Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Юридические права свободы и обязанности

--PAGE_BREAK--Механизмы прямой демократии.
Нередко в странах с демократической формой правления создаются очень крупные партии, а это может привести к так называемой «парламентской диктатуре» со стороны партий, которые по существу формируют правительство. Такое положение может отрицательно сказаться на тройственной структуре разделения властей (одни и те же люди сначала принимают законы, а затем применяют их). В качестве противовеса подобному развитию событий необходимо ввести в политические системы государств элементы непосредственной демократии. В конституциях многих государств предусматривается организация референдума. Результаты референдума часто имеют обязательный характер. Подобным образом, если определенная группа граждан подпишет требование о рассмотрении парламентом положений проекта какого-либо закона, парламент обязан выполнить это требование.
Право подачи петиций.
Право подачи петиций было включено гражданами США в Билль о правах, в текст первой поправки к Конституции. Американское и западноевропейское право на петицию принципиально отличается от права подачи жалобы в странах «реального социализма». Право подачи петиций предусматривает также возможность коллективного обращения к властям по определенным вопросам. Санкцией за игнорирование права граждан подавать петиции является провал на выборах. В странах же «реального социализма» жалоба была легализованной формой доноса (на предприятиях висели печально известные ящики для сбора жалоб).
Парламентские механизмы.
Отдельные граждане и НПО обращаются к депутатам местных органов самоуправления или национального парламента, а те, в свою очередь, требуют от правительства объяснений по вопросам, затронутыми гражданами. В случае серьезных нарушений прав человека парламент может назначить следственную комиссию. Комиссия имеет право выслушать показания всех должностных лиц, связанных с данным запросом; разбирательство проводится в соответствии с процедурой, предусмотренной Уголовным кодексом.
Свободные средства массовой информации.
Свобода печати заключается не только в свободном создании и распространении прессы, но и в обязательной «прозрачности» властей. Под этим понимается обязанность должностных лиц отвечать на вопросы журналистов. Существует только одна причина для ограничений – законоположения относительно государственной тайны и секретности некоторых государственных служб. Эти положения должны быть сформулированы очень точно; в правовом государстве журналист уполномочен обратиться с жалобой в суд, который обязан определить, действительно ли информация, в предоставлении которой журналисту было отказано, является секретной. Правом предусматривается также свобода журналиста проводить расследование действий органов государственной власти.
Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен).
Институт омбудсмена возник первоначально в Швеции, однако за последние тридцать лет он получил распространение во всем мире. Омбудсмен не выносит судебных решений (поскольку он лишен права принимать окончательные решения); это самостоятельный государственный орган, связанный с парламентом и назначаемый специально для рассмотрения жалоб граждан по поводу неправильных или незаконных решений, принятых по их делам государственными органами или судебными инстанциями. По традиции омбудсмен концентрирует свою деятельность на защите прав человека.
Механизмы в распоряжении граждан.
В любом правовом государстве гражданин располагает несколькими важными правовыми механизмами. К ним относятся:
1) прямое действие конституции в области прав и свобод человека: если отсутствует закон, защищающий конституционные права и свободы, суд или государственный орган могут принять решение, основанное непосредственно на соответствующей статье конституции. В таком случае жалоба или иск подаются непосредственно на основании данного положения конституции. Если постановление какого-либо закона признается неконституционным, гражданин имеет действенное право требовать защиты непосредственно на основании статьи конституции вплоть до требования отмены неконституционного положения закона. Он также имеет право требовать, чтобы суд запретил дальнейшее нарушение данного права или свободы, причем такое требование может быть выполнено еще до вынесения судом окончательного решения по делу. Обнаружив, что имеет место нарушение какого-либо права или свободы человека, суд дает распоряжение приостановить действия администрации или восстановить ранее существовавшее положение вещей;
2) персональная, в том числе финансовая ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав и свобод[8].
Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения. Элементами российского механизма защиты прав человека и гражданских свобод являются:
1)          Национальное законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. (ст. 15 Конституции РФ от 12. 12. 1993 года)
2)          Судебные органы: Конституционный Суд; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
3)          Административно-правовые способы защиты прав человека органами исполнительной власти.
4)          Уполномоченные по правам человека представительных органов власти.
5)          Комиссии по правам человека при главах исполнительной власти.
6)          Неправительственные (общественные) правозащитные организации (НПО).
Остановимся на некоторых из них.
Национальное законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закрепляет следующее: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В связи с этим международное право и международные договоры являются основным фактором совершенствования внутригосударственного законодательства, в том числе в сфере прав человека.
В Российской Федерации законодательную основу соблюдения прав и свобод человека и гражданина составляют Конституция РФ и конституции или уставы субъектов РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В нашем законодательстве содержится немало предписаний, согласно которым тот или иной порядок деятельности определяется, те или иные отношения регулируются, а компетентные органы руководствуются, с одной стороны, Конституцией, законами, иными актами органов Российской Федерации, а также теми законами СССР или их отдельными нормами, которые продолжают действовать на территории Российской Федерации, поскольку они не противоречат российскому законодательству, а с другой стороны, международными договорами Российской Федерации и воспринятыми ею в порядке правопреемства международными договорами СССР.[9] В качестве примера можно назвать Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которому порядок отношений органов и должностных лиц, граждан, как процессуальных участников, с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств определяется законодательством Российской Федерации и ее международными договорами. Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года, Уполномоченный по правам человека в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, настоящим законом, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Взаимодействие правовых систем в сфере прав человека проявляется в согласованном регулировании отношений, относящихся к данному предмету регулирования. Для того, чтобы нормы международного права о правах человека можно было применять в Российской Федерации, они должны тем или иным образом обладать юридической совместимостью, что достигается приведением внутригосударственного законодательства в соответствие с между- народными принципами и нормами. То есть это происходит при согласовании в процессе разработки, когда внутригосударственные правовые категории, принципы и нормы принимаются во внимание при подготовке международных договоров, а внутригосударственное законодательство приводится в соответствие со вступившими в силу международными договорами.
Используются следующие формы приведения законодательства в соответствие с международными договорами:
1) разработка и принятие принципиально новых законодательных актов, ранее не известных правовой системе государства (Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года в редакции от 28 июня 1997 года и т.д.);
2) принятие законов, заменяющих ранее действовавшие и существенно изменяющих нормативное содержание. В частности, законы Российской Федерации, заменяющие законы СССР;
3) принятие актов, вносящих частичные изменения и дополнения в действующие законодательные акты. Например, совершенствование норм об усыновлении иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ. Положения Кодекса о браке и семье РСФСР (статьи данного кодекса предписывали в подобных ситуациях руководствоваться внутригосударственным законодательством при условии получения разрешения) пришли в противоречие с потребностями надлежащей защиты интересов детей и не отвечали предписаниям вступившей в силу в 1990 году Конвенции о правах ребенка, согласно которой ребенок может быть передан на воспитание или помещен в семью в другой стране, если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Федеральным законом, принятым 10 февраля 1995 года, в соответствующие статьи Кодекса о браке и семье были внесены существенные изменения. Последствием принятия изменений в кодексе стало следующее: усыновление стало невозможным, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством и международными договорами РФ.[10]
Несмотря на то, что в российском законодательстве сохраняются значительные пробелы и нормативные решения, которые отличаются от положений заключения договоров, подписание в 1996 году Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряда других международных договоров о правах человека позволит продолжить работу по дальнейшей разработке и законодательному закреплению механизма реализации соответствующих международных норм.
Судебная и внесудебная защита прав человека.
В иерархии судебных органов впервые в истории России ведущее место занял Конституционный Суд. Потребность в создании независимого конституционного правосудия возникла с крушением изжившей себя политической системы. Особую значимость этому институту придавало то, что Конституционный Суд России с самого начала получил правомочия для рассмотрения индивидуальных заявлений граждан о нарушении прав и свобод человека. Важной новацией является возможность Конституционного Суда осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти в обеспечении конституционных прав и гражданских свобод. Правда, это может быть расценено как вторжение в область публичной политики, что, впрочем, не противоречит функциональному назначению этого органа. Более того, Конституционный Суд может выполнять стабилизирующую роль, погашая конфликтогенный характер нарушений прав человека, столь распространенных в реформируемых обществах.[11]
Защита прав и свобод личности посредством уголовного судопроизводства: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» (статья 52 Конституции РФ).
Провозгласив в Конституции гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность силами органов государственной власти защищать эти права и свободы. Этой обязанности соответствует право каждого требовать от органов власти защиты своих прав и свобод.
В развитие этого Конституционного положения статья 7 Закона «О судоустройстве РСФСР» определяет право на судебную защиту от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законами.
В защите своих прав в сфере уголовного процесса нуждаются множество людей:
1. Лица, прямо или косвенно понесшие ущерб от преступления. Это — потерпевший, гражданский истец, а также их представители и правопреемники.
2. Субъекты права на защиту от обвинения или подозрения: обвиняемый, подозреваемый, а также оказывающий тому или другому юридическую и моральную помощь защитник.
3. Защита прав и свобод может понадобиться и тем, кого не обвиняют, не подозревают, но привлекают к участию в следственных и судебных действиях для получения от них или с их участием информации об обстоятельствах дела: свидетели, владельцы обыскиваемых помещений (Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой, Глава 5).
«Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (Статья 46 Конституции РФ). «Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд (общий или арбитражный) либо третейские суды. В случаях, предусмотренных законом, устанавливается защита гражданских прав в административном порядке» (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Важное значение для определения места государственных органов в обеспечении, соблюдении и защиты прав человека имеет Конституция РФ: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года).
Таким образом, важнейшей функцией государственных и судебных органов является правозащитная деятельность. Одни из них могут заниматься этим наряду с исполнением иных функций, но есть и специализированные органы, основное назначение которых — осуществление правосудия и соответственно защита прав человека и гражданина.
Извечной мечтой гуманистов было введение суда справедливого, скорого, независимого от какого бы то ни было внешнего влияния, беспристрастного, осуществляемого равными в отношении равных же людей.
Международные нормы права современности определили весьма высокие стандарты деятельности национальных судебных органов и систему международных судов.
Всеобщая Декларация прав человека регулирует то, что можно назвать правом на правосудие: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, представленных ему конституцией или законом» (ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека).
Из этого права четко вытекает обязанность государства создать эффективную судебную систему, способную восстановить нарушенное право.
Всеобщая Декларация также определяет общие задачи судебных органов в защите прав человека: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой формулировке четко выделяется возможность защиты прав как в гражданском судопроизводстве, так и в уголовном судопроизводстве. Требования соблюдения равенства сторон, гласности разбирательства, справедливости, независимости от какого бы то ни было вмешательства и давления, относятся к деятельности всей судебной системы.
В Международном пакте о гражданских и политических правах идеи и принципы справедливого правосудия еще более детализированы, особенно с целью обеспечения прав граждан в уголовном судопроизводстве. Статья 14 подробно регламентирует права обвиняемого и осужденного за уголовные деяния.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Статья 16 закрепляет право каждого человека на признание его правосубъектности. Это понятие означает, что каждый человек является носителем объективных прав и юридических обязанностей.
В статье 26 излагается еще один аспект права на судебную защиту – запрет на какую бы то ни было дискриминацию, по какому бы то ни было основанию. Она гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении, всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод так определяет задачи судебных органов: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебные разбирательства или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также, если это требуется в интересах несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или в той мере, в какой это, по мнению суда, совершенно необходимо – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».
Положительным примером, которому должны следовать и национальные суды, является деятельность Европейского Суда. В толковании Конвенции и выносимых решениях, Суд постоянно и последовательно отстаивает гуманистические принципы судебной деятельности, проявляя справедливость и приверженность принципу верховенства права.
Так одним из принципов Суд сформулировал необходимость установления благоприятного баланса между индивидуальными правами и государственными интересами. В доктрине, названной «предельные возможности оценки», Суд отказывается от возможности быть выше национального суда и стать по отношению к нему неким апелляционным органом. Этим самым за государством сохраняется широкое дискреционное право. В тоже время «это не означает, что осуществляемый Судом надзор ограничивается удостоверением того, осуществляет ли государство-ответчик свое дискреционное право разумно, осторожно и добросовестно. Даже договаривающееся государство, действующее таким образом, подлежит контролю со стороны Суда в том, что касается соответствия его поведения обязательствам, взятым им на себя по Конвенции»[12].
Другими критериями, которыми должны руководствоваться суды в своей деятельности, можно назвать соблюдение требований и «предусмотренное законом» и «необходимости в демократическом обществе».
В юридических документах часто употребляется понятие «предусмотрено законом». Эта отсылочная формулировка часто применяется формально и без проверки. Понятие «необходимое в демократическом обществе» относится к деятельности государственных органов, которые суд оценивает или как необходимые в условиях демократического общества, или как неправомерные.
Первым, и от того наиболее значимым, путем к правосудию следует признать его доступность. В наших условиях, обстоятельства, мешающие гражданам обращаться в судебные органы могут быть банальными и примитивными. Судебные органы есть не во всех населенных пунктах, а ехать туда, где они есть, особенно больным, престарелым, да еще по нашему бездорожью не каждому по силам. Судья может отсутствовать, а здание суда прийти в ветхое и аварийное состояние.
Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех и каждого, и это право относится к числу естественных и неотчуждаемых. Но прибегать к судебной защите, к внесудебным способам или вообще смириться с нарушением своих прав и не требовать их восстановления, дело сугубо личное. Таков принцип диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотрению располагать своими субъективными правами[13]. И вот в этом заключается особенность любых прав, но в особенности прав человека. Индивид больше кого бы то ни было заинтересован в защите своих прав, чести и достоинства, и он сам, прежде всего, должен отстаивать их нерушимость[14].
Защищать права человека, помимо Конституционного Суда РФ, можно в других судебных инстанциях: в Арбитражном суде, в административном судопроизводстве и т.д.
Но наибольший удельный вес восстановления нарушенных прав либо урегулирование конфликтов приходится на гражданское или уголовное судопроизводство в судах общей юрисдикции и при рассмотрении дел мировыми судьями.
В уголовном судопроизводстве участвуют две главные фигуры — подсудимый и потерпевший. Все судопроизводство, в том числе права всех участников процесса, регулируются Уголовно-процессуальным кодексом. Заметим сразу, что стереотип мышления рисует нам непривлекательный образ преступника и достойного сожаления потерпевшего. Их цели, интересы, взгляды на происшедшие события совершенно противоположные, и ведут они себя тоже по-разному. Но с точки зрения прав человека это выглядит несколько иначе[15].
Во-первых, справедливость и закон требуют только законного наказания виновного, то есть человек может быть наказан только за виновное поведение и обязательно указанное в законе, как преступное. Nullum crimen, nulla pocna sine lege, — как сформулировали этот принцип римские юристы, — нет преступления, нет наказания без указания закона.
Во-вторых, наказание должно быть соразмерным тяжести деяния.
В-третьих, наказание не должно сопровождаться действиями, унижающими достоинство личности или жестокостями. Кара за содеянное никак не должна быть местью, направленной лишь на удовлетворение потерпевшего. И тем более, наказание не может быть вынесено для острастки, с пресловутой формулировкой «чтобы неповадно было другим», или для нагнетания страха, или с прочими «назидательными» или «воспитательными» целями.
Самое страшное во всех этих проявлениях — это циничная «целесообразность», которая может превратить правосудие в инструмент расправы, подавления прав и свобод, в способ угнетения и подчинения. Тогда правосудие превращается в свою противоположность – в злоупотребление правом.
Итак, суд стремится к истине и потому должен быть беспристрастен. То есть, если с одной стороны есть обвиняемая, то с другой должна быть и защитная функция. И обе они должны быть в равных условиях. Обвиняемому разрешено иметь защитника с момента предъявления обвинения. Этим же правом пользуется и подозреваемый, если он задержан или арестован.
50 лет тому назад в наших уголовных процессах защитник мог принять участие только на стадии судебного разбирательства. Это означало, что на самой ранней стадии предварительного следствия когда допускается самое большое количество ошибок, а еще хуже злоупотреблений — защитник не участвовал и потому не мог повлиять на нарушение законности.
Позднее его права расширились, и он знакомился с делом, завершенным предварительным следствием. Обвинительный и репрессивный уклон нашего уголовного судопроизводства долгие годы не позволял свободно знакомиться обвиняемому и его защитнику с делом, не разрешал им свидания и разговоры и т.д.
Все это было антигуманно и репрессивно. Мы уже не говорим о состоянии наших СИЗО, о гигиене, о порядках, о медицинском обслуживании в колониях и тюрьмах. И уж совсем недавно наша система доросла до того, чтобы признать за каждым обвиняемым общепризнанные принципы и нормы международного права, как то: безотлагательно предстать перед судом, который проверил бы законность ареста или задержания и продления срока содержания под стражей.
Другое важнейшее право обвиняемого — право на рассмотрение дела в суде присяжных. Особенно это важно по делам, по которым обвиняемому может быть вынесен самый жестокий приговор.
Презумпция невиновности, провозглашенная Конституцией Российской Федерации, звучит так:
1) «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена поступившим в законную силу приговором суда;
2) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
3) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу
обвиняемого» (ст. 49 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года).
Огромный пласт вопросов возникает в уголовном судопроизводстве по поводу прав потерпевшего.
Во-первых, надо помнить, что он – активный участник процесса со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во-вторых, его права не могут быть менее значимы, чем права обвиняемого, поэтому он дает показания, представляет документы, имеет право на ознакомление с документами, может заявлять отводы и ходатайства, задавать вопросы экспертам и другим участникам процесса.
В-третьих, у него имеются имущественные права, возникающие в связи с совершенным преступлением. И, наконец, самое главное — имущественный ущерб, не могущий быть восполнен преступником, теперь восполняется государством. Пока об этом мало кто осведомлен, а суды, стараются не распространяться о правах граждан на компенсацию причиненного ущерба. Между тем, в Конституции записано, что «государство обеспечивает потерпевшим… компенсацию причиненного ущерба» (ст. 52 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года), не исполняется.
Правосудие в гражданском судопроизводстве является массовым способом обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Правда, здесь, в отличие от уголовного судопроизводства, сюжеты зачастую менее драматичны, нарушения прав менее выпуклы и общественно значимы. Здесь рассматриваются конфликтные ситуации, преимущественно между гражданами, возникающие в сфере производства и потребления. Если раньше эта сфера была вообще слабо развита, то теперь значение соблюдения прав человека в гражданском судопроизводстве будет постоянно возрастать.
В этом процессе главные действующие лица называются «истец» и «ответчик», и оба они, впрочем, как и остальные участники процесса, имеют свои законные права и интересы.
Истец обращается в суд за защитой своих прав, указывает ответчика, отстаивает свои права, но совсем не обязательно, что в заявлении истца все обосновано, правильно и справедливо. Поэтому и в гражданском судопроизводстве суд обязан искать истину, определить права и обязанности сторон, установить ответчика и степень ответственности его.
Таким образом, суд не связан иском и не выполняет поручение или просьбу истца. В правовом отношении суд беспристрастен, а стороны равны перед судом.
Стороны действуют в рамках Гражданско-процессуального кодекса: они имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии, заявлять ходатайства и отводы, задавать вопросы другим лицам, свидетелям, экспертам, представлять свои доводы и документы, обжаловать действия и решения суда.

Международная защита прав человека
В 1941 году в результате событий второй мировой войны одержавшими победу союзническими государствами принята Атлантическая хартия, в которой сформулированы намерения о создании международной организации. Целями организации должно было стать обеспечение мира во всем мире, предотвращение вооруженных конфликтов и создание соответствующей системы защиты прав человека. В апреле 1945 года на учредительской сессии в Сан-Франциско, была создана Организация Объединенных Наций. Цели и принципы Организации Объединенных Наций определяет Устав Организации Объединенных Наций, вступивший в силу 24 октября 1945 года.
Устав Организации Объединенных Наций определяет шесть главных органов ООН:
1. Генеральная Ассамблея – состоит из всех членов ООН. Каждый из членов может иметь не более пяти представителей. Генеральная Ассамблея, иногда называемая крупнейшим парламентом мира, собирается на сессии, а в перерывах между ними работают постоянные комитеты: семь главных комитетов, комиссии по процедурам, постоянные комиссии и другие.
2. Совет Безопасности – исполнительный орган. Его состав ограничивается 15 членами: 5 постоянных (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия) и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей на два года.
3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) – орган, имеющий особый характер в структуре ООН, в частности, в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и прав человека. Совет состоит из 54 членов, которые встречаются на двух сессиях в году. Свою деятельность Экономический и Социальный Совет осуществляет при помощи многочисленных комиссий и комитетов (например, Комиссия по правам человека), а также специализированных организаций ООН (например, Международная организация труда (МОТ)).
4. Совет по опеке был задуман как орган, отвечающий за осуществление контроля за несамостоятельными территориями в рамках «международной системы опеки» (ст. 75 Устава ООН). Вместе с принятием в декабре 1994 года Республики Паляу в ООН в принципе завершился процесс деколонизации. В результате деятельность Совета по опеке была приостановлена.
5. Международный суд – местопребывание в Гааге – является судебным органом Организации Объединенных Наций. Его главной задачей является разрешение международных споров, вынесение консультативных заключений по конкретному, заявленному заинтересованными сторонами, спорному вопросу и толкование норм международного права. Международный суд не является компетентным органом для разрешения международных споров политического характера.
6. Секретариат – вспомогательный персонал для выполнения административных задач, необходимых в Организации, назначаемый Генеральным секретарем ООН. Генеральный секретарь избирается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет.
Основные документы, касающиеся прав человека, выработанные в рамках ООН:
1). Всеобщая Декларация прав человека – принята Генеральной Ассамблеей ООН на сессии в Париже 10 декабря 1948 года. Стандарты прав человека, определенные в Декларации, охватывают всех людей без различия расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, взглядов, национальности, социального происхождения, имущества, рождения или каких-либо других различий. Всеобщая Декларация прав человека, помимо создания многих детальных документов (в том числе конвенций, касающихся определенных групп людей или конкретных вопросов), остается одним из важнейших образцов, касающихся международной защиты прав человека, значительным пунктом отсчета при формировании оценок для проделанной в этой области работы, а также при выработке новых документов. Значение Всеобщей Декларации прав человека подчеркивает также тот факт, что 10 декабря во всем мире отмечается Международный день прав человека.
2). Международные пакты о правах человека – Генеральная Ассамблея ООН 16 декабря 1966 г. приняла:
— Международный пакт о гражданских и политических правах (Политический пакт);
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Экономический пакт).
Международные пакты о правах человека имеют характер международных договоров. Решающим аргументом в принятии на базе одной Декларации двух отдельных Пактов было утверждение, что политические права и свободы, а также свободы личности должны быть обеспечены немедленно после ратификации, в то время как экономические, социальные и культурные права могут осуществляться только прогрессивным способом. Ратификация государством Международного пакта о гражданских и политических правах означает, что государство обязывается уважать закрепленные права и свободы.
Всеобщая Декларация прав человека и два Пакта вместе с Факультативным протоколом образуют Международный Билль по правам человека.
В рамках Организации Объединенных Наций разработаны и приняты следующие международные документы:
— Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;
— Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества,
— Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него;
— Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
— Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
— Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости;
— Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, и другие.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация Объединённых Наций и специализированные организации ООН
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ТурбоПаскаль7.0 Логические операторы и операторы цикла. Отладка программ
Реферат Untitled Essay Research Paper The purpose of
Реферат Идентификация параметров осциллирующих процессов в живой природе моделируемых дифференциальными
Реферат Діабетична кома патогенез клініка етіологія Діагностика Екстрена медична допомога на до госп
Реферат Разработка технологической части проекта предприятия по выпуску учебников для детей младшего школьного и среднего школьного возраста
Реферат Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий (на примере АБЗ) и выбор оптимального маршрута поездки коммивояжера
Реферат Imagery And Mood Of The Pearl Essay
Реферат Хирургия (АМПУТАЦИИ И ЭКЗАРТИКУЛЯЦИИ)
Реферат Investment In Russia Essay Research Paper RussiaIn
Реферат A Phony Family Essay Research Paper Mark
Реферат Государственная семейная политика
Реферат Визит Чичикова к одному из помещиков
Реферат Русская скульптура ХVIII начала XIX веков
Реферат Forbidden Love Essay Research Paper Forbidden LoveThe
Реферат Hamlet To Be Or Not To Be