Реферат по предмету "Экономика"


Бюджет Российской Федерации

1. Введение
Одним из важнейшихдокументов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственныйбюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономическойдеятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения егообъективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической,социальной и политической функций.
Данная курсоваяработа посвящена рассмотрению федерального бюджета, налогов ипредпринимательства. Происходящие в России изменения в области политики иэкономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвямивласти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуютпроведенияадекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливойистабильной налоговой системы. Необходимость изменения действующегоналоговогозаконодательства диктуется и его крайним несовершенством, выражающимся, вчастности, в отсутствии единой законодательной инормативной базыналогообложения, многочисленности нормативных документови частом несоответствиизаконов и подзаконных актов, регулирующихналоговые отношения. А также законов,относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулированияналоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточныхправовыхгарантий для участников налоговых отношений.
В общем комплексепроблем современного реформирования российской экономики важную роль играетпроцесс становления предпринимательства. В экономической науке существуетустойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний моментсамые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, игосударственными органами, и различными общественными организациями.
2. Федеральныйбюджет, сущность, структура пути оптимизации
В любой странегосударственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяетглавные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовыхкатегорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в ихдействии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и ихрасходование.
Государственный бюджетпредставляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющийсилу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – ФедеральнымСобранием.
Федеральный бюджетРоссии – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежныеотношения, опосредствующие процесс образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается иутверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этотбюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности ичастично доходы населения. Они направляются на финансирование народногохозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособностистраны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержкубюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, созданиегосударственных материальных и финансовых резервов и др.
Централизациясредств имеет важное экономическое и политическое значение, посколькумобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизньнамечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрироватьресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социальногоразвития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территориистраны.
При переходе крыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методыего воздействия на общественное производство и сферу социальных отношенийизменяются.
Основнымифункциями бюджета являются:
перераспределениенационального дохода и ВВП;
государственноерегулирование и стимулирование экономики;
финансовоеобеспечение социальной политики;
контроль заобразованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет– основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этотбюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется длямежотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов сучетом требований наиболее рационального размещения производительных сил,подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики,края, области.
В условияхперехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всегодолжны направляться на финансирование структурной перестройки экономики,ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченныхслоев населения.
В современныхусловиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный,топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджетспособствует формированию рациональной структуры общественного производства,улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
Через расходы иналоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулированияэкономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственнаяподдержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическимпрограммам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим.Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемыхпроектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговаяполитика путем применения соответствующего налогового механизма.
Большое значениеимеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политикеприоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров,инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционированиеучреждений здравоохранения, образования и культуры.
Бюджет оказывает наибольшеевоздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы впроцессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планомобразования и использования государственного фонда денежных средств, бюджетсвязан со всеми предприятиями и организациями.
Государственныйбюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя черезбюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятияхразличных форм собственности сферы материального производства, он влияет наразмеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовымпланам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессебюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль зафинансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях переходана рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизацииресурсов и их использовании усиливается.Контрольная функция бюджетапредполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливаетвозможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Бюджет может иметьтри вида итога: баланс, профицит и дефицит.
Баланс бюджета –равенство его доходов расходам; профицит бюджета – превышение доходов бюджетанад его расходами; дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над егодоходами. В силу актуальности дефицита Федерального бюджета я остановлюсьподробнее на нем.
В случае принятияФедерального бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджетеутверждаются источники финансирования федерального бюджета. Размер дефицитафедерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций ирасходов на обслуживание государственного долга РФ.
Источникифинансирования дефицита федерального бюджета утверждаются органамизаконодательной (представительной) власти в законе (решении) о федеральномбюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
внутренниеисточники следующих видов:
а) кредиты,полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
б) государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
в) бюджетныессуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
внешние источникиследующих видов:
а) государственныезаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
б) кредитивыправительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовыхорганизаций, предоставленные в иностранной валюте.
Бюджетным кодексомтакже предусмотрено сокращение расходов федерального бюджета. Если в процессеисполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходовфедерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицитафедерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденнымбюджетом финансированию расходов не более чем на 5 процентов, министр финансоввправе самостоятельно принять решение о введении режим сокращения расходовфедерального бюджета и ввести указанный режим. Если неполное финансированиерасходов происходит в интервале от 5 до 10 процентов, то Правительство РФвправе принять решение о введении режима сокращения расходов федеральногобюджета. Сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всехвидов федерального бюджета и получателей средств бюджета. Если неполноефинансирование происходит более чем на 10 процентов, то Правительство РФпредставляет в Государственную Думу проектов федерального закона о внесенииизменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
В мировой практикесуществует замена, правда, не совсем адекватная, понятию сокращение расходов.Это – секвестр. Понятие секвестр происходит от латинского secvestrum –ограничение. Бюджетный секвестр – вынужденная реакция на недофинансированиерасходных статей бюджета. Секвестр вводится в том случае, еслинедофинансирование принимает угрожающие размеры и затрагивает основные сферыфинансово-экономической и политической деятельности государства.
Важный вопрос – каксокращать. В мировой практике за основу принята модель так называемого«автоматического» сокращения расходов, подпадающих под секвестр. Обычно такоесокращение производится по единой пропорции (в процентах) для всех бюджетныхстатей, либо по отдельным их группам. Существует также практика одноуровневогои многоуровневого сокращения бюджетных ассигнований. При этом разные уровнимогут предусматривать разный процент сокращений, однако и здесь жесткособлюдается правило единых пропорций по одному уровню.
Можно сделатьвывод о том, что секвестр как инструмент финансовой антидефицитной бюджетнойполитики имеет право на существование только в том случае, если в его основебудут лежать следующие принципы:
Секвестр –комплексная процедура.
Секвестр –радикальный способ борьбы с бюджетным дефицитом, поэтому он должениспользоваться в том случае, когда задействованы и полностью исчерпаны резервывсех остальных антидефицитных мер.
Отказ отавтоматического пропорционального сокращения бюджетных расходов. Сокращение должнопроводиться не постатейно и не по группам статей, а по целям расходованиябюджетных средств или по группам расходов.
Созданиеобщепризнанных и законодательно утвержденных условий ввода процедурысеквестирования и ее временных границ. Практика показывает, что такойоптимальной границей является квартал с месячной разбивкой.
Желательно четкоопределить границы «защищенных статей». Мировая практика признает оптимальнымсоотношение подобных статей в бюджете в размере 1/12 – 1/14 от общего объемабюджетных назначений.
Создание целостнойконцепции бюджетного секвестирования позволит исключить эффект внезапности принеожиданном падении доходных поступлений в бюджет.
3. Налоги, ихвиды и сущность
Основы нынедействующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когдабыл принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За девятьпрошедших лет было много, видимо даже слишком много, отдельных частныхизменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейтик налоговой системе, отказавшись от порочной практики установлениядифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны ещево второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохоподготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г.более стройной структурой российского налогового законодательства.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины идругие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. N 2118 — 1. К понятию «другиеплатежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетныефонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фондсоциального страхования.
Для того чтобывникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципыналогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны изаключаются в следующем:
Уровень налоговойставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е.уровня доходов (принцип равнонапряженности).
Необходимоприлагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократныйхарактер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примеромосуществления этого принципа служит замена налога с оборота, где обложениеоборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистыйпродукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принциподнократности уплаты налога).
3. Обязательностьуплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений уналогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
4. Система ипроцедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными дляналогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принципподвижности).
5. Налоговаясистема должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимсяобщественно-политическим потребностям (принцип эффективности).
6. Налоговаясистема должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективныминструментом государственной экономической политики.
По механизмуформирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций(фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу(так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги,в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налогна перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретногофизического или юридического лица.
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги,прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки снедвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностьюпереносятся на цену товара или услуги.
Прямые налогитрудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами наземлю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату,цену сельскохозяйственной продукции.
В случае высокойэластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращениюпотребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистойприбыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другиесферы деятельности.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимостьопределенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операциис ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических ифизических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ иуслуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одноговида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенныельготы. К их числу относятся:
• необлагаемый минимум объекта налога;
• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
• понижение налоговых ставок;
• вычет из налогового платежа за расчетный период;
• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взиманияналогов);
• прочие налоговые льготы.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российскимзаконодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целяхналогоплательщик обязан:
• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственнойдеятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплатыналогов документы и сведения;
• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммысокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговыхорганов;
• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивовотказа от подписания этого акта;
• выполнять требования налогового органа об устранении выявленныхнарушений законодательства о налогах.
Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство РоссийскойФедерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с другимигосударствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а такжезаключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойногоналогообложения с последующей ратификацией этих соглашений ГосударственнойДумой Федерального Собрания. Если международными договорами РоссийскойФедерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатсяв законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяютсяправила международного договора.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций ифизических лиц.
Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют натерритории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболеедоходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетовсубъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налогикраев, областей, автономной области, автономных округов. Третий уровень —местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие«район» с позиций налогообложения не входит район внутри города.Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербургаимеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Как и в другихстранах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. Кчислу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыльпредприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Перечисленные налогисоздают основу финансовой базы государства.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имуществоюридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей,что в большинстве стран не делается различия между налогом на имуществоюридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это одинналог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.
Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: подоходный налогс физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог нарекламу и далее — большая группа прочих местных налогов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейскихстран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкойв доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании —это отчислением от федеральных налогов.
Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированномпроценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такиеналоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества,переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус,обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.
Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системойгосударственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них —Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своейсоциально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря наобязательность отчислений и сборов, многие предприятия и организации от нихуклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качествеплательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеютсерьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. Думается, чтов перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все безисключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения даетвозможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя изсобственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет(регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видовхозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что этиполномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, какдоходной, так и расходной его частей.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себяналоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупныхфедеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США иГерманией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.
Законом “Обосновах налоговой системы в Российской Федерации” впервые в России вводитсятрехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены нафедеральные, региональные и местные.
По объектуналогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:
налоги с доходов(выручки, прибыли, заработной платы);
налоги с имущества(предприятий и граждан);
налоги сопределённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценнымибумагами, лицензионные сборы).
4. Системаналогообложения в РФ в период проведения экономической реформы
В настоящее времяналогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российскихналогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот ит. д., что объективно порождает значительные трудности в организациипроизводства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовойситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том,что 90-е годы является периодом возрождения и становления налоговой системыРоссии.
Система налогов,введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночнымотношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарелауже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условияхперехода к рынку применялись старые понятия о налогах.
Вносимые в курсэкономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются нанеобходимости корректирования отдельных элементов системы налогообложения.Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотятеперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровняпроизводства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов,объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняютсяисточники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся винструктивный и методический материал по налогам.
В декабре 1993года президентским указом было отменено положение о норме, в соответствии с которойрегиональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь теналоги, которые оговорены законом “Об основах налоговой системы в Российскойфедерации”. В результате, как грибы после дождя, стали появляться такиеэкзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестицииза пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды.
Большую опасностьстали представлять и налоги, “экспортируемые” одним регионом в другие.Например, республика Тува ввела собственные акцизы на отдельные видыпродовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в ценупродукции, а продукция реализуется за пределами республики, налог фактическивзимается с “чужих” налогоплательщиков, а поступает в собственный бюджет.Подобные примеры можно продолжить. Налоговая система России стала напоминатьлоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это нетолько не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупныепредприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страныили принимают решения об инвестициях в российскую экономику.
По оценкамзарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть отналогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистовГосударственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в своюочередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.
Сегодня в странеставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа ихвоздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между тем приустановлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это,но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходуналогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, чтопоследствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаютсяпо одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция кперераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом понаименьшей ставке.
Действующая встране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономическиставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) видыизъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия,связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчасиз-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежелиплатить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдутв личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковымсредним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не быломотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размерауплачиваемого налога.
Как видимнестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов,льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период переходароссийской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициямкак отечественным, так и иностранным.
5. Развитие предпринимательства в РФ.Мировой опыт развития бизнеса
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процессразвития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, ноего история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнесвсе больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться внемалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создаватьновые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращатьвнимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малыепредприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. Ивполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долючастных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных,государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малыепредприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14%числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народномухозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытыхвнутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательствапотребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающуютакие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие(от 100 до 300-500 занятых).
В российскойистории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:
Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центровнаучно-технического творчества, временных творческих коллективов приобщественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленностьучастников предпринимательства и его экспериментальный характер, формированиеэмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базечастной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнесарасширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынкапотребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативногодвижения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределениикапиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведениютак называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реальногоперехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективностироссийской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которыеможно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появлениесреднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства кразвитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкиевозможности для масштабного развития предпринимательства.
1992 год — годшоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годовтемпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них.Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогдалиберализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовуюбазу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, кобесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентныхставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционнойдеятельности, не преодоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличениючисла малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В нейчисло малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий всфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуютматериально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность пообеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сферанародного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малогопредпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материальногопроизводства.
По широкораспространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна длябыстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малогопредпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночныхреформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшимифункциями МП в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживаниязначительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость,предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, частоформальной занятости) средств к существованию.
Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присущепериоду перестройки, в сфере МП стала образовываться нормальная конкурентнаяпрорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание наоснове повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, неозначает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движенияк новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме того,он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного крахаиз-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственныхсвязей.
Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посредническойдеятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительствомналоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговойсистемы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практикухозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должнобыло вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакциюотторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизмправительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходовмалых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либобудет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самымподталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов отналогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу струдноконтролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности дляухода от налогов.
В целом ситуация 1992г. может быть охарактеризована общепринятым термином«грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементомэтого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупныечастные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей Россиив невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу длясамостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовымпланированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур иих чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, преждевсего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высокихдоходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породитькрупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столькоэкономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в ихприложении к очевидной для России ситуации кардинального общественногоперелома.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации иразвития всех видов предпринимательства, появления множества собственников иинтенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественногопитания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления идлительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулированиепроизводства товаров и услуг.
Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможностисверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранеемалых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например,научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либоменяли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна былагенерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства.Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малогопредпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительнымсокращением прироста числа МП.
Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес,жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четчестали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Режевстречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупалодорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормойстановился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг среднейзаработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой,рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственнойдеятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболеерентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.Например, в Красноярске на месте еще недавно многочисленных индивидуальныхторговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащиетой или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП, не выдержавшие экономическойконкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть своюдеятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессыцентрализации и концентрации капиталов также противостоят увеличениючисленности МП. Но в дальнейшем, возможно, новые крупные и средние предприятиябудут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуреформируемых новых хозяйственно-технологических цепочек, т.е. в будущемнаибольшее распространение получат холдинги, т.к. именно они являются наиболеегибкой экономической структурой.
На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло изавершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшегоСССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационныеформы, а прекратившие свою работу — просто ликвидировались. Поскольку величиначислившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП быладостаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общеезамедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрациии ликвидации не работающих предприятий в полной мере проявил себя в 1995 г. всвязи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданскогокодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части малые предприятия,имеющие форму товариществ (а это была очень распространенная хозяйственнаяформа малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы,приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже поофициальным оценкам Госкомстата РФ, более трети зарегистрированных малыхпредприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановилиее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 г. перерегистрацияи соответственно официальная ликвидация реально не функционирующих малыхпредприятий должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малыхпредприятий в России. А с учетом того, что в ряде российских регионов реальнодействует чуть более половины зарегистрированных МП (по данным Госкомстата РФ),перерегистрация внесет определенные коррективы и в региональную структурумалого предпринимательства страны.
Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, чтоне проявил свою силу — и в экономическом, и в социальном плане — такой мощныйфактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на всепрогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработицаоставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Реальнаябезработица может быть на порядок выше, на что указывают альтернативные расчетыэкспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем неменее официальный статус работающих (пусть даже на «полуживых»предприятиях), пока он действует, создает социально-психологический эффект, прикотором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в томчисле пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказываетсяслучайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелкихперепродаж или выполнения подсобных работ. Но как только правительство Россиина деле, а не на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельныхпредприятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет новую волнуувеличения числа МП.
Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение вотдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколькопрошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве ина транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питаниячисло МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности пообеспечению функционирования рынка, в сфере обслуживания произошло абсолютноесокращение числа малых предприятий (-5,6%).
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем ихкапитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности — в7,4 раза.
Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российскимправительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с однойстороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, нос другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране сталаформироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП началииграть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночнойэкономике.
В целом можнопредположить, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении ихмакроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать помере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночногохозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики,дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления иподъема производства и производственного инвестирования.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций ростароссийского малого предпринимательства, кардинального расширения поля егодеятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всехуровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования истрахования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП винтересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема вэкономике позволит перейти к следующему этапу по-настоящему рыночного развитияроссийского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных отношений,сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности даютвозможность предположить, что очередной — шестой этап (с 1995г. по ………)развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил впользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться вовсем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечиватьнормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов,каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержанияв долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качествесреды хозяйствования.
На данном этапеактуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в условиях жесточайшегоэкономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупныхолигополий. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли своипозиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий,которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще пересталисуществовать.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомыйфакт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферахроссийской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых былозанято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичнойзанятости — 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминируетторгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральныйэкономический район с ядром в Москве.
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметилиськардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенномзамедлении темпов роста числа малых предприятий.
6. Рольналогов в формировании государственного бюджета
ДоходыФедерального бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжениеорганов государственной власти РФ.
Рассмотрим состав,структуру и динамику доходов Федерального бюджета в 1997-1999 гг.
Фактическоепоступление доходов в бюджет в 1997 г. составило 343,4 млрд. руб.Прежде всегообращает на себя внимание высокий удельный вес первой группы доходов бюджета –налоговых доходов: 76,5%. В их составе определяющее место занимает налог надобавленную стоимость – 37,5% от всех доходов, далее следуют акцизы – 16,1% ина третьем месте – налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций –10,4%.Стоит упомянуть, что в 1996 г. на втором месте были налоги на прибыль.Причиной такого изменения является тяжелое финансовое положение большинствапредприятий и организаций реального сектора. Доля убыточных предприятий впромышленности, строительстве и на транспорте на 1 декабря 1997 г. – 47,6%.Следует отметить снижение поступления акцизов на нефть, газ, бензин, что явилосьпоследствием неперечисления их республиками Татарстан и Башкортостан.Наблюдался высокий уровень собираемости таможенных налогов и платежей — 11,6млрд. руб. Этому способствовала отмена льгот и отсрочек, предоставляемых ГТК РФпо уплате налогов и пошлин.
7. Развитиепредпринимательства в РФ и его влияние на структуру налогов и бюджета
Рыночные отношенияпредполагают деятельность субъектов рыночного хозяйства, выполняющихпредпринимательские функции. В принципе любой агент рыночных отношений можетрассматриваться как предприниматель. Однако традиционно предпринимательскаядеятельность связывается лишь с систематическим использованием факторовпроизводства для извлечения прибыли. Впрочем, если трактоватьпредпринимательство расширительно, в духе, например Й. Шумпетера, то следуетпризнать, что руководители предприятий в советскую эпоху реализовывалиопределенные предпринимательские функции, связанные с техническиминововведениями, совершенствованием организации труда и т.п. Тем не менее, они,во всяком случае, не выполняли функций, привычных для предпринимательскойдеятельности в рыночных условиях.
Однако, каквыяснилось на практике, далеко не всякая модель рыночной экономики способнапродемонстрировать приемлемую эффективность, в том числе и с точки зрения созданиямотивации для успешной предпринимательской деятельности. Поэтому проблема неможет быть сведена лишь к тому, чтобы запустить двигатель рыночного хозяйства,а дальше, мол, рынок все расставит по своим местам. Должна быть решена сложнаяи долгосрочная задача, сочетающая в себе необходимость формирования эффективнойструктуры рыночной экономики, соответствующей реальным условиям российскогопереходного общества, и необходимость выработки стандартов, традиций и навыковпредпринимательской деятельности, также соответствующих этим реальнымпереходным условиям.
Одно из решающихнаправлений развития российской экономики – структурная перестройка индустрии,призванная обеспечить, в частности, развитие предпринимательства. Ведьстановление и развитие предпринимательства является одной из наиболее важныхпроблем экономической политики в условиях перехода от административно-команднойэкономики к нормальной рыночной экономике.
Рольпредпринимательства действительно велика, поскольку оно обеспечивает развитиепроизводства и промышленности, способствует рыночно ориентированному выпускуинвестиционных и потребительских товаров и услуг, а, в конечном счете,обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, определяет структуру икачество ВВП, обеспечивает решение других социально-экономических проблем.Таким образом, предпринимательство способствует экономическому росту страны. Ав связи с этим, для России особое значение играет формирование инфраструктурыпредпринимательства как основы предпринимательской деятельности и,следовательно, экономического роста.
8. Вывод
В заключениенеобходимо отметить, что, три важнейших структуры — предпринимательство,налоговая система и федеральный бюджет – взаимосвязаны и имеют влияние друг надруга.
/>
/>   предпринимательство
/>
/>  налоги
/>    бюджет
Переходный периодк рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также находитьсяв состоянии перехода к рынку. Переходный период – это не статистика, адинамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжатьсядолгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов. Наиболееответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода являетсяформирование и развитие современной рыночной инфраструктуры. Ключевым в решенииэтой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицомсоздающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. Наэтот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегосяэкономического пространства должны стать сами производители продукции:предприятия и предприниматели. И действительно, развитие предприятий ипредпринимательства имеет решающее значение для экономического роста России,для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению,на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самымиразнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности. Зачастую этообъясняется несовершенством и неразвитостью инфраструктуры предпринимательства,однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые вроссийской экономике, и, на мой взгляд, у российского предпринимательства приусловии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшегоразвития.
Список литературы
Конституция РоссийскойФедерации (в редакции, вступившей в силу 23.02.1996 года.)
Закон РоссийскойФедерации “ Об основах налоговой системы в Российской
Федерации“ от27.12.1991 N 2118 — 1
Налоговый КодексРФ от 5.08.2000 N 117 — ФЗ
Закон РФ «Обакцизах» от 07.03.1996 N 23 — ФЗ (с изменениями от 10.01.1997)
Закон РФ «О налогена добавленную стоимость» от 6.12.1991 N 1992 — 1
Закон РФ «О налогена прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 N 2116 — 1
Закон РФ «О налогена имущество предприятий» от 13.12.1991 N 2030 — 1
Закон РФ «О платеза землю» от 11.09.1991 N 1738 — 1
Закон РФ «Оналогах на имущество физических лиц» от 13.12.1991 N 2030 — 1
Закон РФ «Оподоходном налоге с физических лиц» от 7.12.1991 N 1998 — I
Закон РФ «О налогена операции с ценными бумагами» от 12.12.1991 N 2023 — 1
Закон РФ «Овалютном регулировании и валютном контроле» от 9.09.1992 N 3615 — 1
Закон РФ «Огосударственной пошлине» от 09.12.1991 N 2005 — 1
Закон РФ «О налогес имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»
от 9.12.1991 N2005 — 1
Закон РФ «Обупрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»
от 29.12.1995 N222 — ФЗ
Закон РФ «Огосударственной налоговой службе РФ» от 21.03.1991 N 943 — 1
Закон РФ «Офедеральных органах налоговой полиции» от 24.06.1993 N 5238 — 1
Закон РФ «Опорядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994
N 5 — ФЗ
ФЗ от 10.01.1997г.О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходномналоге с физических лиц»
ФЗ от 31.03.1999г.О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходномналоге с физических лиц»
ФЗ от 25.04.1995г.О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленнуюстоимость»
Инструкция от 15июня 2000 г. N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыльпредприятий и организаций»
Камаев В. Д.,Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. — М.:1991г.
Макконнелл КемпбеллР., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.: 1996г.
Черник Д. Г.Налоги. Учебное пособие. — М.: Финансы и кредит, 1999г.
С. Фишер, Р.Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» М.:“Дело”,1997г.
Справочнаяправовая система “Гарант” (Законодательство России; Налогообложение и бухучет),ã 2000г. НПП “Гарант-сервис”
Юткина Т.Ф. Налогии налогообложение. Учебник. – М.: ИНФРА-М.:2001г.
Бухгалтерские иналоговые консультации №1, 1999г.
Под ред. ХимичеваН.И. Финансовое право. Учебник. Издание 2-ое, перераб. и доп. – М.: 2000г.
Журнал «Налоги иплатежи», 2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.