составляет отражаемая действительность. Формы мышленияэто способы, в которых осуществляется отражение.
Формы мысли – это ееструктура, то общее что имеют разные по содержанию мысли.
1.Аргументация.
Аргументация — этологический процесс или форма мыслительной деятельности, направленная наобоснование истинности или  ложности некоторого высказывания или теории.
Если истинность илиложность какого – либо высказывания не удаётся обосновать путёмнепосредственного обращения к фактам, то приходится обосновывать этопосредством рассуждений, подбирая другие высказывания, говорящие в пользу илипротив него, и выстраивая цепочку переходов от этих высказываний кобосновываемому. Высказывания, истинность или ложность которого обосновывается,называется тезисом. Высказывания, приводимые в поддержку или против тезиса,называются аргументами, а цепочка переходов, или рассуждений, связывающееаргументы с тезисом и показывающие, как подтверждают или опровергают аргументытезис, называется демонстрацией.
Таким образом, в каждом аргументативномпроцессе есть тезис, аргументы и демонстрации. Иногда для аргументации требуетсяделать некоторые допущения, то есть брать какие-то суждения как условноистинные или как ложные и строить демонстрации, исходя из аргументов идопущенный. При завершении демонстрации все допущения должны быть исключены илиобоснованы в свою очередь как истинные.
В качестве примерааргументации, на котором можно рассмотреть ее структуру, возьмем известное изгеометрии доказательство теореме, что диагонали в параллелограмме при пересеченииделятся пополам.
Тезисом доказательстваявляется утверждение: диагонали параллелограмма пересечении делятся пополам.
В качестве аргументовберет достоверно истинные положения геометрии:
1. от определениепараллелограмма как четырехугольника с равными и параллельными противоположнымисторонами;
2. доказанная ранеетеорема о равенстве накрест лежащих углов;
3. теорема о равенстветреугольников по стороне и двум углам;
4. Теорема о том, что вравных треугольниках лежат равные стороны.
Демонстрация представленавсеми теми шагами, которые показывают что из указанных четырех аргументов действительноследует тезис, то есть следующим рассуждением. Рассмотрим  треугольники,образованные сторонами и диагоналями параллелограмма. В них углы, образованныесторонами и диагоналями, соответственно равны как накрест лежащими. Прилегающиек ним стороны так же равны, потому что это противоположные стороныпараллелограмма. Значит, эти треугольники попарно равны ( по стороне и двумуглам) Следовательно в них и другие стороны попарно равны, а эти стороны естьполовины диагоналей параллелограмма. Таким образом, диагонали параллелограмма вточке пересечения делятся пополам.
Тезисом аргументативногопроцесса может быть любое высказывание, истинность или ложность котороготребуется обосновывать посредством обращения к другим высказываниям. Этивысказывания – аргументы — должны быть подобраны для данного тезиса так чтобывыполнить роль посылок в выводе, заключение которого – тезис. Аргументами могутбыть аксиомы, факты, законы науки и другие установленные положения, а такжеопределения. Поскольку аргументативный процесс – это не просто рассуждение, нотакое рассуждение результат которого – истинная оценка, поскольку в качествеаргументов нужно брать высказывание, или несомненно истинные, или высоковероятные.
При выборе аргументовследует позаботиться также о том, чтобы их истинность была очевидна тем людям,для кого проводится процесс аргументации. В связи с этим существует понятиеполя аргументации. Поле аргументации составляют не вызывающие сомнения или хотябы приемлемые аргументы и способы рассуждения, у различных людей могут бытьразные поля аргументации, поэтому аргументирующий должен адаптировать свое полек полю аудитории и искать аргументы, приемлемые для всех. Если же аргументы неявляются несомненными, для аудитории, то приходится сначала обосновать их истинностьв отдельном процессе аргументации.
Обоснование какистинности, так и ложности высказывания может быть полным или неполным. Иначеговоря, обосновать то или другое можно с достоверностью или с вероятностью. Взависимости от этого различают следующие виды аргументативных процессов:доказательство, подтверждение, опровержение и критика.
Доказательствомназываются полное (достоверное) обоснование истинности тезиса.
Неполное (с вероятностью)обоснование истинности тезиса называется подтверждением.
Достоверное обоснованиеложности тезиса называется опровержением.
Обоснование ложностьтезиса с вероятность называется критикой.
Все виды аргументативных процессовимеют одинаковый состав (тезис, аргумент, демонстрация) и, в сущности, одни ите же  принципы построения. Степень обоснованности истинности или ложноститезиса зависит от различных типов демонстрации и от того, являются ли аргументынесомненно истинными.
1.        Если аргументынесомненно истины и демонстрация включает только демонстративные типовумозаключений, то тезис получает оценку истинен или ложен, и таким образомпостроено его доказательство или опровержение.
2.        Если при несомненноистинных аргументах в демонстрации встречаются недемонстративные типыумозаключений, то тезис получается лишь вероятным или вероятно ложным. Степеньэтой вероятности зависит от формы умозаключений в демонстрации и определяетсятеми способами, какими определяется вероятность вывода в недемонстративныхумозаключениях. Это подтверждение или критика.
3.        Если аргументы вдостаточной степени вероятны, но не вполне достоверны, и приводитсядемонстрация первого типа, то тезис получается с той же степенью вероятности,что и аргументы, истинным или ложным. Это так же подтверждение или критика.
4.        Если привероятных аргументах и демонстрация включает недемонстративные способырассуждения, то тезис обоснован в меньшей степени, чем аргументы, истинностьили ложность его довольно проблематичны.

3. Виды аргументации.
1.        Генетическая аргументация.
 В генетическихаргументациях заключение об истинности или ложности тезиса получается изаргументов, показывающих происхождение тезиса и тот путь, которым тезис до насдошел. Поэтому аргументы в этих типах аргументации не касаются существасодержания тезиса, а говорят лишь об источниках и способах передачи тезиса.
 В генетическихдоказательствах и подтверждениях заключение об истинности тезиса получается изаргументов, свидетельствующих, что некоторое суждение, полученное из надежногоисточника, передавалось без искажений и дошло до нас в своем первоначальномвиде. В генетическом опровержении и критике заключение о ложности тезисаобосновывается тем, что тезис не согласуется с информацией, полученной изнадежного источника и дошедшей до нас надежным путем, или установленным фактом,что в ходе передачи первоначальное суждение было искажено.
 Генетическаяаргументация используется чаще в тех случаях, когда нет возможностиобосновывать по существу. В исторических науках она является преобладающимтипом аргументации. Свидетельство очевидцев или участников некоторых событий,зафиксированные в летописях, мемуарах, других документах рассматриваются какисточник тезиса. И первый аргумент в пользу его истинности – суждение о довериик данному источнику. ( Иногда такое суждение само нуждается в обосновании, в этомслучае его обоснование достигается в новом процессе доказательства, котороеможет быть как генетическим, так и по существу.)
Затем прослеживается весьпуть передачи информации – содержание тезиса, причем каждый шаг передачиоценивается с точки зрения возможностей искажения этой информации. Здесьаргументы перемежаются с демонстрацией, и процесс доказательства заканчиваетсязаключением, что в ходе передачи информация не могла подвергнуться существеннымизменениям, поэтому тезис можно считать истинным или хотя бы достаточновероятным.
 Достоверное обоснованиетезиса генетическим путем  возможно только в простейших аргументациях, типавсе, что написано там- то,  истинно (ложно). Это написано именно там.  Значит,это истинно (ложно). В остальных видах генетических аргументаций истинностнаяоценка тезиса обосновывается лишь частично.
 Генетическоеопровержение и критика – это обоснование суждения. Тезис не согласуется синформацией, полученной из надежного источника и дошедший до нас без искажений.Если же в генетической аргументации использовались источники или передатчики,вызывающие сомнения, то опровержение не получается. Ненадежное или неудачноегенетическое доказательство нельзя рассматривать как генетическое опровержение.Тезис в таком случае всего лишь необоснован (данным генетически доказательством),но и не опровергнут.
2.        Прямаяаргументация.
 Гораздо болеераспространенной, нежели генетическая, тип аргументации – аргументация посуществу где аргументы относятся к содержанию тезиса. В аргументации по существуанализу подвергается само содержание тезиса, а не его происхождение. Этот типаргументации имеет более интересный логический аспект, поэтому в современнойлогике рассматриваются исключительно аргументации по существу, и только ихимеют в виду, когда говорят об аргументативных процессах. Аргументация посуществу является и практически более важной, потому что ее убеждающеевоздействие больше, чем генетической, ведь вполне демонстративной может бытьтолько аргументация по существу.
 Также аргументативныепроцессы могут быть прямыми и косвенными.
 Прямой  называетсяаргументация, в которой аргументы и демонстрация обращены непосредственно ктезису, т.е. демонстрируется связь аргументов прямо с тезисом, а не каким либодругим суждением.
 В прямых аргументацияхтезис непосредственно выводится из аргументов в качестве заключения ( если речьидет об обосновании его истинности) или устанавливается его несовместимость саргументами ( при обосновании его ложности).
 Косвенная аргументация.
 Аргументация называетсякосвенной, если аргументы направлены не на тезис, а на опровержение илиподтверждение другого суждения или нескольких суждений, альтернативных тезису.
 Опосредствующие суждениямогут быть допущения, имеющие вид антитезиса. Тогда косвенная аргументацияназывается аргументацией от противного. Антитезис  — это суждение,противоречащее тезису, т.е. суждение истинность которого необходимо влечетложность тезиса, тогда как ложность его достоверно свидетельствует обистинности тезиса.
 Если речь идет о доказательстветезиса, то должна быть продемонстрирована ложность антитезиса. Аргументы идемонстрация в этом случае направлены на то, чтобы показать, что антитезисложен. После обоснования ложности антитезиса делается последний шагдемонстрации: поскольку антитезис ложен, значит тезис истинен. Посколькуаргументы – истинные суждения, значит, обнаружить ложность антитезиса можнолишь показав его несовместимость с аргументами. Эта несовместимость можетпроявляться в прямом противоречии одного или нескольких аргументов антитезисуили его следствиям.
 В других случаяхнесовместимость антитезиса и аргументов проявляется в том, что аргументы сантитезисом приводят к двум противоречащим друг другу высказываниям ( в этомслучае косвенное доказательство называется апагогическим, или доказательствомпутем сведения к абсурду).
 Пример апагогическогодоказательства – доказательство правильности умозаключения сокращеннымтабличным способом тезис этого доказательства – суждение: данное умозаключениеправильно, т.е. между его посылками и заключением существует отношениелогического следования. Антитезис – предположение, что умозаключениенеправильно т.е. что посылки могут быть истинными, а заключение ложным. Затем из этого допущения выводят следствия относительно истинностных значенийподформул. Аргументы доказательства – табличные определения логических связок.Получив противоречащие друг другу следствия, что одна и та же подформула должна быть и истинной и ложной, заключают, что антитезис ложен, и тогда тезисистинен.
 Другой вид косвенныхаргументаций – разделительные.
 Пример разделительнойаргументации – доказательство методом аналитических таблиц утверждения, чтонекоторая формула логики высказываний собственно выполнима. Известно, чтокаждая формула – тождественно истинна, собственно выполнима или тождественноложно. Методом аналитических таблиц прямо невозможно доказать, что формуласобственно выполнима, но можно установить тождественную истинность итождественную ложность формулы. Если доказано, что она не тождественно –истинна и не тождественно – ложна, то тем самым доказано, что она – собственновыполнима.
 Доказательство отпротивного тоже можно рассматривать как разделительные с двумя членами строгойдизъюнкции (логический эквивалент союза «или»; операция формализующая основныелогические свойства этого союза): тезис и антитезис не могут быть ни вместеистинными, ни вместе ложными.  Но все же доказательства от противного имеютспецифику. В них до начала доказательства одно суждение объявлено тезисом,другое – условным допущением, антитезисом, и все операции с антитезисомнаправлены на то, что бы обосновать истинность тезиса. В разделительных жедоказательствах часто изначально неизвестно, какое из альтернативных сужденийподтвердится, поэтому назвать одно из них тезисом до окончания процессадоказательства во многих случаях нельзя. Все альтернативные суждения с началавыступают как равноправные, хотя, возможно, доказывающий и отдает предпочтениеодному из них. Лишь последовательные опровержения всех альтернатив, кромеодной, выявляют истинную, которая впоследствии объявляется тезисом этогодоказательства. Разделительное доказательство часто выступает, прежде всего,как способ нахождения истины, а уж потом – как способ ее демонстрации.
 
 Опровержение и критикакак виды аргументативных процессов
 
Опровержение и критикатакже бывают прямыми и косвенными, однако в этих аргументативных процессах естьсвоя специфика. Опровергнуть какое – либо высказывание легче, чемдоказать. Достаточно вывести из тезиса следствие, противоречащее хотя бы одномуаргументу, или из тезиса и аргументов – два противоречащих друг другувысказывания, как тезис опровергнут. И в том, и в другом случае опровержениепрямое, без привлечения опосредующих суждений. Косвенное же опровержениепредполагает обоснование истинности антитезиса (противоречащего тезисусуждения) или истинности противоположного ему суждения. Из-за того, чтоистинность обосновать сложнее, чем ложность, косвенное опровержение встречаютсягораздо реже, чем прямые.
 Прямое опровержениеосуществляется теми же двумя способами, что и доказательство от противного.
1.        Из тезиса иаргументов нужно вывести противоречащие друг другу следствия. Это будетсвидетельством несовместимости тезиса с аргументами, из чего следует, что приистинности аргументов тезис ложен. Это опровержение способом сведения кабсурду.
2.        Из тезиса выводятследствия, затем находят аргумент, противоречащий одному из этих следствий, чтосвидетельствует о сложности данного следствия и, значит, о ложности тезиса.
Косвенное опровержениетезиса осуществляется обоснованием истинности антитезиса (высказывания,противоречащего тезису) или истинности, противоположного тезису суждения. Изпризнания такого суждения истинным следует ложность тезиса.
 
Правила аргументациипо отношению к тезису.
Для того чтобы цельаргументативного процесса  была достигнута, т.е. чтобы в той или иной степенибыла обоснована истинность или ложность тезиса, в аргументациях должны бытьсоблюдены некоторые логические правила. Эти правила существуют по отношению ккаждой структурной части аргументации: тезису, аргументам и демонстрации.
Относительно тезисасуществуют два правила:
1.        тезис должен бытьясно сформулирован;
2.        тезис не долженменяться в ходе аргументации;
Ясность тезиса, если он –простое суждение, подразумевает, что ясны его субъект и предикат. Если тезиссложное – суждение, то должно быть ясно, какого вида это сложное суждение.Должен быть ясен смысл всех терминов, встречающихся в формулировки тезиса.
В процессе аргументациитезис должен оставаться неизменным или все изменения должны быть оговорены.Если возникает необходимость как – то уточнить тезис или внести в негоизменения, это следует сделать явно. Тогда аргументатироваться будет этотвидоизменённый тезис.

Список используемой литературы.
1. Кузина Е.Б. Логика, изд. «Владос». 2005 г. 264 c.
2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., ФокинН.И., упражнение по логике, учебное пособие, 5 изд., изд. «Проспект»., 2007г.184 с.
3. Русланов Е. Г. Логика, изд.«Герс».  1999 г. 275 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рынок услуг: что брендируется, а что нет?
Реферат Корреляционно–регрессионный анализ взаимосвязей производственных показателей предприятия (организации)
Реферат Возникновение и прекращение права собственности
Реферат Физическое воспитание в профессиональной подготовке спасателей
Реферат Установление цены с применением нормативно-параметрических методов
Реферат Поняття інвестиційної діяльності Види інвестицій та форми інвестиційної діяльності
Реферат Brutus The Tragic Hero Essay Research Paper
Реферат Методика адаптивной физической культуры слабослышащих детей младшего школьного возраста
Реферат Международные стандарты бухгалтерского учета, их разработка и внедрение
Реферат Исторические предпосылки и конституционные основы развития духовности в Приднестровской Молдавской Республике
Реферат Биография Михаила Булгакова
Реферат Зарубежный опыт управления персоналом 2
Реферат 11 класс. «Всеобщая история XX- начала XXI вв.»
Реферат Food Stamps Essay Research Paper while others
Реферат Berlin Graduate School of Social Sciences (bgss) сообщает о приеме заявок для обучения в аспирантуре. European PhD in Socio-Economic and Statistical Studies междисциплинарная европейская программа