Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
Рязанский заочный институт (филиал) Факультет организации и управления
Кафедра социально-культурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: "Физкультурный досугдетей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования"
Выполнил(а):
студентка4 курса
группы717
ИвашкинаОксана Викторовна
Старшийпреподаватель:
СысоеваМарина Михайловна
Зав.кафедрой:
КвасоваНаталья Семеновна
Длядопуска к защите
Рязань 2010г
План
Введение
Глава 1. Физиологические и психологические характеристикидетей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности физиологического развития детей старшегодошкольного возраста
1.2 Психологические характеристики детей старшегодошкольного возраста
1.3 Специфика организации физкультурного досуга для детейстаршего дошкольного возраста
Глава 2. Опыт деятельности МДОУ детский сад №11 г. Сасовопо организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста
2.1 Характеристика деятельности МДОУ детский сад №11 поорганизации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста
2.2 Предложения по повышению эффективности организациифизкультурного досуга в МДОУ детский сад №11 для детей старшего дошкольноговозраста
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной проблемы
В общейсистеме всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребёнкадошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываютсяосновы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности.В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитаниефизических качеств.
Значениеэтих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем,деятельность их ещё несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькиедети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимосодействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставногоаппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы,укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, способствовать развитию сердечно-сосудистойсистемы, увеличивать возможности её приспособления к разным и быстро меняющимсянагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичностидыхания, развитию умения согласовывать дыхание и движение, содействовать развитиюнервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формированиедвигательных навыков и физических качеств — ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Степень научной разработанности: в современнойлитературе широко изучаются физиологические и психологические особенности развитиядетей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования.Авторами таких работ являются: Н. Голиков, Г.И. Осокина, М.А. Васильева, В.В. Гербова,А.В. Чеботарев и др. Так же в современной педагогике все больше внимания уделяетсяфизическому развитию детей — дошкольников, как основному средству развития здоровогои гармонически развитого человека путем разработки нестандартных и нетрадиционныхметодик проведения занятий и физкультурных досугов и праздников. Авторами подобныхпрограммно — методических пособий являются: В.Н. Зимонина, К.К. Утробина, О.Б. Казина,М.Ю. Картушина, Т.Н. Образцова, Ю.А. Антонова, Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин, Л.В.Гаврючина, М.А. Рунова, О.М. Литвинова, Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко,Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.
Объект исследования: физкультурный досугдетей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: деятельность МДОУ детскийсад №11 г. Сасово по организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольноговозраста.
Цель исследования: повышение эффективности организациифизкультурного досуга в МДОУ детский сад №11 г. Сасово для детей старшего дошкольноговозраста.
Задачи исследования:
изучить психологические и физиологические особенностиразвития детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть специфику организации физкультурного досугадля детей старшего дошкольного возраста;
изучить опыт работы МДОУ детский сад №11 г. Сасовопо организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста;
разработать предложения по повышению эффективностиорганизации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
изучение литературы;
изучение документов.
База данного исследования: МДОУ детский сад№11 г. Сасово
Практическая значимость: результаты моего исследованиямогут быть использованы в работе инструкторов физкультуры и воспитателей детскихсадов с целью повышения эффективности организации физкультурного досуга для детейстаршего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.
Структура курсовой: введение, две главы, заключение,список литературы, приложения.
Глава 1. Физиологические и психологические характеристикидетей старшего дошкольного возраста1.1 Особенности физиологического развития детей старшегодошкольного возраста
Старшийдошкольный возраст (от 5 до 7 лет) — очень важный этап в развитии ребенка, так какв этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головногомозга, органов и систем организма.
Рост детейна 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннеговозраста и равен в среднем 4-6 см в год; на 6-м и 7-м году жизни прибавка в ростезначительно возрастает — до 8-10 см. Это первый период вытягивания. Увеличение роставо второй половине дошкольного возраста связано с функциональными изменениями вэндокринной системе (в частности, с усилением функции гипофиза).
С ростомребенка изменяются и пропорции тела. Так, к 7-му году жизни длина ног увеличиваетсяболее чем втрое, рук — в 2,5раза, а туловища — в 2 раза по сравнению с ихдлиной у новорожденного ребенка. В этом возрасте в основном заканчивается формированиеструктуры костной ткани детского организма.
Образованиефизиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах начинаетсяна 1-м году жизни и продолжается до 6-7 лет. Скелет ребенка дошкольного возрастасостоит в значительной степени из хрящевой ткани, поэтому он легко деформируетсявследствие действия неблагоприятных условий (неправильное положение тела, долгоестояние, сидение, неудобная постель, мебель). Если не учитывать этих особенностейи не заниматься с ребенком правильным физическим воспитанием, то появляются нарушенияосанки (что отрицательно сказывается на функции кровообращения, дыхания), происходитнеправильный рост костей.
На протяжениидошкольного возраста происходит формирование свода стопы, для правильного формированиякоторой необходимы соответствующие упражнения, обувь должна быть только на каблуке.В дошкольном возрасте отмечается относительно большая подвижность связочного аппаратасустава, что обусловлено большей эластичностью мышц, связок и сухожилий, чем у взрослых,значительно развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее,работоспособность их увеличивается.
В дошкольномвозрасте происходят быстрое качественное развитие и совершенствование бронхо-легочногоаппарата. Частота дыхания уменьшается до 26-22 в 1 минуту, глубже становится вдохи продолжительнее выдох. У детей этого возраста наступают значительные анатомическиеи функциональные изменения органов кровообращения: масса сердца увеличивается, благодарячему возрастает сила сердечных сокращений и повышается выносливость сердца. Числосердечных сокращений колеблется от 85 до 95 в минуту. Артериальное давление с возрастомпочти не меняется и составляет 95/58 — 97/58 мм рт. ст.
В дошкольномвозрасте отмечается дальнейшее морфологическое и функциональное развитие центральнойнервной системы. Быстро совершенствуется вторая сигнальная система, посредствомкоторой образуются условные рефлексы на слово. Условные рефлексы вырабатываютсябыстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны и легко разрушаются.Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются,поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характери дети быстро утомляются. Поэтому для образования определенных двигательных навыкови их закрепления требуются определенная повторяемость и последовательность примененияраздражителей. Развитию движений у детей способствуют физические упражнения, проводимыепо определенному плану. В этом возрасте совершенствуются бег, ходьба, прыжки, метание.
Бег. Длябега характерен отрыв обеих ног от пола («полетность»). В возрасте 5-6лет, особенно при наличии тренировки, видный на глаз отрыв ног от пола встречаетсяу 20%, к 7-му году — более чем у 70% детей. Хорошая координация движений рук и ногпри беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: к 7-му году жизни она наблюдаетсяболее чем у 90% детей. Постепенно на протяжении дошкольного возраста длина шагапри беге увеличивается, он становится более равномерным, движения ног менее частыми.В 6-7 лет значительно возрастает скорость бега.
Ходьба.В возрасте 5-6 лет координация движений улучшается, содружественные движения руки ног улучшаются более чем у 70% детей, становится более равномерным шаг. К 7 годампочти у 100% детей более содружественные движения рук и ног, увеличивается длинашага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. У большинствадетей имеется правильная осанка при ходьбе.
Прыжки.В 5 лет увеличивается длина прыжка с места, дети овладевают прыжком с разбега, ноони еще недостаточно используют при прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногдаприземляются на всю стопу. Дети 5 лет хорошо подпрыгивают на одной ноге на местеи с продвижением вперед. К 6-7-му году жизни дети выполняют прыжки на месте и спродвижением вперед на двух ногах и на одной ноге, в длину с места и с разбега,в высоту. Они уже умеют использовать взмах рук при отталкивании; более чем 70% детейприземляются правильно (легко, на полусогнутые ноги).
Метание.В 5-летнем возрасте у большинства детей уже правильные замах рукой и поворот туловища.При метании вдаль лучше выдерживается направление броска, развивается навык метанияв цель. К 7-му году при соответствующей тренировке дети хорошо овладевают навыкомметания.
Дети 4-5лет в связи с улучшением координации движений умеют стоять на одной ноге, ходитьна носках и пятках, ходить по уменьшенной площади опоры (между линиями, нарисованнымина полу, по скамейке, бревну на различной высоте). Детям 6-7 лет доступно выполнениеболее разнообразных и сложных упражнений в равновесии, как на месте, так и в движении.
В этомвозрасте совершенствуется и работа органов чувств: осязание, обоняние, вкус, зрение,слух.
Итак,физиологические механизмы, обусловливающие различные формы взаимосвязи силы, скоростии выносливости в детском возрасте разнообразны. Так же в процессе физического воспитаниядетей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формированиедвигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитиенавыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.1.2 Психологические характеристики детей старшего дошкольноговозраста
Дети старшегодошкольного возраста уже могут распределить роли до начала игры и строят свое поведение,придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующейи по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношениядетей, отличается от ролевой речи. Поскольку они начинают осваивать социальные отношенияи понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни ролистановятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могутвозникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организацияигрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и«периферия» (в игре «Больница» таким центром оказывается кабинетврача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступаетв качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьмаразнообразными.
Развиваетсяизобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Дети в течениегода способны создать до двух тысяч рисунков. По содержанию они могут быть самымиразными: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрациик фильмам и книгам. Рисунки хотя и представляют собой схематизированные изображенияразличных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения,передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер.
Конструированиехарактеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменитьдетали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способомобследования образца. Способны выделить основные части предполагаемой постройки.Сама конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслуи по условиям.
Продолжаетсовершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходитсистематизация представлений детей. Они различают и называют не только основныецвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд- по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Однако дети могутиспытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваютсяс несоответствием формы и их пространственного расположения.
В старшемдошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не толькорешить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать,в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобныерешения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватныемыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления,отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты,а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дняи ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,представления о развитии и т.д.
Крометого, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логическогомышления. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшегодошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения,если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитиевоображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьмидостаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображениястановится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противномслучае этот процесс может не привести к высокому уровню.
Продолжаютразвиваться устойчивость, распределение внимания и его переключаемость. Наблюдаетсяпереход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжаетсовершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводитьшипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационнаявыразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни.Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все частиречи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используютсясинонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать,рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Таким образом, достижения возраста характеризуютсяраспределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства;дальнейшим развитием изобразительной деятельности, сопровождаемым высокой продуктивностью.В конструировании применяется обобщенный способ обследования образца; восприятиехарактеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождаетсяосвоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления,представления о цикличности изменений); развиваются обобщения, причинное мышление,воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязьи взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развитиядетей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям,но и лучше развивается психически. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательныйаппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическимиупражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детейвоспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатываетсяхарактер.1.3 Специфика организации физкультурного досуга длядетей старшего дошкольного возраста
Физкультурный досуг — одна из форм активного отдыхадетей. Введение в практику дошкольного учреждения подобных мероприятий позволяетреализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательнойактивности. Содержание досуга — это знакомые детям физические упражнения, но проводимыев игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональныйфон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурныхдосугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физическиекачества. Командные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма,товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности,организованности.
Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Рекомендуется проводить его ввечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярноевремя (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11часов).
Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, таки в помещении. Длительность его колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возрастадетей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомлениеотрицательно сказываются на здоровье детей.
В начале учебного года составляется перспективный пландошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Намечаетсяих тематика, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программныйматериал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досуговруководитель физического воспитания должен исходить из условий своего дошкольногоучреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности.
В связи с тем, что физкультурные досуги базируютсяна знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях,прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепленияи совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенновоспитательные.
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка,поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкальногосопровождения может использоваться как аудиозапись, так и «живое» исполнение(фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведениядля таких мероприятий, руководителю физического воспитания следует помнить, чтомузыка должна быть доступной для восприятия детей по темпу и ритму. Для детей лучшеиспользовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать темеи содержанию досуга.
Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводныеигры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальнымруководителем.
Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможнымисюрпризными моментами: введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием,вручением маленьких подарков, призов. Это могут быть фигурки оригами, поделки изприродных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которыевручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Подаркамимогут быть и фрукты. Можно также устроить чаепитие с угощениями.
При проведении досуга в старшем дошкольном возрастенеобходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опытв условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативув разнообразных видах деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста обладают довольношироким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания,используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются заданияна развитие психических процессов.
Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной,веселой двигательной деятельностью. Ребенок индивидуально и коллективно (командами)участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде.В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы ипляски.
Физкультурный досуг развивает мышление, воображение,целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать своичувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигатьсяпод музыку, музыкальный слух, память.
Таким образом, главной задачей педагога при проведениифизкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулированиеактивности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированныйподход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятноеощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радостиот успехов товарища.
Глава 2. Опыт деятельности МДОУ детский сад №11 г. Сасовопо организации физкультурного досуга для детей старшегодошкольного возраста2.1 Характеристика деятельности МДОУ детский сад №11по организации физкультурного досуга для детей старшегодошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №11 «Радуга» является учреждением комбинированного вида 2-йкатегории. Учредителем МДОУ детский сад №11 является администрация муниципальногообразования — город Сасово. Первоначально было рассчитан на пребывание 240 детей,то есть 12 групп с отдельным музыкальным залом.
В 1994 году детский сад получил статус Реабилитационногоцентра для часто болеющих детей с плановым контингентом 165 детей. Были открыты4 компенсирующие группы (логопедическая, аллергическая, с нарушением опорно — двигательногоаппарата, с вираж — тубинфицированной пробой); 6 — для часто болеющих детей. В настоящеевремя в детском саду функционирует 12 групп.
Имеются:
музыкальный и спортивный залы, оснащенные необходимымоборудованием и инвентарем;
кабинеты: медицинский, процедурный, заведующей, методический,логопедический, психологический, для социального педагога, совмещенный с кабинетомзаместителя заведующей по АХР, физиотерапевтический, массажный.
МДОУ осуществляет свою деятельность на основании законаРФ «Об образовании», Устава МДОУ, Конвенции о правах ребенка.
МДОУ имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово-хозяйственнуюдеятельность в пределах бюджетных и внебюджетных средств. МДОУ является собственникомфинансовых и материальных средств, полученных за счет своих доходов, а также имущества,приобретенного за счет своих доходов, и средств, переданных в форме дара физическимии юридическими лицами, и использует их в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
Источниками формирования имущества и финансов являются:
средства, получаемые от учредителя;
внебюджетные средства (родительская плата);
имущество, преданное МДОУ;
добровольные пожертвования родителей, других физическихи юридических лиц.
Руководитель учреждения — заведующая детским садом- имеет высшее педагогическое образование, 18 разряд и стаж педагогической работыоколо 40 лет.
Методист(старший воспитатель) — имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационнуюкатегорию и стаж педагогической работы более 20 лет.
Кадровый ресурс детского сада составляет 58 человек.Из них 25 человек — педагогический состав, медицинский персонал — 4 человека, 11человек — помощники воспитателей (няни), 18 человек — технический обслуживающийперсонал.
В основном в учреждении работают женщины — 52 чел., мужчины- 6 чел.
Образование педагогического состава:
высшее педагогическое образование имеют 13 чел.;
среднее педагогическое образование — 8чел.;
без педагогического образования — 4 чел.
18 разряд имеет 1 чел.;
14 разряд (высшая квалификационная категория) — 5 чел.;
12-13 категория (1квалификационная категория) — 11 чел.;
7-9 разряд — 8чел.
Стаж педагогической работы:
менее 3-х лет имеют 3 чел.;
с 3 до 10 лет — 3 чел.;
с 10 до 20лет — 7 чел.;
с 25 до 35 лет — 10 чел.;
более 35 лет — 2чел.
Возраст педагогического состава:
до 30 лет — 3 чел.;
с 30 до 45 лет — 10 чел.;
с 45 до 55 лет — 7 чел.;
после 55 лет — 5 чел.
Информационно — методическую деятельность в МДОУ осуществляетстарший воспитатель (методист). В методическом кабинете собраны необходимые дляработы педагогов: журналы, книги, пособия, наглядный материал.
Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время реализуетследующие функции: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительную,общекультурную и др.
Основными задачами МДОУ является:
создание условий, гарантирующих охрану и укреплениездоровья детей;
создание максимальных условий, обеспечивающих физическое,интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающейприроде;
взаимодействие с семьей для обеспечения полного развитияребенка
Без праздника с элементамиспортивных игр и развлечений невозможно представить повседневную деятельность современногодетского сада. Тем более что поводов для проведения подобных мероприятий существуетдостаточно много, а проходить они могут и в зале, и на улице. Это и зимние увеселения,связанные со святочными и масленичными гуляньями, которые были заведены нашими предкамис незапамятных времен. Это и события, отражающие даты летнего народного календаря.Это и праздники, к участию в которых можно привлечь родителей, — День здоровья,День семьи, «Мама, папа и я — спортивная семья». Это и праздники, утвержденныекак общегосударственные, — День здоровья (7 апреля), День физкультурника (9августа).Словом, причин для устройства спортивного праздника существует предостаточно. Необходимотолько подобрать сценарий, который тематически соответствовал бы этому дню.
В своей работе я используютакие массовые и групповые формы социально — культурной деятельности как: олимпиады,спартакиады, спортивные театрализованные праздники, игровые программы, опираясьна методы соревнования, упражнения, поощрения средствами театрализации, музыкальногооформления, игрового и развлекательного момента.
Составляя сценарии спортивныхпраздников для дошкольников, я придерживаюсь традиционного порядка в подборе и расположенииматериалов. Например, обычная структура любого достаточно крупного физкультурно-оздоровительногомероприятия состоит из своеобразного зачина — элемента открытия праздника, когдаведущая объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будутпроходить все конкурсы — по командам или индивидуально, происходит знакомство сгостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимаютучастие в выполнении игровых спортивных заданий, аттракционах и т.д. В состав основнойчасти могут также включаться так называемые эпизодические компоненты — показательныевыступления спортсменов и даже музыкально-танцевальные номера. Финал каждого мероприятиятакже достаточно традиционен — в нем ведущая произносит слова благодарности всем,кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители,могут также выступить гости праздника или кто — то из членов жюри, пожелав в концесвоего выступления всем участникам дальнейших спортивных успехов.
В ходе праздника вместес основным его ведущим — воспитательницей — активное участие могут принимать и персонажилюбимых детских сказок и фольклора: веселые скоморохи и Масленица, медведь и заяц,Мойдодыр и т.д.
Их помощь ведущей не остаетсябез внимания, поскольку эти герои усиливают карнавальный элемент праздника, общаясьс детьми в своеобразной, сказочно-балагурной форме, что доставляет много удовольствиядошкольникам.
Планируя работу по проведению физкультурного досугас детьми старшего дошкольного возраста, я учитывала такие факторы:
подвижные игры должны соответствовать возрастным ифункциональным возможностям ребенка;
более подвижные игры необходимо чередовать с болееспокойными;
способствовать повышению эмоционального настроя детейпутем ввода в сценарий мероприятия различных персонажей;
избегать длительного статического положения, ожидания;
методы и способы организации детей согласовывать сих возрастными возможностями;
учитывать время, отведенное на проведение мероприятия.
Чтобы день праздника отличалсяот всех остальных, его необходимо сопроводить специальной нарядной атрибутикой- оформлением зала, изготовлением праздничных деталей. Так же, дети могут принятьучастие в создании эмблемы для будущих соревнований, изготовлении различных поделок,которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.
В спортивномзале я проводила для детей различные спортивно — познавательные театрализованныемероприятия. Например, на развлечении «Зеленый огонек» (Приложение 1),в гости к ребятам пришли Светофор и различные дорожные знаки, которые рассказалиребятам, как нужно вести себя на дороге, а также провели спортивные игры на знанияправил дорожного движения.
А Малыши Карлсон рассказали, как нужно обращаться с электроприборами и спичками, когдаостаешься дома один, что нужно делать, если возник пожар, и также провели веселыеигры на знания пожарной безопасности.
В нашемдетском саду регулярно проводятся Дни здоровья (Приложение 2), где дети в игровойформе узнают о самых необходимых правилах здорового образа жизни, а помогают имв этом доктор Айболит, глупые разбойники, микробы и многие другие сказочные персонажи.День здоровья мы проводим в соответствии с указаниями программы, начиная со второймладшей группы. Его задачей является забота о профилактике нервной системы ребенка,оздоровлении его организма в тесной связи с поддержанием положительно-эмоциональногосостояния психики. Поэтому в этот день детям обеспечивается максимальное пребываниена воздухе. Дети освобождаются от занятий, требующих умственного напряжения. Онииграют в интересные для них и любимые игры, поют, слушают музыку, спокойно, веселообщаются друг с другом.
К 23 февраляя проводила эстафеты «А, ну — ка, мальчики!» (Приложение 3), «Мы- солдаты», где команды мальчишек из двух разных групп соревновались в силе,ловкости, проявляя самые свои лучшие спортивные качества.
Дню космонавтикия посвятила спортивное развлечение «Ждут нас быстрые ракеты», «Летающиетарелки», «Путешествие на планету Здоровья», а Дню Победы — «Есть такая профессия…», «Мы за мир!».
Так жевсем пришлась по душе спортивная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад»(Приложение 4), где дети сами придумывали движения для танца озорных козлят, дружноисполняли песенку и весело играли с волком.
Мы активнопривлекаем к здоровому образу жизни не только детей, но и их родителей, так какизвестно, что в семье прививаются все основные навыки будущей успешной жизни человека.
Специалисты, работающиев нашем дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимыхтеоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижнымииграми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемыобучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенныеребенком двигательные навыки.
Мы предлагаем следующиеформы работы: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями — занятия,развлечения, походы, Дни здоровья и т.д.; консультационная помощь специалистов;составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистамии родителями.
Я разрабатываю для родителей памятки — рекомендации,оформляю папки — передвижки с консультациями по оздоровлению детей, организую совместныефизкультурные праздники для детей и их родителей под названием «Папа, мама,я — спортивная семья» (Приложение 5). Многих родителей приходится сначала долгоуговаривать, чтобы они приняли участие в соревнованиях, но ощутив незабываемую атмосферувеселья, азарта и радости от участия в веселых конкурсах, от общения со своими детьми,другими родителями, они активно и с удовольствием приходят еще раз.
Еще одна форма совместной работы с родителями — элементарныйтуризм. Туризм — одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеминеобходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это — общение сприродой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Туризмпрост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем, он являетсяестественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируютсяи соотносятся с физическими возможностями участников.
В нашем детском саду применяютсяпешеходные походы в парк. Цель этих походов — оздоровление организма детей, приобретениенавыка ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута, знакомствос родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле.
Подготовка к туристическомупоходу начинается с того, что совместно с родителями, воспитателями, инструкторомпо физическому воспитанию разрабатывается маршрут похода, определяются места остановок,обсуждается необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во вниманиевозраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условиярайона похода. Маршрут похода должен быть интересным для дошкольниковв познавательномотношении, способствоватьукреплению здоровья малышей, улучшению их физическогоразвития. План и маршрут согласовывается с медицинскими работниками. В результатесовместного обсуждения составляется и рисуется схема маршрута. Длительность походадолжна быть от 2до 4 часов.
Каждый поход должен запомнитьсядетям и так называемым сюрпризным моментом: какой-либо неожиданной игрой или интереснойвстречей (с лесовичком, гномом, ежиком, лисичкой и т.д.). Роли сказочных персонажейисполнят родители, они же проведут подвижные игры, игры с элементами спортивногоориентирования.
Свои впечатления от похода дети выражают в рисунках,в поделках, родители совместно с детьми устраивают выставки, оформляют фотоальбомы.
Необходимоотметить, что значительное место в программе физкультурных праздников и развлеченийзанимают игры и игровые задания соревновательного типа. Они увеличивают двигательнуюактивность, повышают интерес к физическим упражнениям, учат детей оценивать своивозможности и управлять своим поведением. Успех любой команды зависит не толькоот скорости действий, сообразительности и организованности играющих, но и ответственностикаждого за всех. Поэтому игры-эстафеты используют в работе только со старшими дошкольниками,которые умеют элементарно планировать и критически оценивать результаты своих действий.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержанияпомогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающегомира. Использование фитболов (мячей) придаёт играм более творческий характер, усиливаеттерапевтический эффект.
Дети старшего дошкольного возраста охотно играют вразличные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различнымипредметами, готовы к участию в спортивных играх. Бессюжетные игры очень блики ксюжетным — в них лишь нет образов, которым они подражают. В основе таких игр лежитвыполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цельбессюжетных игр — двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогомставится задача научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучаетих ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используютсятакже игры — забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условияхи часто включают элемент соревнования, они дарят детям радость и здоровье.
Объединяющимпризнаком тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных ивоспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствованиядвижений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия,проявляя при этом творческую инициативу, то в спортивных играх существует некотороеограничение движений, определяемое спецификой и точностью техники двигательных действийданной игры. В составе команд четко установленное число участников, обязанностиих распределены, продолжительность игры ограничена во времени. Условия проведенияигр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующегооборудования, инвентаря.
Если решено праздник, проводитьна свежем воздухе, то к нему надо подготовиться особенно обстоятельно. Например,зимой праздник проводится в ясный день, без обильного снегопада при температурене больше 10-12 градусов мороза.
Дети всегда с интересомнаблюдают за подготовкой к празднику. Но и сами воспитатели привлекают детей к посильнойпомощи. Так, в зимнее время дети могут помочь в разметке участка на секторы дляразных видов соревнований, прокладывании лыжни, создании снежной горки, крепостии лабиринта. Кроме того, дети охотно принимают участие в процессе подготовки нужногоинвентаря для праздника, элементов костюмов, других атрибутов.
На занятиях по изобразительномуискусству дети могу готовить детали для оформления праздника — флажки, фонарики,эмблемы. Участок также хорошо украсить елочной мишурой и серпантином, снежными статуямии специально замороженными разноцветным льдинками.
Зимойнаш детский сад проводит на улице зимнюю Олимпиаду (Приложение 6). В спортивныхсоревнованиях участвуют дети старшего дошкольного возраста и наши бывшие выпускники- первоклассники. Опыт показывает, что наши дети ничем не уступают в физическомразвитии школьникам, и зачастую они становятся победителями этих соревнований. Авеселым элементом праздника становятся такие сказочные герои как: Баба — Яга, лешие,разбойники, Дед Мороз и Снегурочка, Снеговик, Метель, Вьюга, Простуда и др.
Спортивные праздники, проводимыев летнюю пору, давно зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективнаяформа активного отдыха детей. Вынесенные из помещения на естественные природныеландшафты подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие навоспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Детис увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективныхсоревнованиях, когда их двигательная подготовленность должна найти свое проявлениев необычных условиях и неожиданных игровых ситуациях.
Если зимой много внимания рекомендуется уделять играм,связанным со снегом, то в летних подвижных играх есть своя особенность — все игрыи развлечения дети могут выполнять с использованием воды.
Разумеется, что в преддверии проведения летних праздниковдолжны быть тщательно проверены предназначенные для спортивных конкурсов территорииплощадки. На них не должно находиться никаких низких или трухлявых пней, глубокихосыпных оврагов, осколков от стекол, торчащих из земли обрезков проволоки и прочихпомех, угрожающих здоровью детей.
Таким образом, моя работа инструктора по физическойкультуре заключается в том, чтобы не просто провести занятие, а привить ослабленнымдетям интерес к здоровому образу жизни, к движению, к спорту. Физкультурные праздникии развлечения хороши тем, что в игровой, ненавязчивой и очень интересной форме детиполучают заряд бодрости, энергии, здоровья.2.2 Предложения по повышению эффективности организациифизкультурного досуга в МДОУ детский сад №11 для детейстаршего дошкольного возраста
Так как наш детский сад является оздоровительным, проводитсябольшая работа, направленная на организацию здоровьесберегающей деятельности и физическогоразвития детей, но можно более эффективно развивать и физкультурно-досуговую деятельностьдошкольников, что также приведет к улучшению показателей физического и, что оченьважно, психологического развития детей.
Такая деятельность может осуществляться в различныхформах:
ввести дополнительно на базе детского сада различныеспортивные секции, например: дзюдо, самбо, рукопашный бой; кружок танца на платнойоснове (за счет родительской платы);
проводить больше спортивных развлечений, особенно наулице в летний период в форме спартакиад, олимпиад, спортивных праздников, театрализации;
приобрести новый спортивный инвентарь (например, мягкиемодули, различные эстафетные дорожки, детские тренажеры), для усиления интересадетей к проводимым занятиям за счет средств, выделяемых учредителем, спонсорамиили родительских пожертвований.
В каждой группе должно быть спортивное оборудование:спортивный уголок с веревочными лесенками, канатом, кольцами, перекладиной (обязательноналичие мата для обеспечения безопасности детей), мячи, прыгалки, обручи, бадминтон,лыжи (используемые как выносной материал на прогулку), кольцебросы и т.д.
Желательно организовать посещение бассейна детьми детскогосада.
В настоящее время существует множество программ, которыедают возможность осуществлять работу по физическому воспитанию в соответствии совсеми дидактическими принципами. Это программы «Детство», «Радуга»,«Старт», «Истоки», «Развитие». Необходимо выбратьнаиболее эффективные или адаптировать их в условиях своего дошкольного учреждения.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельностьМДОУ детский сад №11 по организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольноговозраста находится на довольно высоком уровне, хотя есть еще возможность расширенияработы в этом направлении.
Заключение
Итак,физиологические механизмы, обусловливающие различные формы взаимосвязи силы, скоростии выносливости в детском возрасте разнообразны. Так же в процессе физического воспитаниядетей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формированиедвигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитиенавыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
Существенной особенностью раннего детства являетсявзаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психическогоразвития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергаетсязаболеваниям, но и лучше развивается психически.
Главной задачей инструктора физкультуры при проведениифизкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулированиеактивности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированныйподход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятноеощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радостиот успехов товарища. Физкультурные праздники и развлечения хороши тем, что в игровой,ненавязчивой и очень интересной форме дети получают заряд бодрости, энергии, здоровья.
Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что занятияпо физической культуре с использованием таких средств и методов как, игра и театрализацияявляются более эффективными и доступными для детей дошкольного возраста. Повысилсяинтерес детей к занятиям физической культурой, дети стали более эмоциональными,раскрылся их творческий потенциал. По результатам диагностики, проводимой в концегода, стала видна динамика увеличения физических и двигательных качеств детей.
Список литературы
1. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты/ Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208с.
2. Вареник Е.Н. Физкультурно — оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет / Е.Н.Вареник. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128с.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методич. пособие / Л.В.Гаврючина. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 160с.
4. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста:Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. — М.: ВЛАДОС,2001. — 176с., ил.
5. Глушкова Г. Здоровье и физическая культура // Ребенок в детском саду. — 2003.- №2. — С.4-11.
6. Голиков Н. Забота о здоровье детей — задача общая // Дошкольное воспитание.- 2005. — №6. — С.14-16.
7. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценариизанятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. — М.: 5 за знания, 2005. — 112с.
8. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4 — 7 лет/ М.А. Давыдова.- М.: ВАКО, 2007. — 304 с.
9. Занозина А.Е. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7лет / А.Е. Занозина, С.Э. Гришанина. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2008. — 80с.
10. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка — дошкольника. Расту здоровым: Программно-методич.пособие для педагогов образоват. учреждений / В.Н. Зимонина. — М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
11. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей / О.Б. Казина.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005. — 140с., ил.
12. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста:Учебн. пособие для студентов пед. институтов / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. — 3-еизд. — М.: Просвещение, 1985. — 271с.
13. Кокорева О.И. Диагностика физического развития и физической подготовленностидетей в ДОУ // Инструктор по физкультуре ДОУ. — 2008. — №1. — С.28-39.
14. Кондратьева И. Как привить детям любовь к движениям // Дошкольное воспитание.- 1997. — №10. — С.22-24.
15. Куаншкалиева А.Р. Физкультурные праздники для дошкольников: Пособие для педагоговдошкольных учреждений/ А.Р. Куаншкалиева. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 104 с.
16. Кузнецова О.В. Методическое обеспечение курса «Теория и методика физическоговоспитания» // Инструктор по физкультуре ДОУ. — 2008. — №1. — С.22-26.
17. Луконина Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду / Н.Н. Луконина, Л.Е.Чадова. — 4-е изд. — М.: Айрис — пресс, 2007. — 128с., ил.
18. Нагорная С.В. Неделя здоровья // Воспитатель ДОУ. — 2007. — №2. — С.11-15.
19. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей / Т.Н. Образцова. — М.: ООО«Этрол», ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2005. — 192с.
20. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольныхобразовательных учреждениях: Монография / Т.С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
21. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровомуобразу жизни // Инструктор по физкультуре ДОУ. — 2008. — №1. — С.92-97.
22. Останко Л.В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников / Л.В. Останко.- СПб.: Литера, 2006. — 32с., ил.
23. Останко Л.В. Развивающая гимнастика для дошкольников / Л.В. Останко. — СПб.:Литера, 2006. — 32с., ил.
24. Полтавцева Н.В. Влияние социальных ситуаций в подвижной игре на развитиестарших дошкольников // Инструктор по физкультуре ДОУ. — 2008. — №1. — С.40-51.
25. Полтавцева Н.В. О программе знаний физической культуры для дошкольников// Дошкольное воспитание. — 1997. — №5. — С.14-20.
26. Правдов М. Прямо в цель // Обруч. — 2008. — №1. — С.39-42.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой,В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Воспитание дошкольника, 2004. — 208с.
28. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагоговдошк. учреждений / М.А. Рунова. — М.: Мозаика — Синтез, 2004. — 256с.
29. Семенова Т.А. Новые подходы к воспитанию ловкости у детей дошкольного возраста// Инструктор по физкультуре ДОУ. — 2008. — №1. — С.4-11.
30. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно — методическиематериалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры / Авт. — сост. О.М.Литвинова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 238с.
31. Сказочный театр физической культуры / Авт. — сост. Н.А. Фомина и др. — Волгоград:Учитель, 2004. — 96с.
32. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей / М.Я. Студеникин. — 4-е изд. — М.:Медицина, 1986. — 240с.
33. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет:Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре / К.К. Утробина. — М.: ГНОМи Д, 2006. — 128с., ил.
34. Чеботарев А.В. Диагностика физического здоровья: Методич. пособие / А.В.Чеботарев. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32с.