Реферат по предмету "Религия и мифология"


Древнегреческий обряд погребения

Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Марийский ГосударственныйУниверситет»
                                            
                                                                          Кафедра всеобщей истории
                                                                      
Курсовая работа
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ.
 
                     Выполнила:
                            Студентка I курса
                                 заочногоотделения ИФФ
                                 специальность «История»   
                                      Филимонова Е.С.
                               Научныйруководитель
                                            Яблонский Л. Т.
                                                Йошкар-Ола 2006
                                           Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3       
                                                                                          ГЛАВА 1  ПОГРЕБАЛЬНЫЕ  ОБРЯДЫ  ГРЕЦИИ………………..3
1.  Кремация………………………………………………………5
1.1«Иллиада» Гомера…………………………………………………7
2.  Захоронения…………………………………………………...8
3.  Кремация ипогребение римлян……………………………10ГЛАВА 2 ЗАХОРОНЕНИЯ  КРИТА   И   МИКЕН………………...11                                                                                                                                                               
1  Погребения Крита………………………………………………….11
2 Погребальные сооружения Микен……………………………...12ГЛАВА 3 Античные государства Северного…………...18 Причерноморья
1.  Погребальныеобряды некрополей……………………………...18
1.1КурганыБоспора…………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..30
  
Список литературы………………………………………..31                                                               
                                    Введение
Древнегреческийобряд погребения  охватывает огромные временные рамки, периодическивидоизменяясь, оставляя за собой погребальные захоронения многих эпох.
Актуальнали тема сейчас? Конечно да, ведь археологи постоянно находят и открываютчто-нибудь новое. В Греции не прекращаются раскопки, огромны территории хранятсвои секреты и  это  много значит, для археологов, которые никогда не оставятпопытки разгадать и открыть тайны древних.
 Целью работы является рассказать о значимости погребений, и что проявляется внепосредственной связи с ними. Показать какие погребения существовали в древнейГреции, что представляли  собой  древние усыпальницы.
Самигреки не раз обращались к вопросам погребальной обрядности. О ранних егоособенностях писал ещё Гомер.¹
Позжемы находим некоторые черты этих обычаев в  трагедиях Софокла и Эсхила.²
Впоздний период об этом упоминают Лукиан³, Цицирон.  
   Основой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных историков. Вчастности, книга Велишского Ф.Ф. «Быт греков и римлян », использование которойдало материал о видах погребений. «Античные государства Северного Причерноморья»из серии Археология СССР, помогла разобраться в обрядах и видах погребенийсеверного Причерноморья. Работа Паневина К.В. «История древней Греции», далаподробный материал о микенских погребальных сооружениях, а также Крита, ГолубцовА.П. Из чтений по Церковной  Археологии и Литургике, даёт несколько эпизодов означимости погребения для древних греков.
Работасостоит из трех глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. Глава перваясообщает о видах погребение на материковой Греции, вторая же рассказывает озахоронениях Микен и Крита, последняя дает представления о обрядах  государствСеверного Причерноморья.
ГЛАВА1 ПОГРЕБАЛЬНЫЕ  ОБРЯДЫ  ГРЕЦИИ
 Обычаизахоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когдастали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными илюдоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, неведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерскиепогребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могутбыть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности. Советскийархеолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения телаумершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) ипредположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связиприобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичахстала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникаютпредставления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам кореннымобразом меняется, страх перед покойником становится общераспространеннымявлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых.
  Для древнихгреков погребение  умершего  считалось  священной  обязанностью, не исполнениекоторой прегрешение не только перед умершим, но и перед богами, как    вышнего,так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором онлежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, ибоги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душаумершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки незнали про­клятия более страшного, как умереть не погребенным (άταφος) и римлянесчитали лишение погребения величайшим наказанием, и ему подвергались лица,совершенно отверженные в глазах обще­ства, чуждые всяких прав, потерявшие самоечеловеческое до­стоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных пре­ступников,этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, поисполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясьдобычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение ираспятие, что она оставляла преступника в этом позорном поло­жении до тех пор,пока труп не сгнивал и не разрушался. Потому-то страшно было и побитие камнями,за которым следовало тоже беспризорное состояние трупа, лишенного могильногопокоя и из всех родов смерти самой ужасной почитали гибель на море, потому чтопоглощенные волнами трупы оставались без погребения. С этой мыслью плывшие поморю, когда находились в опасности крушения, привязывали к своему телу дорогиевещи, какие кто имел, на случай, если   бы труп его был прибит волнами кберегу. Первый, кто нашел бы этот труп, обязывался немедленно предать егоземле, а в награду за эту услугу мог воспользоваться драгоцен­ными вещами,найденными при трупе. Все, кто находил где-нибудь не погребенный труп, обязанбыл похоронить его или, при невозможности сделать это, по крайней мере,прикрыть тремя горстями земли. В Аттике погребение мертвого тела, найденного наземле какого-нибудь дема, лежало на обязанности демарха.
 Оставлениебез погребения павших на поле битвы ставилось в тяжкую вину полководцам, какэто видно в известном деле победителей при Аргинусах. Побежденным врагам несмели отказывать в перемирии для погребения убитых, или сами победителипринимали на себя заботу о погребении павших врагов; просьба о перемирии дляпогребения убитых       была, как известно, равносильна признанию себяпобежденными. Припомним, наконец, ту замечательную сцену в Илиаде, когда послежарких схваток под стенами Трои враждебные стороны заключали перемирие и присвете факелов, забывши не­давнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших,сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычныерелигиозные церемонии.
1  Кремация
 
Быстраяуничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огоньдля сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э.Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававшихдешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имелапышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкоераспространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев,индусов, японцев и у многих других народов.
 ВДревней Греции погребение в землю и кремация существовали одновременно. Выбортого или другого способа зависел от предсмертного распоряжения покойника или отволи его родственников. Этот факт подтверждают находки в некрополях в скалахСиракуз, древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формыпогребения. Письменные свидетельства о кремации в Древней Греции относятся ещек гомеровскому периоду.  Можно сказать, что  в эту эпоху был в употреблениитолько одно — способ сожжения.
   Сценыогненного погребения можно найти в трагедиях Софокла («Электра») иЭсхила («Агамемнон»), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творцаэпиграмм Марциала.
 Несколькимистолетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинскийгосударственный деятель Солон, друг Сократа Алкивиад, Коринфский демократТимолеон, правитель Сиракуз Дионисий после смерти были преданы кремации.
    Тело бездуши — один труп и при том с признаками разложения, а потому — и было в ихглазах чем-то нечистым. Эта нечистота уничтожалась, как скоро труп подвергалидействию огня. На основании этого представления Еврипид   выражается  о Клитемнестре:   «ее тело было  очищено огнем», когда говорит о сожжении еетрупа. Какое бы представление ни имели древние о духе,  это представление всеже было,  и, предавая тело огню,  они думали облегчить духу,  связанному с телом,выход из его земной оболочки вместе с огнем и дымом, поднимавшимися к небу.
 Предполагается,что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращениеумерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизньсилами страх. Умершим не доставало души, которая отлетала от земной оболочкивместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от ихвозвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносилижертвы.
Кремация,по сравнению с захоронением в   земле, была в то время более дорогой формойпогребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этомуобряд проходил с большой роскошью. Немаловажную роль имела пышная иторжественная обстановка самого церемониала сожжения. Церемония сожжения былаобстав­лена очень драматично и представляла довольно сложную сцену.
   Длясожжения воздвигали костер (pura), который у богатых людей иногда бывал оченьвелик, роскошен и дорог. Его зажигали, отвернув лицо, ближайшие родственники ив пламя бросали отрезанные волосы, одежды, утварь и другие предметы, которыепокойник любил при жизни; в гомеровские времена убивали и животных (иногда дажеи людей, как при, погребении Патрокла) и бросали в огонь.
   Мертвыхсжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, по сожжении теласобранные кости и пепел клали в глиняную или металлическую урну, пепел поливаливином. Урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсулили круглых закрытых свинцовых сундучков, урны для пепла изготовляли из глиныили бронзы; могли использовать разные типы крупных ваз. Детей часто погребали вамфорах. Опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмыразличных размеров, которые получили распространение в последние столетия донашей эры как братские могилы. Очень большое захоронение — кострище афинян,павших при сражении у Марафона в 490 г. н. э., обнаружил при раскопках немецкийархеолог Генрих Шлиман.
Лукианговорит: «Далее, при самом погребении, происходит разделение в соответствии сплеменными  обычаями: эллин сжигает покойника, перс закапывает в землю, индуспрозрачной одевает оболочкой, скиф пожирает…» 
 
1.1 «Илиада»  Гомера
В«Илиаде» форма сожжения представляется вошедшей в общее употребление. Рели­гиозныепредставления греков, вероятно, имели влияние на принятие этой формыпредпочтительно перед зарыванием. Как это происходило, Гомер дает подробноеописание.
   Поизображению «Илиады», костер Патрокла был во сто футов. Перед ним было убитомного овец и черных волов, жиром которых Ахиллес помазал труп Патрокла с ног доголовы. Вокруг него разложили на костре убитых животных; тут же поставилисосуды с медом и маслом,  а в довершение всего возложили на костер двенадцатьпленных   троянцев,   которых  Ахиллес   собственноручно   убил.   У древнихсчиталось хорошим предзнаменованием, если труп заго­рался скоро и обращался впепел без остатка мускулистых частей. Потому   Ахиллес и употребил такоебольшое количество жира, когда приготовлял к сожжению тело своего друга.Ахиллес, поджегши костер Патрокла и видя, что огонь распространяется слабо,обратился с молитвой к Борею и Зефиру присоединить свою помощь и раздуть огонь.Вокруг пыла­ющего    костра    трижды    объезжали    всадники    с    громкимивосклицаниями, потрясавшими воздух, и при звуках музыки. В это  же времяродственники и друзья умершего, в виду пылающего костра,  делали возлиянияБахусу,  призывали тень умершего и совершали по нем поминки. Пепел тщательнособирали вместе с костями. Ахилл почтил помять Патрокла пышными состязаниями:конными ристаниями, борьбой, кулачными боями метанием копья и диска, стрельбойиз лука.
  Гомера угреков было в обычае над трупом насыпать холм, а над могилами царей и лицособенно значительных насыпаемы были такие высокие курганы, которыегиперболически сравнивают с го­рами. Под этой насыпью, или холмом оставлялосьвыложенное камнем или просто отгороженное деревянными брусьями пустоепространство в виде большой комнаты, посередине которой стоял деревянный гробили каменный саркофаг, куда клали умершего.
2 Захоронения
          Из обычая сохранять тела умерших родственников возникает религиозный обрядпогребения в собственном значении этого слова. Телу умершего стали придаватьособую позу (клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченноеположение), что и является существенным ритуальным моментом религиозного обрядапогребения.
 Древнейшиемогилы этрусков, так называемые шахты, — колодцы-могилы — устраивали в рыхлойпочве. Этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрныххрамов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служилиобразцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали вскалах.
 Сначала V в. н. э. для погребений используются естественные холмы, частоувенчанные отдельно стоящими памятниками.
 Учреждениепогребального обряда в Аттике приписывали Кекропу: родственники должны были опуститьтело умершего в землю и, засыпав его, посеять на могиле хлебные семена, чтобы такимобразом вверить покойника лону матери земли и затем очистить ее посредством плодов. (Циц. О зак. II, 25, 63 ).
   Зарывание вземлю было особенно употребительно у небогатых людей как требовавшее меньших расходов;некоторые, впрочем, и из видов благочестия предпочитали предавать останки любимогородственника целыми и неповрежденными в лоно матери-земли, а не уничтожать их огнем.При этом погребении тело клали в деревянный (преимущественно кипарисовый) или глиняныйгроб (larnax, qhkh, soroV и пр.); каменные саркофаги, иногда богато украшенные рельефами,встречаются преимущественно в поздние времена. (shma, mnhma, mnhmeion). Зажиточныелюди часто строили просторные гробницы, служившие общим местом упокоения членоввсей семьи или рода. Семейные гробницы устраивались и при погребении посредствомзарывания в землю В гробницы клали сосуды (lhkuqoi), употреблявшиеся при погребении,и разные вещи, принадлежавшие покойнику, например, при воинах — оружие, при победителях— победные призы, при ремесленниках — их инструменты, при женщинах — зеркала, придетях — игрушки и т. д. Общие гробницы иногда строились с такою роскошью, что вАфинах еще Солоновым законом запрещено было строить гробницы дороже таких, которыемогут быть построены в три дня десятью рабочими. Деметрий Фалерский еще более сократилрасходы на постройку памятников  (Циц. О зак. II, 26, 66). На гробницах ставилисьболее или менее дорогие каменные памятники, часто с рельефными изображениями и надписями,содержащими в себе полное имя покойника и нередко стихотворную эпитафию, выражавшуюего заслуги и доблести, сердечные чувства его родственников, нравственные сентенциии т. п. Огромное количество таких надгробных памятников сохранилось до наших временв разных местностях эллинского мира. Таким покойникам, которые умерли и погребеныбыли на чужбине или вовсе не могли быть погребены (например, утопленники, тела которыхне были найдены), на родине были воздвигаемы памятники, называвшиеся kenotafia;но при этом всегда заботились, по мере возможности, чтобы останки или пепел умершегона чужбине были перевезены на родину и погребены в фамильной гробнице. Кладбища,как правило, находились вне городов вдоль дорог, ведших к городским воротам; в Афинаходно кладбище было в загородном Керамике по дороге в Академию, а другое, для простогонарода, — по дороге в Пирей. Окружающая местность засаживалась деревьями (преимущественнокипарисами и тополями) и цветами Погребение внутри городов в исторические временавообще принадлежит к исключениям, хотя такой обычай существовал в Спарте и некоторыхдругих дорических городах, а в древнейшие времена и в Афинах.(  Плат. Минос.315 d). В колониях могилы основателей (oikisthV) находились внутри города, по большейчасти на рыночной площади; но эти лица считались не обыкновенными покойниками, агероями- покровителями города, и их гробницы — святынями. Обыкновенно же нахождениегробниц внутри городов, особенно в священных местах, считалось их осквернением.Священный остров Делос, как известно, неоднократно был очищаем посредством вынесенияс него гробов, и наконец афиняне запретили на нем рождаться и умирать (ч. I, разд.IV, гл. 27, § 2).
    Нельзя здесьне упомянуть о прекрасном обычае афинян устраивать на государственный счет общееторжественное погребение павших в бою за отечество. Описание такого погребения оставилнам Фукидид (II, 34). Убитых сжигали на поле битвы, затем останки привозили в Афины,и здесь кости граждан каждой филы клали в один общий кипарисовый гроб и предавалив загородном Керамике торжественному погребению, после которого избранный ораторпроизносил с возвышенного места надгробное слово. Этот обычай со времен Солона сохранялсяв течение многих столетий и впоследствии, приблизительно с начала III в. до Р.X., был распространен еще тем, что ежегодно в память павших за отечество стали устраиватьна государственный счет поминальный праздник (epitafia), попечение о котором возложенобыло на архонта-полемарха.
 
3   Кремация и погребение римлян
 
      У древнихримлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но современем погребение в землю становилось все менее популярным. В концереспубликанского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняласвои преимущества.
 ДоIII в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Длясостоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальныхобрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий иливторое место погребения с площадью для кремации, называемое«устринум». Римские фамильные устринумы окружали стеной илибалюстрадой. В центре на возвышении сооружалось «пожарище» своздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Изисточников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима — Юлий Цезарь, Брут,Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смертисожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралосьпахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящихдров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.
 Римскоесреднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костейхоронили в помещениях для урн. Для освобожденных рабов сооружались большие,заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн спрахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.
Такимобразом, античная эпоха характеризуется распространением кремации, чтопродолжалось вплоть до средних веков. Огненное погребение вышло из обихода вжесткой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.ГЛАВА 2 ЗАХОРОНЕНИЯ  КРИТА   И   МИКЕН.
 
1 Крит
 
Представлениякритян о загробном мире были связаны с идеей о загробном существовании. Покойниковснабжали оружием, утварью, возводили погребальные сооружения.
Имущественноенеравенство среди населения острова ярко сказывается в погребальном обряде. Во II тыс. до н.э.  критяне хоронили своих покойников в небольших могилах разнообразных поформе, предназначавшихся для отдельных семей.
   Чащевсего  встречаются каменные могилы – прямоугольные в плане склепы, вырезанные вскалах, или цистовые – круглые могилы, куда покойников клали в скорченномположении. Много захоронений найдено в пифосах  или керамических гробах, такжеимевших круглую форму.
    Погребальныйинвентарь находимый в могилах критской знати очень богат по сравнению могиламишироких масс населения. Самые богатые семьи возводилимонументальные гробницы из тщательно отесанных плит. Менее состоятельные критяне хоронили покойников в вырубленных в скалах подземныхсклепах. Обычно там ставили деревянные или глиняные гробы,расписанные многоцветными узорами.
    Погребальныйритуал критян изображен очень подробно на глиняном  саркофаге  из Агиа – Триадырасположенном недалеко от Феста. Изображенные на нем сцены представляютпогребальное шествие, проводы покойного к усыпальнице. Эта роспись, а такжеархитектура некоторых погребальных камер на Крите ( могила жреца-царя в Камо,царская гробница в Исопате) указывают на некоторое сходство критян и египтян.
Всередине XV в. до н. э. в окрестностях Кносса появляютсямогилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: мечи, кинжалы,шлемы, наконечники стрел и копий, что совсем не характерно минойскихпогребений. Вероятно, в этих могилах были похоронены представители ахейскойвоенной знати.
2  Погребальные сооружения  Микен
Назападном склоне микенского холма, в пределах  позднейших микенских укреплений,но, очевидно,  за чертой древнейшего поселения и его стен, если таковые вообщесуществовали, Шелиманом было раскрыто шесть погребений конца XVII- I половины XVI в. до н. э.,так называемые шахтовые гробницы. Они  представляют собой высеченные в скалепогребальные склепы, имеющие форму прямоугольных колодцев. Долгое времяшахтовые гробницы считались древнейшими сооружениями микенской эпохи. Однако в1951-1955 гг. а Микенах, на  площадке, огороженной циклопической кладки, былообнаружено и раскопано еще 24 погребения, датируемые XVII-XVI вв.  до н.э. По своему типу эти гробницы весьма близки шахтовым гробницам, раскрытымШлиманом. Каждая из них представляет собой глубокую прямоугольной формы выемкув скальном грунте. Сверху гробницы  были закрыты каменными плитами,укрепленными на балках, и засыпанных землёй. При каждом новом погребении могилараскапывалась, сверху опускали нового покойника, останки  умершего прежде обычноотодвигались в сторону, чтобы дать место вновь усопшему, после чего могиласнова закапывалась.
   В насыпяхнад гробницами были обнаружены гладкие и покрытые спиральным орнаментом ирельефами стелы, своим числом и местоположением совпадающие с числом иместоположением погребенных. Некоторые  гробницы содержат по одному скелету,другие- до четырёх. Стелы над мужскими погребениями в середине окруженногоспиральным орнаментом пространства содержали изображения самих умерших соружием и на колесницах. К сожалению, большая часть этих стел очень повреждена,сохранились только фрагменты. На сохранившейся полностью стеле изображена охотана быков, на другой — разбитой на несколько кусков — в обрамлении из спиралейпредставлена сцена единоборства, по бокам- два вздыбленных льва, т.е. мотив,близкий к рельефу на львиных воротах.
    Вбольшинстве шахтовых гробниц погребальный инвентарь отличается относительнойскромностью. Зато другие по количеству обнаруженных в них ценностей не могутидти в сравнение ни с одним из погребений, раскрытых на территории античнойГреции. В виде примера можно указать хотя бы на одну из гробниц, вскрытых ещеШлиманом (третью), где было найдено до 870 по большей части сделанных из золотапредметов, в т. ч. диадемы, цепочки, золотые и серебряные чаши, покрытыерельефами, толстые орнаментированные пластины от ларцов, прекрасной работы мечии кинжалы, перстни, изделия из слоновой кости, стекла, фаянса, горногохрусталя, алебастровая ваза, многочисленные  подвески и золотые бляшки в формедревесных листьев, цветов, бабочек, сфинксов и морских животных, драгоценныекамни т.п. Среди  находок в большом количестве представлена и разнообразнаякерамика, часто в виде сосудов, содержащих пищу для умерших,-  свидетельстворазвитого погребального  культа.
   Подавляющеебольшинство найденных вещей из метала по стилю и технике весьма близкикритским. Влияние Крита на микенскую культуру в данном случае,  не можетвозбудить ни каких сомнений. О многих драгоценностях и металлических сосудахнельзя с точностью сказать, сделаны ли они в Арголиде или вывезены с Крита,настолько сходны они с Критскими изделиями.
    Средимногих предметов, по всем признакам сделанных в микенских поселениях, местнуюработу можно распознать большей частью по сюжетам изображений. В отличие отКрита здесь преобладают мотивы охоты и войны, использовавшихся даже на женскихукрашениях. Таковы, например, два золотых кольца из четвёртой гробницы,раскрытой Шлиманом. На одном изображении воин, сражающийся с двумя наступающимина него врагами, на другом- сцена охоты: охотник стоит на боевой колеснице инатягивает лук, чтобы попасть в оленя. Трактовка одежды и вооружения на этихизображениях совсем не критские, хотя  техническом отношении выполнена в лучшейкритской манере.
 Говоря о микенских гробницах необходимо отметить, что они остаютсяединственными памятниками 1650- 1500 гг. до н. э., в яркой форме отражающийначальный период во взаимоотношениях  материка с Критом и другими странами. Наних полностью базируются представления о ранней микенской культуре, т.к. одругих погребениях, памятниках, не известно.
 Следующаягруппа микенских памятников относиться уже ко II половине XVI и к XV вв. до н. э.Это также, прежде всего погребения, но уже несколько иной конструкции. В нихпогребальная камера имеет прямоугольную, овальную или круглую формы иобыкновенно высекается в мягкой скальной породе, но она уже соединена споверхностью земли особым длинным и узким ходом, так  называемым дромосом. Наличиедромоса чрезвычайно облегчало повторное использование погребальной камеры. Длянового трупоположения достаточно было отвалить плиту, прикрывающее входноеотверстие дромоса, тогда как в шахтовых гробницах приходилось  в случаеповторного погребения каждый раз вскапывать насыпь и разбирать потолок склепадля того, чтобы сверху опустить умершего. Новый тип погребений сохранялся навсём протяжении  последующих веков существования микенской культуры в более илименее неизменном виде. Единственное различие между ранними и позднимипогребальными камерами заключается в длине дромоса. В погребениях XVI и XV вв. до н. э.его длина обыкновенно не превышает 3-4 м, в более же позднее время онадостигает 14 и даже 16 м. Наиболее  древние из до сих пор известных погребений этого типа было обнаружено вблизи Микен, а также близь Аргоса. Оба  относятся к середине XVI в. и по времени близки к шахтовым гробницам.Поновляющее большинство  других известных погребальных камер, разбросанных повсему греческому материку и островам, значительно моложе шахтовых гробниц.
   В техслучаях, когда грунт, в котором вырывалась погребальная камера, оказывалсяслишком мягким, ее стены выкладывались камнем. Это послужило началом дляразвития ещё одного типа погребений, так называемых купольных гробниц-толосов,существовавших потом параллельно с гробницами-камерами. Существеннаяособенность этого типа погребений выступает в том случае, когда каменная кладкастен находит продолжение в потолке, принимающем куполообразную форму иукреплённом на слегка выгнутых каменных блоках. Получается выложенный камнемкотлован ульеподобной формы с дромосом. Особая дверь из дромоса в погребальноепомещение отсутствует, и после каждого нового погребения отверстие, проделанноев стене для того, чтобы внести тело, вновь закладывается и замуровываетсякамнем.  Наиболее ранние из таких гробниц, как, например, две небольшиегробницы близ Микен и несколько аналогичных погребений из других регионовЮжной, Средней и Северной Греции, судя по отдельным находкам, восходят ковремени, близкому эпохе существования шахтовых гробниц. В дальнейшемконструкция и отделка купольных гробниц все время совершенствуются. Стеныпогребальной камеры выкладываются уже не мелким необработанным известняком, ноправильной формы каменными       (в отдельных случаях даже изпаросского мрамора) плитами. Появляется и дверь со специальной притолокой избольших поперечных брусьев, соединяющая тоже уже отделанный камнем дромос спогребальной камерой. Стены и куполообразный потолок покрываются рельефными  украшениями.Увеличивается площадь и кубатура всего помещения, в целом достигая в отдельных,уже относительно поздних, гробницах 14,5 м в диаметре и 13,4м в высоту.Наконец, боковая камера гробницы выносится на поверхность земли и её наружныестены из больших каменных блоков с цоколем и крышей украшаются рельефами. Такпостепенно вырастает и развевается новая архитектурная форма, получившаяраспространение на всей территории греческого материка и островов.
   Купольныегробницы были обнаружены помимо Микен. Где  их насчитывается девять, ещё околоАргоса, в Тиринфе, Вафио, Пилосе, Аттике близ Афин, в Фессалии и ряде другихмест. Погребальный инвентарь во всех этих гробницах давно уже оказалсярасхищенным. Счастливое исключение составляют только купольная гробница в Вафиона территории Лаконики, близ древних Амикл, и гробница в Мидее (Дендре), вцентральной части Арголиды. Гробница в Вафио, датируемая началом XV в. до н.э.,представляет погребение знатного микенского война. Здесь сохранился богатыйпогребальный инвентарь: значительное количество различного рода украшений,предметы туалета, богато украшенное оружие и орнаментируемая посуда,предназначенная главным образом  для вина. Из всех этих вещей особое внимание обратилона себя железное кольцо. Это первая находка железа крито–микенской эпохи*. Наличие
 * В дальнейшемнаходки железных предметов неоднократно повторялись. В частности, в погребениимикенского времени в Фарсале (Фессалии) были найдены железная задвижка игвозди.
кольца,обнаруженного  на пальце скелета вместе с двумя другими кольцами из золота ибронзы, показывает, что железо
только ещеначало входить в обиход и по своей ценности приравнивалось к изделиям из золота.Среди других находок выделяются золотые кубки с изображением быков, двойнаяшейная цепь, украшенная 80 аметистами, и браслеты, состоящие из гемм. Почти всенайденные вещи, особенно украшения и туалетные принадлежности, выполнены вчисто критском стиле и технике. Удельный вес оружия в общем числе других вещейотносительно не велик, особенно по сравнению с инвентарём шахтовых гробниц.
    Гробницав Мидее (Дендре) дошла в значительно худшем состоянии, ибо в ней ещё, очевидно,а древности успели побывать грабители. Все же на полу было обнаружено несколькомелких вещей. Обследование погребального помещения позволило установить следыдвух ям. На дне этих ям были обнаружены нетронутые погребения двух женщин идвух мужчин. Погребальный инвентарь в этих могилах также оказался состоящим изукрашений и драгоценных сосудов. На одной из золотых чаш изображено море, надругих – серебряных — охота на  оленя и скачущие быки. Стилизованные головы  пятибыков украшают и чашу из серебра с золотой обкладкой, найденную подле женскогоскелета. Среди украшений большие геммы, четыре кольца – из железа, меди, свинцаи серебра, золотая цепь из 36 розеток и многочисленные мелкие украшения изслоновой кости, бронзы, фаянса, стекла и даже скорлупы страусового яйца. Былообнаружено и оружие: четыре меча, ножи и наконечники копий. Мечи  значительноменьших размеров и более лёгкие, чем из шахтовых гробниц. этот навый типоружия, гораздо более близкий к критским образцам, чем оружие XVI в. до. н.э.Датируются все перечисленные вещи II половинойили даже концом XV в. Все сосуды и украшения из металла такжеобнаруживают сильное влияние критского стиля и техники.
 Областьсохранившая в рассматриваемое время местные черты,
былостроительное искусство. Ни мегарон, занимающий центральное место в микенскихзданиях, ни погребальные камеры с дромосом и купольные гробницы не имеютаналоги с
  Критом.Если же погребения такого типа в XVI-XIII вв. до н.э.и появляются на Крите, то сравнение их с гробницами Эллады ясно обнаруживаетзаимствование. Т. о., даже во второй  половине XVI- XV вв. до н.э., знаменующих собой кульминационный пункт в культурном влиянии Крита, взаимоотношенияего с материковой Грецией в известной мере сохраняют характер двустороннегопроцесса.
    В XIV в.строительство купольных гробниц достигает наивысшего расцвета. Так называемаяСокровищница Артея представляет собой монументальное сооружение исключительносовершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими,правильной формы, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней дверипокрыты рельефами и бронзовыми украшениями. Заметно какие значительныеизменения претерпела в своём развитии специфическая микенская архитектурнаяформа по сравнению-с подобными погребальными сооружениями  XIV- XII вв. до н. э.с их ульеобразным прототипом XVI в. до н. э.
Т.о.погребальные сооружения Крита и Микен имели влияние на строительство усыпальницматериковой Греции того времени.
               ГЛАВА 3 Античные государства СеверногоПричерноморья
 
1.  Погребальныеобряды Северного Причерноморья
Античныенекрополи раcполагались  в непосредственной близости от городовза пределами их оборонительных стен. Наряду с грунтовыми могильниками онивключают и курганы. Ранее V в. до п. э. некрополи состоялитолько из грунтовых могил. Курганные за­хоронения встречаются в Греции, вЗападном При­черноморье   их   значительно   больше.   Несмотря   на это, широкоераспространение курганов вокруг горо­дов   Северного   Причерноморья  большинство   иссле­дователей    связывают    со    скифскими    традициями.   Господст­вующим обрядом погребения было трупоположения в  простых могильныхямах. Трупосожжения встре­чаются  почти  во  всех  некрополяхсеверопричерноморских городов, но сравнительно редко. Чаще всего обряд,  кремации   считают   греческим,   несмотря   на спорадическое его применениеразличными племена­ми Северного Причерноморья.  Наиболее высок процент могил струпосожжением   в  Херсонесе эллинистического пе­риода — до    25%.  В Пантикапее трупосожжения в  VI — V вв. до н. э.составляют примерно  10—13%, а к эпохе эллинизма их доля  снижается  до  3%  Совсем незначительно число могил с трупосожжением   в   Ольвии  Греческимпогребальным обрядом является обы­чай хоронить детей в амфорах пли крупных сосу­дахВ Ольвии захоронения в амфорах отмечены и архаический и римский периоды  Онивстречаются в Херсонесе, реже в Пантикапее — только в V—IV вв. до н.э., значительно чаще в ази­атской части Боспора. В Фанагории они известны напротяжении всей античной эпохи, встречаются в Гермонассе, Кепах, Танаисе
    Значительнотруднее выяснить вопрос, с какими традициями связаны захоронения и простых могильныхямax прямоугольной формы или со скругленными углами. Ониодинаково характерны для античных и местных могильников. Более показательныдополнительные конструкции в могилах или отдель­ные черты обряда. Частовстречающиеся деревян­ные надмогильные перекрытия объясняют влиянием местногопогребального обряда. Прием покрытия могил поверх деревянного настила слоемкамки встречается в пантикапейском некропо­ле VI в. до н. э.,но особенно широко он распростра­няется па азиатской стороне Боспора, так какон был обычен у окрестных племен. Могилы с каменны­ми перекрытиями и часто сдном и стопками, выло­женными камнем, были одинаково распространены в античноми племенном мире.
     Связьпогребальных традиций с обрядовыми нормами греческой метрополии особенноотчетливо проявляется в VI—V вв. до н. э.Почти во всех некро­полях этого времени покойники, как правило, лежат головойна восток, что считают влиянием греческой традиции, так же, как и обычаиставить над могила­ми  стелы  с  надписями и  рельефами или  антропо­морфные надгробия;  хоронить в гробах и саркофа­гах, класть в могилы предметыпалестрического ха­рактера и монеты. Подбор вещей, которые клали в могилы, зависел  от  пола и  возраста,  положения  в обществе  и  материальных возможностей  умершего. Все, что употреблялось умершим при жизни, могло бытьположено в могилу. Так, в могилу воина клали оружие,   юноши-палестрита —стригиль   и   сосудике для масла, женщины — украшения и статуэтки, ре­бенка —игрушки. Часто в могилы ставили сосуды и светильники. Терракотовые статуэткиклали в моги­лы   как   изображения   богов   и   как   любимые   ве­щи. Вмонументальных склепах стояли жертвенные столы,   куда   родственники  приносили   дары   умер­шему.
    Варварские  погребальные  традиции   проявляются в   некрополях  почти   каждого  города. С   ними   свя­зывают   конструкции   могил,   невосточную   ориенти­ровкупогребенных,  подсыпку и  подстилку в  моги­лах, употребление для захоронениидеревянных ко­лод, скорченное положение костяков, наличие в мо­гилах  красной краски,   мела,  напутственной   пищи и специфические предметы погребальногоинвентаря, такие, как оружие, ножи, точила, бусы ярких расцветок, лепныекурильницы, разбитые зеркала и т. д. Выводы исследователей о том, что считатьгречески­ми чертами, что варварскими, часто расходятся. Так, захоронения соскорченными костяками большинст­вом   исследователей   расцениваются   как  признаки проникновения и город местного населения, однако, такие захоронения вХерсонесе считают греческими Вместе с тем хорсонесские захоронения со скорчен­нымикостяками норных иском нашей эры связывают с сарматами. По-разномурасцениваются находки оружия м могилах. М. И. Ро­стовцев считает, что  оружие свидетельствует о  принадлежности мо­гил негреческому населению, а Г. А.Цветаева придерживается мнения, что это могилы греков. Наибольшеераспространение в   античных  некрополях   Северного   Причерноморья получили,по-видимому, те обычаи, которые соответ­ствовали традициям, распространенным какгрече­ском,   так   и варварском   мире. К ним относится и устройство ни моги­лахтризны, своего роди поминок, от которых сохраня­лись скопления костей животныхи птиц и множество битой, посуды. Остатки тризн встречаются и в грунтовых и вкурганных некрополях. Е. Г. Каста-наян  констатирует широкое распространениеэтого обряда в Гомеровской Греции и приходит к выводу, что первые переселенцыперенесли его в Северное  Причерноморье, где он и нашел благоприятную почву.
СIV в. до п. э. наблюдается большее разнообра­зие  в  типах  погребальныхсооружений.  Во второй половине IV в. до н. э.    вначале в Ольвии, а затем и в других городах, появляются земляные склепы. В Ольвии они составляют больше 50% захоронений. Вне­крополях   Пантикапея,   Тузлы,    Гермонассы,   Кеп,. Фанагории, Тирамбыземляные склепы появляются в III в. до н. э.  в Херсонесе  с  I   в.   н.   э. Конструкция   их   не   единообразна.  Так,   например,в Ольвии наибольшее распространение получили од­нокамерные склепы с длиннымдромосом, в Пантикапее — двухкамерные склепы с обычными входны­ми ямами.Появление склепов в некрополях городов. Северного Причерноморья объясняютвлиянием  античной   погребальной   традиции   Средиземноморья, другиесвязывают их с проникновением сарматского населения или с традициями, восходящимик эпохе поздней бронзы в Прикубанье. С античной традици­ей    связано  широкое   распространение    (с    IV    в. до и.э.)   черепичных гробниц, хорошо известных в античном мире. В Херсонесе онисоставляют около четверти   всех   захоронений.  В Ольвии в могилах находяттолько отдельные обломки чере­пицы  . Види­мо,   с  варварской  погребальной  традицией  связано распространение   подбойных   могил.   В   IV — начале III в. до н. э.п Ольвпи они составляют около 50% всех могил;  в  III  в. до н. э.их около 28,4% —а во II —I  ив. до  п.э.  их совсем мало. В III в. до н. э. появляются нодбойныемогилы в Пантикапее. Со II в. до н. э. они там широкораспространены и появля­ются   на   азиатской  стороне   Боспора.   М.  Парович-Псшикан   считает,   что   они   ведут   свое   начало   от  скифской погребальной традиции сооружения ката­комб. На Боспорe их появлениесвязывают с прито­ком в города сарматского населения.
 ВОльвии большая масть каменных склепов относится к эпохе эллиниз­ма  и совсем немного  к   первым  векам  нашей эры. Курганы ок­ружают   пси   города   Северного  Причерноморья,   но особенно много их вокруг Пантикапея. Самые боль­шие из кургановдостигают высоты 25 м, но наибо­лее распространены  курганы  высотой от 5 до 10м.
Курганныенасыпи для прочности часто делали из нескольких слоёв камня, морской травы иземли. Многие курганы вокруг насыпи обносились канавой или рвом, а такжекаменной оградкой –крепидой. Основная группа курганов Северного   Причерноморьябыла возведена в IV- III вв. до н. э., со II-I вв. до н. э.этот обычай уходит в прошлое, позднее курганы почти не сооружали   длязахоронения, как правило, использовали курганы, возведённые  в более раннийпериод. Единичные курганы позднего времени уступают ранним по высоте и побогатству. Чаще всего в курганах прослеживаются те же конструкции могил и чертыобряда, что и в грунтовом некрополе. До IV в. до н.э. вмогилах преобладают одиночные захоронения. Со строительством склепов появляютсязахоронения, содержащие несколько костяков, как на пример, могильники II половины IV — I половины III вв., до н.э. в районе поселка им. Войкова близь Керчи.
Насельской территории античных городов могильники  VI- IV вв. до н. э.как грунтовые, так и курганы, исследовались главным образом, на Керченскомполуострове и в близи Анапы. Они принадлежали негреческому населению. Возможно,только  в могильнике у поселения Южно- Чурубашское были погребены  боспорскиегреки- владельцы усадьбы. Захоронения VI- IV вв. до н. э.отличаются разнообразием погребальных сооружений и обрядов: простые грунтовыемогилы, захоронения в каменных ящиках, составленных из «дикарных»  плит частокаменными обкладками вокруг ящиков, подбойные могилы и склепы. Встречаютсяодиночные захоронения и могилы, содержащие до 22 погребений. Ориентировка покойников различна, нопреобладает западная. Положение погребенных чаще вытянутое, но встречается искорченное. Для могильников первых веков нашей эры, открытых у сельскихпоселений Золотое, Семеновка, Ново- Отрадное, Кыз-Аул, Фронтовое II наиболеехарактерны  простые грунтовые могилы, часто перекрытые плитами и могилами,обложенные каменными плитами с такими же перекрытиями, реже встречаютсяподбойные могилы и склепы. Встречаются могилы с одиночными и многократнымизахоронениями. Преобладает восточная ориентация погребенных. Стандартность внаборе погребального инвентаря видимо, свидетельствует о приблизительномодинаковом социальном положении сельского населения в первых веках нашей эры.Раскопан только один могильник к III-IV у.с. заморское,где были земляные могилы с одиночными захоронениями.
1.1 КурганыБоспора
На территорииБоспорского государства находится огромное количество курганов. Большинство изних было ограблено либо в античное время либо в XIX в. Археологическое изучениекурганов началось с 30-х годов XIX в. В советский период
раскопкикурганов проводились ограниченно. Основное внимание уделялось научномуосмыслению ранее раскопанных памятников*. Наиболее ранним, по-видимому,курганным захоронением является случайно обнаруженное в земляной гробницепогребение представителя синдской родовой знати на западном берегу Цукурскоголимана на Тамани. В нем найдены: бронзовый боевой клевец, бронзовое украшение ввиде двух барсов и расписная родосская ойнохоя последней четверти VII в. до н. э.Весьма близки этому погребению захоронения в четырех курганах, раскопанных в1868 г. Тизенгаузеном. К V в. до н. э. принадлежит ряд курганов Нимфея сзахоронениями в больших каменных ящиках, обложенных камнями, в земляныхсырцовых гробницах и, в урнах. Особый интерес представляют погребения богатых,воинов, сопровождаемые бронзовым греческим оружием, золотыми украшениями изахоронениями лошадей.
   Наазиатской стороне Боспора погребения V в. до н. э. под курганными насыпямисовершались в земляных ямах, обложенных сырцовыми кирпичами и перекрытыхдеревом. К их числу относятся два чисто греческих по обряду фанагорийских  курганас женскими погребениями, содержащими золотые украшения и расписные аттическиефигурные сосуды  и два из Семибратних курганов с погребениями синдских воинов вкожаных панцирях с нашивными бронзовыми чешуйками, украшенных золотыминагрудниками, с оружием, бронзовой и серебряной утварью и с конскимизахоронениями. Ко второй четверти V в. до н. э. принадлежит пантикапейскийкурган, раскопанный в 1891 г. с трупосожжением в урне, массой расплавившихсябронзовых и железных изделий с чернофигурной ойнохоей и краснофигурной гидриейс изображением Гермеса (ОАК, 1891, с. 26 сл.).
   Наибольшееколичество курганов относится к IV — Ш вв. до н. э. Нередко погребальныесооружения обкладывали дикарным камнем (Змеиный курган). Иногда насыпь состоялаиз ряда чередующихся слоев камня, морской травы и земли (Царский курган,Куль-Оба). Ряд курганных насыпей имел крепиды из хорошо отесанных камней(Павловский, Острый курганы) или
*(Кастанян Е.Г., 1950; Кауфман С. А., 1947; Силантьева Л. Ф., 1959; Цветаева Г. А., 1957а)
необработанныхкамней (Золотой курган). Иногда курган мог иметь две крепиды (Кара-Оба).Курганы азиатского Боспора были в своей основе земляными. Характернойособенностью Курганов Фанагории является обилие в насыпях больших амфор,лежащих рядами или сплошными грудами. Наряду с широким распространениемземляных гробниц, обложенных сырцовыми кирпичами и перекрытыми деревяннымибрусьями, под курганами Боспора встречаются земляные склепы и могилы (иногдаобложенные черепицами), каменные гробницы. Погребения знати совершались вкаменных склепах, к которым нередко вели так же каменные монументальныепроходы-дромосы. Стены склепов покрывались многоцветной расписной штукатуркой сбытовыми, военными, культовыми сценами и расти- тельным орнаментом. Внутринаходились захоронения в деревянных или роскошных мраморных расписныхсаркофагах. Вблизи Пантикапея открыты грандиозные склепы Золотого и Царскогокурганов, возможно, являвшиеся усыпальницами боспорских царей. Часть кургановсодержала чисто греческие погребения, например, Павловский курган, курганы сосклепами 47 и 48. В Павловском кургане обнаружен перекрытый горизонтальнымиплитами каменный склеп, всю камеру которого занимал деревянный расписнойсаркофаг с резьбой и инкрустацией, в котором покоилась женщина с золотымиукрашениями, тремя аттическими расписными вазами и тремя алабастрами (ОАК,1859, прим. 1).   Типично греческие погребения засвидетельствованы и вкурганных некрополях других боспорских городов. Особый интерес представляютпогребения в мраморных саркофагах, найденных вблизи Гермонассы  и Фанагории(АДЖ, с. 94, 95). В курганах Феодосии открыты только чисто греческие погребения.Раскопками, проведенными И. К. Айвазовским и А. А. Сибирским, обнаруженыпогребения с сожжением или трупоположения в земляных могилах, сопровождаемыебогатым погребальным инвентарем. Один курган содержал захоронение в деревянномсаркофаге, украшенном терракотовыми медальонами с изображением Аполлона нагрифоне, поражающего упавшую лошадь. Среди находок из феодосийских кургановособо следует отметить золотые серьги с изображением квадриги, управляемойНикой в обрамлении стоящих крылатых гениев и с лунарной подвеской с мелкимирозетками, украшенной крупными розетками, к которым на цепочках подвешеныамфорки.
   Другаячасть боспорских курганов принадлежит погребениям представителей варварскойплеменной знати, зачастую в значительной степени эллинизированной. В первуюочередь к ним относится курган Куль-Оба*. Он содержит квадратный в планекаменный склеп с уступчатым сводом, к которому вел короткий дромос. Вперекрытии дромоса, наряду с каменными плитами использовались деревянные балки.Уступчатый свод камеры закрывал деревянный потолок, с которого, по-видимому,свисал полог, украшенный золотыми бляшками. Большую часть склепа занималдеревянный расписной саркофаг, разделенный на две части. В большем отсекенаходилось мужское захоронение с остроконечным башлыком на голове, украшеннымзолотыми обручами с рельефными изображениями и бляшки с фигурками скифов. Наруках погребенного были массивные золотые браслеты. В другом отделениисаркофага находилось оружие, украшенное золотом и ножны, ногайка, бронзоваяпозолоченная кнемида, а также точильный камень и массивная золотая фиала.Напротив входа в склеп стояло кипарисовое ложе, украшенное резными пластинкамииз слоновой кости. На этом ложе, видимо, находился труп женщины. Голову погребеннойукрашала электровая диадема с оттиснутыми изображениями стоящих женщин,грифонов и розетками с разноцветными эмалями. Головному убору принадлежат и триэлектровые ленты — одна с рельефным растительным орнаментом и две узкие сподвесками, а также два золотых медальона с изображением головы Афины и двазолотых медальона с розетками и лунарными подвесками. Шею погребен ной украшалазолотая гривна, руки — золотые пластинчатые браслеты с тиснеными изображениямигрифонов, раздирающих оленей. Рядом лежало бронзовое зеркало, серебряное веретенои знаменитая электровая ваза с изображением сцен из быта скифов. У южной стенылежал скелет слуги с шестью ножами. У его головы, в углублении, лежали костилошади, шлем, поножи и два железных наконечника копья. Вдоль стен стоялисеребряные и бронзовые сосуды. В северо-западном углу под полом был тайник,разграбленный в
*(РостовцевМ. И., 1925, с. 376 сл.)
древности.
     В. В.Шкорпил в 1912 г. в кургане на г. Зеленой обнаружил каменный склеп с дромосом,перекрытый бревнами и плитовую гробницу. В склепе находились чернолаковаягидрия с пеплом, золотые украшения, золотая монета Александра Македонского,серебряные и бронзовые сосуды. В плитовой могиле было погребение воина соружием и украшениями (бусы, золотая фибула, золотой венок и диадема с застежкойв виде гераклова узла). Напротив входа в гробницу были конские захоронения.Находки в гробнице бронзового стригиля, а в насыпи кургана панафинейской амфорыуказывают, что погребенный принадлежал к эллинизованным слоям местногонаселения и участвовал в общеэллинских состязаниях.
    КурганБольшая Близница в 8 км к югу от Фанагории представлял собой родовой некропользнатной, вероятно, синдской семьи, некоторые женщины которой были жрицами. Внем найдено три каменных склепа, две плитовые могилы и несколько могил скремацией. Стены среднего, полностью ограбленного, склепа были расписаныцветочным орнаментом, а на верхней плите свода было изображение Деметры. Вдругом склепе обнаружено погребение жрицы в кипарисовом саркофаге,орнаментированном слоновой костью и резьбой. На погребенной были золотыеукрашения: калаф с подвесками и начельником, ожерелья, браслеты, перстни срезными камнями, нашивные бляшки. В третьем склепе, в аналогичном саркофаге былпогребен вооруженный воин в золотом венке, с перстнями, штампованными нашинымибляшками. Несколько богатых погребений найдены и в кургане Малая Близница.Среди курганов Фанагории известны погребения воинов, в сырцовых гробницах сполным набором вооружения, сопровождаемые конскими захоронениями, а иногда и умерщвленнымслугой и совершенными по негреческому погребальному обряду. Большое количествокурганов раскопано в окрестностях Горгиппии. Они содержали погребения вкаменных и сырцовых склепах, грунтовых и обнесенных сырцовыми кирпичамимогилах. К рубежу I V — Ш вв. до н. э. принадлежит раскопанный Н. И.Веселовским в станице Анапской каменный склеп с полуциркульным сводом сросписями по стенам, имитирующими ограду героона (ОАК за 1908 г., с. 119). Вкургане на Султан горе открыты три гробницы — каменная, сырцовая и земляная(ОАК, 1882 — 1888, с. XXVIII). Во II — I вв. до н. э.количество курганов, по сравнению с предшествующим периодом резко сокращается.Нередко использовались ранние курганные насыпи. Сохраняются прежние типыподкурганных сооружений (каменные и сырцовые склепы, плитовые и грунтовыемогилы). Появляются грунтовые склепы, вырубленные в скале или земле и зачастуюрасписанные. Встречаются погребения с чисто греческим, варварским или смешаннымгреко-варварским погребальным обрядом. Так, например, погребение в склепе 1852г., где скелет человека находится в одной нише, а скелет лошади — в другой —сочетает элементы смешанного обряда (АДЖ, с. 30 сл.). Многие курганныезахоронения, совершенные по греческому погребальному обряду, представляют собойтрупосожжения в урнах. Наиболее значительными среди курганов этого времениявляется Артюховский курган вблизи города Кепы. Один из его каменных склеповсодержал парное захоронение мужчины с золотым венком и перстнем, расписнымисосудами, стригилем и ножом, и, женщины с золотыми венком, гривной, перстнями,ожерельем, браслетами из бус, серебряными и бронзовыми сосудами, зеркалом имеховой накидкой. В другом двухкамерном склепе также находилось парноезахоронение: мужчины с золотым венком, кольцом, монетой и пряжкой с гранатами иженщины, среди золотых украшений которой были: венок, диадема, серьги сголубями из белой эмали, гривна, два ожерелья, медальон с изображением Афродитыи Эрота, браслеты, перстни, нашивные бляшки, тканое золотом покрывало. Там жебыли металлические со- суды, веретено, футляр для иголок и т. п. В перед- нейкамере найдены металлические и глиняные сосуды, два железных стригиля. Третьепогребение представляло собой женское захоронение в плитовой гробнице сзолотыми украшениями и различной утварью. Особый интерес представляет золотая,украшенная эмалями и гранатами диадема в виде Гераклова узла.
    В I — IIвв. и. э. количество насыпных курганов еще более сокращается. Почти все склепыимеют полуциркульные перекрытия, оштукатурены и рас- писаны. Широкоиспользуются старые курганы и иногда склепы. Большое распространение находитобряд захоронения в деревянных гробах или саркофагах. Значительная частькурганных погребений совершена по греческому погребальному обряду.
    Примероммогут служить захоронение с палестрическим инвентарем в кургане на землеФельдштейна, погребение в каменном расписном склепе Львиного кургана,содержавшем остатки деревянных саркофагов, золотых украшений, наконечниковкопий и стрел, плиту с именами Селкима и Филопатра и статую льва (ОАК, 1894, с.5; ОАК, 1895, с. 20). Подобные захоронения встречаются и на азиатской сторонеБоспора. Другие погребения совершены по местному, главным образом, сарматскомупогребальному обряду. К их числу относится погребение воина с оружием и частямиконской узды в каменном саркофаге, курганы к западу от Керчи (ОАК, 1862, с.XIV); семейная усыпальница в каменном склепе, открытом Ашиком в 1841 г.;погребение мужчины в каменном ящике с золотыми украшениями, стеклянными бусами,оружием и конским захоронением со сбруей из бронзы, серебра и золота вспециальном отсеке*. В Ш — IV вв. н. э. почти все курганные захороненияявляются впускными. Широкое распространение получает использование раннихкаменных склепов и гробниц, даже для представителей царского дома, и сооружениеземляных склепов. В погребальном обряде прослеживается значительнаясарматизация населения, выразившаяся в распространении обычая класть в могилыоружие, гривны, конскую сбрую, а также в полихромии украшений.
    Средипогребений этого времени следует упомянуть царские захоронения членов семьиРескупорида Ш, открытые А. Ашиком на Глинище. В 1837 г. в поле одного изкурганов им был найден мраморный саркофаг, содержавший богатое захоронение. Наголове покойного был надет золотой венок, на центральном щитке которогоизображен всадник перед алтарем. Лицо покрывала золотая маска, на шеенаходились 'гривны. Кроме того, найдено большое количество золотых украшенийполихромного стиля (перстни, серьги, фибулы, застежки, нашивные бляшки),конская сбруя с золотыми пластинками и
*(Ростовцев М. И., 1925,с. 242)
сердоликом,серебряный скипетр, бронзовые и серебряные сосуды.    Богатство погребениймногих боспорских курганов, хорошая сохранность подкурганных склепов, частопокрытых настенной живописью, способствовали всемирной известности этихсвоеобразных погребальных памятников античных государств СеверногоПричерноморья.
 

Заключение
 
 Взаключении можно сделать вывод, что погребальный обряд Древней Греции был оченьважен для каждого человека, было не важно богат он или беден церемония трупаположения или сожжения была важной частью жизненного пути, вернее егообязательным концом.
 Можносказать с уверенностью многие жители Греции как материковой, так и островнойготовились к этому часу ещё при жизни. Для них этот обряд был очень важен,  ведьмастера того времени трудились не только над усовершенствованием дворцов, но игробниц, отличающихся разнообразием сооружений, а изменение, и распространениеновых  видов длилось веками, в зависимости от их расположения.
   Неимениеважен и инвентарь, сопровождавший умершего, он говорил о социальном статусе, окультуре того или иного периода, — огромный источник информации лежащий подземлёй (если это захоронения), который может очень многое рассказать. Подбор вещей,которые клали в могилы,  зависел  от  пола и  возраста,  положения  в обществе и  материальных  возможностей  умершего.
   Погребение или сожжение это зависело от разных факторов, таких как периодистории, географическое положение или социального статуса. В разные периодыбольшее распространение получало то или иное погребение, в Микенах, Крите, всеверном Причерноморье, было захоронение, что же касается статуса, то болеебедные предпочитали захоронения, а богатые сожжение. 
    Т.о.погребальный обряд Древней Греции был важнейшей частью культуры древних греков.
 

                                               Источники
1    Гомер «Илиада».- М., Правда,1985
2    Еврипид.- М.,1980
3    Лукьян «О скорби»- М.,1987
4    Плутарх «Сравнительные жизнеописания.», т.2 -М., 1963
5    Софокл «Электра»;- М., 1954
6    Цицирон «Диологи о государстве, о законе».пер.В. Гроренштейна.- М.,1966
7    Эсхил «Агамемнон».- М.,1978
8    «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» под ред. А. И. Уткина.-М., 1965
Список литературы
1   АрхеологияСССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.
2   Блаватский В.Д., Античная археология Северного Причерноморья, М., 1961
3   Велишский Ф.Ф.Быт греков и римлян. Пер. с чешск. под ред.    И.Я.Ростовцева. Прага, 1978.
4   ГайдукевичВ.Ф. Боспорские города. Л., 1981
5   Гайдукевич В.Ф Некрополи некоторых боспорских городов,- МИА, 1959,   N° 69
6   Голубцов А.П.Из чтений по Церковной  Археологии и Литургике М., 1983 
7   Разин Е. А.История военного искусства. Т. 1. М., 1955
8   Кастаян Е. Г.Грунтовые некрополи боспорских городов V-IV., МИА 69., 1959
9   Кауфман С. А.Об уступчатых склепах Боспора. – Сообщения Института истории и теорииархитектуры Академии архитектуры СССР, 1947, № 6.
10 КругликоваИ.Т. Античная археология. М., 1984..
11 Кузищина В.И.История древней Греции М. 1986.
12 Кулаковский Ю.A.  Смерть  и  бессмертие  в  представлениях  древних греков.  Киев 1999.
13 ОкладниковА.П. Центральноазиатский очаг первобытного  искусства. Новосибирск, 1974.
14 Паневин К.В.История древней Греции С-П,  1999.
15 Парович-Пешикан М. Б., Некрополь Ольвии в эллинистическое время. Киев.,1974   
16 Ростовцев М.И.Скифия и Боспор. Л., 1925
17 Силантьева П.Ф. Некрополь Нимфея.- МИА, 1959, № 69.
18 Токарев С.А.Религия в истории народов мира. М.,1986.
19 Цветаева Г. А.Грунтовой некрополь Пантикапея,- МИА, 1957, N° 59
20 Цветаева Г. А.Грунтовой некрополь Пантикапея, его история, этнический и социальный состав,-МИА, 1951, N° 19.
121  Шелов Д.Б. Северное Причерноморье2000 лет назад. М., 1975


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.