Содержание:
1) ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА. Мировоззрение, его структура и основные типы. Предмет, структура и функции философии. Философия, наука, культура. Основные направления философии.
2) ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. Представления о бытии в истории философской мысли: Древней Греции, средних веков, Нового времени, современной западной философии. Бытие как философская категория.
3) ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА: КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ. Исходное понятие бытия. «Конечное» и «бесконечное» как философские категории. Формы проявления единства конечного и бесконечного.
4) ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. «Материя» как философская категория. Материя и её атрибуты. Движение и покой. Способ существования материи. Современная наука о строении и свойствах материи. Материальное единство мира. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип.
5) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ БЫТИЯ. Понятия связи, отношения, закона. Законы объективного мира и законы науки. Универсальные закономерности бытия.
6) ДИАЛЕКЕТИКА И ЕЁ АЛТЕРНАТИВЫ. Диалектика. Противоположности. Противоречие. Виды противоречий. Альтернативы диалектики.
7) ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. Общая характеристика принципа детерминизма. Причина и следствие. Принцип причинности. Необходимость, случайность, свобода.
8) ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. Понятие общества. Общество и природа. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.
9) ОБЩЕСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Философские концепции исторического процесса. Периодизация исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории.
10) ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СУБЕКТЫ ИСТОРИИ. Диалектическое единство объективного и субъективного в истории. Необходимость и случайность в истории. Человек, свобода и необходимость, ответственность. Субъекты истории. Самосознание народа в историческом процессе.
11) ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Философские проблемы антропогенеза. Человек как единство природного и социального. Индивид, индивидуальность, личность. Структура и типология личности. Личность и ценности. Цель и смысл жизни.
12) СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения действительности. Общественно – историческая сущность сознания. Сознание, самосознание, личность. Сознание и бессознательное.
13) ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦИ. Философия о познаваемости мира и его законов. Общественная практика – основа и цель познания. Единство чувственной и рациональной сторон в познании. Сенсуализм и рационализм. Истина и заблуждение. Практика как критерий истины.
14) НАУКА КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Наука как специфическая форма развития познания. Методы и формы научного познания. Границы научного познания.
1. Предмет философии. Философия, наука, культура.
Мировоззрение – система взглядов и представлений человека о мире, о месте человека в нём, об отношении человека к миру и к самому себе.
Структура мировоззрения:
1) Мироощущение – эмоциональная сторона мировоззрения. Мировоззрение на уровне ощущений и настроений.
2) Мировосприятие – наглядно-образное представление о мире.
3) Миропонимание – интеллектуальная или теоретическая сторона мировоззрения.
Особая роль мировоззрения заключается в том, что обуславливая понимание личностью идеалов цели и смысла жизни оно ориентирует её на деятельность которая, в конечном счете, находит своё выражение в стремлении личности к счастью.
Различают основные типы мировоззрения: религиозное - восприятие, оценка явлений природы, общества, науки с точки зрения религиозных догм, норм, морали; научное (рационалистическое) – восприятие явлений и событий жизни с точки зрения законов науки, рационализма, атеизма. Эти два типа мировоззрения являются противоположностями (на них стоит мир), помимо них есть другие типы, которые являются как бы смесью этих двух.
Предмет философии изучает отношение между «я» и «не «я». В начале своего развития (зарождения сознания) человек осознал, что одновременно с ним, с индивидуумом «я», существует и «не «я», все, что не принадлежит человеку и в некотором смысле противостоит ему. Изначально нашей собственностью, миром «я» является лишь наше тело, постепенно, с развитием человека, в сферу «я» входит всё больше материальных, духовных благ, мы начинаем себя ассоциировать с ними, в соответствии с этим мы должны защитить сферу своего «я» и ассоциированные с ней блага от того, что мы считаем миром «не «я», к этому стремиться мировоззрение человека. Для того чтобы «я» достиг успеха, в своём мировоззрении он должен сформировать ответы на вопросы: «каков мир?» и «каков я в нём?». Мир «не «я» производен от мира «я» и творится им, ведь для того чтобы выжить «я» должен приспосабливать мир «не «я» под себя как бы ассоциировать всё больше и больше «не «я» с собой (с миром «я»).
Отношение человека «я» к миру «не «я» может быть теоретическим или теорико-познавательным и практически- преобразовательным. На базе первого соотношения складывается гносеология (учение о познании) или эпистемология; на базе второго праксеология (учение о практической деятельности) на основе того и другого логика.
Помимо этого различают философию природы и философию общества, науки и техники, права, этики, эстетики, философию религии и т.д.
Функции философии: 1) Мировоззренческая - теоретически обоснует мировоззрение;
2)Наука – не является мировоззрением, хотя и выполняет эту функцию;
3)эвристическая (поисковая) 4)прогностическая – позволяет формулировать гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира; 5) аксеологическая – связывает философское мировоззрение с потребностями человека, связанными с ними ценностями.
Основные направления философии.
Вопрос об отношении мышления к бытию (сознания к материи, духа к природе, психического к физическому) является основным вопросом философии. Потому как философия отвечает на вопрос – « что является из этих категорий первичным, материальное или идеальное» - философов относят к материалистам (считающим первичной материю) или к идеалистам (считающим первичным дух, сознание, существующие над и до материи, творящие её). В свою очередь идеализм подразделяют на объективный и субъективный. Объективный идеализм признаёт основой всего существующего объективное независящее от человека духовное начало. Субъективный идеализм исходит из того, что сознание человека первично, единственно реально, а всё остальное лишь результат духовного творчества субъекта. Последователи деизма признают существование бога, но ограничивают его функции лишь творением материи. Так же в древней философии выделялись плюралистические концепции, выдававшие за основу всего сущего такие начала как земля, вода, воздух и т.д.
2. Проблема бытия в философии.
Как и всякая наука, философия изучает только то, что есть. Вопрос сводится к тому, что с точки зрения философии - есть. Иными словами философия изучает бытиё. Бытиё есть существование, наличие. Основными личностями, оказавшими сколь либо значительное влияние на древнюю философию, являлись: Парменид, Гераклит, Левкипп и Демокрит, Горий, Платон.
Основной тезис Парменида – бытие есть, небытия нет. Бытие одно, оно единственно, не изменяется, не исчезает и не возникает, неделимо, бесконечно, в нём всё подчинено железной необходимости. Оно не движется, существует вне пространства и времени. Он различал также бытие чувственных вещей, как кажущееся бытие, ибо вещи возникают и исчезают, а возникновение и исчезновение не есть характеристики истинного бытия.
Гераклит исходил из того, что всё изменчиво: «в одну и ту же реку мы входим и не входим, потому что на входящих в неё прибывают всё новые и новые воды», уподобляя весь мир реке. Гераклит является по сути дела одним из основоположников диалектического учения, о котором речь пойдёт позже. Процесс, составляющий внутреннее содержание любой вещи, любого явления, выступает, как пребывающий во времени-сохраняющийся процесс именно в силу этого мы входим и не входим в одну и ту же реку, в силу этого же мы не только не выходим, но и входим в нее.
Платон говорил: «Надо различать, что всегда существует и никогда не становится и что существует, но никогда не становится». Это различие между становлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространил на все предметы исследования. Признаки Платоновского понятия прекрасного являлись: объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех ограничений и условий пространства, времени и т.д. Прекрасное есть вид, идея, т.е. истина сущее сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом.
Левкипп и Демокрит – создатели атомистского учения. Их основной тезис: небытие существует, так же как и бытие. Небытие есть пустое пространство, в отличие от бытия не имеет плотности, единственна, беспредельна и бесформенна. Каждый отдельный член бытия неделим, абсолютно плотен, очень мал, не содержит в себе пустоты – атом. Бытие - совокупность бесконечно большого числа атомов.
Горий утверждал что небытия и бытия нет. Он сделал такие выводы на основе рассуждений по трём тезисам. Если что ни будь существует то возможны три случая: 1) Оно есть бытие 2) Оно есть небытие 3) Оно есть и то и другое. Если первое – то оказывается невозможным существование небытия, если второе – то оказывается что нечто, должно быть, и не быть одновременно, что бессмысленно, если третье – то бытие и небытие есть одно и то же, чего не может быть.
СРЕДНВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ отличается своей религиозностью. Яркий представитель средневековой философии – Фома Аквинский считал, что бытие как таковое есть один только бог, всё остальное, материальное и не материальное, имеет ограниченное, не подлинное бытиё. Он установил иерархию причастия каждой вещи к бытию – чем выше в шкале ценностей вещь, тем больше она принадлежит самой себе, с другой стороны все вещи причастны только одному богу, не имея между собой взаимной причастности.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ отступила от религиозных позиций, отказалась от идеи абсолютного бытия, человек стал автономным, независимым. Мир не есть некая сумма многообразных пребывающих в нём форм существования. Он представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого открывается с помощью рефлексии. Возникает как бы новый тип метафизики, где бытие есть сознание. Если попробовать кратко рассказать основную мысль Юма то получится следующее: «всё наше бытие содержится у нас в голове, в нашем воображении, мы не можем себе представить какое-нибудь иное существование помимо тех, восприятий, которые появились в рамках нашего узкого кругозора. Кант говорил: «кроме нашего знания мы ничего того не имеем, с чем можно сравнить наше знание». СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ философия определила свои задачи как логический анализ суждений учёных о научных фактах (неопозитивизм). Витгинштейн разработал доктрину (логический атомизм) согласно которой универсальным мировым языком признавался язык математики. То бишь математические формулы отражают истинное устройство мира. Экзистенциалисты говорили: понятие бытия может быть отнесено только к существованию индивида или экзистенции, существует более глубокий смысл человеческого существования, определяющий его непосредственную связь с бытием. Хайдер говорил: «бытие является неопределяемым понятием, и никакой логический анализ его невозможен».
3. Философская картина мира: конечное и бесконечное.
Исходным положением в философской картине мира является тезис о том, что бытие есть, небытия нет. Для того чтобы познавать бесконечный мир человек должен выделять из этой бесконечности отдельные предметы, как бы оконечивать бесконечность. Отсюда конечность является необходимой характеристикой любого объекта, обязательным атрибутом познания. Определенность – самый первый внешний признак конечного, ограниченность. Определённость это такие признаки предмета, которые позволяют отличить его от других предметов. Ограниченность – наличие границ в пространстве, времени, качественных, количественных и др. отношениях. Граница имеет противоречивый характер: вне бытие конечного как бы соприкасается с его небытием. Граница отделяет один предмет от другого, поэтому он существует сам по себе, обособленно, но граница также связывает предмет с другими предметами, делает существование других предметов необходимым условием существования данного. Эти признаки конечного отражаются в таких категориях как «бытие - в - себе» и «бытие - для - другого». Различие между этими категориями относительно, они постоянно переходят друг в друга. Границы конечного постоянно как бы размываются, преодолеваются, следовательно, конечное это процесс. Единство этих двух противоположностей (бытие в себе и бытие для другого) есть движение. Движущееся, изменяющееся конечное, которое вследствие самоотрицания не имеет конца своему движению, своему изменению – есть бесконечность. Конечное как процесс представляет собой единство устойчивости и изменчивости. В силу ограниченной устойчивости конечный объект сохраняет своё бытиё в системе отношений с другими предметами, другими словами он сохраняет свою качественную определённость, выражающую границы устойчивости предмета. Границы изменения качественных признаков предмета составляют его количественную определённость. Единство качественных и количественных признаков выражается категорией меры. Всякая частичка есть лишь частичка бесконечного мира. В конкретных случаях «бытие в себе» и «бытие для другого» обнаруживает себя частично, полностью они развиваются лишь во всеобщем движении материальной действительности. Если бесконечен мир в целом, то бесконечна и каждая вещь в отдельности. Бесконечность – есть универсальный атрибут материи. Выделяют актуальную и потенциальную бесконечности. Актуальная бесконечность это бесконечность, представляющая собой завершённое целое. Представляя себе вселенную как актуальную бесконечность мы подразумеваем, что все законы в ней повсюду действуют одинаково. Потенциальная бесконечность есть неограниченная изменчивость или безграничное движение.
Бесконечность состоит из конечных элементов, а так же проявляется в каждом из них. Иными словами всякое бесконечное содержит в себе конечное и состоит из этого конечного. С другой стороны в любом конечном объекте содержится так же бесконечно большое число уровней материи (молекулы, атомы, электроны, ядра, кварки, лептоны и т.д.).
4. Философское учение о материи. Человек во вселенной.
Термин «материя» в философии появился в связи с попыткой выяснить сущность и основу всех вещей. Характеристиками материи принято считать фундаментальные законы науки: материя не сотворима и неуничтожима, а только переходит из одного состояния в другое. Она причина самой себя и основание всех изменений. Под материей принято понимать две вещи: а) субстанция, первооснова, существующая наряду с атрибутами и свойствами б) мир в целом, как совокупность отдельных предметов. Материя философская категория и представляет собой единство, содержание и объём. Содержание – сумма существенных признаков понятия. Объём – то, что мыслится посредством понятия, определённая предметная область, к которой приложимо данное понятие. Материя есть объективная реальность. Атрибуты материи отличают ее от сознания, и являются способом её существования. Атрибуты материи бывают двух типов: характеризующие отдельно взятый предмет и характеризующие бесконечное их множество. К первым относятся: движение пространство, время, количество, сущность и т.д. Ко вторым относятся – бесконечность, вечность, несотворимость, неуничтожимость и др.
Гегель писал: - «Пребывание есть покой в том смысле, что оно как понятие противоположно своей реализации, своему движению». Движение и покой в равной степени абсолютны, и относительны в философском смысле: абсолютны в смысле универсальности, непреложности для всех конкретных состояний материи, относительны в смысле пространственной и временной ограниченности, преходящего характера.
Способ существования материи состоит в том, что во всех своих бесконечных превращениях материя вечно остаётся одной и той же и ни один из её атрибутов не может быть уничтожен никогда. Материя имеет сложную организацию: казалось бы, в связи с её бесконечностью, постоянным хаотическим изменением структура материи должна быть хаотичной, беспорядочной, не подчиняющейся строго определённым законам, но на самом деле всё не так. Мы наблюдаем закономерности в строении материи. Всё подчинено тому принципу, что бесконечная материя разбивается на множество отдельных конечных элементов, которые в свою очередь содержат в себе также бесконечности и процессы, происходящие во всей бесконечной материи подобны процессам, происходящим в частях. Часть – подобна целому.
Выход человека в космос, развитие науки заставляют задуматься над вопросом о соотношениях человека, как маленькой разумной пылинки, и вселенной. Антропный космологический принцип: биологический отбор фундаментальных констант определяет специфику и структуру вселенной, само возникновение вселенной в значительной мере детерминировано существованием человека. Из этого принципа следует, что человек не просто наблюдатель вселенной, а придаёт ей как бы существование, он помогает ей осмыслить себя, констатирует факт её существования. Человек является не только мерой всех вещей, но и их творцом. Академик Н.Н. Моисеев сформулировал свой подход к проблеме эволюции Вселенной: на первый взгляд кажется, что Вселенная не имеет какого то конкретного направления в своей эволюции, но все-таки можно проследить что вселенная, каждая её галактика, каждая планетарная система стремится породить всё более и более сложные материальные образования, переходя наконец, к появлению жизни и усложнению форм этой жизни. В связи с большим возрастом вселенной, вполне вероятно, что в некоторых системах появились разумные формы жизни за долго до появления земной цивилизации.
5.Универсальные связи и закономерности бытия.
Подвергая мысленному рассмотрению природу или общество, перед нами предстаёт картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничего не остаётся неподвижным, а всё движется, изменяется, исчезает и возникает.
Связь это форма взаимообусловленности и зависимости явлений. Понятие связи охватывает все процессы движения и взаимодействия. Отношение – опосредованная связь, приводящая к взаимному изменению предметов, взаимодействующих между собой, без указания на последующие связи. Для того чтобы обнаружить законы объективной действительности в природе или в обществе нужно изучать не предметы сами по себе, но и отношение между ними, так как любой закон есть отношение. Существенные связи это такие связи, которые определяют структуру самого предмета, его поведение в определённых условиях. Существенные связи образуют ту область объективной реальности, в которой действует закон. Закон и сущность понятия одностепенные, следовательно, закон есть существенное отношение. Так как сущность есть относительно скрытая от наблюдателя сторона предмета, то закон представляет собой внутреннюю связь между предметами. Закономерная связь имеет необходимый характер – она не может не быть, если для её существования есть все условия.
Можно сказать, что законы науки являются отражением законов природы и общества, это наши знания о законах природы и общества, поэтому они объективны по своему содержанию и субъективны по форме. Объективные законы, будучи обнаружены, формулируются с помощью естественного или искусственного языка и записываются в формулах, то есть представляют собой перевод объективных законов природы на человеческий язык. Субъективная форма закона представляет собой словесную или математическую формулировку, выражающую связь между понятиями, в которых сознание отражает объективные связи вещей.
Законы различаются по степени их общности. К универсальным законам бытия относятся, прежде всего, диалектические отношения между соотносительными категориями диалектики. Категории: пространство, время, движение, покой, явление, сущность, качество, количество, мера, отрицание, целое и часть, система, структура, элемент, содержание, форма, причина и следствие, необходимость, случайность, возможность, действительное, общее, единичное, отражение как атрибут материи, отражение как высшая форма отражения материи.
6. Диалектика и её альтернативы.
Вопросы диалектики и ее альтернативы об их сущности возникают в связи с тем, что универсальные закономерности бытия отражаются через соотносительные категории философии, каждая из этих категорий отражает одну из противоположных сторон какого либо предмета.
Сравнивая предметы между собой, мы обнаруживаем их сходства и различия, отношение вещи к самой себе и к другим вещам, вызывающее сходство - есть тождества. Отношение вещи к самой себе и к другим вещам вызывающие отличия – различия. Диалектика это учение о противоположностях, соединенных в одном предмете и выражающих свойства этого предмета (единство противоположностей). Если рассмотреть живой организм, то окажется что в каждое мгновение жизни он тождественен с собой и в то же самое время он отличается от самого себя вследствие того что в живом организме постоянно происходят электрохимические и химические преобразования которые несколько модифицируют его по сравнению с предыдущим его состоянием. Но в общем организм остаётся тождественен самому себе или конкретно тожественен. Абсолютное (без различий) тождество может существовать лишь в наших головах, как результат отвлечения от реальности. Абсолютное тождество, как и его противоположность по отношению к различию уместны только в математике. Истинное, конкретное тождество всегда содержит в себе различия.
Противоположности – противоположные проявления одной и той же сущности. Это дифференцированная сущность, которая представляет собой их единство, целостность. Противоположности это взаимополагающие стороны одного целого, характеризующиеся противоположным направлением существенных свойств их изменений и тенденций развития. Единство и борьба (взаимоотрицание) противоположностей – есть противоречие. Развитие противоречий происходит в таком порядке:
Неодинаковое существование -> различие -> противоположности -> противоречия. Противоречия действуют как в живой, так и в неживой природе, их взаимодействие есть источник всякого развития.
Виды противоречий:
1) по характеру противоречия делятся на необходимые (вытекающие из сущности системы, которых не может не быть, если есть данная система) и случайные (не вытекающие из сущности системы).
2) по месту системы различают противоречия внутренние и внешние.
3) по роли развития выделяют противоречия основные (определяющие все другие противоречия) и не основные (влияющие на развитие системы, но не определяющие его).
4) По способам разрешения – антагонистические (не разрешимые в рамках данной системы) и не антагонистические (соответственно разрешимые). Эти противоречия встречаются, как правило, в социологии.
Диалектике противостоит метафизика. Метафизика занимается тем, что лежит в основе физических явлений (в наше время этим термином обозначают учение о том, что пребывает за границами эксперимента).
Так же диалектике противостоит софистка или её разновидность – эклектика. Софистика обычно выхватывает какой либо случайный признак и по нему характеризует все явления.
Эклектика выступает за то чтобы учитывать не одну, а многие стороны предмета.
Оба направления в большинстве случаев действуют неверно: в первом случае предмет рассматривается однобоко и, вследствие этого неверно, во втором – либо не учитывается иерархия связей либо заведомо не учитывает всех сторон предмета, либо второстепенные стороны выдаются за главные и наоборот, либо не выражается объективная противоречивость предмета.
7.Детерменизм и индетерминизм.
Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно при определённых условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах изменения.
Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципом всеобщей связи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие виды связей как пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии . Однако любое явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим.
Одной из характеристик причинности является ее связь с категорией времени. Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия.
Но понятие причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во времени, и явления, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными.
Существенной чертой причинности является непрерывность действия её причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнего следствия.
Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно- следственные отношения.
Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействием явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как нов причина), но и назад, на производящую его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия называемое принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в само организованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное движение системы.
Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основываются по крайней мере на отношениях между 2 взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.
Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причинения связан с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся на физические, химические, биологические, психологические, социальные причины.
По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события. (Не участвующих в переносе .)
2-й тип классификаций строится на основе способов проявления причинной связи, который подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)
Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.
Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определённую, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная обусловленность=> абсолютно строгое предсказание.
Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г. Риккерт: "Причинное объясняет действительно лишь в пределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным". Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свобода в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминисты трактуют принцип объективности необходимости как фатализм.
8. Общество и его структура.
Общество – организованная человеком форма материи, совместной деятельности людей. Она продукт человеческой деятельности. Понятие общества с точки зрения социологии: общество это устойчивая группа людей с общими интересами, общей историей, общим местом проживания, общей работой и т.д. В отличие от биологической деятельности, которая направлена на овладения готовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком. Потребности человека заставляют его производить необходимые для жизни продукты, товары, средства к жизни. Наряду с производством материальных и духовных благ идёт формирование и самого человека, его образа жизни.
Социальной формой движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека, что и есть реализация его как материального и духовного существа. Один способ производства отличается от другого не тем что производят, а тем как производят. Этим отличаются различные общества, формации или цивилизации.
Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видов деятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни и одновременно воспроизводство самого человека как материального и духовного существа, и называется общественным бытием. Деятельность человека порождает и нравственные потребности в соответствии с которыми строится поведение человека. Так как человек может жить лишь в общении с другими то необходимо регулирование его поведения на основе нравственности, обычаев и т.д. Складывающиеся таким образом нормы человеческого поведения становятся неотъемлемой чертой человеческого бытия.
Проблема взаимоотношения человека с природой вытекает из того, что человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности (человек – хозяин природы). Исследование отношения человека к природе связано с самопознанием человека. Человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой. Природа выступает для человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е. каковы те соц. условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и «присваивает» природу. Проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания. Материализм, в новое время, выдвину такой тезис: «человек дело рук природы, он существует в природе, он подчинён её законам».
Материально- производственная (экономическая) сфера общественного бытия – это область общественной жизни связанной с деятельностью человека по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ, материальных условий жизнедеятельности людей.
Основным компонентом материально- производственной сферы является труд: 1) труд есть комплексное социальное явление, реальность, через которую функционируют законы экономической сферы, осуществляется жизнь людей; 2) способ производства материальных благ, раскрывает сущность материально производственной д-ти человека. 3) механизм функционирования материально производственной сферы. Труд – процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей деятельностью опосредует, реагирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение условий существования отдельного человека и общества в целом. Оно охватывает материальное производство, духовное и производство самого человека. Можно считать материальное производство самой важной сферой общественного производства. Для всех стран, и для России в частности, важнейшей областью материального производства (экономики) можно считать сельское хозяйство. Исторических примеров того, что именно СХ определяет не только благополучие экономики, но и безопасность государства можно привести массу.
Социальная сфера общества удовлетворяет потребности людей в материальных и духовных товарах и услугах, образование, осуществляет социальную защиту, здравоохранение, защиту от чуждых и опасных явлений природы, социальная сфера – удовлетворение потребностей личности человека. Классы общества – это один из субъектов социальной сферы. Классы и другие соц. общности придают процессу удовлетворения потребностей личности свой особый колорит (например, один из заместителей премьер-министра в современной России отдыхает в Новой Ореанде (место отдыха Брежнева) чего не мог себе позволить чиновник этого ранга во времена царской России).
Политика – особая сфера деятельности, регулирующая отношения людей, объединённых в социальные группы, этно - национальные объединения с целью сохранения определённой структуры, организации, а также с целью её совершенствования и развития в интересах как правящей соц. группы, так и всего общества в целом. Политические отношения – взаимодействие субъектов политики и власти (государство, партии, этнические группы).
Духовная сфера включает в себя церковные отношения (по поводу различных верований людей), искусство и связанные с этим социальные общности.
Общественное сознание – духовная жизнь общества на определённом этапе исторического развития: система общественных идей, взглядов, теорий, а также соц. настроения и нравы людей, особенности психического склада класса и др. соц. групп. Структура ОС: 1)уровень отражения общественного бытия (обыденное сознание, теоретическое сознание) 2) форма и способ отражения общественного бытия. В соц. аспекте: общественная идеология, психология, формы общественного сознания.
9. Общество как исторический процесс.
Существуют два подхода к вопросу об историческом процессе. Первый – формационный, имеет дело с общей логикой развития человеческого общества. Исторический процесс – совокупность самых разных фактов, явлений, событий. Одни из них более важны для субъектов истории, другие – менее, одни непосредственно связанны с логикой истории, другие – нет. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Согласно Марксу каждая последующая формация является более прогрессивной. Азиатский способ производства: общественный строй, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, нет класса эксплуататоров, деспотическая власть. Причиной возникновения этого строя на востоке являлись суровые климатические условия. Формационный подход имеет свои недостатки: 1) социализм – некая аморфная идея, не имеющая предпосылок в предыдущих формациях 2) идея о том, что капитализм достиг своего апогея верна, следовательно, учение о соц. революции несостоятельно 3) переход от капитализма к коммунизму посредством революции был оправдан 4) утверждалось, что между капитализмом и социализмом лежит переходный период, на практике же бы слом буржуазной концепции 5) на этом подходе нельзя основывать прогнозы, тактику полит. деятельности.
Второй – цивилизационный подход, изучение исторического процесса с точки зрения многообразия его, его прохождения от локальных, региональных стадий до общепланетарного уровня. Постулаты этой теории: 1) не существует единого процесса развития человеческой истории, развиваются лишь конкретные локальные цивилизации. 2) Жёсткой взаимосвязи между цивилизациями нет. Жёсткая взаимосвязь есть лишь между компонентами одной цивилизации. Локальная цивилизация развивается посредством системы «вызов- ответ». Вызов – трудности, препятствия, ответом на которые является преодоление, в конечном счете, развитие цивилизации.
10. Человек и исторический процесс. Субъекты истории.
Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы.
Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе:
1)М. Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость
исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо
закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть, теряет смысл и цели социальное бытие.
2)Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь детерминирована), но существуют особенности общественных законов.
Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами живой и неживой природы.
Маркс: "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые
образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности". Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей.
Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода
отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу.
Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно, она - наибольшая ценность.
Маркс: лишь при условии обретения социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью.
11. Природа человека и смысл его существования.
Философская антропология – раздел философии, изучающий человека как особый род сущего, осмысливающий проблемы человеческой природы и человеческого бытия, выявляющий потенциал антропоцентрической картины мира.
Представители различных направлений мысли – философы, писатели, учёные – сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая это мнение как аксиому. В философии сложилось и противоположное мнение о том, что человек не имеет ярко выраженной оригинальности, что между ним и животным нет никакого барьера. Можно спросить: «Как же так, ведь человек имеет совесть, культуру, мораль, в отличие от животного?». Оказывается что многие из явлений, считающихся достоянием человечества, непосредственно имеют аналоги в социальном поведении животных. Многие животные сбиваются в стаи, живут как бы в обществе, как и человек. Но если рассмотреть человека с разных сторон в сравнении с животными то оказывается, что по многим параметрам человек оказывается уникальнее, выше, чем зверь (он имеет разум, волю, совесть, долг, дар общения). По поводу того уникален человек или нет, было сломано много копий. Бытовало даже мнение что разум – есть зло, не будь разума, человечество достигло бы счастья. Сейчас существует мнение, что человек это не эволюционное существо, якобы человечество заселило землю, прибыв с другой планеты. На данном этапе развития науки нельзя однозначно описать человека, объяснить его сущность. Можно показать лишь на одно уникальное свойство: открытость, незавершённость его как создания. В отличие от других существ, он в состоянии преодолевать видовое несовершенство, ограниченность. Возможно, также считать, что отличительной особенностью человека являются его возможности по созданию материальных благ. Труд сделал из обезьяны человека (Маркс).
Всё время мы говорили о человеке, как о существе социальном, общественном. Но человек не есть общество, человек, прежде всего личность, индивидуальность. Да, конечно, общество влияет на формирование этой личности. Но без «я» не было бы общества, «не я». Индивидуальность – есть совокупность мировоззрения человека, здравого смысла, рассудка, способностей, разума, мудрости. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Каждый индивид изначально отличается от других, ему подобных, прежде всего особенностями строения организма. Затем своей индивидуальностью (формирующейся под влиянием воспитания в семье), затем тем чего индивидуальность смогла добиться в обществе.
Личность – представляет человека как субъекта отношений и сознательной деятельности или как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности. Таким образом, личность есть индивидуальность в обществе.
12. Сознание, его происхождение и сущность.
Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах
особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.
Основные свойства отражения:
неживая природа:
а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются
отражающему в виде следа, копии или отпечатка
б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих
объектов.
живая природа:
а) отражение активно; б) оно всегда целенаправленно; в) оно может носить опережающий характер; г) оно несет функциональный характер.
Общие свойства отражения
а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично;
б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.
Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние, более удовлетворяющее ему, называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок, и возникла
нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и
индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие:
Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании.
Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: Сознание - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения.
Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
13. Познание. Его возможности и границы.
Философское учение о познании называется эпистемологией или гносеологией. Гносеология – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. Если бы философия смогла разобраться в человеческой природе, понять, как мы познаём – преимущественно с помощью наших чувств (зрения, слуха, осязания), или же путём чистого размышления, или же как-то объединяя данные чувств с идеями разума, то нам было бы проще понять познать всё остальное. Эпистемология включает в себя два основных направления: Скептическая эпистемология и критическая. Скептики (одним из представителей которых был Декарт) говорили: пока мы не докажем, что можно хоть что-то знать с полной достоверностью, мы не должны утверждать, что в мире нечто реально существует, а не является нашей фантазией, сновидением или иллюзией, внушённой нам неким злым демоном. Критическая эпистемология исходит из того, что люди обладают знанием и в науке и в повседневной жизни, но это знание окружено и переплетено с тем, что кажется знанием, а на самом деле может быть или спекулятивной метафизикой или ложной претензией на ясновидение. Говоря, что мы знаем нечто, мы предполагаем, что имеем об этом достаточно правильное и достоверное представление. Таким образом, в обычной жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальному положению дел и которые имеют определённые основания.
Три условия того, что некий субъект S знает предмет P:
1) условие истинности: S знает P если истинно что P;
2) условие убеждённости: если S знает P, то S убеждён (верит) в P (выглядывая в окно, мы видим солнце и говорим что солнечно, значит так и есть);
3) условие обоснованности: S знает P, когда может обосновать своё убеждение в P;
Из них следует – знание есть адекватное и обоснованное убеждение. Перцептивное знание – это постановка реальных явлений и событий жизни в соответствие с тем, какое значение придаёт этому наше сознание.
Здравый смысл – представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающееся под воздействием их жизненного повседневного опыта и общения.
Мир предстаёт в сознании человека в формах и понятиях повседневного здравого смысла, поэтому можно говорить о его концептуальной первичности. Мы осваиваем новые знания только лишь на базе первичного нашего здравого смысла. Если формулировать своими словами общественная практика – основа и цель познания, так как то, на основе чего мы можем познавать, здравый смысл, формируется в результате общественных отношений, опыта, складывающегося на их основе, рассмотрев общественную практику мы сможем с лёгкостью познать остальной мир.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которой ощущения, восприятие – основа и главная формы достоверного познания. Сенсуалисты противостоят рационалистам, считающим разум основой познания и поведения людей.
Классическая концепция истины: истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Несмотря на простоту этого утверждения оно спорно, так как затруднительно сравнивать идеальное знание с материальными вещами. Можно лишь сравнивать одно утверждение с другим. Исходя из этого, многие стали считать, что истина есть регулятивная идея, идеал, к которому надо стремиться. Различают ещё две концепции истины: когерентная и прагматистская. Сторонники когерентной концепции утверждают, что критерием истинности знания является согласованность его с более общей, охватывающей системой знания. Прагматики истинным признают такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни, и которое может успешно применятся на практике.
14. Наука как феномен духовной жизни общества.
Наука - систематизированное знание, выраженное в абстрактно- логической форме главным структурным звеном которого является закон. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. Мы постигаем законы природы не из любознательности, а для преобразования природы под себя.
Научное познание:
1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта.
2. Особенности научных знаний как продукта научной деятельности.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов. Эмпирической исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают
понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому. Научное познание ограниченно жёсткими пределами рационализма и доказательности, всякое новое явление или закон должны соответствовать общей картине мира, которая сложилась на сегодняшний день (оно должно быть доказано с помощью имеющейся на сегодня научной базы) таким образом сложилась ситуация, похожая на средневековую инквизицию (когда догматы церкви жестоко подавляли всякую новую идею), если же снять эти жёсткие рамки, то можно сделать новый шаг и открыть множество доселе неизвестных явлений. Если же говорить о тех направлениях науки, которые сейчас успешно развиваются (физика, химия, астрономия и т.д.) то с границами дело там обстоит не так однозначно. Если считать что материя бесконечна то бесконечным должно быть и то многообразие форм, в которых она проявляется, следовательно, говоря математическим языком, пределом научного познания является бесконечность.
Использованная литература:
1) «Курс лекций по философии» под ред. В. А. Калашникова. М.-1999г.
2) «Учебник по философии» Фролов. И.Н. М.-2000г.