--PAGE_BREAK--Развернувшийся в 80-х годах процесс разгосударствления не означает, однако, что государство покидает рыночную экономику. Уменьшая собственную предпринимательскую деятельность, оно остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям, меняя формы своей деятельности.
Современное разгосударствление не равнозначно денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации (переходу предприятий в частные руки). Разгосударствление – сложный процесс совершенствования экономики смешанного типа – означает предоставление предприятиям, независимо от формы собственности, полной экономической свободы и отказ государства от прямого управления их хозяйственной деятельностью. В связи с этим небезынтересно отметить, что в западной экономической литературе все негосударственные формы собственности принято относить к частной собственности.
Рыночная система предъявляет к экономической деятельности государства довольно жесткие требования. Практически ни в одной стране пока не удалось их реализовать. Во многих странах роль государства чрезмерно велика, а стимулирующий потенциал рынка востребован не полностью. Государство не сумело удержаться в рамках, отведенных ему рынком, что стало причиной возникновения многих проблем, решение которых потребовало значительной перестройки хозяйственного механизма в течение 80—90-х годов. Эти трудности не преодолены и сейчас. В отечественной экономике к началу 90-х годов огосударствление достигло беспрецедентных по мировым меркам масштабов. Таким образом, разгосударствление превратилось ныне в общемировую тенденцию.
В качестве экономической основы выполнения государством своих функций выступает государственный сектор, который обычно отождествляют с совокупностью форм непосредственного участия государства в производстве, распределении и обмене. Например, бюджет как часть государственного сектора в сфере распределения необходим для перераспределения доходов, финансирования выпуска общественных товаров, стимулирования научно-технического прогресса, обеспечения сохранности окружающей среды и т.д. Беря на себя избыточные функции, государство вызывает искусственный рост государственного сектора.
Рассмотрим положение государственного предприятия в рыночной экономике. Даже наделенное значительными правами и ответственностью, оно никогда не сможет быть полностью независимым от государства. В хозяйственной деятельности государственного предприятия всегда присутствуют как рыночные, так и идущие от государства нерыночные факторы, которые несут политизацию, весьма переменчивы, зависят от амбиций политиков, стремящихся к переизбранию, курса правительства, распоряжений министерств, стремлений увеличить поступления в бюджет и т.п. Поэтому государственные предприятия изначально попадают в сложную, неясную обстановку, предсказать которую труднее, чем рыночную конъюнктуру. Тем самым государственное предприятие заведомо становится в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из частного сектора экономики.
Отметим, что предприятия государственного сектора вступают в рыночную конкуренцию серьезно ослабленными, ибо они рассчитывают не столько на себя, сколько на особое отношение государства — в виде дотаций, спасающих от разорения, списания или продления кредитной задолженности, налоговых льгот, гарантированного сбыта в рамках госзаказа и т.п. У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, им не грозит банкротство. Все это отрицательно отражается на затратах и ценах, освоении новых технологий, уровне организации производства, качестве управления и прочих параметрах хозяйственной деятельности.
Когда в экономике слишком много государственных предприятий, то их работники становятся первыми жертвами правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных экономических ситуаций. Им грозит замораживание заработной платы, ограничение прав в конфликтах с администрацией, включая запрет на забастовки, административное изъятие части прибыли и многое другое. Поэтому приватизация, проводившаяся в 80-е годы в развитых странах, не вызвала протестов основной массы государственных служащих, которые полагали, что, став совладельцами собственных предприятий, они сумеют в полной мере воспользоваться преимуществами современного рыночного хозяйства.
В разных странах разгосударствление порождает неодинаковые проблемы. Там, где существует эффективная рыночная экономика, разгосударствление во многом сводится к сужению сферы государственного предпринимательства. В России предстоит провести не только широкомасштабное разгосударствление производства, сохранив зону государственной естественной монополии, но и осуществить глубокие изменения в отношениях обмена и распределения. Государственная торговля несовместима с рынком, и можно ожидать, что именно здесь разгосударствление пойдет быстрее всего. Разгосударствление сферы распределения, ликвидируя систему натурального распределения ресурсов, приведет к возрастанию роли государства в перераспределении доходов через механизмы федерального и местных бюджетов. С течением времени бюджетная процедура, связывающая налогообложение с государственными расходами, станет основным способом перераспределения доходов, поскольку будет невозможно административное манипулирование ценами и налогами.
Опыт, накопленный в последние годы развитыми странами, свидетельствует, что разгосударствление не тождественно уходу государства из экономики. Так, сужение сферы государственного предпринимательства сопровождается развитием налоговых, кредитно-денежных и иных методов государственного регулирования. Современное рыночное хозяйство остается регулируемым: государство меняет лишь формы своей деятельности, стараясь лучше приспособиться к требованиям рынка.
Довольно отчетливо просматривается тенденция к деидеологизации разгосударствления, становится несущественным, какие политические силы его проводят: социал-демократы, ратующие за расширение государственного сектора, или правые партии, заботящиеся о свободе частного предпринимательства. Так, денационализацию крупнейшей британской нефтяной компании «Бритиш петролеум» осуществили не консерваторы, а лейбористы, находившиеся у власти в середине 70-х годов. В Швеции после ухода социал-демократов консерваторы проводили политику расширения государственного сектора, а вновь победившие в 1982 г. социал-демократы приступили к реализации программы умеренной приватизации. Нынешняя денационализация экономики проводится во Франции президентом-социалистом, в Австрии — коалиционным правительством, возглавляемым социал-демократами. Как видно, в вопросах приватизации государственной собственности превалируют не столько идеологические, сколько прагматические соображения, оценки ее экономической и политической целесообразности.
Что может извлечь полезного из опыта других стран Россия? Так, американская экономика по соотношению частного и государственного предпринимательства весьма далека от российской экономики, занимая уникальное положение даже в западном мире. В американской экономике, где, казалось бы, нечего приватизировать, находят островки государственной собственности (тюрьмы, услуги «скорой медицинской помощи»), подлежащие передаче частному бизнесу, но для российской экономики это отдаленная перспектива.
Гораздо ближе к российской действительности то, что делается в экономике Франции, Италии и других западноевропейских стран, опыт разгосударствления которых следовало бы изучать. В Испании, например, государство владело 100% акций Национальной телефонной компании, осуществляло полный контроль над номенклатурой предоставляемых услуг, инвестиционными программами, заработной платой, ценами, тарифами, при этом на долю компании приходилось порядка 60% национального производства и продаж телекоммуникационного оборудования. Опыт приватизации Национальной телефонной компании был бы полезен при приватизации аналогичных российских структур.
Как следует из мирового опыта, хорошо себя зарекомендовали по крайней мере четыре способа разгосударствления.
1. Приватизация собственности. Совладельцами бывшей государственной собственности могут стать коллективы предприятий, физические лица, банки, акционерные общества, кооперативы, иностранные фирмы и др. Заметим, что приватизация не обязательно должна быть стопроцентной, нередко экономически целесообразно сохранить за государством часть акционерного капитала ранее принадлежавших ему предприятий.
2. Либерализация рынков. Государство идет на снижение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, поощряет малый бизнес, заполняющий рыночные нищи, ослабляет таможенные ограничения, облегчающие поступление импортных товаров, — все это делает рынки более свободными.
3. Оздоровление государственного сектора. Имеется в виду постепенная ликвидация нерыночной обстановки, в которой пребывают его предприятия: сокращение бюджетных поступлений, отказ от списания кредитной задолженности, отмена налоговых льгот, распространение принципов управления и оценок эффективности капиталовложений, существующих в частном бизнесе, и т.п. Такие действия повышают конкурентоспособность государственных предприятий, подготавливая их к разгосударствлению. Если предприятие при формировании своей инвестиционной программы все меньше полагается на бюджет и все больше обращается к рынку частных капиталов, то оно, оставаясь государственным в производстве, постепенно перестает быть таковым в обращении.
4. Создание смешанных предприятия. Для стимулирования их возникновения и расширения сферы деятельности используют льготное налогообложение, особый режим кредитования, например, средства по программе приватизации направляют на предприятия, где доля государства в акционерном капитале ниже 100%.
На практике наблюдаются комбинации различных способов разгосударствления, однако главными считаются приватизация и либерализация рынков. Рассмотрим их подробнее.
При либерализации рынков государственное предприятие утрачивает власть над рынком, который превращается из монопольного в конкурентный. Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации. Предположим, что некая государственная монополия производит и продает 1000 единиц определенного продукта. Полностью контролируя рынок, она собирается увеличить производство и сбыт еще на 500 единиц, что позволяет емкость рынка. Если государство твердо намерено либерализировать рынок, оно обязано сделать так, чтобы дополнительные 500 единиц были поставлены на рынок другими производителями. Доля государственного предприятия составит 67% (1000: 1500) нового объема продаж.
Иначе говоря, либерализация цен вызывает два эффекта — демонополизацию и относительное сокращение сферы государственного предпринимательства. С этой точки зрения либерализация эффективнее приватизации, которая ничего не меняет в структуре рынков. Очевидно, что потребителям безразлично, какой именно монополист, государственный или частный, будет снижать его благосостояние, предлагая товары низкого качества по монопольно высокой цене.
Вместе с тем приватизация имеет свои преимущества по сравнению с либерализацией.
Во-первых, она дает собственности реального хозяина, что позволяет включить рыночные механизмы.
Во-вторых, она сопровождается значительным ростом предложения акций приватизируемых государственных предприятий на финансовых рынках. Поскольку рынки сообщаются друг с другом, происходит общее увеличение предложения, которое не сопряжено с ростом затрат, не влечет за собой расширение спроса. Напротив, увеличение предложения товаров вызвало бы рост издержек, в частности заработной платы, и повышение спроса.
В-третьих, приватизация обладает противоинфляционным эффектом. Для потребителя акции более предпочтительны, чем товары. Имея акции, он вправе рассчитывать на дивиденд, на увеличение своего дохода, покупка товара такого не сулит. Акции всегда можно обратить в деньги, товар — не всегда. Переключение денежных доходов на приобретение акций снижает текущий спрос на рынках товаров и услуг, что особенно важно в инфляционных ситуациях.
Известно, что государство оказывает финансовую помощь предприятиям государственного сектора за счет средств бюджета. Приватизация, в-четвертых, существенно ослабляет финансовое напряжение в расходной части бюджета. Отметим, что выручка от продажи государственной собственности также поступает в бюджет, увеличивая его доходы. В целом это тормозит инфляционный процесс. Ясно, что либерализация рынков не может дать таких эффектов.
Для того чтобы приватизация прошла успешно, необходимо выполнение ряда условий.
Первое условие — существование субъектов государственной собственности, т.е. учреждений, которые по закону имеют право продавать или покупать акции государственных предприятий. В странах с экономиками рыночного типа такими учреждениями являются холдинговые (держательские) корпорации, находящиеся под контролем законодательной власти. Принципиально важно, что их права не могут быть делегированы никому. Во всех развитых странах отвергнуто право исполнительных органов, в первую очередь министерств, распоряжаться имуществом подконтрольных им предприятий. В нашей стране сеть холдинговых корпораций только формируется, выступая в виде фондов и комитетов по управлению государственным имуществом.
Второе условие — существование развитой рыночной инфраструктуры. Так, без фондовой биржи каналы оперативного межотраслевого и межрегионального перемещения капиталов и ресурсов останутся закрытыми, а приватизация не сможет мобилизовать рыночный потенциал экономики. Добавим, что если в ходе приватизации человек получил ценную бумагу, которой не вправе свободно распорядиться, например продать на фондовой бирже, то фактически ему вручили свидетельство на участие в распределении прибыли, но он не стал собственником.
Третье условие — достаточная емкость финансовых рынков, которые должны суметь «переработать» массу акций приватизируемых предприятий. Отсюда следует, что поток акций необходимо организовать так, чтобы их предложение не вышло за рамки вероятного объема спроса на акции бывших государственных предприятий. Иначе произойдет падение курса акций и предприятия будут продаваться за бесценок. Кроме того, без финансового рынка невозможно определить реальные рыночные цены приватизируемого имущества.
Четвертое условие — распределение приватизируемой собственности. Было бы заблуждением считать, что в развитых странах мира распродаваемые государственные предприятия может купить любой желающий. Во Франции, например, действует довольно жесткий регламент распределения: 10% акций таких предприятий предназначаются в первоочередном порядке и по пониженному курсу его работникам; 50% — любым французским гражданам, предприятиям, банкам, фондам и т.п.; 25% — крупнейшим финансовым институтам страны; 15% — иностранцам. В ФРГ государство оставляет за собой 51% акций приватизируемых фирм, либо 25,1%. При любых обстоятельствах такая доля акционерного капитала ставит владеющий ею государственный орган в положение квалифицированного меньшинства, способного влиять на принятие решений.
Обратим внимание, что оставляемая работникам данного предприятия часть акционерного капитала невелика по сравнению с долей, установленной российским законом о приватизации. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что превращение предприятий в объекты коллективной собственности, увеличение их доли в акционерном капитале таит немалые экономические проблемы. Так, совладельцы собственности будут любой ценой удерживать свои рабочие места и, следовательно, тормозить технологические нововведения, будут склонны направлять средства на увеличение заработной платы, а не на обновление производственных фондов.
Пятое условие — оптимальное распределение полномочий между центральными и местными органами государственной власти, которое исключало бы блокирование последними национальных программ приватизации. Здесь показателен пример ФРГ, где государственный сектор, отличаясь региональным разнообразием, включает в себя федеральные, земельные, местные и иные типы государственных предприятий, а также их комбинации. В этой стране программа приватизации тормозится из-за того, что наталкивается на противодействия правительств земель, не собирающихся расставаться со своей собственностью, несмотря на давление федеральных властей. Опыт разрешения таких конфликтных ситуаций представляет немалый интерес для России.
Шестое условие — создание правовой основы приватизации. Отметим, что наибольшие трудности с разгосударствлением возникали там, где в законах зафиксирована обязательная принадлежность тех или иных отраслей государственному сектору. Напротив, английское законодательство, не содержащее таких юридических препон приватизации, помогает правительству изменять границу между государственным и частным предпринимательством.
продолжение
--PAGE_BREAK--Везде, где государство старалось соблюдать отмеченные выше условия, приватизация принесла ощутимые результаты: способствовала укреплению механизма рынка, стала действенным средством антиинфляционной профилактики, улучшила состояние государственных финансов, сделала более демократичными отношения собственности и управление предприятиями. В Англии, например, после приватизации известной корпорации «Бритиш телеком» в число ее совладельцев вошли 2,25 млн. англичан, включая 96% занятых на самой «Бритиш телеком».
В условиях современной рыночной экономики приватизация государственной собственности не является самоцелью или воплощением идеологических симпатий или антипатий. Осуществляя приватизацию, государство стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком границы, добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства.
Выводы по главе 1:
1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранением внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
3. Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают, с одной стороны, коллективные потребности, с другой — налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое в соответствии с критерием Викселля должно формироваться по прогрессивной шкале.
4. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог Пигу) оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цены на товары и услуги учитывали внешние эффекты.
5. Выход государства за очерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.
Глава 2 Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах.
Мощная поддержка приватизации в большинстве или во всех отраслях народного хозяйства в странах с переходной экономической системой является результатом неудовлетворенности эффективностью государственных предприя-тий, желания повысить производительность труда и сократить производство продукции низкого качества, которую люди не хотят покупать. Но задача эта огромная по своим масштабам. Из табл. 1 видно, что в середине 80-х годов государственные предприятия в этих странах производили более 80% добавленной стоимости, являющейся мерой производимого в стране богатства.
Таблица 1. Масштабы государственного сектора в некоторых странах
Доля в производстве добавленной стоимости, %
Число предприятий и производственной сфере
Чехословакия
97
4800
ГДР
97
8000
СССР
96
48 000
Венгрия
86
2300
Польша
82
7500
Западная Германия
11
-
Великобритания
1
-
США
11
-
Источник. Survey “Business in Eastern Eurore”/ Economimist, 1991, September 21, Table 4. Число предприятий – разные источники.
Никогда еще в истории ни в одной стране не предпринималось попыток осуществить приватизацию в таких колоссальных масштабах. Ранее наибольшие масштабы приватизации имели место в Чили в периоде 1979 по 1989 г., когда были приватизированы 470 компаний, на которые приходилось 24% производимой добавленной стоимости. Сравните это с 48 000 государственных предприятий в СССР или с 4800 предприятий в Чехословакии. Многие считают, что массовая приватизация является важным аспектом развития рыночной экономики и что она должна быть осуществлена как можно быстрее. Один из доводов — это вера в то, что частные компании необходимы для рыночной экономики. Но есть много проблем в процессе приватизации государственных предприятий, особенно крупных. Несомненно, это является наиболее сложной из всех задач экономической реформы. Для завершения процесса потребуется много времени и на этом пути возникнут значительные проблемы.
Приватизацию многие рассматривают как центральное звено экономической реформы. При условии, что осуществляются другие преобразования — идет либерализация цен и внешней торговли, вводится конвертируемость национальной валюты, принимается соответствующее законодательство, устанавливаются условия жесткого финансового ограничения для предприятий и руководству предоставляется право определять цены, заработную плату и размещать ресурсы — приватизация должна реализовать следующее:
· Повысить производительность, так как у владельцев и управляющих появятся стимулы действовать эффективно, поскольку они будут стремиться к увеличению своего состояния, уменьшению вероятности банкротства.
· Уменьшить товарные дефициты и излишки. Чтобы действовать эффективно, предприятия должны быть внимательными к желаниям потребителей. Это предполагает знание того, какие продукты хотели бы иметь покупатели, приемлемый уровень качества этой продукции и сколько потребители могли бы заплатить за эти товары.
· Усилить конкуренцию. Приватизация будет способствовать уменьшению монопольной власти государственных предприятий, и способствовать развитию конкуренции.
Малая приватизация включает приватизацию предприятий торговли и сферы услуг, небольших предприятий местной промышленности и ее необходимо поощрять в начальный период реформ. Практика показала, что эти предприятия могут быстро развиваться в условиях, когда им оказывается поддержка. Во всех восточноевропейских странах сняты ограничения в деятельности частного сектора, введены законы, ставящие частные компании в равные условия с государственными, предпринимаются усилия по быстрой приватизации мелких предприятий. Результаты впечатляющие.
В Восточной Германии почти все из 20 000 мелких предприятий, включая рестораны, гостиницы (за исключением крупных), кинотеатры и предприятия розничной торговли, были распроданы к середине 1991 г., причем большинство из них были выкуплены жителями Восточной Германии.
В Польше приватизировано около 70% розничной торговли, это 60 тыс. государственных магазинов. По некоторым оценкам, к началу 1992 г. там было 1,5 млн. предприятий в индивидуальной собственности и 40 000 корпорированных фирм.
В Венгрии к 1992 г. было 300 тыс. предприятий в индивидуальной собственности и 30 тыс. корпорированных фирм. В стране быстрым кодом шла приватизация ресторанов, мелких предприятий в сфере услуг.
Несмотря на то, что многие зарегистрированные предприятия в частном секторе практически не функционируют, а значительная доля занятых в частном секторе подрабатывают там, в дополнение к основной работе, развитие мелких частных предприятий начинает оказывать влияние на занятость в странах с переходной экономикой. При соответствующих условиях малые предприятия со временем превратятся в фирмы среднего размера и смогут внести свой вклад в экономическое развитие страны. Тем не менее, большая часть промышленности в России и в странах Восточной Европы в начале 90-х годов оставалась в государственной собственности, где-то от 75 до 90% в Польше и Чехословакии и более 90% в России.
Приватизация крупных государственных предприятий представляет главную проблему, поскольку у населения нет капитала, и существуют ограничения на продажу крупных предприятий иностранцам, особенно, когда стоимость предприятий занижена. Для того чтобы приватизация была успешной, необходимо проводить и другие реформы, в частности, реформу цен, формировать условия жесткого бюджетного ограничения и конкурентную среду, принимать законы, поощряющие эффективно действующие предприятия и накопление капитала.
1. Рыночные цены необходимы для эффективной деятельности предприятий. До тех пор, пока цены не станут рыночными, прибыли или убытки фирмы не могут быть удовлетворительной мерой эффективности. В частности, вовсе не обязательно закрывать предприятие из-за убытков, если цены устанавливаются государством ниже равновесного уровня. Возможно, что оно было бы рентабельным, если бы имело возможность продавать свою продукцию по рыночным ценам. Управляющие предприятием не могут нести ответственность за его рентабельность, если цены устанавливает правительство.
2. Рациональный валютный курс, обратимость национальной валюты и либерализация внешней торговли необходимы, если ставится цель, чтобы вновь образованные частные компании могли успешно конкурировать на мировых рынках. Ограничение производства и продаж только рамками внутреннего рынка уменьшает преимущества крупномасштабного производства и создает трудности для развития фирм с точки зрения долгосрочной перспективы.
3. Ужесточение финансовых условий для предприятий заставляй управляющих решать сложные проблемы, что является необходимым для выживания и успеха. В частности, жесткие финансовые условия требуют от фирм ограничения заработной платы. В этих условиях предприятия осознают, что их возможности повышать цены определяются рынком, особенно, конкурентным рынком.
4. Конкурентная среда (рынок покупателей) нужна для того, чтобы ограничить монополию предприятий во многих отраслях переходной экономики. При этом необходима соответствующая макроэкономическая политика, направленная на уменьшение избыточной денежной массы и избыточного спроса, что должно иметь важные последствия на макроэкономическом уровне. Анализ деятельности предприятий в бывших социалистических странах, проведенный Мировым банком, показывает, что для повышения эффективности всех предприятий и формирования соответствующего поведения потребителя очень важным является смена рынка продавца рынком покупателя. Пока потребители покупают все, что производится (рынок продавца), у производителей отсутствуют стимулы повышать качество продукции или заниматься поисками более совершенной технологии. В условиях эффективной конкуренции управляющие компаний будут чутко реагировать на желания потребителей, будут заниматься поисками новой продукции и новой технологии, обеспечивающей наименьшие издержки производства.
5. Соответствующее законодательство и правовые нормы особенно необходимы для того, чтобы приватизированные предприятия могли конкурировать в экономике, где еще многие годы будет господствовать государственный сектор. До тех пор, пока не будут приватизированы предприятия государственного сектора, частные фирмы будут стремиться найти свою нишу, где нет преобладания государственных предприятий. Перечислим некоторые новые институты, системы и законы, которые необходимо ввести.
· Законы, определяющие права частной собственности, регулирующие договоры, организационные формы корпоративной собственности и процедуру банкротства.
· Налоговую систему, основанную на четких правилах и положениях.
· Другие системы, в частности, четко определяющие права и обязанности по бухгалтерской отчетности.
6. Оперативно-хозяйственная самостоятельность управляющих предприятиями в этом процессе весьма существенна. Если управляющие несут финансовую ответственность за деятельность фирмы, они должны получить право устанавливать цены, заработную плату, количество занятых и т.д., опираясь на рыночные сигналы.
Успешная приватизация потребует также вливания капитала, профессиональных знаний в сфере управления, технических навыков и обширных знаний о рынках и продуктах, особенно для тех крупных фирм, которые будут конкурировать на внешних рынках. Нет оснований надеяться на то, что новые неопытные владельцы с ограниченными размерами капитала смогут быстро возродить предприятие. В тех случаях, когда не допускается частичная иностранная собственность на предприятия, необходимо рассмотреть возможность найма консультантов по управлению. Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития также могут предоставить необходимую помощь в сфере управления и технической экспертизы.
Различные подходы к приватизации
В какой мере желательно государственное вмешательство на стадии приватизации? Следует ли правительству выставить государственные предприятия на аукцион и пусть все остальное делает рынок или нужно создать государственный орган, который поможет приватизировать государственные компании, осуществить структурную перестройку крупных предприятий, закрыть неэффективные фирмы, переобучить высвободившихся работников? В какой-то степени государственное вмешательство всегда будет иметь место, вопрос лишь, в какой мере. Это будет зависеть от тех традиций, которые сложились в стране в сфере социальной защиты и социального обеспечения, оттого, какие взгляды на роль государства в переходной экономике преобладают. Примером мощного государственного вмешательства служит «Тройханданштальт» в Восточной Германии. Это государственное учреждение распродавало сильные благополучные предприятия, осуществляло структурную перестройку слабых, у которых, по оценке, был шанс стать конкурентноспособными, закры-вало безнадежные. Ясно, что правительства будут использовать различные подходы к приватизации и не один метод. Приведем эти методы.
Реприватизация
Это возвращение предприятий их бывшим владельцам. В некоторых странах были приняты законы о возвращении конфискованных в 40-е годы активов их первоначальным собственникам. Проблема здесь в том, что права собственности, основанные на претензиях 50-летней давности, очень запутаны. Для тысяч судебных дел требуется много лет, чтобы разобраться во всех деталях проблемы. Большинство же считает, что процесс приватизации не может понизить себе роскошь ждать, пока будут решены вопросы реприватизации.
Стихийная приватизация
Это продажа предприятий или их активов чаще всего по номинальным ценам рабочим и управляющим предприятий. Прибыльные предприятия вероятнее всего будут продаваться тем, кто связан с этим предприятием, имеет доступ к информации о жизнедеятельности предприятия, а также необходимые связи. Стихийная приватизация была распространена в Венгрии, Польше, Югославии в начале 90-х годов.
Публичные торги (активная приватизация)
Это одна из альтернатив стихийной приватизации, при которой правительство продает фирму тому, кто предлагает наивысшую цену. В Югославии и Восточной Германии этот метод использовался в качестве главного метода приватизации, а в Польше и Венгрии он применяется по отношению к крупным предприятиям лишь в некоторых случаях.
Аренда. Из-за трудностей, связанных с продажей государственных предприятий, отчасти из-за проблемы оценки их стоимости, некоторые правительства в качестве промежуточного этапа рассматривают аренду. В 1990 и 1991 гг. 7000 предприятий в Восточной Германии были сданы в аренду частным лицам. Ежемесячная арендная плата также может быть определена на публичных торгах.
Закрытие предприятия. Многие предприятия придется закрыть из-за некомпетентности и неэффективности управления, или из-за отсутствия рынка для их продукции, что делает невозможным их прибыльное функционирование. Во многих странах с переходной экономикой часть государственных компаний уже ликвидирована.
Бесплатная передача неэффективных предприятий
Многие государственные органы приватизации бесплатно передают те предприятия, которые находятся в состоянии упадка и для эффективной деятельности которых требуются крупные капиталовложения. Часто в договор включается пункт, предполагающий санкции, если покупатель не выполнил обязательства инвестировать, определенную сумму в течение какого-то периода времени.
продолжение
--PAGE_BREAK--Бесплатная массовая приватизация
Первоначально бесплатная передача компаний в частные руки рассматривалась лишь в отношении предприятий, находящихся в плохом состоянии. Многие правительственные чиновники предпочитали продажу бесплатной передаче, так как продажа приносит доход в государственный бюджет. Но сейчас многие приходят к выводу, что бесплатная передача может быть наиболее эффективным, справедливым и быстрым способом приватизации значительной части предприятий. Приватизация в этом случае может осуществляться без экспертной оценки стоимости предприятия. Кроме того, поскольку распродажа государственных предприятий принесла меньше доходов государству, чем ожидалось, то на этот аспект приватизации сейчас обращается меньше внимания.
Структурная перестройка предприятий
Определение. Структурная перестройка предприятий (реструктурирование) — это процесс обновления и повышения эффективности работы предприятий, временно оставшихся в государственной собственности, для того, чтобы они могли конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Обычно целью является приватизация, а перестройка — это промежуточный этап, признание того, что государственное предприятие должно стать более эффективным, чтобы привлечь инвесторов.
Коммерциализация
Все большее распространение получает, особенно в качестве промежуточной меры, создание государственных холдинговых компаний. Этот процесс часто называют «коммерциализацией», или «корпоратизацией», представляющей собой преобразование государственных предприятий в акционерные компании, акциями которых владеют государственные холдинговые компании. Доходы последних должны применяться для финансирования новых капиталовложений, используя обычный критерий доходности инвестиций. Управляющие будут ответственны за максимизацию стоимости активов в долгосрочной перспективе, а государственные предприятия должны быть ориентированы на рынок, как коммерческие компании, не имеющие каких-то льгот по сравнению с негосударственными предприятиями.
Демополизация
Это процесс разрушения государственных монополий и формирования конкурентной среды. Чрезмерная монополизация в ряде стран, переходящих к рыночной экономике, также представляет одну из главных проблем, затрудняющих формирование конкурентной и эффективной рыночной системы. Особенно эта проблема актуальна в России, где 109 гигантских предприятий и объединений производят 90% промышленной продукции, а 2000 наименований промышленных товаров производится лишь на одном предприятии. О концентрации производства можно судить по табл. 2, где показано распределение промышленных предприятий по их размерам в 1988 г. Из 34 млн. занятых 25 млн. человек работает на предприятиях с числом рабочих 1000 и более человек.
Таблица 2. Рапределение промышленных предприятий в России по числу занятых (1988 г.)
Количество занятых на предприятии (человек)
Доля в общем числе предприятий,
%
Доля в общем количестве занятых,
%
до 100
101 — 200
201 — 500
501 — 1000
более 1000
27,3
19,2
23,8
13,1
16,6
1,8
3,5
9,7
11,7
73,3
ВСЕГО
100,0
100,0
Источник. World Bank. A Study of the Soviet Economy, Vol.2. Table IV.
Чехословакия (до разъединения):
Министерство приватизации
В этом министерстве в 1991 г. насчитывалось 60 человек. В своей стратегии, несмотря на определенную сдержанность, оно пыталось привлечь иностранных инвесторов. Из иностранцев наиболее активными были немцы, например компания «Фольксваген» приобрела 31% акций «Шкоды», фирма «Сименс» приобрела электростанцию и завод по производству локомотивов. Но особое внимание министерство уделяло бесплатной массовой передаче активов государственных предприятий. Учитывая, что рабочие и управляющие многих предприятий не смогут их выкупить, а иностранные покупатели в них не заинтересованы, правительство использовало схему бесплатной передачи с помощью купонов. Предполагалось, что все взрослое население страны сможет купить инвестиционные купоны по номинальной цене, равной примерно недельной зарплате. На аукционах на эти купоны будут продаваться акции 1000-1500 государственных компаний. Если это пройдет успешно, то в следующем году процедура повторится. Главное критическое замечание в адрес этого механизма заключается в том, что произойдет «разводнение» фондов предприятия среди множества собственников, и управляющие компаний фактически будут вне контроля со стороны владельцев. Но преимущество этой схемы в ее быстроте.
ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ: «Тройханданштальт»
В агентстве работало 3000 человек (лето 1991 г.). В Восточной Германии действовала наиболее обширная по сравнению с другими странами программа приватизации. Агентство имело 15 региональных филиалов, центр в Берлине, управлялось главным образом опытными специалистами из Западной Германии (1/3 служащих из Западной Германии). Они отвечали не только за приватизацию предприятий, по и за структурную перестройку фирм, имеющих будущее, отстраняли некомпетентных управляющих, закрывали безнадежные предприятия, осуществляли переподготовку рабочих. Общие затраты этого ведомства значительно превышали его доходы.
Как показано в табл. 3 к середине 1991 г. в Восточной Германии было продано около 3000 промышленных предприятий стоимостью 7 млрд. долл.
Таблица 3. Первые успехи «Тройханданштальт»
Период
Продано предприятий
Период
Продано предприятий
1990
Июль-декабрь
1991
Январь
Февраль
408
255
298
Март
Апрель
Май
Июнь
июль
300
335
544
443
403
Всего
2986
Источник, данные «Тройханданштальт»
В соответствии с программой приватизации, предприятия продавались как местному населению, так и иностранцам. Каждый случай рассматривался отдельно и в зависимости от конкретной ситуации принималось отдельное решение, в том числе это могло быть и решение о бесплатной передаче предприятия, если оно представлялось наилучшим вариантом. Продажа иностранцам даже поощрялась, «Тройханд» предпринимал специальные усилия для поиска иностранных покупателей.
Агентство проводило наступательную политику. Оно формировало и оформляло активы предприятий в привлекательных для инвесторов «пакетах» и предлагало их на мировых рынках. Например, в мае 1992 г. «Тройханданштальт» поместило рекламу на четырех страницах известного международного журнала, предлагая на продажу сеть крупных гостиниц, 4,2 млн кв. м промышленной площади и несколько сельскохозяйственных предприятий.
ВЕНГРИЯ: Агентство государственного имущества
В 1991 г. в нем было занято 120 человек. Агентство стремилось продать как можно больше предприятий и получить максимальные доходы (активная приватизация). Задача усложнялась тем, что каждая продажа должна быть одобрена комиссией, включающей представителей всех политических партий в парламенте. Приватизация шла так медленно, что в середине 1991 г. привела к политической дискуссии о том, как продвигаться дальше.
ПОЛЬША: Министерство по преобразованию собственности
В министерстве в 1991 г. числилось 200 человек. В 1990 г. осуществлялась приватизация с позиций «одним ударом» и «шоковой терапии», планировалось провести быструю приватизацию крупных государственных предприятий. Но в 1992 г. в политике правительства становится очевидным постепенный подход к приватизации, обусловленной экономическим спадом и высоким уровнем безработицы. В последнее время министерство предполагает приватизировать крупные государственные предприятия через механизм бесплатной массовой передачи, распределяя акции инвестиционных фондов среди взрослого населения страны. Инвестиционные фонды, управляемые западными специалистами, по мере возможности будут приобретать собственность государственных предприятий. С 1993 г. Граждане страны смогут продавать свои и покупать акции инвестиционных фондов. Система приватизации довольно сложная и потребуется много времени для ее реализации. Но процесс приватизации стал очень политизированным. Многое откладывается или изменяется из-за разногласий по поводу прав работников, того, кто и чем должен владеть, поэтому выполнение нынешней программы находится под вопросом.
РОССИЯ: Комитет по управлению государственным имуществом
Это единственная в своем роде организация. Комитет предполагает привлечь имеющийся бюрократический аппарат для осуществления реформы. Представители на местах (всего 60 тыс. человек) отвечают за продажу определенного числа предприятий в определенных отраслях производства. Для обеспечения сотрудничества с местной администрацией ей передается 5% доходов от инвестиций. Программа предполагает также публичные торги, передачи значительной части собственности работникам. Они получают 25% акций предприятия и возможность купить еще 10% с 30%-ной скидкой. Управляющие смогут приобрести 5% акций. Первоначальная цена на аукционе базируется на данных бухгалтерской отчетности предприятия, тем самым устраняется проблема времени, необходимого для точной оценки стоимости предприятия.
Экономические реформы: опыт Восточной Европы и России
1. Чехословакия
По сравнению с большинством стран данного региона уровень жизни в Чехословакии был относительно высок и страной относительно хорошо управляли. Когда в декабре 1989 г. лидеры коммунистической партии ушли в отставку и было сформировано новое правительство, сильного движения за экономические реформы не возникло. До этого времени Чехословакия была одним из наиболее централизованных социалистических государств. Факторы, породившие («ставку казались скорее политическими, чем экономическими, и Чехословакия стала первой в Восточной Европе страной, восстановившей демократическое правление. В 80-х годах экономическое положение страны стало ухудшаться. К 1989 г. экономический рост замедлился до2%, капиталовложения начиная с 1981 г., устойчиво снижались, а значительное активное сальдо внешней торговли начала 0-х годах превратилось к концу десятилетия во внешнеторговый дефицит в размере 650 млн. долл… Вместе с тем открытая инфляция не превышала 2-3%, избыточная денежная масса незначительна, суммарный внешний долг составлял лишь около 14% от валового национального продукта, показатели обслуживания внешнего долга были ниже, чем в других восточноевропейских странах.
Экономические реформы. Хотя реформы начинались медленно, правительство, по-видимому, было искренне заинтересовано в превращении экономики в рыночную. В 1990 г. было создано несколько коммерческих банков и отпущены цены на некоторые то вары; был значительно снижен обменный курс валюты (на 55% в октябре и еще на 16% в декабре 1990 г.) с целью повышения ее конкурентоспособности в международной торговле. В 1991 г. Реформы начали ускоряться: были сняты квоты на импорт; освобождено большинство цен, и валюта для деловых сделок стала конвертируемой, хотя доступ к твердой валюте остался ограниченным; приватизировано свыше 10 000 малых и средних предприятий.
Основные проблемы: Приватизация крупных предприятии, Схемы массовой приватизации стали предметом обсуждения и был создан специальный орган — Министерство приватизации (см. главу 14). Следует, однако, отметить, что приватизация крупных государственных предприятий в Чехословакии встретила серьезное сопротивление. Процесс приватизации осложнился в результате решения вернуть большую часть имущества бывшим владельцам. Реприватизация — это сложный процесс, требующий значительного времени.
Либерализация внешней торговли. Хотя некоторые внешнеторговые барьеры и снизились, сохранились относительно высокие тарифы. Большинство тарифов предназначено для защиты товаров местного производства.
2. Восточная Германия
В Восточной Германии или то, что раньше было известно как Германская Демократическая Республика (ГДР), ВНП надушу населения (поданным 1988 г.), составлял 9360 долл. Она имела наивысший уровень жизни среди всех бывших социалистических стран, включая Советский Союз. Однако ее экономика, как и экономика других стран Восточной Европы претерпела спад в конце 80-х годов. С 1986 по 1989 г. прирост чистого материального продукта снизился с 4,3-3,6% до 2,8-2,0%. Изменения начались 8 ноября 1989 г., когда страна открыла свои границы, разрушив берлинскую стену и породив массовый исход людей в ФРГ. Внешние позиции страны быстро ухудшились из-за свертывания торговли в рамках СЭВ и быстрого нарастания импорта из Западной Германии. Весной состоялись свободные выборы, а 3-го октября 1990 г. произошло официальное объединение Германии.
Экономические реформы. Восточная Германия неизбежно должна была оказаться поглощенной одной из самых богатых стран мира. Было много разговоров о «большом рывке» в Польше, однако он может сравниться с теми быстрыми переменами, которые произошли в бывшей ГДР. В июле 1990 г. страна получила конвертируемую валюту, продав свою валюту за марки ФРГ. Начиная с 3-го октября, когда произошло официальное объединение, был принят ряд новых законов в поддержку рыночной экономики, введена свободам торговля с Европейским Союзом, и относительно свободная торговля со всем остальным миром. Были сформированы новый механизм цен, банковская система, функционирующий рынок капитала, эффективная налоговая система и система социального страхования. До конца года было создано агентство по приватизации «Тройханд», наделенное правом структурной перестройки, приватизации и ликвидации убыточных предприятий. Для успешного выполнения агентством своих задач ему был придан штат в 2500 человек и обеспечено значительное финансирование.
Однако «шоковая терапия» оказалась разрушительной. Большинство предприятий не смогло конкурировать с западными фирмами. Их производительность, согласно оценке, составила 30-40% от западного уровня, а заработная плата быстро росла и стала сравнимой с таковой в ФРГ. В результате промышленное производство упало, быстро выросла безработица, которая, согласно оценкам, составит в 1992 г. около 40%. К счастью, система социального страхования оказалась в состоянии минимизировать социальные травмы, вызванные переходным периодом.
Основные проблемы: Приватизация. Как видно из табл. 16-1 в конце ноября 1991 г. приватизация в значительной степени уже прошла.
В течение короткого времени «Тройханд» добилось значительного успеха — было обследовано более 4000 фирм. Большинство проданных предприятий реконструированы и должны стать относительно конкурентоспособным. Однако один из пунктов критики работы агентства касается того, что в его списке оказалось слишком много нежизнеспособных предприятий, и их следует закрыть. Другая позиция критикующих касается того, что усилия агентства слишком дороги. Суммарная величина субсидий со стороны ФРГ оказалась равной почти половине ВВП ГДР.
Таблица 4. Приватизация, осуществленная «Тройханд» (по состоянию 12.1.91)
Число
% от общего числа
Предприятия, затронутые процессом приватизации, всего
4125
38,0
В том числе
продано частному сектору
2467
22,7
продано иностранцам
223
2,1
реприватизировано
463
4,3
передано государству
250
2,3
закрыто
636
5,8
прочие
241
2,2
Оставшиеся предприятия
6744
62,0
Источник. The Economist. 1992, March.21, P. 75
Однако с учетом того, что Германия достаточна, богата, чтобы платить по счетам, а также с учетом важности быстрой и эффективной структурной перестройки предприятий и их приватизации можно полагать, что германская приватизационная программа будет, по-видимому, самой успешной из аналогичных программ, имеющихся м странах с переходной экономикой.
Высокий уровень безработицы. Хотя выплаты на переходном этапе уменьшают потрясения от высоких цен и потери работы, тем не менее, имеет место большое недовольство и раздражение, вызванные высокой безработицей. Может быть этот урок, свидетельствующий о высокой цене «шоковой терапии», следует извлечь всем странам с переходной экономикой.
3. Венгрия
Венгрия стартовала как страна, переходная экономика которой была более других ориентирована на рынок. Она начала эксперименты с децентрализацией системы еще в 1968 г., а в ряде секторов ее экономики существовал частный сектор. Отпуск цен начался в 1985 г., а к 1990 г. почти половина цен уже были рыночными. В Венгрии до 1989 г., когда коммунисты потерпели поражение, действовала биржа, ряд совместных предприятий, большинство партнеров, которых были из Австрии и Западной Германии, а также большое число малых частных предприятий. Однако роста ВВП во второй половине 80-х годов в реальном выражении практически не было. Имел место К) чиной дефицит бюджета, который первоначально погашался с помощью займов из коммерческих банков. Внешний долг Венгрии был Наибольшим среди бывших социалистических государств, так в 1989 г. суммарный внешний долг составлял приблизительно 70% от ВВП. Революция началась в сентябре 1989 г., когда пограничники разрешит 30 ООО жителям ГДР пересечь границу с Австрией. 7 октября Венгерская социалистическая рабочая партия самораспустилась, а в результате весенних выборов 1990 г. было образовано новое демократическое правительство.
продолжение
--PAGE_BREAK--