Реферат по предмету "Теория государства и права"


Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина

имени Е.Р. ДАШКОВОЙ
 КУРСОВАЯРАБОТА
по предмету:ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАСтудента первого курса
юридическогофакультета
заочной формыобучения
(иногородняя группа)ЕВМЕНОВА КИРИЛЛА ЛЕОНИДОВИЧА
               ТЕМА:  Международно-правовые акты
                                 о правах и свободах человека
                                 и гражданина   (вариант №65).
                                    Руководитель-консультант:   доцент
                                ФОМИН ВАЛЕНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
 Москва – 2002
Оглавление
 Введение   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .   .   3
1. Сводныеположения международно-правовых актов об основных  правах и свободах человека игражданина. Их общие черты .   .   .   .   .  7
2.Международные правовые акты и договоры. Их краткое
содержание,направленность действия  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  10
Заключение  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .   29
Списоклитературы   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .   .   31Введение
Общеизвестно, количество международно-правовыхактов касающихся прав человека и гражданина на сегодняшний день более чемпредостаточно. Уже действуют на практике около сотни специализированных актов,регулирующие особые виды отношений.  Только российские суды сегодня применяют всвоей практике для разрешения всех видов судебных споров около десяткаподобного рода документов. Для чего нужен этот «каркас» нормативных правил,общепризнанных принципов мы подробно рассмотрим ниже, сейчас отмечу только, чтоэти международные договоры в целом должны пресекать такие виды преступлений,как апартеид, геноцид, расовая дискриминация, физические истязания и т.д.
Целый ряд международных конвенций призван защищатьправа детей, женщин, нормы трудового права, устанавливают и закрепляют статусбеженцев, права заключенных и т.д. События последнего десятилетия на Балканах,война в Чечне, вторжение американских сил в Афганистан (под видом борьбы смеждународным терроризмом) и другие военные конфликты показывают необходимостьусовершенствования правил международного гуманитарного права, недопущениявмешательства «сильных» держав во внутренние дела «слабых» государств.
 С другой стороны, с биологическойточки зрения, человек на разных континентах – человек, а значит, как существобиосоциальное, создан для существования в Обществе и рано или поздно возникнутситуации, когда потребуется восстановление ущемленных прав, или защита отразного вида произвола. Международно-правовые акты, как система юридическихнорм, регулирующих помимо межгосударственных отношений, права и свободы гражданэтих государств, как раз призваны обеспечить это и многое другое. Их действиераспространено как на Англию, так и на Венесуэлу, везде, где государствоприсоединилось к международно-правовым нормам в установленном процедурномпорядке. И следствием этих действий является правовая защищенность личности,подлинный интерес к проблемам человека в разных сферах взаимоотношенийгосударства и человека, независимо от местонахождения последнего.
Общепризнанно, права и свободычеловека и гражданина перестали быть чисто внутренним делом государства, однимиз условий существования правового государства является плюрализм и открытостьвсех явлений жизни. Об этом не раз упоминали на заседаниях Совета БезопасностиООН разного уровня российские политики вплоть до президента РФ.
 Так в верховном государственномправовом акте — Конституции Российской Федерации от 1993г. законодательноустановлено, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренныезаконом, то применяются правила международного договора»[1].
Таким образом, государство создало исходную правовуюбазу, «основу основ» для применения норм международного права, необходимостькоторых обусловлена не только необходимостью получения финансовых займов отМеждународного Валютного Фонда (недемократичному государству кредиты невыдают), но и внутригосударственными юридическими, а главное внутрисоциальнымифакторами.
Что это означает для простогообывателя? Россия на государственном уровне присоединилась к общепризнаннымпринципам и нормам международного права. То есть, в Конституции РФ высочайшепризнанно, что человек, его права и свободы есть высшая ценность (чтосоответствует основным международным правовым принципам и зафиксировано вбольшинстве Конституций существующих демократических государств), апризнание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства.[2]Конечно, более подробно и конкретно свободы и права прописаны в отраслевыхнормативно-правовых актах, здесь установлена точка отсчета во всех сферахдеятельности государства – ЧЕЛОВЕК и ГРАЖДАНИН.
Разница этих двух понятий на бытовомуровне выражена в следующем. Понятно, гражданин постоянно (или нет) проживаетна территории государства и находится в постоянном социально-экономическомвзаимодействии с последним, с рождения и до момента смерти: учится, взрослеет,защищает Отечество, платит налоги, работает на процветание Отчизны, раститсобственных детей и т.д. Так везде. А государство, в свою очередь, создает емувсе для реализации перечисленных условий, в том числе предоставляет права исвободы, охраняет эти устои своими силовыми механизмами принуждения (армия,органы правопорядка, суд и т.д.). А что же, приезжего торговца из Вьетнамскогорынка, раз он не гражданин РФ, можно и сапогом пнуть? Или азербайджанцев сТушинского рынка?
Для искоренения таких ситуаций призвано прямое применение норм международного права (о них подробней речь пойдет ниже), отмечутолько, что Федеральный закон «О международных договорах
Российской Федерации» от 16июня 1995 г. обязует Федеральное Собрание ратифицировать договора,устанавливающих иные правила, нежели чем предусмотренные законом. Что и становитсяв последствии обязательным для всех правоохранительных и иных задействованных всфере касающихся прав и свобод человека и гражданина – суд, прокуратура,исполнительные органы и т.д. Таким образом, международные договора Россиивносят ощутимые нововведения в законодательство, а порой и заменяют оное,одновременно устанавливая «иные» правила для решения конкретных юридическихвопросов. Что и позволяет установить в российской юридической практикеприоритет правил международных договоров над правилами закона, а так же впрактике разрешения преимущественное применение указанных международныхположений в наших условиях.
Например, Гражданскийкодекс РФ прямо предусматривает непосредственное применение международныхдоговоров, исходя из конституционных положений о включении общепризнанныхпринципов норм международного права в российскую правовую систему, каксоставляющей части. Причем, это правило действует всегда, кроме тех случаев,когда для применения норм требуется издание нового специализированного внутригосударственногоакта.[3]
Из этого следует, чтороссийское законодательство претерпевает существенные изменения, принимаютсяновые федеральные законы, устанавливаются новые общие правила сообразно мировойзаконности. Новые мировые правовые нормы вносят  правовую стабильность вроссийскую формацию, а принятие указанных правовых принципов только повышаетгосударственный авторитет России.
Вот еще пример. Результатом влияния международныхправовых традиций на российское законодательство явилось предоставление каждомугражданину права в соответствии с международными договорами РФ обращаться вмежгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если все иныеспособы использованы.[4]А государство ОБЯЗАНО устранить все препятствия, которые мешают индивидуреализовать свои права.
Такой практики  еще не применялось,так уж сложилось исторически, но в России до сей поры отсутствовали развитыедемократические правовые традиции — право и в дореволюционное и в советскоевремя несло репрессивный характер, а власть во все времена была самодержавной идеспотичной. Так повелось, но Россия за период своего существования со временЯрослава Мудрого каждое столетие
переживалаэпоху кардинальных перемен в государственном и в правовом устройстве, чтодалеко не способствовало формированию национальных правовых институтов итрадиций. Власть зачастую действовала далеко не правовыми методами решенияспорных ситуаций. Достаточно вспомнить, что Петр I, пытавшийся ввести на Руси положенияшведских статутов, лично руководил, а порой собственноручно казнилприговоренных. Екатерина Великая, так восторгавшаяся передовыми идеями Вольтераи Дидро, санкционировала орловский переворот июня 1762 г и руками любовникаубила собственного мужа Петра Федоровича (список можно продолжить). Прошу прощения за экскурс в историюРоссии, но, не зная прошлого, невозможно осознать настоящее. Вернемся кмеждународным правовым актам.
Сейчас каждому гарантированыправа обращаться не только в суд, в средства массовой информации за защитой, нои в межгосударственные органы по защите прав человека. Таковым сегодня являетсяКомитет по правам человека. Это организация была учреждена в 1966 г. всоответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Этимже пактом был утвержден Факультативный протокол к нему (подробней на немостановлюсь во второй главе), устанавливающий компетенцию комитета и круг лиц,действие пакта на которых распространяется. Обращаться в указанныймеждународный орган следует тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средстваправозащиты.
Решения его не несут обязательногохарактера для государств-ответчиков и призваны обеспечивать лишь первичнуюответственность (иными словами, восстанавливать ограниченные права), мерыпринуждения не предусмотрены. Однако, в случае признания иска обратившихся вэтот орган справедливым, реально подрывается авторитет правовых системуказанных государств.
Кроме первичной ответственностисуществует и вторичная, которая наступает в случае повторногонарушения договоренности, или упорного нежелания государства-ответчикадобросовестно выполнять предписания международно-правовых норм ивосстанавливать межгосударственную законность. Но и вторичнаяответственность не предусматривает силовых воздействий, санкции и контрмеры(реторсии и репрессалии) представляют собой лишь вид принуждения в отношении кнарушителю, не насилие, а средство реализации права. Но вернемся к Комитету. 
Комитет состоит из 18 членов, (Россиявошла в это количество), избираемых государствами-участниками, но работают онине в качестве
представителейгосударств, а по особым, определенным Уставом правилам распределениядолжностей. [5](Подробней ниже.)
Помимо Комитета функционирует напостоянной основе Европейский суд. В состав судей входит по одномупредставителю от каждого государства, признавшего нормы Конвенции (о ней тожеречь пойдет ниже).
На сегодняшний день уже имеется определенный опытобращения российских граждан в Комитет и в Европейский суд, причем иски, какправило, удовлетворяются, и требования граждан или организаций признаютсясправедливыми. 
Итак, мы определили и рассмотрели напримере России, что международно-правовые акты существуют для юридическогозакрепления в законодательствах государств, имеющих демократичную сущностьединых, применимых для всех правовых систем общепризнанных норм общегохарактера, где в правовые принципы заложены категории гуманизма,справедливости, уважения чести и достоинства, охраны жизни и здоровья личности.
1.  Сводные положениямеждународно-правовых актов об основных правах и свободах человека. Их общиечерты.
Немного истории. Примечательно, но впервыеположения о международных договорах были включены в нормативно-правовые акты вСША. Оно и понятно, это государство всегда по составу было разнообразнымформационным явлением.  Так, Конституция США от 1787 г. определяет, что всемеждународные договоры, принятые наравне с указанной Конституцией и законамиСША и договоры, которые были и будут заключены от имени США, являются высшимправом страны. А судьи, независимо от их местонахождения, подчинены и обязанынеукоснительно следовать им, даже если эти нормы противоречат законам штата. [6]
Так же в Основном законе ФедеративнойРеспублики Германии от 23 мая 1949 г. довольно ясно сформулирован статусмеждународных
договоров.Договор, касающийся сферы деятельности федерального законодательства, долженбыть ратифицирован в форме федерального закона, вследствие чего, международныедоговоры интегрируются в федеральную правовую систему Германии, становитсянепосредственно применимым, обладая статусом равноправного федерального закона,и имеет приоритет перед национальными нормативно-правовыми актами[7].
Примерно такое же особое место нашлосьдля норм международного права в правовой системе Голландии, где предусмотренопротиворечие международно-правовых актов с национальной Конституцией. В этомслучае, при одобрении парламентом договора, положения оного опубликовываются,применение его становится всеобщеобязательным, а противоречащие ему статьиконституционной нормы отменяются. [8]
Примерно такой же механизм действиямеждународных норм права (о них я упоминал выше) в российской правовой системе.
Итак, кратко, какие же конкретно праваи свободы устанавливает большинство международно-правовых актов по правам исвободам человека и гражданина? Это:
1.   Признание человеческой жизни, права исвободы личности высшим достоянием, соблюдение, признание, защита которыхявляется обязанностью любого демократического государства. А само право нажизнь следует признать неотъемлемым правом.
2.   Устанавливается право любого человека,в случае нарушения его прав и свобод, на судебную защиту с полным,всесторонним, объективным исследованием обстоятельств дела и на справедливое,компетентное, беспристрастное судебное разбирательство. (При работе смалолетними правонарушителями надлежит, согласно Минимальным стандартнымправилам ООН, придерживаться максимальной конфиденциальности). Примечательно,в основных законодательствах я обнаружил, что право на судебную защитупредоставляется не только физическим, но и частным юридическим лицам.
3.   Каждому человеку предоставляется правона защиту гражданских прав: право на жизнь (см. п.1), на свободу иличную неприкосновенность, право на имущество, на собственность и их защиту,право на свободное передвижение, право на определение национальной принадлежности,право на защиту частной
информации о личности ина защиту от вмешательства в   семейную и личную жизнь (здесь не будемостанавливаться).
4.    Так же декларируется право всехиндивидов на защиту трудовых прав (некоторые специализированные международныеакты целиком посвящены этой статье).
5.   Объявляется защита культурных прав ина свободное творчество.
6.   Гарантируется человеку право начистую, «здоровую» окружающую среду (в этой связи не совсем понятна ратификацияроссийским правительством и Государственной Думой РФ международного договора озахоронении на территории нашего государства ядерных и токсичных отходов).
7.   Предоставление всем гражданамосновных общепризнанных политических свобод.
8.   Также вменение в обязанность всехгосударств, присоединившихся к Европейской Конвенции о защите прав человека иосновных свобод, содействие жертвам преступлений.
9.   Иные права, согласно специфическомунаправлению деятельности документа.
     *     *     *     *     *
Итак, мы рассмотрели наиболее общие права и свободы (детализируемэти положения в следующих главах), предоставляемые человеку и гражданину,действующих на территориях стран, присоединившихся к Европейской Конвенции ипризнавших Декларацию основными принципами правосудия собственной правовойсистемы.
Какие еще общие характерные чертыможно кратко отметить у всех международно-правовых актов?
Функции их я уже определил – воздействие навнутригосударственную и межгосударственную среду.
 Форма также понятна –юридические нормы, содержащие формально определенные правила поведения,многократного применения, устанавливающие права и обязанности, результатправотворчества международных организаций.
Субъект воздействия – государства и межгосударственныеорганизации.
 Объект воздействия – то, начто оно направлено, то есть то, что призвано регулировать. Это, прежде всего,внутрисоциальные явления — сфера прав человека и гражданина.
Система – комплекс непротиворечивых норм,многократного применения, обладающих высшей юридической силой, основанной напринципах общепризнанных норм права.
Цель – модель «идеального» правового состояния в любомгосударстве. А именно:
 -мир во всем мире;
 -  безопасность, социальная защищенность человека и гражданина;
-    разрешение насущныхпроблем гуманитарного, экономического, социального и др. характера. Другиецели.
Сфера действия международно-правовых актов идоговоров: непосредственная область применения. Это объектная и субъектная (оних я уже упоминал) сторона, а так же пространственный аспект, конкретнаятерритория, на которой действуют выше обозначенные нормы.
Кроме этого,изложенного добавлю, что в большинстве своем международно-правовые акты исоглашения являются открытыми для подписания другими сторонамидокументами.
Теоретический анализположений Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что большинство иззаявленных международно-признанных прав и свобод человека и гражданина декларативнозакреплены в ней.
Детально на положенияхмеждународно-правовых актов и договоров мы становимся в следующей главе.
2.  Международно-правовыеакты и договоры. Их краткое содержание, направленность действия
Позволю себе начать с анализа нормативно-правовых актовуниверсального характера.
Это, прежде всего, ВсеобщаяДекларация прав человека. (Не буду останавливаться на историивозникновения и принятия этого эпохального документа.)
Данная международно-правовая нормаклассифицируется как декларативная (что следует из названия документа),то есть несет исключительно информационное назначение, содержит нормы-принципыи имеет императивный (категоричный)характер. По субъектуправотворчества данную Декларацию можно отнести как договорную правоустанавливающуюнорму, исходящую от сообщества государств.
По объекту правотворчества Всеобщая Декларация воздействует наотношения, касающихся прав человека и его социальной защиты. Декларация правчеловека есть постоянно норма постоянного действия до тех пор, покагосударство-участник письменно не уведомит
членовОрганизации Объединенных Наций о выходе из действия правового поля указаннойДекларации. Сфера действия Всеобщей Декларации – территории всехгосударств, официально признавших правовые положения Декларации частьюсвоей правовой системы.[9]
В преамбуле Декларации прописанымотивы создания этого международно-правового акта. Кратко опишу их.
Сей нормативный акт создавался,принимая во внимание, высокие стремления цивилизованных людей разных странжить в мире, где реально существует власть закона, где люди будут свободноизлагать свои убеждения и не будут при этом подвергнуты гонениям со стороны,где не будет презрения к правам человека и гражданина. А последнее всегда ведетк варварским актам и порождает, как правило, уродливые проявлениянедемократических идеологий, таких как угнетение и тирания.
Декларация прав человека принималась,учитывая стремления всей человеческой семьи жить в Обществе, где люди будутиметь реально равные неотъемлемые права и возможности их реализовать, чтоявляется непременным условием свободы, всеобщего мира и справедливости. Так жестраны-участники подтверждают стремления к  развитию социального прогресса, кустановлению равноправия мужчин и женщин и тд. (В нижеследующем постараюсьне повторять тех общих, сводных прав и свобод, о которых упоминалось в первойчасти курсовой работы, а также постараюсь воздержаться от собственных комментариеви максимально уделить внимание юридической стороне дела.)
Далее Декларация объявляет всех людейсвободными и равными от рождения в достоинствах и правах (Ст.1), независимо отпола, расы, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного,социального, национального или сословного происхождения. Причем, это признаниеравных прав и свобод не зависит от статуса государства или страны, натерритории которой индивид проживает (Ст.2).
Рабство, работорговля и любоеподневольное состояние запрещено (Ст.4). Признается правосубъектность любогочеловека независимо от его местонахождения (Ст.6). Подтверждается принциппрезумпции невиновности, а также право на гласное судебное разбирательство(Ст.11). Статья 13 провозглашает право любого на гражданство, свободупередвижения и выбора местожительства. Также человек волен покидать ивозвращаться в свою страну, искать убежище от преследования. Устанавливаетсяправо на образование, на
культурнуюжизнь, участвовать в научном прогрессе, пользоваться его благами.
Статья 18 объявляет право на свободу мыслей,совести, религии. Следующая статья Декларации утверждает право на свободуубеждений, а также их выражение. Статья 21 предоставляет право на принятиеучастия в управлении страной лично, либо через представителей. Установленоправо равного доступа к государственной службе в собственной стране, право натруд и на свободный выбор работы и равную за нее оплату (Ст.23), право навхождение в профсоюз. Статья 25 декларирует право каждого на достойный жизненныйуровень, ряд социальных благ, устанавливает равноправие для всех детей,родившихся в браке и вне такового.
Дополнительно прописаны обязанностичеловека перед Обществом (Ст.29). Тогда непременно возникнет ряд ограничений,которые регламентируются только в законодательном порядке и исключительнотолько в целях обеспечения личных прав и свобод окружающих, а также длясохранения требований общественного порядка и морали. Естественнопредположить, что полное развитие
личностивозможно только тогда, когда личность не только имеет права и свободы, но инесет ответственность за свои деяния.
Итак, Всеобщая Декларация прав человека заявляетосновные права человека и устанавливает всеобщность и всеобязательность ихдействия на территории всех признавших ее государств. Большинство ее положенийлегли в основу Конституций большинства демократических государств. [10]
     *    *     *     *     *
Далее позволюсебе подробно остановиться на международно-правовом акте, который более всегокасается своим действием прав гражданина. Это – Международный пакт огражданских и политических правах (О нем упоминалось выше).
Этот документ такженесет правоустанавливающий декларативный характер, содержит нормы-принципыобязательные к исполнения всеми государствами, признавших пакт, постоянногодействия. По методу правового регулирования данный пакт является императивным,иными словами несет строгий и обязательный характер. Субъект издания –международное сообщество и Организация Объединенных Наций. Объектрегулирования – область реализации политических прав человека и гражданина.
В преамбуле пактаизложены основные мотивы, подвинувшие государства к принятию обозначенногопакта.
В ней говорится о том,что равные и неотъемлемые права вытекают из присущего человеческой личностидостоинства и являются
основой справедливости,равноправия, свободы и всеобщего мира. Также подчеркивается, что нормы пакта огражданских и политических правах развивают положения Всеобщей Декларацииправ человека, и признают идеалом свободы – личность, которая реализует всегражданские и политические свободы без каких-либо препятствий и для которойсозданы все социальные, экономические, культурные условия в государстве. Аличность, как таковая, обязана добиваться признания прав и для других, так какимеет обязанности в отношении окружающего Общества.
Обратимся к текступакта. Отмечу только, некоторые его статьи дублируют, или развиваютположения Всеобщей Декларации прав человека. На таких положениях я постараюсьне останавливаться ввиду ограниченных рамок курсовой работы. Однако, некоторыемоменты опишу достаточно подробно, так как они составляют правовую иполитическую основу правового государства.
Далее непосредственно встатьях документа объявляется всеобщее право народов на самоопределение (Ст.1)и как следствие вышеназванного свободный выбор политического статуса народа,определение социального, экономического и культурного развития. Для достиженияназванных целей декларируется свободное распоряжение народа своими природнымиресурсами и естественными богатствами. Подчеркивается, что ни один народ неможет быть лишен принадлежащих ему указанных средств к существованию.
В статье №2 подтверждаетсяприверженность стран — участников уважению к правам и свободам личностинезависимо от пола, языка, расы, религиозных мировоззрений, или иных убеждений,сословного или имущественного положения. И как следствие сказанного положениянастоящего пакта обязывают всех принявших правовые принципы этого документапринимать все меры к правовой защите компетентными органами лиц, ограниченных вперечисленных правах или свободах.
Часть III пакта подтверждает общепринятые право человека на жизнь,устанавливает применение исключительной меры наказания в виде смертной казникак экстраординарное явление. Объявляется, что каждый приговоренный к казниимеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Запрещено выноситьприговор о смертной казни в отношении несовершеннолетних и приводить висполнение в отношении беременных женщин (Ст.6). Также запрещены пытки, иныефизические истязания, или действия, унижающие человеческое достоинство.
Статья №8 запрещает рабство, любой подневольныйтруд или подневольное состояние, но указывает те случаи, когда указанный трудне является мотивом для отказа совершать какие-либо деяния, обязательноустановленные местным законодательством, или по приговору компетентного суда.
Следующая по счету статьяустанавливает процессуальные принципы в отношении арестованных, отдельнооговаривается «разумность» сроков содержания под стражей, и судебного рассмотренияего дела. Устанавливается право на компенсацию в случае незаконного ареста. Приаресте обязательно гуманное отношение к арестованным, уважение чести идостоинства со стороны органов, совершивших арест.
Для исправительной (пенитенциарной)системы обязательно установление соответствующего режима, способствующегосоциальному перевоспитанию и исправлению заключенных, при этомнесовершеннолетние должны содержаться отдельно от совершеннолетних (Ст10).Запрещено лишение свободы на основании невыполнения лицом каких-либо договорныхобязательств (Ст.11).
Статья 14 устанавливает всеобщееравенство перед судами и трибуналами и оговаривает минимальные процессуальныетребования к осуществлению правосудия вышеназванными судебными органами (Большинствоиз них вошли в российские принципы правосудия).
А вот новое, о чем я еще не упоминал.Положения статьи №19 декларируют право человека на собственное мнение ибеспрепятственное его выражение. Иными словами, каждый волен находить,получать, распространять разного рода информацию, вплоть до средств массовойинформации, кроме отдельно оговоренных случаев.
Следующая статья запрещает все формыпропаганды войны, любые виды проявления расовой, религиозной, национальнойненависти, подстрекательство к дискриминации, насилию, вражде, к розни и тп. [11] 
Очередная статья признает право намирные собрания без ограничений, кроме специально оговоренных ситуаций. Такжепризнается право на вступление в любые негосударственные союзы, ассоциации,профсоюзы (Ст.22).
Положения статьи №24 оговариваютвсеобщее равенство детей, их право на гражданство, гарантируют им защиту состороны государства. Устанавливается обязательность регистрации новорожденных,присвоение им имени.
Следующая статья объявляет основныеполитические права без необоснованных ограничений и дискриминации. К нимотносятся следующие положения:
-    голосовать и быть избранным на основе всеобщего и равногоголосования, когда обеспечено свободное волеизъявление сограждан;
-    быть допущенным в своейстране к государственной службе;
-    участвовать в введениигосударственных дел, как самолично, так и через представителей. Иное.
Содержание статьи №28 объявляет осоздании Комитета по правам человека (далее – Комитет, о нем я тоже упоминал),регламентирует его состав, функции этого органа. Итак, в состав Комитета входятграждане, признавших и участвующих в пакте, государств, обладающие определеннымюридическим опытом и компетентностью, помимо высоких морально-нравственныхкачеств.
Избираются члены Комитета тайно иработают в личном качестве, выдвигается не более не более двух лиц отгосударства-участника, но избирается в последствии только один (Ст.29).Представление кандидатов в будущие члены проходит Комитета на заседанииОрганизации Объединенных Наций (ООН) под председательством Генеральногосекретаря ООН в Центральном учреждении указанной организации. Срок пребывания вэтой должности четыре года, член Комитета имеет право на повторное переизбраниев установленном порядке. Каждый член Комитета до вступления в должность наоткрытом заседании делает торжественное заявление о том, что впредь обязуетсяисполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно (Ст.38).
У Комитета имеется собственный штатдолжностных лиц, избираемых на два года, материальные средства и необходимыйдля функционирования персонал предоставляется Генеральным секретарем ООН (Ст.36– 39).
Ежегодно государства-участникипредоставляют Генеральному секретарю ООН доклады о прогрессе, достигнутом вобласти прав человека и о принятых мерах по исправлению возможных несоответствийв этой сфере действий участников пакта. Затем доклад попадает непосредственно вКомитет для рассмотрения.
Любое государство-участник, заявившеео признании компетенции Комитета, имеет право сообщить последнему о нарушенииположений пакта другим государством (Ст41). В этом случае в особом процедурномпорядке Комитетом рассматривается заявление на закрытом заседании. ДалееКомитет оказывает миролюбивые услуги, содействуя полюбовному разрешению вопросана основе уважения основных свобод и прав, устанавливаемых настоящим пактом. Вэтом
случаеКомитет пишет и направляет государству-нарушителю соответствующийдоклад-рекомендацию.
В случае неудовлетворительногоразрешения проблемы, или бездействия со стороны нарушителя, Комитет спредварительного согласия заинтересованных участников, формирует специальнуюСогласительную комиссию (далее – Комиссия), которая оказывает добрые услугизаинтересованным государствам-участникам. Она состоит из пяти лиц, разбирающихсуть вопроса в личном качестве (во главе Комиссии – выборный Председатель). Причем,они не должны являться гражданами заинтересованных государств (Ст.42).Комиссия рассматривает в течение двенадцати месяцев предоставленную Комитетомлюбую информацию и имеет право отправлять запросы на любые сведения от государств,участвующих в разрешении спорного вопроса. Спустя указанный срок, Комиссиянаправляет председателю Комитета доклад для отправления заинтересованнымсторонам.
Один раз в год Комиссия по правамчеловека направляет Генеральной Ассамблее ООН отчет о проделанной работе(Ст.45).
Статья №48 объявляет настоящий пактоткрытым документом для подписания любым государством – членом ООН, илиучастника Статута Международного Суда, либо для приглашенного ГенеральнойАссамблеей ООН государства к участию в Международном пакте о гражданских иполитических правах. Статья №50 устанавливает действие пакта на всей частифедеративных государств без любых видов ограничений.
Следующая статья декларирует праволюбого участника вносить предложения о поправках в настоящий пакт,высказываться за созыв конференции государств-участников под эгидой ООН.Принимаются поправки большинством голосов и становятся обязательными дляучастников, которые их приняли.[12]
Итак, кратко подытожу. Международный пакт о гражданских иполитических правах, созданный в соответствии с провозглашенными Уставом ООНпринципами и в соответствии с положениями Всеобщей Декларации прав человека,устанавливает равные свободы и права для любого народа. Статьями пакта вмененогосударствам-участникам создание таких внутренних условий, когда каждомуреально обеспечено право пользоваться социальными, экономическими, культурными,атакже, политическими и гражданскими правами. В связи сположениями Конституции РФ (об этом я упоминал) правовые нормы обозначенного
пактастали непосредственно действующими в России и поставлены на уровеньконституционных и применяются государством.
*     *     *     *     *
Одновременно с пактом о гражданских и политическихправах был принят Факультативный протокол к нему, который предусмотрелпризнание компетенции рассматривать, принимать информацию от находящихся подего юрисдикцией лиц, или организаций, полагающих, что стали жертвами каких-либонарушений в сфере прав человека и гражданина.
Статьи Факультативного протокола(далее – Протокола) развивают положения Международного пакта о гражданских иполитических правах и призваны претворять его (пакта) постановления в мировуююридическую практику. Это, собственно, является целью документа. Содержитнормы-принципы, императивного свойства для государств-участников пакта,признавших компетенцию Комитета по правам человека и ратифицировавших пакт, илиприсоединившиеся к нему.
Согласно статьям Протокола,вышеуказанные государства наделены правом обращаться в вышеназванный Комитет,если, по их мнению, они стали жертвами какого-либо нарушения (Ст.1). В этомслучае обращения не рассматривают только в двух случаях:
1.   если обратившееся лицо не исчерпаловсе внутренние средства защиты;
2.   если данная проблема уже нерассматривается другим международным разбирательством (Ст.5).
Рассматриваются заявления на закрытыхзаседаниях Комитета. Каждый год Комитет представляет ежегодный доклад дляГенеральной Ассамблеи ООН в соответствии с действующим Протоколом.
Протокол является открытым документомдля любого государства, подписавшего пакт и ратифицировавшего его положения.Любой участник Протокола имеет право вносить предложения о поправках,представляя их Генеральному секретарю ООН, а также ходатайствовать о созывеконференции под эгидой ООН.[13]
*     *     *     *     *
Общеизвестно, одним из условий существованияправового государства является реальное обеспечение прав личности, как исвобода ее всестороннего развития. Иными словами, человеку и гражданинугарантированны со стороны государства некоторые положительные действия, аименно следующие минимальные положения, правовые начала:
1.  право на неприкосновенность;
2.  право на судебную защиту исправедливое разбирательство;
3.  право на образование, культурноеразвитие;
4.  право на социальное обеспечение;
5.  другие права.[14]
Я уже довольно подробно останавливалсяна международно-правовых актах, нормы которых содержат правила, регулирующиесферу права первых двух перечисленных пунктов. Однако, остался не вполнепроясненный вопрос: а есть ли специальный международный документ, направленнорегулирующий права человека и гражданина в области, касающейся культурной,экономической, социальной деятельности государства?
*     *     *     *     *
Им, безусловно, стал Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах.
Сей нормативно-правовой актдетализирует права человека и гражданина в указанных сферах правовых отношенийгосударство – общество — личность, тем самым, развивая правовые принципы,установленные Всеобщей декларацией прав человека. Также обладает высшейюридической силой, в странах присоединившихся к пакту, является стабильнымправовым актом постоянного действия и многократного применения.
Что документально указывается впреамбуле Международного пакта. А именно: права и свободы вытекают из присущейчеловеческой личности сущности, ими (правами) в равной степени наделяются всечлены Великой семьи человеческой, свобода развития индивида невозможна безактивного положительного участия со стороны государства, которым вменено вобязанность настоящим пактом, поощрять всеобщее соблюдение и уважение правчеловека.
В статье №1 пакта еще разподтверждается право народов на самоопределение, на свободу установлениясобственного статуса (что является непреложным условием социального,экономического, культурного развития), на свободное пользование собственнымиприродными ресурсами и естественными богатствами. Соответственно, государствамвменено в обязанность в порядке международной помощи и сотрудничества, а такжев индивидуальном порядке, максимально использовать все имеющиеся возможности,принимать все возможные меры, вплоть до законодательных, к полномуосуществлению, признаваемых рассматриваемого пакта, прав (Ст.2, п.1).
Устанавливается право каждого насвободный труд, который признается возможностью зарабатывать себе на жизнь(Ст.6). И как следствие указанного признается право каждого трудящегося наблагоприятные условия трудовой деятельности. В них включены:
1.   Вознаграждение за труд должнообеспечивать как минимум удовлетворительное существование для работников и ихсемей (подробно это положение регламентировано статьей №11 настоящего пакта),справедливую зарплату для мужчин и женщин. (За равный труд – равную зарплату.)
2.   Одинаковую для всех возможностьпродвижения по службе исключительно на основании квалификации и трудовогостажа.
3.   Создание условий работы, отвечающимтребованиям гигиены и безопасности.
4.   Предоставление оплачиваемогопериодического отпуска, разумное ограничение рабочего дня, вознаграждение заработу в праздники. Предоставление отдыха, досуга для трудящегося (Ст.7).
Государствам надлежит обеспечитьчеловеку права на свободное вступление в профессиональный союз для защиты своихинтересов, или на образование такового (Ст.8, п.1). Профессиональные союзы(профсоюзы), в свою очередь, могут образовывать конфедерации, или национальныефедерации, основанных на международном праве. Этой же статьей обеспечиваетсяправо на забастовки, в соответствии с законодательством этой страны. Признаетсяправо каждого на социальное обеспечение, в том числе на социальное страхование(Ст.9).
Семья признана основной и естественнойячейкой общества, ей предоставляется самая широкая защита, охрана и помощь(Ст.9). Гарантируется право детей и подростков от каких-либо видовдискриминации. Применение их труда во вредных (по физическому или нравственномувоздействию) производствах объявляется уголовно наказуемым деянием (Ст.10).
Положениями Международного пакта обэкономических, социальных и культурных правах обязывается каждое принявшее егогосударство принять все возможные меры индивидуального характера, или в порядкемирового сотрудничества, включающих разработку и проведение конкретных программв целях недопущения голода, вплоть до реформы аграрной системы. Такжеобеспечить распределение мировых запасов продовольствия в соответствии спотребностями и с учетом проблем стран, как импортируемых, так и экспортируемыхпищевых продуктов (Ст.11).
Признается право каждого на наивысшийдостижимый уровень физического и психического здоровья (Ст.12), на образование,
направленноена всестороннее и полное развитие личности (Ст.13, п.1), на свободу родителей(опекунов) выбирать для своих детей образовательные учреждения, отвечающиеминимальным требованиям
образования,утвержденного государством (Ст.13, п.3). Начальное образование должно бытьбесплатным.
Далее (Ст.15) участвующие в пактегосударства признают право личности на:
1.    пользование защитой материальных иморальных интересов, возникающих, в связи с любой интеллектуальнойдеятельностью указанной личности, автором которой она является;
2.    участие в культурной жизни;
3.    практически применять, использоватьрезультаты научно-технического прогресса.[15]
В связи с этим, положения пактаобязывают государств-участников уважать свободу, необходимую для творческихисследований и для научных изысканий. А также призывают поощрять все видысотрудничества и международные контакты, в культурной и научной областях.Результатом этих действий должны стать, предоставляемые Генеральному секретарюООН доклады о достигнутых в этой области успехах, для последующего рассмотренияих (докладов) на заседаниях Социального и Экономического Совета ООН (Ст.16).
ЧастьVнастоящего пакта объявляет его открытым для подписания документом (Ст.28),устанавливает его обязательную ратификацию. Также устанавливается право каждогоучастника пакта вносить поправки, высказываться за созыв конференциигосударств-участников. Поправки вступают в силу на территориях государств,принявших их в соответствии с конституционными процедурами этих стран (Ст.29).
Это наиболее общие положения Международногопакта об экономических, социальных и культурных правах. Я постарался неостанавливаться на нормах пакта, дублирующего характера, о которых уже речь шлав других документах международного законодательства в области прав гражданина ичеловека. Кратко добавлю только то, что в указанном пакте устанавливаются ирегламентируются двусторонние связи нехитрой юридической формулы:
Государство   ↔   Личность  ↔   Общество.
Причем,Личность находится строго в центре обозначенных связей, является центромотношений.
*     *     *     *     *
 
 
*     *     *     *     *
Итак, я описал и дал краткую оценку некоторым международнымактам универсального характера, совокупности правовых норм, сущность которыхвыражена в общепризнанных правах человека, то есть отношения, сопровождающиечеловека на протяжении всей жизни.
Но кроме всеобщих, универсальныхправовых норм существуют еще международные договоры юридического свойства,направленно регулирующие специфические области правовых отношений.
*     *     *     *     *
В этой связи важнейшее значение имеет региональноесоглашение – Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод(далее — Конвенция) от 04,11,1950 г., подписанная в Риме. Сфера действия этогосоглашения обозначена названием — Европейская Конвенция.
Утвердили настоящую Конвенциюправительства, члены Совета Европы. В ней вновь подтверждается вернаяприверженность договаривающихся сторон принципам, провозглашенным ВсеобщейДекларации прав человека (см. выше). Помимо этого декларируется дальнейшеенаправление деятельности европейских государств на установление, утверждение иреализации прав человека и основных свобод, соблюдение которых зависит отподлинной демократической системы и всеобщего понимания этих прав и свободвсеми участниками отношений.
По-прежнему право человека на жизньохраняется законом (Ст.2), как и право на свободу и личную неприкосновенность(Ст.5), никто не может быть лишен такого права, иначе как по приговору суда всоответствии с процессуальными нормами, предусмотренными законодательствомданной страны. Пытки, действия, унижающие человеческое достоинство запрещены(Ст.3), как и рабство (Ст.4).
Далее в статьях Конвенции объявляютсявсе основные общепризнанные гражданские и политические свободы для человека (небуду останавливаться на повторения). Добавлю, согласно положению статьи №19Высокими Договаривающимися Сторонами образуется:
1.  Европейская Комиссия по правамчеловека (далее – «Комиссия).
2.  Европейский Суд по правам человека(далее именуемый «Суд»).
Как Комиссия, так и Суд образуютсобственные процедуры.
Порядок образования, работы,требования к составу Комиссии весьма схож с теми же процедурами Комитета поправам человека при ООН. Члены Комиссии избираются большинством голосовКомитета Министров на шесть лет и работают в личном качестве (Ст.22). Добавлютолько, что заседания Комиссии проходят на закрытых пленарных заседаниях(Ст.33), которые созываются Генеральным Секретарем Совета Европы по меренеобходимости.
В Комиссию могут передаваться петициидля Генерального Секретаря от любых лиц (или группы лиц), отнеправительственных организаций, полагающих, что стали жертвами каких-либонарушений. Европейская Комиссия начинает рассмотрение петиции, если всевнутренние средства для решения проблемы уже исчерпаны и минуло шесть месяцевот даты принятия окончательного внутреннего решения.
Теперь о Суде. Европейский Суд поправам человека состоит из такого количества судей, равному количеству членовСовета Европы — по одному (строго!) гражданину от государства. ИзбираютсяПарламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на девять лет (Ст.40). Сфераюрисдикции Суда – все отношения, касающиеся применения и толкования РимскойКонвенции. Передавать дела в Суд имеют право Комиссия и ВысокиеДоговаривающиеся Стороны.
Для рассмотрения дела образуютсякамеры из девяти судей, во главе – Председатель. Рассмотрение проходит толькопосле установления невозможности применения дружелюбных методов разрешенияпроблемы (Ст.47). Решения Суда всегда мотивированы, окончательны. Любой судьяимеет право на собственное мнение (Ст.51). Надзор за исполнением судебногорешения возлагается на Кабинет Министров.
Объявляется открытость Конвенции дляподписания и ратификации ее любым государством — членом Совета Европы.Протоколом №6 настоящей Конвенции отменяется смертная казнь.
Далее идут регламентационные положенияи протоколы, развивающие положения Европейской Конвенции и регулирующие особые,специфические отношения (например, о компетенции Европейского Суда выноситьконсультативные заключения, или положения относительно принудительного иобязательного труда и тд.), на них я не буду останавливаться ввидуограниченного объема курсовой работы.
*     *     *     *     *
Помимо их, существуют договоры (соглашениянескольких государств в письменной форме) общего универсального действия, илинормы, регулирующие отношения, возникающие при определенных условиях.Упорядочивание отношений в этой области также необходимо, однако нарушения ненесут повсеместного характера, или возникают исключительно при наличииопределенных предпосылок. Например, при военных действиях, или при исполненииприговора, или при проявлениях разного вида дискриминации и тд.
Сразу хотелось бы начать с базовойнормы, так сказать, с «соглашения о соглашении».
*     *     *     *     *
 
 
Прежде всего, это Венская Конвенция о правемеждународных договоров.
Сфера деятельности (направление) – область отношений,возникающих при заключении, ратифицировании, принятии, или при утверждении, илипри присоединении к договорам государств. По этой же причине я бы отнес ВенскуюКонвенцию к процессуальным нормам. Источник – международныеорганизации. Субъект воздействия – государства и межгосударственныеорганизации. Время действия соответствует времени действия договоров,отношения которых данная Конвенция упорядочивает. Пространство – всетерритории государств, признавших положения международных договоров.
В Венской Конвенции устанавливаютсяфундаментальные юридические понятия и определения: «договор», «принятие»,«утверждение», «ратификация», «присоединение» и др. Все они применительны вобласти функционирования международных договоров (Ст.2).
Также объявляется каждое государствоправоспособным заключать договоры, устанавливаются полномочия участников,порядок и регламент принятия государств в сферу действия указанной Конвенции,или их временное участие (Ст.7, ст.24.)
 В части III устанавливается обязательность и добросовестностьсоблюдения договоров, причем противоречие международного договора с локальнымзаконодательством решается в пользу первого (Ст.27). Иными словами наличиенациональной правовой базы, нормы которой каким-то образом противоречат нормаммеждународных договоров, оправданием для неприменения последних, не является.
 В ст.28 данной Конвенции указываетсяна невозможность обратного действия норм договоров. В следующей статьеустанавливается территориальная сфера влияния международных договорных актов.
 Далее устанавливается сила действияуказанных правовых актов. Статьи Венской Конвенции отменяют ранее действовавшихв этой
правовойсфере нормативных документов, или устанавливают преимущественную силу положенийдоговора (Ст.30 п.2 — 4), если они не совместимы и невозможно одновременноеприменение обоих.
Раздел 3 Конвенции устанавливаетполномочность толкования текстов договора, язык толкования. Следующий разделпосвящен участию в договорных отношениях третьих государств и обязательнымусловиям, вытекающим из обозначенных отношений.[16]
 
 
Итак, Венская Конвенция о праве международных договоров формулируетбазисные, стержневые определения и понятия в сфере действия договорныхотношений правового характера, условия участия сторон в договорных отношениях,порядок вступления в указанные отношения, процедуры, касающихся оговорок приподписании договоров. Устанавливается правоспособность сторон, территориальностьи сила действия договорных правовых актов, а также условия вступления этихактов в действие, как регулятора общественных отношений. Также  определеныусловия соблюдения международных актов, их неимение обратной силы, и условиянепосредственного их применения.
*     *     *     *     *
Следующим договором, регулирующим специфическиеотношения, возникающие при возникновении следующих предпосылок:
 -преследование по признаку принадлежности к определенной социальной, сословной,или иной группе;
-    гонения по национальномупризнаку, по признаку вероисповедания;
-    преследование из-заполитических взглядов и др. признаки
являетсяКонвенция о статусе беженцев (вступила в силу 22,04,1954), подписанная вЖеневе 28,07,1951 г.
Когда лицо находитсявне своей страны и отказывается пользоваться ее защитой вследствие каких-либоопасений, или не имеет определенного гражданства, или не может вернуться напрежнее место жительства в результате произошедших разного рода событий до01,01,1951 г. (и некоторые другие признаки), тогда обозначенное лицо можетсчитаться «беженцем» и к нему применимы положения Конвенции.
Документ был принят вследствиенарушения прав и свобод (а, значит, основных принципов и положений Устава ООН,Всеобщей Декларации прав человека и других начал фундаментальных правовыхактов) наиболее уязвимой в правовом, социальном положении категории граждан (ине только) – беженцев. ХХ столетие стало эпохой войн и глобальныхцивилизационных конфликтов. Мировой опыт показал, что наиболее страдают отвоенных (или иных) столкновений мирные граждане. Таким образом, было принятопервое, стержневое международно-правовое соглашение, положившее начало вразрешении проблемы гуманитарного и социального характера, и исключениявозможности возникновения возможных трений, которые могут появиться врезультате вынужденного переселения (в силу разных причин) иностранных граждан.Так же преследовалась цель недопущения возложения на государства, принявшего насебя заботу о переселенцах, непосильного бремени в связи с указанными событиями.
ООН неоднократно проявляла глубочайшийинтерес к судьбе беженцев и принимала соответствующие меры к защите этойсоциальной группы населения и восстановлению его (населения) прав и свобод. Чтои выразилось в принятии указанного соглашения.
Статьи Конвенции четко определяютюридическое понятие «беженец», и тех лиц, которые попадают под это определение,следовательно, под юрисдикцию соглашения (Ст.1). Далее, как и любой правовойнормой, устанавливаются права и обязанности беженцев.
Государствам, принявшим Конвенцию,указывается на недопущение в отношении беженцев дискриминации, вменяется вобязанность предоставление доброго расположения  относительно религиозныхубеждений этих народов. Также государство обязано предоставить им, как минимум,положение иностранцев (Ст.7) без всякой взаимности. А при определенныхусловиях, например в отношении приобретенного движимого и недвижимогоимущества, как и в отношении арендных договоров, беженцам предоставляется болееблагоприятное расположение, нежели просто иностранцам (Ст.13).
Также беженцам предоставляется защитав сфере интеллектуальных прав, право на образование и вступление в профсоюз,или в некоммерческое объединение, ассоциацию (Ст.15), право на свободноеобращение в суд (с теми же льготами, что имеются у граждан данной страны).Также гарантированно благоприятное правовое положение в отношении их права наработу (Ст.17), права на жилище, на начальное образование (Ст.22). Наравне сгражданами этой страны устанавливается право на правительственную поддержку и помощь(Ст.23), право на достойную зарплату, пособия, социальные гарантии (Ст.24).
В административном порядке беженцамгосударство обязано выдать удостоверения личности, предоставить право на выборместа жительства и свободу передвижения (Ст.26). Устанавливается равное сгражданами этой страны налогообложение (Ст.29).
 Статья №31 не предусматриваетналожения ответственности на граждан, незаконно прибывших из стран, где имнепосредственно угрожала опасность (также запрещена их обратная высылка в«опасные» страны), при условии их немедленного заявления о себе в органывласти.
И последнее. Согласно соглашению,договаривающиеся государства по возможности будут содействовать натурализации иассимиляции беженцев (Ст.24).
*     *     *     *     *
Однако по истечении нескольких десятилетийсо времен утверждения Женевской Конвенции о статусе беженцев проблема последнихрешена не была. Более того, возникла необходимость нового
правовогорегулирования, так как Женевское соглашение устанавливала временной предел к определению«беженец», указывались события, в результате которых беженцы стали беженцами — до 01,01,1951 г. Поэтому многие переселенцы по факту, юридически таковыми неявлялись.
Был принят Протокол, касающийсястатуса беженцев (далее – Протокол) на Генеральной Ассамблеи ООН 16,12,1966г. Положения Протокола развивали начала, сформулированные Женевской Конвенцией.Государства участники подтверждали принятые на себя обязанности применятьстатьи 2 – 34 указанной Конвенции включительно. Изменилось определение «беженец»,теперь в нем не указывается точная дата. В целом положения Конвенции осталисьпрежними.[17]
*     *     *     *     *
В качестве отступления позволю себе заметить, что кромеМеждународных актов и договоров универсального характера, тех же договоров региональногохарактера, существуют и уже действуют Решения и Резолюции международныхорганизаций по вопросам прав человека. Сразу хотелось бы отметитьправотворчество Международной Организации Труда (далее – МОТ).
Результатами указанной деятельностистали следующие (и другие) договоренности: Конвенция №29 относительнопринудительного или обязательного труда (ратифицирована Президиумом ВерховногоСовета СССР 04,07,1956 г.), принятая в июне 1930 г.; Конвенция №95 об охранезаработной платы, принятая на Генеральной Конференции МОТ в 1949г.; Конвенция№105 об упразднении принудительного труда, принята в 1957 г.
Так же это: Минимальные стандартныеправила обращения с заключенными, утвержденные на Женевском Конгрессе ООН вавгусте 1955 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка,принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17,12,1979 г.; Резолюция 40/34 ГенеральнойАссамблеи ООН: Декларация основных принципов правосудия для жертв преступленийи злоупотребления властью, принята 29,11,1985 г.
Безусловно, любопытные документы,очень хотелось бы поподробней остановиться на их содержании, однако все ониразвивают, конкретизируют фундаментальные общепризнанные нормы. Иными словами,это «материя» для изучения специализированных юридических наук, сейчас же дляменя главное – принципы, тенденции, закономерности.
*     *     *     *     *
 
*     *     *     *     *
Еще один правовой договор, упорядочивающийотношения определенной категории граждан. Это Конвенция о ликвидации всехформ дискриминации в отношении женщин, ратифицированный резолюциейГенеральной Ассамблеи ООН от 18,12,1979 г.
Данный документ в соответствии собъявленными принципами Всеобщей Декларации прав и свобод человекаустанавливает равноправие мужчин и женщин на основании того, что все люди рождаютсяравными и свободными в своем достоинстве и правах. Также уточняется, что всевиды ограничений женщин в правах и свободах нарушают незыблемые принципыравноправия и уважения человеческого достоинства.
По – этому, все государства-участники,осуждая проявления любой формы дискриминации в отношении женщин, согласныпроводить безотлагательную политику, направленную на ликвидацию этогоуродливого явления (Ст.2). Относительно правовой основы это будетвыражено:
1.  Во включении в законодательствопринципов равноправия мужчин и женщин, принимать действия (вплоть до силовых),направленные на искоренение дискриминации;
2.  В исключении из действующегозаконодательства норм, представляющих собой дискриминацию в отношении женщин;др.
Признается равенство мужчин и женщинперед законом, одинаковая гражданская правоспособность, сделкоспособность(Ст.15).
В отношении социальной стороныпроблемы решено изменить культурные модели поведения обоих полов в целяхискоренения неправильных стереотипов отношений. Кроме этого, достигнутадоговоренность о принятии всех возможных мер к признанию материнства социальнойдеятельностью и установления общей ответственности за воспитание и мужчин, иженщин (Ст.5).
В отношении политических правгосударства-участники договорились гарантировать женщинам и мужчинам равныеправа быть избранными в любые публичные органы, голосовать на всех публичныхвыборах, референдумах, участвовать в деятельности правительственных органов, наравных с мужчинами правах, участвовать в осуществлении политики, заниматьгосударственные посты (Ст.7) и тд.
Также в сфере занятости признаютсяравные для обоих полов права при приеме на работу, при выплачиваниивознаграждения, при назначении социальных льгот и тд. (Ст.11). Запрещеноувольнение работниц в связи с беременностью, и в связи с родами, или из-засемейного положения.
В сфере брачных отношений такжеобъявлено равноправие полов:  на  свободный выбор супруга;  на  вступлениев брак с полного и свободного согласия;  на одинаковые права в отношениидетей;  на  свободное решение о количестве детей;  на  свободныйвыбор фамилии мужа, профессии, досуга;  на  одинаковые права иобязанности в период брака;  на  др. права (Ст.16).
В соответствии с положениями статьи№17 настоящей Конвенции образуется Комитет по ликвидации дискриминации вотношении женщин (далее – Комитет). Члены Комитета избираются тайно по одномуучастнику от каждого государства на четырехлетний срок. Заседает Комитет околодвух недель один раз в год (Ст.18), Имеет право на набор собственныхдолжностных лиц, на формирование собственных правил и процедур (Ст.19). Одинраз в год через Социальный и Экономический Советы передает доклад о проделаннойработе Генеральной Ассамблее ООН (Ст.21).
Итак, согласно Конвенции о ликвидациивсех форм дискриминации в отношении женщин государствами-участниками былоосуждено появление любых форм дискриминации в отношении женской половиныобщества. Также были приняты меры к искоренению любых видов ограничений вотношении указанного пола для реализации его прав и основных свобод вэкономической, в политической, в культурной, в социальной и в любой другойобласти.[18]
*     *     *     *     *
На этом документе позволю себеостановить изложение и анализ международно-правовых актов. Таким образом,прояснилось, что, несмотря на богатейший правовой опыт и наличие институтовправовых традиций, высокую гарантированность государствами прав и свободчеловека и развитое правосознание в международном сообществе, а иногда и вразвитых странах, также требуется регулирование, казалось бы, общепонятныхотношений и корректировка правил.
 Собственно, для этогомеждународно-правовые нормы создаются и применяются.          Заключение
Итак, мы рассмотрели наиболее общие положениямеждународно-правовых актов о правах человека и гражданина. Цель их создания,направление деятельности, сферу регулирования и то, на что направленопоследнее, я тоже кратко изложил. Какой же можно подвести итоговый вывод?
Как мне видится, деятельность этихмеждународных деклараций, соглашений адресована на безусловное установлениеприоритета социальных и личных прав, свобод и обязанностей индивида надполитическими и общегражданскими. И трактовка, и применение в жизнь указанныхправ должны складываться не из государственных соображений, или их временныхинтересов общества, а из универсальных принципов гуманизма, из самойчеловеческой природы, сущности, если хотите. Признание перечисленных прав исвобод, а также создание всех возможных условий для их полной и всестороннейреализации есть обязанность, долг государства. В противном случаеневозможно всестороннее совершенствование личности и, следовательно, ее участиев развитии страны, в делах государства.
Декларация прав и свобод гражданина,закон СССР «О свободе совести», «О печати и других средствах массовойинформации», «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик ивъезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР» и другиенормативные акты постсоветского периода явили собой пример установления идействия на территории нашей страны принципов равноправия и уважениячеловеческого достоинства, а также бурное развитие либеральных тенденций.
Влияние международных нормативныхсоглашений на современное развитие российского права я уже кратко описал вовведении, кроме перечисленного отмечу, сегодня Россия пытается войти в СоветЕвропы, Государственная Дума ратифицировала Европейскую Конвенцию по правамчеловека, действует мораторий на смертную казнь на всей территории Федерации.Для полного, формального вхождения требуется также ратифицировать Протоколы к упомянутойКонвенции: № 1, 2, 4, 7, и 11.[19]
Кроме указанных Протоколов необходимотакже принять Европейскую Конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного илиунижающего человеческое достоинство обращение или наказания, Европейскую хартиюместного самоуправления, рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств,второй факультативный протокол к
Международномупакту о гражданских и политических правах (об отмене смертной казни),Социальную Хартию, некоторые другие Конвенции МОТ.
Но главное, начало положено, положенияКонституции РФ открыли возможности установления интеграции международногоправового опыта во внутреннюю жизнь России. Приводится в действие Федеральнаяпрограмма обеспечения и защиты прав и свобод человека, составленной Комиссиейпри Президенте РФ.
 Проведенное изучение данной тематикипозволяет сделать вывод о том, что главное не привести нормы российскогозаконодательства сообразно зарубежным правовым канонам, не установитьабсолютный приоритет иноземных правил над отечественными, а создать «живую»,взаимодействующую систему мирового, общеприменительного и общепризнанногоправа, основанного исключительно на гуманных принципах. (А хорошо отлаженнаясистема, согласно постулатам науки Синергетики, способна к саморегуляции и ксамосовершенствованию.)
Кроме этого, анализмеждународно-правовых актов о правах человека и гражданина позволяет сделатьвывод о том, что они несут двоякую функцию:
1)            являют собойединый «скелет» нормативных правил для любого государства, имеющегодемократическую сущность;
2)            представляют собойсвязующие звенья для правовых систем мира.
Список литературы
1.    Мирошникова В.А.Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов ииздателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – 176 с.
2.    Комаров С.А.,Малько А.В. Теория государства и права. Краткий учебник для вузов. – М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999. – 448 с.
3.    Под ред.Крашенинникова Н.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран(Новое и Новейшее время). – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. – 496 с.
4.    Под ред. ЖуйковаВ.М.  Международные нормы о правах человека и применение их судами РоссийскойФедерации (практическое пособие). – М.: «Права человека», 1996. – 432 с.
5.    Хропанюк В.Н.Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Подред. проф. Стрекозова В.Г. – М.: Издательство «Интерстиль», 2001. – 378 с.
6.    Бурлацкий Ф.М.Проблема прав человека в СССР и России. (1970-80-е и начало 90-х годов. – М.:Научная книга, 1999. – 279 с.
7.    Судоустройство иправоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. / Под ред. ОрловаЮ.К., Швецова В.И. – М.: «Проспект», 2000. – 320 с.
8.    Мирошникова В.А.Основы правоведения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». ИздательствоЭКМОС, 1997. – 208 с.
9.    Якушев А.В. Теориягосударства и права. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.