--PAGE_BREAK--1.3 Анализ технической и инновационной политики
Проектирование объектов строительства имеет свою специфику, отличающую его от других видов производственной деятельности. Эта специфика обусловлена тем, что творческая деятельность архитекторов и инженеров ставит своей целью предварительное создание прообраза предполагаемого объекта, его прототипа.
Проект должен определять не только целесообразность задуманного сооружения, но и его состав, рациональные для данного сооружения виды материалов и конструкций, объемно планировочные решения, архитектуру, особенности сооружения.
Организация проектного дела различных видов строительства определяется инструкциями Госстроя РФ, которые устанавливают содержание, состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет.
Структура производственного процесса в анализируемой организации базируется на научных принципах организации производства: это надежное и эффективно функционирующее производственное оборудование, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.
Производственную деятельность любого предприятия рассматривают как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции.
Входом этой системы являются материаловещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых людских ресурсов; выходом — материаловещественные потоки готовой продукции.
На анализируемом предприятии предметами труда выступают чертежная и писчая бумага, карандаши, ручки, фломастеры, краски, резинки — материалы, не входящие вещественно в состав выпускаемой продукции, но употребляемые в процессе производства.
Орудиями (средствами) труда служат кульманы, рабочие столы, стулья, компьютеры, шкафы для проектно-сметной документации, ксерокс, телефон.
С их помощью конструкторы воздействуют на предметы труда.
Технология проектно-сметных работ определяется как совокупность процессов использования научных знаний и научно-технической информации в конкретных условиях.
Эти процессы направлены на создание проектно-сметной документации, соответствующей уровню научно-технического прогресса.
Проектировщики анализируемой организации владеют прогрессивными способами конструирования, самостоятельно ищут конструктивные и расчетные решения, много времени уделяют уровню стандартизации и унификации проектов.
Техническая оснащенность предприятия достаточно высока. Для информативно-технического обеспечения проектирования архитектурная мастерская располагает:
1) Архивом нормативно-технической литературы.
2) Копировально-множительный техникой в составе:
а) РЭМ 600.
6)SHARPZ-203.
3) Компьютерной техникой в составе:
а) IBM Pentium IV — 2 шт.,
б) IBM III — 1 шт.,
в) IBM Pentium II — 1 шт.
4) Организационной техникой.
5)Сканер MUSTEK 6001IN.
6)Принтеры:
а) лазерный HPLaserJet 1005L
б) HP Desk Jet 850 СМодемUS Robotics:
7) Выход в INTERNET.
8)Электронная почта RASS @ KLOR.udm.ru.
В современных условиях перехода к рыночной экономике важнейшей задачей общества становится быстрое и своевременное реагирование на изменение рыночных условий.
Автоматизация деятельности предприятия — одно из основных направлений ускорения научно-технического прогресса. Цель автоматизации деятельности проектной организации состоит в повышении качества проектно-сметных работ при резком сокращении их трудоемкости и сроков выполнения, снижении затрат на все виды используемых ресурсов, сохранении небольшой численности проектировщиков при изменении характера их труда.
На предприятии оснащены автоматизированными рабочими местами: бухгалтер-экономист, дизайнер и конструкторы.
Программное обеспечение позволяет решать поставленные перед ними задачи. Например, программа «Эколог» (версия 1-32) существует для расчетов по охране окружающей Среды; программа «Автокад» (версии 11, 12, 13 и 14) помогает выполнять расчеты и чертежные работы строителям.
Расчеты по системам отопления выполняются по программе "Sins". Дизайнер использует программу 3D "STUDIOMAX". Бухгалтер-экономист работает по программе «1C: Бухгалтерия», с помощью которой ведется учет основных средств, материалов, труда и зарплаты, затрат на производство, финансовые расчеты, сводный учет и составление отчетности.
Проектная работа особенно изобилует нововведениями: различные планировки и назначения зданий требуют от специалистов постоянного изучения СНиПов, технических условий, инструкций и ГОСТов, которые периодически пересматриваются.
Стратегия инновационной деятельности проектной организации состоит в широком использовании собственных разработок и заимствовании передовых разработок других проектных организаций. Результаты проектной деятельности видны не сразу, как, например, в торговле. Пока не построено запроектированное здание и не проверено в эксплуатации, не выявлены и не устранены огрехи — проектировщик не может спать спокойно!
Несведущему человеку может показаться, что проектное производство поточного типа, вроде бы постоянная работа с бумагой; что-то пишут, чертят. Но в этих бумагах и чертежах каждый раз присутствует что-то новое, ранее не существующее.
1.4 Организация и оплата труда
Первичным и главным ресурсом любого предприятия являются люди. Поэтому кадровый вопрос — главное звено работы предприятия.
Вопросами организации труда в архитектурной мастерской занимается директор, который принимает работников по структурным подразделениям и рабочим местам. За годы существования организации сложился довольно сильный квалифицированный коллектив специалистов в области выполнения ПСР, но рыночные условия хозяйствования требуют по мере необходимости принимать работников по совместительству, так как иногда бывают ПСР, которые не характерны для этого предприятия.
В обществе общее число сотрудников — 16 человек, средний возраст 38 лет, 11 человек имеют высшее образование, 5 — средне-техническое.
Штатным расписанием предусмотрены должности архитекторов, инженеров строителей, по теплогазоснабжению и вентиляции, специалиста по охране окружающей среды, главного бухгалтера. По совместительству к работе привлекаются инженеры по электроснабжению, водопроводу и канализации, технологи.
Трудовые отношения граждан, заключивших трудовой договор с обществом, регулируются действующим законодательством и Уставом ООО.
Продолжительность и распорядок рабочего дня, предоставление выходных дней, ежегодных и дополнительных отпусков устанавливается Правилами внутреннего распорядка.
Социальные, психофизиологические и эстетические основы научной организации труда имеют для проектировщиков особое значение, так как это работники умственного труда.
В анализируемом предприятии созданы отличные условия для производственной деятельности:
Соблюдаются нормативы производственной площади (в м2) для проектировщиков, дифференцированные по их специальностям:
— на одного архитектора 6,5-8 м2;
— на одного проектировщика смежных специальностей (строителя, сантехника, теплотехника и др.) — 5,5 м2;
— на одного сметчика 5 м2; на одного экономиста 4 м2 .
Размещение конструкторов разных специальностей принято с учетом взаимоотношений отдельных специалистов (принцип уменьшения длины пути на хождение и перемещение средств и предметов труда).
Соблюдаются требования по обеспечению необходимых условий труда: чистота, цветовое оформление в зеленоватые успокаивающие оттенки; оптимальная внутренняя температура t=18-21°c; устройство освещения оптимально, так часть светильников расположена над окнами, чтоб совпадали направления естественного и искусственного освещения.
Планировка рабочих помещений архитектурной мастерской с размещением технологического оборудования приведена.
Доминирующее влияние на производительность труда оказывают продвижение по службе и оплата труда.
Существующая на предприятии система оплаты труда строится на следующих принципах:
— сочетание индивидуальных интересов с коллективными;
— стремление к повышению зарплаты, что ограничивается финансовым положением предприятия;
— сочетание централизованного регулирования и самостоятельного распределения средств на оплату труда;
— простота и наглядность системы оплаты.
На предприятии применяется повременная оплата, по окладам. Уровень окладов специалистов поставлен в зависимость от сложности выполняемых работ и их объема, квалификации работников и размера той части прибыли, которая направлена на оплату труда.
Это правильно, так как оценка деятельности проектировщиков различных специальностей очень неравнозначна, часто необъективна. Например, работа по отоплению и вентиляции оценены приблизительно 10%, а по водопроводу и канализации приблизительно 5% от общей стоимости проектно-сметных работ, тогда как объем выполняемых работ первыми раза в 4 превышает объем работ вторых.
Минимальная заработная плата гарантируется исходя из минимального уровня оплаты труда, установленного Правительством РФ. При повышении минимального размера заработной платы в стране должностные оклады индексируются.
Продолжительность работы при нормальных условиях труда не превышает 40 часов в неделю, применяется гибкий график работы; предусмотрена возможность при небольшой нагрузке работать неполный рабочий день и неполную рабочую неделю.
1.5 Основные экономические показатели деятельности предприятия
Коммерческая деятельность предприятия — это особый вид деятельности, от которой зависят конечные результаты хозяйственной деятельности в целом. Она направлена на реализацию конкретных видов продукции независимо от того, когда она осуществляется: до начала производства продукции (на основе заказа) или после завершения производства (поиск покупателей уже произведенного продукта, когда производитель работает на неизвестный рынок).
Этим коммерческая деятельность отличается от маркетинга, который направлен на изучение рыночного спроса и разработку сбытовой политики до принятия решения о производстве продукта.
Коммерческая деятельность выступает как связь фирмы с потребителями, а маркетинг действует как система внутрифирменного управления.
На анализируемом предприятии сочетаются оба вида деятельности, а в качестве организатора выступает директор. Главный инженер проекта, как и директор, ведет поиск заказчиков, изучает рынок спроса и предложения, решает хозяйственные вопросы, то есть занимается материально-техническим снабжением; осуществляет контроль над проектными работами, сбыт проектов.
В проектной организации успех зависит, прежде всего, от наличия заказчиков. В условиях конкуренции предприятие нашло свою нишу рынка. Заказчиков к фирме привлекает, прежде всего, ответственное отношение к делу, грамотность специалистов, использующих в своей работе современные научные разработки, авторский надзор за строящимися объектами (послепродажное обслуживание).
Ценовая политика фирмы строится так, что заказчик и проектная организация договариваются о цене проектно-сметных работ, используя за
основу Сборники цен на проектные работы (для строительства жилья и гражданских зданий, например, используется сборник цен №34 за 1991 год, куда вводится индексация цен с учетом инфляции).
Заказчиками, в основном, являются частные предприятия, магазины, церкви, физические и юридические лица, заводы. Заказы бюджетных организаций составляют приблизительно 5-10% от общей суммы стоимости выполняемых ПСР.
В привлечении заказчиков огромную роль играют личные контакты подрядчика с заказчиком, по телефону или по почте. Большую роль играет людская молва. Дизайн, технический уровень, качество и надежность проектов должны обеспечивать появление новых заказчиков.
Ничто не в состоянии заменить непосредственный контакт между инженерами-разработчиками и представителями заказчика, сразу снимаются многие вопросы, будущие неувязки: решается планировка, применение технологического оборудования, интерьер и отделка помещений. Это ускоряет выполнение проектов, приводит к выдаче продукции в срок; таким образом увеличивается объем реализации проектно-сметной продукции.
Основным фактором в определении ценовой политики фирмы является эластичность спроса по цене, выражаемую отношением изменения объема спроса к изменению цен (так как показатель объема реализации определяет общий уровень дохода продавца).
Если спрос эластичен (показатель >1), есть заказы на ПСР, то при понижении цены на проектно-сметные работы общий доход возрастает; при повышении цен заказчики уходят к другим проектировщикам (конкурентным) и общий уровень дохода фирмы падает.
При низкой эластичности спроса колебания уровня доходов прямо пропорциональна росту или сокращению цен на ПСР (коэффициент эластичности
Данная связь имеет огромное значение при принятии решений в сфере деловой стратегии.
Предприниматель всегда в поиске, в его уме постоянно идет полуосознанный процесс формирования стратегии своего предприятия. Глубокое знание, постоянное изучение логики функционирования своей фирмы и осмысление имеющихся тенденций дают предпринимателю-стратегу возможность сформулировать свой сценарий, в соответствии с которым бизнес его фирмы будет развиваться в будущем. Это служит как бы зонтиком, под которым принимаются конкретные решения, планы и предпринимаются конкретные решения.
В условиях переходного периода предложения по выполнению ПСР опережают спрос, заказчиков берегут, за ними охотятся, поэтому оценка ПСР ниже, чем надо бы, но это метод конкурентной борьбы. Самым первым конкурентом для проектной организации является банк, который может дать кредит заказчику для строительства объектов, а тот заказывает после этого проект. Если кредита не будет, то не будет и заказа на ПСР. Конкурентами выступают другие проектные организации.
Анализируемая организация должна находить нетрадиционные способы рекламы и информирования потребителей о привлекательности выполнения проектов именно в этой форме: демонстрация проектов на творческих смотрах-конкурсах; заключение специальных организаций, например: ГАСК, профессионального Союза архитекторов.
Реализация готовой продукции осуществляется с большим трудом, прибыль на предприятии мала. Часть оплаты за проекты фирма получает не живыми деньгами, а товарами (бартерные сделки), которые надо сначала реализовать, выручить деньги, закупить материалы, расплатиться с работниками и отдать налоги государству. Часть оплаты организуется взаимозачетами, например, Горжилуправление оплату своих мелких заказов производит за счет зачета коммунальных расходов фирмы.
Сумма всех текущих затрат на производство и на реализацию проектно-сметных работ, выраженная в денежной форме, является себестоимостью ПСР.
Производство на фирме единичное, поэтому нужна общая линия стратегического мышления. Необходимо исследовать своих потребителей (заказчиков), отдавать предпочтение платежеспособным клиентам.
Конечно, заказчики-должники производят авансовые выплаты за проектную продукцию, но в годовых отчетах это не отражается, что несколько искажает картину деятельности.
Объем реализации ПСР и прибыль предприятия — важнейшие факторы, влияющие на деятельность предприятия.
Увеличение балансовой прибыли фирмы можно производить не только за счет основной деятельности, но и за счет прочих операционных доходов: реализации части основных средств и прочего имущества, списания основных средств с баланса по причине морального износа, прекращения выпуска проектов для неблагонадежного заказчика, сдачи производственных площадей в аренду.
Аренда — предоставление арендодателем другой стороне (арендатору) в пользование имущества на определенный срок за определенное вознаграждение, оформленное специальным арендным договором.
Субъектами арендных отношений являются собственник, сдавший в аренду свое имущество (в нашем случае проектная фирма) и арендатор -лицо, имеющее лишь право пользоваться сданным в аренду имуществом, а также право собственности на продукцию и доходы, полученные при использовании арендованного имущества. За пользование имуществом (в нашем примере производственной площадью) арендатор должен выплачивать собственнику арендную плату, размер которой определяется арендным договором, подписанным обеими сторонами.
Увеличение же прибыли за счет основной деятельности в настоящее время представляется нереальным, как в силу значительной конкуренции, так и объективного снижения спроса заказчиков на проектные работы.
Выходом из создавшейся ситуации может служить дальнейшая диверсификация сфер деятельности. В частности можно предложить большее внимание уделить деятельности по организации ремонтно-строительных работ и торговле строительными материалами.
К основным показателям, характеризующим масштабы деятельности и ее эффективность, можно отнести: объем реализации, прибыль, показатели рентабельности, производительность труда, численность работников, валюту баланса.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия за период последних 3 лет (табл. 1.).
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности организации
По данным табл.1, картина складывается неоднозначная. С одной стороны наблюдается рост объемов реализации услуг и производительности труда. С другой стороны, затраты растут еще более высокими темпами в результате чего показатели прибыли снижаются. Особенно значительным объем прибыли оказался в 2003 г. Это связанно с тем, что в 2003 г. предприятию удалось добиться увеличения тарифов на выполняемые работы и оказываемые услуги. В 2004 г. тарифы не увеличивались, тогда как заработная плата работников и другие расходы росли.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
2.1 Понятие и задачи оценки финансового состояния
Финансовый анализ как часть экономического анализа, представляет собой систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации, ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта выражается в соотношении структуры его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния — определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Так, многие бизнесмены, включая представителей государственного сектора экономики, предпочитают вкладывать в дело минимум собственных средств, а финансировать его за счёт денег, взятых в долг. Однако если структура «собственный капитал — заёмные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если несколько кредиторов одновременно потребуют свои деньги обратно в «неудобное» время.
В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов — за счёт заёмных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.
Финансовое состояние предприятия может быть, устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Финансовая устойчивость — это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определённого состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложения капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растёт или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность непосредственно зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое положение предприятия, и наоборот, из-за недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствия ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Значит, финансовое состояние предприятия — это итог грамотного и искусного управления всем комплексом факторов, непосредственно определяющими результаты деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Следовательно, финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности предприятия должно обеспечивать планомерные поступления и расходования финансовых ресурсов, выполнение расчетных дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности — решить, где, когда, и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должно быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, порог финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.
Финансовое состояние предприятия приходится анализировать не только руководству предприятия, но и его учредителям, инвесторам с целью изучения эффективности использования ресурсов, банками — для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщиками — для своевременного получения платежей, налоговым инспекциям — для выполнения плана поступления средств в бюджет и так далее. Согласно этому выделяют внутренний и внешний анализ.
Внутренний анализ осуществляется на предприятии, то есть его службами, результаты такого анализа используются для прогнозирования, планирования финансового стояния предприятия и контроля. Целью данного анализа является обеспечение планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и заемных средств наиболее оптимальным способом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия и максимизации прибыли.
Инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, органами контроля на основе публикуемой годовой (квартальной) отчетности предприятия осуществляется внешний анализ. Цель этого анализа — установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли исключить или минимизировать риск потери.
В ходе оценки финансового состояния могут использоваться следующие методы:
— горизонтальный анализ (временный) анализ — заключается в построение одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за смежные периоды (годы), что позволяет анализировать не только изменения отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.
— вертикальный анализ — показывает структуру средств предприятия и их источников. Есть две причины, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения такого анализа: с одной стороны — переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственное сравнение экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям; с другой стороны — относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднить сопоставление их в динамике. Вертикальному анализу можно подвергнуть либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность (с укрупненной и трансформированной номенклатурой статей).
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга, поэтому на практике нередко стоят аналитические таблицы, характеризующие как структуру, так и динамику отдельных показателей отчетной бухгалтерской формы.
— трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателей, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.
— метод финансовых коэффициентов — анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей.
— сравнительный анализ это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
— факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный, причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Финансовый анализ осуществляется с помощью различных моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основные модели, применяемых в процессе анализа финансового состояния предприятия: дескриптивные, предикативные, нормативные.
Дескриптивные модели являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся:
— предоставление финансовой отчетности в различных аналитических резервах;
— вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;
— система аналитических коэффициентов;
— аналитические записки к отчетности.
Дескриптивные модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.
Предикативные модели — это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов и прибылей предприятия, его будущего финансового состояния. Наиболее распространенней из них:
— расчет точки критического объема продаж;
— построение прогностических финансовых отчетов.
Нормативные модели — это модели, которые позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с нормативными, рассчитанными на основании норматива. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий и анализа отклонений фактических данных от их нормативов.
Первооснова, информационный источник для анализа финансового состояния предприятия — отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств.
Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшим является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.
Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей — актива и пассива.
В концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России под активами понимают хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате совершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.
В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен объединять средства в активе по разделам:
— «Внеоборотные активы».
— «Оборотные активы».
Источники образования этих средств по разделам:
— «Капитал и резервы».
— «Долгосрочные обязательства».
— «Краткосрочные обязательства».
Каждый раздел баланса объединяет группу статей.
Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итого баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является балансовой и не отражает реальной суммы денежных средств, которую, можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклонятся в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.
Анализ активов обязательств и капитала организации производится по балансу (ф.1) с помощью одного из следующих способов:
— анализ непосредственно по балансу без предварительного измерения состава балансовых статей;
— формирование уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;
— дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегирование статей в необходимых аналитических разрезах.
Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом.
Актив баланса содержать сведения о размещении капитала, имеющего в распоряжении предприятия. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.
Размещение средств предприятия очень большое значение в финансовой деятельности и повышение ее эффективности. От того, какие средства, вложенные в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и в сферу обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое состояние предприятия. В связи с этим в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменение в их составе, структуре и дать им оценки.
Главным признаком группировки статей актива считается степень их ликвидности (скорость превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделения на долгосрочные, или основной капитал, и текущие или оборотные активы (табл.2).Внеоборотные активы, которые называются еще неликвидными активами — это часть имущества, оборачивающие в течение более 12 месяцев. Иными словами, превращение стоимости этой группы активов в денежные средства происходит по частям, постепенно, в течение длительного времени. Это не недостаток, а присущий внеоборотным активам характер функционирования участия в циклах деятельности предприятия. С финансовой точки зрения, данные активы точнее было бы назвать немобильными.
Таблица 2
Группировка активов предприятия
Средства предприятия могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акции, облигации других предприятий).
Оборотный капитал может находится в сфере производства (запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и сфере обращения (готовая продукция на складах отгруженная покупателям, средства а расчетах, краткосрочные финансовые вложения, денежная наличность в кассе и на счетах в банках, товары и др.).
Капитал может функционировать в денежной и материальной формах. В средствах служат показатели фондоотдачи и фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи).
Фондоотдача основных средств определяется по формуле:
Фо=М/Ф, (1)
где N — выручка от реализации;
Ф — среднегодовая стоимость основных средств
Фондоемкости является обратным показателем фондоотдачи и рассчитывается:
Фе=Ф/N(2)
Эффективность использования оборотных средств характеризуется, прежде всего, их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средств отдельных статей производства и обращения. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется:
-продолжительность одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях);
-количество оборотов за отчетный период (коэффициент оборачиваемости).
Ускорение оборачиваемости оборотных средств снижается потребность в них, позволяет предприятию высвободить часть оборотных средств. В результате ускорения оборота высвобождаются вещественные элементы оборотных средств, меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива, заделов, незавершенного производства и прочее, а следовательно и высвобождаются денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы и заделы. Высвобожденные денежные ресурсы откладываются на расчетном счете предприятий, в результате чего улучшается их финансовое состояние, укрепляется их платежеспособность.
Общая оборачиваемость всех оборотных средств складывается из частной оборачиваемости отдельных элементов оборотных средств.
Скорость оборота (как общая, так и частная) характеризуется следующими показателями:
A) Длительность одного оборота
Le=E*T/Np, (3)
где Е — средняя стоимость всех оборотных средств
Т — длина анализируемого периода, дн.;
Np — выручка от реализации (без НДС, акцизов и аналогичных платежей);
Б) Коэффициент оборачиваемости характеризуется размером объема выручки от реализации продукции в расчете на один рубль оборотных средств:
K=Np/E(4)
B) Коэффициент закрепления оборотных средств — показывает сумму оборотных средств, приходится на один рубль выручки от реализации продукции:
Ko=E/Np* 100 (коп) (5)
Если в активе баланса отражаются средства предприятия, то в пассиве — источники их образования.
По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный (III раздел баланса) и заемный (IV и V разделы баланса).
По принадлежности использования различают капитал долгосрочный постоянный (перманентный) — III и IV разделы баланса и краткосрочный — V раздел баланса.
Таким образом, пассивы предприятия можно сгруппировать так как показано на рис.3.
Рис. 3. Группировка пассивов предприятия
Основным источником финансирования является собственный капитал. В его состав входят:
— уставный капитал;
— резервный капитал;
— добавочный капитал;
— фонды накопления;
— фонды социальной сферы;
— нераспределенная прибыль;
— прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).
Уставный капитал — это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На государственных предприятиях — это сумма имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; на акционерных предприятиях — номинальная стоимость всех видов акций; для обществ с ограниченной ответственностью- сумма долей собственников; для арендного предприятия — сумма вкладов его работников.
Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина уставного капитала объясняется при регистрации предприятия и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов.
Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше номинальной их стоимости. В отличии от уставного капитала, добавочный капитал на доли не подразделяется. Он показывает общую сумму собственности всех участников. Добавочный капитал складывается из следующих составляющих:
— эмиссионного дохода, возникающего при реализации акций по цене, которая превышает их номинальную стоимость, и дополнительной эмиссии акций;
— прирост стоимости имущества по переоценке.
Резервный капитал создается в соответствии с законодательством и учредительными документами организации на покрытие возможных в будущем не предвиденных убытков, потерь. Образуется он за счет отчислений от прибыли в размерах, установленных уставом или учредительными документами организации. Средства его используются по решению собственника на покрытие балансового убытка организации за отчетный год и на другие цели предусмотренные законодательством. В случае если резервный капитал образуется за счет отчислений от чистой прибыли, средства могут быть использованы на выплату дивидендов при недостаточности прибыли отчетного года.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рос собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Отчет о прибылях и убытках формируется из следующих показателей:
— «Доходы и расходы по обычным видам деятельности».
— «Операционные доходы и расходы».
— «Внереализационные доходы и расходы».
— «Чрезвычайные доходы и расходы».
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направления его деятельности: производственной сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основы его экономического развития и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль также является важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками и другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.
Прибыль — это положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат — убыток.
Прибыль (убыток) — это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:
А. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);
Б. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменение (вертикальный анализ)
В. Изучение динамики влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
Оценка ликвидности баланса
Главная задача оценки ликвидности баланса — определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку, погашения обязательств (срочности возврата).
Для определения степени ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Основные виды ликвидности бухгалтерского баланса следующие:
Абсолютная ликвидность:
А1³П1 А2 ³П2 A3³ П3 П4³А4 (6)
Текущая ликвидность. Она свидетельствует о платёжеспособности или неплатёжеспособности предприятия на ближайший к рассматриваемому периоду промежуток времени.
А1+А2³П1+П2 П4³А4 (7)
Перспективная ликвидность:
А1+А2
Недостаточный уровень перспективной ликвидности.
А1+А2
Баланс неликвиден.
П4
Это неравенство свидетельствует о несоблюдении минимального условия финансовой устойчивости — наличия у предприятия собственных оборотных средств.
При оценке относительных показателей ликвидности и платежеспособности рассчитываются следующие коэффициенты:
А) Коэффициент абсолютной ликвидности:
Кал = (ДС+КФ) / (КК+КЗ+РД+ПО), (11)
где ДС — денежные средства (стр.260);
КФ — краткосрочные финансовые вложения (стр. 250);
КК — краткосрочные кредиты и займы (стр. 610);
КЗ — кредиторская задолженность (стр. 620);
РД — расчёты с учредителями по выплате доходов (стр. 630);
ПО — прочие краткосрочные обязательства (стр. 660).
Б) Коэффициент срочной ликвидности
Ксл = (ДС+КФ+ДЗ) / (КК+КЗ+РД+ПО), (12)
где ДЗ — дебиторская задолженность (стр. 240).
В) Коэффициент текущей ликвидности
Ктл = (ДС+КФ+ДЗ+ПА+МЗ) / (КК+КЗ+РД+ПО), (13)
где ПА — прочие оборотные активы (стр. 270);
МЗ — материальные запасы (стр. 210).
Г) Коэффициент общей платёжеспособности.
Коп = СК / (КК+КЗ+РД+ПО+ДО), (14)
где СК — собственный капитал (стр. 490);
ДО — долгосрочные обязательства (стр. 390).
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует мгновенную платёжеспособность и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может покрыть ежедневно за счёт имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстрореализуемых в случае необходимости.
Коэффициент срочной ликвидности характеризует ожидаемую платёжеспособность на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности и показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить в ближайшее время при условии погашения дебиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует ожидаемую платёжеспособность на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств и показывает платёжные возможности предприятия при условии погашения дебиторской задолженности и реализации материальных оборотных средств.
Коэффициент общей платёжеспособности характеризует перспективную платёжеспособность, т.е. способность организации погасить всю внешнюю задолженность (долгосрочную и краткосрочную) за счёт собственного капитала.
Оценка финансовой устойчивости
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.
Финансовая устойчивость — это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться.
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растёт или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.
На практике применяют разные методики анализа финансовой устойчивости. Предлагаю проанализировать финансовую устойчивость с помощью абсолютных показателей.
В ходе производственно-хозяйственной деятельности на предприятии идёт постоянное формирование (пополнение) запасов товарно-материальных ценностей. Для этого используются как собственные оборотные средства, так и заёмные (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы). Анализируя соответствие или несоответствие (излишек или недостаток) средств для формирования запасов и затрат, определяют абсолютные показатели финансовой устойчивости.
При определении типа финансовой устойчивости следует использовать трёхмерный (трёхкомпонентный) показатель:
Si= S1, S2, S3 (15)
Выделяются четыре основных типа финансовой устойчивости предприятия (табл.3):
А) Абсолютная устойчивость финансового состояния.
Определяется условиями:
Sl³0;
S2³0; Трёхмерный показатель Si = (1; 1; 1). (16)
S3³0.
Таблица 3
Типы финансовой устойчивости
Тип финансовой
устойчивости
3-х мерный
показатель
Используемые
источники покрытия затрат
Краткая характеристика
1
2
3
4
1.Абсолютная
финансовая
устойчивость
Si=(l,l,l)
Собственные
оборотные
средства
Высокая платёжеспособность;
предприятие не зависит от
кредиторов
2.Нормальная финансовая
устойчивость
Si=(0,1,1)
СОС плюс
долгосрочные
кредиты
Нормальная
платёжеспособность;
эффективное использование
заёмных средств; высокая
доходность производственной
деятельности
3.Неустойчивое
финансовое
состояние
Si=(0,0,1)
СОС плюс
долгосрочные и
краткосрочные
кредиты и займы
Нарушение платежеспособности;
необходимость привлечения
дополнительных источников;
возможность улучшенияситуации
4. Кризисное
финансовое
состояние
Si=(0,0,0)
-
Неплатёжеспособность
предприятия; грань банкротства
Абсолютная устойчивость финансового состояния показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов. Такая ситуация относится к крайнему типу финансовой устойчивости и на практике встречается довольно редко. Однако ее нельзя рассматривать как идеальную, так как предприятие не использует внешние источники финансирования в своей хозяйственной деятельности.
Б.Нормальная устойчивость финансового состояния.
Определяется условиями:
S1
S2³0; Трёхмерный показатель Si = (0; 1; 1) (17)
S³30.
Предприятие оптимально использует собственные и кредитные ресурсы. Текущие активы превышают кредиторскую задолженность. В.Неустойчивое финансовое состояние.
Определяется условиями:
S1
S2
S3³0.
Неустойчивое финансовое положение характеризуется нарушением платёжеспособности: предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат, наблюдается снижение доходности производства. Тем не менее, ещё имеются возможности для улучшения ситуации.
Г.Кризисное (критическое) финансовое состояние. Определяется условиями:
S1
S2
S3
Кризисное финансовое положение — это грань банкротства: наличие просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей и неспособность погасить их в срок. В рыночной экономике при неоднократном повторении такого положения предприятию грозит объявление банкротства.
Коэффициент автономии — отношение собственного капитала к валюте баланса. Он отражает независимость финансового состояния предприятия от заёмных источников и показывает долю собственного капитала в стоимости имущества.
Коэффициент маневренности — отношение собственного оборотного капитала к сумме собственного капитала. Чем выше этот коэффициент, тем шире возможность свободного и более правильного использования собственных средств в условиях, которые требуют быстрого реагирования в соответствии с требованиями рынка. Значение этого показателя может варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.
Коэффициент платежеспособности, представляющий собой отношение имеющихся в наличии денежных сумм к сумме срочных платежей на определенную дату или на предстоящий период. Если коэффициент платежеспособности равен или больше единицы, то это означает, что хозяйствующий субъект платежеспособен. Если коэффициент меньше единицы, то в процессе анализа следует установить причины недостатка платежных средств (снижение роста суммы выручки, доходов, прибыли, неправильное использование оборотных средств, например большие запасы сырья, товаров, готовой продукции и др.)
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -отношение чистого оборотного капитала к сумме оборотных средств.
Анализ ликвидности и платежеспособности
В условиях массовой неплатёжеспособности применения ко многим предприятиям процедур банкротства (признания несостоятельности) объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платёжеспособности и степень ликвидности предприятия.
Ликвидность предприятия — наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.
Платёжеспособность предприятия — наличие у него денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчётов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.
Анализ деловой активности
Деловую активность предприятия можно представить как систему качественных и количественных критериев.
Качественные критерии — это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), репутация предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п. Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с критериями других предприятий, аналогичных по сфере приложения капитала.
Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей следует выделить объем реализации произведенной продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала (активы предприятия). Целесообразно учитывать сравнительную динамику этих показателей. Оптимальное соотношение:
ТП > ТВ > ТАК > 100%, (20)
где ТП — темп изменения прибыли;
ТВ — темп изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
ТАК — темп изменения активов (имущества) предприятия. Приведенное соотношение получило название «золотого правила экономики предприятия»: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объёмы реализации и имущества предприятия. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия использоваться более эффективно. Однако на практике даже у стабильно прибыльного предприятия в некоторых случаях возможно отклонение от этого соотношения. Причины могут быть разные: крупные инвестиции, освоение новых технологий, реорганизация структуры управления и производства (стратегические изменения, организационное развитие), модернизация и реконструкция и др. Эти мероприятия зачастую вызваны влиянием внешней среды (внешнего окружения) и требуют значительных финансовых вложений, которые окупятся и принесут выгоду в будущем.
Относительные показатели деловой активности характеризует уровень эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Предлагаемая система показателей деловой активности базируется на данных бухгалтерской (финансовой) отчётности предприятий. Это обстоятельство позволяет по данным расчёта показателей контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия.
Для расчёта применяются абсолютные итоговые данные за отчётный период по выручке, прибыли. Но показатели баланса исчислены на начало и конец периода, т.е. имеют одномоментный характер. Это вносит некоторую неясность в интерпретацию данных расчёта. Поэтому при расчёте коэффициентов применяются показатели, рассчитанные к усреднённым значениям статей баланса. Можно также использовать данные баланса на конец года.
Коэффициенты оборачиваемости характеризуют способность активов предприятия возмещать свою стоимость через выручку от реализации продукции определенное число раз в течение рассматриваемого периода. Предприятие должно стремиться увеличивать коэффициенты оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов — отношение денежной выручки от реализации продукции к средней валюте баланса. Он показывает количество оборотов всех активов предприятия. В нашем случае снижение коэффициента означает замедление кругооборота средств.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов — отношение денежной выручки к средней стоимости оборотных активов. Он показывает количество оборотов оборотных активов. Количество оборотов уменьшилось за счёт уменьшения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала — отношение денежной выручки к средней стоимости собственного капитала. Он показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий спад коэффициента заслуживает положительной оценки.
Коэффициент оборачиваемости материальных запасов — отношение себестоимости реализованной продукции к средней стоимости материальных запасов. Он отражает число оборотов запасов предприятия за отчётный период. Уменьшение показателя свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов.
Коэффициент оборачиваемости производственных средств — отношение денежной выручки к средней стоимости основных средств. Он показывает, сколько на 1 руб. стоимости внеоборотных активов реализовано продукции. Уменьшение показателя означает снижение спроса на продукцию предприятия и оценивается отрицательно.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности отношение денежной выручки к средней дебиторской задолженности. Он показывает скорость оборота дебиторской задолженности за период коммерческого кредита, предоставленного предприятием. Увеличение коэффициента заслуживает положительной оценки.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности отношение денежной выручки к средней кредиторской задолженности. Он показывает скорость оборота кредиторской задолженности предприятия. Снижение показателя означает уменьшение скорости оплаты задолженности.
Продолжительность оборота материальных затрат — показывает продолжительность оборота материальных средств за отчётный период. Продолжительность очень велика, её необходимо снижать.
Продолжительность оборота кредиторской задолженности показывает период, за который предприятие покрывает срочную задолженность. Замедление оборачиваемости, т.е. увеличение периода, характеризуется как благоприятная тенденция.
Продолжительность оборота дебиторской задолженности — показатель характеризует продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. Снижение показателя — благоприятная тенденция.
Продолжительность операционного цикла — характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. Увеличение этого показателя оценивается отрицательно.
Продолжительность финансового цикла — время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота. Цель управления оборотными средствами — сокращение финансового цикла, т.е. сокращение операционного цикла и замедление срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Характеристика существующих методик оценки финансового состояния
В последнее время заметно возросло качество проведения анализа финансового состояния предприятия. Уже не является редкостью грамотно подготовленная аналитическая записка, всесторонне характеризующая деятельность предприятия, определяющая основные его проблемы и возможные способы их решения.
Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.
В начале 90-х годов широко использовались методика, предлагаемая В.Ф. Палием. Однако на сегодняшний день эта методика не удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к анализу.
Во-первых, с 1992 года, существенно изменилась информационная основа анализа, т.к. изменена форма баланса.
Во-вторых, нормативная база, заложенная в методике В.Ф. Палия, уже не удовлетворяет новым экономическим условиям и, прежде всего высоким темпам инфляции.
В-третьих, она слабо формализована и в недостаточной степени удобна для компьютерной обработки, имеет негибкий характер.
В настоящее время широкое распространение получили методики: Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Сайфулина Р.С., Негашева Е.В., Савицкой Г.В, Ефимовой О.В. и др. в целом они представляют собой дальнейшее развитие предыдущих методик: имеют более формализованный, алгоритмизированный, структурированный характер и в большей степени приспособлены к компьютеризации всех расчетов;
— в них применяется несколько иная нормативная база при оценка платежеспособности (ликвидности) предприятия;
— ориентирована на широкий круг пользователей;
— частично применяется зарубежный опыт оценки финансового состояния;
-используется модель взаимосвязанных различных финансовых коэффициентов, что позволяет при наличии динамики различных финансовых показателей (факторов) исследовать характер изменения результирующего показателя;
— более подробно рассмотрен анализ балансовой прибыли, и прибыли от реализации продукции;
— кроме анализа финансового состояния рассматриваются методика анализа деловой активности.
Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности может быть выполнен с различной степенью детализации, которая зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает проведение анализа финансового состояния предприятия в виде:
— экспресс-анализ финансового состояния;
— детализированный анализ финансового состояния.
Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
Автор считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчётности, экономическое чтение и анализ отчётности.
Цель первого этапа — принять решение о целесообразности анализа финансовой отчётности и убедиться в её готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счётная проверка отчётности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчётных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.
Цель второго этапа — ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап — основной в экспресс-анализе; его цель — обобщённая оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей (табл. 4).
Таблица 4
Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа
В.В. Ковалев предлагает проводить экспресс-анализ финансового состояния по выше изложенной методике. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
Цель детализированного анализа финансового состояния — более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчётном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.
В.В. Ковалев предлагает следующую программу углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования:
— характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности;
— выявление «больных статей отчётности.
Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования:
— оценка имущественного положения;
— построение аналитического баланса-нетто;
— вертикальный анализ баланса;
— горизонтальный анализ баланса;
— анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
— оценка финансового положения;
— оценка ликвидности;
— оценка финансовой устойчивости.
Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования: оценка основной деятельности;
Методика проведения анализа финансового состояния, предлагаемая Шереметом А.Д., Сайфулиным Р.С., Негашиным Е.В. предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и для внутреннего анализа. Основы методики могут быть адаптированы к требованиям конкретного внешнего пользователя и поэтому имеют универсальный характер, вытекающий из универсальности рыночных отношений, объединяющих различные формы собственности и различные виды экономической деятельности.
Методика включает следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период, анализ финансовой устойчивости предприятия, анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.
Оценка финансового состояния и его изменений за период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен развиваться заключительный блок анализа финансового состояния.
А.Д. Шеремет также предлагает проводить рамки анализа финансового состояния предприятия комплексную рейтинговую оценку предприятий. Составными элементами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются:
— сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени;
— обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, расчет итогового показателя рейтинговой оценки;
— классификация (ранжирование) предприятия по рейтингу.
Исходные показатели для рейтинговой оценки обеднены в 4 группы (убыточные предприятия в данной система не рассматриваются).
В первую очередь включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам (имуществу) предприятия, участвующим в получении прибыли. Здесь полагается, что наиболее важным для сравнительной оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или к величине собственных средств предприятия.
Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Эффективность определяется отношение прибыли ко всему обороту (всей реализации) предприятия или только к выручке от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость.
В третью группу включены показатели оценки деловой активности предприятия. К ним относятся:
— отдача всех активов предприятия;
— отдача основных фондов;
— оборачиваемость основных фондов;
— оборачиваемость оборотных фондов;
— оборачиваемость запасов и затрат;
— оборачиваемость дебиторской задолженности;
— показатели оборачиваемости наиболее ликвидных активов и собственного капитала.
В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия. К ним относятся:
— коэффициент покрытия и ликвидности;
— индекс постоянного актива;
— коэффициент автономии;
— обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами.
Исходные показатели для рейтинговой оценки рассчитываются либо на конец года, либо к усредненным значениям статей баланса. После набора некоторой статистики для финансового анализа (бухгалтерских отчетов за ряд лет) целесообразно организовать и поддерживать автоматизированную базу данных исходных показателей для рейтинговой оценки, рассчитанных по данным баланса на конец каждого отчетного периода либо усредненным данным на каждый период.
В основе расчета итоговых показателей рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучший результат по всем сравниваемым показателям. Таким образом базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия является не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты их совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения является как бы самый удачливый конкурент, у которого все показатели лучшие. В большинстве случаев эталонные предприятия может формироваться из показателей работы объектов, принадлежащим различным отраслям деятельности. Это не является предприятием применении метода оценки, т.к. финансовые показатели сопоставимы для разнородных объектов хозяйствования.
Предлагаемая методика делает количество измеримой оценку надежности делового партнерства по результатам его текущей и предыдущей деятельности.
Савицкая Г.В. Ковалев В.В. особое внимание уделяют расчету порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости. Порог рентабельности — эта такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ее не имеет прибыли. Вычислив порог рентабельности, получаем пороговые (критическая) значения объема производства – ниже этого количества предприятию производить не выгодно: обойдется себе дороже. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Наращивается и масса прибыли.
Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации порогом рентабельности оставляет запас финансовой прочности.
Савицкая Г.В. также рассматривает методику анализа прибыли по системе директ-костинга. Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях. Она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателя и точнее изменить влияние факторов. В нашей стране при анализе прибыли обычно исходят предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе зависимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (и реализация) продукции и ее себестоимость. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная заработная пата производственных рабочих, сырье, материалы технологическое топливо электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплат труда рабочих, заработная плата и страхование административно хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимости изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход (это прибыль сумме с постоянными затратами). Данный анализ позволяет определить изменение суммы прибыли за счет изменения: количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и сумму постоянных затрат.
В целях обеспечения единого методического подхода при проведении финансового состояния организаций в федеральные службы по финансовому оздоровлению и банкротству утверждены методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций (Приказ от 23.02.2001 года №16).
Следует отметить, что наличие большого числа оригинальных и интенсивных изданий по различным аспектам оценка финансового стояния не снижает потребности на специальную методическую литературу, в которой последовательно шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логическая целостная процедура финансового анализа применительно к российским экономическим условиям. Некоторые авторы предлагаемых методик, пытаются напрямую перенести его в условия России. Далеко не всегда это правомерно. Например, во многих случаях неверно в качестве нормативной базы финансовых коэффициентов принимать критические значения, используемые на Западе.
Опыт проведения финансового анализа российских компаний в различных видах и изучение попыток выполнения классических аналитических процедур позволяют выделить основные проблемы российской специфики в этой области исследований.
Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей значений финансовых коэффициентов глубина исследования ограничиваемся, в лучшем случае констатацией тенденции улучшения или ухудшения. Сделать выводы и тем более рекомендации на основании исходного информационного массива — неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными программными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета.
Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны предприятия зачастую занижают или вообще скрывают полученные доходы, поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудите для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок.
В-третьих, стремление к детализации финансового анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент маневренности собственных средств и индекс постоянного актива, коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных средств и собственных средств).
В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских кампаний практически невозможна из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых показателей (в зарубежных странах рейтинговые агентства типа «Дан энд Брандстрит» производят и регулируют, публикуют аналогичные нормативы).
Наиболее известны нормативные значения показателей, применяемых в международной практике финансового анализа, приведены в таблице 5
Таблица5
Нормативные значения финансовых показателей
Данные критерии в российских условиях могут приводить к неадекватными оценками, а в предвзятом исполнении и к банкротству предприятия. А ведь объективность оценки ликвидности и финансовой устойчивости весьма существенна. Для многих финансовых руководителей возникает практическая потребность доказать свою финансовую устойчивость и потенциальную платежеспособность при проведении переговоров с банком или иностранными инвесторами. В данной ситуации, как руководству предприятия, так и представителя банка или инвестора необходимо знать, есть ли у предприятия реальная перспектива.
В-пятых, достаточно отдаленный от российской практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.
Так, знаменитый Z-отчет Альтмана представляет пятифакторную модель, рассчитанные по данным о банкротстве 33-х американских компании в 60-х годах. Возникает глубокое сомнение в правомерности прямого стояния прямого применения показателя, рассчитанного 30 лет назад на крайне ограниченной выборке, в российских условиях развития рыночных отношений и фондового ранка. В частности, один из факторов модели -отношение рыночной стоимости обычных и привилегированных акций к пассивам — может быть определен только для ограниченного числа российских компаний, имеющих официальные рыночные корректировки.
Наконец, исходная отчетность анализируемых компаний искажаются из инфляционных процессов в российской экономике, которые главным образом влияют не на вертикальный (основные пропорции остаются неизменными), а на горизонтальный анализ. В связи с этим обязательным условием оценки тенденции изменения финансового состояния компании является расчет сопоставимых цен на основе применения официальных показателей-дефляторов (индекса цен производителей промышленной продукции, индекса цен приобретения промышленными предприятиями материально-технических ресурсов, индекса цен в капитальном строительстве, индекса потребительских цен).
Все вышеуказанное о российской специфике нисколько не умаляет значение традиционного подхода, апробированного и отлаженного в странах с развитой рыночной экономикой, для финансового анализа современного состояния и перспектив развития отечественных компаний.
Наоборот, его ценность неизмеримо повысится для владельцев, менеджеров, кредиторов и инвесторов при учете в западных классических методиках условностей российской специфики переходного периода. Такая адаптация традиционного подхода позволит финансовому анализу не только оставаться неотъемлемыми элементами финансового менеджмента, но и существенно улучшить обоснованность принимаемых управленческих решений.
Основные направления адаптации традиционного подхода связаны как с внешними, так и внутренними условиями развития отечественных компаний.
Прежде всего, снятию условий российской специфики будут способствовать:
— совершенствование правил бухгалтерского учета;
-совершенствование подходов и методов оценки рыночной стоимости акций компаний;
— разработка и корректировка независимыми рейтинговыми агентствами нормативной базы значений финансовых коэффициентов (официальных, отраслевых и, возможно, региональных).
Основные направления по дальнейшей разработке заключительных процедур оценки финансового состояния могут быть сведены к следующему:
— расчет собственных нормативов или оптимальных уровней финансовых коэффициентов для анализируемой компании, с помощью известных методических приемов (так, оптимальный уровень коэффициента текущей ликвидности определяется исходя из соотношения сумм дебиторской и кредиторской задолженности, величины оборотных активов, рентабельности продаж, сроков и ритмичности поступления средств покупателей, сроков и ритмичности погашения долгов поставщиками и другими кредиторам, оборачиваемости дебиторской задолженности);
— выделению узкой выборки финансовых коэффициентов, состав которой может различаться для различных компаний (пример: для характеристики финансовой устойчивости — коэффициент автономии);
— платежеспособности — коэффициент текущей ликвидности; деловой активности — коэффициент оборачиваемости активов; рентабельность -коэффициент рентабельности продаж);
— формированию и анализу динамику интегрального показателя оценки финансовой деятельности компании исходя из расчетных результатов предшествующих процедур;
— разработки типового формата заключения о финансовой деятельности компании, в котором не только констатирует проблемы анализируемой компании, но и указываются факторы, происходящие и будущих изменений, а также вносятся рекомендации по их преодолению, смягчению или усилению.
3. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
продолжение
--PAGE_BREAK--