Реферат по предмету "История"


Древнеегипетское государство и государство франков

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина Контрольная работа по Истории государства и права зарубежных стран студента юридического факультета 1-го курса заочного отделения 3-й группы Исаева Дениса Владимировича 4 вариант г. Казань 420140 ул. Минская д. 18 кв. 66 2005 г. Содержание 1. Древнеегипетское государство2. Государство Франков 10

Литература.1. Древнеегипетское государство Древнеегипетское государство территориально размещалось в узкой долине Нила от первого порога до дельты могучей реки. Географической особенностью, придавшей особое направление развитию египетской цивилизации, было чередование плодородных земель и пустынь. Египет делился на Верхний, занимавший нильскую долину, и Нижний, расположенный в дельте. Долина Нила благоприятна для земледелия, поэтому сюда с изменением климата

переселились из саванны племена протосемитов, берберов и кушитов. Нил был единственным источником влаги в засушливом климате Северной Африки, а прирост населения требовал увеличения площадей пригодной для ведения сельского хозяйства земли. Так стала создаваться ирригационная система земледелия бассейнового типа, строилась сеть магистральных и отводных оросительных каналов, дамбы, плотины. Из полезных ископаемых в

Египте добывались гранит, базальт, диорит, алебастр, известняк, песчаник, медные руды, золото, но не было залежей железа и олова, что сдерживало развитие техники и промышленного производства. Высокопродуктивное земледелие приводит к возникновению здесь первых обществ и государств, т. к. успешно развивались производительные силы и производственные отношения. Излишки производимого общественного продукта, особенно в скотоводстве, для которого характерны большие

объемы прибавочного продукта, оказываются в руках знати и служителей зарождающегося культа. Возникает институт рабства. Первыми рабами были военнопленные - с развитием сельского хозяйства стало выгодно использовать труд военнопленных. Это привело к возникновению частной собственности, социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению ее со временем в эксплуататорский класс. Класс рабов стал пополняться из внешних войны и набеги и внутренних источников бывшие общинники.

Перед возникновением государства сложилась довольно развитая организация управления, которую Ф. Энгельс в работе Происхождение семьи, частной собственности и государства назвал военной демократией. Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока. Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и

его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления. Формирование классов привело к появлению государства, регулирующего общественные отношения в интересах господствующего класса, обеспечивающего строительство и поддержание в рабочем состоянии жизненно важных для Египта ирригационных систем. Первые государства номы охватывали несколько поселений и были скорее не государствами, а военно-демократическими образованиями.

В силу особых природных условий номы - древнейшие самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или дельте Нила - тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств. Приблизительно в конце IV тыс. до н.э. возникают два крупных царства Верхний и Нижний Египет. Некоторое время они существовали рядом, а потом объединились. Выгодное географическое положение позволяло Египту вести активную внешнюю политику, осуществлять связь

с Передней Азией по Суэцкому перешейку, по Нилу - со странами тропической Африки, морским путем с Аравией. Но на первых этапах развития Египет оказался в изоляции, чему немало способствовали соседствующие с ним кочевые племена. Их набеги делали торговые пути небезопасными и усиливали обособленность Египетского государства, что, в свою очередь, формировали египетскую цивилизацию, как самобытное историческое

явление. Египетская цивилизацию оставила многочисленные памятники материальной культуры, в т. ч. и письменные, с помощью которых можно получить более полное представление о культуре и государственности Египта с древнейших времен. Из письменных источников до нас дошли Анналы Тутмоса III, записанные на стенах храма Амона-Ра в Фивах, сочинения жреца Монефона на греческом языке

IV-III век до н.э описывающие историю Египта с древнейших времен. Именно он систематизировал и объединил по признаку родства или особенностей внутренней политики несколько сот фараонов в 30 династий, которые делятся на 3 декады по 10 династий в каждой. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов Древнее,

Среднее, Новое и Позднее царства. Сохранились также архивы юридических текстов и документальные материалы из храма царя Неферирка, датируемые XXV-XXIV вв. до н.э. Поучения фараонов написанные от имени фараонов и адресованные потомкам, содержащие множество информации об устройстве государства, Поучения частных лиц, расписывающие преимущества профессии Поучения Ахтоя или дающие наставления сыновьям о поведении в обществе

Поучения Аменемопе. Пророчества - особая разновидность дидактической литературы, которая представляет собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и существующего строя Речение Ипусера, Речение Нефертити. Некоторые источники предполагают, что это описание реальных фактов народных восстаний, облеченных в форму пророчеств. Произведения художественной литературы Повесть о красноречивом крестьянине, сказка

О правде и кривде дают реалистическое описание быта и обычаев древнеегипетского государства. Кроме того, до нас дошли произведения религиозного характера - так называемая Книга мертвых содержащая обряды, медицинские папирусы, заклинания и т.д позволяющие умершему, пройды все трудности, достичь вечного блаженства Представление об устройстве государства в Древнем Египте дают и произведения античных историков

Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха. Сохранились многочисленные предметы материальной культуры древние захоронения, мумии, предметы быта, раскопки древних городов, храмы, позволяющие изучить быт, нравы, культуру и международные связи Египта. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к

III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

В Египте существовало несколько видов земельных владений государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей дарить, продавать, передавать по наследству. В частной собственности было и движимое имущество рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько

заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера. Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола.

Завещание могли составить и муж и жена. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений 1 государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны 2 религиозные - убийство священных животных, чародейство 3 против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного 4 против собственности - кража, обмеривание, обвешивание 5 преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер. Периодизация

Древний Египет, как государство, ведет свою историю со времени зарождения классового общества вторая половина IV тыс. до н.э. до падения и присоединения его к Персидской державе VI в до н.э История его делится на следующие периоды Раннее царство - 3000-2800 гг. до н. э. возникновение меновой торговли, образование единого государства с неограниченной властью фараона, формирование государственного аппарата и прослойки чиновников - писцов

грабительские походы в Нубию, царское и общинное землевладение. Древнее царство -2800-2250 гг. до н.э расцвет культуры и государственности Древнего Египта, появление частных землевладений отдельных рабовладельцев и храмов укрепление бюрократического аппарата, апогей могущества фараона, появление постоянного войска. I распад - 2250-2050 гг. до н.э усиление номовой знати, выступление ее против центра, распад единого

государства на отдельные номы Среднее царство - 2050-1700 гг. до н.э возрождение централизации, к которой стремятся зажиточные крестьяне, т.к. хотели обрабатывать т.н. высокие поля, которые без общей ирригационной системы были слишком засушливыми. II распад - 1700-1580 гг. до н.э ослабление Египта, разорение крестьян порождают народные восстания Лейденский папирус, захват Египта гиксосами 1730г. до н.э

Новое царство -1580-1070 гг. до н.э. борьба с гиксосами усиливает военную мощь, строго централизованный военно-административный аппарат власти, успешные захватнические войны, рост численности рабов, расцвет цивилизации, присоединение Сирии и Палестины, удачные походы в Азию, создание Египетской империи. Позднее царство -1070-332 гг. до н. э. усиление эксплуатации приводит к восстанию рабов, которое поддержали наемники-иностранцы.

Ослабление центральной власти влечет нарастание сепаратистских настроений. Египет попадает под власть иноземных династий. Увеличение числа наемников в армии влечет покорение Египта и включение его в Персидскую империю 525 г. до н.э возрождение Египта при сансской династии. Греко-римский период - 332 г. до н.э 395 г. н.э. В IV в. до н.э. Египет захватывают войска

Александра Македонского, в I в. до н.э. он становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э провинцией Византии. Социальная структура Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях. В условиях всеобщей вовлечнности населения в государственное хозяйство разница в правовом

положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие слуга царя - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории

зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведнные до рабского состояния, слуги царя, выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов. Границы, отделяющие рабов их в Египте никогда не было много от слуг царя, были выражены нечтко. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги и превращение в

рабов преступников. Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно - арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться слугам царя в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения, как в положении правящих кругов, так и низших слов населения. Вс более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество. Из общей массы слуг царя выделяются так называемые неджес маленькие, а среди них сильные неджес. Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие

торговец, а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро. 1 г. Серебра был равен стоимости 72 литров зерна, а раб стоил 373 г. серебра. Не мне судить, но, по-моему, раб стоил дорого. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему. Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского

населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином немху. В эту категорию включались землевладельцы, имеющие сво хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в свом социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей государства. Государственный строй Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего

развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству. Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут. Три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-

бога. В единственного родившегося ребнка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слов, особенно военной и жреческой верхушке. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости маат, следование которым

считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III 1491 1424 гг. до н.э например, в своих надписях указывал, что он всегда соблюдал закон, т.е. установленный в Египте правопорядок. На всех этап развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона джати. Джати сначала жрец города резиденции правителя.

Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр.

Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний. Послушные призыву - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. В системе органов управления особую роль играла группа больших послушных призыву царя - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя.

Особую группу послушных призыву богов составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Местное самоуправление Древнее царство это объединение небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы джаджаты. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные старосты превращаются в чиновников централизованного

государственного аппарата. Центральной фигурой разветвлнного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стане, переписывали население, его имущество и пр. Страна делилась не только на области но и на два больших округа

Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны владыка двух стран, царь Нижнего и Верхнего Египта. В заключении хочется сказать, что Древний Египет по праву считается великой империей это была

вторая великая империя, первой была империя Шумеров. Но, к нашему великому сожалению, любой империи свойственно рушиться и Египет в этом плане не стал исключением 2. Государство и право древних франков На протяжении V века германские народы расселились на территории Римской империи. Как правило, они занимали лучшие земли, одну треть оставляли прежнему, называемому

римским, населению. На занятой территории действовала двойная система законов. Римское население жило по римскому праву, его положение отличалось от прежнего лишь отсутствием налогов, которые не собирали пришельцы, и государственных повинностей - подводной, по ремонту дорог, мостов и т. д. Варвары жили по своим собственным правилам - в соответствии с обычным правом. Церковь пыталась как-то регулировать это положение, но оно было крайне аморфным, а большинство варварских

королевств - непрочными. Из всех образованных германцами государств дольше всех просуществовало и сыграло наиболее важную роль государство франков. Может быть, это объясняется тем обстоятельством, что франки селились сплошными массами, полностью вытесняя римское население с определенных территорий. Франкское государство наиболее типично, государства остро- и визиготов, вандалов, лангобардов и пр. совпадают во многом с франкским, которое обычно рассматривается наиболее подробно.

Возникновение франкского государства Слово франк, по мнению некоторых французских ученых, означает свободный человек. Франки стали известны в истории примерно за 400 лет до падения Римской империи. Во главе франков издревле стояли конунги из рода Меровингов. В 486 г. Хлодвиг 481 - 511 привел племена франков на территорию римской провинции Галлия, где возникло государство франков. Хлодвиг, прежде всего, пытался укрепить центральную власть

- власть конунга. С этой целью он, во-первых, принял христианство и получил поддержку католической церкви во-вторых, по приказу Хлодвига была проведена кодификация права. В начале VI века была издана Салическая правда. Действия Хлодвига привели к упорядочению жизни родичей. Была сохранена древняя система, при которой люди по ежегодному жребию, то участвовали в военных походах, то занимались земледелием.

Война начиналась обычно в марте и продолжалась до октября - пока не размокали дороги. Соответственно, в начале года в марте проводились так называемые мартовские поля - смотр военного снаряжения, проверка готовности воинов. Кроме того, там принимались важные решения например, об организации военного похода. Добытое в военном походе делилось поровну. В результате походов и завоеваний Хлодвига почти вся территория современной

Франции вошла в состав державы франков. Местное управление оставалось на племенном уровне. Большими частями государства заведовал наместник, который назывался графом. Внутри этих частей созывались народные собрания - сотенные собрания. Центральное управление сводилось к сбору обычной дани со всех территорий государства. Обычно данью являлось только то и в таком количестве, что и сколько могли потребить за две недели король

и его дружина. Социальная структура франкского общества Таким образом, во франкском обществе появились элементы социальной структуры, и мы можем выделить основные общественные группы - знать так называемые лучшие люди. К ним относились конунг, военные предводители, старейшины и часть дружинников старшие - свободные франки. Это были те родичи, которые имели земельные наделы и либо обрабатывали их, либо воевали.

До известного времени сюда входила и остальная часть дружины - полусвободные литы - те, кто вышел из рабского состояния, но оставался в зависимости - рабы. Рабство было патриархальным, временным. Наряду с франками в их государстве жило прежнее, галло-римское население. К нему относились - владельцы крупных земельных наделов латифундий. Этих людей называли королевскими сотрапезниками - вольноотпущенники, обрабатывавшие землю - главные

труженики латифундий - рабы. Таким образом, социальная структура франкского общества была двойной. Количество рабов постепенно сокращалось, преобладали лично свободные люди, которым очень трудно было вести хозяйство самостоятельно. Поэтому они стремились получить поддержку и защиту у богатых и знатных людей. Это было выгодно, так как вместе с поддержкой и защитой можно было получить и землю. На протяжении VI - VII вв. франкское общество постепенно менялось.

Свободные родичи начали группироваться вокруг местной знати. Таким образом, стали возникать крупные хозяйства, в которых за счет углубления разделения труда достигался экономический рост. В этих хозяйствах 60 населения было полностью свободными людьми и только 40 - в разной степени зависимыми. В основном такие хозяйства организовывала церковь. Постепенно возникли крупные хозяйства, в которых быстрее развивалось сельское хозяйство и ремесло.

Государственная власть была недовольна появлением таких крупных хозяйств и пыталась остановить этот процесс, так как жители вотчин выходили из-под власти государства, а, следовательно, переставали платить налоги и участвовать в ополчении. Борьба государства с крупными землевладельцами часто приводила к конфискациям имущества, особенно церковного так как самый высокий уровень производства был в церковных хозяйствах. Но центральная власть не могла остановить процесс формирования крупных хозяйств.

В результате она потеряла доходы и, чтобы заставить подчиниться, оказалась вынужденной раздавать земельные наделы, получатели которых были обязаны выставлять военный отряд и участвовать в походах правителя. Рабы и вольноотпущенники О рабах Салическая Правда содержит много сведений. По числу упоминаний в Правде рабы занимают первое место после свободных франков 8 титулов из 65 целиком посвящены рабам, и есть ещ упоминание о них в других титулах

Lex Salica. Все эти титулы свидетельствуют о том, что раб Салической Правды бесправен, подлежит покупке и продаже. Цена жизни раба определяется штрафом в 30 солидов, который поступает в пользу хозяина убитого раба. Раб не имеет семьи и собственности. Его жена, дети, имущество принадлежат хозяину. Женитьба раба на свободной, как и свободного на рабыне, приводит свободных в рабское состояние.

Обычная стоимость раба у франков 30 35 солидов, но рабы, имеющие специальность кузнецы, тележники, золотых дел мастера, повара и т. д расценивались дороже до 75 солидов. Как показывает Салическая Правда, рабы у франков применялись главным образом в крупном хозяйстве королевском, магнатском. Об этом свидетельствует ряд титулов Правды, упоминая такие специальности рабов, как виноградарь, свинопас, заведующий конюшнями, обносящий блюда за столом infestar, дворецкий major, виночерпий scantio,

золотых дел мастер aurificem и т. д. Все эти специальности и должности раба применимы только в крупном хозяйстве франков. Во II семье Lex Salica, в Heroldina и Emendata Add. 5 упоминается прямо о краже раба или рабыни из состава господской челяди ministerium, а это прямо указывает на большие размеры хозяйства. Но рабы у франков уже не являются основным производящим классом, которым в этот период истории франкского

общества становятся свободные франки основные производители материальных благ. Они трудятся на пашне, на лугу, в огороде, в лесу. Не случайно Салическая Правда упоминает основные занятия по сельскому хозяйству у франков только в связи с трудом свободных людей. Раб нигде в Lex Salica не упоминается как пахарь, косец, жнец, убирающий или молотящий хлеб. Рабы Салической Правды представляют собой уже прослойку общества, а не класс.

Кроме того, состав их неоднороден. Одни из рабов, по прихоти хозяев, возвысились над основной массой рабов, заняв высокие должности дворецкого, управляющего, сацебарона, другие весь свой век влачили подневольное существование. Но для основной массы франкских рабов, как и для рабов других раннефеодальных государств, будущее их рисуется так, как об этом сказал В. И. Ленин, указав на то, что рабство в громадном большинстве стран в свом развитии превратилось в крепостное

право. Совместный труд в земледелии вс больше сближал крестьян и рабов, а закрепощение свободных, происходившее и во франкском государстве, стирало и правовые различия, существовавшие между рабами и свободными франками и отражнные в ранних кодексах Салической Правды. Салическая Правда почти не отразила моментов сближения рабов и свободных в труде и быту, но варварские Правды, составленные позже Салической Правды, это отразили.

Так, например, в Аламаннской Правде есть титул XXXVIII о работе воскресные дни, где сказано Если какой-либо раб будет уличн в этом проступке, наказывается плетьми свободный сначала теряет 13 наследства, а впоследствии свою свободу. Этот титул, во-первых, показывает общность труда раба и свободного оба трудятся на свом участке в воскресенье, рискуя получить наказание. Во-вторых, титул колоритно показывает процесс христианизации варварского общества, происходивший в

условиях одновременной с ним феодализации. В Правде рипуарских франков с раба, в громадном большинстве случаев, не снимается материальная ответственность за содеянное преступление. Следовательно, этот раб имеет какую-то собственность, какое-то хозяйство. Аламаннская Правда характеризует такое хозяйство раба совершенно конкретно. У раба есть дом, сарай, амбар и т. д. Следовательно, он ведт земледельческое хозяйство, и как мы видели,

в этом хозяйстве близок к свободному человеку. Салическая Правда, как наиболее ранняя из варварских Правд, всех этих путей сближения раба и свободного ещ не отразила. О вольноотпущенниках Салическая Правда упоминает только один раз в титуле XXVI, где говорится об отпуске на свободу через динарий обычный ритуал освобождения и лита и раба. Вероятно, и тот и другой, отпущенные таким путм, именовались вольноотпущенниками liberti.

Положение их в обществе после отпуска на волю нигде не охарактеризовано. Видимо, каждый из них устраивал свою жизнь как умел. Тех ограничений, которые называет Тацит для вольноотпущенников у германцев своей эпохи, ставящих их вне общины, Салическая Правда не дат. Это дат право предполагать, что вольноотпущенники у франков могли пользоваться теми жизненными благами, которыми пользовались свободные, пока все и рабы, и вольноотпущенники,

и свободные не окажутся в феодальной зависимости от землевладельцев. Общая судьба, которая в будущем ожидает всех этих непосредственных производителей франкского общества свободных общинников, литов и рабов одна. Они будут закрепощены, составят класс зависимого. В конечном счте, крепостного среднего крестьянства феодального общества. Уже в самой Салической Правде ряд титулов, их разорении и начавшемся обезземелении, что свидетельствует

о возникновении неравенства между свободными. Государственный строй Во главе государства стоял наследственный король. Власть его первоначально была довольно широкой. Он обладал правом издавать распоряжения, так называемые королевские bonni, и высшей судебной властью. Король назначал должностных лиц государства и поручал своим слугам отдельные отрасли государственного управления. Однако, как известно, по мере раздачи королевских земель, сростом крупного землевладения

власть короля неуклонно слабела и с течением времени фактически ускользнула из его рук. Короли проживали в своих поместьях виллах, нередко расположенных среди лесов. Дворец короля palatium был центром политической жизни страны. Королей окружали телохранители антрустионы, призванные обеспечивать их личную охрану. Это были приближнные короля, на которых возлагались особо важные поручения.

За убийство антрустиона полагался тройной вергельд. Свои решения король принимал после совещания с приближнными ко двору представителями знати и высшего духовенства. Это собрание составляло так называемый совет короля. Хотя совет не являлся органом постоянным или собиравшимся в определнные сроки и не имел определнного состава, влияние его на ход политической жизни было велико.

Ежегодно созывались военные смотры, так называемые мартовские поля при Каролингах майские очевидный пережиток племенных собраний. При Каролингах это главным образом смотры конницы, оттеснившей на задний план пешее ополчение после военной реформы Карла Мартелла. Смотры перенесены были с марта на май, чтобы лошади могли иметь во время сбора конницы подножный корм. На мартовских, позднее майских, полях делалось объявление о принятых правительством

мерах и об изданных законах. Участники собрания подносили обычно подарки королю. При короле стояла центральная королевская администрация. Она характеризовалась тем, что а личные слуги короля являлись вместе с тем должностными лицами государства. Дворцовые слуги короля ministry, или ministeriali выполняли разного рода поручения по управлению государством. Нередко встречались среди министериалов люди несвободные королевские рабы б точного разграничения компетенции

между лицами королевской администрации не было как задачи военного управления, так и судебные функции принадлежали одновременно нескольким лицам в вознаграждались королевские слуги земельными дарениями, предоставлением в их пользу части сборов с населения и т. п. Организация управления напоминала ту дворцово-вотчинную систему управления, какая существовала в древнерусском государстве. Первым сановником государства являлся майордом major domus, или палатный дворцовый мэр.

Первоначально это был просто управляющий королевским двором. Постепенно он приобрл значение высшего должностного лица в государстве, как бы первого министра короля. Первое время он назначался королм, впоследствии стал выдвигаться и даже избираться знатью. Могущество майордома неуклонно возрастало, и с течением времени в руководстве центральной и местной администрации и в назначении е представителей майордом начал вытеснять короля.

Майордом ведал распорядком всего королевского дворца. В силу этого он обладал правом суда в отношении всех проживающих во дворце. В отсутствии короля он председательствовал в королевском суде, командовал армией, управлял королевским доменом и наблюдал за поступлением налогов. Вся местная администрация была ему подвластна. Он отдавал распоряжения герцогам и графам, фактически он их назначал и смещал именем короля.

В случае малолетства короля майордом ведал его воспитанием и занимал положение фактического правителя государства. Процесс усиления власти майордома за счт полномочий короля завершается, как известно, формальным переходом королевской власти к одному из майордомов. Заметное место в королевской администрации занимал также сенешал. Он заведовал личными делами короля и в то же время управлял всеми дворцовыми слугами.

Маршал первоначально ведал королевской конюшней, позднее возглавлял королевскую конницу. Камерарии и тезаурарии были хранителями движимого имущества короля и его казны. Важное место в управлении государством занимали дворцовый граф и референдарий. Первый выполнял главным образом судебные функции. Он присутствовал при вынесении судебных приговоров королевским судом, руководил судебными поединками,

наблюдал за исполнением приговоров. Референдарий редактировал и оформлял акты, исходящие от короля эдикты, дипломы и пр прилагал к ним печати, хранил архивы. Ему подчинены были писцы scribae и канцелярии. Как дворцовые графы, так и референдарии выполняли и другие поручения военного и фискального порядка. Значение дворцового графа возвысилось при Каролингах с упразднением должности майордома. Вместе с тем в связи с усилением роли духовенства при

Каролингах появляется новая должность архикапеллана обычно духовное лицо, который ведал королевской капеллой молельной и всем дворцовым духовенством. Вскоре в его ведение переходит королевская канцелярия со всеми е делами составление указов, хранение архивов. Ближайший помощник архикапеллана канцлер в IX век заменил собою референдария. Канцлеру были подчинены нотарии. Местная администрация была организована следующим образом.

Франкское королевство делилось на округа паги. Во главе каждого пага стоял граф comes, grafio, назначавшийся королм обычно из числа крупных землевладельцев. Он осуществлял полномочия судебные, административные, фискальные, военные. Паги в свою очередь делились на сотни. Во главе каждой сотни стоял сотник centenarius, centurio, представитель графа в низшем суде, в старину избиравшийся на местах и потому первоначально независимый от графа.

В качестве фискальных органов, помимо графа, в паге действовали сацебароны, исторически предшествовавшие графам и упраздннные с развитием должности графа. К числу древнейших должностных лиц, исчезнувших подобно должности сацебарона с укреплением должности графа, принадлежат также тунгины преемники старых родоплеменных вождей, осуществлявшие главным образом судебные функции, но утерявшие их в пользу сотников и графов. Графы назначали себе заместителей и помощников, которые назывались викариями.

При Каролингах каждому викарию был отведн свой территориальный округ, так что викарии стали мало чем отличаться от сотников, а позднее совсем с ними сравнялись по положению. В некоторых местностях обычно пограничных короли назначали герцогов, полномочия которых простирались на несколько графств от двух до двенадцати. Герцог осуществлял полномочия графа в тех частях порученной ему территории, где почему-либо не было в этот момент графа.

Его главными задачами являлись поддержание мира в стране и организация обороны. Не довольствуясь постоянной администрацией на местах, короли назначали для выполнения отдельных поручений особых королевских посланцев missi domimici, полномочия которых были весьма различны и заканчивались с выполнением возложенных на них задач. При Каролингах посланцы короля стали назначаться не время от времени, как это было при Меровингах, а регулярно, каждой год, причм в каждую область назначались два

посланца один из числа светских, другой из духовных лиц. Обычно они посылались для осуществления широкого и всестороннего контроля за деятельностью местной администрации, фактически их появление на местах несло жителям новые поборы и вымогательства. Что касается организации суда, то в меровингскую эпоху судебным органом был суд сотни малюс, периодически собиравшийся в определнные сроки и состоявший из семи выборных рахинбургов, которые решали дела под

председательством выборного тунгина. Рахинбургами выбирали обычно зажиточных людей местности. Это были именитые люди, boni hominess, seniors, как их называют источники. Однако на судебных собраниях обязаны были присутствовать, и присутствовали обычно все свободные жители сотни. С возрастанием власти короля и его агентов на местах судебные функции сотни стали присваиваться графами, герцогами, наконец, самим королм, от имени которого мог судить и майордом вместе с некоторыми

другими должностными лицами двора. Королевский суд рассматривал дела без участия выборных от населения. Карл Великий предпринял важную реформу суда отменил обязанность свободных жителей являться на все судебные собрания и заменил выборных рахинбургов назначенными скабинами. Скабинов назначали посланцы missi короля из числа местных землевладельцев. Они состояли на службе короля и судили под председательством графа.

Эта реформа была следствием феодализации страны она отражала растущую дифференциацию населения и знаменовала собою решительный удар по пережиткам старинных родоплеменных учреждений. При Карле Великом появляются и церковные суды для духовных лиц. 06.12.2005. Исаев Д.В. Список использованной литературы Первый вопрос Рабовладельческое и феодальное государство и право стран

Азии и Африки Харьков, 1981 г. История Древнего Востока под ред. В.И. Кузищина, изд. 2-е, М Высшая школа, 1988. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Под ред. О.А. Жидкова и А.Н. Крашенниковой. М 1988. Второй вопрос История Европы. Т. 2. История крестьянства в Западной Европе. Эпоха феодализма. Т. 1. Данилов Г.

М. Возникновение феодальных отношений у франков VI-VII вв. Петрозаводск, 1969. Франки



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.