Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Казачество – как репрессированная культурно-этническая общность

Содержание:
Введение
Глава I. Научные исследования Терского Казачества вдореволюционной России.
1.1. Научные исследования В.А. Потто, М.А. Караулова идр.
1.2. Управление станичными делами.
1.3. Станичный Атаман       
1.4. Станичный сход.
1.5. Станичное правление.
1.6. Станичное судопроизводство.
1.7. Станичные доходы и расходы.       
1.8. Грамотность среди казаков. Войсковые стипендии.
Глава II. Исследование политико-правовых основ возрожденияказачества в современных условиях.
2.1 Демократические преобразования конца XXвека.
2.2 Казачество – как репрессированнаякультурно-этническая общность.
2.3 Совет по делам казачества при ПрезидентеРоссийской Федерации.
2.4 Привлечение казаков к государственной и инойслужбе.
2.5 Правовые акты государственной Думы и губернатораСтавропольского края по поддержке казачьих обществ.
2.6 Главное управление казачьих войск при ПрезидентеРФ.
2.7 Иммиграционные процессы на Северном Кавказе.
2.8 Финансовая поддержка казачьего движения вСтавропольском крае.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
НачалоXXI в. ознаменовалось появлением реальных признаков окончания долговременногоглубокого кризиса отечественной политической системы, таких, как укреплениевертикали государственной власти, стабилизация системы партий иобщественно-политических объединений, развитие информационно-коммуникативныхотношений между агентами политики, адаптация к современным условиямзаконодательства России и ее субъектов, выстраивание иерархии доминирующихсоциальных норм, ценностей и т. п.
Выходу из кризиса способствуетинновационная социальная деятельность по развитию гражданского общества,созданию новых и восстановлению ранее утраченных социальных институтов иобщностей. Среди них выделяется казачество, с которым себя идентифицируют до 10млн. граждан России. Поэтому «движение за возрождение российского казачества,подвергшегося репрессиям в годы советской власти, приобрело широкий размах в80-е годы»1. Для разработки его концептуальной модели необходимоопределить историческую природу казачества и его современную сущность,артикулировать и агрегировать интересы граждан, идентифици­рующих себя сказачеством, а также спрогнозировать социальные реакции других групп населения,возникающих при реализации запросов казаков. Кроме того, необходимо учестьреальные государствен­ные и общественные возможности удовлетворения запросовобъединений казаков и потребностей государства на возрождение казачества и егоиспользование на государственной и иной общественно-полезной службе2.
Исходный Материал для решения этих научныхи практически значимых социально-политических проблем дают работыродоначальников «казаковедения» П.П. Короленко, И.Д. Попко, В.А. Потто, Д. И.Ригельмана, М. А. Караулова 2-го, Е.П. Савельева, Е.Д. Фелицина ФА. Щербины инаших современников В.Б. Виноградова, А.В. Венкова, В. Н. Ратушняка, Т. В.Таболиной, Р. Г. Такиджьяна, А. П. Трута, А. Г. Масалова и других3.За 1987-2000 гг. было защищено около 70 диссертаций по казачьей тематике4,которые также дают большой материал для вторичного анализа природы исовременной сущности казачества. И если в прошлые годы ис­следователиограничивались описанием отдельных казачьих войск, важных исторических событийи роли в них видных общественных деятелей, то сегодня они чаще обращаются квопросам казачьего самоуправления и традиций государственной службы казаков.Однако усилия ученых разобщены, вследствие чего еще мало изучены социально-философскиеи политологические аспекты природы казачества, сущности современного процессаего возрождения и развития, привлечения к государственной службе, обеспечениюрегиональной безопасности и общественного порядка. Редко проводятся сравнительныеполитологические и социологические исследования процесса возрождения казачествав разных субъектах Российской Федерации и регионах. Отдельные публикации,посвященные казачеству, вызывают недоверие в связи с произвольным толкованиембазовых терминов и исторических фактов, документов, якобы по-новому понятыхавторами, которые удивляют общество «оригинальными» выводами, не имеющимисерьезного теоретического и эмпирического обоснования. В таких работах частообнаруживается политическая ангажированность, смещение акцентов в оценкахисторических фактов как в пользу казаков, так и против них5. Острыеспоры порождают работы, связанные с запросами казачества на полную реабилитациюкак репрессированного народа, восстановление его попранных прав. Очевидно, дляполучения адекватного целостного представления о природе и современной сущностиказачества, о процессе его возрождения и развития в России требуютсяконсолидированные, комплексные исследования.
Цельпроводимого исследования провести сравнительный анализ Терского казачества вдореволюционной России и в период возрождения. С задачами научного осмыслениясоциально-политических и нормативно-правовых факторов процесса возрожденияКазачества в Ставропольском крае, обобщение и популяризация положительногоопыта сотрудничества казачьих обществ с органами местного самоуправления иорганами внутренних дел.

Глава I. «Научныеисследования Терского казачества в дореволюционной России»
Вопрос,кто были первые казаки на Северном Кавказе, откуда и когда они появились, гдежили до окончательного водворения своего в низовьях Терека и на гребнях гор — не может считаться и поныне еще окончательно решенным. На это не имеетсяникаких исторических документов. Их даже напрасно было бы разыскивать, потомучто никаких письменных сношений Московского правительства с вольным казачествомбыть не могло, а предания самих казаков темны и сбивчивы.
В 1902 году бывший Военный Министр генералАлексей Николаевич Куропаткин на одном из докладов наложил резолюцию: «Надопоспешить составлением подробных исторических трудов по каждому из казачьихвойск…».6
В силу этого распоряжения Наказной атаманТерского войска генерал-лейтенант Толстов обратился к генерал-майору Потто «…КВам Василий Александрович, к Нестору кавказской Истории», писал генерал Толстов,«обращаемся мы с просьбой взять на себя труд по составлению истории доблестныхнаших предков».7
В1903 году Василий Александрович Потто приступил к работе. Но на первых же порахмаститому писателю пришлось натолкнуться на трудноразрешимые препятствия. Славныепредки Терцев, Гребенцев, Аграховцев и Кизлярцев больше рубили, чем писали. Анемногое, занесенное на бумагу, погибло в пламени пожаров и войн. Приходилосьсобирать материал буквально по листочкам.
К осени 1911года Василий АлександровичПотто написал два тома и должен был закончить к весне 1912 года третий.
Но 29 ноября 1911 года на семьдесят шестомгоду жизни смерть похитила еще совсем бодрого Кавказского историка.
Именно двухтомник В.А. Потто «Два века ТерскогоКазачества (1577-1801) изданный во Владикавказе в 1912 году признается какпервая научно-исследовательская работа Терского казачества.
Труд, основанный наматериалах Карамзина, Синюхаева, Белокурова, Вейзенбаума, Шара-Ногман, Ткачева,Писарева, Попко, Соловьева раскрывает историю освоения Северного Кавказа,создание оборонительных линий, заложение крепостей, жизнь, быт, жизненный укладказачества на Северном Кавказе
В это же время молодой и энергичныйподъесаул Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска депутатГосударственной Думы 3 и 4 созывов Михаил Александрович Караулов собираетматериал о настоящем Терского казачества.
В 1905 году Караулов М. А. — 2-ой выходитв запас. Вскоре после этого он получает должность секретаря Терского ОбластногоСтатистического комитета, начинает печататься в местных газетах. Но энергичнаянатура Караулова требовала большего, и он основал свою газету под названием«Казачья неделя», принимал участие в учреждении «Общества любителей казачьейстарины», публиковался в изданиях этого общества. В. А. Потто в главе IVсвоего 1 тома «Два века Терского казачества» ссылается на его публикации.
Будучи председателем надпартийной казачьейфракции, Караулов защищает интересы казаков и кавказских горцев. При этом он неоставляет своей научно-исследовательской деятельности, принимает участие вархеологических раскопках, основании Терского войскового музея, войсковойбиблиотеки.
В1912 году была издана его книга «Терское казачество в его прошлом и настоящем»
В дни революции 1917 года М. А. Карауловвошел в состав Временного комитета Государственной Думы, а потом был назначенна Терек особо уполномоченным представителем Временного правительства. Но 27марта (по старому стилю) отказался от этого поста, так как Терский ВойсковойКруг избрал его своим атаманом.
Став Терским атаманом, Караулов успешноразрешал конфликты между казаками и горцами, способствовал созданиюТерско-Дагестанского правительства. Но все действия, предпринятые им в процессегорско-казачьего примирения, послужили поводом для начала провокационной пропагандыбольшевиков.8
В декабре 1917 года М.А. Карауловприветствовал в Пятигорском отделе 1-й Волжский казачий полк, прибывший сфронта.
При возвращении во Владикавказ вагон, вкотором находился М. А. Караулов с сопровождающими, был расстрелян на станции«Прохладная» 12 декабря 1917 года.9
Книга Караулова М. А. – 2-го «Терское казачество в прошлом инастоящем» была предана забвению, как и все, что было связано с казачеством, вгоды Советской власти. До наших дней дошло только два экземпляра книги: вбиблиотеке г. Владикавказа и в Московской библиотеке. В 2002 году она былапереиздана в г. Пятигорске в том виде, в котором вышла в 1912 году.
В многовековой истории российскогогосударства отмечены разно­характерные периоды взаимодействия казаков сроссийским государст­вом. Свободолюбивые люди, называвшиеся казаками,поселялись на украйнах (на окраинах) государства и отличались стремлением кличной независимости, безграничной отвагой и безудержной удалью. Первона­чальнодля защиты границ Московского государства привлекались каза­ки, которые имеливеликое значение как проводники колонизации, про­лагатели путей к новый селищам10и «… находились в большей или меньшей зависимости от государства, более илименее подчинялись его распоряжениям».11 Постепенно характер отношенийказаков с россий­ский государством изменялся. К началу русской колонизацииСеверного Кавказа, заложения Азово-Моздокской Линии и покорения Кабарды «…первым пионером, первым колонизатором является казак — верней­ший слугаРусского государства, и казачьи станицы, а равно и слободки, образовавшиеся прикрепостях, послужили основанием к развитию рус­ского владычества в крае»12.
Помногочисленным свидетельствам историков, казаки играли важную роль в укреплениивласти российского государства на Кавказе и в последующие годы.
Все лица войскового сословия, числящиеся встаницах или принадлежащих к ней хуторах, составляют станичное общество. Дляуправления общественными станичными делами состоят: станичный сбор, станичныйатаман, правление и суд. Станичному сбору принадлежит власть распорядительная,станичному правлению и атаману – исполнительная и суду – судебная13.
Станичный атаман, кроме того, являетсяадминистративно-полицейским лицом, которому подведомственны все проживающие впределах станичного юрта обыватели как войскового, так и не войсковогосословия. Лиц, не пользующихся особыми правами состояния, станичный атаманимеет право за маловажные поступки подвергать своею властью денежному штрафу впользу общественных сумм, не свыше 3 рублей, или аресту до 3 суток, илиназначению на общественные работы до 3-х дней; для неоднократно жеподвергавшихся таким наказаниям штраф может быть увеличен до 5 рублей, арест иобщественные работы до 5 дней14. На станичного атамана возлагаетсяобязанность вести неослабное наблюдение за порядком, спокойствием и благочиниемв пределах станичного юрта, за соблюдением частными и станичными лицамиобщественного интереса, за исполнением законов, судебных решений, общественныхприговоров и частных договоров, за дорогами, мостами и т. д., за исправностьювоинского снаряжения служилого состава, несением им служебных обязанностей ииных повинностей, и т.д. Станичному атаману предоставляется право разрешатьотлучки казакам служилого состава до одного месяца, а остальным станичникам до одногогода. Как отличие звания станичному атаману присваивается «насека» и особаяформа одежды. Не имеющие офицерского звания станичные атаманы, пока состоящие вдолжности, пользуются лично правами хорунжего15.
Главным распорядителем всего станичногообихода и хозяином станичных земельных угодий, капиталов, доходов и т. п.,является станичный сбор, который составляют: станичный атаман, его помощники(или кандидаты), судьи, казначей, доверенные станичного правления и от 30 до100 человек выборных казаков – домохозяев, по расчету приблизительно от 10дворов по одному. Право участвовать на выборах и быть избранными имеют всеказаки, достигшие 25 лет, за исключением: 1) состоящих под судом и следствием,2) находящихся под общественным надзором по судебным решениям, 3) судившихся закражу, мошенничество и т. п. и по суду не оправданных, 4) подвергшихся по судутюремному заключению или еще более строгому наказанию и 5) лишенных праваучастия в сборах.
Ведению станичного сбора подлежат дела,касающиеся избрания на станичные должности, распределения земельногодовольствия, распоряжение станичными суммами, оброчными статьями, разверсткиземских и станичных (мирских) повинностей, опекунские, наследственные и другиеобщественные и хозяйственные дела станичного общества и отдельных его членов.Жалобы на решения станичного сбора подаются атаману отдела.
Ближайшее заведование станичными делами иисполнение поручений общественного сбора в каждой станице вверяется станичномуправлению, состоящему из атамана, его помощников (или кандидатов), станичногоказначея или доверенных, избираемых сходом, в количестве 2-4 человек. Жалобы напостановления станичного правления приносятся станичному сбору. Для веденияписьмоводства при станичном правлении имеются станичные писари по строевой ихозяйственной частям, находящиеся под ближайшим надзором станичного атамана.16
Станичные суды, состоящие из двухинстанций: первой – суд станичных судей, и второй (апелляционной) – судпочетных судей, действовали на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного Положения 3-гоиюня 1891 года об общественном управлении станиц казачьих Войск, причемведомству их подлежат споры и тяжбы, а также маловажные проступки проживающихвременно или постоянно на землях станичного юрта (и причисленных к станицеземлях) лиц войскового и не войскового сословия, не пользующихся особымиправами состояния, если цена иска не превышает 100 рублей. К маловажнымпоступкам, подведомственным станичным судам, относятся: не сопровождавшиесяувеличивающими вину обстоятельствами: кража, мошенничество, покупка заведомокраденого на сумму не свыше 30 рублей, обиды словами и действием, побои, неимевшие вредных для здоровья обиженного последствий, пьянство и нарушениеобщественной тишины и спокойствия. Станичный суд властен приговаривать замаловажные поступки к одному из следующих наказаний: к денежному взысканию несвыше 6 рублей, к аресту не свыше 8 дней или же к общественным работам не свыше8 дней; неоднократно подвергавшихся этим наказаниям, станичный суд можетприговаривать к денежному взысканию не свыше 10 рублей или же к аресту (илиобщественным работам) не свыше 12 дней. Решения станичного суда по искам насумму до 30 рублей и приговоры с осуждением к аресту (работам) не свыше 4 (6)дней или штрафу не свыше 3 (5) рублей, считаются окончательными, а прочие могутбыть обжалованы в двухнедельный срок в суде почетных судей. Кассационнойинстанцией для всех решений и приговоров для всех судов является областноеправление. Судьям присваивается особый нагрудный знак, надеваемый ими во времязаседаний и в других официальных и торжественных случаях. Почетные судьи, неимеющие офицерских чинов, и избранные на второй год станичные судьи,пользуются, на время состояния в должности, лично правами хорунжего17.
Доходы, получаемые станичными обществами,из разного рода источников, идут на удовлетворение нужд подлежащих общественныхучреждений и на различные земские и мирские надобности. Суммы, образуемые отпревышения доходов над расходами, накопляясь, составляют станичные общественныекапиталы. Распределение станичных доходов и расходов по статьям и состояниестаничных капиталов показаны в таблицах №1,2,3,4 в приложениях.
Для развития грамотности среди казаков вкаждой станице существовали станичные училища (одноклассные, двухклассные игородские) и так же церковно-приходские школы.
За исключением войсковой учительскойсеминарии открытой в 1910 году, сельскохозяйственной школы около станицы«Прохладной» и военно-ремесленной школы Терское казачье Войско своих учебныхзаведений не имело и приходило на помощь молодым людям войскового сословия,облегчая им получение образования путем выдачи единовременных пособий ипредоставлением им войсковых стипендий (смотри приложение таблица № 5).
Таким образом, Казачьи станицы в началедвадцатого века имели практически все задатки демократического общества, а ихруководители (атаманы) думали не только о собственном благосостоянии (смотриприложения, таблицы № 1,2,3,4,5).

Глава II«Исследованиеполитико-правовых основ возрождения казачества в современных условиях»
Однако в советский период казачество былолишено социально-правового статуса сословия, пережило неоднократныереорганизации административно-территориального устройства региона, разрушившиетрадиционные формы местного казачьего самоуправления, а также массовые репрессиирасказачивания. Вследствие этого оно утратило некоторые существенные признакисоциальной организации, политико-правового и административно-территориальногооформления.
Демократические преобразования нашегообщества, начатые горбачевской перестройкой в 1985 г., создалисоциально-психологические, политические и правовые предпосылки для реализациизапросов населения на укрепление гражданских прав и свобод народов России, ихприведение в соответствие с международными стандартами.
В 1989 г Верховный Совет РСФСР принялДекларацию прав и свобод человека и гражданина, которая соответствует Всеобщейдекларации прав человека. Эти документы создали реальные правовые условия дляактивизации социокультурных и национально-патриотических движений народов,репрессированных в годы сталинизма.
14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССРпринял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актовпротив народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении ихправ».18
В 1991 г. общественные организации репрессированныхнародов добились принятия закона РСФСР «О реабилитации репрессированныхнародов».19 В нем содер­жатся политические оценки депортациинекоторых народов России в годы Великой Отечественной войны, признананесправедливость их огульного политического опорочивания и поголовно-массовоговыселения, декларированы принципиально важные политико-правовые основаниявосстановления политического равноправия всех народов Российской Федерации.
В законе получило правовое закреплениеобщественное мнение о том, что казачество также является репрессированнымнародом. При­чем, как представляется, законодатели сделали это в не оченькоррект­ной форме, дав следующее определение категории «народ»: нации, на­родностиили этнические группы и иные исторически сложившиеся куль­турно-этническиеобщности людей, например, казачество.20
Казаки, также подвергавшиеся массовымполитическим репресси­ям в советские годы, не получили реальную государственнуюподдержку для восстановления традиционных административно-территориальных образований,21инициировали движение за возрождение казачества в России. Под его давлениемфедеральные органы государственной власти причислили казачество крепрессированным народам, что полу­чило правовое закрепление в указе ПрезидентаРоссии от 15.06.1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона РоссийскойФедерации «О реа­билитации репрессированных народов» в отношении казачества»22и Постановление Верховного Совета РФ от 16.07.1992 г. №3321-1 «О реа­билитацииказачества».23 Указанные документы отразили очевидную борьбу междуПрезидентом и Верховным Советом России за общест­венную популярность втрадиционных казачьих регионах.
Стремление российского Правительствавыработать государственный механизм, обеспечивающий возрождение казачества,проявилось в постановлении Правительства РФ от 22.04.1994 г. №355 «О концепциигосударственной политики по отношению к казачеству». К сожалению, из-занеобеспеченности ресурсами концепция так и осталась декларацией.
Для реализации конкретных запросовказачества, дальнейшего совершенствования деятельности казачьих формирований,государственного управления этим процессом, в 1994 г. при Президенте России былобразован
Совет по делам казачества24,который в течение двух лет выполнял функции координатора взаимоотношенийказачьих организаций и государственных органов как федерального, так ирегионального, местного уровней.25
Указом Президента РФ от 16.04.1996 г. №563 «О порядке при­влечения членов казачьих обществ к государственной и инойслужбе» утверждено соответствующее Положение. В его 2-ом разделе «Виды службы»,к которой привлекаются члены казачьих об­ществ, и порядок привлечения их кслужбе» предусмотрено, что члены казачьих обществ могут участвовать в охранеобщественно­го порядка с пограничной, природоохранительной, и иной служебнойдеятельности.26
Генеральным Штабом Вооруженных СилРоссийской Федерации во исполнение этого Указа была разработана Директива № 315К/3/1502 от 22.04.1999 г. «Об особенностях организации воинского учета членовказачьих обществ и порядок комплектования казаками соединений и воинских частейВооруженных Сил Российской Федерации, органов о пограничных войск Федеральнойпограничной службы», согласно которой были разработаны методические указания покомплектованию казаками соединений и воинских частей, а также определенперечень соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации,подлежащих комплектованию членами казачьих обществ (смотри приложение таблица №6).
Дополнительные мотивационные меры дляболее активного привлечения казаков к государственной и инойобщественно-полезной предусматривались в указе Президента РФ от 16.04.1995 г. №564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и ихчленам, на обязательства по несению государственной и иной службы».27
Для реализации поручений, изложенных вУказе Президента РФ, принималось специальное постановление правительства Россииот 18.01.1999 г. № 67 «О Федеральной целевой программе государственнойподдержки казачьих обществ, в государственный реестр казачьих обществ в РоссийскойФедерации на 1999-2000 годы»28 и ряд краевых правовых актов. К ихчислу отно­сятся постановление государственной Думы Ставропольского края от30.05.1996 г. № 370-29 ГДСК «О Положении о порядке предостав­ления земельныхучастков казачьим обществам в Ставропольском крае»29 и постановлениегубернатора Ставропольского края от 25.03.1999 г. № 161 «О государственнойподдержке казачьих обществ Ставропольского края, внесенных в государственныйреестр казачьих обществ Российской Федерации». В бюджете Ставропольского краябыли предусмотрены денежные средства для предоставления ссуд на возвратнойоснове казачьим крестьянско-фермерским хозяйствам (смотри приложение таблица №7).
В 1996 г. вместо Совета по деламказачества при президенте РФ создано по-военному хорошо организованное Главноеуправ­ление казачьих войск при Президенте Российской Федерации (ГУКВ).30Оно состояло из трех отделов со штатной численностью 32 человека.31
ГУКВ проводило большую организационнуюработу по фор­мированию российского казачества, разрабатывало проекты нор­мативныхактов по актуальным проблемам казачьего движения. Только за 1996-1998 гг. ГУКВподготовило и передало на подпись Президенту РФ проекты 26 указов ираспоряжений, касающихся казачества. Для их реализации федеральные министерстваи ведомства издали около 20нормативных актов, обеспечивающих механизм привлечения казаков кгосударственной службе.32
К 1998 г. стало ясно, что для дальнейшегоулучшения работы государства с казачеством необходимо значительно повыситьстатус ГУКВ до уровня федерального органа с правами министерства илигосударственного комитета. С этой целью 12 февраля 1998 г. РФ подписал указ№162 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации ПрезидентаРоссийской Федерации», согласно которому ГУКВ выводилось из составаАдминистрации Президента РФ и было постановлено считать его государственныморганом при Президенте России для осуществления функций федерального органа повыработке единой государственной политики по возрождению российскогоказачества.33 Эта реоргани­зация могла значительно повыситьвозможности ГУКВ в решении казачьих проблей. Но указ Президента РФ был исполненлишь частично. Как свидетельствует Т.В. Таболина, против придания Главномууправлению казачьих войск статуса федерального государственного органа выступилС. В. Кириенко, занимавший в то время должность Правительства РФ. Он неподписал документы, необходимые для реорганизации и оно не было включено в указРФ от 30.04.1998 г. № 384 «О структурах федеральных органов исполнительнойвласти». Искусственно созданная таким образом ситуация положения ГУКВ вполитической подрывала основы энергично начавшегося процесса созданиягосударственных структур, целенаправленно занижающихся организациейгосударственной службы реестровых казаков.31
Но возрождение казачества к тому временистало необратимым процессом. Для его продолжения объективно требовался единыйфедеральный координирующий центр. Мнение об этом уже укрепилось в общественномсознании. Компромиссом стало при­нятое 7 августа 1998 г. решение об образованиинового специали­зированного казачьего федерального органа в форме УправленияПрезидента России по вопросам казачества (УПВК).32 Его начальникомназначен потомственный казак, генерал армии, Герой России П. С. Дейнекин, чтоповышало авторитет нового государственного органа среди казачьей общественностии в государственной аппа­рате. Однако по сравнению с ГУКВ объем полномочийнового управления значительно уменьшился, численность аппарата со­кратиласьвдвое. Эти обстоятельства снизили возможности управления в решении казачьихпроблем.33
К сожалению, современнаянормативно-правовая база федерального законодательства и механизмвзаимодействия государства с казачеством не имеют однообразного подхода кправовому регулированию процесса возрождения казачества, обеспечения егохозяйственной и иной государственной деятельности. Для преодоления такогосостояния специальный федеральный о который способен устранить противоречиязаконодательства, создать реальные условия для несения государственной и инойслужбы, обеспечения надежной и социальной защиты казаков, выполняющих служебныеобязанности.
Именно о необходимости такого законаговорил вновь назначенный советник Президента РФ, Герой России, Трошев ГеннадийНиколаевич.
В связи с несовершенством федерального законодательстваи его отставанием от актуальных запросов казачества разработкойнормативно-правовой базы для его возрождения занимаются также республиканские,краевые, областные органы государственной власти, расположенные в местахкомпактного проживания казаков.
При этом обнаружилась закономерность:казачье движение возрождается активнее там, где получает поддержку со сторонынаселения и органов государственной власти. Таким критериям со­ответствуетСтавропольский край. Он территориально приближен к Чеченской Республике идругим конфликтогенным, «горячим точкам» Северного Кавказа, где имеетсяреальная угроза жизни рус­скому, казачьему населению.34
На Ставрополье иммигрирует значительнаячасть вынужденных переселенцев, беженцев из северные и центральных «казачьих»районов Чечни и других национально-государственных образований, расположенных в«горной» зоне Северного Кавказа. Русский народ и его передовой отряд — казаче­ство- всегда выступали стабилизирующим фактором в регионе и вносили огромный вкладв создание материальных и культурных общенациональных ценностей, в современныхусловиях оказались в бедственной положении вследствие разрушения наукоемких ивысокотехнологичных отраслей промышленности, крупных сель­скохозяйственныхтоваропроизводителей, где они в основном ранее трудились. Имеютсямногочисленные факты массовых убийств и истязаний русскоязычного населения вЧеченской Республике исключительно по признаку национальной принадлежности к«нечеченцам». Это указывает на потерю влияния не только русской, нации, но ивсего российского государства на социально-политические процессы в некоторыхчастях Северо-Кавказского региона.35
Беженцы привносят в массовое сознаниежителей Ставрополья компонент тревоги, отражающий пережитые ими беды,последствия «парада суверенитетов» и практически не прекращающихсякровопролитных крупномасштабных общевойсковых и специальных операций повосстановлению конституционного порядка и борьбе с терроризмом.
Материальное и психологическое состояниевынужденных переселенцев из горячих точек» учитывается органами государственнойвласти и местного самоуправления Ставропольского края. Они пытаются приниматьадекватные меры защиты своих сограждан.
Как показывает сравнительный анализ1993-1998, государственные органы Ставропольского края разрабатывали правовыеосновы возрождения казачества в более быстром темпе, чем это делал федеральныйцентр и некоторые другие субъекты Российской Федерации.
При организации нормотворческого процессаГосударственная и Губернатор края учитывают не только пожелания избирателей, нои реально наблюдаемые негативные последствия массовой вынужденной иммиграциинаселения в Ставропольский край. По мнению губернатора Ставропольского краяА.Л. Черногорова, неуправляемая миграция в значительной мере влияет на состояниеобщественной безопасности, резко обостряет межнациональные отношения.Значительный приток вынужденных мигрантов осложняет жилищные проблемы, приводитк росту цен на жилье и продукты питания, перегрузке социально-культурнойинфраструктуры, прежде всего, образовательных школ.
При этой правоохранительные органыотмечают рост преступлений, совершенных мигрирующими преступниками ипреступными группировками.
Стихийная миграция ведет к сокращению долирусских жителей в структуре населения. За последние 18 лет в крае онауменьшилась с 88 до 83 процентов и сохраняет устойчивую тенденцию к понижению.36
В свою очередь, Ставрополье более 10 летживет в состоянии необъявленной террористами войны. Сопредельные с ЧеченскойРеспубликой южные районы края с конца 80-х годов подвергались неоднократным«набегам» чеченских бандитов, которые не только воровали, скот и имущество, нои убивали мирных граждан, захватывали заложников с целью получения выкупа.
Не получив достойного сопротивленияправоохранительных органов, бандиты участили свои нападения, сделали ихрегулярными. Попытки местной милиции организовывать противодействие бандитамобъективно были мало результативными, приводили к новым человеческим жертвам.Только в казачьей роте патрульно-постовой службы станиц Галюгаевской иСтодеревской Курского района за последние годы погибли 9 казаков-милиционеров.37
Казачьи общества признают недостаточностьмер федеральных государственных органов, выражают обоснованную тревогу поповоду их неэффективности, настойчиво добиваются принятия краевых и местныхнормативных актов; регулирующих миграционные процессы, готовность участвовать вих реализации. Однако до настоящего времени эффективные политико-правовые исоциально-экономические механизмы миграционной политики для Северо-Кавказского региона,Ставропольского не разработаны. Это приводит к тому, что в экстремальныхситуациях обострения межнациональных отношений казачество действует стихийно,излишне эмоционально, незаконно проводит проверки соблюдения паспортного режимаи другие правоохранительные меры, не предусмотренные законодательством.
В пределах своих полномочий органыгосударственной власти восполняют «пробелы» федерального законодательствапосредством разработки и принятия краевых законов, постановлений главыадминистрации (Губернатора) края, создающих правовые основы местной самооборонынаселения и привлечения казачества к охране общественного порядка.
29апреля 1993 г. малый Совет краевого Совета народных депутатов принял решение опакете нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию идеятельность казачества в Ставропольском крае. Этот пакет включал Типовой уставказачьего общества, положение о наделении казачьих обществ землей, Временноеположение о местном референдуме по установлению казачьего местного самоуправленияв населенных пунк­тах Ставропольского края, решение об освобождении казачьихобществ от налога в краевой бюджет.38
Постановлением главы администрации края от11.11.1993 г. «О наименовании органов местного самоуправления в сельскихнаселенных пунктах на территории компактного проживания казачества»предусматривалось, что в населенных пунктах, до 1917 г. являвшихся казачьимистаницами и хуторами органы местного самоуправления именуются станичными(хуторскими) кругами, а главы органов местного самоуправления — атаманами.39
Для финансовой поддержки казачьегодвижения Государственная Дума Ставропольского в сентябре 1994 г. создалакраевой внебюджетный фонд «Возрождение казачества».40 (смотриприложение таблица № 8)
С учетом запросов казачьих обществ ипредложений краевых министерств и ведомств, Государственная ДумаСтавропольского края
разработала и в мае 1996 г. утвердила«Положение о казачестве в Ставропольском крае».41
В первом пункте определено, что«казачество — исторически сложившаяся культурно-этнический общность людей всоставе населения Ставропольского края, имеющая самобытные традиции, обычай,культуру, хозяйственный уклад, православную религию и строящая взаимоотношенияс органами государственной власти Ставропольского края на основе индивидуальногои коллективного выполнения обязательств по несению различных видовгосударственной службы».42
Предпосылки для более активногопривлечения казаков к го­сударственной и иной, в том числе правоохранительной,службе, созданные Положением о казачестве в Ставропольском крае, не былиреализованы в полном объеме и из-за слабого их организа­ционного, материальногообеспечения краевыми и местными орга­нами государственной власти; а также из-заотсутствия реальной поддержки федерального центра, декларированной в ряде феде­ральныхдокументов. Несмотря на это, Положение создало необходимые нормативно-правовыепредпосылки возрождения казачества в крае и его привлечения к государственнойслужбе.
Для создания политико-правовых иэкономических условий возрождения казачества на Ставрополье за последние годыбыли приняты постановление главы администрации Ставропольского от 28.08.1996 г.№ 65-р «О мерах по формированию целевого земельного фондам».
Правовые акты, принятые государственнымиорганами края, не обеспечивали потребности движения за возрождения каза­чества.Поэтому на совещании в правительстве Ставропольского края 14 июля 1996 г.,посвященном перспективам возрождения казачества, констатировалось: «Опытпрактической работы в по­следние годы показал, что в существующееправовое поле,во многом унаследованное от недавнего прошлого, не вписываются. Для дальнейшегопродвижения срочно необходим закон о Российском казачестве.
Попыткипринять закон о российском казачестве предпринимались неоднократно как нафедеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Ксожалению, они не увенчались успехом.
Отставание законотворческого процесса отреальных потребностей общества заставляет казачество самостоятельно искатьрешение актуальных проблем своего возрождения. В связи с этим примечательнозамечание начальника управления Президента РФ по вопросам казачества генералаармии П. С. Дейнекина, высказанное им на заседании координационного совета поделам казачества при Полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральномокруге (Ставрополь, 24.04.01 г.). Говоря о проблемах законодательногообеспечения процесса возрождения казачества, он заявил: «Там, где атаман иправление не занимаются демагогией, а занимаются делом, им хватаетнормативно-правовой базы, которая содержит 120 нормативно-правовых актов… Такчто вы сами не робейте и не ждите, когда федералы решат. …там чиновник гораздосильнее, но он не понимает ситуации, которая сложилась на передовой. Он неползал здесь вдоль Терека, не хоронил казаков ни в Стародеревской, ни вГалюгаевской, не видел перерезанные горла у мирных жителей…».43
Казаки Терского Казачьего Войска стараютсяне только использовать имеющуюся нормативно-правовую базу, но и добиваться еесовершенствования, приведения в соответствие с актуальными потребностямипотомков казаков и процесса возрождения казачества в России.
Заключение
Проведенное исследование возрожденияроссийского казачества на Северном Кавказе выявило нелинейный характермногоэтапного развития этого социально-политического процесса, направленного навосстановление в структуре российского общества социальной общности,идентифицирующей себя с казачеством. Как народом, репрессированным советскимгосударством. Политические репрессии прервали генезис казачества как субэтносаи социально-политического института, имевшего в дореволюционной России формувоенно-земледельческого полупривилегированного сословия, выполнявшегоответственные ответственные государственные функции (смотри приложение таблицы№№ 1-5).
В современных условиях можно подводитьтолько предварительные, промежуточные итоги возрождения российского казачества.Этот долговременный процесс продолжает динамично развиваться и, очевидно, вближайшее время проявит новые качества, факторы, движущие силы. Для их описанияи выявления динамических характеристик, естественно, потребуются дополнительныеизыскания.
Основополагающими факторами процессавозрождения казачества в современных условиях являются: организациягосударственной и иной службы казачьих обществ, развитие традиционной казачьейэкономики, построенной на основе коллективного землепользования, а такжеукрепление и развитие традиций образования и воспитания.
Для формирования и мобилизации выявленныхфакторов возрождения российского казачества в современных условиях требуетсясистема социально-политических и иных государственных и общественныхинститутов, способных осуществлять эффективные межэлементные связи – отношенияв соответствии с нормативно-правовыми предписаниями.
В современных условияхгосударственно-общественный механизм возрождения российского казачества имеетнеустойчивую структуру, элементы которой создаются и упраздняются,количественно и качественно изменяются, трансформируются в новые формы всоответствии с основными законами диалектики.
Появление в механизме новых социальныхэлементов или изменение выполняемых функций вызывает необходимость модернизациивсей системы или отдельных ее подсистем. В свою очередь, утрата по объективнымпричинам или насильственное волюнтаристское упразднение какого-либо элементамеханизма может привести к всеохватывающему системному кризису, из-за которогопроцесс возрождения казачества способен изменить динамику, прерваться илиреверсировать.
Как показывает анализ, вгосударственно-общественном механизме возрождения российского казачества отсутствуютили недостаточно представлены организационно-исполнительские структуры,специально занимающиеся взаимодействием государственных органов и ведомств сказачьими обществами и организациями. Но и некоторые ранее созданные элементымеханизма в последнее время стали утрачиваться, а принятые нормативные акты –устаревать, вступать в противоречие с новыми федеральными законами.
Недостатки структуры механизмагосударственного управления процессом возрождение казачества привели к тому,что многие политико-правовые документы не выполняются и запросы казачества нереализуются. Поэтому государство и гражданское общество должны восстанавливатьутраченные элементы или перераспределять их функции между другими участникамипроцесса возрождения российского казачества.
Анализ показывает, что государство пока несмогло реализовать взятые и документально зафиксированные обязательства пореабилитации казачества, как репрессированного народа, во многом из-за того,что государственным органам, их руководителям не хватает не толькоматериально-финансовых ресурсов, но и воли, настойчивости.
Изучение основных этапов возрожденияказачества в современных условиях показывает, что этот процесс в последние годыутратил активность, перешел в режим малопродуктивного функционирования. На годырастянулось решение проблем оформления казаков на государственную и инуюслужбу.
Федеральные органы не решили проблемыправового статуса и социальной защиты казаков, добровольно участвующих вдеятельности отрядов местной самообороны, правоохранительных казачьих дружин имуниципальных гвардий, пограничной стражи и т. п. Это привело к сокращениючисленности казаков, на регулярной основе участвующих в обеспечениирегиональной безопасности и общественного порядка.
Казаки, проживающие в «горячих точках»Северного Кавказа, все настойчивее выражают запросы на вооружение членовказачьих добровольных правоохранительных дружин, отрядов местной самообороныдля самозащиты населения в Чечне, граничащих с ней районах Ставрополья и Дагестана,и других территориях, где имеется серьезная угроза жизни населения. Такиезапросы казаков, естественно, вызывают осторожную реакцию Государственныхорганов, которые под предлогом недопущения межэтнических конфликтов фактическиоставляют без защиты казачество и другие «нетитульные народы» в республикахСеверного Кавказа для сохранения внешне благополучной обстановки «ни мира, нивойны». Результатом такой «политической осторожности» стал массовый исходрусскоязычного, казачьего населения из Чечни и других северокавказских республик.
Казачья экономика, призваннаяконсолидировать казаков и привлекать их для решения актуальныхсоциально-экономических проблем, не получает необходимую материально-финансовуюподдержку, обещанную руководящими государственными органами. Существенные недостаткиобнаруживаются в реализации решений о выделении земельных наделов для казачьихобществ и фермерских хозяйств. Это осложняет развитие казачьей экономика,которая потенциально может служить материальной основой саморазвития казачьегодвижения.
Сегодня актуализируетсясоциально-политическая потребность в формировании четко определенной структурыединой казачьей общности, которая имеет отдельные неоднородные элементы в форме«самостоятельных» казачьих общественных объединений граждан, идентифицирующихсебя с казачеством. Их потенциал, например, в Ставропольском крае недостаточноиспользуется в интересах возрождения казачества и государства.
Практика показывает, что без реальнойгосударственной поддержки казачество не способно самостоятельно решить все проблемысвоего возрождения. Поэтому в казачьих обществах и организациях отмечается ростсоциальной напряженности, обнаруживается из политизация.
Научно обоснованная адекватная оценкаместа и роли казачества в реализации проблем Северного Кавказа, своевременноевыполнение требования населения об организации местной самообороны в районах,граничащих с Чеченской республикой, может радикально изменить тенденциипоявления в крае и регионе националистических, экстремистскихобщественно-политических формирований, прекратить попытки вовлечения в нихказаков. Поэтому, органы государственной власти и правопорядка должныактивизировать сотрудничество с казачеств, использовать его созидательныйпотенциал для решения актуальных проблем края и региона при одновременном удовлетворениисоциально значимых запросов как казаков, так и других социальных групп.
Несоответствие механизма возрожденияказачества социально-политическим запросам на полную реабилитацию казачестваобнаруживает потребность в модернизации этого механизма посредствомформирования на всех его уровнях взаимосвязанных и эффективно взаимодействующихгосударственных и общественных формирований, нацеленных на созданиегосударственно-общественного института российского казачества, организацию егогосударственной и иной службы, возрождение самобытной казачьей духовнойкультуры. Очевидно, для этого необходимы конкретные действия по привлечениюказачьих обществ к активной государственной общественно-значимой службе.
В свою очередь, казачьим общества предстоитперейти к более активной деятельности по самореализации проблем, связанных сполной реализацией казачества. Для этого нужна долговременная стратегия решенияказаками своих интересов с частичным участием органов государственной власти иместного самоуправления. Такую стратегию казачьи общества могут выработать не«методом проб и ошибок», а только на основе материалов комплексногоисследования проблем возрождения российского казачества в современных условияхи разработки научно обоснованной модели государственно-общественного механизмаего обеспечения. Такой механизм, как показало исследование, пока имеет большоеколичество недостатков.
Вероятно, дальнейшее возрождениероссийского казачества возможно при действительно заинтересованном отношении кнему органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны,и при одновременном повышении активности казачьих обществ в делах, одобряемыхгосударством и обществом, с другой стороны. Именно такое взаимовыгодноесотрудничество государственных органов и казачьих обществ, как элементовгражданского общества, способно обеспечить дальнейшее возрождение российскогоказачества. В противном случае, отсутствие фактора государственной и иной,приравненной к ней службы, в ближайшие годы может привести казачество к состояниюсоциально-культурной общности, отличающейся от других групп населения толькообщностью субкультуры и горькими воспоминаниями о нереализованных в современныхусловиях предпосылках полнокровного возрождения казачества всоциально-политической структуре общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.      Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: Впоисках научной парадигмы. Ставрополь. 2001.
2.      Арсеньева М. Казачьи районы Чечни должныоставаться казачьими // Казачий Терек. 2001. №1 (32)
3.      Ауский С. Казаки. Особое сословие.Санкт-Петербург, 2002.
4.      Белозеров В. С. Этнодемографические процессына Северном Кавказе. Ставрополь, 2000.
5.      Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.
6.      В тисках проблем. Из доклада губернатораСтавропольского края А. Л. Черногорова на расширенном заседании совета поэкономической и общественной безопасности, состоявшегося 30 января 1999 года //Казачий Терек. 1999. №2 (7).
7.      Заседателева Л. Б. Терские казаки. М., 1974.
8.      Караулов М. А. «Терское казачество в прошлом инастоящем». Пятигорск, 2002
9.      Лубский А. В. Северный Кавказ – периферияРоссийской цивилизации // Научная мысль Кавказа.-2000.-№ 2.
10.    Масалов А. Г. Возрождение казачества наСеверном Кавказе в конце XX- начале XXI веков. Ставрополь, 2002
11.    Масалов А.Г. Современное казачество на охранерегиональной безопасности и общественного порядка. Ставрополь, 2001
12.    О Главном управлении казачьих войск приПрезиденте Российской Федерации. Указ Президента РФ от 20.01.1996 г. №67 //Собрание законодательства РФ. 1996. №4.
13.    О мерах по реализации Закона РоссийскойФедерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества.Указ Президента РФ от 15.06.1992 г. №632 // Росс. газета. 1992. 22 июня.
14.    О мерах по совершенствованию структурыАдминистрации Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 12.02.1998г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №7.
15.    О пакете нормативных актов, регулирующихорганизацию и деятельность казачества в Ставропольском крае. Решение малогоСовета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 29.04.1993 г. № 40
16.    О Положении о казачестве в Ставропольском крае.Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. №370-29 ГДСК // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края.1996. № 6.
17.    О Положении о порядке предоставления земельныхучастков казачьим и обществам в Ставропольском крае. Постановлениегосударственной Думы Ставропольского края от 30.05.1996 г. №371-29 ГДСК //Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1996. № 6.
18.    О порядке привлечения членов казачьих обществ кгосударственной и иной службе. Положение о привлечении членов казачьих обществк государственной службе. Указ РФ от 16.04.1996 г. №563 // Росс. газета.24.04.1996
19.    О признании незаконными и преступнымирепрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, иобеспечении их прав. Декларация Верховного Совета СССР от 14.11.1989 г. №772 -1// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989.№23.
20.    О реабилитации казачества. ПостановлениеВерховного Совета РФ от 16.07.1992г. №3321-1 // Росс. газета. .1992. 23 июля.
21.    О реабилитации репрессированных народов. ЗаконРФ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. №12.
22.    О Совете по делам казачества при президентеРоссийской Федерации. Указ Президента РФ от 1.07.1994 г. № 1389 // Собраниезаконодательства РФ. 1994. № 10.
23.    О создании краевого внебюджетного фонда«Возрождение казачества». Постановление Государственной Думы Ставропольскогокрая от 29.09.1994 г. // ВАПСК
24.    О Федеральной целевой программе государственнойподдержки казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьихобществ в Российской Федерации на 1999 – 2001 годы. Постановление правительстваРФ от 21.07.1999 г. № 839 // Собрание законодательства РФ. 1999. №30.
25.    Об Управлении Президента Российской Федерациипо вопросам казачества. Указ Президента РФ от 7.08.1998 г. №920 // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1998. №32.
26.    Об экономических и иных льготах,предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательствапо несению государственной и иной службы. Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. №564 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17.
27.    Повышать удельный вес казачества в охранеграницы и общественного порядка // Казачий Терек. 2001. №5 (36).
28.    Поздняков А. Необратимый характер // КазачийТерек. 1999. №2 (7).
29.    Попов С. Национальная политика на СеверномКавказе // Казачий Терек. 1999. №2 (7).
30.    Потто В. А. Два века Терского казачества.Ставрополь, 1991.
31.    Русских — в жертву… (о возрождении казачествана Северном Кавказе) // Юрид. газета. 1992. № 43.
32.    Рязанцев С. В. Демографическая ситуация наСеверном Кавказе // Социологическое исследование.-2002.-№ 1.
33.    Таболина Т. В. Государство и казаки: опытвзаимодействия. — Ростов-н/Д., 2001.
34.    Щит Отчизны // Казачий вестник. 2001. №1 (51).

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Таблица № 1
ВЕДОМОСТЬ ДОХОДОВ
станичных обществ Терского войска за 1910г.ОТДЕЛЫ От аренды общественных земель От найма общественных земель От налогов за рыбную ловлю Сбор за выпас скота Кирпичные, черепичные и др. заводы Сборы с базаров и ярмарок Посаженной платы и др. сборов с иногородних Прочие доходы ИТОГО Р  У  Б  Л  Е  Й Пятигорский 177701 370 - 2484 5969 9189 22043 127931 345681 Моздокский 107524 485 4400 2285 5144 12011 3186 60305 191685 Сунженский 110434 1171 186 1014 1450 3450 7632 61516 186933 Кизлярский 300927 290 1722 3950 212 1459 1298 66865 376723 ИТОГО 696586 2316 2348 9733 13113 26149 34159 316618 1101022
Таблица № 2
ВЕДОМОСТЬ РАСХОДОВ
станичных обществ Терского войска за 1910г.ОТДЕЛЫ На уплату казенных сборов На содержание должностных лиц На канцелярию и библиотеку На постройку общественных зданий На содержание духовенства и церквей На содержание школ На земские тройки Прочих расходов ИТОГО Р  У  Б  Л  Е  Й Пятигорский - 31406 5525 - 16379 85401 8114 203834 350559 Моздокский 6600 25639 4066 - 5841 39878 11073 116099 209196 Сунженский - 31331 4679 - 3782 33190 8619 102998 184599 Кизлярский 118 41135 5980 - 23422 41427 11264 222663 316009 ИТОГО 6718 29511 20250 - 49324 199896 39070 645594 1090363

Таблица № 3
ВЕДОМОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ КАПИТАЛОВ
станичных обществ Терского войска за 1910г.ОТДЕЛЫ К 1 января 1911 г. состояло К 1 января 1911 г. На лицо В кредитных учреждениях В оборотах и долгах ИТОГО На душу мужского пола приходится Р  У Б  Л  Е  Й Р. К. Пятигорский 236301 16663 125950 108810 251423 8 14 Моздокский 246763 13396 99255 114601 229252 7 14 Сунженский 200533 11350 117887 73630 202867 7 10 Кизлярский 243334 24114 100246 149688 274048 10 59 ИТОГО 946931 67523 443338 446729 957500 8 33
Таблица № 4
ВЕДОМОСТЬ
мобилизационных, продовольственных исиротских капиталов
в станицах Терского войска за 1910 г.ОТДЕЛЫ
К 1 января 1911 г.
состояло К 1 января 1911 г. На лицо В кредитных учреждениях В оборотах и долгах ИТОГО Р  У Б  Л  Е  Й А. Мобилизационный Пятигорский 166174 2003 118420 49990 170413 Моздокский 90222 2453 64819 26960 94232 Сунженский 89168 8195 61824 23634 93653 Кизлярский 156459 17281 64275 97563 179119 ИТОГО 502023 29932 309338 198147 537417 Б. Продовольственный Пятигорский 41211 48 44992 11418 56458 Моздокский 29203 - 30570 1468 32138 Сунженский 67088 - 68369 - 68369 Кизлярский 110014 - 85931 31839 118770 ИТОГО 247516 48 230962 44725 275735 В. Сиротский Пятигорский 26410 41 76380 23982 100403 Моздокский 80679 925 75196 10488 86609 Сунженский 52288 - 49129 4700 53829 Кизлярский 57057 450 35697 23979 60126 ИТОГО 216434 1416 236402 63149 300967 ВСЕГО 965973 31396 776702 306021 1114119
Таблица № 5
СВЕДЕНИЯ
о стипендиях Терского войска и пособиях
учебным заведениям из войскового капиталаНаименование учебных заведений Число стипендий
Размер стипендий,
в руб.
Пособие казне и в специальные средства учебных
заведений На одну На все
I. Высшие учебные заведения Мужские 1. ИМПЕРАТОРСКИЙ Московский университет
1
4
350
360
350
1440 2. ИМПЕРАТОРСКОЕ Московское техническое училище 1 450 450 3. Варшавский политехнический институт 1 420 420 4. Екатеринославское высшее горное училище 1 420 420 5. Томский технологический институт 1 420 420 6. С.-Петербургский политехнический институт 7. Харьковский технологический институт 1 420 420 8. Московский сельскохозяйственный институт 1 420 420 9. Московский Константиновский межевой институт 1 420 420 ИТОГО 13 - 5180 Женские 1. С.-Петербургский женский медицинский институт 1 420 420 2. Московские Старо-Екатерининские женские фельдшерские курсы 1 420 420 3. Училище лекарских помощниц и фельдшериц С.-Петербургского дамского лазаретного комитета Российского Общества Красного Креста 4 360 1440 ИТОГО 6 - 2280
II. Средние учебные заведения Мужские 1. Кадетские корпуса: а) штатных 13 250 - 3250 б) штатных же 20 450 - 9000 в) сверхкомплектных 49 450 - 22030 2. Владикавказское реальное училище
50
2
250
180
12500
360 14284 3. Грозненское реальное училище
1
15
150
250
150
3750 4. Моздокское реальное училище
1
10
150
250
150
2500 5. Ставропольская мужская гимназия 28 - - 6860 6. Тифлисский Александровский учительский институт 18 180 3240 7. Тифлисское землемерное училище 1 300 300 8. Донское среднее сельскохозяйственное училище 12 150 1800 1200 ИТОГО 220 - 24750 56674 Женские 1. Ставропольская женская гимназия Св. Александры 30 30 - 9000 2. Владикавказская Ольгинская женская гимназия 10 240 2100 3000 3. Для дочерей офицеров первоочередных полков 10 150 1500 4. Владикавказская женская прогимназия 10 150 1500 5. Грозненская женская гимназия 15 250 3750 ИТОГО 75 - 9150 12000
III. Профессиональные 1. Кубанская учительская семинария 2 180 360 2. Терская учительская семинария 80 225 18000 С пособием 3. Владикавказское графа Лорис-Меликова ремесленное училище
21
2
160
150
-
-
4560
300 4. Батумское ремесленное училище 3 120 - 360 5. Екатеринодарская военно-фельдшерская школа 15 По действительно произведенным расходам на содержание стипендиатов 6. Воздвиженская низшая лесная школа 4 130 - 520 ИТОГО 127 - 18360 5740 Кроме того, на содержание станичных учителей - - - 120000 ВСЕГО 441 - 59720 194384 Более 254104 руб.
Таблица № 8Общие направления использованияденежных субсидий, направляемых на государственную поддержку казачьих хозяйствСтавропольского края в 2002 годуПОКАЗАТЕЛИ Фактические данные 1999 г. 2000 г. 2001 г. Прогноз на 2002 г. 1 2 3 4 5
1. Всего казачьих хозяйств
в том числе членов ассоциации
137
34
143
35
143
35
143
35
2. Фактически выделено бюджетных субсидий – всего, тыс. руб.
в том числе:
из федерального бюджета
из бюджета края
820
820
800
800
1000
1000
-
-
3. Фактически средняя обеспеченность бюджетными субсидиями:
1-го хозяйства, тыс. руб.
1-го га, тыс. руб
5,98
0,04
5,60
0,04
7,0
0,07
-
-
4. Минимальная (расчетная) потребность в бюджетных субсидиях, тыс. руб.
в том числе:
не приобретение технических средств
на приобретение племенных животных и малька рыбы
на приобретение удобрений и пестицидов
на оказание помощи при проведении полевых работ
на строительство подводящего газопровода в КФХ «Петровское» ст. Старомарьевской Грачевского района
820
390
10
160
240
20
800
200
100
200
280
40
1000
400
100
200
200
100
1530
500
400
200
330
100
5. Минимальная (расчетная) потребность в бюджетных субсидиях, тыс. руб.:
на 1 хозяйство
на 1 га сельхозугодий
5,60
0,06
8,25
0,08
7,0
0,07
10,7
0,106


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Облік запасів і аналіз ефективності їх використання
Реферат Child Abuse Essay Research Paper Georgia O
Реферат Аварія в Сіверську в 1993 р.
Реферат Электротравма и острая лучевая болезнь
Реферат Наукові школи та теорії в зарубіжній кримінології
Реферат Анализ процесса управления на предприятии ОАО "Ишимбайский хлебокомбинат"
Реферат Оптимизация фондового портфеля: новый век - новые идеи
Реферат Методика анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка
Реферат Культурология 2 Культура как
Реферат Ozymandias Essay Research Paper
Реферат «Разработка и обоснование реализации инновационного проекта по созданию приборов учета, контроля и регулирования тепло- и водопотребления»
Реферат Циклы развития бизнеса
Реферат Http://www nclogic2010. ksu ru Конференция поддержана грантами ргнф, рффи, ан рт и посвящена 100-летию открытия профессором Казанского университета Николаем Александровичем Васильевым (1880 1940) новой логики,
Реферат Характеристика об єктів і суб єктів політики
Реферат Автобиографическая основа Истории моего современника В Г Короленко