Реферат по предмету "Литература"


Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени"

Связьидейной проблематики лирики Лермонтова и его романа Герой нашеговремени По мнению Бердяева, философия- это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, чтофилософские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства.Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели - в романах ирассказах, поэты - в лирике и поэмах. Творчество Лермонтова в полной мереотражает его философское понимание жизни.


Почти в каждом лирическомпроизведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос. Уже в раннийпериод творчества поэта волнует проблема свободы. Представление поэта о свободеменялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску,свобода понимается в них как вольность, в духе декабристских традиций. Примеромможет служить стихотворение


Новгород . Древнерусский город выступает здесь каксимвол демократического устройства России. Обращаясь к декабристам, авторпишет Есть бедный град, там видели народыВсе то, к чему теперь ваш дух летит.Другие ранние стихотворенияотразили романтическое представление поэта о свободе. Так, в стихотворении Желание Лермонтов пишет Зачем я не птица, не ворон степной,Пролетевший сейчас надо мной,Зачем не могу в небесах я паритьИ одну лишь свободу любить


В период более позднего творчествапоэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества. Этомупосвящено стихотворение Как часто, пестрою толпою окружен . Автор говорит обездушии и лживости высшего света При диком шепоте затверженных речей,Мелькают образы бездушные людей,Приличьем стянутые маски Поэт стремится уйти от этихлюдей и мечтает перенестись в мир детства.


Он вспоминает высокий барский дом , сад с разрушенной теплицей , тенистый пруд, тенистую аллею. Интересно, что дляпоэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Обществомелькает как будто бы сквозь сон , описание же мира детства близко к природнымначалам. Противоречие между мечтою и реальностью разрешается в пользу мечты.Она вызывает у автора прилив энергии, желание бросить им в глаза железныйстих .


Таким образом, автор утверждает свою внутреннюю независимость от моралисветской жизни. Интересно, что в романе Герой нашего времени , рассказывая ожизни общества, Лермонтов также сравнивает ее с театральным действием. Не случайнов речи Печорина, главного героя романа, мелькают слова из театральноголексикона сцена, действующие лица, роль, завязка, развязка. Печорин, как иавтор, стремится обрести свободу.


Но все его попытки обречены на неудачу. Делов том, что сама эпоха не создала почвы для полезной деятельности. Печорин ненаходит себе применения. Деятельная натура заставляет его искусственносоздавать условия для борьбы. Но своими действиями он приносит лишь страданияокружающим его людям. И Печорин вынужден признаться, что всю жизнь разыгрывалжалкую роль палача или предателя , так как не смог найти достойного применениясвоим силам. Понимая это, герой уже не стремится к борьбе, он постепенно


теряетинтерес к жизни, становится равнодушным. Проблему действия, а вернее, бездействияЛермонтов затрагивает и в стихотворении Дума . Поэт осуждает своихсовременников за то, что они не способны понять своего предназначенья и немогут найти свое место в жизни.Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее - иль пусто, иль темно,Меж тем под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно.Поэт говорит, что егосовременники не способны не только действовать, но


и глубоко чувствовать И ненавидим мы, и любим мы случайно,Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.В этом стихотворенииЛермонтов поднимает еще одну важную проблему - познания. Она затрагивается и вромане Герой нашего времени . Поэт говорит, что его современники осушили умнаукою бесплодной , то есть наукой, которая не может дать


практическихрезультатов. Лермонтов отрицает бесплодную науку, считая такие знаниябесполезными. Печорина, как представителя поколения тридцатых годов, тожетяготит бремя познанья и сомненья . Он говорит Я стал читать, учиться -науки также надоели. Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависятнисколько . Но герой не может уйти от таких размышлений и начинаетрефлексировать.


В нем живут как бы два человека один действует, а другой судитего поступки. Самоанализ переходит у него в крайность, он делает из себяпостоянный объект для наблюдений, и это мешает ему ощущать полноту жизни. Геройглубоко разочарован в своей судьбе, ведь ни его знания, ни его силынеобъятные не находят применения, и возникает вопрос есть ли вообще смыслдействовать и бороться, не лучше ли смириться и вести спокойный образ жизни,предоставив судьбе решение своей участи.


В то время философия фатализма былашироко распространена в России, что явилось реакцией на разгром декабристского движения.Отношение Лермонтова к этой проблеме наиболее ярко отразилось в главе, котораятак и называется - Фаталист .В этой главе автор приводитпример, который, казалось бы, полностью подтверждает эту теорию. Но лишь однойфразой, выражающей сомнение, Лермонтов убеждает нас в обратном


И если точноесть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Главный геройромана разрешает проблему свободы воли двояко. С одной стороны, он признаетсуществование судьбы и ее неизбежность, но, с другой, оставляет за собой правовыбора своей судьбы. Это подтверждает его запись в дневнике Я часто, пробегаямысленно прошедшее, спрашиваю себя отчего я не хотел ступить на этот путь,открытый


мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное . Нет,я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палуберазбойничьего брига. Он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, какни свети ему мирное солнце И всматривается в туманную даль не мелькнет ли итам желанный парус .Парус является для Лермонтовасимволом мятежности, вызова судьбе, которая обрекает героя на одиночество.


Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал. Одинок и сам Лермонтов,бросивший вызов судьбе своим творчеством. Уже в раннем стихотворении Парус поэт говорит о своем одиночестве, сравнивая свою жизнь в светском обществе содиноким парусом в бушующем море. Но мятежный дух его ищет этой бури, ему ненужен покой, он вечный странник в поисках действия Под ним струя светлей лазури,


Над ним луч солнца золотой,А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!Мотив странничествахарактерен для многих произведений Лермонтова. В романе одиноким странникомвыступает и сам автор, и его герой. Печорин, как и парус Лермонтова,путешествует без цели, сам не сознавая того, он счастия не ищет и не отсчастия бежит . Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натуране найдет себе применения.


Его жизнь - ровный путь без цели, за которымпоследует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искатьэтой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всемупоколению . Печорин говорит о своей судьбе Я был готов любить весь мир, -меня никто не любил, я выучился ненавидеть . Сама жизнь убила в нем любовь,стерев грань между добром и злом,


Печорин не признает ни христианскихдобродетелей, ни нравственных устоев общества. Он говорит Я люблю врагов,только не по-христиански . Однако он не предлагает ничего взамен существующейморали. Эту важную философскую проблему добра и зла Лермонтов поднимает и встихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. Поэт, по мнению Лермонтова,обладает как добрым, так и злым началом.


Об этом он прямо говорит встихотворении Мое грядущее в тумане К чему творец меня готовил,Добра и зла он дал мне чашу,Сказав я жизнь твою украшу,Ты будешь славен меж людей!Лермонтов считал, что в еговремя поэзия должна была быть прежде всего оружием и доброе начало должноуступить место злому, восславившему пороки общества, во имя конечной цели -добра


С святыней зло во мне боролось,Я удушил святыни голос,Из сердца слезы выжал я.К этой же мысли онвозвращается в стихотворении Поэт , сравнивая поэзию с грозным оружием -кинжалом, не знающим пощады, карающим во имя высокой цели. И во вступлении кроману Лермонтов вновь проповедует идею зла ради добра Довольно людей кормилисластями нужны горькие лекарства, едкие истины .


В своих произведенияхЛермонтов поднимает не абстрактные проблемы, а те, что отразили поиски прогрессивнойинтеллигенции тридцатых годов девятнадцатого века, которые волновали умы целогопоколения России и до сих пор не утратили своего значения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.