Реферат по предмету "Разное"


Американские научные, культурные и образовательные программы и российское общество в 1990-е годы 07. 00. 03 Всеобщая история

На правах рукописиСазанова Наталья ВикторовнаАмериканские научные, культурные и образовательные программыи российское общество в 1990-е годы07.00.03 - Всеобщая историяАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата исторических наукВолгоград 2007 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент Курилла Иван Иванович Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Макарычев Андрей Станиславовичкандидат исторических наук, доцент Окунь Александр Борисович Ведущая организация: Астраханский государственный университет Защита состоится «___»_____________2007 г. в «_____» часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.02 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» (400062, г. Волгоград, Университетский проспект, 100)С диссертацией можно ознакомится в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»Автореферат разослан «_____»_______________2007 г.Ученый секретарь диссертационного совета Кузнецов О.В.^ Американские научные, культурные и образовательные программы и российское общество в 1990-е годы.Актуальность. В 1990-е годы проблематика, получившая общее наименование «гуманитарной», включающая «человеческое» измерение международных отношений (международные миграции, защита прав человека), потеснила «традиционные» формы межгосударственного отношений, развивавшихся вокруг военно-политических проблем. Контакты между отдельными людьми и организациями обогащают отношения между государствами, особенно в области науки, образования и культуры. Происходившие в начале 1990-х годов в СССР-России перемены показывали, что прежние отношения между двумя супердержавами ушли в прошлое. Следовательно, необходимо было менять тактику и приоритеты в двусторонних отношениях. Контакты в сфере демократического строительства стали одним из приоритетных направлений во взаимоотношениях России и США. В представлении американских теоретиков, ключевым элементом демократии является «гражданское общество». Усиление влияния гуманитарной составляющей в двусторонних контактах, а также гуманизация международных отношений делают рассмотрение этой проблемы актуальной для современного общества. В то же время именно этот аспект российско-американских отношений часто оказывается вне интересов исследователей, либо ему уделяется мало внимания. В научно-исследовательском плане данная работа актуальна, поскольку позволяет расширить круг традиционных методов анализа истории международных отношений – рассматривать международные отношения через призму взаимодействия не государств, а обществ, отдельных людей и организаций, что дает возможность увидеть международные отношения с гуманитарной («общечеловеческой») точки зрения.Степень изученности проблемы. Российско-американские отношения всегда представляли интерес для российских исследователей. Распад Советского Союза способствовал тому, что вследствие трансформаций, происходивших на постсоветском пространстве, изменилась и вся система международных отношений, частью которой являлись теперь США и Россия. Кроме того, в обеих странах к власти пришли новые лидеры, имевшие отличные от своих предшественников взгляды на внешние контакты своих государств. Важность и противоречивость взаимоотношений между двумя крупнейшими государствами объясняет наличие большого числа работ по данной проблематике. Особый интерес представляют работы российских американистов С.М. Рогова, О.А. Колобова, А.В. Кортунова, Т.А. Шаклеиной, А.С. Макарычева, А.И. Уткина, В.А. Кременюка, А.Д. Богатурова. Эти авторы анализировали различные аспекты двусторонних отношений. Они рассматривали эволюцию и разноплановые перспективы российско-американского сотрудничества и их последствия для всей системы международных отношений. Сотрудничество России и США в области науки и образования, предоставление российским гражданам возможности обучения, стажировки, проведения исследований или ознакомление с имеющимися научными достижениями за рубежом, способствовало росту контактов между гражданами России и американцами. Методы поддержки российского образования и науки, используемые американским правительством и неправительственными организациями, становились предметом работ российских и американских исследователей, таких как А.А. Ярыгин, Н.А. Цветкова, В.А. Бажанов, М. Тысячнюк, И.Г. Дежина, М.Г. Макарычева, Э. Крачфилд, Л. Аффельман. Большинство из них говорили о пользе обмена опытом и получения путем непосредственного общения с зарубежными коллегами новых знаний, которые могут способствовать позитивной трансформации в российской системе подготовки современных специалистов международного уровня. В работах И.Г. Дежиной акцентируется внимание на опыте финансирования российской науки зарубежными фондами путем предоставления грантовой поддержки, кроме этого автор анализирует территориальные, целевые и другие направления и предпочтения деятельности иностранных фондов и программ в России. М.Г. Макарычева в своих исследованиях рассматривает типы («категории») американских организаций и программ. Хотя в ее работах и затрагивается проблема влияния деятельности фондов на социально-политическое развитие России, но этот вопрос освящен недостаточно. В своем исследовании «Америка и Россия в условиях нового мирового порядка» автор значительное внимание уделяет причинам и факторам, способствовавшим повышению интереса американских неправительственных организаций к нашей стране. Кроме того, делается упор на поддержку и развитие теоретической (исследовательской) базы внедрения элементов гражданского общества, в то время как практические результаты остаются не исследованными. Недостаточно внимания уделяется деятельности правительственных программ, они затрагиваются лишь в контексте развития научных исследований и сферы образования. Поддержка российских ученых и возможность работать за границей привела к возникновению в нашей стране в 1990-е годы такого феномена как «утечка умов», что не лучшим способом сказалось на развитии и становлении новой отечественной науки. Данной проблемой занимались многие российские исследователи, в том числе И.Г. Ушкалов, С. Беляева, В.Валюков, Ж.. Зайончковская, И. Малаха, считавшие, что вследствие трудного положения российской науки в 1990-е годы, многие отечественные ученые и исследователи, благодаря обменным программам, или выигранным грантам получили возможность выехать из России и продолжали свою научную деятельность за рубежом. В работах анализировались причины возникновения данной проблемы, а также оценивались ее масштабы и последствия для российской науки. Кроме того, рассматривались возможные варианты решения этой проблемы, в том числе способы снижения процесса «утечки умов» и возможности сохранить оставшиеся в России научные кадры. Зарождение интереса к проблеме гражданского общества в нашей стране произошло совсем недавно (в 1990-е годы), вследствие чего число глубоких исследований невелико и основная часть работ по данной проблематике носит философско-политологический или социологический характер. Российские исследователи гражданского общества К.С. Гаджиев, З.Т. Голенкова, В.В. Витюк, В.Г. Хорос и многие другие больше обращали внимание на теоретические аспекты развития гражданского общества. В то же время, практические результаты оставались мало исследованными. Так, например, деятельность американских правительственных и неправительственных организаций, направленная непосредственно на поддержку процесса становления и развития в нашей стране гражданского общества не вошла в круг их исследований. Важным направлением российско-американского сотрудничества в 1990-е годы стала поддержка в становлении и развитии в России гражданского общества и правового государства, а также в распространении и укоренении в России демократических норм и прав. Гражданское общество – это целая функционирующая система. Деятельность отдельных элементов этой системы не менее важна, чем работа всей системы. Важной составляющей гражданского общества являются неправительственные организации. Появление и развитие в нашей стране таких организаций становилось предметом исследований многих российских и американских исследователей. Среди них работы А.Ю. Сунгурова, В. Тишкова, В.Н. Якимца, Д. Шмидт, С. Мендельсон, Д. Гленна, Дж. Ричтера. Эти авторы рассматривали в своих исследованиях процесс возникновения и развития неправительственных организаций, как части российского гражданского общества. Анализировались результаты деятельности уже существовавших НПО, их взаимодействие друг с другом и официальными структурами, а также возможности оказывать поддержку различным слоям общества и влиять на социальную политику государства. Сегодня очевидно, что отдельные проблемы, затрагиваемые в нашем исследовании, уже привлекали внимание как российских, так и зарубежных ученых. Однако, такой важный аспект, как деятельность американских организаций в России, провозглашавших своей целью становление и развитие в нашей стране стабильного демократического государства и гражданского общества, еще не становился объектом научного исследования. Таким образом, наша работа, направленная на комплексное исследование американской помощи становлению и развитию демократического государства и гражданского общества в России, а также укреплению сотрудничества между Россией и США в гуманитарных вопросах, является теоретически и практически актуальной.Целью нашего исследования является выявление содержания и результатов взаимодействия американских государственных программ и частных фондов с российским обществом в 1990-е годы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: -определить основные этапы развития гуманитарных обменов между СССР (Россией) и США; - выявить интересы, которые преследовали американские правительственные и частные организации; - установить, какие инструменты воздействия применяла американская сторона; - выяснить, какое место занимали обменные программы во внешнеполитических приоритетах России и Соединенных Штатов; - установить, какие сферы деятельности российского общества привлекали наибольшее внимание американской стороны и почему; - прояснить, какие слои российского и американского общества были наиболее заинтересованы и вовлечены в программы обменов и почему; - уточнить, как повлияла деятельность американских организаций на развитие российского общества.Хронологические рамки исследования: верхняя временная граница – 2000 год, нижняя временная граница – конец 1991 – начало 1992 г. В то же время, для лучшего понимания значения существования американских программ и организаций в России в исследуемый период, в начале нашего исследования мы расширили временные границы и рассмотрели эволюцию деятельности этих организаций и программ на протяжении второй половины XX века. Анализ этого периода дает нам возможность понять, как развивалось и изменялось взаимодействие между двумя государствами в гуманитарной сфере и их взаимосвязь с деятельностью обеих стран на международной арене. Начальной временной границей нашего исследования стал конец 1991 – начало 1992 г., поскольку именно в этот период Советский Союз прекратил свое существование, как государственное образование и началось развитие «новой» России. В Соединенных Штатах произошла смена правящей партии, к власти пришел президент от Демократической партии – Билл Клинтон (январь 1993 г.), который способствовал развитию российско-американских отношений в области науки и культуры. В России же не только сменилась правящая элита, но и весь общественный и государственный строй. К власти пришли новые политические деятели, во главе с Б.Н. Ельциным (июнь 1991 г.), декларировавшие развитие и становление нового демократического государства. Именно в 1990-е годы российско-американские обменные программы переживали и наиболее бурный рост, и постепенный спад. Все это связано с отношениями между двумя странами и внутренней обстановкой в каждой из них. Вторая дата, а именно 2000 год, была выбрана в связи с тем, что именно тогда закончился определенный этап российско-американских взаимоотношений. В обеих странах произошла смена лидеров. В России в марте 2000 года президентом стал В.В. Путин, а в США в январе 2001 года – Джордж Буш-младший. В Соединенных Штатах произошла смена правящей партии, к власти через восемь лет вернулись республиканцы. Отношения между двумя нашими странами в этот период часто связывают с взаимоотношениями между их лидерами. На протяжении практически всего рассматриваемого нами периода Б.Н. Ельцин (1991-1999 гг.) и Б. Клинтон (1993-2000 гг.) находились у власти. Личные отношения между двумя президентами оказывали определенное влияние и на межгосударственные связи.Методологическую основу диссертации составили принципы научно-системного подхода (объективности, научной достоверности и историзма), предусматривающие изучение предметов и явлений во всем их многообразии и в конкретно-исторических условиях возникновения и развития. Методологической базой исследования также являлся историко-системный подход, позволивший рассматривать деятельность американских программ и организаций в России не только как отдельное направление внешней политики США по отношению к нашей стране, но и как важный аспект двусторонних отношений между Россией и США. Кроме того, это дало возможность проанализировать роль американских программ и организаций в российско-американском сотрудничестве, а также внутреннюю и внешнюю политику обоих государств и их национальные интересы. Российско-американские отношения, их эволюция и динамика анализируется в тесной связи с историческим развитием и происходившими в мире политическими событиями. В работе использовался историко-сравнительный метод, применявшийся, главным образом, при компаративном анализе целей и средств общей внешней политики США в отношении России и политики в рамках гуманитарной составляющей двусторонних отношений. Использование историко-генетического метода позволило исследовать эволюцию, происходившую в российско-американских гуманитарных контактах, а также изменения во взглядах представителей государственных и общественных структур в обоих государствах используемых инструментах в отношении данной проблемы. Кроме того, в процессе рассмотрения внешнеполитических целей Соединенных Штатов Америки, связанных с распространением демократии и западных правовых ценностей, и их влияния на культурные и традиционные составляющие других государств, вне зависимости от их геополитического расположения, был использован ценностный подход. Для реализации поставленной цели предлагаемого исследования были привлечены следующие источники: Официальные документы российских и американских государственных органов, в том числе:Документы законодательной власти США (слушания в комитетах Конгресса и данные голосований), которые дают нам возможность выяснить, какие проблемы во взаимоотношениях с Россией выделялись Соединенными Штатами среди общих внешнеполитических интересов. По данным документам можно проследить процесс обсуждения той или иной точки зрения, выявить противников и сторонников отдельных позиций по внешнеполитическим проблемам.Законодательные источники, такие как Акт в поддержку свободы и развитых экономических отношений в России и развивающихся евроазиатских демократиях (октябрь 1992 г.), Стратегия национальной безопасности США, 1994 год (стратегия вовлеченности в международные дела и распространение демократии в мире), Основные положения концепции внешней политики РФ от 23 апреля 1993 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. и другие ­ дают возможность оценить внешнеполитические приоритеты обоих государств на международной арене и в отношении друг друга, в частности, в гуманитарной области, а также позволяют увидеть развитие отдельных процессов, происходивших внутри каждой страны. Анализ Международно-правовых документов, включающих документы ООН и другие, дал возможность выяснить, какие организации, согласно международным нормам, считаются неправительственными организациями (НПО), а какие общественными. Кроме того, данные документы помогают нам понять особенности НПО, их возможности, права и обязанности в рамках осуществления деятельности на международной арене.^ Двусторонние договоры и соглашения, такие как Общее соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о контактах, обменах и сотрудничестве в области науки, техники, образования, культуры и в других областях, 21 ноября 1985 г., Хартия российско-американского партнерства и дружбы, 17 июня 1992 г., Меморандум о взаимопонимании между правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации, 2 сентября 1998 г. и другие ­ позволяют нам проследить эволюцию российско-американских отношений, их приоритетов во взаимном сотрудничестве в двусторонних отношениях и на международной арене.Выступления, интервью, совместные заявления официальных лиц, как правило, выражают их позиции по обсуждаемым вопросам и позволяют проанализировать официальную позицию государства по данной проблеме.Отчеты экспертных групп предоставляют нам возможность выяснить оценки и мнения экспертов (как российских, так и американских) по российско-американским отношениям, сделанные ими в ходе соответствующих исследований. Анализ статистических данных дает возможность проследить различные тенденции, имевшие место в интересующий нас хронологический период.Информационные материалы посольства США и правительственных общественных организаций, такие как Общая информация о Программе Фулбрайт, Обзор: десятилетия обменных программ (Презентация Ларри Уолера) и другие ­ позволяют нам оценить долю участия и заинтересованность Правительства США в сотрудничестве с Россией в гуманитарных отраслях.Информационные материалы американских неправительственных фондов, работающих в России, дают нам возможность проследить эволюцию приоритетов этих организаций (отраслевых, региональных и т.д.), развитие или закрытие тех или иных программных направлений в интересующий нас период.Научно-исследовательские работы государственных и общественных деятелей, принимавших непосредственное участие в развитии российского общества в исследуемый период. Так, например, книгу В.И. Бахмина «О фондах в России» можно рассматривать как источник, поскольку она написана человеком, который работал непосредственно в фондах (директор по координации программной деятельности Института «Открытое общество» в 1990-е – начале 2000-х годов; в начале 1990-х годов возглавлял Департамент по международному гуманитарному и культурному сотрудничеству МИД Российской Федерации). Однако с другой стороны, эта монография является научным исследованием. В ней автор подробно рассматривает структуры фондов, их виды, методы их работы. Кроме этого автор делает некоторые выводы о результатах деятельности фондов в России. К источникам личного происхождения, использовавшимся в нашем исследовании, относятся мемуары. В последние годы в нашей стране было опубликовано значительное число мемуаров государственных деятелей последнего десятилетия XX века. Данные документы представляют собой интересный материал для анализа их взглядов и оценок по исследуемым нами проблемам. В процессе работы над исследованием использовались мемуары американских и российских политиков. Так, мемуары заместителя государственного секретаря США С. Тэлботта и госсекретаря М. Олбрайт помогли оценить внутренние процессы и противоречия, имевшие место при принятии тех или иных решений, касающихся внутренней и внешней политики Соединенных Штатов. Кроме того, мемуары С.Тэлботта дали возможность проанализировать влияние личных мотивов на процесс ведения внешней политики. Мемуары российских политиков Е.Т. Гайдара и Е.М. Примакова позволили посмотреть на политические процессы, проходившие в России глазами их непосредственных участников, а также проанализировать ответную реакцию нашей страны на внешнеполитическую деятельность Соединенных Штатов.Научная новизна: ­ американские правительственные и неправительственные организации преследовали схожие цели, которые в определенной степени отражали внешнеполитические интересы Соединенных Штатов, в том числе сотрудничество с Россией в разных сферах деятельности, поддержка стран СНГ, распространение демократических ценностей в мире и другие; ­ в качестве основных инструментов воздействия США использовали обменные программы, в которые было вовлечено значительное число людей, кроме этого использовалась система предоставления грантов для реализации различных проектов, отвечавших интересам и целям программ и фондов; ­ обменные программы занимали значительное место во внешнеполитических приоритетах США, являясь основным элементом международной образовательной политики государства; в России обменные программы никогда не занимали ведущих мест среди внешнеполитических приоритетов; ­ основные сферы, привлекавшие внимание были образование и наука, экологические исследования, становление в нашей стране гражданского общества и его основных составляющих, а также развитие рыночной экономики. ­ В России и в США наиболее заинтересованной и вовлеченной в обменные и грантовые программы частью общества являлись представители научной и образовательной сфер, поскольку эти общественные категории больше склонны к различным нововведениям, экспериментам и динамичному развитию. ­ влияние американских обменных программ и фондов на развитие отечественной науки и образования исследовалось, в то же время степень влияния американских программ и фондов на другие сферы деятельности российского общества почти не затрагивалась. Комплексного исследования американской гуманитарной внешнеполитической деятельности в отношении России в 1990-е годы и результатов ее влияния на развитие российского общества не проводилось.Научно-практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования и выводы диссертации могут быть использованы преподавателя в дисциплинах, связанных с историей международных отношений в вузах, при чтении спецкурсов по внешней политике США и российско-американским отношениям, а также государственными органами при выработке своей политики по отношению к иностранным фондам.Апробация работы. Основные положения и выводы данного исследования представлены на межвузовских конференциях молодых ученых г. Волгограда, заседаниях Центра “Americana”, конференции в ходе Декады науки в Волгоградском государственном университете (Волгоград, апрель 2003 г.), на международной научно-практической конференции «Россия и США: опыт политического, экономического и культурного взаимодействия» (Волгоград, апрель 2006 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ.Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается анализ историографии проблемы, указываются хронологические рамки, цель и задачи исследования, раскрываются методологические основы, характеризуется источниковая база работы, определяется ее научная новизна и композиция.Первая глава – «Гуманитарный аспект в российском направлении внешней политики США в 1940 – 2000 годы». В условиях «холодной войны» большая часть информации, поступавшей с обеих сторон друг другу, была пропагандистки направленной. Именно наличие пропаганды в публицистических изданиях обеих стран мешало полноценному обмену этими изданиями между двумя государствами. Тем не менее, люди по обе стороны «железного занавеса» стали проявлять интерес друг к другу, что способствовало развитию межличностных контактов. 27 января 1958 года в Вашингтоне было подписано Соглашение между СССР и Соединенными Штатами в области научных, технических, образовательных, культурных обменов, известное также под названием Соглашение Лэйси - Зарубина. Это был первый документ подобного рода, он стал отправной точкой в развитии нормативной базы советско-американских отношений в вопросах развития связей в области науки и культуры. Первой организацией, начавшей осуществлять обменные программы, стал Межуниверситетский комитет по выдаче грантов на поездки (IUCTG). Данная организация работала в период с 1956 по 1968 год. Основанная в 1968 году американская некоммерческая организация Международный совет по научным исследованиям и обменам (IREX), ставшая преемницей IUCTG и отвечавшая за обмены с Восточной Европой и Советским Союзом, стала реализовывать обменные программы между выпускниками вузов, научными работниками и учеными двух государств. Первая половина 1970-х годов ознаменовалась расширением гуманитарных контактов. Так, в 1973 году в СССР начала действовать Программа Фулбрайт, а в 1974 году были созданы «Американские советы преподавателей русского языка и литературы» (АСПРЯЛ), которые оказались одной из ведущих организаций в проведении обменных программ в сфере образования, финансируемых правительством США, и способствовали осуществлению прямых контактов между учеными двух стран через проведение совместных конференций и исследований. В конце 1970-х и начале 1980-х годов ситуация изменилась в худшую сторону в связи с все нараставшими противоречиями между СССР и США. Увеличение числа обменных программ и их участников началось с середины 1980-х годов. Это было связано с большими переменами, происходившими в нашей стране. Начавшаяся в 1985 году “перестройка” возникновению процессов либерализации в СССР, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение советско-американских контактов. 21 ноября 1985 года было подписано «Общее соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о контактах, обменах и сотрудничестве в области науки, техники, образования, культуры и в других областях». После этого советское правительство стало уделять значительно меньше внимания гуманитарной составляющей советско-американских отношений. В США к этому отнеслись более внимательно и дальновидно. Так, в 1992 году был принят «Акт в поддержку свободы и развитых экономических отношений в России и развивающихся евроазиатских демократиях». Этот документ определял приоритеты в отношениях США к государствам бывшего Советского Союза. Однако, несмотря на это, проблема российско-американских контактов в области науки и культуры главами государств, несмотря на частые встречи и обширную повестку дня, практически, не затрагивалась. Определенный прогресс в данном вопросе наметился, когда на основе соответствующих положений Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной в Вашингтоне в июне 1992 года, Соединенными Штатами и Россией 2 сентября 1998 года в Москве был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации». Предполагалось, что данный документ в дальнейшем станет основой для нового договора между Россией и США, который так и не подписан до сих пор. Завершение «холодной войны» и развал Советского Союза заставили США пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты и роль американской идеологии («миссии Америки») в новом мире. С самого начала 1990-х годов Соединенные Штаты Америки оказались одним из наиболее активных участников процесса оказания помощи России в строительстве нового демократического государства. Цели, декларируемые Соединенными Штатами (еще администрацией Дж. Буша-старшего), в определенной степени, отвечали потребностям России на начальном этапе становления нашей страны, в качестве нового субъекта международных отношений. После распада Советского Союза России было необходимо провести реорганизацию своей экономической, внутри- и внешнеполитической деятельности. Приход к власти в США президента-демократа способствовал изменению внешнеполитических взглядов и подходов к взаимоотношениям между Россией и Соединенными Штатами. В период президентства Клинтона, особенно первый срок, нашей стране была оказана наибольшая поддержка в проведении реформ. Именно в этот период дотации на экономическое и политическое реформирование в России, а также финансирование правительственных программ, были максимальными. По словам президента Билла Клинтона, сотрудничая с Россией, США преследовали три ключевых интереса: во-первых, способствовать снижению ядерной угрозы, во-вторых, помогать народам бывшего Советского Союза обрести демократию и свободу и, в-третьих, поддерживать развитие рыночной экономики1. Однако уже к середине 1990-х годов стали все четче обозначаться разногласия и противоречия во взглядах партнеров по различным внешним и внутренним проблемам. К концу 1990-х годов взаимоотношения между Россией и США сильно обострились вследствие ряда действий, предпринятых Соединенными Штатами, которые не устраивали нашу страну, так как шли вразрез с интересами России. Все это не могло не отразиться на программах обмена. Кроме того, в конце 1990-х годов Соединенные Штаты больше внимания стали уделять бывшим советским республикам. Все больше средств выделялось на проекты, связанные с исследованиями Центральной Азии. Финансирование обменных программ со странами СНГ значительно увеличилось, в то время как доля России значительно снизилась. В результате распада Советского Союза и исчезновения угрозы нападения со стороны соцлагаря, Соединенным Штатам необходимо было создать новые инструменты внешнеполитического влияния. Согласно Национальной концепции безопасности США, принятой в 1996 году: «Помощь иностранным государствам – важный инструмент американской внешней политики»2. США использовали различные завуалированные методы, например, деятельность в нашей стране различных американских правительственных организаций, которые, поддерживая и финансируя определенные проекты, способствуют осуществлению целей американской внешней политики. Определенную роль играют также и частные (неправительственные) благотворительные фонды. Осуществляя свою деятельность, они, в некоторой степени, дополняют деятельность правительственных программ и организаций, способствуя распространению идей демократии. Международная образовательная политика Соединенных Штатов всегда была одним из элементов внешнеполитической деятельности государства. Международные образовательные программы уже долгое время являются частью международных отношений и общественной дипломатии многих развитых стран, обеспечивая политическое, экономическое и культурное сотрудничество и взаимодействие между различными нациями. Обменные программы можно рассматривать как отдельный механизм внешней политики Соединенных Штатов, не только в отношениях с Россией. Государственные программы начали действовать в нашей стране еще в советский период. Деятельность подобных фондов и программ в России весьма разнообразна. Большая часть подобных программ и фондов была ориентирована на культурные и научные обмены, стажировки ученых, студентов, учащихся, проведение исследовательских изысканий и т.д. Кроме этого, одним из основных видов поддержки со стороны работавших в нашей стране американских частных фондов и правительственных программ становилось предоставление грантов, которые впоследствии использовались грантополучателеми в рамках соответствующих проектов, поскольку гранты бывают различными как по величине, так и по целевой направленности. Стараясь построить отношения с «новой Россией», США стремились оказывать определенное влияние на ее внутреннее развитие, используя при этом различные инструменты воздействия.Вторая глава – «Американские программы и фонды на территории России». В начале 1990-х годов в нашей стране начали действовать новые американские (и не только американские) фонды и программы, которые одной из основных целей ставили способствовать скорейшему развитию и становлению в России демократии и гражданского общества. Одной из главных отправных точек столь интенсивной деятельности стало принятие в октябре 1992 года Правительством Соединенных Штатов «Акта в поддержку свободы» («Freedom Support Act»). Данный закон дал возможность американским благотворительным организациям оказывать помощь нашей стране на законных основаниях, поскольку этот документ рассматривался как дополнение к закону об иностранной помощи («Foreign Assistance Act»), подписанный еще в 1961 году. После подписания данного акта основная часть обменных программ, курируемых государственными ведомствами, стала осуществляться под эгидой данного закона. В их число вошли программы, проводимые такими организациями как АСПРЯЛ/АКСЕЛС, АЙРЕКС и другие. Первоначально (с 1992 года) в рамках данного закона осуществлялось множество обменных программ, в частности, таких как Secondary School/High School Exchange Program, Edmund S. Muskie Program, Graduate Student Exchange Program, Contemporary Issues Program и многие другие. Начиная с 1992 года многие американские фонды и программы, оказывавшие поддержку науке, открыли свои представительства в России. В качестве государственных иностранных доноров выступали различные правительственные агентства и международные организации, представительства иностранных посольств и т.д. В большинстве случаев их деятельность в стране проходит в рамках соответствующих межправительственных соглашений, что придает таким фондам и программам официальный статус. В своем большинстве подобные программы и фонды ориентированы в основном на разрешение социальных проблем, развитие институтов гражданского общества, культурные и научные обмены, стажировки и т.д. Наиболее известными среди них могут считаться Агентство международного развития США (USAID), Информационное агентство США (USIA). Помимо обычных фондов-доноров, существуют еще и так называемые доноры-“посредники”, или субподрядчики. Крупные государственные доноры иногда приглашают для проведения конкретных грантовых программ и конкурсов специализированные организации, имеющие соответствующий опыт. Примером таких организаций могут служить АСПРЯЛ/АКСЕЛС, или частично АЙРЕКС. Данные организации стали связующим звеном между правительством Соединенных Штатов и участниками обменных программ, выполняя роль консультантов, арбитров, посредников и т.п.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преступления в сфере компьютерной информации : криминологический анализ личности преступника
Реферат Інвентаризаційний опис №
Реферат Объект и субъект конфликта
Реферат Иммунология опухолей. Иммунные аспекты аутоиммунной патологии
Реферат Суть і функції економічного контролю
Реферат Бухгалтерская отчетность на предприятии 2
Реферат Giovanni Caboto
Реферат Ііншомовное походженне слів
Реферат Применение компьютерных технологий при проектировании нефтеперерабатывающего завода
Реферат Мягкая игрушка КОЛОБОК
Реферат 16. Вимоги до комп'ютерних мереж Тема 16. Вимоги до комп'ютерних мереж
Реферат Стихосложение
Реферат Формирование стоимости продукции предприятия
Реферат Lillian Hellman Essay Research Paper Hellman
Реферат 2010 (EН81-1/2: 1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке ен81-1: 1998 ен81-2: 1998 Safety rules for the construction and installations of lifts. Part 1: Electric lifts Part 2: Hydraulic lifts (mod)