Реферат по предмету "Статистика"


Качество рабочей силы

Содержание Введение 1. Сущность качества рабочей силы 1.1. Связь качества рабочей силы и качества жизни 1.2. Современное качество населения России 2. Анализ качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения России
2.1. Занятые в экономике по формам собственности 2.2. Занятые в экономике по видами экономической деятельности 2.3. Занятые в экономике по возрастным группам и уровню образования 3. Совершенствование качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения 3.1. Модернизация образования 3.2. Повышение качества жизни населения 4. Эконометрическая часть Заключение Список литературы
Введение Актуальность. Современная демографическая ситуация в мире и в России характеризуется сложными процессами в развитии населения. Ее главная отличительная черта в России - сохранение отрицательного естественного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры, которая несет следы как долговременных эволюционных изменений, так и прошлых демографических кризисов, связанных с мировыми войнами, репрессиями 30-х и 40-х гг. и пр. Определенное воздействие на ситуацию в области народонаселения в мире оказало состояние экономики в 90-х гг. Следует отметить, что последствия экономических кризисов проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, и, как следствие, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. В настоящее время помимо нуждающихся в особой защите групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся и т.д.) в категорию бедных попадают новые группы экономически активного населения. Указанные тенденции социально-экономического развития существенно повлияли на качественные и количественные характеристики демографических процессов, на качество населения в целом, которое является важнейшей составляющей развития экономики и качества жизни. Целью данной работы является анализ качества рабочей силы и проблем профессиональной подготовки населения России. Исходя из этого, можно поставить следующие задачи: 1. определить сущность качества рабочей силы, 2. выполнить анализ качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения России, 3. рассмотреть совершенствование качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения России.
1. Сущность качества рабочей силы 1.1. Связь качества рабочей силы и качества жизни Качество рабочей силы - обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы, который позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов. Качество рабочей силы характеризуется: - объемом общеобразовательной подготовки работников; - уровнем общей культуры; - уровнем профессионализма и квалификации; - наличным опытом и навыками работы; - нравственной надежностью. Решение задач повышения качества рабочей силы, как составной части развития человеческих ресурсов, предполагает: - развитие системы общего и профессионального образования, направленной на профессиональную подготовку новой рабочей силы; - восстановление и развитие внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, предоставление условий для самообучения; - развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения в условиях массового высвобождения; - развитие системы непрерывного образования, направленной на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы; - развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы. Для анализа проблем народонаселения значительный научный и практический интерес представляет сопоставление категорий «качество жизни» и «качество населения». Термин «качество жизни» был впервые использован президентом США Дж. Кеннеди в Послании к Конгрессу в 1963 г., в подготовке которого активное участие принял его советник по экономическим вопросам Дж. Гелбрейт. Однако трактовка его в научной литературе далеко не однозначна. Качество жизни понимается как «социальное благоденствие», «права и свободы человека», «вещи нематериального свойства» (обогащение жизни за пределами материального потребления), «индивидуальные ощущения людьми благополучия как жизни в целом, так и в отдельных сферах жизнедеятельности» и т.д. Соответственно отмечается отсутствие каких-либо общепринятых единиц измерения качества жизни. Чрезвычайно широкая трактовка этого понятия содержится в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996). К основным его показателям отнесены как входящие в Индекс развития человеческого потенциала (продолжительность жизни, уровень знаний или образовательных навыков, ВВП на душу населения), так и некоторые иные (отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень занятости, степень реализации прав человека). Очевидно, что такая «размытость» понимания данной категории делает ее весьма аморфной и затруднительной для использования в практической деятельности. Неслучайны попытки «сужения» понимания качества жизни и сведения его к «духовным параметрам человеческой жизни», к субъективным ощущениям людьми своего благополучия (удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью, уверенности или неуверенности в завтрашнем дне и т.д.). Но такие ощущения характеризуют, по существу, социальное здоровье населения и могут быть отнесены, скорее к категории «качество населения». Более логично понимание качества жизни как социально - экономической категории, характеризующей условия и уровень жизни, своего рода «комфортность» жизни. При этом между качеством жизни (в таком понимании) и качеством населения нет прямой связи. Более высокая комфортность жизни людей сама по себе еще не определяет более высоких их достоинств. Скорее очевидна зависимость уровня жизни от качества населения. Последнее выступает не только как цель, но и как решающее средство развития общества. В данной связи необходима разработка системы показателей качества населения. В дополнение к существующим можно отнести: - доля работающих инвалидов в общей их численности; - удельный вес средней продолжительности общественно-полезной трудовой деятельности населения в средней продолжительности жизни; - удельный вес инвалидов в общей численности населения; - децильный коэффициент (отношение доходов 10% наиболее обеспеченных слоев населения и 10% беднейших), характеризующий в значительной мере социальное здоровье населения, общества в целом;
- число открытий, изобретений, рационализаторских предложений, научных публикаций, художественных произведений и прочих достижений творческой человеческой мысли как объектов интеллектуальной собственности на 100 тыс. населения (этот показатель позволяет судить не только степени образованности населения, но и ее практической «отдаче», характеризующий его интеллектуальность).
Изменение качества населения неизбежно сказывается и на его количестве. В данной связи трудно переоценить роль семьи, ее нравственных устоев в воспроизводстве населения, его качества. Ныне в ряде стран с многочисленным населением осуществляется официальный курс на снижение рождаемости. Разрабатываются программы планирования семьи, под которыми понимается внутрисемейное регулирование деторождения принятие супружеской парой (индивидом) добровольных решений о величине семьи, о числе детей в ней, а также деятельность, способствующая реализации таких решений. В странах с сокращающимся населением также могут разрабатываться программы планирования семьи, но с мерами, направленными на увеличение числа детей в семье. Однако осуществление таких программ немыслимо без активного содействия институту семьи со стороны государственной власти, ее заинтересованности в расширенном естественном воспроизводстве населения. 1.2. Современное качество населения России В современных российских условиях все более актуальными становятся проблемы воспроизводства населения: естественного, пространственного (миграция) и социального. Население как субъектная основа общества характеризуется различными показателями. Они включают в себя: а) численность и плотность населения; б) его состав: половозрастной, брачный, этнический, конфессиональный, расселенческий (городское и сельское население), правовой (граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.д.) и пр.; в) социальную структуру (прежде всего, уровень и структуру занятости); г) качество населения: степень его физического, психического и социального здоровья; уровень образованности (интеллектуальности) и культуры (бытовой, трудовой, предпринимательской, экологической, эстетической и пр.), оцениваемых, в конечном счете, общим состоянием нравственности общества. Анализ итогов переписи российского населения 2002 г. не вызывает оптимизма. По сравнению с 1989 (годом предыдущей переписи), численность населения сократилась на 1,8 млн. человек и составила 145,2 миллиона. При этом ожидается ее дальнейшее уменьшение. Так, по данным департамента статистики ООН, численность населения России и некоторых стран Восточной Европы к 2050 г. сократится еще на 30-50 процентов. Особенно быстро сокращается количество русских - основного государство образующего народа. По сравнению с 1989 г., оно снизилось на 4 млн. человек, а удельный вес русских в населении страны сократился с 81,5% до 79,8 процентов. Негативные изменения произошли в половозрастном и брачном составе населения. Оно постарело на 4,3 года, а средний возраст составил 37,1 лет. Ухудшилось соотношение полов: численность женщин (начиная с 33-летнего возраста) почти на 10% превышает число мужчин. Количество супружеских пар сократилось на 2 млн., а из общего их числа 10% составили незарегистрированные браки. Увеличилась численность лиц, никогда не состоявших в браке, вдовых, разошедшихся и разведенных. Соотношение городских и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 г. (73 и 27 процентов соответственно). Количество граждан страны составило 142,4 млн. человек (98% всех жителей); 1 млн. имели гражданство других государств, 0,4 млн. - лица без гражданства. Из общей численности граждан России 44 тыс. человек имели двойное гражданство.[1] Значительные негативные изменения произошли в качестве населения. Резко ухудшилось состояние его физического, психического и социального здоровья. За 90-е годы XX века общая смертность заметно возросла, а детская смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах Западной Европы. Резко сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин. Низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда и отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, снижение общего уровня культуры (в том числе санитарно-гигиенической) способствовало распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. В стране все более обостряется проблема алкоголизма, табакокурения, употребления наркотиков, социально обусловленных болезней (туберкулез, ВИЧ-инфекция, гепатит В и С, заболевания, передаваемые половым путем). Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20 процентов. За последние годы число курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов; стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Более 3 млн. человек употребляют наркотики, почти две трети из них - молодежь в возрасте до 30 лет. В стране 70% населения не занимаются физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов. В результате недостаточного и нерационального питания более 30% населения имеют дефицит веса и столько же - избыточный вес.[2] Снизилось качество образования, и возросла неграмотность, связанная с резким увеличением социального сиротства, беспризорности и безнадзорности детей и подростков. Увеличилось несоответствие численности и структуры выпускаемых специалистов потребности в них со стороны работодателей, что обесценивает полученное образование и увеличивает затраты на переподготовку кадров. Культура значительной части населения снизилась, что находит отражение в изменении системы исповедуемых ценностей, возрастании стремления к обогащению любой ценой, замене культа труда культом рубля, показе на телевизионных экранах человека «играющего» вместо человека «работающего». Критерием культуры выступает нравственное состояние общества, показателем которого «от противного» является количество и тяжесть преступлений и правонарушений. За годы реформирования возрос удельный вес особо тяжких преступлений (убийства, торговля наркотиками, хищническое отношение к природе, фальсификация реализуемой продукции, включая лекарства, экономическое мошенничество в крупных размерах, коррупция чиновничества и др.). В конечном счете, именно качество населения является важнейшей характеристикой последнего в той или иной стране, включая Россию. Именно от него зависят возможности развития общества. Неслучайно «борьба за умы» и связанная с ней «утечка мозгов» из одних стран в другие (в основном, в США) стала одной из примет времени. Начиная с 1990 г. ООН ежегодно определяет индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в разных странах, исходя из состояния здоровья населения, его образованности и уровня жизни. В качестве показателей индекса используются ожидаемая средняя продолжительность жизни, функциональная грамотность и продолжительность обучения, а также валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. В 2002 г. первые три места по ИРЧП заняли Норвегия, Швеция и Канада. Россия оказалась на 60 месте (в 2001 г. - 56).
Численность российского населения при условии проведения продуманной миграционной политики еще может пополниться за счет внешнего фактора. Проблему повышения качества населения, его нравственности Россия может решить, рассчитывая только на саму себя, на свои внутренние возможности (безнравственный народ не имеет будущего). Как не без основания отмечал известный американский философ и психоаналитик Э. Фромм, - «алчность и жадность живучи вовсе не из-за своей врожденной силы, а потому что человеку трудно противостоять давлению со стороны общества, трудно не стать волком среди волков. Стоит изменить социальный климат, изменить систему ценностей - как хороших, так и плохих, и переход от эгоизма к альтруизму будет не так уж труден».[3] 2. Анализ качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения России 2.1. Занятые в экономике по формам собственности Численность занятых в экономике по формам собственности представлена в таблице 2.1. Таблица 2.1.
Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности[4]
1992
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Тысяч человек Всего в экономике
72071
66409
64327
64710
65359
65666
66407
66939 в том числе по формам собственности: государственная, муниципальная
49660
27939
24365
24223
24192
23933
23582
23189 частная
14053
22838
29659
30812
32495
32946
34414
35745 собственность общественных и религиозных организаций (объединений)
583
474
526
523
505
465
441
439 смешанная российская
7580
14732
8049
7463
6148
6009
5632
5224 иностранная, совместная российская и иностранная
195
426
1728
1689
2019
2313
2338
2342
В процентах к итогу Всего в экономике
100
100
100
100
100
100
100
100 в том числе по формам собственности: государственная, муниципальная
68,9
42,1
37,9
37,4
37,0
36,4
35,5
34,6 частная
19,5
34,4
46,1
47,6
49,7
50,2
51,8
53,4 собственность общественных и религиозных организаций (объединений)
0,8
0,7
0,8
0,8
0,8
0,7
0,7
0,7 смешанная российская
10,5
22,2
12,5
11,6
9,4
9,2
8,5
7,8 иностранная, совместная российская и иностранная
0,3
0,6
2,7
2,6
3,1
3,5
3,5
3,5 На основе таблицы 2.1. построим график (Рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Динамика занятых в экономике по формам собственности Общее количество занятых в экономике с 2000 года увеличилось на 4%, не смотря на то, что численность населения уменьшается. Это можно объяснить тем, что начинают работать люди нетрудоспособного возраста (пенсионеры, студенты).
До 1995 года основная часть населения работала в государственных и муниципальных учреждениях – 69%, к 2005 году этот показатель уменьшился на 63%. Это связано с уменьшением количества этот учреждений. За 13 лет увеличилось на 39% количество населения, работающего на предприятиях частной собственности. Количество населения, работающего на предприятиях общественных и религиозных организаций (объединений) уменьшилось на 25%, а на предприятиях смешанной российской экономики – на 39%. Произошло увеличение работающих на иностранных предприятиях на 92%. 2.2. Занятые в экономике по видами экономической деятельности Численность занятых в экономике по видам экономической деятельности представлено в таблице 2.2. Таблица 2.2.
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности[5]
Тыс. человек
В процентах к итогу
2004
2005
2004
2005 Всего в экономике
66407
66939
100
100 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
7420
7102
11,2
10,6 Рыболовство, рыбоводство
123
120
0,2
0,2 Добыча полезных ископаемых
1093
1071
1,6
1,6 Обрабатывающие производства
11729
11600
17,6
17,3 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
1908
1922
2,9
2,9 Строительство
4694
4899
7,1
7,3 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
10847
11199
16,3
16,7 Гостиницы и рестораны
1196
1241
1,8
1,9 Транспорт и связь
5331
5337
8,0
8,0 Финансовая деятельность
834
888
1,3
1,3 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
4852
4887
7,3
7,3 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
3441
3530
5,2
5,3 Образование
6135
6193
9,2
9,2 Здравоохранение и предоставление социальных услуг
4492
4519
6,8
6,8 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
2311
2404
3,5
3,6 На основе таблицы построим график (Рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности Основная часть занятых приходится на обрабатывающее производство (22,6%), оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (21,9%), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (13,9%), образование (12,1%), транспорт и связь (10,4%), строительство (9,6%) и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (9,5%).
По данным Госкомстата России, в 2006 г. при общей численности занятых в промышленности (на крупных и средних предприятиях) более 10 млн. человек дефицит квалифицированных кадров превысил 2 млн. человек. Не заполняется каждое пятое рабочее место. За последние три года количество вакансий возросло более чем в три раза. В том числе: во Владимирской, Брянской, Белгородской областях - более чем в три раза, Ярославской - в четыре раза, Рязанской и Ивановской - более чем в пять раз и т.д. Сложное положение складывается в ряде районов Московской области и на некоторых столичных предприятиях. При этом в промышленности основная часть незаполненных вакансий предназначена для рабочих. В Московской, Смоленской, Тульской, Владимирской, Брянской и некоторых других областях из общего количества вакансий на долю рабочих профессий приходится 87-92,5%, служащих - от 7 до 13%. В Подольске Московской области из 2380 вакансий 87% было адресовано рабочим, 7% - ИТР и 6% - служащим. На предприятиях приборостроительной, авиационной, космической отраслей промышленности по шесть-восемь месяцев не заполняются вакансии слесарей-сборщиков (6-го разряда), наладчиков, операторов ЧПУ и др. Например, в 2002 г. «Салют» (производство космических двигателей) наряду с дефицитом квалифицированных рабочих испытал трудности в наборе специалистов-технологов, программистов, хотя предприятие готово платить за квалифицированный труд 11-16 тыс. руб. и более. Критическим является положение с кадрами в авиационной промышленности и оборонном комплексе. По заявлению А.Ушакова, генерального директора ГНПП «Торий» и председателя Совета директоров ВПК, на оборонных предприятиях за период реформ численность персонала сократилась в 7,5 раза, возраст оставшихся работников перешагивает планку 55-60 лет. Работники в наиболее продуктивном возрасте (от 25 до 40 лет) покинули предприятия еще в начале 90-х годов. За этот период объем НИОКР сократился в 15-20 раз. Заводы ищут выход из создавшегося положения, приглашая выпускников МИРЭА и Физтеха, которым гарантируется высокая оплата и карьерный рост. Однако они не могут в массовом масштабе заменить выбывающую (по старости) рабочую силу. К тому же на каждого студента необходимо затратить еще пять-семь лет, чтобы он стал специалистом высокого класса. Помимо незаполняемости рабочих вакансий, оборонные предприятия сталкиваются с нехваткой программистов, инженеров-конструкторов, инженеров-технологов и других специалистов среднего звена.[6] Анализ структуры вакансий по предприятиям позволяет сделать вывод, что уровень профессиональных требований к работнику существенно повысился, а прежние правила присвоения разрядов и тарификации работ устарели. Новые требования обусловлены изменениями в содержании трудового процесса и повышенными стандартами качества продукции, особенно на производствах, продукция которых выходит на мировой рынок. 2.3. Занятые в экономике по возрастным группам и уровню образования Распределение численность занятых по возрастным группам и уровню образования представлено в таблице 2.3. Таблица 2.3.
Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и уровню образования в 2005 г. (на конец ноября; в процентах к итогу)
Всего
Мужчины
Женщины Занятые в экономике - всего
100
100
100 в том числе в возрасте, лет: до 20
1,9
2,5
1,4 20 - 24
9,7
10,3
9,1 25 - 29
12,9
13,6
12,2 30 - 34
12,4
12,7
12,1 35 - 39
11,7
11,7
11,7 40 - 44
14,5
13,9
15,1 45 - 49
14,5
13,6
15,4 50 - 54
12,1
11,2
13,0 55 - 59
6.7
6,8
6,6 60 - 72
3,6
3,8
3,4 Сpедний возpаст занятых в экономике, лет
39,6
39,1
40,0 Занятые в экономике - всего
100
100
100 в том числе имеют обpазование: высшее профессиональное
24,7
22,3
27,2 неполное высшее профессиональное
1,9
1,8
2,0 сpеднее профессиональное
25,4
19,9
31,1 начальное профессиональное
18,3
22,8
13,6 сpеднее (полное) общее
22,7
25,0
20,4 основное общее
6,3
7,4
5,1 начальное общее, не имеют начального общего образования
0,7
0,8
0,6 На основе таблицы построим график (рис. 2.3.).

Рис. 2.3. Распределение занятых в экономике по возрастным группам Из рисунка видно, что наиболее занятыми в экономике являются женщины в возрасте от 40 до 54 лет и мужчины в возрасте 25 – 34 и 40-49 лет.
Рост промышленного производства, развитие социальной сферы, активизация усилий со стороны службы занятости существенно увеличили гибкость молодежного рынка труда. Если в 1998-1999 гг. основная масса выпускников трудоустраивалась в среднем за шесть месяцев, то теперь этот период сократился до трех, причем свыше 40% находят работу в течение первого месяца. Более 80% выпускников вузов трудоустраиваются в течение года. Этот самый высокий показатель в России. Требования работодателей повышаются постоянно. Как правило, они заинтересованы в том, чтобы сотрудники владели иностранным языком, знали компьютерные программы, имели водительские права. Необходимым условием успешного трудоустройства является опыт практической работы, получить который самые активные стараются еще в период обучения. В 16 ведущих московских вузах открылись бюро по трудоустройству. Не покидая стен альма-матер, могут подобрать работу выпускники МГУ им.Ломоносова, МВТУ им.Баумана, МЭИ, МАДИ, Химико-технологического института и др.[7] Наибольшее количество занятых в экономике мужчин имеют высшее образование (22,3%) и начальное профессиональное образование (22,8%), женщины – высшее профессиональное (27,2%) и среднее профессиональное (31,1%). Интересен тот факт, что с одной стороны, нас пугают призраком массовой безработицы, с другой - все более явной становится нехватка квалифицированных рабочих рук, необходимых для увеличения объемов производства на высокотехнологичных предприятиях. На рынке труда чрезвычайно трудно найти, например, умелых специалистов-станочников. Обнаруживается, что во многих отраслях старые кадровые запасы истощены, требуется, по меньшей мере, их восстановить. И опять-таки противоречие (правда, отрадное) - уровень образованности населения в целом растет, причем достаточно быстро: резко увеличилось количество людей, получающих высшее образование, защищающих кандидатские, докторские диссертации. В результате реформы, начавшейся в образовательной сфере, возможности выпускников поступить в вузы только расширятся. Однако есть серьезное упущение - профессиональных рабочих готовится очень мало. Фактически их нехватка уже превращается в ощутимый ограничитель экономического роста.[8]
3. Совершенствование качества рабочей силы и профессиональной подготовки населения 3.1. Модернизация образования Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг. Необходимо реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов, создать независимые системы контроля качества образования. Основные усилия Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования. Предусматривается осуществление мероприятий, в том числе: - стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; - информатизация образования; - расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; - формирование сети университетов и двух бизнес-школ; - дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов; - ежегодное поощрение лучших учителей. Кроме того, первоочередными мерами являются: - оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям по приобретению лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; - внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети "Интернет"; - переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса; - оказание государственной поддержки способной и талантливой молодежи, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов. Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут быть решены путем осуществления следующих ключевых мер: 1. Обеспечить развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей: - создание общенациональной системы оценки качества образования на всех уровнях образования, а также при прохождении различных образовательных программ, обеспечивающих повышение квалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областей профессиональной деятельности; - расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования (в первую очередь повышения квалификации и переподготовки кадров) за счет привлечения в эту сферу различных необразовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ в рамках внутрифирменного обучения; - развитие общественно-профессиональных организаций с широким представительством работодателей, деятельность которых будет направлена на формирование адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также оценку (аттестацию и аккредитацию) качества образовательных программ; - реализация процесса реструктуризации системы профессионального образования, включая ведомственное переподчинение и передачу образовательных учреждений на уровень субъектов Российской Федерации, оптимизацию сети учреждений профессионального образования, в том числе путем интеграции учреждений разного уровня образования, формирование дифференцированной федерально-региональной структуры организаций высшего образования;
- переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности будут осуществляться по отношению к образовательным программам. 2. Осуществить переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, создать организационные и правовые механизмы интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования. Будут разработаны новые образовательные стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, обеспечено участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.
На всех уровнях образовательной системы повышение качества и инновационный характер образования будет обеспечиваться внедрением новых образовательных технологий, развитием интерактивных форм обучения, широкое использование проектных методов, а также методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ. Повышение качества высшего и послевузовского образования будет основываться на интеграции образования, науки и практической деятельности. 3. Значительно повысить эффективность системы образования детей предшкольного возраста, обеспечив максимальный охват программами предшкольного обучения детей 5-6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей с тем, чтобы обеспечить им равные стартовые возможности в получении школьного образования. Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в получении знаний в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе им будут предоставляться услуги дополнительного образования. 4. Создать условия для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем: - преобразования образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы по результатам своей деятельности; - повышения качества кадрового состава системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы системы оплаты труда педагогических работников, ориентированных на повышение качества и эффективности работы. Важным элементом роста качества кадрового состава станет модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Будут созданы условия для повышения квалификации и переподготовки действующего управленческого персонала среднего звена; - создания условий для развития общественных институтов в управлении образованием. Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении как попечительские и наблюдательные советы позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений, что, в свою очередь, будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу; - обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями; - внедрения новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого и программного принципов, разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования. Реализация указанных мер позволит создать условия для повышения качества образования, обеспечения доступности качественного образования, роста эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда. Будет обеспечено более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. 3.2. Повышение качества жизни населения Согласно официальным данным доля бедных в России оценивается на уровне 20 процентов. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста. Высокое представительство трудоспособных граждан в числе бедных определяется, прежде всего, низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные имеют регулярную оплачиваемую работу. Другим фактором бедности является незанятость или неполная занятость лиц трудоспособного возраста, что обуславливается недостаточным уровнем их образования. В то же время, дети из бедных семей имеют значительно меньшие шансы, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования. В дальнейшем это ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда и способствует воспроизводству хронических зон бедности в долгосрочной перспективе. В территориальном разрезе бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах. Несмотря на тенденцию к увеличению темпов роста реальных доходов населения, отмечающуюся в 2000-2004 годах продолжает оставаться значительным число семей, имеющих уровень потребления, ненамного превышающий прожиточный минимум. Поэтому сохраняется риск увеличения числа бедных в случае возникновения неблагоприятной ценовой конъюнктурой на международных энергетических рынках и последующего ухудшения экономической ситуации в стране. Существующие федеральные, региональные и местные программы социальной помощи слабо влияют на уровень бедности, поскольку основная часть их ресурсов, в том числе и программ адресной социальной помощи, распределяется в пользу небедных категорий населения. Недостаточно развита практика совместного участия государственных органов, бизнеса и некоммерческих организации в реализации совместных проектов, направленных на преодоление бедности. Главной целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты, направленных на борьбу с бедностью и развития механизмов социального партнерства. Важную роль в сокращении бедности и предотвращении ее нарастания по-прежнему играет поддержание высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности. В целях предупреждения роста бедности в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, макроэкономическая политика должна предусматривать адекватные меры, включая поддержание на экономически безопасном уровне золотовалютных резервов и стабилизационного фонда. Наряду с мерами макроэкономической политики, для достижения поставленной цели необходимо добиться кардинального повышения вклада государственных социальных программ в дальнейшем снижении доли бедных. В свою очередь, решение этой задачи требует коренной перестройки форм и методов работы органов социальной защиты, ориентированной, прежде всего, на тесную координацию деятельности органов социальной защиты с органами содействия занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах, создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения.
Важным условием для предотвращения воспроизводства зон хронической бедности является реализация мер, направленных на повышение доступности качественного профессионального образования для детей из бедных семей. Решение задачи предполагает реализацию совместных программ на основе тесного взаимодействия органов социальной защиты и органов образования.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Необходимо обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. Для этого потребуется, в частности внесение изменений в бюджетное, налоговое и гражданское законодательство. Требует развития система мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью программ помощи нуждающимся на основе единых методик, отработанных в международной практике, обеспечить дальнейшее проведение обследований бюджетов домохозяйств и занятости населения. В слаборазвитых и депрессивных регионах с высоким уровнем бедности первостепенное внимание должно быть уделено мерам содействия экономическому развитию соответствующих территорий, в том числе на основе развития инфраструктуры, целенаправленных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата и использования механизмов частно-государственного партнерства. Эти меры должны сопровождаться усилиями по повышению качества человеческого капитала (переобучение и повышение квалификации), программ содействия развитию малого бизнеса и другими мерами, способствующими повышению экономической активности трудоспособных бедных. В случае отсутствия перспектив появления новых рабочих мест в пределах соответствующего региона (например, в ряде районов Крайнего Севера), указанные меры могут быть дополнены программами содействия трудовой миграции за пределы региона постоянного проживания. Учитывая низкую эффективность подавляющего большинства действующих социальных программ с точки зрения сокращения бедности, на первом этапе (2006 г.) представляется нецелесообразным увеличение в реальном выражении расходов на их финансирование. Основные усилия в этот период должны быть сосредоточены на перестройке системы оказания социальной помощи. Они включают реорганизацию органов социальной защиты, внедрение действенных механизмов межведомственной координации, отработку наиболее эффективных программ в рамках локальных экспериментов, совершенствование системы администрирования, формирование баз данных и системы мониторинга эффективности реализуемых программ. На втором этапе (2007 г) возможен переход к широкому внедрению наиболее эффективных программ по борьбе с бедностью и перераспределение на эти цели ресурсов бюджетов всех уровней. Росту материальной обеспеченности работающего населения будет способствовать проведение мероприятий по повышению минимального размера оплаты труда и уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений. Переход на замену большинства натуральных льгот денежными компенсациями и введение новых механизмов предоставления наиболее существенных натуральных льгот в рамках «социального пакета», будут способствовать оптимизации социальной помощи, дифференциации ее объема, содействовать улучшению материального положения миллионов граждан. Предстоит усилить адресный характер социальной поддержки с тем, чтобы не допустить маргинализации малообеспеченных слоев населения и «выпадения» из системы государственной помощи граждан, не способных к самообеспечению. При реализации адресной социальной помощи будет обеспечиваться учет как доходов, так и специфических индивидуализированных особенностей различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки. При этом размер денежных выплат должен стать зависимым от материального положения граждан. Это оптимизирует систему социальной помощи, позволит перераспределить бюджетные ресурсы в пользу особо нуждающихся, и тем самым сократить масштаб бедности в стране. За последнее десятилетие в стране сформирована система социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которая требует своего дальнейшего развития и совершенствования в целях устойчивого удовлетворения потребности отдельных категорий социально незащищенных граждан в части повышения качества и увеличения объема услуг, в том числе, по реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Развитие рынка социальных услуг намечается осуществлять с учетом обеспечения доступности этих услуг для бедных групп населения. Повышение качества и доступности социальных услуг потребует развития страховых, рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения данной задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости. Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода. Особое внимание должно быть уделено использованию потенциала социальных служб для формирования у малоимущих групп населения умений и навыков самообеспечения, развития семейных форм малого предпринимательства, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства, общих семейных и профессиональных интересов. Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с поставленными задачами, предполагается: - разработать новую редакцию федеральных законов, регулирующих сферу социального обслуживания; - обеспечить единые требования к стандартизации предоставления социальных услуг населению, разработать в помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пакет модельных стандартов качества социальных услуг. Для повышения качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов следует предусмотреть проведение оптимизации системы медико-социальной экспертизы, совершенствования системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обеспечения доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфрастуктуры, транспорта.
Наряду с этим необходимо создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, активизировать формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации, разработать для каждого инвалида индивидуальную программу реабилитации, включающую меры по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Реализация этих мер обеспечит сокращение численности инвалидов, ежегодный возврат к труду 80-100 тысяч инвалидов, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий, внедрение импортозамещающих технологий. Распространение бедности среди семей с детьми обуславливает повышенный риск асоциального поведения как самих родителей, так и, в первую очередь, их детей, ведет к безнадзорности и противоправному поведению детей, а в перспективе к воспроизводству бедности в новых поколениях. Для предотвращения последующего воспроизводства бедности, сокращения численности безнадзорных и беспризорных, сокращения социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних предполагается сосредоточить усилия на реализации следующих мер: - проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия; - создания системы комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; форм и технологий профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации; - реализация мер по развитию системы внешкольного воспитания и детского спорта; - создание системы ювенальной юстиции. Необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения свободы, лиц страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.
4. Эконометрическая часть Рассмотрим показатель «Прием студентов в государственные средние специальные учебные заведения по регионам Российской Федерации (на начало учебного года; человек)». Данные возьмем с сайта «статистика Российского образования» http://stat.edu.ru/
год
Российская Федерация
1995/96 г.г.
664584
1996/97 г.г.
662010
1997/98 г.г.
684575
1998/99 г.г.
706525
1999/2000 г.г.
766498
2000/2001 г.г.
842371
2001/2002 г.г.
850800
2002/2003 г.г.
860700
2003/2004 г.г.
861900
2004/2005 г.г.
852485 Будем моделировать показатель средствами эконометрики. Для этого построим временной тренд. Парная регрессия. Приведем массив данных




Построение регрессии Для регрессии вида найдем коэффициенты по формулам
Вычислим









Тогда

Откуда Тогда линейная регрессия будет иметь вид Смысл коэффициента beta заключается в том, что при изменении значения X на 1 единицу Y меняется на 27149 единиц Нарисуем точки и регрессию:
Дисперсионный анализ Среднее Y
Остаточная вариация (RSS)
Общая вариация (TSS)

Объясняемая вариация (ESS)

Правило сложения дисперсий выполняется. Подсчитаем оценку дисперсии ошибки, т.е.
Среднее X Найдем оценки дисперсий коэффициентов регрессии по формулам
Получим Эластичность. Подсчитаем функцию эластичности по формуле В нашем случае или Значение эластичности в средней точке показывает, что при изменении X на 1% Y меняется на 0,19 процентов. Изучение качества регрессии Доверительные интервалы для оцененных параметров
уровень доверия Количество степеней свободы 8. Критическое значение статистики Стьюдента Доверительный интервал для beta
равен Не можем на данном уровне значимости принять гипотезу beta=0 т.к. не попадает в доверительный интервал. Доверительный интервал для alpha
равен Мы не можем на данном уровне значимости принять гипотезу alpha=0 т.к. не попадает в доверительный интервал. Критерий Фишера значимости всей регрессии Коэффициент корреляции где

показывает, что связь сильна. Коэффициент детерминации показывает, что регрессия объясняет 88,02 процентов вариации признака. Убедимся в значимости модели с помощью статистики Фишера которая больше критического значения
Следовательно, регрессия значима Проверим значимость коэффициента корреляции
поэтому выборочный коэффициент корреляции значимо отличается от нуля. Средняя ошибка аппроксимации

Колеблемость признака Колеблемость - это отклонения уровней динамического ряда от тренда, т.е. остатки регрессии. Найдем остатки регрессии (т.е. очищаем признак от тренда)


Нарисуем график остатков
Среднее линейное отклонение уровней ряда от тренда описывается показателем т.е. среднее абсолютное отклонение от тренда равно Амплитуда колебаний есть разность максимального и минимального отклонения и показывает максимальный разброс отклонений.
Прогноз на 2008/2009 года Точечный прогноз для Интервальный прогноз с вероятностью 95%

или Как можно видеть, прием слушателей средних специальных заведений увеличивается с каждым годом. Поэтому есть основания полагать, что рынок труда не будет испытывать кадрового дефицита в скором будущем.

Заключение В современных российских условиях все более актуальными становятся проблемы воспроизводства населения: естественного, пространственного (миграция) и социального. Население как субъектная основа общества характеризуется различными показателями. Они включают в себя: а) численность и плотность населения; б) его состав: половозрастной, брачный, этнический, конфессиональный, расселенческий (городское и сельское население), правовой (граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.д.) и пр.; в) социальную структуру (прежде всего, уровень и структуру занятости); г) качество населения: степень его физического, психического и социального здоровья; уровень образованности (интеллектуальности) и культуры (бытовой, трудовой, предпринимательской, экологической, эстетической и пр.), оцениваемых, в конечном счете, общим состоянием нравственности общества. Современные проблемы качества жизни населения и социального развития отражают кризисные процессы в экономике. Они указывают на незавершенность перехода от прежних принципов распределения и обеспечения занятости населения к новым, основанным на механизмах конкуренции; на противоречивое влияние сложившихся в ходе реформ рыночных отношений на процессы социального развития и на изменение качества населения. Улучшить качество жизни могут следующие меры: - обеспечение рабочих мест в бедных странах тем, кто сегодня не имеет работы или имеет недостаточно работы: - обеспечение возможности для людей больше зарабатывать себе на жизнь вместо того, чтобы зависеть от финансовой или продовольственной помощи из-за рубежа: - поощрение уменьшения расточительного потребления наиболее богатой части человечества, в то время как беднейшая его часть не в состоянии удовлетворить свои потребности в области питания, здравоохранения, жилищ и образования; - получение местным населением доли от прибыли природных ресурсов своего региона.
Список литературы 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года» от 31.08.2000г. № 1202-р // http://www.consultant.ru 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)» от 19.01.2006г. № 38-р // http://www.consultant.ru 3. Белозерова С. Незаполняемость вакансий – серьезный симптом // Человек и труд. №6, 2005. 4. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Наемные работники. Некоторые черты формирующегося класса // Социологические исследования. №9, 2004. 5. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. (сокращенный вариант) // Санкт-Петербургские ведомости. №3, 2004. 6. Починок А. Нехватка квалифицированных рабочих превращается в ограничитель экономического роста // Человек и труд. №3, 2004. 7. Стрижакова Л., Златоверхникова Т. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) // Экономист. №10, 2002. 8. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. - Минск, 2004. 9. Ширяева Л. Важно быстро вернуть человека к труду // Человек и труд. №10, 2002. 10. http://www.gks.ru [1] Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. (сокращенный вариант) // Санкт-Петербургские ведомости. №3, 2004. [2] Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года» от 31.08.2000г. № 1202-р // http://www.consultant.ru [3] Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. - Минск, 2004. С. 304. [4] http://www.gks.ru [5] http://www.gks.ru [6] Белозерова С. Незаполняемость вакансий – серьезный симптом // Человек и труд. №6, 2005. [7] Ширяева Л. Важно быстро вернуть человека к труду // Человек и труд. №10, 2002. [8] Починок А. Нехватка квалифицированных рабочих превращается в ограничитель экономического роста // Человек и труд. №3, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.