Реферат по предмету "География"


Промышленность Португалии

ПромышленностьПортугалии
Португалия– официальное название Португальская Республика – расположена на самом западеПиренейского полуострова. Название страны происходит от наименования римскогопоселения Портус Кале (Portus Cale) в устье реки Дору. С юга и запада онаомывается водами Атлантического океана, а на севере и востоке граничит сИспанией. Ей также принадлежат архипелаг Мадейра и Азорские острова.Континентальная часть Португалии занимает территорию 88 889 км2 (протяженностью218 км с востока на запад, 561 км с севера на юг, 832 км береговой полосы и 1215 км сухопутной границы с Испанией). Азорский архипелаг, расположенный вАтлантическом океане занимает территорию 2 355 км2 и состоит из девятиостровов, объединяемых в три группы: восточная — Сан-Мигел и Санта-Мария,центральная — Терсейра, Грасиоза, Сан-Жоржи, Пику и Файал — и западная — Флориши Корву. С континентальной Португалией Азорские острова связывает воздушноесообщение, причем время полета занимает около 2 часов. Архипелаг Мадейрарасположен в Атлантическом океане на территории 741 км2 приблизительно в 500 кмот берегов Западной Африки и в 1000 км от европейского континента (полтора часаполета до Лиссабона). Архипелаг включает в себя острова Мадейра и Порту-Санту,а также необитаемые острова Дезерташ и Селваженш, объявленные природоохраннымитерриториями.
СтолицаПортугалии — Лиссабон — один из красивейших городов мира. Другие крупные города— Порту, Брага, Сетубал, Коимбра, Эвора. Официальный язык – португальский.
Континентальнаячасть страны подразделяется на 18 административных округов. Сохраняется такжеделение на исторические провинции. Острова Азорские и Мадейра имеют статусавтономных областей. Округи, в свою очередь, делятся на муниципии и приходы.
Представительнымиорганизациями прихода являются ассамблея и жунта прихода. Ассамблея избираетсявсеми гражданами прихода. Жунта является исполнительным органом прихода иизбирается тайным голосованием ассамблей из числа ее членов. Председателемжунты является гражданин, возглавляющий список кандидатов и получившийнаибольшее количество голосов при выборах в ассамблею.
Муниципииуправляются муниципальными ассамблеями и палатами. Муниципальные ассамблеисостоят из председателей жунт (исполнительных органов) приходов и по крайнеймере такого же числа избранных депутатов. Муниципальная палата являетсяисполнительным органом власти и возглавляется кандидатом от ведущей партии,получившей большинство голосов. Муниципии могут создавать ассоциации ифедерации для решения экономических, общественных, культурных и другихвопросов.
Представительнымиорганами административных округов являются ассамблея и жунта округа. Ассамблеясостоит из членов, избранных всеобщим прямым голосованием, и членов, выбранныхколлегией выборщиков, состоящей из членов муниципальных ассамблей.Исполнительный коллегиальный орган, жунта, избирается тайным голосованиемассамблеей округа из числа ее членов. При жунте округа имеется представительправительства. Азорские острова и Мадейра пользуются самоуправлением и такжеделятся на муниципии и приходы. Областные ассамблеи избираются на прямыхвсеобщих и тайных выборах в соответствии с принципом пропорциональногопредставительства.
Законодательныйорган страны – однопалатный парламент (Ассамблея Республики), состоит из 230депутатов, избираемых на всеобщих выборах на четырехлетний срок. Ассамблеяпринимает законы и утверждает бюджет. Исполнительная власть разделена междупрезидентом и правительством во главе с премьер-министром. Президент избираетсяна всеобщих выборах сроком на пять лет и не может быть переизбран на третийсрок. В число полномочий президента входят назначение и смещениепремьер-министра и других министров, он может налагать вето на законопроекты,принятые парламентом. Правительство определяет политику страны, формируетбюджет и осуществляет контроль за государственным управлением.
Всовременной Португалии действуют партии и организации, представляющие весьспектр политических и идейных сил… Португальская коммунистическая партия(ПКП), основанная в 1921 году, социалистическая партия (СП), воссозданная зарубежом в период фашисткой диктатура в Португалии в 1973 году (она входит всоциалистический интернационал.), Социал-демократическая партия (СДП) иНародная партия, основанные в 1974 году, Левый блок (ЛБ) — коалиция рядалеворадикальных организаций. Блок возник накануне всеобщих выборов 1999 году впопытке реорганизовать раздробленный лагерь португальских ультралевых,популярных в 1970х, но затем утративших влияние. В ЛБ вошли троцкистскаяРеволюционная социалистическая партия ( бывший маоистскийНародно-демократический союз ), небольшая левая группировка «Политика XXI»,отколовшаяся от ПКП, а также независимые левые. Наследниками некогда мощногоанархистского движения в Португалии являются португальские секции Федерациианархистов Иберии и Международной ассоциации трудящихся(анархо-синдикалистского Интернационала).
Средипрофсоюзных объединений Португалии крупнейшим является Всеобщая конфедерацияпортугальских трудящихся – Национальной интерсиндикат (ВКПТ-НИ). Она объединяет85% членов профсоюзов.
1января 1986 г. Португалия вступила в Евросоюз, а в 2002 г. Вошла в зону единойевропейской валюты Евро.
ПромышленностьПортугалии сконцентрирована в двух районах, вокруг Лиссабона и Сетубала на югеи вокруг Порту, Авейру и Браги на севере. В районе Лиссабона преобладаеттяжелая промышленность, выпускающая сталь, нефтепродукты, станки, автомобили,химические продукты и цемент. Судостроительные доки Лишнави известны на весьмир. В округе Лиссабон выпускается также электронное оборудование. В Портунаходится самый крупный в стране нефтеперерабатывающий завод, но северные городаспециализируются на производстве таких товаров, как ткани, обувь, мебель, винаи продукты питания. Старинный очаг хлопчатобумажной промышленности находится насеверо-западе (Порту, Гимарайш и Брага), главные центры шерстянойпромышленности – в горном районе вокруг городов Гуарда и Ковилья. Многиепромышленные предприятия химической, целлюлозно-бумажной, цементной и пищевойпромышленности сконцентрированы в прибрежной полосе между Порту и Лиссабоном.Оба упомянутых города являются центрами металлургии и машиностроения.
Всельском хозяйстве исторически сложились значительные различия в характереземлепользования между северными и южными районами страны. На севере доминируетинтенсивный способ ведения хозяйства. Чаще всего крестьяне собирают два урожаяв год. Выращивание летом кукурузы, а зимой   бобовых сочетается с разнообразнымплодоводством и животноводством. В южных районах Португалии преобладают посевыпшеницы.
Важнейшийрайон специализированного субтропического плодоводства – самая южная провинциястраны – Алгарве. Одна из наиболее распространенных в этой засушливой и малоорошаемой области культур – миндаль. В Алгарве растёт также инжир, рожковоедерево… Орошаемые аллювиальные долины Алгарве часто заняты апельсиновымирощами. Здесь же встречаются финиковые пальмы.
Вгорных северо-восточных районах главная зерновая культура – рожь. Рисвозделывают на затопляемых аллювиальных равнинах в низовьях рек центральной июжной Португалии, особенно рек Тежу, Мондегу, Саду и др. Бобовые и картофельвыращивают преимущественно в мелких крестьянских хозяйствах северо-запада.
Маслины,собираемые в большом количестве, используются в пищу, но главным образом служатсырьем для производства оливкового масла. Португалия – один из главныхэкспортеров кетчупа. Огромную роль в сельском хозяйстве играют виноградарство ивиноделие. Португалия – одна из ведущих западноевропейских стран-экспортероввина. Наиболее важные районы виноградарства – долины северных рек Дору, Мондегуи Лима. Виноградники расположены также в Алгарве и на полуострове Сетубал,непосредственно к югу от Лиссабона. Португальские десертные вина, особеннопортвейн и мускат, а также розовые столовые вина известны на весь мир.
Значительнуюроль в экономике Португалии также играет лесное хозяйство. Коммерчески ценнымипородами являются сосна и пробковый дуб. Португалия ежегодно производит большесырья из пробкового дуба, чем весь остальной мир. Эвкалипты, завезенные изАвстралии, являются основным источником сырья для производства целлюлозы. Набазе лесного сырья производятся и экспортируются скипидар, канифоль, танин, инекоторые другие продукты лесохимии.
Сположением Португалии на Атлантическом побережье связано развитием рыбногопромысла. Рыболовством занимаются не только профессиональные рыбаки, но изначительная часть земледельцев, для которых лов рыбы служит подсобнымпромыслом. Особенно много таких крестьян на северном побережье страны. Рыбныеконсервы – одна из главных статей португальского экспорта и важный продуктпитания местных жителей. К главным рыболовным портам относятся Лиссабон,Матозиньюш, Сетубал, Фару, Портимао.
Встрану приезжают за год до 5 млн. иностранных туристов, привлекаемых природойостровов и побережья Португалии, многочисленными памятниками культуры иистории.
Аграрнаяпромышленность
ТерриторияПортугалии протяженностью с севера на юг – более 400 км и с запада на восток – более 150 км, рассечена долинами рек Миньу (северная граница сИспанией), Доуру, Тежу и Гуадиана (восточная граница с Испанией). Эти реки,берущие начало на территории соседней Испании, несут воды через все Иберийскоенагорье в Атлантический океан. Главная река Португалии – Тежу (в Испании –Тахо), протекающая с северо-востока на юго-запад, делит территорию страны надве примерно равные по площади части.
Севернаячасть территории страны, расположенная между реками Миньу-Доуру и Доуру-Тежу,образует плоскогорье, изрезанное притоками этих рек (провинции Траз-уш-Монтеш,Доуру Литорал, Бейра Литорал, Бейра Интериор и Эштремадура). С точки зренияземлепользования эти каменистые увлажненные почвы пригодны для виноградарства исадоводства, здесь выращивают крупный рогатый скот (КРС), а также овец и коз.
Южнаячасть территории Португалии, расположенная между реками Тежу и Гуадианой,образует зону засушливых равнин, пересекаемых холмистыми грядами (провинцииРибатежу, Алентежу и Алгарве). В этой части страны развито пахотное земледелие,выращиваются зерновые и овощные культуры, много садов, а на склонах холмов — виноградников. В долине реки Саду развито рисоводство. В животноводствепревалирует выращивание КРС и свиней, развито птицеводство. Поля зерновых иовощных культур перемежаются плантациями культивируемого здесь пробкового дубаи оливковых деревьев.
Изобщей площади территории страны, равной 5,08 млн. га, в сельскохозяйственномобороте занято 3,92 млн. га, в том числе на континенте – 4,93 и 3,80, наархипелаге Азорских островов – 0,14 и 0,12 и на архипелаге Мадейра – 0,01 и0,07 млн. га соответственно.
Поспособу землепользования с/х земли распределены следующим образом (в процентахот площади, занятой в обороте): сезонные культуры (зерновые, овощи и т. д.) –33,5; постоянные культуры (сады, виноградники) 19; пастбища – 26,1;приусадебные земли – 0,7; невозделанные земли – 20,7. Площадь, занятая лесами,составляет 0,5 млн. га.
Вс/х производстве занято 10,1% трудоспособного или 4,2% всего населения страны,при этом доля с/х производства и перерабатывающей отрасли в общем объеме ВВП непревышает 10-12%.
Сельскохозяйственноепроизводство, в силу определенной традиционности, не подвержено скачкообразнымизменениям, поэтому для анализа состояния отдельных отраслей сельскогохозяйства достаточно с определенной долей достоверности воспользоваться даннымиза 1996 год. Общие объемы производства 1997 года ниже, чем предыдущего, так кактерритория на юге страны пострадала от засухи и ливневых паводков, а северныепровинции – от поздних заморозков, в результате чего в значительной степени былуничтожен урожай винограда в долинах рек Доуру, Дао и Миньу, идущего дляпроизводства всемирно известных вин.
Животноводствои птицеводство. В 1996 г. объемы производства продукции этих отраслей встоимостном выражении составили 3221,9 млн. долл, или на 7,8% больше, чем впредыдущем году.
Основнаяпроблема этих отраслей – обеспечение поголовья полноценной кормовой базой, таккак подножный корм является низкокалорийным, а в засушливый период кормлениеосуществляется в основном комбикормами. Для полноценного кормления животныхиспользуется значительная часть выращиваемых в стране зерновых культур, а такжекостная и рыбная мука, протеины и минеральные добавки. Ежегодно в странепроизводится 3,5-4 млн. т. комбикормов и при необходимости до 0,1 млн. т.импортируется (в основном из Испании).
ЖивотноводствоПортугалии в значительной мере базируется на местных породах, привычных кжаркому климату, каменистым почвам и соответствующей кормовой базе. Ввозимые изЕвропы под строгим ветеринарным контролем племенные животные используются восновном для селекционной работы, направленной на улучшение местного породногосостава. Это явилось основной причиной незначительного поражения поголовья КРСраспространившейся в Европе болезнью, называемой «бешенством коров». Всего встране было зарегистрировано 93 случая заболеваний (в основном в северныхпровинциях), а общее количество забитых по подозрению в заболевании животных непревысило 1300 голов.
Растениеводство.Объем производства в 1996 г. продукции этой отрасли составил 2936 млн. долл.или на 10,5% больше, чем в предыдущем году.
Основнымипроблемами, негативно влияющими на развитие растениеводства, являются отсталаяструктура землепользования (средняя площадь земельного надела на однофермерское хозяйство Португалии по данным за 1996 г. равна 8,7 га), слабая техническая база ( 1 трактор приходится на 4 фермерских хозяйства, т.е. большая часть земли обрабатывается лошадьми или с применением ручного труда)и слаборазвитость инфраструктур, обеспечивающих сельскохозяйственноепроизводство (системы энергообеспечения, орошения, дороги и т. д.).
Серьезнойпроблемой, сдерживающей развитие с/х производства в целом, является оттокмолодежи из сельских регионов в города и, как следствие, «старение» сельскогонаселения, его низкая квалификация, позволяющая вести хозяйство только науровне самообеспечения, то есть натурального хозяйства. Наблюдавшийся впоследние годы рост безработицы заставил часть сельской молодежи вернуться всело, но результаты этого процесса пока незначительны.
Проблемапротиводействия неблагоприятным погодным условиям (ливневые паводки восенне-зимний период и засуха, сопровождаемая лесными пожарами – в летнийпериод) является традиционной для сельского хозяйства Португалии, и решениеэтой проблемы правительство видит в тесном взаимодействии с ЕС и прежде всего –с правительством Испании. Дело в том, что все основные реки, протекающие потерритории Португалии, начинаются в соседней Испании, и их течениезарегулировано там каскадами гидросооружений. Как результат, при паводках этигидросооружения (плотины) начинают сброс излишней массы воды, что приводит кнаводнениям в Португалии. И наоборот, при засухе сброс воды прекращается, чтостановится бедствием для аграриев Португалии.
Несмотряна наличие ряда соглашений между правительствами Португалии и Испании о разделегидроэнергоресурсов, нередки случаи нарушения этих соглашений Испанией водностороннем порядке, что позволяет португальским органам массовой информациизаявлять о том, что Португалия платит дважды – за ущерб от наводнений и засухи,а также за продовольственные и промышленные товары сельскохозяйственногопроизводства из Испании, наводнившие Португалию.
ПомощьЕС по улучшению конкурентоспособности сельского хозяйства Португалииосуществляется посредством реализации программы Общей СельскохозяйственнойПолитики (Politica Agncola Comum – РАС) и программы LEADER. При этом программаРАС имеет отраслевой, а LEADER – региональный характер. Действие этих программохватывает до 20% всего с/х производства страны, а общий объем помощи из фондовЕС на их реализацию по данным Банка Португалии за январь-сентябрь 1997 г. составил 0,9 млрд. долл.
Основныминаправлениями этой помощи являются инвестиции в реализацию конкретных проектов,апробированных соответствующими португальскими государственными органами, атакже содействие аграриям через согласованную с ЕС систему гарантированныхзакупочных цен на определенное в пределах квот (утверждаются Еврокомиссией посельскому хозяйству) количество продукции по ряду стратегических культур(зерновые, подсолнечник, томаты, молочные продукты).
Рыболовствои перерабатывающая отрасль. Португалия – страна с протяженностью береговойлинии континентальной части около 800 км, имеющая к тому же в Атлантическом океане автономные территории архипелагов Азорских островов и Мадейры. Давниетрадиции рыболовства и рыбопереработки сделали обилие блюд из морепродуктовособенностью национальной кухни. По потреблению морепродукции на душу населения(60 кг в год) Португалия занимает одно из первых мест в мире.
Деятельностьрыболовного флота Португалии осуществляется как в национальных водах, так и в акваториимирового океана в пределах квот, выделяемых стране Комиссией по рыболовству ЕС.
Выловморепродукции в национальной акватории определяется законом 1977 г. о 12-мильных территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. По данным статистикиПортугалии, в национальных водах вылавливается до 80% общего объемаморепродуктов. Здесь постоянно работает основная масса рыболовных судов (в 1996 г. зарегистрировано 9324 судна общим водоизмещением 121 052 брутто регистровых тонн).
Возможностивылова морепродукции в национальных водах ограничиваются научно обоснованныминормами, а уменьшение объемов вылова в последние годы ученые связывают сбесконтрольным ловом, механическими разрушениями мест нереста и нагула врезультате экономической деятельности, а также загрязнением прибрежных вод.Озабоченность ученых и населения страны нашла отражение в принятом в 1997 г. постановлении правительства, разрешающем судам вылов рыбы в течение 204 дней в году (ранее –260 дней).
Квотированиевылова океанических пород рыбы (треска, мерлуза, хек, камбала, скумбрия,морской окунь), осуществляемое Комиссией ЕС по рыболовству, связано с большимзначением этих пород для экономики стран, имеющих соответствующий рыболовныйфлот. Португалия, имеющая 16 судов океанического класса, предназначенных длялова рыбы в интернациональной зоне, ежегодно получает квоты ЕС. Вместе с этим,в португальской прессе постоянно дискутируется вопрос о том, что ЕС занижаетквоты, выделяемые Португалии, особенно в вылове трески. В частности, Ассоциациясудовладельцев промышленного рыболовства (ADAPI) заявила, что если в 1990 г. португальские суда выловили на севере Атлантики 67 тыс. т. рыбы (в основном трески), то в 1995 г. – всего 12,5 тыс. т., а квота на вылов трески в этой зоне на 1997 год составила 9 тыс. т.
КомиссияЕС по рыболовству пытается найти выход из создавшегося положения. В частности,в 1996 г. Португалии были выделены квоты на вылов морского окуня, неиспользованные ФРГ. В ноябре 1997 г. Комиссия ЕС нашла общее решение: передатьПортугалии квоты, не использованные странами-членами ЕС, что с одобрением быловоспринято португальскими судовладельцами.
Общиеобъемы вылова морепродукции португальским флотом составили в 1996 г. 265 тыс. т. При этом в национальных водах выловлено 82,3% морепродукции и в международных –17,7%. Распределение улова по породному составу в процентах от общего объемавылова: сардина (32,8), ставрида (8,7), кальмар (3,7), скумбрия(3,4),рыба-сабля (2,3), хек, мерлуза (2,3), другая морепродукция (46,8). В раздел«другая морепродукция» включены отдельные породы рыбы, моллюсков иракообразных, обитающих в шельфовой зоне Португалии, а также морепродукция,вылавливаемая в интернациональных водах (треска, морской окунь, камбала, тунец,креветка и др.).
Внастоящее время рыболовство, как традиционная отрасль португальской экономики,переживает кризис: уменьшаются объемы вылова (максимально вылавливалось до 310тыс. т в середине 80-х годов), сокращается количество судов рыболовного флота(по сравнению с 1990 г. количество судов уменьшилось на 30%), среди рыбаковрастет безработица. Как следствие, Португалия по данным ФАО переместилась врейтинге стран с развитой отраслью рыболовства с 36-го места в 1990г. на 50-еместо в 1996 г. Как заявили представители ADAPI, страна сейчас вылавливаетморепродукции меньше, чем такие африканские страны, как Гана, Намибия,Фарерские острова.
Уменьшениеобъемов вылова морепродукции национальным флотом при сохранении традиционновысоких норм потребления (на уровне 600 тыс. т. ежегодно) вынуждает увеличиватьобъемы импорта этой продукции. Основные объемы импорта приходятся на треску (изНорвегии, России, США и в последнее время – из Испании), мерлузу, хек (изАргентины), лососевые (из Норвегии) и ракообразные (из Бразилии, Анголы иМозамбика). Импорт трески в последние годы стабилизировался на уровне 90-100тыс. т. в год.
Рыбоперерабатывающаяотрасль насчитывает более 120 перерабатывающих предприятий, на которых занятооколо 30 тыс. чел. Основной продукцией отрасли являются рыбные консервы:сардина в масле (томате), тунец и в небольших объемах – скумбрия. По даннымстатистики, в 1996 г. отрасль произвела 50,8 тыс. т. консервов. Ведущимиконсервными предприятиями являются: Cofaco, Vasco da Gama и Ramires.
Кромеконсервных фабрик в стране имеется более 100 предприятий по первичной обработкеи заморозке морепродукции с общим объемом производства 90-100 тыс. т. ежегодно.Продукция этих предприятий идет в основном на внутренний рынок.
Кризис,переживаемый перерабатывающей отраслью, является в основном следствиемежегодного уменьшения объемов вылова. В частности, только для поддержанияобъемов производства консервов из сардин отрасли требуется до 100 тыс. т. рыбыежегодно, в то время как по данным Португальского института исследования моря(IPAMAR) биомасса сардины, обитающей в национальных водах, уменьшилась 1986-96гг. с 450 тыс. т. до 160 тыс. т.
Руководствоосновных предприятий отрасли видит выход в постепенном перемещении производстватуда, где есть соответствующая сырьевая база, и в первую очередь – в Марокко.Традиционно часть национального флота вылавливала сардину в территориальныхводах Марокко.
Соответствующеесоглашение заканчивается в 1999 г., и марокканское правительство уже заявило,что лицензии на вылов сардины в водах Марокко будут выдаваться толькосовместным предприятиям. В настоящее время насчитывается более 40португальско-марокканских предприятий по добыче и переработке сардины,строительству и ремонту судов и сбыту готовой продукции.
ПравительствоПортугалии разработало и по согласованию с ЕС приняло в 1994 г. программу развития отрасли (Propesca), предусматривающую помощь судовладельцам, рыболовецкимкооперативам и перерабатывающим предприятиям. При этом финансирование этойпрограммы осуществляется из бюджета с участием фондов ЕС. Дополнительно в 1995 г. принята финансируемая из бюджета программа помощи рыбоконсервной промышленности, цельюкоторой является модернизация и диверсификация предприятий с учетом обеспечениязанятости населения.
Горноедело
Ассоциацияпромышленников Португалии АПП опубликовала в июле 1998 г. результаты исследований конкурентоспособности отдельных регионов континентальной частистраны. Определены следующие экономические «секторы наибольшей специализации»по отдельным регионам:
Север:кожевенная промышленность, изделия из кожи и кожезаменителей; текстильная ишвейная промышленность; сервисные и ремонтные предприятия; перерабатывающиепредприятия; предприятия по производству напитков.
Центр:предприятия по производству фарфора, фаянса и гончарных изделий; стекольнаяпромышленность; сервисные и ремонтные предприятия; производство морепродуктов ирыбных консервов; производство резинотехнических и пластмассовых изделий.
Лиссабони долина р. Тежу: табачная промышленность; производство средств связи; морскойи авиационный транспорт; сервисные и вспомогательные предприятия транспортнойотрасли; строительство жилья.
ПровинцияАлентежу: переработка минерального сырья; химическое производство; пищеваяпромышленность (переработка зерновых и овощных культур); производствотранспортных средств; банки и другие финансовые структуры.
ПровинцияАлгарве: рестораны и отели; банки и другие финансовые структуры; производствоморепродуктов и рыбных консервов; торговля; сервисные предприятия.
Горноедело.
Ведущуюроль в производстве и экспортных поставках страны играют концентраты меди иолова, а также строительно-поделочные камни (гранит и мрамор).
Попроизводству концентрата меди, 106,5 тыс. т. в 1997 г., Португалия занимает первое место в Евросоюзе. Ведущее португальское предприятие данногосектора – «Соминкор». Разведанные на 1997 г. запасы медносодержащей руды позволяют планировать поддержание рентабельного уровня производства медногоконцентрата на данном предприятии до 2012 года. Изучаются варианты производствафирмой «Соминкор» цинка.
Ежегодноепроизводство концентрата олова в Португалии колеблется в пределах 8-9 тыс. т.Основной шахтой для получения минерального сырья, содержащего олово в качествесопутствующего продукта при добыче медной руды является «Невес Корво» .
Португальскиеэксперты, в случае благоприятной конъюнктуры мирового рынка, позитивнооценивают перспективы дальнейшего роста производства вольфрамового концентрата,учитывая имеющиеся в стране значительные соответствующие рудные запасы сбогатым содержанием вольфрама (до 75% вольфрамита) и расконсервацию в 1996 г. специализированной шахты в Панаскейра. В Панаскейра в 1997 г. произведено свыше 3 тыс. т. вольфрамового концентрата. Основными потребителями являются США (70%) и Япония(30%). Страны ЕС перешли на импорт готовой продукции (металлическоговольфрама).
Расконсервацияшахт в Панаскейра стала экономически целесообразной в результате некоторойстабилизации цен на мировом рынке вольфрама, после имевшего место кризиса в середине90-х годов из-за массированных поставок указанного металла из Китая подемпинговым ценам.
В1996-97 гг. продолжилась тенденция ежегодного роста – в среднем на 1% –производства строительно-поделочных камней (мрамора и гранита) с готовымобъемом производства 640 тыс. т. гранита и 240 тыс. т. мрамора.
Отмечалосьувеличение производства различных видов минеральных вод (столовых и лечебных),которые в Португалии также относятся к номенклатуре продукции горнодобывающейпромышленности.
Кризисныеявления португальской горнодобывающей отрасли наиболее заметны в угледобыче,производстве урана и кварца. Национальная угледобыча в Португалии практическисвернута. Производство урана и кварца в связи с неблагоприятной ситуацией навнешнем рынке сократилось примерно на 40 и 20%. Португалия практическиполностью зависит от ввоза импортных энергоносителей.
Металлургия
Надолю металлургической промышленности и металломеханики приходится 10% отнационального ВВП, а показатель доли металлургии и машиностроения в перерабатывающейпромышленности Португалии в целом составляет около 18%, при этом на базовуюметаллургию приходится 3%, на металлоизделия – 4,6%, на машины неэлектрические– 3,2%, на машины и электрооборудование – 7,9% и на транспортное машиностроение– 3,7%. Остальная часть приходится на текстильную, деревообрабатывающую,пищевую и другие отрасли перерабатывающей промышленности.
Попроизводственным секторам отрасли на металлоизделия приходится 26%, машинынеэлектрические – 14,9%, машины электрические – 28,1%, изделия длятранспортного машиностроения – 29,2% и инструменты 1,8%.
Всвязи с плановой реконструкцией отрасли, вызванной значительным технологическимотставанием от европейского уровня и слаборазвитой производственной сетью, вближайшие 5 лет часть предприятий планируется закрыть, а другиемодернизировать. При этом по прогнозам количество безработных может возрасти на60 тысяч человек. В ходе реконструкции португальское правительство намеренополностью отказаться от субсидирования нерентабельных предприятий, аНациональному институту инженерии и промышленных технологий в 1997 годупоручено разработать новую структуру отрасли, которая обеспечила бы еестабилизацию.
Средиосновных направлений реконструкции отрасли с 1998 года выделяются следующие:повышение технологической оснащенности и модернизация основных производств, втом числе широкое внедрение в отрасль компьютерного проектирования дизайна илазерной сварки; внедрение новых технологий с целью повышения качествапродукции и сохранения окружающей среды, а также приватизация и приоритетинвестициям в производственную сферу, что в целом соответствует национальнойпрограмме PEDIP-II и пятилетнему стратегическому плану реконструкции отрасли.
В1997 году Португалия продолжала импортировать значительные объемы металла,необходимого для удовлетворения потребностей своего производства. В базовойметаллургии импорт по-прежнему превышает экспорт более, чем в 7 раз, внеэлектрическом машиностроении – в 4,8 раза, в транспортном машиностроении – в2 раза, в производстве металлоизделий (кроме машин) и промышленногооборудования – в 1,1 раза.
Вметаллургии занято около 150 тыс. человек, объем производства в базовойметаллургии в 1997 году составил 1700 млрд. эскудо (9,2 млрд. долл.) и посравнению с 1996 годом возрос на 9,2%. Производство неэлектрических машин иоборудования возросло на 9,5%, электрических машин и оптики – на 0,9%, аметаллопродукции для транспортного машиностроения – более чем на 50%. В цветнойметаллургии в 1997 году отмечен рост промышленного производства на 8%.
Доляметаллургической промышленности Португалии в ЕС в 1997 году составила около0,6%, однако основа металлургической промышленности страны – компания«Сидеруржия Насионал» по объемам производимой металлопродукции по-прежнемувходит в десятку крупнейших производств этой отрасли в Евросоюзе.
Основнойноменклатурой базовой металлургии страны являются прокат, профили, (в том числеиз алюминиевых сплавов), стальные трубы, чугунное литье, медный прокат. Нарядус самостоятельным развитием португальских отраслей металлургии имашиностроения, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, наблюдаетсятенденция внедрения крупных европейских промышленных компаний в португальскуюпромышленность. В компании «Сидеруржия Насионал», разделенной на 3 самостоятельныхпредприятия, 80% акций предприятия «СН-профильный прокат» принадлежат испанскойкомпании «Мегаза», которая выплатила португальскому правительству 25 млн. долл.за владение пакетом акций. Акции предприятия «СН-листовой прокат»(переименована в «Лузозидер» ) оценивается в 17 млн. долл. На протяжении 1997года предприятие «Лузозидер», несмотря на создание на его базе совместного сгруппами Sollac и Hoogovens предприятия, продолжало испытывать финансовыетрудности в связи с падением цен на сталь как на внутреннем, так и наевропейском рынках.
Предприятие«СН-обслуживание», продолжая оставаться государственным предприятием, такженаходится в кризисном положении в связи с сокращением бюджетногофиннансирования отрасли. Компания «Сидеруржия Насионал» нуждается в инвестицияхв несколько сот миллионов долларов для комплексной переориентации производствана продукцию, пользующуюся спросом на внешних, в том числе нетрадиционныхрынках.
Основнымпотребителем продукции компании в ЕС является Испания (55%). В 1999 году,несмотря на существующую общеевропейскую тенденцию некоторого сокращенияпотребления черных и цветных металлов по причинам имеющихся складских запасов,быстрого развития технологии и индустрии новых материалов, появления на рынкеэкспортеров третьих стран, Португалия по-прежнему будет испытывать значительнуюпотребность в металлургической продукции для реализации крупных программ поразвитию инфраструктуры страны.
Экспортметаллоизделий в 1997 году несколько увеличился в основном за счет активизацииторгово-экономического сотрудничества со странами не являющимися членами ЕС.Уровень задействования производственных мощностей отрасли составил 72%. Впроизводстве металлоизделий Португалия продолжает занимать последнюю позициюсреди стран ЕС. Доля металлоизделий в перерабатывающей промышленностисоставляет 6,1%.
ВПортугалии большая часть производимой металлопродукции (более 75%)ориентирована на потребности национального рынка. Основными потребителямиявляются группа промышленных предприятий «Сенете», крупное сталепрокатноепроизводство «Слем», ведущие группы предприятий по производству и экспортупрессформ для изготовления изделий из пластмасс «Текмолде», «Ибермолде» и др.
Предприятие«Слем«обеспечивает готовой продукцией основных потребителей стали вПортугалии и Испании, в том числе более чем на 75% от общей потребности — автопредприятие «Авто-Европа» (г. Палмела).
Стоимостнойобъем произведенной продукции металлоперерабатывающей отрасли в 1997 году всреднем остался на прошлогоднем уровне и составил около 1 млрд. долларов(примерно 6% от общего объема производства перерабатывающей промышленности).
Группа«Сенете» объединяет 12 крупных предприятий Португалии, представляющихметаллоемкие производства энергетических систем, железнодорожных вагонов,контейнеров из нержавеющей стали, портовых и других кранов повышеннойгрузоподъемности, промышленного и монтажного оборудования, промышленныхустановок по переработке отходов и мусора.
Впромышленном машиностроении правительством Португалии предпринимались меры подальнейшей модернизации производства, повышению квалификации кадров в связи свнедрением на многих предприятиях передовых технологий. Что касается перспективпродукции отрасли на мировом рынке, то вполне конкурентоспособными являютсяпроизводство пресс-форм, железнодорожных вагонов (предприятие «Сорефаме» ),металлоинструмента, других металлоизделий и изделий из металлокерамики.
Португалиявходит в число восьми крупнейших производителей пресформ в мире. На 250предприятиях отрасли занято 7500 человек. В 1997 году объемы экспорта возрослис 29,5 до 36,7 млрд. эскудо (с 16,8 до 20,9 млн. долл.). Импорт составил 4,48млрд. эскудо. В 1999 году планируется активно развивать новые направления:производство прессформ для изделий из стекла и резины. Однако, и в этой перспективнойот-расли имеются проблемы, связанные прежде всего с нехваткойвысокопрофессиональных кадров и снижением капиталовложений.
МашиностроениеПортугалии по-прежнему существенно отстает от среднеевропейского уровня, анациональные потребности, так же как и в металлургии, удовлетворяются восновном за счет импорта. Основными видами продукции отрасли в 1997 годуявлялись сельхозоборудование, деревообрабатывающие (в том числе для переработкипробки) станки, пресс-формы, станки для текстильного и кожевенного производства(в том числе обуви), турбины, железнодорожные вагоны и контейнеры,автозапчасти, а также сборка легковых автомобилей.
Основнымипотребителями продукции отрасли на международном рынке являются африканскиестраны, в основном португалоязычные и Средиземноморья, а также, в небольшихобъемах – Испания, Франция США.
В1997 году получил интенсивное развитие относительно новый для Португалии сектормашиностроительной отрасли – производство комплектующих и запасных частей дляавтомобилестроения. Четыре португальских предприятия Autosil, Covina, Inapal иPlasfil в 1997 году в значительной степени (на 41%) обеспечили крупнейшее встране автосборочное предприятие «Авто-Европа» пластиковыми деталями,проводкой, кабелями и радиаторами. При этом экспорт этой продукции также возросдо 695 млрд. эскудо (3,9 млрд. долл.). Основным иностранным потребителемпродукци является Германия.
Автомобильнаяпромышленность Португалии является одной из самых молодых и перспективныхотраслей индустрии, развивается заметными темпами и в целом стабильно.
Свыводом на полную мощность автосборочного предприятия «Авто Европа» до 2000года в португальском автомобилестроении ожидается значительный скачок ростаобъемов производства и экспорта продукции отрасли. В 1997 году предприятие«Авто-Европа» произвело 131400 автомобилей, что на 10% больше прошлогоднегопоказателя. В 1998 году планировалось довести объемы сборочного производства до150000 автомобилей. Существенно возрос и экспорт продукции: 40% собранныхавтомобилей поставлены в Германию, 17% – в Великобританию, значительная частьэкспортирована во Францию, Бельгию и Италию. На местном рынке в 1997 годупродано только 2% собранных в стране автомобилей. Наибольшим успехом узарубежных покупателей пользуется минивэн Volkswagen Sharan. В целом ростиндекса промышленного производства отрасли в 1997 году составил 12%.
Издругих действующих в стране автосборочных предприятий наиболее крупнымиявляются «Опель-Португал», «Форд-Лузитана», «Салвадор Каэтано», на долю которыхвместе с предприятием «Авто-Европа» приходится около 90% собираемыхавтомобилей.
Попродажам автомобилей на внутреннем рынке лидирует Opel (30095 машин в 1997году). В десятку наиболее популярных автомобилей на португальском рынке входят:Fiat – 25721, Renault – 25289, Ford – 22230, Volkswagen – 18065, Citroen –15676, Peugeоt – 15016, Honda – 7025, Seat – 6989 и Rover – 5656. В целомколичество проданных на внутреннем рынке автомобилей в 1997 году по сравнению с1996 годом сократилось с 217091 до 21356 (на 2,1%).
Продажироссийских автомобилей «Нива» также уменьшились со 198 машин в 1996 году до 130в 1997. Российское предприятие АвтоВАЗ прекратило поставку в Португалиюлегковых автомобилей «ЛАДА-Самара» 08, 09, и 99 моделей по причиненеконкурентоспособности этих машин на португальском рынке. Российскиевнедорожники «Нива», несмотря на снижение объемов продаж, по-прежнемупользуются в Португалии спросом, из-за их относительно низкой цены в сравнениис другими марками данного класса и с джипами японской формы Suzuki (моделями«Самурай» и «Витара» ).
В1998 году деятельность португальского правительства была нацелена на дальнейшееразвитие отрасли путем постепенной приватизации отдельных предприятий (в томчисле иностранными компаниями). Бюджетом 1998 года предусматривалось некотороеувеличение финансирования металлоемких отраслей промышленности. Планируетсясовершенствование производственной базы средств связи и высокотехнологичныхотраслей машино- и приборостроения, а также автомобилестроения. Это потребуетрасширения собственного производства комплектующих узлов и деталей, увеличитпотребности Португалии в металле и другом необходимом сырье.
Энергетика
Энергетическийбаланс Португалии по данным на 1996 г. представлен в гигаватт/час: производство– 30 875, потребление – 31 966, экспорт – 3322, импорт – 4413.
Производствоэлектроэнергии на 70% от общего объема обеспечивается ТЭС и только на 30% –ГЭС. Производство электроэнергии за счет возобновляемых источников (ветер,солнце, геотермальные источники) незначительно и практически не оказываетвлияния на энергобаланс страны. Атомных электростанций в Португалии нет, и ихстроительство не предполагается.
Собственныхпромышленных запасов углеводородного сырья в стране пока не обнаружено. Поданным Евростата за 1996 г., энергетика Португалии является одной из самыхзависимых в ЕС, и степень импорта энергоносителей составляет 96,7%. Дляобеспечения работы ТЭС ежегодно импортируется 10-11 млн. т. нефти и 4-4,5 млн.т. угля.
Разведканефтегазоносных месторождений ранее велась в шельфовой зоне северного побережьяПортугалии, но была прекращена в 1995 г. в связи с неперспективностью. Работыпо поиску нефтегазоносных пластов в этой зоне планировалось возобновить в 1998 г. совместными усилиями португальских и испанских компаний при поддержке руководства провинцийПортугалии и соседней Испании.
Угольдля ТЭС добывался в Португалии в объемах до 100 тыс. т. ежегодно, однако впоследние годы его добыча признана экономически нецелесообразной и практическипрекращена.
Развитиетеплоэнергетики ведется в рамках согласованной с ЕС программы «Энергия» путемстроительства транснационального газопровода, который свяжет Португалию с Испанией.В настоящее время сжиженный газ поступает из Алжира и Марокко на терминал впорту Сетубал. Подводный газопровод длиной 45 км. свяжет г. Танжер (Марокко) с г. Тарифа (Испания). На территории Португалии уже ведется прокладкагазопровода Сетубал – Брага (380 км.), распределительных сетей (370 км.) и строительство ТЭС в г. Тапада (рядом с г. Порту) мощностью 990 мвт. (3 генератора по 330мвт.). Пуск первого генератора состоялся в марте 1998 г.
До 1991 г. природный газ в теплоэнергетике Португалии не использовался, в 1997 г. потребление составило 133 млн. куб. м., на 1998 г. было запланировано потребление для этихцелей в объеме 508 млн. куб. м. и на 1999 г. – 1016 млн. куб. м., то есть в 6 раз больше, чем в 1997 г. Газификация теплоэнергетики позволит экономикеПортугалии постепенно уменьшить объемы импорта нефти и угля с тем, чтобы вдальнейшем свести импорт этих энергоносителей до минимума.
Вправительстве Португалии лежит план создания к 1999 г. суперхолдинга на международном уровне в области нефти и газа. Новая компания, оценочнаястоимость которой составит 320 млрд. эскудо, объединит компании «Петрогал» и«Газ-де-Португал». На следующем этапе предусмотрено присоединение к этомухолдингу компании «Электрисидаде-де-Пopтyгал» (производство и распределениеэлектроэнергии), для чего создана в рамках этой компании рабочая группа,изучающая возможности перевода всех ТЭС на природный газ. Позициигосударственного сектора в этой компании после двух этапов приватизации ееакций (государство располагает 50% плюс 100 акций) оставляют ему достаточноепространство для маневра, связанного с созданием этого нового суперхолдинга.
Виюне 1998 г. подписан контракт между компаниями «Трансгаз» и «Газ-де-Португал»и консорциумом нигерийских компаний с компанией «Шелл» на поставку вПортугалию, начиная с 2000 г., 300 млн. куб. м. сжиженного природного газаежегодно. Одновременно подписывали контракт с испанскими компаниями «Газ-Натурал»и «Энагаз» на приемку этого газа на терминале в испанском порту г. Уэльга, егорегазификацию и последующую транспортировку по газопроводу в Португалию.
Подписаниеэтих контрактов является первым альтернативным решением с тем, чтобыдиверсифицировать поставки газа исключительно из Алжира, как это планировалосьранее. Изучается также проект строительства газохранилища в центре Португалии соценочной стоимостью в 25 млрд. эскудо.
Гидроэнергетикастраны активно развивается, начиная с 60-х годов, когда был согласован сИспанией (все основные реки начинаются на территории этой страны и их течениезарегулировано каскадом плотин) и стал реализовываться совместный план развитиягидроэнергетики. По оценкам португальских экспертов, этот план практически выполнен.
Внастоящее время разрабатывается проект строительства ГЭС в верховьях реки Доуруна севере страны недалеко от границы с Испанией. Другой проект национальногозначения – строительство водохранилища и ГЭС Алкева на реке Гуадиана (восточнаяграница с Испанией) мощностью 240 мегаватт. В 1997 г. согласован с ЕС вопрос финансирования строительства этой ГЭС с привлечением инвестиций изфондов ЕС. Общая оценка затрат на реализацию этого проекта – 2 млрд. долл.
Программа«Энергия», разработанная правительством Португалии при содействии ЕС и частичнофинансируемая из фондов ЕС, рассчитана на 1994-99 гг. Основная цель этойпрограммы – уменьшить зависимость энергетики страны от импорта энергоносителейс 96,7% до 90%: за счет увеличения потребления природного газа (что дастэкономию средств до 40%), более рационального использования электроэнергии впромышленности и быту и широкого освоения возобновляемых источников энергии(ветровые, термальные электростанции, использование солнечной энергии длябытовых целей и др.).
Ветровыеэлектростанции (ВЭС) появились на территории Португалии в 70-х годах (пос.Лоурел в окрестностях г. Лиссабона). Функционируют ВЭС в окрестностях г. Синеш,г. Ламегу, на о. Мадейра.
Врамках программы «Энергия» планируется довести к 1999 г. установленную мощность ВЭС до 100 мвт. Перспективными регионами для этих целей признаныдолина реки Доуру и архипелаг о. Мадейра. Муниципалитет г. Кашкаиш (пригородЛиссабона) изучает вопрос о строительстве в этой зоне ВЭС.
Геотермальныеэлектростанции (гео-ТЭС) являются перспективными на архипелаге Азорскихостровов, имеющем все признаки геотермальной зоны. На о. Сао-Мигел ужефункционирует гео-ТЭС, покрывающая 20% потребностей острова, разрабатываетсяпроект строительства гео-ТЭС мощностью 20 мвт. на о. Тершейра, что должнополностью обеспечить потребности острова в электроэнергии.
Изучаютсятакже возможности строительства новых гео-ТЭС на о. Сао-Мигел (установленнаямощность двух действующих в сумме равна 5,7 мвт.) с тем, чтобы довестиэнергообеспечение острова за счет гео-ТЭС до 50%. На очереди – проекты гео-ТЭСна островах Пику и Файал.
Утилизацияотходов. Вопрос утилизации промышленных и бытовых отходов является достаточнозлободневным для Португалии, стремящейся поддержать и сохранить имидж одной изсамых незагрязненных стран Европы с целью привлечения иностранных туристов.Этот вопрос впервые обсуждался правительством в 1996 г. в связи с тем, что большие скопления твердых отходов расположены в окрестностях гг. Лиссабонаи Порту.
Внастоящее время разрабатывается пилотный проект производства по сжиганиютвердых отходов, скопившихся в северных пригородах Лиссабона, что позволит, помнению авторов проекта, производить ежегодно 300 мегаватт/час электроэнергии итем самым сократить объемы импорта энергоносителей, используемых на ТЭС.
Энергиясолнца. На территории Португалии нет в настоящее время солнечныхэлектростанций. Вместе с этим, уже запущены в производство и широко рекламируютсяустановки по нагреву воды в бытовых целях. В условиях, когда цены наэлектроэнергию в Португалии являются самыми высокими в ЕС (по даннымМеждународного агентства по энергетике за 1997 г. при индексе цен Норвегии, принятом за 100, индекс цен в Португалии равен 411), население,особенно располагающее отдельными жилыми строениями, все больше приобретает этиустановки.

Транспорт.Авиация
ПроведениеВсемирной выставки «ЭКСПО-98» летом 1998 года стимулировало комплекс работ посовершенствованию всех видов транспорта и коммуникаций. Европейский союз напротяжении 5-6 последних лет выделял инвестиции, способные устранить отставаниетранспортной сети Португалии от партнеров по ЕС.
Морскойтранспорт. За 1997 год объемы грузооборота незначительно увеличились (5%) исоставили 61 млн. тонн: доставлено в страну – 44, вывезено – 17 млн. тонн.Всего в стране насчитывается 357 транспортных судов общим водоизмещением 952тыс. брутто регистровых тонн. За минувший год в портах страны обработано 14866судов. Перевезено пассажиров – 556 тыс., в т. ч. 206 тыс. транзитных. Из 19портов страны, наиболее значимыми по объему грузопотоков являлись в 1997 г. следующие.
ПортЛиссабона. В 1997 г. произведена реконструкция пассажирских причалов,направленная на увеличение потока судов обслуживающих местные линии.
Грузооборотпорта снизился почти на 10% и составил 11,5 млн. тонн. Среди грузов преобладаликонтейнерные перевозки. Из причин, послуживших снижению грузооборота отмеченынеудовлетворительные связи порта с автострадами Севера и Юга страны, а такженизкая пропускная способность железнодорожной ветки порта.
ПортСинеш. Единственный порт, способный принимать и обрабатывать крупнотоннажныесуда, с осадкой до 22 метров. Насчитывает 4200 работающих. Обработано более2000 судов, с общим весом грузов (в основном угля, нефти, нефтепродуктов ихимических веществ) – 21,4 млн. тонн.
Проводитсямодернизация порта, направленная на быструю обработку контейнеров различногообъема, продолжено строительство причала длиной 300 метров, а также линий по выгрузке угля.
ПортЛейшоеш. Предназначен в основном для генеральных грузов, автотранспорта иконтейнеров. Грузооборот в 1997 году составил 13,3 млн. тонн. Объемпассажирских перевозок незначительный – 32 тыс. за год.
ПортСетубал. Грузооборот порта составил 5 млн. тонн, рост 11% к 1996 году.Программа модернизации порта предполагает инвестиции до 2000 года в объеме 7млрд. эскудо (около 40 млн. долл.) для завершения строительства контейнерноготерминала и укрепления береговой зоны г. Сетубала.
ПортАвейро. Грузооборот порта составил 2,6 млн. тонн. Рост к 1996 году – 27%.
ПортВиана ду Каштелу. Грузооборот порта возрос по сравнению с 1996 годом на 80% исоставил более 0,5 млн. тонн.
Другиепорты континентальной части страны: Фигейра да Фос, Портимао и Фаро, менеезначимы. Их общий грузооборот составил 4,4 млн. тонн.
Порты,расположенные на Азорских островах и острове Мадейра, предназначены в основномдля жизнеобеспечения населения островной части и вывоза на континент с/хпродукции, производимой на островах. Их грузооборот составил соответственно 1,7и 1,5 млн. тонн.
Железныедороги. Число работающих в отрасли – 13150 человек. Протяженность сетижелезнодорожных линий составляет 3065 км. Локомотивов – 275, в т. ч. дизелей – 194, электровозов – 81. Вагонов – 5101, в том числе пассажирских – 503 шт.
В 1997 г. возрос объем грузовых перевозок на 12% и составил 9,61 млн. тонн или 2342 млн. тонн/км, в т.ч. перевезено 34432 контейнера, общим весом 396 тыс. тонн. Структурагрузоперевозок распределилась следующим образом: цемент – 26%, уголь – 18%,древесина – 16%, бумага – 7%, контейнеры – 6%, минералы – 6%, другие грузы –21%
Инвестициив развитие железнодорожного транспорта в 1997 году составили 48132 млн. эскудо(260 млн. долл.). Программа модернизации данного вида транспорта до 2001 г. включительно предусматривает общий объем инвестиций в 666 млрд. эскудо (3,8 млрд. долл.).Основными составляющими программы можно считать следующие:
— реализация проекта движения поездов по мосту через реку Тежу (1997-98гг.), общаястоимость проекта 245 млрд. эскудо (1,4 млрд. долл.);
— строительство моста через р. Доуру;
— модернизация линии на Бейра Алта (1998 г.);
— строительство ветки скоростного поезда Лиссабон-Порту «Пендолино» со скоростьюдвижения 220 км/час, стоимость проекта 13,5 млрд. эскудо (76,7 млн. долл.),готовность – апрель 1998 г.;
— строительство скоростной ветки между Порту и Виго, со скоростью движенияпоездов 140 км/час, ввод в эксплуатацию в 2002 году;
— сооружение новой ветки по Лиссабону и пригородам до 1999 года, с предполагаемымпассажиропотоком до 40 млн. человек в год;
— модернизация линий на Север и Юг страны, интенсификация движения пригородныхпоездов Лиссабон-Кашкайш и Лиссабон-Синтра, строительство и реконструкцияжелезнодорожных мостов тоннелей и др.
Метрополитен.Действующая в г. Лиссабоне сеть метрополитена увеличилась в 1997 году на 4,2 км. и составила 26,2 км. линий. Количество обслуживающего персонала – 2,1 тыс. человек,перевезено 123,9 млн. пассажиров. Продолжаются работы по реализации проектастроительства метро юга Тежу (MST).
В1997 году проведены конкурсы, определены кампании Португалии, Франции, Италии,Германии и др. стран, участвующие в реализации проекта создания метро в г.Порту, распределены их зоны ответственности и объемы инвестиций, которыесоставят 169 млрд. эскудо (960 млн. долл.). Всего будет сооружено 4 линии общейпротяженностью 70 км., первая из них планируется к пуску в 2000 году, а к 2002году будут курсировать уже 72 поезда.
Автомобильныйтранспорт. Протяженность автодорог составляет 10633 км, в том числе островной части страны – 687 км.
Количествозарегистрированных в стране автомобилей (легковых и грузовых) насчитывает 4985тыс., тракторов – 233 тыс., тягачей – 280 тыс, мотоциклов – 219 тыс. ед.Следует отметить рост автомобильного парка за счет импорта в Португалию бывшихв употреблении автомашин (50,3 тыс. ед. против 17 тыс. – в 1996 году), восновном из Германии, Италии, Франции. Учитывая данное обстоятельство,правительство страны разработало и реализует нормативные меры, препятствующиеданному виду импорта.
Грузооборотавтомобильного транспорта неуклонно растет и в 1997 году составил 315 млн.тонн, в том числе экспортно-импортных грузов – 11 млн. тонн.
Перевезенопассажиров междугородными автобусами – 562 млн. человек и городскими в гг.Лиссабон и Порту – 594 млн. чел.
В1997 году объем инвестиций в строительство автодорог составил 132 млрд. эскудо(672 млн. долл.). Полностью завершено строительство скоростной автострадыЛиссабон-Брага, в 1998 текущем году планировался ввод всех участков автострадыЛиссабон-Алгарве. До 2002 года предполагается открыть пять новых скоростныхавтострад, связывающих Португалию и Испанию.
Вапреле 1998 года открыто движение по мосту имени «Васко да Гама»через р.Тежу, самому большому по протяженности в Европе. Пропускная способность егосоставит в 1998 году – 8 млн. автомобилей, в 2100 г. – 33 и в 2030 г. – 49 млн. автомобилей.
Авиация
Общаяпротяженность маршрутов составляет 229 тыс. км. Количество выполненных за годрейсов – 56110. В 1997 году перевезено 4098 тыс. пассажиров. Грузооборотсоставил 65 тыс. т. общих грузов и 8, 4 тыс. т. почты. Основных аэропортов встране – 3. Аэропорт Лиссабона. В 1997 году пассажиропоток и грузооборотаэропорта возросли почти в 2 раза. Принято самолетов – 35 тыс. Обслуженопассажиров – 6343 тыс. человек, в том числе транзитных – 233 тыс. Обработаногрузов – 99 тыс. тонн, в том числе почтовых – 10 тыс. тонн.
В1997 году завершена реконструкция здания аэровокзала. В соответствии ссуществующей программой ALS-2000, после окончания работы выставки «ЭКСПО-98»реконструкция аэропорта продолжится вплоть до конца 1999 года. Выполненныеработы позволят увеличить пассажиропоток до 12 млн. пассажиров в год ипринимать одновременно до 30 авиалайнеров за час.
АэропортФаро. В минувшем году отмечен рост пассажиропотока. Всего принято 13,1 тыс.самолетов. Обслужено пассажиров – 3831 тыс. человек, в том числе транзитных –179 тыс. Обработано грузов – 2,1 тыс. т. Начаты работы по совершенствованиюсистемы безопасности полетов, которые будут завершены в 1998 году.
АэропортПорту. Принято самолетов – 13,4 тыс. Обслужено пассажиров – 2116 тыс. человекат. ч. транзитных – 202 тыс. Обработано грузов – 25,8 тыс. т., в том числепочтовых – 430 тонн. Принят план реконструкции аэропорта на период 1999-2001гг., который предусматривает преобразование его в один из самых современных иудобных в Европе, способный обслуживать до 6 млн. пассажиров в год.Предусмотрено финансирование этих работ в объеме 7,8 млрд. эскудо (42 млн.долл.)
Остальные10 аэропортов значительно меньшей мощности и кроме островных, используются восновном для обслуживания междугородных пассажирских и почтовых перевозок.
Судоремонт
Судостроениеи судоремонт является важным сектором экономики Португалии, объединяющим 56предприятий и подразделяющимся на две отрасли: строительство маломерных исредних судов для рыболовного, портового и каботажного флота, а также крупный исредний судоремонт. При этом судоремонт является доминирующим направлениемдеятельности португальских верфей, поскольку стоимостной объем производимой вэтой сфере продукции составляет 80%.
В1997 году португальское правительство предприняло ряд мер по выводусудоремонтных верфей из затянувшегося кризиса путем интеграции с европейскимипредприятиями с целью приобретения наиболее совершенных технологий и на их базепополнения портфеля заказов.
3а10 последних лет рыболовный флот Португалии уменьшился почти на 50%, что за тотже период вызвало снижение загрузки судоремонтных верфей на 27%. Кроме этого,отрасль ощущает серьезную конкуренцию со стороны испанских предприятий.
Основнымипредприятиями являются верфи «Виана ду Каштелу» (обладает наибольшимипроизводственными мощностями по строительству судов) и «Лижнаве» – крупнейшеесудоремонтное предприятие в Европе.
Верфь«Лижнаве» располагает современными судоподъемными средствами, имеет 8 сухихдоков, наибольший из которых – размером 520 на 90 метров, что позволяет осуществлять ремонт танкерного флота в 1 млн. тонн дедвейта.
Длинаремонтных причалов, оборудованных централизованными коммуникациями, современнымподъемно-транспортным оборудованием превышает 2500 метров. Основные производственные мощности «Лижнаве» ориентированы на ремонт танкерного флота. В1997 году на «Лижнаве» начато создание двух новых предприятий по ремонту судов(3800 рабочих мест). Программа расчитана до 2003 года и оценивается в 83,3млрд. эскудо (470 млн. долл.). За первое полугодие 1997 года верфи «Лижнаве»увеличили объем ремонтных работ на судах почти в 2 раза. Объемы ремонтанефтяных танкеров в 1997 году возросли на 18%.
Каки планировалось, в 1997 году начата реконструкция верфи «Митрена» в г. Сетубал.Общая стоимость проекта составит примерно 88 млн. долл.
Врезультате проведенных преобразований 48% акций «Лижнаве«принадлежатгруппе частных предприятий «Мелло», 37% – частным акционерам и 15% акцийнаходятся в руках государства. Число рабочих мест на «Лижнаве» в 1997 годусократилось с 3200 до 2300.
Судоверфь«Виана ду Каштелу», одна из старейших в Португалии, была основана в 40-х годахкак судостроительное предприятие. Кроме этого, предприятие занимается мелким исредним судоремонтом. На «Виана ду Каштелу» занято около 1300 человек. Верфьрасполагает двумя сухими доками размером 157 на 25 и 129 на 18,5 метров для строительства судов, третий док расположен за пределами верфи и предназначен дляремонта судов, который составляет до 15% объема производства «Виана ду Каштелу»Предприятие имеет причалы длиной до 400 метров, что позволяет производить достроечные и ремонтные работы.
Помимостроительства судов для национального флота верфь «Виана ду Каштелу» реализуетзаказы немецких и норвежских фирм на строительство 6 судов для контейнерныхперевозок, 6 судов для транспортировки химических продуктов и 4 для перевозкицемента. Общая стоимость контрактов 270 млн. нем. марок. Для выполнения заказовверфь «Bиaнa ду Каштелу»привлекает мощности испанских верфей в г. Виго,где строятся носовые части корпуса.
В1997 году в секторе строительства и ремонта маломерного рыболовного и портовогофлота году изменений не произошло. По-прежнему за год строится 30-35 судов.
Занимаяудобное географическое положение на пересечении морских путей, португальскиеверфи представляют интерес для иностранных компаний по проведению судоремонта,особенно танкерного флота, который осуществляет перевозки нефти инефтепродуктов с Ближнего Востока на север Европы.
Туризм
Впоследние годы правительство уделяет приоритетное внимание развитию этой сферыдеятельности государственных и коммерческих структур.
Нарядус прямыми и косвенными инвестициями как национальных, так и иностранныхинвесторов, проводилась большая работа по разработке и введению в действие сиюня 1997 года нового «Закона о туризме». Последний четко разграничивает правацентральных и местных органов, позволяет избежать дублирования их функций имногих бюрократических моментов в работе.
Поданным Института внешней торговли (ИСЕП) в 1997 году Португалию посетило 8 млн.иностранных туристов. Пик туристического сезона приходится на июль-сентябрь.Рост эагрузки отелей отмечается также в начале-середине февраля (Карнавал) итретьей декаде декабря (Рождество). В межсезонье (зима, весна, осень) гостиницыв местах массового отдыха загружены на 20-30%. Исключение составляет о.Мадейра, где заполняемость отелей не опускается ниже уровня 50%.
В1997 году основной поток туристов зафиксирован из Великобритании, Германии,Голландии, из Скандинавских стран и Испании. Как положительный итог рекламнойкомпании по привлечению туристов в Португалию, проведенной в 1996-97 гг.,расценивается увеличение общего количества туристов из Великобритании,Голландии, Швеции в течение всего периода высокой туристической активности(май-октябрь). Рост посещаемости мест отдыха португальскими гражданами составилоколо 20% к 1996 году.
Отмечаетсяувеличение интереса российских туристических фирм к Португалии, как кконтинентальной ее части, так и к островам. В 1997 г. Португалию посетило около 12 тыс. туристов из России. В очередной раз на ежегоднойтуристической ярмарке, прошедшей в Лиссабоне в январе 1998 года, присутствовалипредставители российских турфирм, которые активно интересовались возможностью иусловиями организации отдыха в Португалии.
Португальскиепредставители туристического бизнеса с оптимизмом встретили наступлениетуристического сезона – 1998 года. В январе в Лиссабоне и окрестностяхотмечалась полная загрузка гостиниц, во многих из них не было свободных местуже на период с мая по сентябрь. В 1998 году планировалось прибытие более 12млн. туристов. В немалой степени этому способствовало проведение в ЛиссабонеВсемирной выставки «ЭКСПО-98» .
«ЭКСПО-98». Об участии России во всемирной специализированной выставке (Лиссабон,Португалия, 22 мая-30 сентября 1998 г.). Правительство Российской Федерации вответ на официальное приглашение Правительства Португалии приняло решение обучастии страны в «ЭКСПО-98». В ноябре 1995 г. создали Организационный комитетво главе с заместителем Председателя Правительства РФ.
МинфинРоссии в 1997 году в соответствии с утвержденной сметой расходов по бюджетномуфинансированию подготовительных работ и распоряжением Правительства РФ от 22октября 1997 года выделило ЗАО «Экспоцентр» 1,2 млн. долл.
Вцелом бюджетные затраты на участие России в «ЭКСПО-98» составили 3,5 млн. долл.Был осуществлен отбор экспонатов в российскую секцию на ЭКСПО-98. Позаключениям экспертных комиссий Миннауки, Минэкономики, МВЭС России иРоссийской Академии наук национальная экспозиция представила Россию как мировуюморскую державу с богатейшими традициями освоения океана, природными ресурсами,обладающую новейшими технологиями и ноу-хау, высоким научным, культурным иинтеллектуальным потенциалом.
Вчисло экспонентов вошли музей Мирового океана (г. Калининград), МинприродыРоссии, Госкомгидромет, институт Океанологии им. П. П. Ширшова, РАО «Газпром»(г. Москва), ИКБ «Лазурит» (г. Нижний Новгород), Мурманское морское пароходствои т, д.
Важнойсоставной частью павильона стал информационный центр, где сосредоточена всядоступная информация о России и ее регионах, включая экономику, ресурсы,социальные вопросы, законодательство, инвестиционные проекты и т. д.Специалисты ФАПСИ совместно с МВЭС и Минэкономики России сформировали базыданных, разработали демонстрационные версии.
Наспонсорской основе фирмой «Триумвират» создана «виртуальная модель» павильонаРоссии на «ЭКСПО-98», благодаря чему широкий круг пользователей сети Интернетимел возможность знакомиться с российской экспозицией, получать необходимуюинформацию.
Вцелях повышения политического реноме России, значимости участия страны в«ЭКСПО-98», демонстрации нового видения общечеловеческих экологических,гуманитарных, экономических проблем и возможных путей их решения начатареализация международной программы «Человек и Океан. Глобальная Инициатива»,состоящей из уникальных научно-технических, экологических, образовательных,культурных и спортивных проектов.
Врамках программы состоялось участие российской команды на яхте «Глобальнаяинициатива» в чемпионате мира. Группа пловцов из международной ассоциации«Зимнее марафонное плавание«совершила заплыв протяженностью около 150 км. по озеру Байкал. В ноябре 1997 г, из Санкт-Петербурга в меридиональное кругосветное плаваниевышла яхта «Урания-II». Известный российский путешественник Федор Конюховначал свое новое одиночное кругосветное плавание, старт которому дан на«ЭКСПО-98».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возможности Excel
Реферат "Барселона Коста- брава Париж"
Реферат Творчество Ореста Адамовича Кипренского
Реферат что такое любовь
Реферат 2010 г. Билеты по дисциплине: «Международное (публичное) право»
Реферат Д. Рикардо о факторах определяющих стоимость товара (Контрольная)
Реферат Об одном дипломатическом казусе во время Второй Мировой войны
Реферат Глобальные проблемы современности философские аспекты
Реферат Навыки самообслуживания у умственно отсталых детей
Реферат Разработка информационной системы Библиотека 2
Реферат Российская нормативно-правовая база процесса оценки
Реферат Алкоголь, его влияние на человека
Реферат Амортизация основных фондов методы амортизации сопоставительный расчет амортизационных отчислений
Реферат "вред курения"
Реферат Варикозное расширение вен нижних конечностей