Реферат по предмету "Педагогика"


Методика адаптивной физической культуры слабослышащих детей младшего школьного возраста

Санкт-Петербургский ГУФК им П. Ф. Лесгафта
Контрольнаяработа № 2
по адаптивнойфизической культуре
Методика адаптивнойфизической культуры
слабослышащихдетей младшего школьного возраста
студент III курса 5 группы заочного факультета
Санкт-Петербург

Содержание
 
Введение
Глава 1.Краткая анатомо-физиологическая характеристиканарушений слуха
1.1. Причины стойких нарушений слуха
1.2.Классификация нарушений слуха
1.2.1.Виды потерь слуха
1.2.2. Патология слуха
1.3.Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов
Глава 2.Особенности психофизического развития детей младшегошкольного возраста с нарушением слуха
Глава 3. Методика коррекционно-оздоровительной работы сослабослышащими детьми младшего школьного возраста
3.1.Методические особенности обучения двигательным действиям
3.2. Методические особенности коррекции двигательныхнарушений
3.3.Особенности методики активизации познавательнойдеятельности
3.4.Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей
3.5.Примерная схема упражнений при работесо слабослышащими и глухими детьми
Заключение
Список использованных источников

Введение
«Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучшепрочих людей.
Он носит в себе одинаковые зародыши страстей,
 владеет одинаковыми стихиями усовершенствования…»В.И. Флери
Известно,что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичныхотклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает каксредство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит куменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всехпознавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процессовладения всеми видами двигательных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова,1973; В.Трофимов, 1980 и др.).
Глухим школьникамсвойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболеехарактерным относятся:
— недостаточно точная координация инеуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы умалышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в видешаркающей походки;
— относительная замедленность овладениядвигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.);
— трудностьсохранения статистического и динамического равновесия (В.А. Какузин, 1973 идр.);
— относительно низкий уровень развитияориентировки в пространстве (О.И. Кукушкина, 1986 и др.);
— замедленная скорость выполненияотдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими(Б.М. Зайцев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.);
— утрата слуха отражается и на уровнеразвития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (ввосьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%,а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%)
Особенности моторики глухихпорождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушенияфункций отдельных систем организма.
В многочисленных работахпо этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата вразвитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специальногоисследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62%детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работевестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместес тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которыхпроявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц,страдающих вестибулярными нарушениями.
Эти положения можно объяснить тем, что патологический процессв слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но ифункции кинестезического анализатора, который также определяет особенностидвигательной деятельности глухих (Т.В. Розанова, 1962; А.О. Костанян, 1963).
С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферыможно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные висследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухихимеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженноеснятие тормозного влияния коры головного мозга. (Данный факт очень важен припроведении занятий физкультурой и спортом.)
Таким образом, анализлитературы свидетельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушениемслуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них можетиграть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развитиядвигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами:отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточнымразвитием речи.
Результаты проведенныхисследований свидетельствуют о следующем:
—   показатели физического развитияглухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащихсверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень ихдвигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности15-летних слышащих сверстников;
—   физическое развитие глухих 17-летнихюношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показателиуровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровнядвигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;
—   вместе с тем уровень физическойподготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;
Для глухих ислабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения вдвигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:
—   недостаточно точная координация инеуверенность в движениях;
—   относительная замедленность овладениядвигательными навыками;
—   трудность сохранения статического идинамического равновесия;
—   низкий уровень развития ориентировкив пространстве;
—   низкий уровень развития силовыхкачеств(особенно статической и силовой выносливости, а также силы основныхмышечных групп — сгибателей и разгибателей);
—   замедленная скорость обратнойреакции;
—   невыраженное снятие тормозноговлияния коры головного мозга.
Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения восанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I иII степени и др.
И, наконец, традиционноесложившиеся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих ислабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физическихкачеств учащихся.
Проанализировавполученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведенияметодика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных,локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будетспособствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но идвигательной подготовленности в целом.

1.Краткаяанатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха
 
1.1.Причины нарушенийслуха
/>
1-наружноеухо;2-среднее ухо;3-барабанная перепонка;4-внутреннее ухо, лабиринт
5- евстахиева труба.
 
Стойкие нарушения слуха удетей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушенияслуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Роль наследственногофактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годыпреувеличивалась. Из других причин, обусловливающих врожденное нарушения слуха,следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности.Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным дляразвивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее уматери в первые три месяца беременности.
Вредное воздействие наразвивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества.Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имееталкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственныхвеществ – стрептомицин и хинин.
Нарушение развитияслухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первыемесяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенноранимым.
Приобретенные нарушенияслухового аппарата возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуханаступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха,слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха можетвозникнуть при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).
Среди причин нарушенияслуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха(острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкимиостаточными изменениями подвижности барабанной перепонки и цепи слуховыхкосточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкоепрободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха – хроническийгнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижениемслуха.
Частой причиной пораженияслуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этимзаболеваниями евстахиевой трубы.
Важную роль ввозникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания.Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха,приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний в этиологиинарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний,обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значениеимеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп,свинка.
Нарушения слуха ирасстройство функции вестибулярного аппарата при цереброспинальном менингитеобусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе – гнойнымлабиринтом, возникающем в результате распространения гнойной инфекциииз мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слуховогонерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингитенаступает обычно в первые дни болезни: иногда уже в первые сутки выявляетсяполная глухота, как правило, двусторонняя.
Следует упомянуть осравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногдапри вирусном заболевании – воспалении околоушной слюнной железы(эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бываетодносторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннююглухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты приэпидемическом паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе(волосковых клеток кортиева органа).
В числе этиологическихфакторов, вызывающих стойкие нарушения слуховой функции, известную роль играютнекоторые химические вещества, оказывающие токсическое воздействие на слуховойанализатор. К числу относятся различные промышленные и лекарственные вещества.В этиологии приобретенных нарушений слуха у детей практическое значение имеютнекоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.
В возникновении стойкихнарушений слуха известное значение имеет травма, в частности предродовая. Сюдаотносятся повреждения слухового органа вследствие сдавливания и деформацииголовки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также врезультате наложения акушерских щипцов.
 
1.2.Классификациянарушений слуха
Глухие- лица, у которых слух полностьюотсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможносамостоятельное формирование речи.
В группе людей можновыделить две подгруппы:
1.Ранооглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т.е. В период активного формирования речи).
4 группы глухоты(Нейман):
·         люди, слышащиенеречевые звуки (125-250 колебаний);
·         люди, слышащиеречевые звуки (500 колебаний в секунду)- низкие гласные;
·         люди,воспринимающие 1000 колебаний в секунду — гласные и некоторые согласные, наоснове которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов ислов;
·         люди,воспринимающие до 2000 колебаний в секунду — знакомые краткие слова и предложения;
У ранооглохших людей речьсамостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специальногообучения.
2. Позднооглохшие (люди, потерявшие слух после 3 лет)
Состояние речи, взависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вестик полной потере зачатков речи.
Слабослышащие — лица, у которых имеются сниженияслуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи.
Эта группа людей также условноделится на две подгруппы:
·         люди с незначительнымснижением слуха и лучшим развитием речи
·         Люди созначительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи
Слабослышащие люди слышатречь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речьформируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе,выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностяхпостроения фраз. Вывод налицо — чем лучше слух, тем качественнее речь. Однаконе будем забывать, что потерю или снижение слуха у ребенка следуетрассматривать иначе, чем у взрослого. Взрослому человеку легче сохранить ужеимеющуюся речь, в то время как у детей самостоятельное ее формирование крайнезатруднено или невозможно, но даже взрослого человека, потерявшего слух,подстерегает опасность распада уже имеющейся речи из-за отсутствия слуховогоконтроля.
1.2.1 Виды нарушенийслуха
а)        Cенсориневральныенарушения слуха
Сенсориневральныенарушения слуха — нарушения, при которых страдает процесс звуковосприятия.Проблемы с последним возникают, когда имеют место повреждения, дисфункции,недоразвитие и прочие патологические изменения в улитке, волокнах слуховогонерва и центрах нервной системы, отвечающих за анализ звуковых сигналов. Т.е.анатомический субстрат сенсориневральных нарушений слуха обычно располагаетсяне на уровнях наружного и среднего уха, а во внутреннем ухе и головном мозге.
По сравнению скондуктивной тугоухостью, сенсориневральные нарушения слуха представляют собойболее серьезную медицинскую и социальную проблему:
они встречаются чащекондуктивных
сенсориневральныенарушения являются главной причиной глухоты и тяжелых степеней тугоухости — т.е. как правило, протекают более тяжело, чем кондуктивные. Вкладсенсориневральных нарушений слуха в инвалидизацию детского населения (глухонемота,трудности в обучении, социальной адаптации) несопоставим с таковым длякондуктивных нарушений слуха. возможности медицинской помощи присенсориневральном типе нарушений слуха довольно ограниченны. Возможнаямедицинская и реабилитационная помощь людям с такими нарушениями слухаотносится к разряду весьма дорогостоящих. Все это послужило серьезным мотивомдля интенсивного научного изучения сенсориневральных нарушений слуха — сегоднятаковые являются объектом пристального внимания отологов, генетиков,эпидемиологов, фармакологов, эмбриологов и др.
Сенсориневральныенарушения слуха могут возникнуть в любом возрасте, но значительная часть ихпроявляется уже в самом раннем детстве (обычно — уже к моменту рождения). Средипричин этого типа нарушений слуха значатся многие генетические и внешнесредовыефакторы. Например, хорошо известно, что более половины (около 60%) всех случаевврожденной сенсориневральной тугоухости и глухоты обусловлены чистонаследственными причинами. Оставшаяся часть случаев приходится на долюнеблагоприятных внешнесредовых влияний, оказываемых на органы слуха зародышаили уже родившегося человека.
Например, причинойсенсориневральных нарушений слуха могут быть мутации (поломки) в отдельныхгенах человека, кодирующих белковые молекулы, важные для нормальной работыслухового анализатора. К таким белкам относятся коннексин-26, миозин -7а идругие. Кроме того, к сенсориневральной глухоте и тугоухости могут приводить инегенетические пороки развития улитки, заболевания внутреннего уха и нервнойсистемы (опухоли, воспалительные заболевания, дегенерации, травмы), токсическиевлияния некоторых химикатов (включая медикаменты), шумовая травма и др. Нижеприведены факторы риска сенсориневральных нарушений слуха в зависимости отвозраста человека. При наличии какого-то из таковых (или сразу нескольких)«здоровая» настороженность в отношении слуха ребенка или взрослогобудет вполне оправданной.
Период новорожденности(1-й месяц жизни)
ü   наличие в семейной истории случаевсенсориневральных нарушений слуха у кровных родственников ребенка
ü   заболевание краснухой или даже простоконтакт с больным краснухой, которые имели место у женщины во времябеременности данным малышом
ü   острое заболевание женщины во времябеременности (или обострение хронически текущих инфекций) — особенное значениеимеют токсоплазмоз, цитомегаловирусная и другая герпес-инфекция, сифилислечение женщины во время беременности антибиотиками из группы аминогликозидов(стрептомицин, канамицин, неомицин, гентамицин и др.), особенно в сочетании смочегонными средствами типа лазикса.
ü   Рождение ребенка в асфиксии (оценкапо шкале Апгар на 1-й минуте — 0-4 балла, или 0-6 баллов на 5-й минуте). Этиданные можно найти в обменной карте новорожденного.
ü   преждевременные роды (рождение недоношенногоребенка с массой тела менее 1500 граммов)
ü   Высокие уровни билирубина у ребенка,потребовавшие операции заменного переливания крови (обычной причиной этогоявляется резус-конфликт или другая иммунологическая несовместимость матери иплода)
ü   тяжелые заболевания новорожденного,потребовавшие длительной (более 5 дней) искусственной вентиляции его легких(«аппаратное дыхание») родовая травма ( особенно — включающаяпереломы костей черепа и кровоизлияния в мозг)
ü   лечение инфекционных заболеваний уноворожденного ребенка аминогликозидными антибиотиками, особенно — еслипоследние назначались в сочетании с определенными мочегонными средствами (см.выше) бактериальные менингиты
ü   врожденные пороки развития у ребенка,особенно — пороки развития наружного уха, черепа и лица
В возрастном периоде 1месяц — 2 года факторы риска следующие:
ü   наличие у кровных родственниковребенка сенсориневральных нарушений слуха, проявившихся в раннем детскомвозрасте
ü   инфекционные заболевания, опасные вплане сенсориневральных нарушений слуха — бактериальные менингиты и др.
ü   черепно-мозговые травмы с потерейсознания или переломом костей черепа.
ü   лечение аминогликозиднымиантибиотиками в сочетании с диуретиками типа лазикса или этакриновой кислоты.То же самое касается некоторых химиопрепаратов, назначаемых для лечениялейкемий и других злокачественных опухолей.
ü   наличие у ребенка врожденных пороковили малых аномалий развития, ассоциирующихся с нарушениями слуха (таких пороковдовольно много; Адекватно оценить их возможную «сопряженность» снарушениями слуха должен специалист, хорошо владеющий методиками оценкифенотипа и синдромологического анализа — обычно таковым является врач-генетик)
У детей более старшеговозраста и взрослых сохраняют свою актуальность некоторые из вышеперечисленныхфакторов и добавляются другие — влияния на слух хронических инфекционных,эндокринных и прочих заболеваний, онкологическая патология, шумовая травма…
По мере приближения кпожилому возрасту возрастает роль неприятного биологического процесса,известного как старение — в общем, как видите, факторов риска по развитиюсенсориневральной тугоухости и глухоты довольно много и временной диапазон ихдействия охватывает практически всю жизнь человека.
Диагностикасенсориневральных нарушений слуха проводится по тому же принципу, что идиагностика кондуктивной тугоухости и глухоты.
Проводит ее также лор илиотолог. Оценка жалоб, осмотр области наружного уха, слухового прохода,барабанной перепонки, затем — аудиометрия, данные которой позволяют установитьименно сенсориневральный характер нарушений слуха и степень их тяжести.Учитывая то, что при сенсориневральной природе нарушений слуха ранняядиагностика имеет исключительно важное значение, в ряде случаев применяютсядругие, более «быстрые» методы аудиологического обследования — отоакустическая эмиссия и исследование слуховых вызванных потенциалов стволамозга.
Обычно эти методыприменяются для оценки слуха у малышей, которые в силу возрастных особенностейпсихики не могут пройти аудиометрию (последняя требует вполне сознательногоотношения со стороны тестируемого человека). Эти же методы позволяют оценитьслух у людей с интеллектуальными отклонениями, не способными выполнитьинструкции аудиолога, даваемые перед началом аудиометрической процедуры.
К сожалению, насегодняшний день практически не существует действенных способов лечениясенсориневральных нарушений слуха — в подавляющем большинстве случаев.
Причина этого заключаетсяв чрезвычайно сложном устройстве звуковоспринимающего аппарата человека и«тонком» характере повреждений или дефектов в нем.
Невозможно, например,произвести эффективную замену погибших волосковых клеток улитки новыми — покрайней мере, современной медицине это не под силу. Впрочем, прогресс в областибиотехнологий и прикладной электроники может уже в самое ближайшее времяизменить безрадостную ситуацию с лечением сенсориневральных нарушений слуха.
Пока же пациентам сданным типом глухоты и тугоухости остается уповать на помощьслухопротезирования — т.е. использование специальных приспособлений, в той илииной мере компенсирующих утраченные или сниженные функции естественного слуха.За прошедшие десятилетия слухопротезирование совершило мощный рывок вперед — отпримитивных механических приспособлений (рисунок слева) до разработкипрограммируемых цифровых слуховых аппаратов (рисунок справа) и высокотехнологичныхкохлеарных имплантантов. Различные модификации этих устройств помогают человекус сенсориневральными нарушениями слуха лучше адаптироваться в социуме — правда,в ряде случаев помимо слухопротезирования требуется еще и профессиональнаяпомощь специалистов в области слухоречевой абилитации (или родителей, прошедшихсоответствующую подготовку). Трудоемкость и высокая финансовая затратностьтакой абилитации в сочетании с достаточно большой распространенностьюсенсориневральных нарушений слуха заставляет системы здравоохранения передовыхстран искать пути профилактики этой патологии.
Предупреждениесенсориневральных нарушений слуха — дело непростое: слишком уж большоеколичество самых разных факторов нужно принимать во внимание человеку, ставшему«на защиту» собственного слуха и слуха своих потомков. Однако все этифизические, моральные и финансовые усилия всегда будут оправданными. Хотя быпотому, что хороший слух попросту невозможно оценить в денежном выражении — лучше всех об этом осведомлены люди, которые его, к сожалению, потеряли.
б)        Кондуктивныенарушения слуха
Кондуктивные нарушенияслуха — нарушения, при которых страдает процесс проведения звуковых волн извнешней среды к структурам уха, трансформирующим эти волны в электрическиесигналы.
А поскольку с уровнявнутреннего уха (улитки) уже начинается процесс звуковосприятия, то субстратомкондуктивных нарушений слуха всегда являются повреждение, дисфункции илинедоразвитие структур лишь наружного и среднего уха. т.е. — ушной раковины,наружного слухового прохода, барабанной перепонки и слуховых косточек.
Проблемы свышеозначенными образованиями могут быть разными. Например, при ряденаследственных синдромов или неблагоприятных внешнесредовых влияниях наразвивающийся плод, человек рождается с пороками развития наружного уха — отсутствием или грубым недоразвитием ушных раковин. Довольно часто эта проблемасочетается с так называемой полной атрезией слухового прохода — в таком случаеу человека отсутствует наружное отверстие слухового канала.
Наружный слуховой проходтакже может быть значительно сужен (это называется стенозом) — в общем, во всехэтих случаях резко снижается возможность «доставки» механических звуковыхколебаний «вглубь» слухового анализатора, где, собственно и протекаетсам процесс «слышания».
Вышеупомянутые атрезияи/или стеноз слухового прохода могут быть симптомами более 100 (!)наследственных синдромов. Несколько реже встречаются пороки развития структурсреднего уха; они также приводят к кондуктивной тугоухости.
Гораздо чаще, чемнаследственно обусловленные или просто врожденные дефекты формированиязвукопроводящего аппарата, встречаются его приобретенные дисфункции.
Наиболее значительные — воспалительные поражения среднего уха — так называемые средние отиты.
Особенно частовстречается это заболевание в раннем детском возрасте. Именно средний отитявляется основной причиной кондуктивной тугоухости у детей. Причиной этогоявляются «предрасполагающие» анатомические и физиологическиеособенности организма малышей. Впрочем, «не забывает» отит ивзрослых: некоторым бактериям, его вызывающим, возраст человека не особо важен.Отит может приводить к нарушению целостности барабанной перепонки, частичномуразрушению слуховых косточек — в общем, повреждать нормально сформированныйзвукопроводящий аппарат уха.
Острые варианты этойпатологии довольно хорошо поддаются терапии и при должных усилиях врачей ипациентов серьезными нарушениями слуха осложняются редко.
Хронические же формыпредставляют собой проблему более сложную — в плане снижения слуха, в томчисле. Именно поэтому к лечению острого среднего отита всегда следуетотноситься серьезно: леченное «кое-как», это заболевание вкупе сзапущенным общим «санитарным» состоянием носоглотки, может сыгратьважную роль в развитии хронического воспаления среднего уха.
Помимо средних инаружных, экссудативных, острых и хронических отитов, кондуктивные нарушенияслуха могут быть обусловлены проблемами более прозаическими — серными пробками,расположенными в просвете наружных слуховых проходов.
Ушная сера секретируетсяпостоянно и у разных людей при разных условиях ее вязкость может сильноварьировать. К тому же, это вещество способно адсорбировать пылевые частицы, слущенныеклетки эпителия и пр. Иногда это приводит к образованию в просвете слуховогопрохода плотного конгломерата, «мешающего» звуковым волнам достигатьбарабанной перепонки. Или — даже несколько ограничивающего подвижностьпоследней. В результате и возникает кондуктивная тугоухость. К таким жепоследствиям приводит попадание в наружный слуховой проход инородных тел. Чащевсего последние оказываются там в результате «экспериментов», которыетак любят проводить дети раннего возраста. Едва ли не в любой отологическойклинике Вам могут продемонстрировать своеобразные «коллекции» изпосторонних предметов, извлеченных врачами из слуховых проходов незадачливыхмалолетних «естествоиспытателей».
Это могут быть пуговицы,бусины, косточки от фруктов, дробинки… Примечательно то, что малыш,«затолкавший» в собственное ухо такую «заглушку», далеко невсегда спешит пожаловаться родителям на снижение слуха или прочий дискомфорт;нередки случаи, когда инородное тело извлекалось из слухового прохода ребенкаспустя недели после попадания туда.
А еще к кондуктивнойтугоухости могут приводить травмы барабанной перепонки (или, значительно реже — структур среднего уха).
Хотя барабанная перепонкаи имеет довольно эффективные естественные механизмы защиты от чрезмерно сильныхвоздействий, следует признать, что человечество весьма преуспело в разработкевидов этих самых воздействий: в природе таких либо не существует вовсе, либоони встречаются очень и очень редко. Потому-то отологам довольно частоприходится заниматься лечением травмированной барабанной перепонки — и не тольков военное время, к сожалению.
Говоря о диагностикекондуктивных нарушений слуха, следует начать с того, что «причинное»ухо должно быть внимательно осмотрено грамотным специалистом. Выслушав жалобыпациента и уточнив необходимую информацию, врач осматривает ушную раковину,наружный слуховой проход и барабанную перепонку (для последнего обычноиспользуются специальные инструменты — отоскопы и ушные воронки). Уже на этойстадии возможно определение кондуктивного характера нарушения слуха. Если жеданные осмотра оказались недостаточно информативными, специалист прибегает кдополнительным методам исследования — это могут быть рентгенография иликомпьютерная томография височной кости, а также аудиологические тесты.
Тимпанометрия, например,довольно эффективно позволяет подтвердить или исключить наличие некоторыхсерьезных проблем в барабанной полости (воспалительного экссудата, в частностии.т.п.). Данные, полученные при аудиометрии, позволяют оценить не только тип нарушенийслуха (кондуктивный или сенсориневральный), но и определить степень тугоухости,а также «пострадавшие» частоты.
Иногда же могутпотребоваться и другие, более узкоспецифичные методы исследования функциислухового анализатора.
Существует множество способовмедицинской помощи пациентам с кондуктивными нарушениями слуха. Если последниевызваны инородными телами или серной пробкой, то лечение довольно незамысловато- эти «лишние» объекты просто удаляются. После чего слух обычнополностью восстанавливается. Если речь идет об активном воспалении органовслуха, то врачи борются с ним, применяя различные лекарственные препараты ихирургические приемы. Если речь идет о нарушении целостности и«работоспособности» барабанной перепонки и слуховых косточек, то чащевсего требуются оперативные вмешательства.
Известно большоеколичество слухулучшающих операций — начиная от так называемой тимпанопластикии заканчивая протезированием слуховых косточек. Многие из этих операцийчрезвычайно сложны в техническом плане, требуют наличия специальногооборудования, но все же эти операции проводятся в большинстве стран мира и втечение последних десятилетий позволили реально вернуть слух огромномуколичеству пациентов, страдающих кондуктивными нарушениями слуха. В общем, с лечениемэтого типа тугоухости ситуация пока что выглядит более оптимистично, чемтаковая с лечением тугоухости и глухоты сенсориневральной. Нужно лишь всегдапомнить о том, что своевременное обращение к специалисту во многом определяетуспех в лечении кондуктивных нарушений слуха.
в)        Наследственныенарушения слуха
Наследственные(генетическими) нарушения слуха — нарушения, которые способны передаваться отпредков к потомкам. Для осуществления такой передачи вовсе необязательно, чтобыбиологические родители ребенка сами имели глухоту и тугоухость — к сожалению,довольно часто случается так, что отец и мать малыша, страдающегонаследственной глухотой, обладают безукоризненным слухом.
Слуховой анализаторчеловека (как, впрочем, и всех остальных живых существ на планете)закладывается и формируется во внутриутробном периоде развития.
Происходит это,разумеется, не хаотически, а посредством четкого и поэтапного выполненияинструкций, хранящихся в генах, полученных от родителей. Поскольку устройствонашего слухового анализатора довольно сложное, то количество генов, так илииначе участвующих в его формировании, огромно — возможно, оно исчисляетсятысячами. Конечно, вклад каждого конкретного гена сугубо индивидуален: естьгены чрезвычайно важные для «строительства» и последующегофункционирования слухового анализатора, есть и менее значимые.
Механизм генного контролянад процессом закладки, формирования и последующей нормальной работычеловеческого слухового анализатора универсален.
Практически все геныхранят информацию о химической структуре белковых молекул, призванных выполнятьопределенные задачи. Некоторые гены кодируют белки, являющиеся катализаторамибиохимических реакций (т.е. ферментами или энзимами), некоторые — такназываемые структурные белки (уникальные строительные материалы, из которыхсобираются важнейшие «детали» наших клеток).
Например, генмиозина-VIIА кодирует белок, чрезвычайно важный для нормальной работы клетоквнутреннего уха и сетчатки глаза. А ген коннексина26 хранит информацию охимической формуле и структуре белка, представляющего собой особый канал, припомощи которого клетки (в том числе — и волосковые), обмениваются ионами и другими«сигнальными» молекулами.
К сожалению, главное«хранилище» нашей наследственной информации — молекула ДНК — невсегда оказывается достаточно стойкой к вредоносным химическим и физическимвоздействиям окружающей среды. В результате таких «атак» молекулярнаяструктура ДНК нередко претерпевает изменения, называемые мутациями. Поломки(или, как уже было сказано выше — мутации) в генах, отвечающих за формированиеи нормальную работу слухового анализатора, приводят к искажению химическойструктуры кодируемых ими белков. В связи с этим последние не могут нормальновыполнять свои функции в организме, что в конечном итоге и приводит кнарушениям слуха. Такие мутации могут случайно происходить в ДНК единичныхяйцеклеток или сперматозоидов здоровых родителей, не являющихся носителямигенов глухоты. В этом случае мутации носят название «de novo», т.е.«впервые возникшие».
В других же случаяхгенные поломки могут передаваться человеку «по наследству» от предков- при этом в большинстве случаев нормально слышащий человек и не подозревает,что как минимум половина его яйцеклеток (или сперматозоидов) содержит мутантныйген, способный при определенных условиях вызвать нарушения слуха у его детей.Проявления дефектного гена в организме человека могут быть самыми разными.
Если ген относится как бык категории «узкоспециализированных» (т.е. контролирует лишь какую-токонкретную деталь структуры или функции слухового анализатора), то носительствомутации может проявиться только лишь глухотой (тугоухостью).
Примером такого генаможет служить уже неоднократно упоминавшийся коннексин26, ответственный занаследственную тугоухость различных степеней.
Подобные нарушения слухав медицине называют несиндромными. Если же ген обладает более широкой«компетенцией» (т.е. отвечает за формирование или работу не толькоорганов слуха, но и других), то вызываемая им глухота или тугоухость называетсясиндромной (или синдромальной).
Например, поломки в генемиозина7а приводят к развитию синдрома Ушера, который может проявляться нетолько нарушениями слуха, но и серьезными проблемами со зрением.
Еще разнообразнеепроявления мутаций в генах, ответственных за синдромы Ваарденбурга, Альпортаили Пендреда: у носителей таких мутаций помимо слухового анализатора,соответственно могут поражаться пигментный обмен, почки и щитовидная железа.
Если количество известныхмедицине разновидностей несиндромных наследственных нарушений слуха пока ещеизмеряется в десятках, то число наследственных синдромов, сопровождающихсятугоухостью и глухотой выше на целый порядок: таковое уже давно превысилочетыре сотни наименований.
К сожалению,распространенность таких мутаций среди населения планеты довольно существенна — об этом свидетельствует частая встречаемость наследственных нарушений слуха упредставителей разных рас и национальностей
1.2.2 Патология слуха
В слуховом анализатореразличают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат.
К звукопроводящемуаппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые частивнутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана); к звуковоспринимающему– все остальные отделы анализатора, начиная от волосковых клеток органа и кончаянервными клетками слуховой области коры головного мозга.
Заболеваниянаружного уха.
1.        Атрезиянаружного слухового прохода. При атрезии наружного слухового прохода понижение слуханосит характер поражения звукопроводящего аппарата, т.е. страдает главнымобразом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костнаяпроводимость остается нормальной или даже несколько улучшается.
2.        Сернаяпробка. Причинамитакого накапливания могут являться: а) повышенная функция серных желез; б) узостьи ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выведениесеры наружу; в) ненормальные химические свойства серы: повышенная ее вязкость,клейкость, способствующая прилипанию серы к стенкам слухового прохода.
3.        Инородныетела. Пребываниеинородного тела в ухе даже в течение нескольких дней не может причинить вреда,поэтому ребенка с инородным телом следует при первой возможности доставить кврачу-специалисту.
4.        Приподозрении на наличие прободения барабанной перепонки промывание непроизводится.
Заболеваниябарабанной перепонки
Главная опасность припрободениях и разрывах барабанной перепонки — проникновение инфекции вбарабанную полость с последующим развитием гнойного воспаления среднего уха.
1. Заболеваниясреднего уха
а) Катар среднего уха. Катар среднего уха наблюдается удетей дошкольного и младшего школьного возраста. Основную роль в возникновениикатара среднего уха у детей играют аденоидные разращения в носоглотке.
б) Острое воспалениесреднего уха (острыйсредний отит). Симптомами острого воспаления среднего уха являются боль в ухе,понижение слуха, повышение температуры.
в)Хроническое воспаление среднегоуха (хронический средний отит). Переходу острого отита в хроническую формуспособствует тяжесть инфекции и общее ослабленное состояние организма. Наподдержание воспалительного процесса в среднем ухе влияют заболевания носа иносоглотки: хронический насморк, полипы, аденоидные разращения и пр.
г) Отосклероз. Этим названием обозначаютсвоеобразный процесс, развивающийся в костной капсуле ушного лабиринта изаключающийся в разрастании костной ткани в области ниши овального окна. Врезультате такого разрастания пластинка стремечка оказывается замурованной вовальном окне и лишается своей подвижности. Отосклероз является одновременнозаболеванием среднего и внутреннего уха.
2.Заболевания внутреннего уха
а) Дефекты иповреждения внутреннего уха. К числу врожденных дефектов относятся аномалии развитиявнутреннего уха, имеющие различные формы. Наблюдались случаи полного отсутствиялабиринта или недоразвития отдельных его частей. В большинстве врожденныхдефектов внутреннего уха отмечается недоразвитие кортиева органа, причемнеразвившимся оказывается именно специфический концевой аппарат слухового нерва– волосковые клетки. К патогенным факторам относятся: воздействие на зародыш,интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода, наследственноепредрасположение. Степень нарушения слуховой функции при травмах внутреннегоуха зависит от протяженности повреждения и может варьировать от частичнойпотери слуха на одно ухо до полной двусторонней глухоты.
б)Воспалениевнутреннего уха (лабиринт). Воспаление внутреннего уха возникает вследствие: перехода воспалительногопроцесса из среднего уха; распространения воспаления со стороны мозговыхоболочек; заноса инфекции током крови. При серозном лабиринте вестибулярнаяфункция в той или иной мере восстанавливается, а при гнойном – в результатегибели рецепторных клеток функция вестибулярного анализатора полностьювыпадает, в связи с чем у больного остается надолго или навсегда неуверенностьв ходьбе, небольшое нарушение равновесия.
 
1.3.Взаимосвязьслухового и вестибулярного анализаторов
Патологический процесс вслуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушенияв свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Н.Л. Найденова (1989)с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибулярнойдисфункции в 62% случаев нарушения слуха. Взаимосвязь слухового ивестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве ихориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находится влабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающиевестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.
8-я пара черепно-мозговыхнервов, осуществляя передачу возбуждения от кортиева органа (улитка), содержитне только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь.
Наблюдается единство иобщий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механическихколебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы при перемещении нанервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте.
Нарушения вестибулярнойфункции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных измененияхслухового восприятия. Встречались отдельные случаи высокой устойчивостивестибулярного аппарата при резко сниженной слуховой активности, и наоборот,при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора – резко сниженнаявестибулярного аппарата.
У лиц с низкойвестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений,наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижаетсяспособность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственнойориентировке. Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше пораженвестибулярный анализатор, при двустороннем поражении (Машков В.Н.,1985).
Тренировки вестибулярнойсистемы специально подобранными физическими упражнениями повышаютфункциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействиюнеблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха.Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения,функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическимупражнения), в связи с чем ее реактивность значительно понижается (Машков В.Н.,1985). Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярнуюсистему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.

2. Особенностипсихофизического развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В настоящее времяпостоянно повышается интерес к проблеме образования слабослышащих детей.Возникает необходимость создания системы специального образования по физическойкультуре в России, которая приблизили бы её к цивилизованному пути решенияпроблем воспитания детей с физическими недостатками. Усилия педагогов должныбыть направлены, главным образом, на гуманизацию, социальную адаптацию и поискновых форм и методов обучения; на интеграцию в общество детей с нарушениямифункции слуха.
Известно, чтослабослышащий ребёнок при поступлении в школу-интернат отстаёт в психическом ифизическом развитии от здорового ребёнка на 1-3 года. По данным P.M. Боскиса(1988), из 155 и обследованных слабослышащих школьников подготовленными к школебыли только 54 (34.8%) школьников; 43 ребенка (27.7%) не овладели программойдошкольного обучения; 35 детей (22.5%) имели ЗПР; 7 (4.7%) — страдали ДЦП и 16(10.3%)- имели умственную отсталость.
В материалах научно-практическойконференции 1997 г. (под редакцией проф. СП. Евсеева), отмечается, чтоотставание от нормы в физическом развитии детей с нарушениями слуха составляет:в 1 классе — 62.5%, в 3 классе — 80.5%. По данным Г.А. Ильинской (1988),показатели ЖЕЛ у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха сниженына 200-300 куб.см.; в 7 лет отставание по параметрам ЖЕЛ составляет 23%, в 10лет — 35% (выводы сделаны при обследовании 223 слабослышащих и 242 слышащих — НИИ дефектологии г. Минска, 1991г.); у 62% слабослышащих детей обнаруженыдисфункции вестибулярного аппарата; у многих нарушена деятельность центральнойнервной системы, отмечены частые простудные заболевания.
Слабослышащие детисклонны к головокружениям, повышенному артериальному давлению, нарушениям ритмасердца (Тарасов M.B., 1987). У них уменьшена мышечная сила (существенно отстаетразвитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости; услабослышащих отмечены трудности в обучении; у них чаше выявляется органическаякардиореспираторной патология (Шалков Н.А., 1957), снижения функциональныхрезервов кардиореспираторной системы (Ундриц В.Ф.,1966). Слабослышащие детимладшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушениеосанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др.(Темкин Я.С, 1957). У слабослышащего с рождения ребёнка нарушена деятельностьдыхательных мышц, участвующих в голосообразовании (Никитина М.И., 1989). Какследствие — существенное отставание в развитии мышц шеи, пояса верхнейконечности, верхней части спины; степень отставания существенно зависит от степенитугоухости (Токарев СИ. — 1984 г.). У некоторых школьников с пониженным слухомв большей степени проявляются: а) эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь,тревога); б) нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость ксверстникам); в) моторные расстройства (гиперактивностъ, психомоторное возбуждение,беспокойство, нервные тики, блефароспазм); г) вестибулярные расстройства(шаткая походка, «шарканье» ногами при ходьбе, головокружения); д)нарушение речи (аутизм, невнятность, скандированность речи); е) вредныепривычки (сосание пальца, кусание ногтей). У слабослышащих детей преобладаеттормозной тип нервной системы над возбудимым (РахманиновВ.М.,1988). Какутверждает Ф.Ф. Pay (1971), звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний,запёчатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия ивоспроизведения в процессе речевого общения с окружающими, служат основойвладения языком. Оживление слуховых и кинестетических образов, скрытые, аиногда и явные движения речевых органов составляют основу внутренней речи,которая играет важнейшую роль в механизме нашего мышления. Кинестетическиераздражения, поступающие в мозг от речевых органов, являются базальнымкомпонентом второй сигнальной системы. Поскольку слабослышащие дети ограниченыв возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения вумственном развитии. По данным Т.Ф. Розановой (1984), по этим признакам выделяетсяпять групп:
1. С относительно высокимуровнем развития наглядного, словесно-логического и понятийного мышления. Неуступают слышащим сверстникам по уровню развития наглядного мышления и отстаютпо развитию понятийного приблизительно на три года. Для них характерна высокаяобучаемость, активность и самостоятельность. Эти дети усваивают школьнуюпрограмму в полном объеме.
2. Средний уровеньнаглядного и словесно-логического мышления. Средняя успеваемость. Для такихдетей необходима дополнительная работа с дефектологом, без этой помощипрограмму они не усваивают.
3. Низкий уровеньразвития наглядного и словесно-логического мышления. Низкая обучаемость,пониженная работоспособность; необходим индивидуальный подход и более медленныйтемп обучения.
4. Высокий уровеньразвития наглядного мышления, низкий уровень словесно-логического. Это наиболеечасто встречающаяся категория. Дети обучаются сложно по таким предметам как:математика, русский язык, точные науки. Обычно двигательно дети развиты, нотребуется специальный подход, так как самостоятельно программу они неусваивают.
5. Относительно высокийуровень словесно-логического мышления. Наиболее редко встречающаяся категория;при современной корректировке воспитания успевают хорошо, в полном объемеусваивают программу. Учитывая вышеизложенное, обучение детей, особенно наначальном этапе, базируется на организации дисциплины на занятиях. Необходимымусловием этого является умение концентрировать и удерживать внимание, поэтому спервых занятий необходимо уделять время развитию внимания слабослышащихшкольников. Для аномальных детей особенно важной становится задача обучениясосредоточению внимания на речи и развитие слухового внимания.
Инерция ранее сложившихсядействий создаёт определённый фон торможения, затрудняющий переход отсделанного к новому. Как указывал Л.С. Выготский (1991), формирование жёсткихстереотипов мешает переключению. Необходимо сформировать обобщённые умения,обеспечить смену приёмов при непрерывном действии, то есть создать у ребёнкаготовность к переключению внимания. Параметры физического развитияслабослышащих детей обычно контролируются по следующим основным аспектам:
1) Антропометрия (рост,вес, объем грудной клетки и др.).
2) Уровень здоровья(сопутствующие заболевания, частота и длительность заболеваний, вторичныеврождённые отклонения).
3) Физические качества(координационные способности, силовые, скоростно-силовые, выносливость и др.).
4) Внешний рисунокдвижения (общая согласованность, угловатость движений) (Якиманская И.С, 1979).
Обследование этих детейимеет ряд направлений комплексного обследования. К ним относятся:
1. Подробный анамнез.
2. Изучение соматическогосостояния (ЭКГ, рентгенография грудной клетки, клинические анализы ибиохимические данные крови и мочи).
3. Изучение неврологическогосостояния с исследованием ЭЭГ, двигательной сферы.
4. Проведение полногообследования зрения.
5. Исследование слуха спомощью аудиограмм (методом вызванных потенциалов).
6.Психологическоеобследование (общие интеллектуальные способности, восприятие образной памяти,наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и др.). К условиямобследования относятся: наглядные задания, выполняемые предметно-действеннымспособом, обязательное использование речи, необходимость давать заданияоднотипные, постепенно усложняющиеся. Кроме того, оказание помощи (понеобходимости), создание благоприятной обстановки к проведению нескольких серийопытов (Ашмарин Б.А., 1973).
Исходя из вышесказанного,можно сделать заключение о необходимости коррекции психофизического развитияслабослышащих детей, используя специально подобранные упражнения с учётом ихиндивидуальных особенностей. Целенаправленное проведение занятий по физическомувоспитанию в школах для слабослышащих детей и, в частности занятий по плаванию,требует разработки специальных методов обучения и контроля, которые должныучитывать особенности физического, функционального, и психического развитияшкольников.

3. Методикакоррекционно-оздоровительной работы со слабослышащими детьми младшего школьноговозраста
 
3.1.Методическиеособенности обучения двигательным действиям
Проблема исследования иоценки режимов двигательной активности остается по-прежнему актуальной,поскольку двигательная активность является одним из основных факторов,определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этойпроблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебногогода. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихсяснижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровняразвития ребенка. В результате чего появляется необходимость разработки инаучного обоснования рациональных режимов двигательной активности,обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма и стабильный уровеньздоровья современных школьников.
Исследования гигиенистовсвидетельствуют о том, что до 82-85% учеников находятся в статическом положениибольшую часть дня. У младших школьников произвольные движения занимают только16-19% времени суток, из них на организованные формы занятий физическимиупражнениями приходится лишь 1-3%.
Что же касается детей снарушением слуха (глухих и слабослышащих), проживающих в интернатах, то дажережимом заведения на занятия физическими упражнениями (включая прогулку насвежем воздухе) отводится только 12,5% времени.
Вопросу разработкирежимов двигательной активности посвящено немало научных работ, однако до сихпор малоизученными являются сведения о нормативах двигательной активностиглухих и слабослышащих школьников.
Глухие и слабослышащиедети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью,недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии. Резкосниженная или полностью отсутствующая функциональная деятельность слуховогоанализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешнимипризнаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активностидетей с нарушениями слуха и их постоянный контроль над каждым своим движением (ФандиковаЛ. А., 2006)
Правильное физическоевоспитание компенсирует физическое развитие и двигательную сферу школьников снарушением слуха.
 
3.2. Методическиеособенности коррекции двигательных нарушений
Анализнаучных исследований, педагогические наблюдения и проведенные обследованияфизического состояния неслышащих детей дошкольного возраста выявилизначительное отставание в показателях скоростно-силовых качеств и различныхпроявлениях координационных способностей. Упражнения скоростно-силовогохарактера (бег, прыжки, метания) в «Программе воспитания и обученияглухих детей дошкольного возраста» (1991) занимают большую часть какосновные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательныхумений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенновыполнят эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни.
Целесообразностьиспользования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумятеоретическими положениями: 1) к базовым видам координационных способностейотносятся те координационные проявления, которые необходимы при проявлениилюбых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышенияуровня одной физической способности влечет позитивные изменения других(«положительный перенос») (Шапкова Л.В., 2002).
 Установлено,что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств унеслышащих детей происходит в те же периоды жизни, что и у здоровых детей – с 4до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всехфизических качеств неслышащих детей дошкольного возраста.
Методикаскоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принципсопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей.Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения дляразвития равновесия, активизации психических процессов и нарушений слуховойфункции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначалазвук воспринимается детьми через слух и зрительно, а потом только на слух.Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе нафизкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражненияс мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы –игровой и соревновательный – включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания,сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий.
Каждоезанятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физическихупражнений. Из трех занятий в неделю по 30-40 мин (в зависимости от возраста)два отвести развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно –коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия. Чтобыобеспечить безопасность, прыжковые упражнения проводятся на нестандартномоборудовании – дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см,длиной 50 см, свободно передвигаемых на необходимое расстояние. Прыжковыеупражнения выполняются в основной части занятия. Для развития скоростно-силовыхкачеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплексупражнений с набивными мячами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху,снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди испине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе дляразвития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качествнеобходимо облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики.Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми:сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами,поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходногоположения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди испине), быстрый бег за кубиками из различных исходных положений после броска идругие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности икоординации движений. Для повышения эмоциональности и поддержания интереса кфизкультурным занятиям из них проводится с использованием круговой формыорганизации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетнуюоснову. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств.Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы отдыхарегулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка. Времяпрохождения всех станций 4-5 мин, отдых между кругами 1-1,5 мин, количествокругов 1-3. Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярныхнарушений целесообразно решать в одном занятии, отведя каждой из нихприблизительно равное время – по 15 мин. Хорошо освоенные и безопасныеупражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем сзакрытыми (от 2 до 8-10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией иразвитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью.Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материалаявляются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходитсязапрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения,сохранять устойчивость, т.е. включать в работу различные сенсорные системы.
Припроведении физкультурно-оздоровительных соревнований необходимо соблюдать рядметодических требований:
1)        подбиратьупражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностейребенка;
2)        специальныекоррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;
3)        упражненияс изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенновозрастающей амплитудой;
4)        упражненияна статическое и динамическое равновесие усложнять на индивидуальныхособенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5)        упражненияс закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6)        впроцессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность,эмоции, мимику, понимание речи.
3.3.Особенностиметодики активизации познавательной деятельности
Особенностиразвития двигательной сферы глухих обусловлены в основном тремя факторами:функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха инедостаточным развитием речи. Несформированность моторики и особенностиразвития психических функций ставят слабослышащих детей в специфическиеусловия. С потерей слуха значительно снижается объем речевой информации,которая участвует в формировании всех видов деятельности. Поэтому словеснаяречь является необходимым фактором при обучении физическим упражнениям идвигательным действиям в процессе физического воспитания, игровой и спортивнойдеятельности.
Включениеречевого материала в содержание уроков физкультуры в школе глухих положительновлияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированиеми совершенствованием двигательных умений, навыков и на развитие интеллектаглухого ребенка (В. В. Дзюрич).
Впроцессе коррекционной работы большое внимание необходимо уделять развитию речиглухого ребенка. При этом она не должна сводится к количественному увеличениюсловаря, а овладению фонетикой и грамматикой языка (Н. С. Зыкова). Обучениеглухих детей — это обучение специфическому виду деятельности человека — речевойдеятельности и речевым действиям, как ее составляющим. Нужно использоватьсвязные высказывания, предметно-практические действия при составлении сюжетныхтекстов, составлять зарисовки, фигурки из пластилина, в виду их пластичности:можно придавать и наклоны, и приседания и т.д., что вызывает у глухих детеймотивированность, осознанность, проговаривание собственных действий, их интереск составлению рассказов. Движение пальцев рук имеют особое значение, посколькустимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которойявляется ускоренное развитие речи ребенка (М. М. Кольцова).
Прикоррекции познавательной деятельности особое значение придается расширениюсферы общения, использованию остаточного или частичного слуха. Это позволяетбыстрее и с большим эффектом выйти из трудностей, обусловленных дефектом ивторичными нарушениями у аномального ребенка (Р. М. Боскис).
Необходимоиспользовать комбинированный способ изучения (словесно-наглядный), наиболееэффективный во всех возрастных группах. Обучение движениям должно бытьорганизовано так, чтобы один учащийся объяснял выполнение упражнения иисправлял ошибки. В связи с такой активизацией деятельности второй сигнальнойсистемы и усилением ее роли в выработке новых связей возрастает эффективностьобучения, а навыки, которые сформировались, легче переносятся в новые условия(А. В. Запорожец).
Нафизкультурных занятиях с неслышащими младшими школьниками метод слова долженвключать распоряжения, указания, команды, спортивную терминологию и спортивныежесты, которые ребенок может воспринимать как с индивидуальным слуховымаппаратом, так и на слух. Речевые инструкции должны быть краткими,произноситься в разговорном темпе, содержать необходимую информацию о названиидвижения, технике его выполнения и т.д. (Л. Д. Хода, 2002). Они предъявляютсяустно или с помощью письменных табличек. Инструкции имеют сопроводительнуюфункцию и применяются таким образом, чтобы не снижать моторной плотностизанятия и способствовать выполнению основных задач АФК.
Задачикоррекции психофизического развития глухих успешно решаются в игровойдеятельности с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастики, речевых иподвижных игр, где естественным образом активизируются эмоции и речь, быстротареакции и координация движений, ориентировка в пространстве и равновесие,мелкая моторика и дыхание (Я. В. Крет, 2000). Личная заинтересованность каждогоребенка и желание играть создают благоприятные условия для усвоения большогообъема словесной информации, понимания и запоминания игровых действий, сюжета,ролей и т. п. Всю подготовительную работу осуществляет педагог, подбираяподвижные игры, коррекционные упражнения, приемы обучения и воспитания,стимулируя познавательную деятельность соответственно уровню психофизическихвозможностей глухих детей.
Результатомактивной речевой методики является приобретение младшими школьниками опытавыполнения действий, в которых произвольная регуляция движений пальцевосуществляется преимущественно на основе кинестетических ощущений. Движенияприобрели более плавный характер и приблизились к наглядному образцу,ослабилось напряжение пишущей руки. Занятия артикуляционной и пальчиковойгимнастикой в сочетании с подвижными играми способствуют не только коррекциипсихофизического развития, но и создают предпосылки для развития речи и речевоймоторики у глухих младших школьников.
Дляповышения эффективности процесса обучения разработаны специальные речевыепрограммы, касающиеся вопросов спортивной тренировки по легкой атлетике сглухими подростками по:
1.        спортивной специальной терминологии;
2.        наименованию спортивного инвентаря и оборудования;
3.        биодинамическим терминам;
4.        двигательным действиям;
5.        понятиям о пространственных, временных, силовых параметрах движений;
6.        структуре словесно-наглядных сообщений, связанных с измерительнойаппаратурой;
7.        структуре словесно-наглядных сообщений по бегу, прыжкам и метаниям;
8.        словесным компонентам, содержащим информацию на слайдах, рисунках,таблицах, кинограммах, видеозаписях;
9.        структуре словесно-наглядных сообщений, касающихся анализа техники иметодики обучения легкоатлетическим упражнениям.
Глухиеподростки 13-16 лет имеют ограниченный лексический запас. Поэтому обучениестроилось в следующей последовательности:
— создание представления о понятиях спортивной терминологии;
— закрепление понятий спортивной терминологии вслед за их применением.
Вкачестве методических приемов использовались описание упражнения и егоэлементов, условия выполнения, показ техники упражнения, иллюстрация его спомощью различных наглядных пособий, выполнение упражнения в облегченныхусловиях. Словесная информация состояла из объяснений, методических указаний оназвании и последовательности фаз выполнения движений, действий ног, рук,головы, туловища, рекомендации для самоконтроля и исправления ошибок. Впроцессе сообщений использовались все формы речи — устная, письменная,дактильная, жестовая. Словесные сообщения и разбор техники сопровождалисьпроверкой понимания подростками учебного материала. Такой подход способствовалосвоению спортивной техники, интенсификации учебно-тренировочного процесса,коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации,обогащению специальной лексикой и фразеологией, активизации интеллектуальнойдеятельности глухих младших школьников.
3.4. Роль компенсаторныхмеханизмов в развитии глухих детей
Всеисследования отмечают, что при нарушении слуха имеется возможность с помощьюсохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движенийкомплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. В качествекомпенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детейвыступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная,тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-педагогической деятельности вомногом определяется состоянием сохранных функций и умений их использования.
Вкомплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной основе физическойдеятельности, ведущее значение принадлежит двигательной системе, осуществляющейрегуляцию выполнения произвольного двигательного акта. Постоянным участникомсенсорной основы двигательной деятельности является зрительный анализатор. Значение кожногоанализатора при нормальном функционировании всех сенсорных каналов, какправило, недооценивается в силу того, что его функция обычно маскируетсядругими сенсорными системами. Однако активное участие анализатора вкомпенсаторно-приспособительных механизмах, в формировании познавательныхпроцессов выделяет его как дополнительный канал получения информации обокружающей действительности. Кожный анализатор вместе с кинестетическимучаствуют в осязательном чувстве. Тактильная чувствительность лиц с нарушениямслуха носит индивидуальный характер.
Вибрационнаячувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильногоанализаторов. Оба эти механизма находятся по отношению друг к другу впротиворечивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационныхощущений, вследствие чего человек при нормальном слухе не ощущает множествапериодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел вокружающей среде. В свою очередь возбуждение вибрационных механизмов теласпособствует усилению как слуховых, так и тактильных ощущений.
Наоснове полученных данных можно заключить, что вибрационная чувствительностьтеснейшим образом связана со слуховым восприятием, активно вовлекается вкомпенсаторный процесс, является важным каналом восприятия информации обучебной, трудовой, спортивной деятельности. Под влиянием двигательнойдеятельности этот канал чувствительности в динамике возрастного развития глухихсовершенствуется.
3. 5.Примерная схемаупражнений при работе со слабослышащими и глухими детьми
 
Схема построения занятий лечебной физкультурой.
Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки дыхательные упражнения.
Основная часть: упражнения, обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета»: координирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными. Преимущественное положение – лежа и стоя на четвереньках. В конце основной части – подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.
Заключительная часть: ходьба, упражнения в координации, дыхательные
упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.
A.               Перечень физических упражнений для занятий ЛФК.
1. И.п. – основная стойка, правильная осанка обеспечивается за счет
касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами
ног и пятками.
2. И.п. – то же. Отойти от стены на 1 – 2 шага, сохраняя правильную
осанку.
3. И.п. – то же. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, приняв
правильную осанку.
4. И.п. – то же. Приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3
– 5 секунд. Вернуться в и.п.
5. И.п. – лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую
линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить
прямое положение тела. Вернуться в и.п.
6. И.п. – то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и
тазобедренных суставах.
7. И.п. – то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги на весу –
«велосипед».
8. И.п. – то же. Руки вверх, медленно поднять обе ноги до угла 90( и
медленно опустить их.
9. И.п. – то же. Согнуть ноги, разогнуть их под углом 45(, развести в
стороны, соединить и медленно опустить.
10. И.п. – то же. Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть под углом 90(, медленно опустить.
11. И.п. – то же. Удержание мяча между лодыжками.
12. И.п. – то же. Перейти в положение сидя, сохраняя правильное
положение спины и головы.
13. И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей,
положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс,
лопатки соединить. Удержать это положение по команде инструктора.
14. И.п. – то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
15. И.п. – то же. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 3 – 5 счетов.
16. И.п. – то же. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в и.п.
17. И.п. – то же. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это  положение 3 – 5 счетов.
18. И.п. – лежа на левом боку. Приподнимать и опускать правую ногу.
19. И.п. – то же, но на правом боку.
20. И.п. – тоже на правом боку, правая рука вверх, левая согнута и
ладонью опирается в пол. Приподнять обе ноги, удерживать их на весу
21. И.п. – то же на левом боку.
22. И.п. – лежа на боку. Приподнять одну ногу, присоединить к ней
другую, опустить ноги в и.п.
23. И.п. – то же на другом боку.
В. Комплекс утренней гимнастики.
1. «Подтягивание». И.п. – стойка ноги врозь. Положив сплетенные руки на голову, медленно отвести руки назад и прогнуться, /движение соответствует естественному потягиванию/ — вдох. Расслабив мышцы, вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный – 3-4 раза.
2. «Присядь комочком». И.п. – стойка основная. Присесть пониже, обхватив  колени руками, голову вниз – выдох. Вернуться в и.п. – вдох – 4-5 раз.
3. «Петрушка». И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед,  пальцы разведены. Наклониться, коснуться ладонями колен – выдох.
Вернуться в и.п. – вдох – 6-7 раз.
4. «Маятник». И.п. – стойка ноги врозь, руки за спину. Наклоны вправо Дыхание свободное 4 раза в каждую сторону.
5. «Косари». И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед – вправо, пальцы сжаты в кулак /имитация движения косаря/. Дыхание свободное – 5-6 раз.
6. «Мячик». И.п. – основная стойка, руки на пояс. Подскоки на месте, на носках. Дыхание свободное. После 15 – 20 подскоков перейти на свободную ходьбу с постепенным замедлением.
7. «Дыши глубже». И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе, голову вниз.  Отвести локти и плечи назад, голову вверх – вдох. Вернуться в и.п. –  выдох. Темп медленный – 6-8 раз.
С. Физкультурная минутка.
1. И.п. – основная стойка, 1 – руки в стороны, 2 – подняться на носки, руки вверх, подтянуться – вдох, 3 – руки вперед, 4 – и.п.
2. И.п. – руки согнуты в локтевом суставе перед грудью, 1 – 4 рывки
руками, 5 – 8 рывки прямыми руками.
3. И.п. – руки на пояс, 1 – наклон вперед, 2 – наклон назад,
3 – наклон вправо,4 – наклон влево.
4. И.п. – руки на пояс, 1 – приседание, руки вперед, 2 – и.п.
 3 – приседание, руки вверх, 4 – и.п.
5. И.п. – руки вытянуты вперед перед грудью,
1 – мах левой ногой к правой руке,
2 – мах правой ногой к левой руке,
3 – мах левой ногой к правой руке,
4 – мах правой ногой к левой руке.

Заключение
 
Вданной работе были рассмотрены особенности физического развития, физическогоздоровья и двигательной активности детей младшего школьного возраста снарушениями слуха разной степени.
Послезнакомства с мнениями различных авторов пособий по физическому воспитаниюслабослышащих и глухих младших школьников, сделаны следующие выводы:
1. Анализ режима днядетей с ослабленным слухом показывает, что их двигательная активность на 20-30%ниже, чем у здоровых сверстников.
2. При выполнениидозированной физической нагрузки организм слабослышащих детей адаптируетсяхуже, чем у здоровых школьников такого же возраста. Это характеризуется, преждевсего, длительным периодом восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%).
3. Использование вкачестве параметров двигательных режимов младших школьников с нарушением слухаиндексов физической активности позволяет косвенно оценить энергостоимостьмышечных усилий разной интенсивности и расширить представления о взаимосвязидвигательной активности с уровнем физического состояния.
4. Значения параметровдвигательной активности у мальчиков и девочек 8 — 10 лет, с нарушением слуха,определялись уровнем физического состояния: для школьников с низким и нижесреднего уровнем в структуре целенаправленной и произвольной двигательнойактивности преобладали энергозатраты на двигательные действия средней интенсивности(индекс физической активности среднего уровня); у школьников со средним и вышесреднего уровнями — суммарные энергозатраты на мышечные усилия средней ивысокой интенсивности (ИФА среднего и высокого уровня).
5. В качествеоптимального для слабослышащих детей младшего школьного возраста может бытьрекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь иподдерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровеньхарактеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функциональногостатуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкойзаболеваемость.
6. В процессе подачиинформации использовать все виды речи-— устную, письменную, дактильную,жестовую.

Списокиспользованных источников:
 
1.  Бабенкова Р.Д.,Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха вдошкольных учреждениях // Методические рекомендации. – М., 1973. – 32 с.
2.  Боскис Р.М. Глухиеи слабослышащие дети. – М.: Педагогика, 1963. – 215
3.  Программавоспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П.Носковой. – М.: Просвещение, 1991. – 120 с.
4.  Хода Л.Д., ЗвездинВ.К. Физическая реабилитация глухих детей 4-7 лет Республики Саха (Якутия). –Нерюнгри, 2001. – 160 с.
5.  Частные методикиадаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.:Советский спорт, 2003. – 145 с.
6. Электроннаяверсия журнала «Адаптивная физическая культура», статья «Режимы двигательнойактивности глухих и слабослышащих детей, обучающихся в спец-интернате»,Фандикова Л.А.Национальный университет физического воспитания и спорта Украины.2006.
7. .«Страна глухих» www.deafworld.ru/.нарушения
8.Сайт Реабилитационного центра для детей с нарушениемслуха:
www. permonline.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концепции современного естествознания (астрономия)
Реферат Японская экономика реформирование индустриального общества в интеллектуальное реформы премьерминистра
Реферат Акустические методы контроля материалов
Реферат Эволюция художественных образов в лирике А Ахматовой
Реферат Алгоритмы и их свойства. Формирование алгоритмической культуры учащихся
Реферат Толстой это целый мир
Реферат Расчет вала механизма натяжения ремня вентилятора
Реферат Аналитическая справка педагогической деятельности Елены Александровны Полевой, учителя немецкого языка муниципального общеобразовательного учреждения
Реферат Зброя масового ураження її дія на людей будівлі і техніку
Реферат Побудова моделі для аналізу та прогнозу поквартального випуску продукції компанії
Реферат К вопросу о приоритетах в науке и технике: В. В. Петров и электрическая дуга
Реферат Character Developement In Lord Of The Flies
Реферат Эффективность перевозок пассажиров маршрутными такси
Реферат Определение пола у динозавров
Реферат Создание индустрии секса в конце ХХ века