Министерство образования Российской Федерации Архангельский государственный технический университет Кафедра психологии и педагогики Организация совместной деятельности Выполнил студент СФ III-10 Ершов И.С. Проверил Мосягина С.Ю. Архангельск 2004 ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школьная воспитательная система создается и совершенствуется в процессе реализации разработанной и непрерывно
уточняющейся ее модели. Важную роль в управлении этим процессом играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных в рамках системы задач. Чтобы стать гуманистической, эта деятельность должна быть сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованной, творческой и социально значимой. Культивирование человечности в разных видах деятельности поможет переходу от объективистского, надличностного
познания к субъективно-личностному, феноменологическому изучению деятельности. Это означает педагогически осмыслить деятельность как способ взаимодействия, общения личности с миром, в котором развиваются способности давать внешнее проявление и выражение внутреннему Я ребенка. Это значит понять деятельность изнутри как своеобразный механизм преобразования внешних влияний в собственные развивающие изменения, в новообразования как продукты развития.
Наконец, это значит видеть и различать во внешних проявлениях деятельности внутренние, душевные и духовные силы воспитанников. Обратимся к основным компонентам деятельности, которые так или иначе включаются в воспитательную систему любого образовательно-воспитательного учреждения. Это игра, учение и труд. Игра. В современной практике и теории воспитания существует ряд аксиом, низводящих игру до предварительной пробы будущих серьезных действий до безопасной, лишенной риска тренировки, в
которой отрабатываются умения, необходимые во взрослой жизни до благотворной паузы, заполняющей промежутки в череде серьезных дел. Такой инструментальный подход, в рамках которого игра считается неким дополнительным и необязательным средством, искажает и убивает игру как педагогический феномен. С другой стороны, маргинальная культура вместе с современной индустрией развлечений породили псевдоигру своеобразное небытие, сжигающее избыток жизненной энергии и тем самым опустошающее духовный мир человека.
Поэтому гуманизация игры сегодня означает прежде всего развитие ее педагогической сущности. Последнюю гуманистическая педагогика видела в том, что игра основной способ человеческого общения с возможным и недействительным. Цель и смысл игры в ней самой, а деятельность играющего воображаемое созидание, спонтанно протекающее порождение нереального игрового мира, соседствующего с реальным. И дети переходят, а иногда буквально снуют туда-сюда, из реального в игровой мир и обратно.
В этом смысле подлинная игра ни что иное, как творческое исполнение жизни, хотя и в форме воображаемого творчества. Этим объясняется специфика игрового удовольствия, освобождающая и притягивающая сила игры, завораживающая мощь игрового сообщества, окрыляющая неутомимость играющего ребенка, и в конечном счете высокая педагогическая результативность истинной игры. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры игра имеет тем большую ценность, чем
больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности. Например, игрушки тем лучше, чем больше они вызывают свободную, творческую активность ребенка. Поэтому наилучшие игрушки те, которые ничего не стоят, сделаны самими детьми, ибо, в строгом смысле, игрушка возникает не благодаря промышленному производству, а в игре и из игры. С этой целью представляется возможным обратиться к изучению и конструированию игры как компонента сегодняшней
педагогической деятельности, и в частности компонента школьной воспитательной системы. Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитательный потенциал зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игр во-вторых, от того, каким героям подражают дети. В-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного
нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Педагогу, использующему игровую деятельность в качестве средства гуманизации воспитательной системы, важно понимать скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие личности школьника.
Суть их в том, что в процессе игры у детей возникает трехступенчатая мотивация хочу играть, надо играть по правилам, могу играть. Игровая деятельность самоценна. Однако она может быть использована педагогами для достижения более общих целей. В этом случае игра является методом организации детской жизни. При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу,
находящуюся за пределами данного вида деятельности или ситуации. Происходит своеобразная подстановка мотивов дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом же оказываются вещественные продукты труда, художественного творчества или новые знания. Игра здесь выступает как эмоциональный стимул средство решения новой воспитательной задачи. Чтобы расширить кругозор учащихся, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму вечер
разгаданных и неразгаданных тайн, турнир любознательных, путешествие в Страну книг. Объединить детей в масштабах школы бывает нелегко. Игра в этом смысле явление уникальное. Какие же свойства помогают ей объединять детей Это способность стать увлекательной, соревновательность, быстро складывающееся общественное мнение. Незаменима роль игры в поиске и реализации различных форм организации детской жизни.
В арсенале педагогического мастерства важное место занимают игровые приемы. Среди них наиболее типичны приемы включения детей в действие создание эмоционально-положительной установки и творческого, нестандартного разрешения педагогической ситуации. Любой игровой прием результат педагогического и детского творчества. Следует отметить несколько особенностей руководства игровой деятельностью.
Эти особенности связаны со спецификой самих игр и выражаются в педагогической позиции взрослых, когда воспитатель занимает позицию увеличенной дистанции, игровую, частичной включенности и коллективного примера. Учение школьников порой рассматривается неоправданно узко как познавательная деятельность. Тем самым обращается внимание преимущественно на ее когнитивную направленность, хотя последняя является не исходным пунктом, а, скорее, педагогическим результатом и относительно поздним этапом в развитии
учения. Перспективными представляются подходы к учению в более широких взаимосвязях, изменяющих положение, статус и самооценку ребенка как ученика. Сюда относятся развитие Я-концепции ученика, рассмотрение учебной деятельности через призму школьных успехов ребенка и повышения успешности его учения, отработка внешних предпосылок развития личности в учении стратегия обучения, его содержательно-организационные, методические стороны, актуализация микросоциальных и коммуникативных
аспектов обучения. Каждый из указанных подходов позволяет повысить уровень субъектности школьников в учебной деятельности. Так, в системе учитель ученик это возможно за счет эмоциональной поддержки со стороны учителя, его интереса к внутреннему миру ребенка, роли педагога как образца и как фактора постоянной помощи, поддерживающего высокий уровень мотивации. В отношениях школьник соученики учебно-познавательная активность ребенка формируется в той мере, в какой
развиваются отношения соученичества в разных формах учебной работы и в какой мере эти соотношения укрепляют коллектив класса как социально-психологическую целостность. Наиболее сложной представляется проблема гуманизации отношений школьник учебный материал, еще называемая гуманитаризацией содержания обучения. Это содержание обычно предстает перед ребенком как данность продуманная умными взрослыми, четко структурированная и систематизированная совокупность сведений, зафиксированная
в понятиях, формулах, фактах, описаниях. Такое содержание с необходимостью ограничивает учебную активность школьников рамками восприятия, усвоения и репродукции готового учебного материала. Вместе с тем теория и практика гуманистического воспитания позволяют утверждать следующее. Уровень субъектности учащихся в учебном процессе существенно повышаются, если взаимопроникновение школьников в учебный материал развертывается как создание целого или как его достраивание, завершение.
Если учение рассматривается в контексте развития, то связи, объединяющие учебный материал в единое целое, не должны даваться готовыми. Они должны быть закодированы в программе, учебнике, пособии, в содержании урока так, чтобы угадывались в учебном материале. Тогда поиск, додумывание этих связей и объединение их на основе материала в единое целое могут стать важным фактором развития субъектности учащихся. Кроме того, учебный материал может интегрироваться в единое целое на основе метода науки, научной концепции.
Последние также должны присутствовать в содержании школьного обучения как бы неявно, заключать в себе тот или иной элемент конструктивности, обращаться к жизненному опыту учащихся, к их знаниям, полученным вне школы. Развитие обозначенных аспектов гуманизации учебной деятельности требует выявления человеческой специфичности действия тех или иных идей, учебного материала на ребенка. Учение деятельность, занимающая львиную долю времени современных школьников.
Конечно же, воспитывает прежде всего содержание образования, включающее знания тех общечеловеческих ценностей, о которых речь уже шла. Единственным способом эффективного освоения становится переживание, связанное с удовлетворением потребностей детей в этих знаниях. Возбудить и развить эти потребности можно, например, с помощью проблемного обучения, в процессе которого используются методы проблемного изложения материала, эвристический и исследовательский методы, но при
непременном условии воспитывающего обучения, то есть при соотнесении каждого педагогического шага учителя с потребностями и мотивами каждого ученика. Основной путь этого вовлечение учащихся в исследовательский поиск, в творческое применение получаемых знаний. Особую роль в развитии школьной воспитательной системы играют предметы художественного цикла. Воспитательный аспект этих предметов является основополагающим, ключевым. В школьную программу они вводятся совсем не затем, чтобы обучить школьников художественному
ремеслу. Цель их дать образное видение мира, воспитать эстетическое к нему отношение. По самой своей сути учебные предметы художественного цикла это предметы воспитательного профиля. Они должны быть направлены на развитие художественных, эстетических интересов, потребностей, вкусов, идеалов. Преподавая информатику в школе, важно не только дать знания и навыки работы с компьютером. В процессе обучение компьютер может выступать не только в качестве тренажера, демонстрационного устройства,
контролера, оценивающего знания и т.п. Его можно использовать и в качестве универсального моделирующего средства, делающего полученные с его помощью знания более доступными и глубокими. Компьютер помогает расширить сферу общения школьников, установить контакты с зарубежными друзьями. Необходимо учитывать, что воспитывает не только содержание обучения, но и сама организация учебного процесса. До последнего времени такой организацией школьного обучения была классно-урочная система.
Но ее статичность, ограниченная возможность индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения постоянно заставляли вести поиск новых организационных форм обучения. Одно из направлений такого поиска с целью дифференциации обучения создание гомогенных однородных классов. Сейчас нет единого мнения о целесообразности создания таких классов. Так, если в сфере обучения плодотворность их создания в основе признается, то в сфере воспитания целесообразность
их создания подвергается сомнению. Гомогенные классы, созданные для обучения сильных учащихся, сориентированных на определенную специальность или имеющих развитые способности, безусловно, позволяют дать этим школьникам более глубокие и разносторонние знания, но они же ведут и к формированию у них чувства превосходства над другими, обыкновенными детьми. Важным путем преодоления минусов классно-урочной системы является, как известно, внутриклассная групповая работа. Но и здесь возникает проблема какие же группы следует
создавать гомогенные или гетерогенные Сегодня каждому учителю ясно, что всех учить одинаково нельзя, что любые фронтальные методы работы на уроке, создающие иллюзию высокой активности класса, должны все чаще уступать место групповой, парной и индивидуальной работе. Надо приучать себя к мысли, что ученик не должен знать все да в большинстве случаев это и невозможно. Необходимо признать за ним право выбора учебного материала, право что-то любить, а что-то нет педагоги
должны помочь ему сделать собственный выбор. Но сегодняшний школьник не имеет права опускаться ниже обязательного минимума, знание которого оценивается оценкой три, все же остальное его суверенное право, и заставлять его учиться лучше педагоги не вправе. Можно убеждать, агитировать, увлекать, развивать интерес, но не принуждать. Только освободив ученика от страха можно вызвать в нем сознательное, заинтересованное отношение к учебе.
Только знания, ставшие его личной потребностью, могут стать ценностью. Современный школьник знает многое и о многом, но меньше всего о самом себе. Это происходит и потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы наши воспитанники научились с помощью наук и накопленного человеческого опыта познавать и совершенствовать себя, это стало бы истинной радостью познания. Особенно важное значение для реализации воспитательных
функций обучения имеет диалогичность взаимодействия учитель ученик, ибо в процессе диалога отношения учителя и ученика преобразуются в творческое сотрудничество, позиция ученика становится во многом самостоятельной, свободной. Важна многогранность, гибкость форм этого взаимодействия, включение таких форм, когда школьник принимает установку учителя, точку зрения товарища или коллективное мнение как основание для действия. При этом в общении учитель ученик особое значение имеет создание условий, дающих школьнику возможность
пережить чувство радости и успеха при достижении поставленной цели, даже если эти успехи незначительны. Наряду с традиционным уроком как основной формой организации учебно-познавательной деятельности следует развивать нетрадиционные уроки межвозрастные, многопредметные, обучения творчеству, добавочных знаний, по выбору, обмена знаниями, общения, проводимые на природе, в картинной галерее, музее, библиотеке, театре. В связи с этим велика роль познавательных экскурсий, поездок, экспедиций, играющих важную роль
в вооружении учащихся знаниями, развивающих их интересы, эрудицию. Особого внимания заслуживает проблема использования игры особенно в младшем и среднем возрасте в процессе обучения, обучение через сказку, дидактическую игротеку, театрализацию знаний. Вместе с тем школьникам среднего и особенно старшего возраста под силу участие в работе спецкурсов и спецсеминаров, исследовательских групп, публичные защиты курсовых и дипломных работ, работа по индивидуальным
творческим планам, создание собственных программ и пособий. Давно известно, что знания усваиваются глубже и прочнее, если ученик пытается передать их другому эффект активной педагогической позиции более других приемов реализует субъектную роль школьника в учебном процессе. Формы такой субъектности многообразны штабы знаний, советы знатоков, работа консультантов, обозревателей, классных эрудитов, профильного актива. Современному учителю необходимо резко уменьшить долю знаний,
даваемых учащимся в готовом виде, и увеличить долю знаний, добытых самими школьниками. Вот почему первый план в методическом арсенале учителя должны выступать такие формы, как сократовские беседы, свободные дискуссии, импровизации на заданную тему, мозговые штурмы. Роль семьи в учебных успехах детей всегда была велика. Но если прежде всех устраивала роль семьи как домашнего контролера и помощника учителя, то сегодня
важно, чтобы знания как нравственная ценность вошли в идеологию семьи. Кроме того, родители могут значительно усилить свою субъектную позицию. Ведь они тоже источник знаний, поэтому вполне допустимо их активное участие в школьном учебно-познавательном процессе проведение некоторых уроков, подготовка различных мероприятий, изготовление пособий, оборудование учебных кабинетов, привлечение интересных людей, экскурсионная работа.
Значительно активизируют ученика ситуации выбора, которые все больше наполняют учебный процесс. Сегодня школьнику предлагают варианты контрольных и домашних работ, учебников и программ, специализированных групп и профильных классов, выбор экзаменов и их формы. Важно соблюдать принцип разумной достаточности, не допускать ранней специализации и подмены родительскими притязаниями желания ребенка. Труд в контексте воспитания следует рассматривать как совокупность физических,
интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей. При этом актуализируются как внешние параметры труда, связанные с его объективированным результатом, так и внутренние, духовные стороны деятельности. Важно понимать, что труд ребенка это начиненный смыслами феномен его внутреннего мира, связанный с целями и ценностями, с борьбой мотивов и самоопределением,
с переживаниями и самооценкой. Это не только сфера развития практических умений, мышечных и волевых усилий, но и важная область укрепления мускулов души, ума, гражданственности, совести, любви к людям. Поэтому чем в большей степени в процессе достижения социально значимой и важной для ребенка цели задействованы интеллектуально-практические, нравственные, социальные, эстетические и другие силы воспитанника, тем в большей мере эта деятельность становится его трудом, тем ценнее труд как педагогическое явление.
Труд младших школьников выступает как подвижная практическая деятельность в игровой, художественно-романтической форме, причем с конкретным предметно-вещественным результатом, нужным самим детям, окружающим людям. Это может быть выращивание цветов, овощей и злаков, уход за животными, изготовление игрушек, в том числе кукольной одежды, моделей. По мере взросления воспитанников труд проектируется как созидательный способ выражения мысли, нравственного отношения к людям и природе, гражданской заботы и других личностных
потенций. На первом плане предполагается социально значимый эвристический, эстетический, нравственный замысел то есть идея, связанная с результатом, для достижения которого и нужна собственно работа, приобретаемые в ее процессе умения и навыки. При этом трудовой компонент современной школьной воспитательной системы должен быть гибким и вариативным. В его основе не монументальные программы по труду, а временные проекты, учитывающие региональные особенности, предполагающие добровольное участие ребят и взрослых.
Конечно, для этого нужно новое педагогическое видение труда нужна своеобразная оптика, позволяющая вместе с воспитанниками в потребностях сегодняшней и завтрашней жизни увидеть привлекательный замысел, осуществление которого пробуждает мысль и душу, требует знаний и умений, терпения и ответственности, развивает способности ребят, утверждает их компетентность и хозяйственность. В любом случае эти проекты должны быть комплексными они должны вводить детей в мир труда как в социокультурную,
природную и техническую целостность. Например, организация работы школьного или межшкольного объединения зеленых создание школьного мини-предприятия, основанного на производстве гончарных, кузнечных изделий, национальной одежды, народных игрушек и украшений создание подросткового кафе и полное обеспечение его работы выпуск газет или журналов создание культурно-исторического комплекса и другое. Вместе с тем такая инструментовка помогает приближению ценностно-смысловых, содержательных, организационных
граней конкретных трудовых дел к интересам и потребностям сегодняшних школьников. В гуманистической системе воспитания труд должен выступать как носитель человеческой культуры материальной, нравственной, интеллектуальной, эстетической и как созидательный способ взаимодействия школьников с миром. При включении труда в жизнь школы необходимо его мотивационное обеспечение как фактора личностного развития школьников. Оно должно осуществляться путем врастания труда в чувства образ труда и в сознание
идея труда ребенка, а также посредством последующего интегрирования в жизненном опыте ценность труда. Это значит, что ожидаемый и достигнутый результат труда, его процесс должны быть связаны с переживанием воспитанниками собственной необходимости и полезности, личных и коллективных успехов с идеей служения людям, нравственным и общественным идеалам со стремлением к удовлетворению личных и коллективных потребностей к самоопределению и самореализации. Вместе с тем чрезвычайная актуализация трудовой активности, направленной
вовне, способна заглушить внутреннее сосредоточение и самоуглубление. Труд в больших дозах, если он к тому же поверхностно-суетливый, без глубокого участия головы и сердца, грозит обездушиванием активности, может приводить к огрубению чувства собственной жизни. Воспитательным системам прошлого с тонкой настройкой на личность Штейнер, Сухомлинский, Шацкий было присуще гармоническое соединение продуктивного труда с созерцательно-
рецептивной деятельностью. В сочетании труда с сосредоточенным наблюдением жизни, с раскрытием детских душ навстречу слову, музыке, художественному образу воспитывается та способность к благоговению, без которой трудно проявиться наиболее глубоким личностным потенциям. Необходимо иметь в виду, что вместе с тем трудовой компонент воспитательной системы выступает мощным фактором целостности школьного сообщества, влияющим на организационную структуру и ритм жизни, взаимоотношения
воспитанников, нормы и ценности совместной жизни, интегрированные характеристики воспитательной системы школы. Есть некое надо трудовое дело, требующее совместных организованных усилий. Для этого необходимо определенным образом упорядочить, структурировать общность воспитанников, определить их трудовые функции и роли, количество и состав организационных единиц звенья, бригады, группы, команды, содержание и формы самоуправления. Конечно, воспитательная система, ориентированная на развитие личности
ребенка и его творческой индивидуальности, может обойтись и без специальной области трудовой деятельности. Но тогда должен усиливаться созидательный аспект в других сферах жизнедеятельности учащихся. Иначе, повторяем, идея развития личности так и останется всего лишь модной заявкой, за которой все та же школа потребления и усвоения знаний, а в центре ее - динамический компрессор, закачивающий спрессованную информацию в детскую память, минуя тело и душу, убивая интеллект.
Упрочение труда в воспитательной системе происходит через повышение его роли в создании и постоянном улучшении воспитывающей среды. При этом формирование среды, адекватной концепции и целям гуманистической воспитательной системы, открывает ряд ценных объектов труда, актуализирующих коллективные созидательные потребности, способствующие превращению школьного коллектива в субъект воспитания. Таковы основные, на наш взгляд, линии введения труда в воспитательную систему школы.
Мы охарактеризовали каждый из основных видов деятельности школьников, пронизывающих всю структуру жизнедеятельности школьного ученического коллектива. Эффективность их влияния на личностное развитие ребят зависит от того, в какой мере реализуется воспитательный потенциал каждого из них. Но не только от этого. Ведь каждый из охарактеризованных видов в различных дозах, формах включается в жизнь школьного коллектива с учетом его зрелости, возраста ребят, наличия необходимой материальной
базы и творческой подготовки педагогов в этой области. Мало того, все эти виды в реальной педагогической действительности переплетены между собой игра вторгается в урок, труд организуется в форме игры и т.д. Наряду с проблемой гуманизации отдельных, базисных деятельностей существует и проблема их интеграции в жизнедеятельность коллектива. Эта проблема не исчерпывается содержательными и организационными взаимосвязями игры, учения и труда
при всей их значимости. Здесь надо увидеть деятельность как поле жизни каждого ученика и всего школьного сообщества. Тогда она становится жизнедеятельностью в той мере, в какой пронизывается общими интересами и переживаниями, ценностями и нормами совместной жизни, скрепляется общением и отношениями, в том числе эмоционально-межличностными привязанностями. В школах при всем многообразии подходов можно наблюдать три типа организации жизнедеятельности коллектива.
Условно их можно назвать хаотическим, регламентированным и творческим. При хаотическом типе всего много и кружков, и секций, и всяких объединений. Ребята включены в самую разнообразную деятельность. На уроках присутствуют воспитательные моменты. Но все это неупорядочено. А в итоге совсем неясно что же здесь для своего личностного развития имеет каждый отдельный школьник
Очень хорошо, если этот каждый отдельный найдет в школе свою деятельностную нишу, если у него появится любимый предмет, которым он станет увлеченно заниматься, и любимый учитель, который будет преподавать этот предмет. Увлечь ребят надо не только набором личностно значимых предметов, кружков, отдельных занятий, но и всем строем школьной жизни, в значительной степени упорядоченной. Таких школ, регламентирующих жизнедеятельность детей с целью ее упорядочения, немало.
Здесь все строго по порядку, по расписанию. Детей и родителей спрашивают, в каких классах они дети хотят учиться учитывают данные тестов, составляют расписание дополнительных занятий, деятельности кружков. Казалось бы, все учтено. Не учтено только одно возрастные особенности самих детей. А с ними всякое случается, их трудно вписать в строго очерченные рамки. Сегодня ему в математическом классе поэзией А. Блока хочется заниматься, а завтра он урок не выучил
по непонятным причинам. Так какой она должна быть жизнедеятельность ребят в школе Каковы должны быть формы ее организации и содержание, чтобы она вписывалась в создаваемую педагогами гуманистическую воспитательную систему и обеспечивала реализацию тех идей, ради которых она моделировалась и создавалась Условно такой тип организации жизнедеятельности детей в рамках воспитательной системы школы можно назвать творческим. Для него характерно и многообразие видов и форм тех дел, которыми могут
заниматься и занимаются школьники, и определенная упорядоченность крупных, общешкольных дел, включающих всех ребят коллективные творческие дела, лагерные сборы, школьные праздники, олимпиады, и зоны неупорядоченности, свободного творческого поиска, и создание обстановки коллективных переживаний за успехи школы, и включение в жизнь окружающей среды с целью ее совершенствования. Каким должно быть содержание всех этих дел и переживаний, как их организовать, как включить детей разного
возраста, как, в какой позиции включиться самим педагогам все это не может диктоваться сверху. В организации жизнедеятельности требуется педагогическое творчество и взрослых и детей. Чужой опыт при этом, каким бы ярким он ни был, не может быть образцом для воспроизведения. Он только объект для изучения и размышления о путях организации собственного опыта.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |