Реферат по предмету "Финансы"


Монетарная политика и принципы ее проведения мировой опыт и проблемы России

--PAGE_BREAK--1.3.  Преимущества и недостатки монетарной политики


К преимуществам монетарной политики можно отнести:

·                   Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению.  Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то  проблем с их продажей населению и банкам не возникает.[6]

·                   Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска. 

·                   Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска. 

Недостаткимонетарной политики следующие:

·        Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.

·                   Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. [6]

1)     Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные  возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.

2) Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис. 2.(а)).


3) Существенное снижение ставки процента в результате роста  предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая) (рис .2.(б))

Рис. 2. Возможные сбои в действии механизма денежной трансмиссии
4)                Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике ставки процента высока, и инвестиционные расходы увеличились в результате падения ставки процента, то рост совокупных расходов может не привести к увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального объема производства), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения (рис. 2.(в)).

Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

·        Наличие побочных эффектов,вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования (коэффициент cr, равный отношению наличности к депозитам (cr= C/D)). Одновременно падение ставки процента (цены кредита) снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы (excessreserves), что сказывается на величине нормы резервирования (коэффициента rr, равного отношению резервов к депозитам ( rr= R/D) и представляющего собой сумму нормы обязательных резервов (ur), устанавливаемой центральным банком, и нормы избыточных резервов (er), определяемой самими коммерческими банками (rr= ur+ er)). Рост нормы депонирования и нормы резервирования ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику (рис. 3(а)). Рост денежной базы от Н1 до Н2 может привести к росту денежной базы от М1 до М2, если не меняется величина мультипликатора, и лишь до М3, если происходит уменьшение величины денежного мультипликатора вследствие роста нормы депонирования (как в данном случае) и/или нормы резервирования.

·                   Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка.    Если центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента,  то поскольку при увеличении спроса на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги от MD1 до MD2), ставка процента повышается от R1 до R2 (рис. 3(б)), центральный банк должен увеличить предложение денег до MS2, т.е не может контролировать величину денежной массы, и она становится из экзогенной величины эндогенной величиной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне ставки процента. И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложение денег (от MS1 до MS2на рис. 3(б)), ставка процента будет снижаться (от R1 до R3), а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать.


Рис. 3. Недостатки монетарной политики
В результате монетарная политика может привести к дестабилизации экономики. Если центральный банк для стабилизации экономики ставит своей задачей не контроль предложения денег, а  поддержание на неизменном уровне ставки процента, то рост дохода (выпуска) в период подъема приведет к росту трансакционного спроса на деньги и, следовательно, общего спроса на деньги, что при неизменном предложении денег вызовет увеличение ставки процента. Для снижения ставки до первоначального уровня центральный банк вынужден увеличивать предложение денег, что в результате может  создать дополнительный импульс для роста экономики, превращая здоровый подъем в инфляционный бум. В период спада политика по поддержанию неизменной ставки процента приведет к тому, что центральный банк для предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой активности, должен сократить предложение денег, что будет иметь следствием еще большее сокращение совокупного спроса и усиление спада.

·                   Потеря Центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. В этом случае предложение денег также превращается из экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность  центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Как известно, увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет: а) покупки центральным банком государственных  ценных  бумаг  или  прямой  эмиссии  денег  (так называемой монетизации дефицита государственного бюджета); б) покупки государственных ценных бумаг населением (внутренний долг) и в) займов у иностранного сектора (внешний долг). Если по каким-то причинам долговое финансирование невозможно (как правило, в экономиках развивающихся стран и в переходных экономиках) или считается нецелесообразным, то правительство использует эмиссионный способ, что, с одной стороны, провоцирует инфляцию, а, с другой, лишает центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения фискальных проблем.

Кроме того, монетарная политика Центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике  при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала,  подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.
Глава 2

Монетарная политика в мире и в России
2.1. Денежно-кредитная система в РФ
         Денежно-кредитная политика является одной из составных частей финансовой политики государства. В зависимости от экономической ситуации и конъюнктуры государству приходится выбирать приоритетные цели монетарной политики, поскольку мероприятия, направленные на достижение указанных целей, могут оказывать двойственное влияние. Цели денежно-кредитной политики России отражены в таблице 1[13, с.162].

Таблица 1

Эволюция целей денежно-кредитной политики России

в 1992-2005 гг.

Год

Цели денежно-кредитной политики



1992

Сохранение управляемости в народном хозяйстве, поддержание ликвидности предприятий и противодействие инфляционному давлению

1993

Сокращение инфляции и ограничение темпов спада в экономике

1994

Снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных и структурных изменений

1995

Снижение инфляции в среднем на 4% в месяц в течение года, соответствие динамики предложения денег (увеличение агрегата М2) задаче проведения антиинфляционного экономического курса

1996

Снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП

1997

Удержание внутренней и внешней стабильности национальной валюты как необходимого условия для восстановления неинфляционного экономического роста

1998

Снижение инфляции на 5-8% в целом за год, поддержание стабильной национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% в год от предыдущего

1999

Снижение инфляции (в пределах до 30%) при ограничении спада в экономике (сокращение объема ВВП на 3%)



2000

Снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения

2001

Закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики

2002

Снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания долговременного экономического роста (14,3-15,5%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики

2003

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 10-12%

2004

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10%

2005

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5%

2006

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-9%

2007

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8%



Основной задачей денежно-кредитной политики России в первые годы рыночных реформ была борьба с инфляцией, вызванной либерализацией цен в начале 1992 г. Ставка рефинансирования Банка России поддерживалась на высоком уровне и имела тенденцию роста вплоть до начала 1995 г., после чего стала снижаться по мере ослабления инфляции [17]. Ставка рефинансирования является инструментом регулирования масштабов кредитования. При этом для заемщика главную роль играет не номинальная ставка процента, а ее реальная величина с учетом уровня инфляции. В 1993-1994 гг. номинальная ставка рефинансирования была высокой. Но уровень инфляции был настолько выше, что реальная ставка рефинансирования имела даже отрицательные величины. Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки процента и уровня инфляции. Внешне жесткая кредитная политика в России в 1993-1994 гг. не выполняла свою роль сдерживания инфляции, а, наоборот, способствовала росту масштабов кредитования экономики.

В 1995-1996 гг. ситуация коренным образом изменилась. Реальная ставка рефинансирования стала иметь довольно высокие плюсовые значения, что постепенно сокращало объемы кредитования. Такая реально жесткая денежно-кредитная политика действительно способствовала снижению инфляции, но при этом привела к ряду отрицательных финансовых явлений. Основным негативным последствием чрезмерно высоких ставок кредитования стал спад ВВП и промышленного производства в стране. Кроме того, политика дорогих денег вызвала нарушения нормального платежного оборота между предприятиями, что в свою очередь привело к переходу на бартер и коммерческие векселя.

Жесткость денежно-кредитной политики того периода в России была оправдана основной задачей ее реализации – борьбой с чрезмерной инфляцией, которая являлась основной проблемой экономики вплоть до начала 1997г.

Но с фактическим преодолением сильной инфляции главными задачами денежно-кредитной политики должно стать стимулирование экономического роста путем расширения масштабов кредитования реальной экономики и упорядочения платежных отношений между предприятиями. Поэтому в 1997 г. денежно-кредитная политика Банка России была направлена на привлечение инвестиций в реальный сектор посредством резкого снижения доходности по операциям с государственными краткосрочными облигациями и снижения ставки рефинансирования. Но денежно-кредитная политика России попала под влияние целого ряда финансовых кризисов: сначала Восточно-Азиатского, затем, мирового, и наконец, финансового кризиса в России в августе 1998 г.

После кризиса 1998 г. Центральному банку РФ вновь пришлось решать задачу темпов инфляции в стране. В 1999-2000 гг. темпы инфляции уверенно снижались, составив 36% и 21% соответственно против 84% в 1998 г. [17]. Вместе с тем эффективность антиинфляционной политики была низкой, поскольку итоговые значения инфляции каждый год оказывались выше целевых показателей, закладываемых в основных направлениях денежно-кредитной политики и законе о бюджете.

Начиная с 2000 г. Цены на сырьевой экспорт России, прежде всего на нефть, имеют тенденцию к значительному росту. Это позволяет России, начиная с 2000 г., осуществлять исполнение бюджета с профицитом, своевременно выполнять долговые обязательства РФ, что явилось основным фактором повышения кредитного рейтинга России и повышения интереса к России как к объекту вложения капиталов.

В условиях относительной стабилизации экономики встает проблема долгосрочного стратегического планирования и регулирования денежного обращения. В целях развития экономики важно обеспечить перспективное (прогнозное) и текущее планирование и регулирование денежного обращения.

         Конституцией РФ на Правительство возложено обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. [5] В марте 2001 г. Правительством РФ была одобрена стратегия развития России до 2010 г. Для ее реализации Правительству РФ необходимо учитывать как внешние факторы (в первую очередь мировые цены, в том числе на нефть и нефтепродукты), так и внутренние условия развития страны. Причем последние следует рассматривать как объективные (демографические факторы, состояние производственного аппарата и др.) и параметры, на которые Правительство может не только влиять, но и изменять в заданном направлении (темп инфляции, валютный курс рубля, ставки налогов и сборов и т.д.).

        
2.2. Развитие и особенности денежно-кредитной

политики зарубежных стран

Рассмотрим ключевые аспекты развития денежно-кредитной политики развитых стран мира.

Великобритания
Банк Англии — консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник. В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так и селективные).

В 40-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег, т.е. поддержания ссудного процента на низком уровне.

Банк Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение учетной ставки. Основными инструментами денежно-кредитной политики служили установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.

В 50—60-е гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования. Особенностями механизма денежно-кредитного контроля были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции, а также использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного долга.

В 1971 г. пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере.

Это сопровождалось  резким ростом денежной массы и цен и уже в 1973г. Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита.

В то же время с середины 70-х гг. наблюдалось усиление влияния неконсервативных концепций на денежно-кредитную политику: были установлены пределы роста денежной массы, проведен ряд мер по стимулированию размещения государственных долговых обязательств вне банковской системы, финансовая политика стала рассматриваться прежде всего с точки зрения ее влияния на денежную массу.

С приходом к власти в 1979 г. консервативного правительства, провозгласившего себя «монетаристским», денежно-кредитная политика стала главным инструментом осуществления экономической стратегии, правительство отказалось от краткосрочной политики «стоп—вперед».

Направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле-продаже векселей, причем, преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы.

В 90-е гг. основным инструментом денежно-кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, являются операции на открытом рынке.

Банк Англии проводит валютные интервенции для регулирования курса фунта стерлингов, активно участвует от имени правительства в международных валютно-финансовых организациях. [19]
Япония
Денежно-кредитное регулирование осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кейданрэн»).

Основные методы регулирования: установление нормы ссудного процента, административные меры, проводимые совместно с правительством через денежно-кредитную систему, система обязательных резервов, операции на открытом рынке и с иностранной валютой.

Если до 70-х гг. преобладали административные формы регулирования, то в дальнейшем их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных методов возросла.

В связи с общим переходом к неоконсервативному экономическому курсу в кредитно-банковской сфере (закон 1981 г.) государственный административный контроль за деятельностью банков был несколько ослаблен.

Тем не менее в руках государства осталось кредитование отраслей и объектов с высоким предпринимательским риском и низкой рентабельностью, а принятые меры означали не упразднение системы государственного регулирования, а лишь ее частичную перестройку.

Ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной степени ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному классическому инструментарию. Возросла гибкость процентных ставок, учетная ставка была увеличена до рыночного уровня.

С 1971 г. Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями государственных займов, перейдя к системе открытой подписки на них.

Был сформирован рынок ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.

Банк Японии называют «банком банков», он является партнером по заключению сделок для частных кредитно-финансовых учреждений, предприятий и отдельных лиц. Он принимает на хранение вклады от частных финансовых учреждений, что называется системой резервных депозитов (введена с 1957 г.). Финансовые учреждения, присоединившиеся, к этой системе, обязаны сдавать на хранение в Банк Японии на свои текущие счета определенную сумму резервных депозитов. В тех случаях, когда у финансовых учреждений не хватает наличности, они обращаются в Банк Японии, который предоставляет им ссуды. Процент по ним определяется уровнем официальной процентной ставки.

Сейчас основными средствами денежно-кредитной политики Банка Японии являются:

— политика корректировки учетной ставки;

— политика изменения объемов купли-продажи облигаций и векселей;

— политика резервной нормы.

Установление, изменение или отмена обязательных резервных норм производится Банком Японии после утверждения соответствующего решения министром финансов. По закону максимальная резервная норма составляет 20% (еновые пассивы нерезидентов и валютные вклады резидентов резервировались на 100%), и ее установление допускается в этих пределах отдельно по категориям счетов и категориями кредитно-финансовых учреждении. Резервирование распространяется на депозиты; банковские ссуды; номинальную стоимость доверительной собственности; валютные склады резидентов; еновые пассивы нерезидентов и аналогичные пассивы, определенные распоряжением правительства; суммы, которые переводятся со специального счета международных финансовых операций на другие счета. Суммы обязательного резервирования по соответствующим счетам за любой месяц должны дополняться у Банка Японии в течение месяца (с 16 числа текущего месяца по 15 число следующего месяца). Штраф с недоначисленной суммы (в размере учетной ставки коммерческих векселей 3,75% годовых) перечисляется Банком Японии в государственную казну.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.