ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 ГЛАВА I. Проблемы развития творчества в условиях домашней учебной самостоятельной работы 1. Философские основы творчества 2. Психологические основы творчества 3. Домашняя работа как форма организации учебной деятельности. 4. Педагогические условия эффективной организации домашней работы с целью развития творчества 41 ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа 1. Возможности домашней учебной самостоятельной работы
по чтению в развитии творчества 2. Система творческих домашних заданий по чтению и методика ее использования в учебном процессе 3. Результаты опытно-экспериментальной работы 82 Заключение 94 Список литературы 07 Приложение ВВЕДЕНИЕ Творческое мышление, творческая деятельность, творческая самореализация каждого человека вот цели, которые должны волновать современное образование. Только такое образование может привести к гуманизации общества,
где высшей ценностью будет являться человеческая личность. Чтобы адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе творческость. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире - это, собственно, и есть проявление творческости, проявление своей неповторимости, уникальности. Выражение собственной уникальности через творческость,
непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием ее осмысленности. Творчество - путь к свободе. Творчество рождается из свободы. Творческая свободомыслящая личность, способная превращать любую совершаемую деятельность в творческий процесс, необходима современному обществу. Развитие творческого потенциала личности необходимо начинать с раннего детства и эта задача ложится на начальную ступень образования, которая является важным этапом
в жизни и развитии каждого человека. Вопросами развития учащихся в познавательной деятельности посвящены фундаментальные исследования М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Э.И. Моносзона, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина и других. В активизации мыслительной деятельности учащихся И.О. Лернер, М.И. Мамутов, И.П. Родак и другие на первый план выдвигается самостоятельность мышления,
наличие творческого подхода в процессе учения. Большое значение для решения проблемы стимулирования творческой активности школьников имеют следующие исследования Ш.И. Ганелина, Г.И. Щукиной, В.Б. Бондаревского, Д.И. Водзинского, Л.Н. Нестеровой и других. Вопросы развития интеллектуальной активности школьников и молодежи рассматриваются также в работах С.Ф. Жуйкова,
В.В. Успенского, Н.С. Литвиненко, И.Ф. Сифкина. Роль творческой познавательной деятельности учащихся в обучении обосновывается в исследованиях Н.Г. Дайри, М.Н. Еникеева, Л.В. Занкова, Т.В. Кудрявцева, В.В. Мерцаловой, П.И. Пидкасистого, И.А. Половинкиной, В.Н. Дружинина, В.А. Моляко, А.В. Хуторского и других.
Что же может предложить современная школа в качестве средств развития творчества? Не секрет, что одним из основных средств развития творчества школьников являются творческие самостоятельные работы. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности. К числу основных и стабильных видов внешкольных самостоятельных занятий относится
домашняя самостоятельная работа учащихся. Однако возможности домашней работы недостаточно используются учителями. Педагоги редко ориентируют учащихся на трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя работа часто оказывается неуправляемой и малоэффективной. О том, что, как и для чего задавать на дом, о правилах выполнения домашней работы школьниками и ее
возможностях и немаловажном месте в учебном процессе писали Л.Н. Скаткин, З.П. Шабалина, Н.И. Поспелов, X. Древелов и другие. Наше исследование проводится на основе уроков чтения. В методике классного и внеклассного чтения наряду со многими другими проблему развития творчества разрабатывали такие методисты, как Е.А. Адамович, Т.Ф. Завадская,
А.И. Елкина, Н.П. Каноныкин, С.П. Редозубов, Н.С. Рождественский, Н.Н. Щепетова, И.А. Щербакова, В.И. Яковлева, М.С. Васильева, В.Г. Горецкий, К.Т. Голенкина, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и другие. Однако, несмотря на такое количество исследователей, вопросов развития
творчества и возможностей домашней работы учащихся, а также начальных классов, привлекательным должна быть и форма задания. Большое значение она имеет для тех, у кого получается хуже, чем у других . Одним из важных условий развития творчества домашней учебной работы является дифференциация домашних заданий по содержанию, характеру, форме. Есть такие этапы в процессе обучения, на которых дифференцированное задание совершенно необходимо. Одним из таких этапов является завершение изучения темы, раздел учебного
материала, после чего проводится проверочная работа. Как один из примеров дифференциации домашних заданий в начальных классах, учителя используют прием свободного выбора заданий. Разные варианты заданий готовятся учителем заранее и предлагаются детям задолго до проверочной работы. При этом, зная учебные возможности и уровень подготовленности детей, он может давать рекомендации ребенку в такой форме выбери сегодня наиболее легкий для тебя выбери наиболее трудные
и т.д. Школьник при этом учится ориентироваться в задании. Возможность выполнить задание по своему выбору много значит для школьников, особенно испытывающих неуверенность в своих силах. Используемый прием создает ситуацию успеха, позволяет самому ребенку делать выбор и творчески подходить к выполнению задания. Интересной может быть для младших школьников и домашняя проверочная работа, задания которой составляется дифференцированно для каждого школьника и содержат элементы творчества,
а также и задание составить свою проверочную работу по теме. Большинство школьников говорят о таких заданиях, что они доставляют удовольствие. Однако применяются на практике такие задания все еще редко. Такую ситуацию нужно как можно скорей менять. Выполнение любого задания требует трудового напряжения. Умение правильно распределять трудовые усилия, мобилизуя свою волю, настойчивость, чтобы добиваться
результатов, оттачивая постепенно, приучая трудиться ежедневно. Однако, давая задания на дом, учитель должен способностей школьника, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей, приводящих к конкретному результату. М.И. Махмутов Организация проблемного обучения в школе М 1998 С.87 проанализировав опыт учителей, систематизировал виды домашних заданий проблемного характера 1.
Задание на продолжение исследования, начатого на уроке с завершением его на последующем уроке. 2. Задание на проведение исследования по проблеме, возникшей на уроке, с последующим отчетом и обсуждением. 3. Задание на решение новой не типовой задачи. 4. Задание на длительное исследование с последующим обсуждением результатов на внеурочных занятиях. 5. Задание на актуализацию опорных знаний и сбор фактов, жизненных наблюдений для подготовки к изучению
новой темы на последующем уроке. 6. Задание на применение усвоенных знаний в новой ситуации. 7. Задание на самостоятельное составление новых математических задач или изменение содержания задач, изложенных в учебнике. 8. Задание на воспроизведение и закрепление изученного на уроке понятия путем его анализа и теоретического осмысления. М.И. Махмутов подчеркивает, что эти задания повышают теоретический уровень обучения и активизируют познавательную самостоятельность учащихся.
Но их применение требует больших затрат времени. Поэтому подобные задания должны применяться целесообразно и, безусловно, должны быть дифференцированными. Одним учащимся достаточно дать задание - они сами отыщут способ выполнения. Другим нужно объяснять, каким способом выполнять задание. Естественно, что тогда в задании будут лишь элементы исследования, но и они сыграют свою развивающую роль. Исследовательский характер домашнего задания может сделать его привлекательным для учащихся всех
классов. Но для многих учащихся сосредоточению внимания учащегося, приучают к дисциплине процесса учения. X. Древелов в своих исследованиях отмечает, что каждому школьнику нужны задания, время для выполнения которых не ограничено, задания, предполагающие поиск, пробы эксперимента, развитие творческих способностей ученика, его потребности в самообразовании. О том, что это действительно соответствует желаниям ребят и что при этом время, потраченное на выполнение таких заданий, субъективно не играет важной роли, так
как здесь стираются границы между домашним заданием и интересным осмысленным делом, свидетельствуют многочисленные опросы учащихся. В.А. Сухомлинский, например, в своей книге Сердце отдаю детям так писал об этом Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства
- первостепенная задача педагогики . Творческие способности, по утверждению X. Древелова, развиваются в творческой деятельности учащихся. Другого пути нет. Творческая деятельность предполагает репродуктивные и рецептивные действия, но не ограничивается ими, а требует самостоятельных поисков, проб, оригинального мышления в отношении знаний или событий, являющихся новыми, по крайней мере, для школьников.
Для творчества характерна высокая степень свободы в поисках возможного решения, большая самостоятельность в выборе средств и путей решения, а также способность к систематичному целенаправленному комбинированию и переконструированию знаний и умений. Психологический словарь Лейпциг 1976 С.465. Самостоятельность в постановке и решении проблемы - существенный признак творческой деятельности. Создание проблемной ситуации на уроке закладывает основы для проблемного домашнего задания,
направленного на развитие творческих 2. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, то есть с работы над учебником. Во- первых, перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнить теоретический материал, для того чтобы проще было найти способ решения письменных заданий и обосновать свой выбор. Во-вторых, повторение материала в результате устной и письменной работы повышает прочность закрепления материала. 3. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть
упражнения, которые выполнялись в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе, быстрее вспомнить особенности выполнения заданий данного типа. 4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами. Это означает, что после выполнения задания по всем предметам необходимо сделать перерыв на 10-15 минут,
и после этого повторить выполненные задания, воспроизводя их в той же последовательности, что и в первый раз. Такое отсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствует выработке у учащегося навыка быстрого переключения с одной темы на другую. Циклы особенно эффективны при выполнении заданий высокой степени сложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу. 5. Очень важно, чтобы для выполнения домашнего задания у
ребенка было своё постоянное место и отводилось для этого одно и то же время дня. Это правило при всей своей кажущейся простоте имеет существенное значение для эффективности домашней работы. Постоянное место и время способствуют быстрому 3. задавать домашнее задание, но тогда процесс отработки должен проходить в классе и на это нужно выделить дополнительное время. Однако это не единственный недостаток работы без домашних заданий.
Усвоение материала и отработка навыков в силу индивидуальных особенностей у каждого учащегося идут в своем темпе. В результате научных исследований определено, что учащиеся приблизительно одинаковой успеваемости тратят на домашнее задание разное количество времени. Разница может быть очень велика двадцатиминутное занятие одного может другим производится в течение сорока минут и даже часа. Поэтому каждому из учеников, обучающихся в одном классе, понадобится разное
количество времени на их усвоение и отработку. Это приводит к сложностям при определении времени, необходимого для усвоения материала и отработки учебных навыков, если их проводить в классе. Следовательно, от домашних заданий не стоит отказываться. Их необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, и, как отмечает X. Древелов в своей книге Домашнее задание , их положительные стороны не замедлят проявить себя.
Во-первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовить восприятие нового материала во-вторых, правильно подготовленное организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно
содержательней, эффективней, интересней в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания в-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива в-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности учащихся. Древелов X. Домашние задания М 1989 С. 17 считаем наиболее целесообразным определение
Поспелова Н.А. Домашняя работа не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено. Представляет собой индивидуальную форму учебных занятий с определяющими требованиями, прежде всего это аккуратность и безусловное самостоятельность выполнения. Выполнение домашних заданий развивает инициативу учащихся, активизирует познавательную деятельность и, тем самым, развивает мышление. Важное место занимают задания творческого характера.
Они не только формируют стойкий интерес к знаниям, но и развивают интерес к самому процессу приобретения знаний . Поспелов Н.И Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий М 1979 С.21. Данное определение взято в работе за основу, так как именно через творчество, через задание творческого характера надо заинтересовать детей в познавательной деятельности. Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо
организованной учебной работой дома. Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения. Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков, а также повторение и частичный разбор нового материала приходится на домашнюю работу школьника. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеют место концентрированное запоминание
и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, то есть рассредоточенное усвоение, что требует выполнение работы определенного объема. Чаще всего такую работу задают на дом. Важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию навыков самостоятельной деятельности.
Конечно, можно не 1.3. Домашняя работа как форма организации учебной деятельности Что же представляет собой домашняя учебная работа? В педагогической литературе она чаще всего определяется как своеобразная форма организации учебной работы. Однако при ее определении каждый автор определяет, выделяет и делает акценты на различные ее функции и характер. И.П. Подласый считает, что домашняя работа учащихся - это составная часть процесса обучения.
Главная цель ее - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности . Педагогика М 1996 С.390. Домашняя учебная работа у И.П. Харламова - это самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований,
и совершенствованию учебных умений и навыков . Педагогика М 1990 С.295. Бабанский Ю.К. утверждает, что домашняя учебная работа учащихся дополняет урочную работу, отличается большей самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства учителя. Педагогика М 1998. -С.438. С.П. Баранов и В.А. Сластенин считают, что домашняя работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеурочное время.
Педагогика М 1986 С.133. Домашняя работа учащихся представляет собой, по определению С.А. Смирнова, самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков. Педагогика педагогические теории, системы, технологии М 1999 С.211. Из приведенных определений видно, что сущность домашней работы как формы организации разными педагогами раскрывается почти одинаково. Но мы переносу решений готовность памяти овладение достаточно
большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний и способностью к обобщению и отбрасыванию несущественного. Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Школа имеет огромное влияние на развитие умственной активности в детстве и юности. Однако развитие мышления, особенно творческого, по мнению польского психолога
Леона Ниебржидовски, может быть достигнуто только тогда, когда ученик чувствует, что его идеи ценятся он ощущает поддержку и высокую оценку своих усилий от учителей и одноклассников в учебной работе акцент делается на качество, а не только на количество выполненной работы в проблемном обучении проблемы решаются самостоятельно и находятся во взаимодействии со способом их решения индивидуальные особенности ума школьника распознаются, поощряются и вознаграждаются поощряется склонность к риску что уменьшает страх перед неудачей
учащимся объясняют, что даже авторитеты делают ошибки. Томас Эдисон сказал Я сделал тысячу ошибок и учился на каждой из них ореол заоблачных авторитетов развеивается и демистифицируется - ведь даже признанные авторитеты были когда-то новичками. Старая китайская поговорка гласит Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага . Неибрждовски Л. Детский ум растет в тепле родительского внимания.
Семья и школа 1993 7 С.42 - 45. видение структуры объекта и его новые функции самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных. Смирнов С.А. Педагогика педагогические теории, системы, технологии М 1999 С. 178. Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы,
а в различном сочетании и с разной силой. В самом характере творческой деятельности заключена та особенности содержания данного элемента базовой культуры личности, которая состоит в том, что для осуществления ее процедуры нельзя указать систему действий. Эти системы сознаются самим индивидом. Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенности личности, которые С.А. Смирнов называет признаками творческой личности.
Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, видеть перспективы способность отказаться от ориентации на авторитеты умение увидеть новый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного
жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска. Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации способность к оценочным суждениям и критичность мышления умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к а Желание превзойти существующие достижения сделать лучше, чем есть . б
Достичь результата высшего класса. в Реализовать сверхзадачу программу-максимум - на грани фантастики. В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности автор выделяет три типа а Вдохновенный иногда эйфористический . б Уверенный. в Сомневающийся. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии 1994 5 С.86 - 95. Таким образом,
В.А. Моляко предлагает структуру, которая довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Нетрудно понять, что все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности -научной, технической, художественной и т.д. разумеется, что при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих
специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. Об особенностях развития творчества и творческой деятельности пишет и другой ученый-педагог С.А. Смирнов. Многократное проявление творчества ребенка в различных ситуациях приводит в результате к накоплению опыта творческой .деятельности. Он призван обеспечить готовность ребенка к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты в следующем самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию видение новой проблемы в знакомой ситуации В. А. Моляко выделяет такие основные типы творческой деятельности а Научно-логический. б Технико-конструктивный. в Образно-художественный. г Вербально-поэтический. д Музыкально-двигательный. е
Практико-технологический. ж Ситуативный спонтанный и рассудительный . Проявление творческого поиска психолог представляет по следующим признакам а Реконструктивное творчество. б Комбинаторное творчество. в Творчество через аналогии. Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по а Пониманию и структурированию исходной информации. б
Постановке задачи. в Поиску и конструированию решений. г Прогнозирование решений разработке замыслов решения , гипотез. Как представляется исследователю, динамику решения и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы а Медленный. б Быстрый. в Сверхбыстрый. Уровни достижений можно определить по задачам, которые ставит перед собой субъект,
или же по самим достигнутым успехам, здесь В.А. Моляко выделяет три условия 13 человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью, его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся или выработанные приемы поведения или воскрешает
следы от прежних впечатлений. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М 1997 С.83. Кроме воспроизводящей деятельности легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Л.С. Выготский утверждает, что всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий,
и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий нам прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась бы одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно
воспроизводит прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Один из очень важных вопросов детской педагогики и психологии - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей.
Известно, что всякий вид творчества - этот не только проявление актуализирующейся творящей самое себя личности в конкретной области науки, искусства, в общественной жизни, но и становления личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность.
Если же он, осваивая культуру, делает открытия в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится его миром , пространством возможной самореализации, а овладение его получает такую мотивацию, которую содержание традиционного образования обеспечить не может. Оно должно позволять воспринимать явление культуры не только как объективацию мысли, творческого потенциала, нравственного выбора других людей, но и в то же время узнавать себя в
уже созданном и развиваться как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры - это его прошлое и будущее. Как видно из всего вышесказанного, современное общество нуждается в активных, свободомыслящих личностях. Творчество - путь к этой свободе. Творческое мышление, творческая деятельность, творческая самореализация каждого человека - вот цели современного образования, которое должно, наконец, привести к гуманизации нашего общества.
Общество, где высшей ценностью будет действительно являться человеческая личность. 1.2. Психологические основы творчества Творческой деятельностью Л.С. Выготский называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом нормативное руководство, сегодня стало достоянием
истории. Современные философские учения признают свою обусловленность определенной культурой традициями и допускают включением в диалоговый режим иных философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры. Для того чтобы диалоговый режим взаимодействия различных культур не остался мажорной декларацией или модной тенденцией, необходимо внедрение в практику аксиологических принципов.
Совокупность таких принципов составляет аксиологический подход, выступающий в качестве методологии личностноразвивающего обучения. К числу аксиологических принципов относятся равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей равнозначность традиций и творчества новаций , признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовных открытий в настоящем и будущем экзистенциальное
равенство людей, социокультурный прагматизм, диалог и подвижничество. Согласно аксиологическому подходу человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель социального развития. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, аксиологическая пружина , придающая активность всем остальным звеньям системы ценностей. Она выступает логическим центром ценностно-мировоззренческой системы, вследствие чего является основой
оценочно-аналитической и творческо-поисковой работы сознания. Идея гармонически развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. степени, в которой оказываются все другие проблемы и аспекты человеческой судьбы. Это означает, по мнению
Г.С. Батищева, что собственно-философская проблематика творчества в принципе выходит не только за рамки психологического научного, то есть специального исследования творчества как особого предмета, а и за рамки гносеологического рефлексирования над последним и над любым вообще изучением его или обращением к нему чисто познавательным способом. Но отсюда не следует, что от этого нужно отказаться, наоборот, нужно сохранить при одновременном вступлении в силу радикального, другого, инакового их видения или
отличного от познавательного ракурса и освещения. Речь идет о том лишь, каким образом продвинуть вперед знание о творчестве как знание, как способа быть, как антологические отношения человека к миру и себе самому. Каким образом самому человеку пробудиться и подняться, развиться и усовершенствоваться, как именно творческому субъекту и в большей полноте обрести творческий способ быть, способ бытийственно-творчески относиться к миру и к самому себе. Анализируя подходы различных ученых-философов к проблеме
творчества, хотелось бы рассмотреть этот вопрос в рамках философии образования. Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова Развитие личности в обучении М 1999. -С.73. отмечают, что начиная с 60-х годов, отечественная культура обогатилась идеями личности ее развития, диалога, сотрудничества, совместного действия, понимания чужой точки зрения, уважения прав человека. В этой связи стало очевидно, что классическая модель обучения в полной мере не отвечает требованиям
развития личности. Возникла потребность в новых философско-педагогических идеях, которые должны стать методологией личностноразвивающего обучения. Время глобальных философских систем например, марксизма, персонализма, неотомизма и других , претендующих на единственную истину и проблематики, относятся подозрительно и враждебно к творческому беспокойству, к исканию, к борениям духа . Смысл творчества. Опыт оправдания человека М 1989
С.234. Мы в конечном итоге рассматриваем творчество с точки зрения его развития в образовании, и, если это положение И.А. Бердяева верно, то для обеспечения сущностного творчества учеников в образовании требуется специальная система мер и условий, позволяющая если не ликвидировать, то хотя бы максимально нейтрализовать отрицательное отношение образовательных систем к организуемым в них инновационным и творческим процессам. Другой философ, Г.С. Батищев, утверждает, что собственно по-философски осмысливая творчество
мы вопрошаем себя Возможно ли практиковать и понимать творчество как реализацию, как самовыявление и развертывание тех достояний, которые заранее предуготованы, предзаложены и предсформированы в недрах всемирной субстанции . Философская концепция человека и креативности в наследии. Вопросы философии 1989 4. -С.31-38. Или же, наоборот, творчество возможно практиковать и понимать как по конечной сути заключающееся в конструктивном привнесении в мир чего-либо небывалого, что в нем самом
по себе антологических корней не имеет и иметь не может? Или же, не смотря на кажущуюся всеохватность двух таких постановок вопроса, необходимо еще и кардинально инаковая постановка и кардинально инаковый ответ, равно глубоко отличимый как от ответа субстанциолистского, так и от антисубстанциолистского, а так же и от экликтических комбинаций того и другого. По утверждению Г.С. Батищева, размежевание этих позиций, глубина альтернативности между ними, острота
проблематизации между ними таковы, что они пронизывают все области культуры, все ценности субъектного мира, все отношения и связи человека и мира. И это потому, что соотнесенность и несоотнесенность человеческого творчества с его абсолютными предпосылками в Универсуме, с объектной диалектикой, его укорененность в ней, его статус в ней или вопреки ей, самая интенсивная, самая напряженная по Познать творческую активность лица - значит, быть творческим лицом.
Познать свободу лица, значит, быть свободным лицом. Познание есть творческий акт, нельзя ждать познания творческой активности от познания как пассивного приспособления. В другой своей работе И.А. Бердяев устанавливает следующие положения Творчество возможно лишь при допущении свободы. Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия . Для объяснения природы творчества человеку необходимо
преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него. Творец одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и -4 социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает.
Творческое развитие должно быть открыто в мире, а не его эволюция. Познание творческой эпохи активное, не пассивное, оно предполагает творческое усилие и потому открывает творчество. Познание же эволюции было лишь пассивным приспособлением. Учение о творческом развитии предполагает свободу как основу необходимости и личность как основу всякого бытия. Смысл творчества. Опыт оправдания человека М 1989
С.218. И.А. Бердяев формулирует важную с педагогической точки зрения проблему Ортодоксальные системы, которые выражают организованный социальный коллектив, должны отрицать творчество или признавать его в очень поверхностном смысле . Ученый подчеркивает, что настоящее творчество не возможно, если нет конфликта, столкновения с нормой и законом Ортодоксальные системы не хотят знать никакой новой
ГЛАВА I. Проблемы развития творчества в условиях домашней учебной самостоятельной работы 1.1. Философские основы творчества Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Философский энциклопедический словарь М 1983. -С.670. Творческий акт, по мнению И.А. Бердяева, всегда есть освобождение и преодоление.
В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. Жертвенность творчества не есть гибель и ужас. Сама жертвенность активна, а не пассивна. Путь творческий - жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности.
Сомнения в творческой силе человека всегда есть самолюбивая рефлексия и болезненное ячество. Смирение и сомневающаяся скромность там, где нужна дерзновенная уверенность и решимость, всегда есть замаскированное метафизическое самолюбие, рефлекторная оглядка и эгоистическая отъединенность, порождение страха и ужаса. Бердяев И. А. Философия свободы - смысл творчества М 1989 С. 172. И. А. Бердяев подчеркивает, что не во тьме мы поднимаемся по лестнице познания.
Научное познание поднимается по темной лестнице и освещает постепенно каждую ступень. Оно не знает, к чему придет на вершине лестницы, в нем нет соли, света, смысла, логоса, освещающего путь сверху. Вновь признана должна быть самоценность мысли как светоносной человеческой активности, как творческого акта в бытии. 1. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы 2. Наблюдение за деятельностью учащихся 3.
Методы опроса анкетирование, беседы, интервью 4. Опытно-экспериментальная работа. Творчество необходимо в деятельности учителя, творчество интересно и полезно для учащихся, творчество - неотъемлемый элемент школьного обучения, и, мы надеемся, что наше исследование сможет это подтвердить. методики задавания домашней работы по чтению, проблема развития творчества в условиях домашней работы по чтению практически не раскрыта. Она рассматривается очень узко, фрагментарно, что не позволяет выявить
все возможности данного вида работы в школьной практике. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность в теории и практике обусловила выбор темы исследования Развитие творчества младших школьников в условиях домашней учебной самостоятельном работы по чтению . Оно проводится с целью выявить возможности домашней учебной самостоятельной работы в развитии творчества
младших школьников. Объект исследования - развитие творчества младших школьников в процессе обучения, а его предмет -возможности развития творчества младших школьников в условиях домашней самостоятельной учебной работы. В нашем исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу домашняя учебная самостоятельная работа имеет большие возможности в развитии творчества младших школьников. Процесс развития творчества при реализации возможностей домашней учебной самостоятельной работы на
уроках чтения будет наиболее эффективным, если будет осуществляться целенаправленно, в определенной системе, предусматривающей целесообразные творческие домашние задания, учитывающей специфику учебного предмета, уровень подготовленности и учебные возможности детей и особенности языкового материала, подлежащего освоению. Данное утверждение предполагает постановку определенных задач - выявить теоретические основы развития творчества младших школьников - выявить педагогические условия, при которых домашняя работа
по чтению влияет на развитие творчества детей - разработать систему творческих домашних заданий по чтению и апробировать ее. Методами нашего исследования являются учитывать, в какой степени развито это умение ребят, повышать трудовую нагрузку нужно незаметно, без чрезмерного перенапряжения. 1.4. Педагогические условия эффективной организации домашней работы с целью развития творчества. Чтобы домашняя работа приносила необходимые результаты, важны совместные целенаправленные усилия учителей,
школьников и их родителей. Учитель прежде всего должен ответить для себя на следующие вопросы что задавать, как задавать и когда задавать на дом. Большое влияние домашнее задание оказывает на развитие творческих сил младших школьников в том случае, если ребенок понимает цель и смысл задания. Поэтому учителю необходимо тщательно проанализировать методику задавания уроков на дом. При задавании уроков на дом должны сливаться воедино мотивационная и операционная стороны, то есть
возбуждение интереса к заданию и разъяснение способов его выполнения. Положительным стимулом творчества школьников является тщательно продуманная, творчески организованная проверка домашних заданий. Младшие школьники с нетерпение ждут этого этапа урока в том случае, если он организован интересно, занимательно, в игровой форме. Разнообразные формы проверки стимулируют у детей интерес к домашней учебной работе, формируют у них
приемы самоконтроля. Очень важно, чтобы проверка домашней работы будила мысль учащегося. Таким образом, анализ педагогической и методической литературы и школьной практики позволили нам выявить педагогические условия эффективности использования домашних заданий в развитии творчества младших школьников 1. Содержание, характер и формы домашних заданий должны быть разнообразными. 2. Домашние задания должны быть привлекательными и 1. дидактически строго целесообразными.
3. Домашняя учебная самостоятельная работа должна носить проблемный характер. 4. Развитию творческой индивидуальности младшего школьника способствуют дифференцированные и индивидуализированные домашние задания. 5. Тщательно продуманная и творчески организованная методика задавания уроков на дом и их проверка является положительным стимулом творческой деятельности школьников. Педагог В.Я. Вивьюрский выдвинул в исследовании четыре принципа гг системы домашнего задания принцип
взаимосвязи классной и домашней работы, принцип самостоятельной учебной деятельности учащихся, принцип конкретизации абстрактного материала, принцип дифференциации и дозировки домашних заданий. Эти принципы определяют конкретную деятельность учителя. Так, разрабатывая систему домашних заданий по изучаемой теме, учитель определяет объем материала и его виды, распределяя материал по отдельным урокам, отбирает разделы пройденных тем для повторения и
включает их в уроки, определяет форму домашнего задания и объем их на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для выполнения домашних заданий. При организации домашних заданий Н.И. Поспелов предлагает выполнять следующие требования задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать ясность задания задания должны носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения.
Задание не достигает цели если к нему не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, оно чрезвычайно разжевано оно должно иметь проблемный характер задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе установка на контроль задание на дом можно давать фронтально, дифференцированно и индивидуально, но всегда с учетом особенностей учащихся класса установка на индивидуализацию заданий задание по предмету
должно быть строго регламентировано и согласованно с заданиями других учителей данного класса учет объема заданий задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений и исследований разнообразие заданий задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее навыков и знаний в новых условиях развитие самостоятельности в задания
должны вводится вопросы для повторения основных разделов программы установка на повторение пройденного каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений установка на преодоление трудностей учения задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
формулировать выводы, устанавливать закономерности, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т.п. установка на развитие мышления . Поспелов Н.И. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий М 1979 С.83. ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа. 2.1. Возможности домашней учебной самостоятельной работы по чтению в развитии творчества
Опытно-экспериментальная работа проводилась на основе уроков чтения. В связи с этим невозможно не обратить внимание на некоторые особенности методики проведения уроков чтения в начальных классах. Нас интересовал методический подход к задаванию и проверке домашних заданий по чтению, к тому, каковы их особенности и характер, насколько они влияют на развитие творчества учащихся. Изучение и анализ методической литературы показали, что данным вопросам уделяется недостаточное внимание.
В Методике обучения русскому языку в начальных классах Т.Г. Рамзаева и М.Р. Львов рассматривают некоторые общие положения и приемы, применяемые на уроках классного чтения. Рамзаева Т.Г Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах М 1979 С.94. Как нам кажется, они несомненно должны использоваться и при задавании учителем домашних заданий, так как огромное воспитательное, образовательное и развивающее значение имеют не только сами
уроки чтения, но и соответствующая им домашняя работа. Т.Г. Рамзаева отмечает, что воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения взаимообусловливают друг друга и взаимодействуют между собой. Данное обстоятельство позволяет рассматривать их во взаимосвязи и говорить об едином воспитательно-образовательном процессе. При этом необходимо специально подчеркнуть, что воспитательно-образовательное значение уроков чтения
включает в себя не только содержательную сторону, но и операционную. Важно не только то, какими знаниями об окружающей действительности овладевают учащиеся, какие качества личности у них формируются, но и как это осуществляется на уроках, Диаграмма 2. Экспериментальный класс 4мА . Контрольный срез 2. Уровни творчества Э Высокий 0 Средний 0 Низкий Диаграмма 3.
Контрольный класс 4мЖ . Контрольный срез 1. Уровни творчества Высокий и Средний И Низкий Но стоит учитывать и специфику задания, которое давалось в качестве второго контрольного среза сочинить стихотворение довольно сложно и дается не каждому, так же сложно его оценить. Однако мы можем отметить, что в экспериментальном классе работ, которые мы отнесли к высокому уровню развития творчества гораздо больше, чем в контрольном классе.
Учитывая также, что первоначальный уровень развития творческих способностей у ребят этого класса был выше, чем в контрольном классе, можно считать, что уровень развития творческих способностей у ребят экспериментального класса выше среднего, эксперимент дал свои положительные результаты. Чтобы более наглядно проследить динамику ростр, творческих способностей учащихся обоих классов, предлагаем следующие диаграммы. Диаграмма 1. Экспериментальный класс 4
А . Контрольный срез 1. Уровни творчества и Высокий Ы Средний В Низкий - оригинальность, то есть насколько стихотворения ребят будут неподражательными, насколько будут отличаться от образца - фантазия - то, насколько необычными будут стихи, как ребята проявят свою индивидуальность. Результаты работы ребят можно представить следующим образом. Таблица 5. Уровни творчества Экспериментальный класс 4
А Контрольный Ж класс 4 Высокий 42 33 Средний 58 67 Низкий Большая часть стихов ребят контрольного класса 67 была отнесена к среднему уровню развития творчества. На этот раз ребята были достаточно оригинальны, неплохо фантазировали, но стихам не хватало некоторой стройности, отточенности, красоты языка. Однако дети справились с заданием. К среднему уровню развития творчества мы отнесли стихотворение
Юсубовой Кати. Жил-был крот. Ему один год. Сделает крот В земле переворот И дождевые черви Попадут ему прямо в рот! К высокому уровню развития творчества было отнесено 33 работ. Ребята хорошо справились с заданием, их работы можно высоко оценить по всем критериям. Примером таких работ может служить стихотворение Таничевой
Оли. Желтое солнце - Луч золотой. Сравнивая сочинения ребят обоих классов, можно отметить, что первоначальный уровень творчества, выше у ребят экспериментального класса. Можно предположить, что дети, занимающиеся по учебнику Н.А. Чураковой больше привыкли к заданиям подобного рода, они готовы к проявлению творчества в различных формах, готовы учиться ему, воспринимать то, что предлагает учитель.
Они не ограничивают свою фантазию, не боятся высказывать самые смелые оригинальные идеи. Вся система Л.В. Занкова и, в частности учебник по чтению Н.А. Чураковой, нацеливают их на это с первого класса. Ребята контрольного класса, по нашему мнению, вполне способны проявить свои творческие способности в подобных видах деятельности, но им не хватает оригинальности, свободы мысли, они больше привыкли к
репродуктивным заданиям, привыкли действовать по образцу. Контрольный срез 2. На завершающем этапе нашего эксперимента был проведен еще один контрольный срез. В качестве заданий экспериментальному классу предлагалось написать хокку на одну тему в трех разных стилях, контрольному классу - стихотворение о природе. Стихи ребят того и другого класса получились достаточно интересными.
Их не так просто сравнивать, так как хокку имеет свои отличительные особенности японское трехстишье о природе, без рифмы, но с четким ритмом, рисунком, философского содержания . Однако по уровню развития творчества, работы ребят двух классов все-таки можно сопоставить. Работы ребят оценивались нами по тем же критериям, но с некоторой поправкой на новое задание. За время эксперимента учащиеся того и другого класса изучали достаточное количество стихов, поэтому
в наши критерии оценки уровня творчества мы внесли следующие коррективы - точность воспроизведения, то есть стихотворение на заданную тему, с соблюдением тех правил, по которым оно должно строиться 1. уровень высокий - работу можно высоко оценить по всем трем показателям. 2. уровень средний - работа достаточно хорошая, но какой-либо из критериев не учтен. 3. уровень низкий - работа практически не отвечает критериям оценки.
Итак, оценив работы ребят по приведенным критериям, мы можем представить их количественный анализ в следующей таблице. Таблица 4. Уровни творчества , Экспериментальный класс 4 А Контрольный Ж класс 4 Высокий 23 - Средний 68 56 Низкий 9 44 Как видим, сочинения ребят контрольного 4 Ж класса в большинстве своем 56 можно отнести к 2 уровню развития творчества.
Можно отметить, что все сочинения учащихся этого класса отвечали требованию о точности воспроизведения материала, то есть дети хорошо знают текст, действующих лиц и т.д. Возможно, это даже в чем-то мешало ребятам проявить фантазию, некоторые сочинения были больше похожи на пересказы. Сочинения этих ребят были довольно оригинальны. Учащиеся по-своему развили сюжет сказа, вышли за рамки прочитанного, высказали свое мнение по поводу
действий героев сказа, согласились или не согласились с ними. Однако, по нашему мнению, практически никто из ребят не проявил в достаточной мере свою фантазию. Даже те сочинения, которые удовлетворяли первым двум критериям, не показались нам достаточно необычными. Ребята фантазировали в рамках реальной жизни, не позволяя своему воображению I перенести себя в мир сказки, хотя бы ненадолго поверить в ее чудеса.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы В начале и в конце экспериментальной работы проводились контрольные срезы в экспериментальном 4 А и контрольном 4 Ж классе СПОШ 26. Их целью было подтвердить или опровергнуть наше предположение о том, что учащиеся экспериментального класса действительно должны быть более подготовлены к творческим заданиям, показывать более высокий уровень творчества, чем учащиеся контрольного класса.
А также доказать, что применяемая нами система творческих домашних заданий по чтению влияет на развитие творчества младших школьников, повышает их творческий потенциал. Контрольный срез 1. Чтобы выявить первоначальный уровень развития творчества учащихся обоих классов, им было предложено написать дома сочинение по пройденному произведению 4 А класс - Я - житель кукольного царства по сказке Э
Т А. Гофмана Щелкунчик и Мышиный король , 4 Ж класс - Что бы я сделал, если бы поймал Серебряное копытце по сказу П.П. Бажова Серебряное копытце . Работы ребят оценивались по следующим критериям - точность воспроизведения, то есть насколько точно ребенок ориентируется в оригинальном сюжете произведения, знает имена героев, взаимоотношения между ними - оригинальность, то есть оценивается умение ребенка выйти из рамок прочитанного
произведения, опираясь на сюжет сказки, создать что-то свое, а не пересказать ее - фантазия, оценивается уровень воображения ребенка если его, конечно, можно оценить , то есть насколько необычно то, что придумал ребенок. Данные критерии оценки позволили нам выделить следующие уровни творчества красного листа, красного осеннего куста, осеннего леса. прикрепляют свои рисунок к соответствующему изображению на доске или подписывают свое сравнение, зачитывают свои рассказы и т.д.
Затем вместе с учителем подводят итог, находят сходства и различия в сравнениях разных ребят, отмечают особенности каждой работы. Это задание использовалось в основной части эксперимента. Оно отличается от заданий начального этапа и имеет уже значительную степень трудности. Ребятам дается не просто творческое задание, а предоставляется значительная свобода выбора, что очень важно для нашего эксперимента. Ребята должны чувствовать, что их не ограничивают в проявлении их творчества.
Хотя им даются некие образцы выполнения подобного задания, их задача состоит в том, чтобы, проанализировав всю исходную информацию, создать что-то свое, новое, оригинальное. Со стороны учителя необходим контроль, но не жесткая оценка. Творческое задание нельзя оценивать с позиции плохо или хорошо . Это проявление индивидуальности каждого ребенка, часть его души, которую нельзя оценить с помощью школьной
отметки. Учитель и дети могут лишь высказать некоторые пожелания, задать какие-то вопросы. Задание переводит детей на более высокий уровень абстракции, дает им возможность проявить себя в новых условиях, выявить новые творческие способности. назвать картиной тысячи полуоткрытых уст , красный лес как праздник в своем спокойном благородстве. Так что мы действительно можем живо представить картину осеннего леса. Какие еще изученные произведения литературы мы можем назвать картинами, а поэтов - художниками
М. Волошин Зеленый вал Домашнее задание - Представьте, что это вы приходите в осенний лес на прогулку. С чем бы вы сравнили первый красный лист, покрасневший куст, багряный лес? Какие чувства вызывают они в вашей душе? Станьте ненадолго писателем, поэтом, художником, а может быть фотографом или сказочником, кем захотите, и опишите так, как сможете, на что же по-вашему больше похожи осенние пейзажи из стихотворения Д. Самойлова. Проверка домашнего задания -
Сегодня мы увидим, как же вы представляете свою красную осень На доске изображение Ребята выходят к доске со своими работами рисунками, сочинениями, стихами, сравнениями и т.д. и которые проиллюстрировали стихотворение М. Волошина Зеленый вал . иллюстрация. Зрители на местах могут высказывать свое мнение, пожелания автору. Данное задание предлагается детям на начальном этапе эксперимента, оно отвечает требованиям принципа
возрастающей сложности. То есть задание довольно конкретное, не требующее особых размышлений при выборе форм и средств его выполнения. По нашему мнению, это необходимо на начальном этапе эксперимента, так как давать сразу сложные задания, требующие значительного творческого потенциала нецелесообразно. Дети должны привыкнуть к подобным заданиям, к требованиям учителя. Такая работа не должна быть навязана детям, они должны выполнять ее с желанием и самостоятельно, только
тогда подобные задания достигнут цели. Это задание, бесспорно, носит творческий характер и предоставляет учащимся некоторую свободу выбора дети сами выбирают эпизод стихотворения, могут высказать свое мнение по поводу работ друг друга и т.д На данном этапе это необходимое условие, чтобы развивать творческий потенциал детей, их интерес к подобным заданиям, желание работать, творить, создавать что-то новое, свое, а не действовать по образцу, лишь повторяя заданное.
Фрагмент 2 Тема урока Д. Самойлов Красная осень Таблица 2. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Итог урока Итак, сегодня мы познакомимся еще с одним поэтом-художником. А почему стихотворение Красная осень Д. Самойлова можно - Поэт находит очень яркие сравнения первый красный лист сравнивает с обнаженным сердцем леса, на красном
кусте как будто расположилось две Домашнее задание - Давайте теперь и мы, как настоящие художники, а может быть и поэты, постараемся на бумаге с помощью кисти, красок, карандашей и нашей фантазии передать то, что описал М. Волошин в своем стихотворении. Не забывайте, что в стихотворении описывается не только затишье после бури, но и тревожное преддверие нового шторма. А какой момент вы выберите, решать вам. нем его лучшие
качества и полюбить его. В Третьяковской галерее мы видели картину Ф. Васильева Мокрый луг . Там тоже запечатлена природа в момент перехода из одного прекрасно- умиротворенного состояния в другое пугающе-буйное, неистовое. Проверка домашнего задания. Сегодня мы можем организовать свою выставку в Третьяковской галерее . На нее приглашаются все желающие художники, Ребята выставляют свои рисунки у доски и рассказывают,
к какому именно отрывку стихотворения относится их Итог урока - Можно ли утверждать, что М. Волошин, создавая в стихах пейзаж, пользуется средствами живописца? Давайте отправимся в Русский музей и найдем картину И. Айвазовского Девятый вал . Можно ли сравнить картину, нарисованную словами в стихотворении М. Волошина, и картину И. Айвазовского Девятый вал
А чем похожи два этих произведения? В каких-то еще произведениях литературы и живописи мы встречали такой контраст Да, он прибегает к очень образным сравнениям, описывает цвета находят это в тексте Картина И. Айвазовского может служить своеобразной иллюстрацией к стихотворению М. Волошина. Дети сравнивают стихотворение и картину. И поэт, и художник запечатлели очень интересное пограничное состояние природы.
Они показали как раз тот момент, когда она одновременно прекрасная и пугающая, завораживающая и зловещая, притягивающая и отталкивающая В сказке Э Т А. Гофмана Щелкунчик и Мышиный король у Щелкунчика было доброе сердце, смелый, честный, благородный нрав и отталкивающая, непривлекательная внешность, но Мари смогла заметить в этих домашних заданий, на это необходимо обращать внимание учителя и родителей. Так же 18 человек из класса утверждают, что имеют достаточно времени для
занятий по интересам. Пяти учащимся не всегда хватает свободного времени и двое считают, что времени для занятий по интересам им не хватает. Отсюда следует вывод, что домашние задания вообще и в частности по чтению в основном не перегружают детей, и большинство из них имеют достаточно времени для других занятий. Вторая группа вопросов была направлена на выяснение мнения детей о том, как учитель руководит домашней работой по чтению. На вопрос всегда ли учитель поясняет домашнее задание по чтению,
19 человек ответили - да , 1 ребенок не всегда замечает пояснения учителя, трое только иногда отмечают его и двое учащихся утверждают, что учитель не поясняет домашнее задание по чтению. Следовательно, большая часть детей адекватно реагируют на пояснения учителя по поводу домашнего задания, замечают их. Но в классе так же есть дети которые не воспринимают эти пояснения. Следующим был вопрос о проверке домашних заданий по чтению учителем на уроке.
Приблизительно половина класса 15 человек утверждает, что учитель всегда проверяет устные и письменные задания по чтению. Остальные дети считают, что задания проверяются не всегда. Можно предположить, что учитель не всегда четко контролирует выполнение детьми их домашних заданий по чтению, дети не всегда видят проверку их работы, узнают о результатах. Остальные вопросы были направлены на выяснение отношения детей к характеру домашнего задания.
Самостоятельно выполняют домашнее задание по чтению 15 человек из класса. Остальные более или менее часто прибегают к помощи взрослых. 11. Ты всегда выполняешь их сам? Да Не всегда Иногда Нет 12. Ты хотел бы, чтобы таких заданий было больше? Да Не всегда Иногда Нет 13. Как ты считаешь, такие задания полезны для тебя, помогают в учебе?
Да Не всегда Иногда Нет Первый, второй, третий вопросы ставили своей задачей выяснить объем домашних заданий по чтению. Большинство учащихся человека тратили на подготовку домашнего задания по чтению меньше одного часа. Однако два человека из класса ответили, что тратят на него до 2 часов и более. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что время, отведенное на выполнение домашнего задания по чтению сугубо индивидуально для каждого ребенка. Большая часть класса тратили на эти задания достаточное
количество времени. При этом отмечает, что всегда устает после выполнения домашних заданий по чтению. Из этого следует, что большинство детей не устают после выполнения домашней работы по чтению. Это соответствует тому, что большая часть класса выполняет эти задания менее 1 часа. Но семь человек отметили, что все-таки устают при выполнении Иногда Нет 6. Всегда самостоятельно выполняешь свое домашнее задание по чтению без помощи родителей,
других взрослых ? Да Не всегда Иногда Нет 7. Тебе нравится домашнее задание по чтению, они тебе интересны? Да Не всегда Иногда Нет 8. Ты с удовольствием выполняешь домашнее задание по чтению? Да Не всегда Иногда Нет 9. Часто ли учитель дает домашнее задание по чтению, где нужно было бы что-нибудь придумать нарисовать, сочинить стихотворение, сказку, написать сочинение и т.д Да Не всегда Иногда Нет 10. Нравятся ли тебе такие задания?
Да Не всегда Иногда Нет положительного влияния творческих домашних заданий по чтению на развитие Л творчества детей, их активности. ф В анкетировании принимали участие дети 4 класса человек . Анкета содержала следующие вопросы. 1. Сколько времени ты тратишь на подготовку домашнего задания по чтению менее 1 часа да - до 1 часа не всегда - до 2 часов иногда - более 2 часов. нет 2. Устаешь ли ты после выполнений домашних заданий по чтению?
Да Не всегда Иногда Нет 3. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам чтение, секция, кружки и т.д Да Не всегда Иногда Нет 4. Учитель всегда поясняет устные и письменные задания по чтению? Да Не всегда Иногда Нет 5. Учитель всегда проверяет устные и письменные домашние задания по чтению? Да Не всегда качестве домашней работы. Но даже, казалось бы, творческое задание -составить рассказ о своем любимце приобретает несколько ограниченный характер детям даются строго определенные
темы , в четвертом классе ребята могут уже проявить гораздо больше самостоятельности и фантазии. Также нужно отметить, что каждое произведение в учебнике Родная речь представлено как бы отдельно от всех остальных. Произведения одной главы связываются лишь очень общей темой например, Классика , Мир детства , Родина и т.д В то время как в учебнике
Н.А. Чураковой, произведения одной главы связаны более тесно, все они дополняют друг друга, раскрывают одно явление с разных сторон, также как и все главы учебника объединены общей целью. При таком построении учебника, как нам кажется, учителю намного легче самому ориентироваться в материале и направить работу детей, а также подбирать задания для классной и домашней, в том числе и творческой, работы. Сравнительный анализ учебников позволил предположить, что ребята из экспериментального класса,
занимающиеся в системе Л.В. Занкова по учебнику Н.А. Чураковой, действительно должны быть более подготовлены к творческим заданиям, показывать более высокий уровень творчества, чем учащиеся контрольного класса. 2.2. Система творческих домашних заданий по чтению и методика ее использования в учебном процессе Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.
На первом этапе было проведено анкетирование, целью которого было выявить отношение учителей и детей к домашним заданиям по предметам языкового цикла в частности к домашним заданиям по чтению , так же поднимались вопросы о творческих домашних заданиях почтению, необходимо было показать значимость этого предмета для детей привести доказательства бессистемно, просто по желанию учителя не приведут к желаемым результатам, несмотря на отличную подготовку детей и работу на уроке.
В контрольном классе дети занимаются по учебнику Родная речь М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой. Учебник также включает в себя главы с произведениями различной направленности, однако он построен более традиционно. Тексты в учебнике не настолько разнообразны, приводятся произведения только русских авторов. В учебнике имеются биографические сведения о некоторых писателях.
Вопросы и задания даются только после крупных прозаических произведений рассказов, сказок и т.д после стихов они не приводятся. Вопросы и задания также не разделяются на задания для работы на уроке и для домашней работы. Мы можем пронаблюдать это на примере заданий к рассказу А.И. Куприна Барбос и Жулька Какое впечатление произвел на тебя рассказ Как ты думаешь, почему писатель подробно описал нам внешний вид каждой собаки?
Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок Как А.И. Куприн называет отношения, сложившиеся между двумя собаками? Согласен ли ты с писателем? Подтверди свое мнение примерами из текста. Найди в рассказе предложения, описывающие поведение людей по отношению к животным. Кто лучше всех понимал собак Есть ли у тебя собака или другое домашнее животное?
Если есть, попробуй составить рассказ по следующим темам а как выглядит твой любимец б как он себя обычно ведет в что ты сам думаешь о своем подопечном и как к нему относишься. Как можно заметить, задания данного учебника более конкретные, хотя и имеют сходство с вопросами и заданиями учебника Н.А. Чураковой например, подтвердить словами из текста какой-либо эпизод произведения . Среди данных вопросов и заданий также можно найти те, которые больше подойдут для работы на уроке
и те, которые можно использовать в - В Русском музее найди картину И.Айвазовского Девятый вал . Что ты можешь сказать о людях, которые там изображены? Они могут любоваться красотой разгорающегося рассвета на море? А как ты воспринимаешь этот пейзаж красиво? Страшно Сходи также в Третьяковскую галерею . Посмотри картину
Ф.Васильева Мокрый луг . Сравни с картиной Девятый вал Есть ли что-то сходное в состояниях природы? А в изображении состояния природы художниками? Что именно? Анализируя предложенные задания, можно отметить, что часть заданий, например, связанных с литературным анализом стихотворения, можно рассмотреть в классе, другие - оставить для домашней работы. Однако надо сказать, что задания имеют достаточно высокий уровень сложности и, если дети недостаточно
подготовлены, им сложно будет выполнить их самостоятельно. Учитель, ведущий уроки по системе Л.В. Занкова, должен быть готов к этому. В учебнике и программе даны лишь рекомендации, наводящие вопросы, как их использовать, на каком этапе урока применять, какую задавать домашнюю работу - это уже творчество учителя. Такие задания, подкрепленные умелым руководством учителя, активизируют детей на уроке, заставляют их
думать, чувствовать, переживать, по нашему мнению, это прекрасная база для творческого домашнего задания по изученному на уроке произведению. Однако такие домашние задания даются учителем не всегда. Это может быть связано и с объективными причинами произведения в учебнике бывают достаточно объемными и главным заданием для ребят при подготовке к такому уроку будет являться чтение произведения. Но творческие домашние задания не обязательно давать на каждом уроке, они должны сочетаться с репродуктивными
видами деятельности. Однако, если учитель использует такой вид работы. Он должен продумывать систему заданий, их цель, методику задавания и проверки. Творческие домашние задания, дающиеся нерегулярно, 5. Развитие речи главным образом, устной и мышления. 6. Формирование элементов литературоведческих представлений.
Рамзаева Т.Г Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах М, 1979 С.99. Каждая из задач имеет свои конкретные пути реализации, но решается во взаимосвязи с остальными в процессе всей работы на уроках чтения, в условиях домашней самостоятельной работы и во внеклассной работе по предмету. М.С. Соловейчик Русский язык в начальных классах М 1993. -С.319. отмечает, что школьникам в отношении к литературе присуще наивно-реалистическое восприятие.
Наивный реализм характеризуется непониманием того, что произведение искусства кем-то и для чего-то создано, недостаточным вниманием к художественной форме произведения, а иногда и полным его отсутствием. Наивные реалисты воспринимают лишь событийную, сюжетную канву произведения, не улавливая глубинного смысла, ради которого создавалось литературное творение. У таких читателей под влиянием того или иного произведения появляется стремление воспроизвести в игре
или в жизненных обстоятельствах конкретные поступки героев, которые им понравились, и избегать повторения действий отрицательных персонажей. Так, например, под влиянием рассказа В.Осеевой Волшебное слово дети начинают всем говорить пожалуйста , не поднимаясь до более широкого осознания нравственной идеи произведения. Воздействие литературы на таких читателей, как мы видим, весьма примитивно в силу несовершенства их восприятия. М.С. Соловейчик подчеркивает, что в этом случае задача учителя
-помочь детям сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения, воплощенный автором при помощи образных средств художественной литературы. При этом, чем квалифицированнее читатель, тем определеннее для него лицо автора, тем больше им осознается литературное произведение как условное отражение действительности. а также в условиях самостоятельной домашней учебной работы, как учитель управляет познавательной деятельностью
учащихся. Непременным условием, соблюдение которого позволяет соединить в единый процесс познавательную, воспитательную и развивающую функции уроков классного и внеклассного чтения, является установка учителя на развитие общественно- значимых оценочных суждений школьников при восприятии и анализе ими художественных произведений или научно-популярных статей. Недостаточно заучить слова, недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные, нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне
определяющими личность пишет известный психолог А.Н. Леонтьев. Значит продолжает он главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем, те стремления, которые мы у него возбуждаем . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность М 1975 С.237. в приведенном высказывании выражена весьма важная для учителя мысль о том, что приобретаемые
учащимися знания и формируемые у них чувства должны осознаваться самими школьниками как необходимы е в жизни и значимые. В воспитании у учащихся самосознания уроки чтения занимают особое место, и здесь немаловажную роль играет домашняя работа по чтению. Т.Г. Рамзаева выделяет некоторые задачи уроков классного чтения, которые, как нам кажется, также можно отнести и к домашней работе по чтению. 1. Совершенствование навыков чтения.
Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. 2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой. 3. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения. 4. Нравственное, эстетическое и трудовое воспитание школьников.
1. Диаграмма 4. Контрольный класс 4мЖ . Контрольный срез 2. I Высокий Средний И Низкий Уровни творчества Анализируя результаты опытно-экспериментальной работы, мы можем сделать следующие выводы. Уровень развития творчества детей контрольного класса вполне нормален. Однако, развивая их творческий потенциал в большей степени, чем это делается сейчас и более целенаправленно, учитель мог бы получить гораздо более высокие результаты.
Это помогло бы ребятам не только при изучении литературы и других предметов гуманитарного цикла, но и вообще пошло на пользу их развитию. В работах же ребят экспериментального класса чувствовалось, что они стали более серьезно относиться к таким заданиям, за время эксперимента их интерес к ним не уменьшился, а скорее наоборот. О том, что уровень творчества вырос в экспериментальном классе по сравнению с начальным этапом эксперимента, можно судить и по выполнению учащимися заданий, уровень сложности которых постепенно
увеличивался к концу эксперимента. Ребята нормально реагировали на задания подобного рода, выполняли их с удовольствием, самостоятельно, что и требовалось по условиям эксперимента. Следовательно, можно сделать вывод, что подобная система творческих домашних заданий по чтению, применяемая таким образом, развивает творческие способности учащихся, повышает их активность, мотивацию к обучению, положительно сказывается на усвоении детьми программного материала.
Можно отметить и некоторые качественные изменения. Потребность детей к творчеству перестала быть стихийной, стала превращаться в привычку. Ребята привыкли к поиску оригинальных, нестандартных решений. Каждое новое творческое задание воспринималось не как навязанная необходимость, а как естественное логичное продолжение начатой ранее работы. Ребята высказывали свои предложения, пожелания, вносили в
задания свои изменения да и сами задания не имели четких ограничительных рамок , а это говорит уже о том, что они перешли на качественно новый уровень творчества. Они начали творить обдуманно, ради дальнейшего результата, осознанного применения своего творчества. Можно предположить, что дальнейшее применение подобных систем заданий возможно, и по другим предметам помогло бы ребятам развивать в себе творчество на более высоком уровне на уровне нестандартности мышления,
поиска новых решений в традиционных ситуациях, просто оригинального взгляда на мир. Сейчас, по результатам одного непродолжительного эксперимента, еще, конечно, рано говорить о таких глобальных изменениях. Но положительный рост заметен уже сегодня. Ребятам нравятся творческие задания, они им интересны, они хотят работать, хотят учиться творить, не боятся проявлять свою индивидуальность и это главное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование показало, что проблема развития творчества актуальна в современной педагогической науке и практике. Оно подтвердило предположение о том, что домашняя учебная самостоятельная работа учащихся в частности по чтению имеет большие возможности и является одним из действенных средств развития творчества младших школьников. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы выявили, что проблема развития творчества в условиях домашней учебной работы по чтению недостаточно
изучена и разработана в теоретическом плане. В рассмотренной нами литературе домашняя работа рассматривалась как одна из форм организации учебной деятельности учащихся и лишь иногда и совсем немного как средство развития творчества детей. В методической же литературе домашняя работа по чтению практически не рассматриваются как отдельный вид работы и тем более как средство развития творческих способностей учащихся. К таким же выводам мы пришли и при анализе учебных книг по чтению.
В них не содержится специальных творческих заданий для домашней работы. В методических рекомендациях к учебникам для учителей также не содержится никаких рекомендаций или советов по методике задавания и проверки домашней работы по чтению. Однако, как показало исследование, на практике домашняя работа вообще и по чтению в частности, выступает как одно из основных средств развития самостоятельности и творческих способностей детей.
Творческие домашние задания по чтению развивают у ребят внимание, память, логику мышления, воображение, фантазию, что необходимо в младшем школьном возрасте. Это помогает детям быстрее адаптироваться в условиях школы, легче воспринимать школьный материал, развивать свои природные способности. Все это немаловажно в дальнейшем школьном обучении. Творческие задания помогают ребятам раскрыть свою индивидуальность, глубже понять себя и окружающих,
помогают реализовать себя в жизни и учебной деятельности, получать удовлетворение от своего труда. Наш эксперимент доказал, что творчество естественно для ребенка, он умеет и хочет творить, учителю нужно лишь слегка подтолкнуть его к этому, поддержать его стремления, направить. Творчество в домашней работе учащихся - это и новые возможности в деятельности учителя. Он может в интересной, нетрадиционной форме проверить домашнее задание на уроке, провести урок оригинально,
организовать плавный переход от одного этапа урока к другому, не снижая активности и интереса детей. Наконец, у него есть шанс раскрыть свои творческие возможности, проявить себя, добиваясь при этом положительных результатов. В ходе исследования нами разработана система творческих домашних заданий по чтению, которая предоставлена в работе. В работе представлены и проанализированы результаты апробирования этой системы в процессе обучения. Полученные результаты подтверждают значимость нашей работы.
Контрольные срезы, проведенные на начало и конец опытно-экспериментальной работы показали динамику роста уровня творчества детей экспериментального класса. Динамика роста показана в приведенных в описании результатов исследования диаграммах. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о больших возможностях творческих домашних заданий по чтению в развитии творчества. Следовательно, учителя должны, прежде всего, привить детям интерес
к подобным видам деятельности. Тогда даже элементарные задания будут вызывать у детей желание найти новый, свой путь решения проблемы. Только тогда творчество постепенно входит во все сферы деятельности человека и становится частью его жизни. Творчество - путь к свободе. Свободе личности, свободе деятельности, свободе самореализации. Очень хотелось бы, чтобы этот путь каждый учитель прошел вместе со своими учениками.
Чтобы, максимально используя и развивая свои собственные возможности, он помогал развитию детей. Такой путь развития возможен в любой учебной системе и по любой программе, следовательно, для его активного внедрения на практике необходимо только обоюдное желание учителя и учащихся. Хотелось бы надеяться, что эта работа увеличит интерес учителей и учащихся к творческим домашним заданиям вообще и конкретно к творческой домашней работе по чтению, поможет им в их работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабанский Ю.К. Педагогика М 1996. 2. Баранов С.П. Педагогика М 1986. 3. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии. Вопросы философии 1989 4 С.31 - 38. 4. Бердяев И.Л. Смысл творчества. Опыт оправдания человека М 1989. 5. Бердяев И.А. Философия свободы - смысл творчества М 1989. 6.
Валлон А. Психическое развитие ребенка СПб 2001. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М 1997. 8. Гаврилычева Т.Ф. Это желанное слово сам. Начальная школа 1992 2. -С.18-24. 9. Голованова М.В. и др. Родная речь. 3 класс М 1994. 10. Горностаев
П.В. О взаимосвязи обучения и общего развития. Начальная школа 2000 4 С.85-90. 11. Древелов X. Домашние задания М 1989. 12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб 2000. 13. Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников М 2000. 14. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества
Пенза, 1994. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность М 1975. 16. Матюшкин А.М. Педагогика М 1991. 17. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников М 1991. 18. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе М 1998. 1. 19. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности.
Вопросы психологии 1994 5 С.86-95. 20. Неибрждовски Л. Детский ум растет в тепле родительского внимания. Семья и школа 1993 7 С.42-45. 21. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. Начальная школа 2001 10 С.34-39. 22. Паламарчук В.Р. Школа учит мыслить М 1992. 23. Подласый И.П. Педагогика
М 1996. 24. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика М 1976. 25. Поспелов Н.И. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий М 1979. 26. Психологический словарь Лейпциг, 1976. 27. Рамзаева Т.Г Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах М 1979. 28. Романова А.И. Развитие у детей творчества.
Начальная школа 1985 10 С.48-56. 29. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема. Начальная школа 2000 1 С.94-101. 30. Светловская Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования. Начальная школа 2002 7 С.24-28. 31. Селиверстова Е.А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.
Начальная школа 2002 1 С.54-57. 32. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения М 1971. 33. Сластенин В.А. Педагогика М 1999. 34. Смирнов С.А. Педагогика педагогические теории, системы, технологии М 1999. 35. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах М 1993. 20. 36. Тарасов Г.С. О психологии творчества.
Вопросы психологии 1992 1 2 С.61-68. 37. Трифонова В.Г Макарова Н.В. Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся как его обеспечить. Школьные технологии 2000 6 С.84-87. 38. Философский энциклопедический словарь М 1983. 39. Халперн Д. Психология критического мышления СПб 2000. 40. Харламов И.П. Педагогика М 1990. 41.
Хуторской А.В. Современная дидактика СПб 2001. 42. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс Самара, 2001. 43. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников М 1982. 44. Шиянов Е.Н Котова И.Б. Развитие личности в обучении М 1999. 45. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного
возраста. Вопросы психологии 1994 5 С.74-81. 46. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала школьника. Вопросы психологии 1996 3 С.62-69.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |