Реферат по предмету "Москвоведение"


"Я - москвич"

""
К 150-летию со дня рождения В. А. Гиляровского
А. Ф. Грушина
Что сказать о Владимире Алексеевиче Гиляровском в годего славного юбилея? О нем написано много, бурная, непоседливая его жизньизучена и изложена — иной раз даже не без смакования особо пряных деталей — вовсех подробностях. Чего-либо существенно нового здесь, пожалуй, вряд лидобавишь. Во всем этом вечно и неизменно ново (ибо не перестает и никогда неперестанет изумлять) лишь одно: уникальный факт неразрывного единения человекаи города — Гиляровского и Москвы, их не просто сродства, но, если угодно,взаимосимволизируемости! Однако это как раз всегда постоянно остается внетекста, витает над всяким конкретным рассказом о жизни и творчестве «дядиГиляя». Тем самым повторение таких конкретных рассказов в случае сГиляровским никогда не будет просто унылым повтором — ибо тут неизменновоссоздается главное чудо: ощущение какой-то совершенно небывалой, баснословной«московскости». В данном смысле любое повествование о Гиляровскомостается актуальным всегда. Поэтому мы сочли уместным воспроизвести сегодняосновные положения статьи А. Ф. Грушиной «Я — москвич»,опубликованной в журнале «Строительство и архитектура Москвы» (№ 4 за1984 год).
Знаменитый автор «Москвы и москвичей»поселился в первопрестольной в 1881 году, когда ему уже исполнилось 28 лет. Заспиной была бурная, насыщенная событиями и встречами жизнь.
Детство Гиляровского прошло в Вологде. Отец его,Алексей Иванович, «новгородец с Белоозера», служил помощникомуправляющего лесным имением. Мать была запорожской казачкой. Вместе с ней ибабушкой мальчик пел казачьи песни, заслушивался рассказами деда о вольнойСечи. Позднее В. А. Гиляровский станет собирать литературу о Запорожье, близкопознакомится с историком Запорожской Сечи Д. Э. Эварницким. Не раз в своемлитературном творчестве он обратится к этой теме. В 1880-х годах, позируя И. Е.Репину для картины «Запорожцы», Гиляровский напишет одноименнуюпоэму.
Наделенный от природы фантастической силой ибесстрашием, Гиляровский в 15 лет ходил на медведя и был «такойбезобразник, что будь у меня такой сын теперь, в XX веке, я, несмотря ни начто, обязательно порол бы его», — сознавался он впоследствии в «Книгескитаний». В те же 15 лет Гиляровский зачитывался запрещенным тогдароманом Чернышевского «Что делать?», на всю жизнь проникнувшисьубеждением, что, по примеру Рахметова, должен «послужить угнетенномународу». Восемнадцатилетним он покидает родительский дом. Первый курссвоих университетов Гиляровский прошел в Ярославле, в лямке бурлака. А далее — кем он только не был! Волжским бродягой, вольноопределяющимся Нежинскогопехотного полка, юнкером в Москве, рабочим на белильном заводе в Ярославле,объездчиком лошадей в калмыцких степях, циркачом «Алексисом»,актером. Из театра Гиляровский добровольцем отправился на русско-турецкуювойну; по окончании военных действий, награжденный Георгиевским крестом, вновьвернулся на театральную сцену — в Пензе. И вот 1881 год, положивший конец бродяжническойжизни. Владимир Алексеевич едет в Москву на актерскую биржу для заключенияангажемента и уже навсегда остается в городе, о котором со временем скажет:«Люблю Москву. Она больше всего теперь занимает меня… И я готовпреклоняться перед ней до потери сил». Итогом преклонения станутнезабываемые книги о Москве. Но пока Гиляровский — актер. Лишь после летнихгастролей 1883 года по городам Поволжья с товариществом актеров во главе с В.Н. Андреевым-Бурлаком он закончил свою театральную карьеру и «сделалсярепортером».
С первых шагов журналистской деятельности Гиляровскийзанимается изучением быта Москвы и главным образом ее трущоб. На страницахпериодических изданий появляются его статьи и заметки о жизни москвичей. Напротяжении многих лет в различных газетах и журналах он ведет отделы московскойхроники, а в 1912-1914 годах открывает в ряде газет рубрику «Московскаястарина», под которой публикует очерки о Москве 1880-х годов. К этомувремени Гиляровский воспринимается уже как некий символ белокаменной. В 1910 годуА. И. Куприн пишет ему: «Скорее я воображу себе Москву без царя-колокола ицаря-пушки, чем без тебя. Ты пуп Москвы». Любой московский извозчик,стоило сказать ему: «К Гиляровскому», — без дополнительных расспросовехал в Столешников переулок, где этот удивительный человек прожил с 1886 по1935 год (ранее — в Хлыновском переулке, 4 и на 2-й Мещанской).
В Столешникове Гиляровский поселился на третьем этаже4-этажного солидного дома купца Титова. До наших дней этот дом сохранил свойоблик. На фасаде — мемориальная доска (скульптор Б. Барков, архитектор Ю.Соколов) с барельефным изображением портрета Гиляровского: характерное лицо снависшими запорожскими усами, папаха, сдвинутая на затылок, упрямо склоненнаяголова… Колоритная внешность «дяди Гиляя» неизменно привлекала ксебе внимание художников. Его писали Струнников, Малютин, Герасимов, Юон.
В столешниковском доме Гиляровский создал все своикниги: «Москва и москвичи» (1926), «От Английского клуба к музеюРеволюции» (1926), «Люди театра» (опубликована в 1941 году),«Москва газетная» (опубликована в 1960 году). Здесь бывали А. П.Чехов, А. И. Куприн, Г. И. Успенский, И. А. Бунин, Скиталец, Н. Д. Телешов, С.А. Есенин, А. Белый, А. В. Луначарский, К. С. Станиславский, В. И.Немирович-Данченко, В. И. Качалов. Помнит квартира Гиляровского бас Шаляпина инеповторимый собиновский тенор. «Пришел к вам за очередной душевнойванной», — с порога оповещал хозяев А. М. Герасимов. В 1908 году, когдашироко отмечалось 55-летие со дня рождения и 25-летие литературной деятельностиГиляровского, поздравить его пришли представители редакций всех московскихгазет, делегации наборщиков типографий, пожарных, интеллигенции и молодежи,аборигенов Хитровки (с адресом!); прислали поздравление даже заключенныеТаганской тюрьмы. Воистину, этого человека знала и чтила вся Москва. Сказатьтак можно о многих, но только в отношении Владимира Алексеевича в этих словахне будет ни грамма неизбежного в подобных случаях «литературного»преувеличения.
В 1885 году в нынешнем краснокирпичном зданим филиалаМХАТа с островерхой крышей и затейливыми наличниками (архитектор М. Н. Чичагов)состоялось открытие четвертого сезона первого частного русского театра,основанного в 1882 году Ф. А. Коршем. Гиляровский из своего репортерскогокресла в партере наблюдает за публикой: он ведет постоянный раздел«Заметки театральной крысы» в одной из московских газет. Послеспектакля по-свойски отправляется за кулисы… До конца жизни он оставалсяверен Мельпомене. Последняя его книга, оконченная в 1935 году, так и называлась- «Люди театра»: повесть о знаменитых актерах, театральных плотникахи даже переписчиках ролей, ютившихся в ночлежках Хитровки.
«Хитров рынок почему-то в моем воображениирисовался Лондоном, которого я никогда не видел. Лондон мне всегда представлялсясамым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманнымместом в Москве», — писал Гиляровский. Площадь Хитрова рынка находилась внизине, «в которую спускаются, как ручьи в болото, несколькопереулков». С 1820 года земля эта принадлежала генерал-майору Хитрово,участнику войны 1812 года. Незадолго до смерти (1826) он открыл здесь мясной изеленной торг, но рынка не получилось, а за площадью осталось названиеХитровка. С 1861 года, после отмены крепостного права, Хитровка стала своеобразнойбиржей труда, пристанищем нищих, бродяг, преступников, обитавших в ночлежкахэтого беднейшего района Москвы. В 1892 году Владимир Алексеевич привел сюда К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, ставивших пьесу Горького«На дне», — показать им то самое «дно» общества. Послеликвидации Хитровки (1923) Гиляровский писал в «Известиях», что ееоблик сохранился только на сцене Художественного театра, в декорациях ктретьему акту пьесы «На дне». Из скромности он не добавил (за негоэто сделаем мы): облик Хитровки, да и не только Хитровки, но и великогомножества других уголков старой Москвы, сохранил навечно для нас самГиляровский, «чтобы знали жители новой столицы какова быластарая Москва, как и какие люди бытовали в ней».
Откроем бессмертную книгу Владимира АлексеевичаГиляровского «Москва и москвичи». В авторском предисловии читаем:«Я — москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово,вкладывая в него всего себя. Я — москвич!»
Этим сказано все.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.testan.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическое обоснование условий развития лесозаготовок
Реферат Казачество – как репрессированная культурно-этническая общность
Реферат Сенат Свинхувуда
Реферат особенности сюжета и композиции произведения Мертвые души
Реферат Истоки русского национального характера
Реферат Совершенствование бухгалтерского учета товарных операций (на примере ООО "БРВ – Краснодар")
Реферат Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга 3
Реферат Методология научного познания 2
Реферат Западно-Алтайский заповедник
Реферат Проектирование процессора ЭВМ с архитектурой IA-32
Реферат Автореферат по теме: «Применение информационных технологий при обучении математике и информатике»
Реферат Моделирование поведения экономических систем в информационном обществе
Реферат Biography Of Stephen Hawking Essay Research Paper
Реферат Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина
Реферат Современные технологии производства зубчатых колес средних модулей