Реферат по предмету "Лингвистика"


Фонетика

Реферат на тему ”Фонетика„ Бабаханов Акбар 110-я группа Фонетика русского языка Обратимся к описательной фонетике современного русского языка. В звуковом строе нашего языка насчитывают 43 фонемы: 6 гласных фонем — [а] [э] [и] [ы] [о] [у]; 37 согласных — [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж]1, [з], [з'], [j], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'],


[т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ], [ж':]2. 1. фонемы [ж][ц][ш] — всегда твёрдые; фонема [ч']- всегда мягкая 2. некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [щ]и парного ей [ж':] (встречается в словах «вожжи», «езжу»), считая их вариантами [ш] и [ж]. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема — это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается


в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным. Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить — [гъвар’ит']).


В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[з] сделать — [з’д’элът']: глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими — оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад — [клат], но клады — [клады]. Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под


ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/). Редукция — видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил — [стъражыл], где Ъ-редуцированный звук, практически не распознаваемый как


О. Основные фонетические единицы и средства. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные. Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы). Фонетическая фраза (синтагма) — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами. Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) — часть фразы,


объединенная одним ударением. Слог — наименьшая единица речевой цепочки. Звук — минимальная фонетическая единица. Суперсегментные единицы (интонационные средства)—единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность). Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука. Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменениям


частоты звукового сигнала. Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени. Длительность — время звучания сегмента речи. Гласные. Вокализм литературного русского языка представлен треугольной системой с пятью или шестью гласными фонемами. Гласные различаются по степени подъема языка и по ряду (сопряженному с наличием или отсутствием лабиализации): В безударных слогах русские гласные подвергаются редукции, которая вместе


с влиянием окружающих согласных приводит к появлению аллофонов. /i/ и /ɨ/ (/и/ и /ы/) /i/ и /ɨ/ являются гласными верхнего подъёма переднего и среднего ряда соответственно. Обозначаются обычно буквами и и ы; в безударной позиции также буквами е, я, а и э, е соответственно. Являются ли гласные /i/ и /ɨ/ одной или двумя фонемами является предметом дискуссий. Московская фонологическая школа считает их одной фонемой, петербургская — двумя.


Фонема /i/ встречается только после мягких согласных и гласных, /ɨ/ — после твёрдых. В абсолютном начале слова как правило представлена только /i/, но есть несколько слов с начальным ударным /ɨ/: ы (название буквы и название «операции Ы»), ыкать и много географических названий и имен собственных: Ыйван, Ыйбён, Ытык-Кюёль, Ыльчи Мундок и другие. В начале слова не под ударением /i/ и /ɨ/


не различаются: иммигрант и эмигрант. Кроме того, носители русского языка ощущают ы скорее как отдельную фонему и могут произнести её изолированно. Существуют следующие аллофоны: [i] ([и]) — основной аллофон /i/, представлен под ударением и перед мягкими согласными; [ɪ] ([ие] и [ь]) — аллофон /i/ в безударном положении не перед мягкими согласными: пятак [pʲɪˈtak]. В кириллической транскрипции [ие] используется в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова,


а [ь] в остальных безударных слогах. [ɨ] ([ы]) — основной аллофон /ɨ/ упередняется между переднеязычными или велярными согласными — [ɨ̟]: тыкать [ˈt ɨ̟kətE 0;] отодвигается назад и слегка дифтонгизируется после сочетаний губных согласных с /l/: плыть [plɯ̟ɨ 99;tʲ]. [ᵻ] (или [ɨ ̞]) ([ыэ]) — аллофон /ɨ/ в безударном положении: цена [ʦᵻˈna],


дышать [dɨ̞ˈ@ 2;atʲ]. После /ц/ может звучать еще более открытый аллофон [ɘ]: на танце/на танцы [nɐ'tantsɘ]. /a/ (/а/) Фонема /a/ является гласным среднего ряда нижнего подъёма. Обозначается обычно буквами а и я; в безударной позиции также буквами о, реже э, е. Основные аллофоны: [a] ([а]) — основной аллофон, представлен после твёрдых согласных: пат [pat] [&


#230;] ([ä]) — после мягких согласных под ударением: пять [pʲætʲ] [ɑ̟] — после твёрдых согласных перед /l/: палка ['pɑlkə] [ɐ] ([ʌ]) — в безударных слогах: в начале слога и перед ударным слогом: оловя´нный [ɐlɐ'vʲ&# 230;n:ɨ] [ə] ([ъ]) — в прочих безударных слогах после твёрдых согласных: мигом ['migəm]; после мягких произносится только в конце слова в грамматических


окончаниях: дача ['datɕə] (но дачи ['datɕɪ]). В некоторых междометиях оказывается под ударением: чтоб тебя! ['ʂtəptʲib&am p;#690;ə]. Согласно современной норме после ж и ш как под ударением, так и без ударения произносятся аллофоны /a/: шары [ʂɐ rɨ], жара [ʐɐ ra]. Однако еще в XX веке нормой было произношение в безударной позиции аллофонов фонемы /ɨ/, что


сейчас эпизодически сохраняется в словах жалеть [ʐɨˈlE 0;etʲ], к сожалению [ksə.ʐɨ.& #712;lʲe.nʲɪ. ju] и косвенных падежах слова лошадь, например, лошадей [lə.ʂɨ.&# 712;dʲej]. /e/ (/э/) Фонема /e/ является гласным переднего ряда среднего подъёма. Обозначается обычно буквами е и э; в безударной позиции практически не встречается.


Аллофоны этой фонемы варьируют в пространстве между кардинальными гласными [e] и [ɛ] в зависимости от окружающих согласных. Аллофон, наиболее близкий к [e] произносится между мягкими согласными: петь [pʲetʲ]. Аллофон, наиболее близкий к [ɛ] произносится в начале слова перед твёрдыми согласными: этот ['ɛtət]. Когда один согласный твёрдый, а другой мягкий произносятся аллофоны, средние между [e] и [ɛ],


в узкой транскрипции обозначаемые либо как опущенный [e̞], либо как приподнятый [ɛ̝]. В широкой транскрипции для простоты после мягких согласных они обозначаются как [e], а после твёрдых — как [ɛ]: нем [nʲem], отель [ɐˈtɛl 90;]. Кроме того, после твёрдых согласных все аллофоны немного отодвигаются назад: [ɛ̠] или [e̠]. /o/ (/о/) Фонема /o/ является гласным заднего ряда среднего подъёма.


Обозначается обычно буквами о и ё; в безударной позиции может встречаться только в неосвоенных заимствованиях, чаще всего — в заударных или после гласной: радио ['ra.dʲɪo], вето ['vʲe.to], кредо ['krɛ.do]. Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд (огубленный шва): тётя [ˈtʲɵO 8;.tʲə]. /u/ (/у/) Фонема /u/ является гласным заднего ряда среднего подъёма.


Обозначается обычно буквами у и ю. Между мягкими согласными произносится аллофон, несколько продвинутый вперёд: чуть [ˈʨʉtE 0;], ютиться [jʉ̞ˈt 90;iʦə]. В безударном положении произносится аллофон, близкий к [ʊ]: сухой [sʊ.ˈxo̞j], мужчина [mʊ.ˈɕ 20;i.nə]. Влияние гласных на согласные. Гласные в свою очередь также влияют на предшествующий согласный.


Так, перед /o/ and/u/ согласные огубляются: мог [mʷok]. Эти же гласные и [ɨ] вызывают некоторую веляризацию: ты [tˠɨ]. Редукция гласных. Как видно из изложенного выше в безударном положении одни гласные ослабляются, а другие чередуются с другими фонемами. В частности для литературного языка характерны аканье, иканье и ыканье. Первое заключается в том, что морфонема |o| представлена фонемой /o/ под ударением и фонемой


/a/ не под ударением. Для второго характерно совпадение в одной фонеме безударных морфонем |i|, |e|, |a| и |o| после мягких согласных. При ыканьи в одной фонеме совпадают безударные морфонемы |ɨ|, |e|, а после ж, ш, ц и |o|. Так как русская орфография является этимологической, редукция безударных гласных в ней не отображается. В безударной позиции между глухими согласными гласные могут оглушаться: выставка [ˈvɨstə&# 805;fkə], потому что [pə̥t&


#592; 12;mu ʂtə]. Оглушение происходит также между сонантами и глухими, вплоть до полного исчезновения гласного: череп [tɕerʲɪ&# 805;p], город ['gor̥t]. Сочетания гласных. В русском языке допустимы сочетания почти всех гласных: прообраз, воображать, муар, клеить, струи, бои. Согласные. <ʲ> обозначает мягкость согласных или палатализацию, в кириллической транскрипции обозначается с помощью апострофа ’.


Обычно не ставится после //tɕ/ [dʑ] /ɕː/ /ʑː/, так как эти знаки специально обозначают только палатализованные согласные. В косых скобках показаны фонемы, в квадратных — аллофоны. Слева приведены глухие согласные, справа — звонкие. Практически все согласные представлены парами твёрдой и мягкой фонем.


Исключение составляют всегда твёрдая /ʦ/ и всегда мягкие /tɕ/ и /j/. Мягкие велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами. Определяющим для дистрибуции согласных фонем являются два ассимилятивных процесса: оглушение / озвончение шумных согласных и нейтрализация оппозиции по мягкости / твёрдости у некоторых согласных перед другими согласными.


Шумные согласные Губные согласные Взрывные согласные представлены только губно-губными: /p/ (/п/) — орфографически п, б: паб /pab/ /pʲ/ (/п’/) — орфографически п: пила /pʲi'la/ /b/ (/б/) — орфографически б, п: поп-группа /pob'grupa/ /bʲ/ (/б’/) — орфографически б: бил /bʲil/ Фрикативные согласные представлены только губно-зубными: /f/ (/ф/) — орфографически ф, в: фивский /fʲifskij/ /fʲ/ (/ф’/) — орфографически ф, в: все /fʲsʲe/ /v/ (/в/) — орфографически


в, ф: Вовка /'vofka/ /vʲ/ (/в’/) — орфографически в: век /vʲek/ Переднеязычные согласные Взрывные согласные Твёрдые согласные — зубные, апикальные. /t/ (/т/) — орфографически т, д: Тэд /tet/, подходит /pət'xodʲit/. /d/ (/д/) — орфографически д, т: Дутбаев /dudbajiv/ Мягкие согласные — альвеолярные, ламинальные. Произносятся с некоторым трением языка, приближаясь к свистящим аффрикатам и фактически составляя мягкие


пары для твердых свистящих аффрикат (/ʦ/, [dz]). Только перед гоморганными смычными, когда смычка не разрывается, они не имеют фрикативного отступа: брать там. /tʲ/ (/т’/) — орфографически т, д: тётя /tʲotʲa/ /dʲ/ (/д’/) — орфографически д, т: дядька /dʲatʲka/ Аффрикаты Русские аффрикаты являются двухфокусными и круглощелевыми. /ʦ/ (/ц/) — альвеолярная,


апикальная, свистящая; орфографически ц, тс, тьс: целоваться /ʦɨla'vaʦa/ Звонкий аллофон [dz] ([дз]) представлен перед звонкими шумными; орфографически ц: спецгруппа /spʲec'grupa/ [spʲedz'grupə]. В словах типа дзен, дзюдо представлены двухфонемные сочетания /d/+/z/. Открытым остаётся вопрос о том, какие фонемы представлена в китайских словах на месте твёрдого и мягкого цз: Мао Цзэдун, Цзюлун. /tɕ/ (/ч’/) — ламинальная, шипящая; орфографически


ч: час /tɕas/ Твёрдый аллофон [tʂ] представлен в слове лучше ['lutʂʂɨ]. Звонкий аллофон [dʑ] ([дж’]) представлен перед звонкими шумными, орфографически ч: алчба /altɕ'ba/ [ɐldʑ'ba]. В словах типа джаз, джинсы представлены двухфонемные сочетания /d/+/ʑ/. Аналогично "цз" не вполне ясно одна или две фонемы представлены в китайских словах на месте


твёрдого "чж": Чжэнфын (см. также правила Палладицы). Фрикативные согласные. В русском языке переднеязычные спиранты представлены только 8 сибилянтами. Возможны несколько классификаций этих согласных на основе разных признаков. По месту образования: зубные, альвеолярные и постальвеолярные. Постальвеолярные в русском языке в свою очередь делятся на плоские (какуминальные) и альвеопалатальные


(палатализованные). По активной части языка: апикальные и ламинальные. По форме языка: все русские сибилянты суть круглощелевые. По акустическому эффекту: свистящие и шипящие. По количеству мест сужения речевого тракта: однофокусные и двухфокусные. Денто-альвеолярные согласные — ламинальные, свистящие, однофокусные. В узкой транскрипции обозначаются как [s̪ z̪] и [s̪ʲ z̪&


#690;]. /s/, /sʲ/, /z/, /zʲ/ перед шипящими /ʂ/, /ʐ/, /ɕː/, /tɕ/ заменяются на шипящие. /s/ (/с/) — глухой; орфографически с, з: сказка /'skaska/ /z/ (/з/) — звонкий; орфографически з, с: от сглаза /ad'zglaza/ /sʲ/ (/с’/) — глухой мягкий; орфографически с, з: сиг /sʲik/ /zʲ/ (/з’/) — звонкий мягкий; орфографически з, с: зима /zʲima. Передненёбные согласные (постальвеолярные)


Какуминальные согласные («ретрофлексные») — ламинальные, шипящие, двухфокусные. Могут также обозначаться как [s̠ z̠] или не совсем правильно как [ʃ ʒ], а в славистической традиции как /š ž/. /ʂ/ (/ш/) — глухой; орфографически ш, ж, с, з: шажки /'ʂaʂkʲi/, сшить /ʐ/ (/ж/) — звонкий; орфографически ж, ш, с, з: жук /ʐuk/, сжалиться Альвеопалатальные согласные — апикальные, шипящие, двухфокусные.


Единственные согласные русского языка, являющиеся долгими. Входят в системные пары с предущими двумя согласными как мягкие с твёрдыми, хотя различаются и другими признаками. Эти согласные фактически являются палатализованными вариантами палатально-альвеолярных [ʃ ʒ] и могут обозначаться как [ʃʲ ʒʲ]. При них самих знак палатализации обычно не ставится, так как является избыточным. /ɕː/


(/щ или ш̅’/) — орфографически щ, сч, шч, зщ, сщ, жд: расщепить /raɕːi'pʲit&a mp;#690;/, счастье /'ɕːasʲt& #690;ji/. В речи некоторых носителей соответствует двухфонемному сочетанию /ɕtɕ/, однако такое произношение считается устаревшим. В слове дождь может произноситься как /ɕː/, так и /ʂtʲ/: /doɕː / doʂtʲ/. /ʑː/


(/ж̅’/) — орфографически зж, жж, жд. Исчезающая фонема русского языка, звонкий аналог /ɕː/, встречается лишь в речи отдельных носителей в таких словах как езжу /'jeʑːu/, [[вожжи]] /'voʑːi/, визжать /vʲi'ʑːat& ;#690;/, где она обычно заменяется долгой /ʐː/, фонологический статус которой не ясен. В слове дожди /da'ʑːi/ эта фонема под влиянием офрографии обычно меняется на /&


#656;dʲ/: /da'ʐdʲi/. В то же время в речи некоторых носителей встречается по аналогии в словах, где изначально её быть не могло, например, в производных от слова жечь: зажжёт /za'ʑːot/ (< *zažьg’etъ), подожжёшь /pada'ʑːoʂ/ (< *podъžьg’ešь). Ещё реже краткий вариант этой фонемы встречается в иностранных заимствованиях перед йотированными гласными, например, жюри /ʑuri/ (обычно /ʐuri/).


Велярные согласные (заднеязычные) Мягкие велярные согласные в силу исторических причин находятся на периферии русской языковой системы и часто не считаются отдельными фонемами, однако для всех из них существуют минимальные пары, почти обязательно с использованием заимствованной лексики. Мягкие велярные согласные возможны только перед гласными и мягкими же велярными. Взрывные согласные /k/ (/к/) – глухой; орфографически к, г: кот /kot/, кыш /kɨʂ/,


Кэт /ket/, кол /kol/, Баку /ba'ku/, рог /rok/. /kʲ/ (/к’/) – глухой; орфографически к: ткёт /tkʲot/, киш /kʲiʂ/, кет /kʲet/, Кёльн /kʲolʲn/, экю /ɨ'kʲu/. /g/ (/г/) – звонкий; орфографически г, к: Гугл /'gugl/, гунн /gun/, экзема /ɨ'gzema/. /gʲ/ (/г’/) – звонкий; орфографически г: погиб /pa'gʲip/, Гюго /gʲu'go/,


Гюнтер /'gʲuntɨr/, Гянджа /gʲan'dʐa/. Фрикативные согласные /x/ (/х/) – глухой; орфографически х, г: ход /xot/, мягкость /'mʲaxkasʲtʲ/ , лёгкость /'lʲoxkasʲtʲ/ , Бог /'box/. Звонкий аллофон [ɣ] ([ɣ]) представлен перед звонкими шумными (кроме в): эх бы ['ɛɣ.bɨ]. В речи многих носителей представлен также в словах


Господи, Бога /'boɣə/. /xʲ/ (/х’/) – глухой; орфографически х: хитрый /'xʲitrɨj/, Хёд /xʲot/, мягкий /'mʲaxʲkʲij/, лёгкий /'lʲoxʲkʲij/. Сонанты. Носовые сонанты /m/ (/м/) – губно-губной непалатализованный; орфографически м: мат /mat/. /mʲ/ (/м’/) – губно-губной палатализованный; орфографически м: мят /mʲat/. /n/ (/н/) – апикальный, зубной, непалатализованный; орфографически н: ныть /n&


#616;tʲ/. /nʲ/ (/н’/) – ламинальный, альвеолярный, палатализованный; орфографически н: нить /nʲitʲ/. Боковые сонанты /l/ (/л/) – апикальный зубной веляризованный (точнее фарингализованный); орфографически л: лот /lot/. /lʲ/ (/л’/) – ламинальный альвеолярный палатализованный; орфографически л: лёд /lʲot/. Скользящий сонант (скользящий аппроксимант) /j/ (/j/) – орфографически й, а также в составе йотированных гласных (я, ё, ю, е) не после согласных: йод /jot/, як /jak/, ёж /jo&


#642;/, еле /'jelʲi/, юг /juk/. Полугласный аллофон (глайд) [ɪ̯] произносится после гласных, образуя дифтонгические сочетания, которые в русском являются двухфонемными: яйцо [ɪɪ̯ˈ ;tso], ей [jeɪ̯]. После безударных <и> и <ы> в окончаниях прилагательных в обычной речи не произносится: красный /'krasnɨ/. Дрожащие согласные Представлены в русском двумя многоударными фонемами,


хотя в некоторых позициях возможна и одноударная реализация. /r/ (/р/) — постальвеолярный (передненёбный), ламинальный; орфографически р: рад /rat/. /rʲ/ (/р’/) — зубной, апикальный; орфографически р: ряд /rʲat /. Произношение других р-образных звуков (увулярного [ʁ] или скользящего [ɹ]) считается дефектом речи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка верхнего уровня Информационной Системы Университета
Реферат Использование макросов для программирования в MS ACCESS
Реферат Европейский союз как один из "центров силы" современной мировой экономики
Реферат Фернандо Альварес де Толедо
Реферат Дидактическое пространство начальной школы инновационного типа
Реферат Кореляційні аспекти історичного розвитку філософії та фізики
Реферат Нижний Тагил: история и современное состояние
Реферат Дмитро Байда Вишневецький
Реферат Poetry Of Robert Frost Essay Research Paper
Реферат Flat Tax Essay Research Paper An Analysis
Реферат Восточные славяне в древности.Возникновение государственности у восточных славян.
Реферат The Metamorphosis By Franz Kafka Essay Research
Реферат Социально-педагогические особенности образовательной системы США
Реферат Электропроводящее волокно ЭПВН, свойства и применение
Реферат Candide Essay Research Paper Candide Journal Character