Реферат по предмету "Культура и искусство"


Происхождение, основные этапы развития и специфика культуры в Украине

Содержание
Введение
1. Культурапервобытных племён на территории Украины
2. Трипольскаякультура
3. Культурноедостояние киммерийцев и скифов
4. Древнеславянскаякультура
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Решая проблемы, связанныес каждой из национальных культур, невозможно обойти вниманием вопрос ихпроисхождения. Поскольку вопрос «нация» в теперешнем понимании тесно связано сгосударственным устроем народа, который заселяет определенную территорию, национальнуюкультуру в первую очередь следовало бы рассматривать в связи с историей конкретногогосударства. Однако, как доказывает и новейшая, и древняя история, политическиеграницы отчасти остаются только искусственными и, неустойчивыми образованиями.Они изменяются значительно быстрее, чем традиции народов, которые закреплены всложном комплексе бытового и социального поведения населения, в егоменталитете, что отображается в языке, достижениях материальной и духовнойкультуры. Весомее следует считать не политические, а языковые и территориальныепризнаки каждой из культур. Однако современное расселение народов Европы и Азииявляется, преимущественно, результатом процессов, которые длились в мире со времен«неолитической революции», в результате которой произошла и «революция»демографическая. Связки между языками и языковыми группами позволяют предполагать,что большинство современных народов Евразии получили свой национальный язык из одногоисточника – индоевропейского праязыка, носители которого передавали его вместес достижениями своей синкретической на то время культуры. Однако, дальнейшееразвитие человечества привело к существенному разветвлению языков и значительнойкультурной дифференциации народов. Только в неповторимом комплексеестественных, расово-этнических, языковых и геополитических факторов, которыедействовали в конкретном историческом времени, и формировались народытеперешнего мира, а вместе с ними росли и их уникальные культуры. Не являетсяисключением и культура Украины.

1. Культура первобытных племён на территории Украины
Известно, чтолюди селились на наших землях с незапамятных времён. Отечественными археологаминайдены следы пребывания прачеловека еще ашельской эпохи (1 млн — 150 ты. летназад, хотя достоверность радиоуглеродного метода датирований в последнее времяподдастся критике). Такие находки случаются на Днестре, под Житомиром, наЗакарпатье, в Донбассе и Крыму. Однако распространению людей в эпоху палеолитамешали ледники.
По окончанииледникового периода, который произошел на грани палеолита и мезолита (10—11тыс. лет назад), когда климатические условия стали более пригодными для жизни,общины первобытных охотников пришли сюда вместе со стадами животных, на которыхохотились. Археологические находки доказывают, что тогдашние жители нашихземель кормились мясом разных животных, среди которых мамонты, пещерныемедведи, дикие кони и др. В местах стоянки первобытного человека, которые частоимели характер длительных поселений, слой костей достигает метра и больше.Между костями археологи находят уголь от костров, кремневый инструмент, которымпользовался человек. Очень часто кости обожжены и разбиты, что свидетельствуети о широком использовании огня, и о попытках первобытных людей изготовлятьорудия труда из костей.
Археологическихнаходок, которые воспроизводят жизнь давней эпохи, на наших землях меньше, чемв Германии, Франции, Испании или других странах, где первобытный человек жил всухих горных пещерах, которые хранят следы первобытной жизни значительно лучше,чем наша влажная почва. Соответствующие ландшафту и климату условия жизнитребовали от здешнего древнейшего человека первоочередных усилий в определенныхнаправлениях борьбы за выживание. Да, не имея естественного хранилища в видепещер, люди должны были самостоятельно строить себе жилье. На наших земляхпервобытный человек прятался от холода и хищников, или зарываясь в землю(катакомбная культура), или создавая наземные здания. Очень часто материаломдля строительства служили кости мамонтов (стоянки в Мазине, Межречье, Вороновкена Днестре и др.), которые покрывались ветками и обмазывались глиной. На местетаких поселений археологи обнаруживают настоящие произведения искусства:культовые браслеты из костей мамонтов, которые украшались «солнечной» и «лунной»символикой, подвески из морских черепашек, стилизованные женские статуэтки,изготовленные из бивней мамонтов, разнообразные культовые предметы (средикоторых и музыкальные инструменты), украшенные резьбой, и тому подобное.
Выдающейсядостопримечательностью духовной и материальной культуры древнейшего населения Украиныявляется Каменная Могила, расположенная в степи поблизости с. ТерпиняМелитопольского района Запорожской области. В её гротах обнаружено большетысячи рисунков разного времени, на которых изображено 15 видов животных,разнообразные сцены охоты. Фигуры выполнены как в реалистичной, так и всхематической манере. Некоторые из рисунков еще и до сих пор хранят остаткикрасной краски.
Родоплеменнойстрой у древнейших жителей украинских земель сложился еще во время мезолита.Археологические находки характерных изготовленных из камня и глины, доказываю ораспространении среди первобытных людей не только примитивных культов, связанныхс эпохой охоты и собирательства, но и более развитого — поклонение предкам, которыйна то время был связан с идеей материнства, рода и его прародительницы, и,достоверно, отвечал матриархальным принципам организации общественныхотношений.
Во времянеолита, которое для Восточного Европы датируется 4—3 тыс. до н.э., культурыжителей украинских земель выразительно распределялись на два типа: автохтоннуюохотничью и заимствованную земледельческую. Первые земледельческие племенапоявились из устья Дуная. Их принято относить к культуре с линейно-ленточнойкерамикой. Достоверно известно, что именно они принесли в наши земли культурныезлаки, которые в диком виде встречались только в субтропической зоне Азии иАфрики. От этих племен традиции земледелия были унаследованы и представителями буго-днестровскойохотничьей культуры, но дальше на север и восток они в эпоху неолита нераспространились.
В эпоху энеолитаземли Украины начали распределяться на зоны трех хозяйственных типов.Правобережье стало колыбелью трипольской земледельческой культуры, а степной юг— скотоводства, связанного с племенами так называемой ямной культуры, которыевели кочевой способ жизни в степях от Днестра до Зауралья. В лесах и лесостепяхрядом с охотниками и рыболовами встречались и представители скотоводства (среднеостоговськаякультура 4—3 тыс. до н.э.).
2. Трипольская культура
Невзирая наимеющиеся условия, более-менее заметной конвергенции (смешивание, ассимиляция)между культурами разного типа в этот период не наблюдается. Однако, согласноархеологических данных, достижения соседей были известны представителям каждойиз культур, которые все же отдавали преимущество традиционному для них способуведения хозяйства.
Наибольшегоразвития в это время достигла трипольская культура, названная так по названиюс. Триполье Киевской области, где на мощный культурный слой материальныхостатков впервые натолкнулся киевский археолог Хвойка в 1896 году. По некоторымэтноанатомическим показателями трипольцы были достаточно далекими от позднихславян, поэтому тяжело видеть в них непосредственных предшественниковтеперешних украинцев. Однако достижения трипольцев во многом отразились напоследующей судьбе культуры на украинских землях, поскольку положили началотрадиции земледелия, а оно навсегда стало определяющим фактором развития стабильнойчасти местного населения, предопределяя быт, обычаи, календарь и верования.
Следы трипольскойкультуры обнаружены на большой территории, которая охватывает почти всюПравобережную Украину и земли соседних стран: Польши, Молдовы, Румынии. Трипольцыжили на протяжении 4—2 тыс. до н.э. в поселках, которые состояли из несколькихдесятков, а иногда и сотен небольших домов сделанных из дерева и обмазаныхглиной. Эти дома располагались своеобразными кольцеобразными улицами по кругу,в центре которого находилось большее здание общественного назначения. Рядов жилищвокруг центра иногда случалось до десяти. И хотя чаще встречаются поселки меньшеготипа, стали известными поселения, которые можно считать протогородами, ведь онисостояли из свыше двух тысяч домов (Майданецкое городище на Черкащине).
Домпринадлежал одной, реже нескольким семьям. Кроме обитаемых помещений, в немобязательно были глиняная или каменная печь и амбары, где сохранялись съестныеприпасы. Тип жилья отвечал определенной общественной организации. Люди жилиболее обособленно тяготели к семейному быту. Эти формы сохранились и до болеепоздних времен. В самых давних упоминаниях о славянах в наших землях повествуется,что им свойственно жить семьями, в отдельных домах, каждый из которых стоит в сторонеот соседних.
В потреблениитрипольцев находилось большое количество посуды. Её тоже производили из глины,которую очень часто укрывали монохромными или полихромными росписями. Эти росписисостояли из растительного или геометрического орнамента, иногда — изображенийодомашненных животных, в частности, коз и коров. На обломках глиняной посудыостались следы солнечных символов, среди которых круги, кресты, разновидностисвастики. Такие символы характерны для культуры раннего земледелия, когда люди,которые осознавали свою зависимость от сил природы, пытались влиять на неё спомощью магических действий и знаков.
В этот периодлюди воспринимают солнце как верховное божество вселенной, от которой зависитвсе и, в первую очередь, те стихии, которые имеют непосредственное влияние наурожай, на плодородие земли, скота. Такие верования получили название солярных.Они были присущи человечеству на протяжении достаточно длительного времени ивстречались во время первых земледельческих цивилизаций в разных уголках мира.Однако с классовым расслоением общества такие верования уступают другимрелигиозным системам, которые больше связаны с конкретными формамигосударственной власти и общественного строя.
Естьоснования считать, что трипольская культура возникла в условиях матриархальногообщества, поскольку во время раскопок археологами обнаружено достаточно большоеколичество глиняных фигурок людей, среди которых преобладают женскиеизображения типа «венер» палеолита. Они, скорее всего, олицетворяли верование вдухов предков и, в первую очередь, в материнских богов. Но среди этих фигуроквстречаются и изображение животных, которые могут быть как свидетельством обостатках тотемических верований, так и об эстетических вкусах трипольцев непосредственносвязанных с их повседневным бытом. Известно, что в их хозяйстве животные имеливажное значение. Люди разводили крупный рогатый скот, коз, свиней, овец,использовали животных как тягловую силу при вспахивании земли, перевозке урожая,строительных материалов и тому подобное. А из овечей шерсти они научилисьпроизводить одежду. Следовательно, животные пользовались в трипольской культуребольшим почетом.
Редкими являютсяпока что находки пластики с изображением людей, назначение которых не совсемпонятно.
Подобномногим народам, которые верили в духов предков, трипольцы делали захоронениеумерших родственников под полом собственных домов. Считалось, что таким образомможно обеспечить присутствие духов и их помощь по повседневным делам семьи. Такжев пределах помещений встречаются и похороненные кости и черепа домашнихживотных: быка, собаки, свиньи.
Некоторыеисследователи толкуют отметки на керамике трипольской эпохи как буквы и дажеделают попытки дешифровать надписи, которые в случае доказанности их литерногохарактера нужно будет признать самым давним из известных до сих пор формзвукового письма.
Около 2.000г. до н.э. трипольская культура приходит в упадок. Её носители частичнооставляют эти земли, отступая под давлением более многочисленных воинственных,как считают, индоевропейских народов археологической культуры боевых топоров ишнурковой керамики и частично смешиваются с ними.
3. Культурное достояние киммерийцев и скифов
Превратитьсяв цивилизацию этой протокультуре, снова-таки, навредили кочевники, которыевошли в историю под именем киммерийцев. Навала киммерийцев в целом можнопризнать явлением разрушительным для развития культуры. Однако воинственные кочевникиспособствовали распространению в широком степном окружении достижений технародов, которые испытали от них поражение. В виде военной добычи киммерийцынесли с собой предметы престижного потребления: одежду, украшения. Но большевсего войны способствовали распространению конного и военного снаряжения,которое часто имело все признаки произведений настоящего искусства: фигурныепряжки, кольчуги, украшенные сложными орнаментами из ромбов, квадратов,спиралей, которые образовывали совершенный геометрический стиль. К тому жекиммерийцы уже завладели секретами изготовления оружия из железа, зналикузнечное дело и имели навыки сварки металлов.
Следом закиммерийцами в 7 ст. до н.э. на наших землях появились и скифы (скиты). Понехватке конкретных доказательств гипотетически большинство исследователейсчитают скифов ираноязычным народом, хотя издавна доказательная база иранистовподдастся разносторонней критике.
Археологическаякультура скифского типа распространяется на огромные пространства от Алтая кСредиземному морю, но скольким и какого происхождения народам она принадлежит,выяснить пока еще невозможно. К сожалению, неизвестно, имели ли скифыписьменность, по крайней мере, никаких письменных достопримечательностей непосредственноот скифов к нам не дошло. Но исторические сведения о скифах содержатся в иностранныхисточниках.
Достоверно,столицей Скифии в 8 ст. до н.э. было Каменское городище на правом берегу Днеправозле современного Никополя. Скифская знать столицы жила в цитадели-акрополеплощадью 30 га в каменных домах. Вокруг на большой площади жилы ремесленники идругие мещане в наземных каменных и деревянных зданиях со столбами, а частично вземлянках. Основными занятиями жителей города-метрополии были изготовленияжелезных и бронзовых изделий на продажу, гончарство, а также скотоводство и земледелие.Большим уважением у скифской знати, как кочевников, так и оседлых пользовалисьизделия из местного и привозного золота. За такие изделия, что им вместе свином и маслом поставляли греки причерноморских городов, скифы платили своимипленниками, а также продуктами земледелия.
Захороненияскифов кочевников отличаются от захоронений оседлого населения. Кочевники хоронилитела своих царей и знать в катакомбах, над которыми насыпали курган (высотанасыпи некоторых из них достигала 20 м), в котором были достаточно многопредметов роскоши. Скифские курганные драгоценности получили в наше времявсемирную славу. Земледельческие племена Скифии были наследниками традиций первобытныхплемен, с которыми постепенно смешивались пришедшие кочевники. Посколькукультура любого народа в те времена имела синкретический характер и позитивныезнания о мире в ней всегда тесно переплетались с бытовыми обычаями ирелигиозными верованиями, то, скорее всего, скифов следует рассматривать и какпродолжателей культурных традиций первых земледельцев на поприщах нашейотчизны.
4. Древнеславянская культура
На протяжениивсего 1 тыс. н.э. праукраинские земли продолжали оставаться ареной Великогопереселения народов. Сокрушительными для местной культуры лавами прокатывалисьнашествия аланов, готов, гуннов, аварцев булгаров. Они заставляли коренныеплемена переселяться в менее пригодные для земледелия лесные районы, где вместес земледелием приходилось заниматься охотой, пчеловодством, рыболовством и собирательством.При этом наиболее активная часть населения часто втягивалась в миграционныйпоток и общие грабительские походы вместе с разнообразными завоевателями.
Однакомногочисленные попытки образовать стойкий государственный организм на украинскихземлях постоянно заканчивались дежурным поражением от “степных империй”,противостоять которым у племенных и межплеменных княжеств недоставало сил. Вовремена зарубинецкой и черняховской археологических культур выплавка железа икузнечное дело, гончарство, ткацкое и другие традиционные ремесла были ужедавно освоены, наибольшего развития достигнув в больших городищах этой поры. Длячерняховской культуры, плотно связанно с античным миром, засвидетельствованоначало формирования письменности на основе сообщения греческого и латинскогоалфавитов. Но после упадка черняховской культуры в результате втягивания населенияв гунское движение на запад (следы разрушения отсутствуют), ремесла и торговляна украинских землях развивались преимущественно в рамках сравнительнонебольших местечек и поселков. Среднее количество жителей в сельских поселенияхсоставляли около 30 чел. Славянские племена селились у рек, строили жилье издерева, какие обмазывались глиной. Население занималось скотоводством иземледелием. Для защиты от врагов в таком поселении строился так называемый «огород»— укрепленное ограждение из частокола, рва и земляного вала. Однако именно натакой упрощенной степени развития славяне становятся известные в истории подсвоим собственным именем, а не в составе других варварских союзов племен, икоторых они часто терялись для историков. Славян украинских земель историки 5—6ст. историки выделяют как наиболее воинственных во время нападений антов, отличаяих от склавинов (юго-западных славян).
Одним изхудожественных символов зайнятой земли у славянских народов был каравай,который необходимо равномерно разделить между участниками трапезы. Мотив с разделениемкаравая ярко отразился, а украинском свадебном обряде, в котором молодой имолодая выступают как князь и княгиня. Как землю, обороняемую или захваченнуюобщими силами, свадебный каравай с фигурами колосков, зерен, домашних животных,собранный и испеченный силами родственников, соседей и друзей, раздают каждомуиз участников свадьбы. Действующими лицами обряда выступают дружки — современныесвидетели — приглашенные со стороны молодого, «свадебный староста».
Процессыэтнического смешивания (миксации) в период Великого переселения были характерныдля всей Европы, в которую главным образом через Северное Причерноморьеврываются все новые азиатские орды. Одним из новых исторических имен, образовавшихсяво время этнической миксации стали русы. Первые два выразительных упоминания оруссах появляются в конце 8 (770—790-ые гг.) и в начале 9 ст. в произведенияххристианской литературы жития в Крыму, хотя значительное количествоисследователей склонно рассматривать как первые упоминания о руссах сообщенияисториков 9 ст. Кроме того, существуют упоминания о руссах в Западной иСеверной Европе.
Резваяхозяйственная деятельность способствовала последующей культурной эволюции техплемен, которые жили возле Днепра и его крупных притоков. Заметно усилиласьвоенное могущество, способность объединить и возглавить соседей. Одним из такихцентров и стал Киев, впоследствии превратившийся в столицу одного из наиболеемогучих и культурно развитых государств средневековой Европы.

Заключение
Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в 7 веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Русь была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко.

Список использованной литературы
1. Даниленко В.Н.Неолит Украины. – К., 1974.
2. Павленко Ю.В.Передісторія давніх русів у світовому контексті. – К., 1994.
3. Попович В.М.Нарис історії культури України. – К., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.