Реферат по предмету "Религия и мифология"


Женщина в мусульманском обществе

Федеральное агентство по образованию
Филиал Санкт-петербургского государственного инженерно-
Экономического университета
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Контрольная работа
По дисциплине: История религии
Тема: Женщина в мусульманском обществе
Выполнила: студентка 2 курса заоч.отд
(на базе сред. образования)
Спец.080 105, группа № 6213 С
Михайлова О.Б.
Проверил: преподаватель
Саленко Ольга Алексеевна
Г. Псков 2007

Оглавление
1. Мусульманская женщина: сложныепоследствия наложенных ограничений...
2. Брак в Исламе
Заключение
Список используемой литературы
/>/>1. Мусульманская женщина: сложныепоследствия наложенных ограничений...
/>Восточная женщина и “графический круг чадры".
Термин — “гедонизм" — взятый от древних греков, — как известно, означает наслаждение, блаженство. Вмусульманском мире хиджаб (чадра, покрывало) и его пространственный символ — стены гарема, как это не странно, тесно связаны с понятием и содержаниемгедонизма. В средние века хиджаб выполнял охранительные функции женщины отгедонистической агрессивности чужих мужчин. Вместе с тем, однако, хиджабочерчивал и гедонистический круг для мужа, которому принадлежала женщина. Тоесть хиджаб как бы вычерчивал вокруг женщины “черную окружность” и последняяслужила кругом гедонизма мужа. Хиджаб являлся “стеной”, устанавливающей границывосприятия мужем собственной жены. Таким образом, между стенами и чадройсуществовала конкретная синонимичность, направленная по первоначальному замыслукультурной традиции на охрану женского достоинства.
Теперь же взглянем на прямопротивоположные результаты целям, предусмотренным культурой “сокрытия лица”.
Культура сокрытия, “утаиванияженщины в текстиле" ригористически направлена против мужской сексуальности.С помощью морали же символы чести и достоинства еще более усиливают этужесткость, а, кроме того, идеологизируют ее. Однако опять же можно заметить,что, если в одном плане ужесточаемый “укрытием лица” моральный ригоризм иприводит к преследующим им результатам, в другом плане — он порождаетальтернативу своим задачам.
Если мы обратимся ксредневековой мусульманской поэзии Востока, то увидим, что направленный противженщин ригоризм Шариата так не смог утвердиться в стихах того периода. НаВостоке трудно выискать хотя бы один стих, восхваляющий созданный Шариатом типидеала Женщины. Стоящая в центре мусульманской поэзии прекрасная дама, частообозначенная термином “афет”[1],ни по своему поведению, ни по своей психологии никак не соответствует“концепции женщины" Шариата. Однако ее антитетичность Шариату, религиознойморали не подводит этот образ и под категорию восточных “беспутниц", “блудниц".Афеты (красавицы) занимают в галереи Женщин Востока особое промежуточное место.Они составляют некий средний ряд между женщинами Шариата и блудницами,женщинами для забавы. Однако эта срединность никак не символизируетобыкновенную посредственность. Это то промежуточное состояние, которое создаетчарующий мир любовной поэзии, облагороженный и возвышенный именно как стихиятворчества.
Исторические фактысвидетельствуют, что средневековые поэты, сколь бы они не отличались в своейповседневной жизни по поступкам, психологии и осмыслению от простых людей,сколько бы не преподносили на все четыре стороны сюрпризы своей странности, всеже не являлись, подобно богемным художникам ХХ века, носителями декаденсногосознания, не были субъектами необузданного маргинального поведения. И они,подобно остальным мусульманам, выбирая женщину для брака, предпочиталишариатские нормы. Трудно предположить, чтобы Физули или Насими согласились бысоздать семью с кокетками и “предательницами” — персонажами своих стихов.
Почему же в таком случае в своейпоэзии они отдавали предпочтение не спокойному типу женщины, предназначеннойдля брака, а красавицам-фуриям, кокеткам-изменщицам, известным своим опаснымнепостоянством? Дело в том, что образ женщины, соответствующий идеалу Шариата,не мог создать в поэзии никакой психологической сложности, напряжения илиопасного безрассудства. Поэтому такие женщины подходили для того, чтобы на нихжениться и создать спокойствие, но никак не для поэзии. Средневековых поэтов (помимовина) два символа приводили в состояние экстатического вдохновения: мистическаялюбовь к Аллаху и… кокетство безумствующих фурий, отмеченных печатьюнепостоянства.
Стало быть, с одной стороны,средневековые мусульманские поэты с удовольствием принимали “концепцию женщины"Шариата, с другой же — такой образ женщины они не могли поставить в центрсвоего творчества. Именно поэтому в средневековой мусульманской культуренаблюдался диссонанс и несовместимость двух противоположных взглядов наженщину.
В средневековой мусульманскойкультуре альтернативный Шариату женский образ не только смог создатьсобственное пространство существования, но и сохранил в безопасности своюавтономность и неприкосновенность на протяжении всей истории развитиямусульманской культуры. И не только сохранил, но и, выходя за рамкипространства искусства в современных мусульманских обществах, перешел в самужизнь, превращаясь в своеобразный приспособительный код. Образженщины-губительницы средневековья в новое время стал средством идентификации исделал современных певиц и танцовщиц достойными любви и брака мусульманина.Хотя, следует признать, такой тип женщины в мусульманском восприятиипризнавался несколько маргинальным. В новой ситуации, современные мусульманскиемужчины, в том или ином виде являющиеся носителями ценностей средневековойпоэзии, идентифицировали образ женщины-губительницы этой поэзии с современнымипевицами и танцовщицами, тем самым наделив и восприняв последних как статусныеженщины. Таким образом, выглядевшая на первый взгляд как вполне реальная иливозможная перспектива, на самом деле не состоялась: запрет женщинам-артисткам,подобно касте шудра в Индии, появляться в приличном обществе, не состоялся, каки провалилась попытка превращения их в «нежелательных» женщин (хотянельзя отрицать отдельные случаи исключений по данному поводу).
/>Культура сокрытого лица и агрессивная сексуальность наВостоке.
Другой, еще один, пример хорошопоказывает порождение жесткой ригористической культурой иных альтернатив попроблеме женщин. Дело в том, что женщинам в культуре «сокрытого лица»вовсе не соответствует большой процент умиротворенных и “блюдущих честь идостоинство" мужчин. Из психологии мы знаем, что “запретный плод — сладок".В этом смысле мусульманские мужчины, лишенные возможности видеть лица и тела женщин,пребывают в большем напряжении агрессивной сексуальности и либидиозной энергии,чем представители культур со слабыми запретами в отношении женщин. Часто основуих эротической агрессивности вовсе и не составляет “южный темперамент", накоторый ссылаются любители “народной этимологии". В восточной культурефундамент, направленной по отношению к женщинам, чрезмерной мужскойлибидиозности закладывает излишняя строгость запретов. Сказанное хорошоподтверждает следующий факт: поселившиеся в Европе тюрки Южного Азербайджана,работающие и проживающие в России тюрки Северного Азербайджана лишь в единичныхслучаях сохраняют сексуальную агрессивность, большинство же в своем поведениивовсе не выглядят заложниками сексуального темперамента южных народов и мало отличаютсяот них в данном плане (т.е. в плане пониженной внешней агрессивности). Можновидеть и другой факт понижения в обществе внешней, бросающейся в глазасексуальности при снижении неуместных запретов и табу по отношению к женщинам.Современные азербайджанцы в плане сексуальной агрессивности выглядят намногоумиротвореннее и спокойнее мужчин нашей страны периода Х1Х века. С другойстороны, в Азербайджане в так называемом “институте частной беседы” часто можноотметить акцентированное удивление мужчин: находясь в довольно-таки раскованныхусловиях пляжа, они бывают поражены снижением своей агрессивности (но, конечноже, не природного темперамента). Азербайджанец ХХ века все еще не можетосознать, каким это образом полуголые тела женщин на пляже не порождают в немтакие же сексуальные мечты и агрессивные желания что, и женские тела на улицахгорода.
Возникает вопрос. Что могутподелать (какую роль выполняют) по отношению к сексуальной агрессивностиналоженные на женщину восточной культурой чрезмерные запреты, фиктивно (т.е. спомощью дополнительных способов) воспламеняющие сердца мужчин и разрушающиеисподтишка накладываемые на него обязательства блюстителя чести и достоинства?
Восточная культура, в отличие отсовременных западных культур, менее саморефлексивна,поэтому она не осознает ясных моделей опасностей, порождаемых запретами, однаков любом случае проблема осознается, “прочувствуется" виных терминах (например, для культуры “опасность сексуально-агрессивных мужчин”и т.д.) и в ходе такого “осмысления" сами собой формируются способы выходаиз ситуации. В Азербайджане постоянно напоминаемые мужчинам здравицы о“женщинах — матерях" направлены на преодоление мужской сексуальнойагрессивности (порой произносящий их проводит над собой терапевтический сеанс).В культурах с пониженной эротической напряженностью напоминание о том, чтоженщина — это еще и мать, своей тривиальностью оставляют ощущение скучнойриторики, ощущаемая восточными людьми мудрость этих слов остается закрытой длязападных людей. Эти слова еще, в лучшем случае, приобретают глубокий смысл вкультурах предельно эксплуатирующих женщин (как в наших селах).
Если взглянуть на нашсовременный мир, то мы можем заметить удивительное переплетение узоров прошлогои настоящего. Сегодня редко можно увидеть в Азербайджане женщину с покрытымлицом. Некоторые из них покрываются скорее из снобизма, чем из правоверия. Но,если в сегодняшнем Азербайджане хиджаб и не бросается в глаза, в осознанииазербайджанских мужчин чадра, не будучи реальной, все еще продолжаетсуществовать как виртуальное сокрытие. Многие мужья во взаимоотношениях сосвоими женами помещают их на этот раз в круг “виртуальной чадры". Женщины,конечно же, ощущают на себе эту виртуальную чадру и она оказывает свое скрытоевлияние на их поведение и самооценку (с описанной ситуацией связано следующеесуществующее выражение: “главное не телесная, а нравственная чадра". Хотяэто выражение является хорошей формулой с точки зрения модернизации религиознойморали, оно в любом случае соответствует идеи “виртуальной чадры”).
Именно в силу того, что в нашвек “виртуальный хиджаб” все еще подобно дамоклову мечу висит над женщиной, внекоторых мусульманских обществах, даже если отсутствует реальная чадра,порождаемая ею ситуация преобладания в культуре мужской сексуальнойагрессивности продолжает царствовать.
Если приложить обсуждаемую темук проблеме Восток-Запад, то можно проследить интересные ситуации и различиямежду ними. Для дальнейшего поиска еще раз закрепим в памяти эти идеи: мыотметили, что чрезмерные запреты в одежде, поведении и внешнем виде женщин какбудто направлены против мужской эротической агрессивности, однако, на самомделе, в большинстве случаев результаты получаются прямо противоположными.Подобные запреты превращаются в дополнительное усиление сексуальнойагрессивности мужчин, становятся искусственным средством усилениялибидиозности, «агрессивной энергетики» по отношению к женщинемусульманского общества. Если мы сравним общество иранского типа с западным, тоувидим, что на Востоке мужчины переполненные сексуальной агрессивной энергиейподобные стаду жеребцов каждое утро высыпают на улицы. Все их помыслынаправлены только на обладание женщиной, на рассматривание ее со всех сторон.Такая психология вызывает интерес с точки зрения ее энергийной мощи. Однако,есть одна проблема — развитые культуры требуют постоянного расхода энергии.Скажем, на национальное достоинство, гражданские свободы и т.д. На Востоке жебольшая часть либидо направлена только на помыслы о женщине, на эротическиефантазии. Такое положение примитивизирует психологию восточных молодых людей.По сути дела и психология девушек, ограниченная кругом бессмысленных запретов,также остается примитивной (и в их помыслах одни только юноши).
/>Сексуальные итоги культур, снявших чрезмерные запреты сженщин.
В западных обществах мы можемнаблюдать мир мужчин со значительно пониженной сексуальной агрессивностью. Вразговоре с одним из эстонских ученых я спросил его, какова в его краях роль женщиныкак влекущей цели, стимулирующего мотива для мужчин? Прояснилось, что сознаниеэстонцев, в меньшей степени, чем на Востоке, преследует узкую “цель" — женщину. Я задал второй вопрос: в таком случае откуда берутся для вас стимулыдеятельности, осмысленной, интересной жизни. Ответ был очень характерен дляпредставителей потребительского, пресыщенного общества. Он сообщил, чтоглавными стимулами эстонцев является покупка новой марки машины, постройкахорошего дома, приобретение мебели, накопление денег для путешествия и т.п. Длясравнения скажу, что и у азербайджанских мужчин эти потребительские стимулысильны, однако во многих случаях их главным собственным стимулирующим началомявляется Женщина. То есть, обладать Прекрасной Женщиной, самоутверждаться в ееглазах и т.д. — во многих случаях является скрытым или даже явным начальныммотивом стремления азербайджанцев приобрести материальных ценностей. Вмаскулинной культуре, пребывающей в состоянии сексуальной агрессивности,Женщина — первейшее условие интересной жизни.
Наши некоторые исследователи,ищущие причины методами “народной этимологии", в конце концов объясняютэтот тип фактов, как мы уже отмечали, расово-биологической слабостью либидозападных людей.
Мне же, однако, кажется, чтоосновная причина не в сексуальной слабости западных людей, а просто, вотсутствие в обществе, в котором они живут, фиктивной стимуляции агрессивностипосредством принципа “запретный плод — сладок". Чтобы проаргументироватьмои слова приведу факты из среды русскоязычной субкультуры Азербайджана. Даннаясубкультура сформировалась в советское время из азербайджанцев, евреев,русских, армян и др. на базе русского образования. Хотя в то время русский языки выполнял цементирующую роль, многие реальности из него вовсе не вытекали: впротивном случае в Азербайджане создался бы “филиал”.
Российской русской культуры, вто время как субкультура азербайджанских русскоязычных принципиальным образомотличалась от культуры России и когда русские этой субкультуры попадали наисторическую родину, они отмечали резкое отличие “себя" от “них".
Когда-нибудь созданнаярусскоязычными в Азербайджане субкультура должна быть серьезно исследована,проанализированы нанесенный ее вред и приобретения азербайджанской культуры.,пока же известные под именем “нации бакинцев” люди доживают свои последние дни.
Теперь же поговорим окультурологических частностях русскоязычной субкультуры. Одна из них связана стем, что в ней весьма ослабел связанный с женщинами принцип “виртуальной чадры",превратившись в подобие скрытых от глаза “водных знаков”, наносимых на деньги.Такое превращение “виртуальной чадры" в сознании русскоязычныхазербайджанцев, кроме влияния русских и евреев, обязано в целом также ипроцессу урбанизации. Пространство маневра, свобода женщин значительновозрастают при ослаблении “виртуальной чадры". Это можно ясно увидеть вразнице поведения и психологии азербайджанских девушек — носительницрусскоязычной субкультуры и азербайджанок, стоящих вне ее.
Если в поведении азербайджанокрусскоязычной субкультуры ослабевает фактор “виртуальной чадры", то уостальных азербайджанцев создается такое мнение, что в нравственности юношей идевушек этой культуры ослаблен мотив чести. Дети номенклатуры и состоятельныхазербайджанцев значительно повысили престиж русскоязычной субкультуры. Многиеименно в силу этого престижа старались превратить своих детей в носителей этойкультуры: однако, некоторые ригористы, обучая своих детей-мальчиков по-русски,в силу все того же принципа “чести” лишали этой возможности своих дочерей. Длянекоторых же проблема престижа была настолько значима, что они вынуждены былиодерживать победу в своем сознании над “виртуальной чадрой”.
После этих разъяснений перейдемк основному факту, связанному с нашей проблемой: если русскоязычные азербайджанцыне отличались в биологическом плане от остальных азербайджанцев и ихсексуальная агрессивность была значительно понижена, то этот факт показывает,что проблема не носит биологический характер. Дело в “виртуальной чадре", вмногообразии наложенных на женщину чрезмерных, неуместных запретов.
В этом контексте образуетсяначало новой ситуации в связи с появлением в средствах массовой информациибольшого количества изображений женщины. Взглянем на проблему с близи. Нашинекоторые верующие считают большой опасностью для нации появляющиеся в газетахснимки полуобнаженных женщин, эротические фильмы. Рассуждая о приличиях ивозвышая до небес мусульманских мужчин, они хорошо понимают все опасностиэротической агрессивности и опасаются этого типа напряженности. Опасаются, ноне понимают, что порождают агрессивность мусульманских мужчин как разпредлагаемые ими в качестве образцов для общества чрезмерные запреты,навязываемая женщинам хиджаб. Сегодня на последних страницах азербайджанскихгазет рядом с кроссвордами располагаются изображения женского тела. Нашим“защитникам нравственности и достоинства" представляется, что этиизображения еще больше тревожат и будоражат мужскую агрессивность. Но на самомделе, можно найти лишь незначительную часть читателей, которые подолгуостанавливают взгляд на этих снимках. Если, конечно, эти снимки можно было быпредъявить читателя Азербайджана 60-х годов, то термометр зафиксировал бысовершенно иную температуру. В настоящее же время изображение женских тел вгазете выполняет спокойные эстетические функции. Подобно тому, как приглушеннаямузыка слегка эстетизирует пространство ресторана, изображения женских телнаполняет пространство масс-медиа неназойливыми эстетическими узорами. Эти“узоры” не усиливают, а, напротив, способствуют снижению мужской агрессивности.[2]
/> 2. Брак в Исламе
 
Лингвистическое и юридическоезначение слова «брак».
С точки зрения лингвистическойбрак (по-арабски ан-никах) имеет два значения: бракосочетание и совокупление сженщиной. Сказал Абу Али Аль-Кали: Используя данное слово, арабы вкладывают внего различный смысл. Так, если говорят: Никаха фуляна бинт фуляна, то имеют ввиду, что такой-то женился на такой-то. А если говорят: Никах имраатуху аузауджатаху, то имеют в виду только совокупление, половой акт, имевший местомежду мужчиной и женщиной.
Слово ан-никах в Шариатеозначает заключение договора (по-арабски: таакуд) между мужчиной и женщиной дляполучения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формированияздорового союза.
Исходя из этого, мы делаем выводо том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получениювзаимного удовольствия, но еще означает создание хороших семей и здоровыхсообществ. Однако, в зависимости от конкретных условий, одно из значений можетбыть преобладающим.
Понятиебрака.
Брак (ан-никах) в своем истинномсмысле — неотъемлемое право каждого, имеющего сильное желание и способного квступлению в брачные отношения. Брак относится к деяниям, совершавшимсяпосланниками Всевышнего Аллаха, который, хвала Ему, сказал: Мы посылалипосланников до тебя и делали им супруг и потомство. (Сура Гром, аят 38). Пророк(мир ему и благословение Аллаха) — женился и в одном из хадисов сказал: … а ктоне следует моему примеру, тот — не из нас.
Поэтому ученые говорят: Приналичии сильного желания брак лучше дополнительных молитв. При этом имеются ввиду те положительные стороны брака, о которых, если Аллаху будет угодно, речьпойдет ниже.
В некоторых случаях, когдамужчина испытывает сильное половое влечение и опасается впасть в грех, если неженится, он должен вступить в брак, чтобы остаться добродетельным ипредохранить себя от греха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:Тот, кто в состоянии создать семью, должен жениться… А кто не в состоянии, тотдолжен поститься. Пост — снижает влечение.
Условиявступления в брачные отношения.
Одним из показателей большойорганизующей силы Ислама и точности его предписаний является то, что онопределяет условия, которые регулируют процесс заключения договоров, ихсодержание и срок действия. Каждый договор действителен только при соблюденииопределенных условий. Это — ясное свидетельство мудрости и совершенстваШариата. Ведь его ниспослал Аллах, Мудрый и Всезнающий, ведающий то, чтополезно людям, и предписывающий богоугодное в вере и в земной жизни.
Среди этих договоров — брачныйдоговор, имеющий определенные условия, среди которых как наиболее важное мыотметим следующее:
Согласие супругов. Нельзязаставлять мужчину вступать в брачные отношения с той женщиной, с которой он нежелает, и нельзя принуждать женщину выходить замуж против ее воли. ВсевышнийАллах сказал: О, вы, которые уверовали! Не разрешается вам наследовать женпротив их воли". (Сура Женщины, аят 19). Пророк (мир ему и благословениеАллаха) сказал: Не вступай в супружеские отношения с вдовой, пока та неподчинится, не вступай в супружеские связи с девственницей, пока она не дастсогласие. Его спросили: О, Посланник Аллаха! А каково ее согласие? Он ответил:Если она будет молчать.
Пророк (мир ему и благословениеАллаха) запретил выдавать замуж, будь то девственницу или бывшую замужем, еслиона на это не выразит своего согласия. Если речь идет о девственнице, то длявыражения согласия достаточно ее молчания, так как, возможно, она стесняетсявыразить свое согласие вслух.
В случае, если девушка непожелает выходить замуж, то никому, даже ее отцу нельзя принуждать ее к этому.Это согласуется со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Согласиядевственницы спрашивает ее отец. (Хадис передал Муслим).
На отце, если он при данныхобстоятельствах не выдаст ее замуж, нет греха, так как она сама этого пожелала.Однако он должен оберегать ее и охранять.
Если ей сделали предложение двоемужчин, и она сказала: Желаю этого, то она выходит за того, кого пожелала, приусловии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун долженвоспрепятствовать ей выходить за него замуж. На опекуне в данном случае небудет греха.
Качестваженщины, которую следует брать в жены.
Как мы отмечали выше, к бракустремятся для получения супругами взаимного удовольствия, созданиядобропорядочной семьи и здорового союза. Поэтому женщина, на которой следуетжениться, должна обладать качествами, которые позволили бы ей достичь этихцелей супружества. Она должна обладать внешней и внутренней красотой.
Внешняя красота — это качествофизическое. Если женщина имеет красивый облик, мелодичный голос, ею радуются идуша, и сердце, в ней воплощены слова Всевышнего: Из Его знамений — что Онсоздал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вамилюбовь и милость.
Внутренняя красота — этокачество религиозное и нравственное. Чем женщина религиознее, тем она вышенравственно, тем она более любезна душе и тем правильнее ее поведение.
Верующая женщина, охраняя правасвоего мужа, ложе его, детей и имущество, подчиняется воле Аллаха. Онапобуждает его к повиновению воле Всевышнего Аллаха: если он забудет оповиновении, то она ему напомнит, если проявит леность — она его подбодрит, аесли разгневается — успокоит.
Учтивая женщина любезна со своиммужем и проявляет к нему уважение. Она не медлит в том, что на его взгляд, онадолжна делать быстро, и не проявляет торопливости в том, что по его мнению,должно делаться медленно.
Спросили Пророка (мир ему иблагословение Аллаха): Какая женщина является наилучшей? Он ответил: Та, котораярадует мужа, когда он на нее посмотрит, подчиняется, когда он ей прикажет, и несовершает того, что ему не нравится как в плане моральном, так и в том, чтокасается его имущества. Сказал он (мир ему и благословение Аллаха): Берите вжены любящую, способную к деторождению….
Если удастся найти женщину, вкоторой сочетаются красота внешняя и красота внутренняя, то это — великое благои счастье, полученное, благодаря Всевышнему Аллаху.
Мудростьбрака.
Прежде чем приступить к раскрытиюданного вопроса, мы должны твердо усвоить, что все положения Шариата имеютмудрый смысл и все они уместны. В них нет ничего случайного или неразумного,так как они от Мудрого, Сведущего.
Однако весь ли мудрый смыслизвестен человеку? Ведь человек имеет ограниченные знания, он обладаетнесовершенным умом и не может знать все, получить сведения обо всем.
Сказал Всевышний Аллах:
“Даровано вам знания тольконемного. (Сура Перенес ночью, аят 85).
Таким образом, мы должны судовлетворением воспринимать предписания Шариата, ниспосланные Аллахом дляСвоих рабов, независимо от того, знаем мы их мудрый смысл или нет. Ведь дажеесли мы и не знаем их мудрого смысла, то это вовсе не значит, что его в нихнет. На самом деле это показывает ограниченность нашего ума в пониманиимудрости этих предписаний.
Вот некоторые проявления мудрогосмысла брака:
1. Брак сохраняет и уберегаеткаждого из супругов. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
О, молодежь! Тот, кто способен ксозданию семьи, пусть жениться. Это сохранит его взоры и защитит половыеорганы.
2. Брак предохраняет общество отзла и нравственного разложения. Если бы не было брака, то в отношениях междумужчинами и женщинами получили бы распространение порочные явления.
3. В браке каждый из супруговпользуется положенными ему правами и возможностями общения. Мужчина опекаетженщину, обеспечивает ее едой, жильем, одеждой.
Сказал Пророк (мир ему иблагословение Аллаха):
Вы должны безвозмезднообеспечивать их (жен) пищей и одеждой.
Женщина также опекает мужчину,выполняя свои обязанности в доме. Сказал Пророк (мир ему и благословениеАллаха):
Женщина — пастырь в доме своегомужа и отвечает за свою паству.
4. Брак укрепляет связи междусемьями и родами. Сколько было случаев, когда члены разных семей не знали другдруга, а брак сближал их и взаимно связывал. Поэтому, как уже отмечалось, Аллахсделал брачные отношения фактором, укрепляющим родственные связи между людьми.
5. Брак обеспечивает сохранениечеловеческого рода здоровым. Он является причиной роста населения. СказалВсевышний Аллах:
О люди! Бойтесь Вашего Господа,который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от нихраспространил много мужчин и женщин. (Сура Женщины, аят 1)
Если бы не брак, то человечестволибо вообще исчезло бы с лица земли, либо общество состояло бы из людей,родившихся в результате прелюбодеяния, не знающих своих корней и действующихаморально.
В этой связи мне хотелось бысказать несколько слов об идее ограничения рождаемости. Я утверждаю, чтоограничение рождаемости противоречит Шариату. Пророк (мир ему и благословениеАллаха) велел брать в жены женщину плодовитую, объясняя это тем, что это будетспособствовать увеличению населения. Ученые говорили: Следует жениться наженщине, о которой известно, что она плодовита либо на основании ее предыдущегобрака, если она уже была замужем, либо на основании плодовитости ее ближайшихродственников, таких как мать и ее сестра, если она не была замужем раньше.
Кроме того, зачем ограничиватьрождаемость. Из опасений нехватки продовольствия или из страха передтрудностями, связанными с воспитанием? Если первое, то это — неправильноепредставление об Аллахе Всевышнем, так как Аллах, хвала Ему Всевышнему, еслисоздает тварь, то обеспечивает ей и пропитание. Сказал Всевышний Аллах:
И нет ни одного животного наземле, пропитания которого не было бы у Аллаха. (Сура Худ, аят 6).
Сказал Всевышний Аллах:
Сколько животных, которые неприносят себе пропитания — Аллах питает их и вас. Он — Слышащий и Знающий. (СураПаук, аят 60)
Сказал Всевышний о тех, ктоубивает своих детей, боясь нищеты:
Мы пропитаем их и вас. (СураПеренес ночью, аят 31).
Если причиной ограничениярождаемости является страх перед трудностями, связанными с воспитанием, то это- также глубокое заблуждение. Насколько утомительным является процессвоспитания малого числа детей и насколько легче идет воспитательный процесс,когда их много. Трудность или легкость воспитания зависят от воли ВсевышнегоАллаха. Если человек является богобоязненным и придерживается Шариата, Аллахоблегчит ему его миссию. Сказал Всевышний Аллах:
А кто боится Аллаха, тому Онустроит в Своем деле легкость. (Сура Развод, 4).
Запретыв вопросах брака.
Сказал Пророк (мир ему иблагословение Аллаха):
Поистине, Аллах возложил на васобязанности, которые вы не должны забывать, и установил пределы, за которые выне должны переходить
Среди установленных Шариатомограничений есть ограничения в вопросах брака и семейных отношений. Вчастности, мужчине запрещено вступать в семейные отношения с женщинами,находящимися с ним в кровном родстве.
Запреты для мужчин относительноженщин делятся на два вида: постоянные и временные.
1. Постоянные запреты
Они бывают трех видов:
Во-первых, запреты, связанные скровнородственными отношениями. Таких запретов семь. О них упоминается в суреЖенщины:
И запрещены вам ваши матери, идочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочерисестры. Коран 4: 23
1. К матерям относятся: мать,бабушки (как по отцу, так и по матери);
2. К дочерям относятся: родныедочери, дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующихпоколений;
3. К сестрам относятся: родныесестры, сестры по отцу и по матери;
4. К теткам со стороны отцаотносятся: тетки мужчины со стороны отца, тетки его отца, тетки его дедов,тетки его матери и тетки его бабушки;
5. К теткам со стороны материотносятся: тетки мужчины со стороны его матери, тетки со стороны матери егоотца, тетки со стороны матери его матери и тетки со стороны матери его бабушек;
6. К дочерям брата относятся:дочери родного брата по отцу, дочери брата по матери, дочери их сыновей, дочериих дочерей и представительницы последующих поколений;
7. К дочерям сестры относятся:дочери родной сестры, дочери сестры по отцу, дочери сестры по матери, дочери ихсыновей, дочери их дочерей и др.
Во-вторых: запреты, связанные скормлением грудью. Они подобны тем, которые связаны с кровнородственнымиотношениями. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
Запрещено в связи с кормлениемгрудью тоже, что и в связи с кровным родством.
Однако запреты, связанные скормлением, имеют ряд следующих условий:
1. Кормление грудью должно иметьместо не менее пяти раз. Если состоялось кормление ребенка грудью всего четырераза, то кормилица не является его матерью. В этой связи Муслим сообщаетследующий рассказ Айши (да будет доволен ею Аллах): Сначала в Коране былниспослан запрет на кормилицу после десяти, известных окружающим, кормленийгрудью. Позднее пять кормлений были отменены. Затем умер Посланник Аллаха (мирему и благословение Аллаха), и число кормлений осталось таким, которое следуетиз Корана.
2. Кормление грудью должно иметьместо до завершения срока кормления грудью ребенка, то есть условие состоит втом, что пятикратное кормление грудью должно иметь место именно в периодкормления грудью. Если же кормление состоялось после завершения срока кормлениягрудью или часть кормлений имела место до истечения срока кормления грудьюребенка, а часть — после, то кормившая женщина не является матерью ребенка.
Если условия кормления грудьюбыли соблюдены, то ребенок становится сыном кормилицы, а ее сыновья — егобратьями, независимо от того, появились они на свет до или после периодакормления. Сыновья мужа кормилицы становятся братьями этого ребенка независимоот того, рождены они женщиной-кормилицей или другими женщинами.
Здесь мы должны обратитьвнимание на то, что на родственников ребенка, кроме его прямых потомков, нераспространяются запреты, связанные с кормлением грудью. Его кровнородственныйбрат может жениться на его кормилице или на его молочной сестре. Что касаетсяпотомков, вскормленного кормилицей, мальчика, то они будут считаться детьмикормилицы и ее мужа, равно как и их отец.
В-третьих — запреты относительнородственников по браку.
1. Жены отцов, дедов и представителейпредыдущих поколений как по линии отца, так и по линии матери, согласно словуВсевышнего Аллаха:
Не женитесь на тех женщинах, накоторых были женаты ваши отцы. Коран 4: 22
Если мужчина заключил брачныйсоюз с женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет, онастановится запретной для его сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерейи т.д.
2. Жены сыновей и представителейпоследующих поколений, согласно слову Всевышнего:
И жены ваших сыновей, которые отваших чрев. Коран 4: 23
Если мужчина заключил брачныйсоюз с женщиной, то она становится запретной для его отца, дедов его и т.д. какпо линии отца, так и по линии матери, независимо от того, имел он с нейблизость или нет.
3. Мать жены, ее бабушки ипредставительницы предыдущих поколений согласно слову Всевышнего:
И матери ваших жен. Коран 4: 23
После заключения брачного союзамежду мужчиной и женщиной, независимо от того, были ли у них половые отношенияили нет, ее мать и бабушки как по линии отца, так и по линии матери, становятсязапретными для него.
4. Дочери жены, а также дочериее сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений, т.е.падчерицы и их родственницы. Они запретны при условии, что муж имел половыесношения со своей женой. Если они разошлись не имея близости, то падчерицы и ихродственницы не являются запретными для мужа, согласно слову Всевышнего:
И ваши воспитанницы, которые подвашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли: а если вы еще невошли к ним, то нет на вас греха. Коран 4: 23
После того, как мужчина женилсяна женщине и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей, дочери еедочерей и представительницы последующих поколений становятся для негозапретными, независимо от того, рождены они от мужа до него или после него.Если же произошел разрыв между ними до близости, то падчерицы и их родственницыне являются запретными для мужа.2.
Временные запреты бываютнескольких видов:
1. Запрет на сестру жены, еететок как по отцовской, так и по материнской линиям. Запрет действует до техпор, пока брак не распадется, либо по причине смерти жены, либо в результатеразвода. Всевышний Аллах сказал:
И — объединять двух сестер…Коран 4: 23
Пророк, мир ему и благословениеАллаха, сказал:
Не объединяйте жену и ее теткупо отцу, жену и ее тетку по матери. (Текст хадиса согласован).
2. Запрет, действующий в период,когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж. Наней нельзя жениться, пока не закончится этот период, и в это время ей нельзяделать брачное предложение.
3. Запрет, действующий в периодбольшого и малого хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет ихрам.Есть и другие запреты, о которых мы не говорим, опасаясь затянуть нашу лекцию.Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступлениев брак. Вступать же в половые отношения можно только после того, как завершитсяменструальный период и она совершит омовение.
Некоторыеаспекты брака.
Первое: необходимость махра.
Махр[3]необходим для выплаты невесте в связи с заключением брачного договора. Егоразмер может быть определен точно. Если же размер махра не оговорен, то естьпри заключении брачного договора не указано на необходимость выплаты его, томуж, тем не менее, должен уплатить жене хотя бы символический махр. Таковобычай.
Шариат рекомендует, чтобы махрбыл небольшого размера. Чем он меньше, тем лучше, если руководствоватьсяуказаниями Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремиться получитьблагословение. Если брак благословен, он будет легким.
Муслим сообщает в Ас-Сахих отом, что некий человек сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): Яженился на женщине. Ему был задан вопрос:
Сколько заплатил в качествемахра?
Четыре оккийи (сто шестьдесятдирхамов), — ответил тот. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
Четыре оккийи! Как будто вычеканите серебряные монеты из этой горы. Нам нечего тебе дать. Возможно,однако, мы пошлем тебя куда-нибудь, где ты преуспеешь.
Сказал Умар (да будет доволен имАллах): Не увеличивайте выкупа за женщин. Если бы выкуп был благословением вэтой жизни и благочестием в будущей, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха)дал бы вам соответствующее указание. Не платил Пророк (мир ему и благословениеАллаха) за своих жен и не брал выкупа за своих дочерей больше, чем двенадцатьоккий. А одна оккийа равна сорока дирхамам.
Увеличение размера махра впоследние годы имеет отрицательное последствие в том смысле, что не позволяетмногим мужчинам вступать в брак. Проходит много лет, прежде чем мужчина соберетнеобходимую сумму для выкупа за невесту. Это порождает ряд негативных явлений,в том числе:
1. Многие мужчины и женщины невступают в брак.
2. Члены семьи женщины придаютизлишне большое значение размеру махра. Во многих случаях они подходят к махручисто потребительски: если выкуп значителен, то женщина выдается замуж,несмотря на возможные негативные последствия; а если выкуп мал, то предложениеотвергается, даже если претендент характеризуется положительно с точки зрениярелигиозности и нравственности.
3. Если взаимоотношения междумужем и женой испортятся, то большой размер махра, как правило, не позволяетмужу расстаться с женой по-доброму. Он мучает ее, издевается над ней, вынуждаетее возвратить хотя бы часть махра. Будь махр незначительных размеров, муж слегкостью дал бы ей развод.
Если бы люди проявлялиумеренность и уступчивость в размерах махра, а влиятельные люди подали бы вэтом деле пример, то принесли бы много добра всему обществу и помогли бы многиммужчинам и женщинам. Однако, к сожалению, люди состязаются между собой вувеличении размеров выкупа за невесту, с каждым годом добавляя к нему вещи,которые раньше не входили в него. И мы не знаем, чем это закончится.
Раньше некоторые люди, особеннов деревне, шли на определенные уступки в вопросах махра. Например, отдавалидевушку в жены, соглашаясь на то, чтобы получить половину выкупа немедленно, авторую половину с отсрочкой примерно на год. Для жениха это являлосьопределенной льготой.
Второе: расходы мужа в связи сбраком.
Муж должен обеспечивать женупищей, одеждой, жильем. Если он проявляет скупость в исполнении своихобязанностей, то тем самым впадает в грех. Она же должна брать из его средствтолько в пределах своих потребностей. А если она берет у него взаймы, то должнаотдавать долг.
В расходы мужа входит такжеорганизация свадебного стола, то есть, угощения для гостей, которое готовится вдоме мужа в дни бракосочетания. Это соответствует Сунне Пророка (мир ему иблагословение Аллаха), который сам так поступал и велел поступать таким жеобразом остальным. Однако угощение не должно быть связано с излишнимирасходами. Это — запрещено. Расходы на угощение должны соответствоватьимущественному положению жениха. Имеющие место излишества в устроениисвадебного угощения не нужны. Ведь это связано с бесполезными расходами.
Третье: отношения междуродственниками жены и мужа.
Аллах сотворил взаимную любовь ивзаимное милосердие между супругами. Эти взаимоотношения предписаны обычнымправом Шариата.
Четвертое: запреты.
Муж является запретным дляматери его жены, если он имел близость с женой, а также для ее бабушек ипредставительниц предыдущих поколений ее прямых родственниц.
Он является запретным длядочерей ее сыновей, дочерей ее потомства.
Жена является запретной дляотцов мужа и представителей предыдущих поколений его прямых предков, а такжедля его потомства.
Пятое: наследование.
Если кто-либо вступит в законныйбрак с женщиной, то они становятся наследниками друг друга, согласно словуВсевышнего:
И вам — половина того, чтооставили ваши супруги…, что они завещают, или долга. Коран 4: 12
И, в случае смерти, не имеетзначения, имели ли супруги близость, или нет.
И истинное знание у Аллаха! [4]
/>Положение и права женщины в Исламе
Положение женщины в обществе — вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция Ислама по этому поводу — тема,представленная западному читателю недостаточно объективно. Цель настоящейработы — дать краткое и верное представление об отношении Ислама к этойпроблеме.
Женщинав Исламе.
Среди тьмы, поглотившей землю,божественное откровение, разнесшееся по обширным пустыням Аравии, стало новым,благородным и всеобщим посланием человечеству: «О люди, бойтесь вашегоГоспода, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от нихраспространил много мужчин и женщин» (Коран, 4:
1) Ученый размышлявший над этимаятом, утверждает: «Полагают, что нет текста, ни древнего, ни нового,который рассматривал бы человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такойлаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это божественноепредписание. Подчеркивая это благородство и естественность понятия, Коранутверждает: Он (Аллах) — тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из неесупругу, чтобы успокаиваться у нее… (Коран, 7:
1); Творец небес и земли: Онсоздал вам из самих себя пары (Коран 42: 11); Аллах дал вам из вас самих жен, идал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же вложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют? (Коран, 15: 72)».
Остальная часть данной работыпосвящена точке зрения Ислама на положение женщины в обществе. Описываютсяследующие аспекты: духовный, социальный, экономический и политический.
Духовныйаспект.
Коран четко свидетельствует отом, что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своихправах и обязанностях. В Коране говорится: «Всякая душа — заложница того,что она приобрела» (Коран, 74: 38). В нем также утверждается: "… Иответил им Господь их: Я не погублю деянний ни одного из ваших деятелей — нимужчины, ни женщины. Одни вы от других..." (Коран, 3: 195); «Ктосовершил благое — муж или жена — и он верующий, Мы оживим его жизнью благой ивоздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали». (Коран, 16:97, см. также 4: 124)
Женщина по Корану, не несет виныза первый проступок Адама. Оба они одинаково виновны в своем неподчинении Богу,оба раскаялись и оба были прощены (Коран, 2: 36, 37, 7: 20-24). В одном ихстихов (Коран, 20: 121) вина, фактически, возлагалась на Адама.
Что касается религиозныхобязанностей, таких, как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным ипаломничество между мужчинами и женщинами нет различий. Однако, в некоторыхслучаях женщина имеет определенные преимущества перед мужчинами.
Например, женщина освобождаетсяот дневных молитв и поста во время менструации и в течение сорока дней послерождения ребенка. Она также освобождается от соблюдения поста во времябеременности и кормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью илиздоровью ее ребенка. Если пропущенный пост является обязательным (во времярамазана), она может возместить пропущенные дни, когда сможет. Она не должнавозмещать молитвы, пропущенные по указанным причинам. Женщины, обычно посещаютмечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях попятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам).
Исламское учение окрашено нежнымотношением к женщине, так как считается с тем, что женщина может кормить илинянчить своего ребенка и поэтому не может пойти в мечеть для молитвы. Исламтакже принимает во внимание физиологические и психологические изменения,связанные с функционированием женского организма.
Социальныйаспект.
а) Детство и девичество
Несмотря на то, что некоторыеарабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коранналожил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление, приравниваяк любому убийству: «И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грехона была убита» (Коран, 81: 89). Критикуя родителей, которые отказываютсяот своих детей-девочек, Коран говорит: «И когда одного из них обрадуютдевочкой, лицо его делается черным, и он удручен. Скрываясь от народа от горечитого, чем обрадован: удержать ли это на унижение или сокрыть его в прахе? Плохоони рассуждают» (Коран, 16: 58, 59).
Ислам спас жизнь новорожденныхдевочек не для того, чтобы они позднее страдали от несправедливости инеравенства, и требует к ним доброго и справедливого отношения. Средивысказываний пророка Мухаммада (мир ему) по этому поводу выделим следующее.«Тот, кто имеет дочь и не похоронил ее заживо, не оскорбляет ее, непредпочитает ей сына, будет введен Аллахом в рай». (Ибн Ханбал, 1957).
Женщины имеют право на получениеобразования наравне с мужчинами. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Стремлениек знаниям обязательно для каждого мусульманина» (Аль-Байхаки). Под словом«мусульманин» здесь понимаются как мужчины, так и женщины.
б) Замужество
В Коране ясно указывается, чтосупружество имеет целью не только продолжение человеческого рода, но иэмоциональное благоденствие и духовную гармонию. Оно зиждется на любви имилосердии. Один из наиболее впечатляющих стихов Корана о супружестве гласит:«Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили сними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом — знамение длялюдей, которые размышляют». (Коран, 30: 21).
Согласно Исламским законам,женщину нельзя заставить выйти замуж без ее согласия. Ибн Аббас поведал одевушке, которая пришла к Мухаммаду, Посланнику Аллаха (мир ему) и рассказала,что отец заставил ее выйти замуж без ее согласия, Посланец Аллаха предоставилей выбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (Ибн Ханбал, 2469).Согласно другой версии, девушка сказала: «Фактически я признаю этозамужество, однако, я хотела бы, чтобы женщины знали, что родители не имеютправо (навязывать им мужа насильно)» (Ибн Мадже, 1873).
Кроме всех других гарантийзащиты в замужестве, специально постановлялось, что женщина имеет полное правона ее Махр, подарок к свадьбе, который преподносился ей мужем и включался вбрачный контракт, и эта собственность не переходит к ее отцу или мужу. ПонятиеМахра в Исламе — это не фактическая или символическая цена женщины, как в рядедругих культур, а скорее подарок, символизирующий любовь и восхищение.
Правила супружеской жизни вИсламе ясны и гармоничны, они отвечают природе человека. С учетомфизиологического строения и психологии мужчины и женщин, оба имеют равные праваи обязанности друг перед другом, кроме одной ответственности-лидерства. Этоестественное правило любой совместной жизни и оно соответствует природечеловека. Коран постановляет: «И они (женщины) имеют те же права, что и (мужчины)имеют над ними, и мужьям над ними — степень» (Коран, 2: 228)
Эта степень — Кивама[5].Она основывается на природных различиях полов, дающих право более слабому полуна защиту. Она не дает превосходства или преимущества перед законом. Однаколидерство мужчины в семье не означает диктат мужа над женой. Ислам подчеркиваетважность взаимного согласия во всех семейных вопросах. Коран дает такой пример:"… Если оба они пожелают отлучения с согласия между ними и совета, тонет греха над ними..." (Коран, 2: 233) Помимо тех основных правил, которыеимеет жена, она вправе рассчитывать на доброе отношение и партнерство, чтонастоятельно рекомендуют Коран и пророк Мухаммад (мир ему). "…Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либовам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо" (Коран, 4: 19).
Пророк Мухаммад (мир ему)говорил: "… Кто лучше всех среди вас? — тот, кто лучше всего для своейсемьи, и я лучше всех среди вас к моей семье. Самые совершенные правоверныелучше всех в поведении, а лучшие из вас те, кто лучше всех к своим женам"(Ибн Ханбал, 7396).
Поскольку признается правоженщины самой решать вопрос о своем замужестве, признается и ее право на разрывнеудачного брака. Однако, для обеспечения устойчивости семьи и защиты ее отпоспешных решений, принятых под влиянием временного эмоционального стресса,мужчины и женщины, намеревающиеся развестись, должны пройти через определенныеэтапы и периоды выживания. Учитывая большую эмоциональность женщин, чтобыпросить о разводе, необходимо представить суду обоснованную причину. Однако,подобно мужчине, женщина может развестись со своим мужем, не обращаясь в суд,если это предусмотрено брачным контрактом.
В частности, некоторые аспектыИсламского законодательства в вопросах заключения и расторжения брака интересныи заслуживают особого упоминания. Если продолжение супружеских отношений покакой-либо причине становится невозможным, мужчин все-таки учат искать для нихблагоприятное завершение. Коран говорит в таких случаях: «А когда вы далиразвод женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласнопринятому, или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно,преступая» (Коран, 2-231, см. также Коран, 2: 229 и 33: 49).
в) Женщина-мать
Ислам отводит доброте поотношению к родителям второе место после поклонения Богу. «И решилГосподь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям благодеяние...»(Коран, 17: 23). Кроме того, в Коране имеются особые указания на необходимостьхорошо относиться к матерям: «И завещали Мы человеку его родителей. Матьносит его со слабостью поверх слабости...» (Коран, 31: 14, см. такжеКоран, 16: 55, 29: 8)
Один человек пришел к пророкуМухаммаду (мир ему) и спросил: «О Посланец Аллаха, кто среди людейнаиболее достоин быть моим добрым товарищем?» Пророк ответил: «Твоямать». «А кто еще?» — спросил человек. Пророк (мир ему) ответил:«Твоя мать». «А кто еще?» — снова спросил человек, и сновапророк (мир ему) ответил: «Твоя мать». «Кто же еще?» — спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: «Твой отец».(Аль-Бухари и Муслим).
Экономическийаспект.
Ислам утверждает права, которыхженщина была лишена как до Ислама, так и позднее (вплоть до нынешнегостолетия), права на независимую собственность. По законам Ислама полностьюпризнается право женщины на ее деньги, имущество и другие виды собственности.Это право неизменно, независимо от семейного положения женщины. Она сохраняетполное право покупать, продавать, закладывать или сдавать в аренду всю своюсобственность или часть ее.
В законе нигде не утверждается,что женщина имеет меньше прав просто потому, что она женщина. Стоит отметить,что она имеет право на собственность до замужества и на все, что она приобрелав замужестве.
Что касается права женщины иметьработу, следует, во-первых, иметь в виду, что Ислам трактует ее общественнуюроль матери и жены, как самую священную и главную. Ни няньки, ни служанки немогут заменить мать в воспитании честного, полноценного и здорового ребенка.
Эта благородная и жизненноважная роль, которая во многом формирует будущее нации, не должнарассматриваться как безделье. Однако в Исламе нет положений, запрещающихработать, когда в этом есть необходимость, особенно в тех областях, которыеотвечают женской природе и в которых более всего нуждается общество. Крометого, нет каких-либо ограничений для проявления исключительных талантов,которыми обладает женщина в той или иной сфере.
Даже по поводу должности судьи,где может возникнуть сомнение в пригодности женщины для этой должности ввиду ееболее эмоциональной натуры, мы можем найти у первых мусульманских ученых,таких, как Абу-Ханифа и Ат-Табари, высказывания о том, что в этом нет ничегоневерного.
Кроме всего, Ислам вернулженщине право наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, и никто не имеетправа претендовать на нее — ни отец, ни муж. «Мужчинам — удел из того, чтооставили родители и близкие, и женщинам — удел из того, что оставили родители иблизкие, — из того, что мало или много, удел определенный» (Коран, 2: 7).Ее доля в большинстве случаев составляет половину доли мужчины, без намека нато, что она стоит половины мужчины! Казалось бы, это грубое несоответствие темубедительным свидетельствам равноправного отношения к женщинам по Исламскимзаконам, которые обсуждались на предыдущих страницах, — ставить женщину в такоенеравное положение. Такие различия в правах на наследство только отражаютразницу в денежной ответственности мужчин и женщин по мусульманским законам.
Мужчина по Исламу обязанполностью содержать свою жену, детей, а в некоторых случаях — нуждающихсяродственников, особенно женского пола. Эта ответственность не снимается и неуменьшается из-за богатства жены и ее вклада в личный доход, полученный отработы, ренты, прибыли или другими законными средствами. Женщина, с другойстороны, намного лучше застрахована материально и меньше обременена претензиямина ее собственность. Собственность, принадлежавшая ей до замужества, непереходит к мужу, и она даже сохраняет свою девичью фамилию. Она не обязананести расходы на семью из этой собственности или из своих доходов послезамужества.
Она имеет право на Махр, которыйполучила от мужа при вступлении в брак. В случае развода она может получатьсуммы, выплачиваемые ей на содержание бывшим мужем.
Изучение права наследования вобщих рамках мусульманского законодательства, раскрывает не толькосправедливость законов Ислама, но и избыток сочувственного отношения к женщине.
Политическийаспект.
Все фундаментальные исследованияучения Ислама или истории мусульманской цивилизации являются свидетельствамиравенствами женщины с мужчиной в том, что мы сейчас называет политическимиправами. Они включают право на выборы, а также на участие в политической жизни.Как в Коране, так и в истории Ислама мы найдем имена женщин, которыеучаствовали в серьезных дискуссиях и даже спорили с самим Пророком (см. Коран,58: 1 и 60: 10 — 12).
Во время Халифата Омара Ибналь-Хаттаба одна женщина спорила с ним в мечети, доказала свою правоту ивынудила его заявить в присутствии людей: «Женщина права, а Омар не прав».Несмотря на отсутствие указаний на это в Коране, один из Хадисов пророкатрактуют как запрет женщине занимать пост главы государства. Цитируемый Хадисприблизительно переводится таким образом: «Люди не будут процветать, еслиони позволят женщине стать их лидером». Это ограничение, однако, не имеетничего общего с правами женщины и ее достоинством. Скорее это касаетсяприродных различий биологического строения и различия в психологии мужчин иженщин. Согласно Исламу, глава государства не только его номинальныйруководитель. Он ведет людей в молитвах, особенно по пятницам и в днипраздников, он постоянно принимает решения по вопросам безопасности,благосостояния своего народа. Его командное положение, например, Командующегоармией, обычно несовместимо с физиологическими и психологическими особенностямиженщины. Медициной установлено, что во время месячных и беременности организмженщины претерпевает физиологические и психологические изменения. Такого родаотклонения могут приводить к стрессовым ситуациям и влиять на их решения.Избыточное напряжение в такие периоды может привести и к другим эффектам. Крометого, некоторые решения требуют максимального рационализма и минимума эмоций,требование несовместимое с инстинктивной природой женщин.
Даже в современную эпоху внаиболее развитых странах редко встретишь женщину на посту главы государства,играющую не чисто номинальную роль, женщину — Командующего вооруженными силамии такое же число женщин — членов парламента или других подобных органов.
Нельзя относить это за счетотсталости различных народов или конституционных ограничений права женщинызанимать пост главы государства или члена парламента. Логичнее объяснитьсложившуюся ситуацию, исходя из естественных и бесспорных различий междумужчиной и женщиной, различий, которые не подразумевают верховенства одних наддругими. Разница скорее состоит во взаимодополняемости обоих полов в ихжизненной роли.
/>/>Заключение
В этой работе говорилось оположении женщины в соответствии с мусульманскими законами. Упор сделан напервоначальные и аутентичные источники Ислама. Стоит упомянуть три основныхфакта:
1. История мусульман богатаименами женщин, совершивших великие деяния во всех сферах жизни, начиная еще сседьмого столетия (н. э)
2. Никто не может оправдатьнеправильное отношение к женщине ссылкой на какие-либо указания и правилаИсламского законодательства, никто не может взять на себя смелость уничтожить,ограничить или исказить четко определенные Исламом права женщин.
3. Во всей истории репутация,добродетельность и материнские достоинства мусульманских женщин вызываливосхищение непредвзятых наблюдателей.
Стоит также отметить, чтоположением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчинили природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой ипродолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, иблагодаря техническому прогрессу.
Применительно к Исламу же,такое, исполненное сострадания и благородства отношение к женщине, былозакреплено законодательно еще в седьмом веке. И высокое положение женщины вмусульманском обществе было достигнуто не из-за актов протеста и давления состороны женщин и женских организаций, а благодаря сути учения Ислама.
/>/>Список используемой литературы
1. Ильин В.В., Кармин А.С., НосовичН.В. Религиоведение (Серия «Краткий курс») — СПб.: Питер, 2007. С.164-182.:
2. Журнал «Персия» (Научное,культурное и историческое издание Культурного центра при посольстве ИсламскойРеспублики Иран в РФ) 1 [6] /2002. С.7-10.
3. Рассылка «Ислам — религияистины». Выпуск № 27 (19.04.2001)
4. www.nursat. kz
5. Коран


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.