Реферат по предмету "Педагогика"


Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

Содержание
 
 
Ведение. 3 
Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. 5 
1.1. Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе  5 
1.2. Критерии и диагностика подготовленности младших школьников к выбору профессии. 11 
Выводы по первой главе. 17 
Глава II. Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. 18 
2.1. Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. 18 
2.2. Приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе  23 
2.3. Методы  профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе  31 
Выводы по второй главе. 35 
Заключение. 36 
Литература. 38 
Приложения. 42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ведение
       ХХIвек поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками младшей школы. К сожалению, в практике работы учителей начальных классов, данная работа имеет, как правило, эпизодический характер, отсутствует системность данной работы.
       Профессиональная ориентация не может  быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию.
       Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе  для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Однако, если для старшеклассников существует множество методов и приемов работы по профессиональной ориентации, то для младшего звена, таких наработок явно недостаточно.
       Таким образом, можно сформулировать противоречие между объективной необходимостью профессиональной ориентации младших школьников и недостаточной разработкой методов и приемов, профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.
       Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования: «Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе».
       Объект исследования: процесс профессиональной ориентации.
       Предмет исследования: методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.
       Цель исследования: выявить и научно обосновать методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.
       Задачи исследования:
       1. Проанализировать проблему профессиональной ориентации младших школьников в научной литературе.
       2. Изучить и обобщить существующий практический опыт по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.
       3. Определить критерии подготовленности младших школьников к выбору профессии.
       4. Разработать методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.
       Методы исследования:
— анализ педагогической, научной и периодической литературы;
— анализ продуктов деятельности учащихся;
— изучение и обобщение педагогического опыта;
— анкетирование.
 
 
 
 
 
 Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе1.1. Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
       По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [7; с.429].
       С.Н.Чистякова определяет профориентацию как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой школой, семьей, производственными коллективами, учреждениями профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника, требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране.
       Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельно профессию [40; с.3].
       Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности, по мнению С.Н.Чистяковой, способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду. Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, с помощью которой школьники получают сведения о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, о способах и условиях овладения ими [40; с.4]
 
       Таким образом, профессиональная ориентация составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе  сферы труда и профессии в  соответствии с призванием личности и потребностями общества  в квалифицированных кадрах.
       В современных условиях развития общества, как отмечает, коллектив авторов института профессионального самоуправления молодежи РАО, главным становится удовлетво­рение потребностей и интересов конкрет­ного человека в профессиональном станов­лении и самореализации в труде. При этом важно предвидеть возможную смену дея­тельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкуренции и безработицы на рынке труда.
      Как указывается в статье, в современном мире у многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватное     способностям    и    профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную    необходимость    в    организации профориентационной деятельности с учетом новых социально-эконо­мических реалий уже в начальной школе.    
       Исходя из социально-экономических условий  и жизненной необходимости подготовки школьников  к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей, можно сформулировать задачи профориентационной работы школы следующим образом:
1.      Расширение  представлений учащихся об отраслях  и профессиях, о требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений, о потребностях в работниках местных предприятий, бизнесе, учреждений и учебных заведений.
2.      Убеждение в необходимости развития способностей, необходимых  для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.
3.      Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности.
4.      Дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других индивидуальных особенностей школьников [30; с.34].
       Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках технологии, организация спецкурсов по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.
       Управление профориентацией, по мнению С.Н.Чистяковой, может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределения личности, которая выступает в качестве объекта управления и субъекта своего профессионального самоопределения.
       Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. С.Н. Чистякова отмечает, что изменения, происходящие в профессиональном самоопределении, необходимо рассматривать как объективный показатель развития личности. Профессиональное самоопределение включает профессиональную направленность и профессиональное самосознание[40; с.47].
       Профессиональное самосознание – это соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях – со своими возможностями. Благодаря профессиональному самосознанию у человека углубляется личностный смысл предстоящей деятельности, складывается убежденность в целесообразности выбора профессии [37; с.48].
       Теоретические основы профессионального самоопределения личности рассматриваются в трудах отечественных ученых Е.М.Борисовой, В.А.Бородина, С.И.Вершинина, А.Е.Голомштока, А.Я.Журкиной, Л.А.Йовайша, Н.Н.Захарова, Н.Э.Касаткиной, Е.А.Климова, Е.М.Павлютенкова, М.Н.Скаткина, В.Д.Симоненко, А.Д.Сазонова, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Младший школь­ный возраст определяется авторами как важный этап пропедевти­ческой подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.
        С.Н.Чистякова в частности указывала на тот факт, что у детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе жизнедеятельности. Поэтому, по мнению автора, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности [39; с.48-49].
        О.Ю. Елькина связывает профессиональную ориентацию младшего школьника с формированием его продуктивного опыта. В ходе исследования автор определила, что на повышение уровня сформированности про­дуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору про­фессии оказывали влияние:
·        использование в процессе обучения методики разноуровневых
заданий, что способствовало формированию у учащихся ценности
учебной деятельности, нацеливало на преобразование их прошлого
опыта, развивало во взаимосвязи мотивационно-ценностное отноше­ние школьников к Образу «Я» и трудовой деятельности;
·        применение на уроках чтения при изучении произведений о
труде приема сравнения Образа «Я» с образами героев литературных
произведений, что обеспечивало формирование ценностного отношения школьника к самому себе;
·        применение метода контент-анализа при анализе сочинений
учащихся «Моя будущая профессия», позволяющего выявить содержа­
тельную характеристику мотивационной сферы личности как субъекта
будущей профессиональной деятельности;
·        обогащение коллективной профориентационной деятельности
школьников созданием ими общественно ценного продукта, что обеспечивало приобретение практического трудового опыта;
·        использование игровых средств — занятий курса «В Океане
профессий», профориентационных игр, профессиональных мини-проб
— способствовало включению школьников в рефлексивную деятельность, актуализировало проблему подготовки к выбору профессии на пропедевтическом этапе профессионального самоопределения.
       Современные подходы к профессиональной ориентации школьников (А.Я.Журкина, Л.М.Митина, В.Д.Симоненко и др.) рассматривают последнюю как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения   к   себе   как   к   субъекту   будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, ясно, что профессиональная ориентация — это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной  мере реализовывать себя  в  ней.
       Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном  процессе достичь  необходимых результатов. Так коллектив авторов книги «Школа и выбор профессии отмечает, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте [41; с.8-9].
       Рассмотрев проблемы профессиональной ориентации  младших школьников, мы можем говорить  о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.
 
 
 
 
 
 
 
 1.2. Критерии и диагностика подготовленности младших школьников к выбору профессии
       Углубленное изучение закономерностей подготовленности школьников к выбору профессии, разработка критериев и показателей ее сформированности является основным условием условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.
       В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от латинского «критериум», что значит «сравнение»).
       Исходя из сущности выбора профессии, можно говорить, что критерием оценки готовности к данному выбору будет профессиональное самоопределение личности.
       Е.А. Климов [22] выделяет следующие показатели подготовленности к профессиональному самоопределению учащихся, характеризующие данную подготовку как процесс становления профессионального самоопределения учащихся:
       1. Информированность учащегося. Знание структуры народного хозяйства и видов профессионального образования; потребностей народного хозяйства (страны, конкретного экономического района) в кадрах; содержания и условий труда по избранной профессии; учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).
       2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах). Учащийся выбирает профессию, в которой государство испытывает острую необходимость, в соответствии с устойчивыми профессиональными интересами и выраженными специальными способностями.
       3. Выраженность профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии.
       4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (математике, физике, технике; естественным наукам, гуманитарным и т.д.)
       5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, группе по предмету интереса).
       6. Сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования по специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей).
      7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).
       8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессии).
       Исходя из того, что младший школьный возраст является подготовительным для становления профессионального самоопределения ребенка, остановимся на тех критериях и показателях развития уровня подготовленности к выбору профессии, которые являются   свидетельством того, что ребенок становится на первую ступень самоопределения в профессии (таблица 1.)
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1.
Критерии и диагностика уровня подготовленности к выбору профессии
 детей  младшего школьного возраста
 
Критерии
Показатели
Методы диагностики
1. Когнитивный
1. знания о труде людей;
2. знание основных профессий региона;
3. знание основных требований, которые предъявляет к человеку профессия 
Тестирование
 
2. Мотивационно-потребностный
1. наличие мотива подготовки к трудовой деятельности;
2. положительного отношения к труду и результатам труда других;
3. стремление к совмест­ной творческой деятельности
Наблюдение
 
3. Деятельностный
1. стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности,
2. активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках, чтения произведений научно-познавательной литературы и др.
Тестирование
Анкетирование
 
       Целенаправленное изучение учащихся начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют учителя и родители для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем. С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).
       Большие возможности имеет тестирование детей. Тестирование помогает выявить ценностные отношения ребенка к труду: оно ставят его в положение «свободного выбора». Например, детям предлагают дописать предложение: «Когда я вырасту я стану…». Дописываемый тезис выявит определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его представлении о собственном будущем. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.
       Представление детей о мире профессий  можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».                                       
       На констатирующем этапе эксперимента в школе №  г. Новокузнецка, для учеников 3 класса А были предложены анкета и тест незаконченных предложений (приложение 1,2).
       Анализ анкет проводился по следующим уровням.
       Высокий. Ученик указывает более 8 профессий металлургической и горнодобывающей промышленности. Называет точно профессии родителей. Достато


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.