Реферат по предмету "Педагогика"


Темперамент и деятельность

Министерство образования и науки Российской Федерации АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра РЕФЕРАТ На тему Темперамент и деятельность По курсу Психология и педагогика Исполнитель студент группыРуководитель ст. преподаватель Благовещенск 2004СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Понятие о темпераменте 4 1.1

Темперамент и его свойства 1.2 Классификация темпераментов 2 Роль темперамента в деятельности человек 2.1 Понятие ценности темперамента 2.2 Темперамент как фактор деятельности 2.3 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 15 Заключение 17 Список использованных источников 18 Введение Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно

одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости

от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание

большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие темперамент. Темперамент совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Цель данной работы раскрыть понятие темперамента, охарактеризовать его свойства и виды, а так же выяснить какую роль играет темперамент в деятельности человека и при формировании индивидуального стиля деятельности. 1 Понятие о темпераменте 1.1 Темперамент и его свойства Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми.

Психика каждого человека уникальна. Е неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в свом роде композицией социальных связей и контрактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относятся, прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий

и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остатся спорной и нерешнной проблемой. Однако при всм разнообразии подходов к проблеме учные и практики признают, что темперамент биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врожднного характера, поэтому свойства

темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определнную организацию. И так, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности

независимо от е содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент от лат. Temperamentum надлежащее соотношение частей закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреческого врача

Гиппократа 6 в. до н.э утверждавшего, что пропорция четырх элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и духовных болезней. Свойства темперамента индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряжнность волевого усилия и др относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а следовательно, и указанные выше свойства темперамента могут быть

связаны с другими психологическими условиями настроением, мотивами деятельности, поставленной задачи и т.п. Вместе с тем свойства темперамента это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы. 1.2 Классификация темпераментов Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами темперамента. В психологии принято пользоваться гиппократовской классификацией

типов темперамента сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Представление о темпераменте человека складывается на основе характерных для него психологических особенностей. Холерик это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности, бодрости увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздражнное состояние, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъма настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии

обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. Сангвиник человек с сильной, уравновешенной подвижной нервной системой, обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям.

Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.к. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет реакцию льва, т.е. активно обдуманно защищает себя, бертся за нормализацию

обстановки. Флегматик человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях. Прочно запоминает вс усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается

к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьзных неприятностях флегматик остатся внешне спокойным. Меланхолик человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, стопор, растерянность, стресс кролика, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению

работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слзы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Темперамент тесно связан с продуктивностью работы человека.

Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, однообразия, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Подчркиваем, что темперамент лишь определяет динамические, но не содержательные характеристики поведения. И.П.Павлов выделил ещ три чисточеловеческих типа высшей нервной деятельности мыслительный, художественный и средний. Представители мыслительного типа преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных

явлений, к отвлечнному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность. У людей художественного типа преобладает активность сигнальной системы мозга правого полушария мышление образное, на него откладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность

и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически оценивают как сухарей. Большинство людей 80 относятся к золотой середине, среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания

с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Современные исследователи подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности человека. Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве, не могли найти дорогу домой,

не чувствовали выше ниже, не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т.п. Известный психолог К.Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов обращнных во вне и интровертов обращнных внутрь себя. Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты мало общительны, сдержанны, отдалены от всех, в своих поступках ориентируются на собственные

представления, серьзно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть как черты тех, так и других, это зависит от врожднных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является

правое полушарие, что частично может проявляться даже во внешности, у них развит левый глаз, т.е. левый глаз более открыт и более осмыслен нервы у человека идут крест на крест, т.е. от правого полушария к левой половине тела, и от левого полушария к правой половине тела, а у интровертов ведущим является левое полушарие. Темперамент не определяет уровня общих или специальных способностей. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко и малоодарнными, и наоборот люди различного темперамента

могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других, при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие примы и способы е выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента.

Совокупность таких успешных индивидуальных примов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определнного индивидуального стиля не изменяет самого темперамента, т.к. индивидуальный стиль это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте. 2 Роль темперамента в деятельности человек 2.1 Понятие ценности темперамента

Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов плохих или хороших

каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. П. Павлов холериками, Н. В. Гоголь и П.

И. Чайковский меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов флегматиками. И среди наших современников выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим

людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику. Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность,

медлительность, безынициативность, а у меланхолика энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека. В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей требуют особенно внимательного

индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву. Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования,

то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство высочайшая пластичность. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.

2.2 Темперамент как фактор деятельности Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин от содержания

деятельности. Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы.

Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так

как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других. В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований

к психике очень высок. Свойства темперамента высокая тревожность, малая помехоустойчивость не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором

и подбором. Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности,

ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий. Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы индивидуальный подход.

Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика. Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также

благодаря перевоспитанию тренировки отдельных свойств темперамента. 2.3 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности формирование его индивидуального стиля. Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами.

Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту.

Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у

спортсменов-мастеров. Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера. Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы 1.

Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека. 2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы. Заключение Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним

и в коллективе. Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности. Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова.

В учебной деятельности и в массовых профессиях токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Свойства темперамента нужно учитывать при формировании индивидуального стиля деятельности. Список использованных источников Левитов Н. Д. Психология характера, изд.

3. М Просвещение, 1999. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М Просвещение, 2001. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, Народная асвета, 1966. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, Экономика, 1984. Симонов П. В Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М Наука, 1984.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 1968.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.