Реферат по предмету "История"


Древняя греция - шпора

Греческая цивилизация как часть античного мира явилась настоящим фундаментом для сформировавшихся позднее Европейских государств. Современный человек постоянно испытывает влияние античной эпохи, поскольку именно в это время были заложены основы большинства наук, новые традиции во взглядах на окружающий мир. Каждый цивилизованный человек нашего времени, на мой взгляд, должен знать и понимать истоки античной греческой цивилизации, ее основные достижения и шедевры, именно поэтому я выбрал эту тему.

Историю развития Древней Греции можно разделить на четыре основных периода: Крито-Микенский период (XX - XI вв. до н.э.), Гомеровский и Архаический периоды ( IX-V вв. до н.э), Классический период и империя Александра Македонского (V-IV вв. до н.э), Эллинистический период (300 – 30 гг. до н.э). Крито-микенский период. Возникновение на Крите первых государств относится к началу

II тысячелетию до н.э. Выгодное географическое положение на перекрестке морских путей, сила, религия и право послужили основой для развития торговли и создания цивилизации. Жизнь на материке в этот период была менее развита, чем на Крите. Центрами культуры являлись Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесе. Они во многом копировали достижения минойского

Крита. Генрих Шлиман, проводивший археологические раскопки в «златообильных» Микенах, обнаружил многочисленные погребальные приношения, например Маску Агамемнона из чистого золота. Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные

оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность в зарождавшейся микенской цивилизации. Все это нашло свое отражение, как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными

стенами. Около 1400 г. до н.э. северные ахейские племена пришли на Пелопоннес и ассимилировались с местным микенским населением. Наиболее сильным среди ахейских царств XIV веке до н. э. становится Микенской царство на северо-западе Пелопоннеса. Оно усилило своё положение и стало ведущей державой на всем Средиземноморье. Ахейцы всё глубже продвигались по

Малой Азии. Здесь они столкнулись с Хеттской державой. Кульминацией истории Ахейской Греции является Троянская война. Считалось, что город Троя вымышленный. Он был найден лишь в конце XIX века Генрихом Шлиманом. Троя (Иллиона) была столицей стратегически важного царства. После долгой и упорной осады город был взят и предан разграблению и разрушен.

После войны силы микенской цивилизации были подорваны, а ресурсы истощены, поэтому она не смогла остановить движения полудиких северных племен дорийцев и была разрушена в XI веке до н.э. Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям – мифическим предкам племен и родов, основателям городов. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях – детях богов и смертных.

Основу литературного образования составляли произведения Гесиода, Эзопа. До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила расшифровать глиняные табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности

в Эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма – А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XIII вв. до н. э.), Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон,

Афина и Артемида. Гомеровский и Архаический периоды. Период упадка Эллады и прихода дорийцев получил название «тёмные века» или «Гомеровский период». В социальном плане господствующей структурой тогда являлась земледельческая община, что обусловило возврат к более примитивным формам общественных отношений. Несмотря на то что, первое время после дорийского вторжения страна деградировала, постепенно культура

начала развиваться, синтезируя новую цивилизацию из остатков критской, микенской, ахейской, азиатской и зачатков дорийской культур. VIII-V века до н.э. Архаический период не выделяется большими историческими потрясениями. Важнейшей чертой этого периода является разложение родоплеменного строя и формирования классового общества в виде рабовладельческих полисов — городов-государств и прилегающей к ним сельского хозяйственной округой. Это было время интенсивного роста экономики, культуры и искусства, создания городов-

полисов на территории Греции и колоний по Средиземному и Чёрному морям - «Великая греческая колонизация». Тирания. В Архаический период в ряде полисов Греции во главе становятся выдающиеся личности, проводящие свою политику, с помощью насильственных методов. Такие властители, установившие в полисе режим личной власти назывались у греков тиранами. Однако в ряде случаев деятельность некоторых тиранов имела весьма положительные

результаты. Афинский тиран Писистрат в VI в. до н. э покровительствовавший искусству, развивавший внешнюю пол-ку. Реформы Солона. В 594 г. до н. э. был избран Солон для создания законов, которые удовлетворяли бы и простой народ и высшую знать. Важнейшие реформы Солона: 1. Земельная реформа 2. Отмена долгового раб¬ства 3. Цензовая реформа в области политических изменений.

Жители разделялись на 4 имуществен¬ных разрядов зависимости от получаемого ими дохода. Было создано Народное собрание. 4. Создание совета четырехсот (по сто представителей от каждой ро¬довой филы). Благодаря его реформам возникла тимократия (“тиме” - цена, стоимость). Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.).

Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные. В истории Древней Греции VIII-VI вв. до н.э. характеризуются большими переменами в хозяйственной деятельности,

социальной жизни и культуре. В VIII-VI в. до н. э. в Древней Греции происходил подъем архитектуры. В VII в. до н.э. появляются постройки из камня. Главным образом это храмы. В процессе формирования греческой архитектуры возникают три основных направления: дорическое (применяли в основном на Пелопоннесе, отличающееся простотой и суровостью форм), ионический (легкость, стройность, декоративность), коринфский (утонченность).

Наиболее известные храмы архаического периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре архаического периода основное место занимает изображение человека. Тело человека подвергалось тщательным геометрическим изученьям, в результате которых были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого

тела. Живопись главным образом известна нам с вазовых росписей. В VI в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце VI в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окружающем мире были основой для развития философии. Основателем милецкой философской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из которой

все возникает и в которую все превращается. За первооснову также считали "апейрон", неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегреческий философ и математик Пифагор основал философскую школу идеализма. По его философии мир состоит из количественных закономерностей, которые можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда количественных закономерностей в мире.

Классический период. Классический период начинается с войны с персами в 500 г. до н.э. Эта война длилась более 20 лет. Греции удалось одержать победу в битве при Марафоне в 490 г. до н. э. благодаря Афинам, создавшим Делосский морской союз и возглавившим борьбу с персами. Греко-персидские войны завершились полной победой союза в 449 г. до н.э.

Каллиевым миром. Победа над Персией дала Греции полную власть в Средиземноморье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей культуры. Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент возвышения Афин. Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и в 431 г. до н.э. разгорелась Пелопоннеская война, закончившаяся только через 27 лет победой

Спарты и низложением Афин. С этого времени Спарта стала ведущим полисом Греции, насаждая свои военные порядки во многих городах, и междоусобные войны не утихали до нового объединения Греции под гегемонией Македонии. В 338 г. до н.э. после поражения эллинов битве при Херонее, Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов

и создавший новую империю в течение 9 лет. Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии. Афинская демократия в Золотом веке Перикла. Афинская демократия середины

V века до н.э. считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Позднее в ходе реформ, проведенных около 508 г. до н.э. Клисфеном, было установлено новое территориальное деление Афинского государства, окончательно уничтожены прежнее господство родовой знати.

Демос получил доступ во все сферы государственного управления. Афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина. Аристократическая республика Спарта. В противоположностьАфинам Спарта была аристократической, республикой. Государством управляло два вождя – архагета.

Народное собрание – апелла — имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную силу и стало полностью зависеть от властей. Оба архагета одновременно являлись членами совета старейшин – геруссии. функции геруссии входил верховный суд, военный совет, ведение внутренних и военных дел спартанской общины. С течением времени в Спарте появился еще один орган – эфорат. созывал геруссию и апеллу, ведал внешнеполитическими делами, финансовыми вопросами, осуществлял судебные и полицейские функции.

Особенности общественного и государственного строя Спарты объясняются тем, что здесь долгое время продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя, которые использовались в целях обеспечения господства над подвластным населением вокруг Спарты. Удерживая порабощенный народ в подчинении, спартанцы были вынуждены превратить свой город в военный лагерь и обеспечивать равенство в своей общине.

В классический период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр получил название "трагедия" ("песнь козлов"). Известными драматургами этого периода были Эсхил ("Закованный Прометей"), Софокл ("Антигона" и "Царь Эдип"), Еврипид ("

Медея", "Электра"). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика – умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Философия. Среди философских проблем в классическом периоде на первый план выдвигается понимание сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул

Демокрит (460-370 гг. до н.э.), разработав учение об атомах. Древнегреческие софисты учили, что "человек является мерой всех вещей", а сущность вещей зависит от их связи с человеком. Сократ (471-399 гг. до н.э.) путь к достижению истины видел в самопознании. Платон (427-347 гг. до н.э.) для объяснения бытия развил теорию о существовании "идей". Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса,

которым управляют философы. Аристотель (384-322 гг. до н.э) сделал свой вклад в философию, природоведение, историю, литературу, государственное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ (?). Скульптура. Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Мирон. Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера "Дорифор", юноша с копьем. Мирон любил изображать свои статуи в движении. Так, например, в статуе "

Дискобол" (V в. до н. э.) В IVв. до н. э. греческая скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей характера человека. Эллинизм. Эпоха, наступившая после смерти Александра Македонского, получила название эллинизм. Она длилась три века, до 30 г. до н. э, но перед лицом римского агрессора первыми пали Македония и Греция в 148 году до н.э. Дольше всех до 30 г. до н. э. просуществовало

Царство Птолемеев в Египте. Для этого периода характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур. Лишившись полисной ограниченности, греческая культура впитывала в себя восточные элементы. Эти изменения нашли свое проявление в религии, философии, литературе. Возникли новые философские школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура (последователь Демокрита).

Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих государств содействовали развитию архитектуры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

В области скульптуры в этот период существовало три школы. Первая – родосская школа (драматизм): скульптурные группы "Лаокоон" и "Фарнезский бык". Вторая – пергамская школа: скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. Третья – александрийская школа: образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная.

Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э уже не играло в следующем столетии прежней социально-воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Древней Греции. Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, с центрами в Афинах и Спарте, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом

для последующего развития народов Европы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ производства муки
Реферат Рынок деривативов в структуре мирового финансового рынка
Реферат Presentation
Реферат Field Dressing Essay Research Paper FIELD DRESSING
Реферат 9. Управление портфелем ценных бумаг банка (на примере конкретного банка) 10
Реферат Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
Реферат Разработка и изготовление модели из коллекции по мотивам творчества Сальвадора Дали под девизом
Реферат Практическое значение культурологии
Реферат Анализ новеллы «у святого валента» из романа бабеля «конармия»
Реферат Электроэнергетика России
Реферат Жанр рассказа в творчестве В И Мишаниной
Реферат Pinochet Victims Of His Rule Essay Research
Реферат Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников
Реферат Irony In Preide And Prejudice Essay Research
Реферат Стан та перспектики екологічної конверсії промислових і сільськогосподарських підприємств Чернігівської області