Реферат по предмету "Психология"


Проблема суицида в подростковом возрасте

Министерствообразования Республики Башкортостан
ГОУСПО «Месягутовский педагогический колледж»

Курсоваяработа
Проблемасуицида в подростковом возрасте
Исполнитель: Мухаметьярова Ф.И.,
Специальность: 05030
«Иностранный язык»
Руководитель: Будакова Е.П.,
преподаватель психологии
2011

Оглавление
 
Введение
Глава1. Суицид как акт самоубийства
1.1Общее представление о суициде
1.2Причины возникновения суицидальных намерений
Глава2. Пубертатный суицид как социальное явление
2.1Суицидальное поведение детей и подростков
2.2Мифы и факты о подростковом суициде
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Проблема суицида среди детей и подростков являетсяодной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. Поданным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место вмире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, а по абсолютному количествуподростковых самоубийств – первое место. За последние 30 лет число самоубийствувеличилось в 30 раз (10, с. 58). Частота суицидальных действий среди молодежи,в течение последних двух десятилетий удвоились. Отмечается сдвиг суицидальнойактивности в сторону более молодого возраста — до 35% суицидальных попытоксовершают дети и подростки (14, с. 81). Ежегодно погибает около 2800 детей иподростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаевпопыток к самоубийству. По статистике каждый день 17 российских подростков заканчиваютжизнь самоубийством (5, с. 44). У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бываютсуицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Поданным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает второе место вмире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, обойдя рак и уступая толькосердечно-сосудистым заболеваниям. По абсолютному количеству подростковыхсамоубийств Россия занимает Iместо (17).
В науке существует термин – «пубертатный суицид». Имобозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. В подростковойпсихике есть еще некоторые черты, предполагающие к самоубийству. С однойстороны, страсть к самоутверждению, с другой – еще не сформированноепредставление о ценности жизни. У них нет барьера между рискованным инерискованным поведением. Подростки очень легко манипулируют как своимздоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь – недорогая цена задоказательство собственной правоты.
Одной из главнейших причин распространения суицида, является,на наш взгляд, сложная и противоречивая обстановка в стране. Как известно, ещеЭ.Дюркгейм считал, что ситуация в стране влияет на рост числа самоубийств. Вовремя неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормыразрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в томчисле и самоубийств (7, с. 61). Особенно актуальной эта проблема становится вобществе на переходных этапах его развития, что мы сейчас и переживаем.Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве,ведут к общей моральной дезориентации человека, подчас толкая его на негативныепоступки, принятие скоропалительных решений. Это в первую очередь сказывается наподростках — самой легкоуязвимой социальной группе. Кроме того, основной причинойусиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного иобщественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников. Моральноеи физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческогодостоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольныхучреждениях, школах, детских домах и интернатах, а также образовательныхучреждениях.
Интерес к проблеме самоубийства на протяженииистории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследованияфеномена самоубийства и основателем суицидологии был французский социолог ЭмильДюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В.Штерн, В. Франкл,Н.Фабероу, Э.Шнейдерман и др. В нашей стране проблемой суицидального поведенияподростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическуюкоррекцию), А.Кочетов (занимался работой с трудными детьми), В.В. Лебединский(исследовал эмоциальные нарушения в детском возрасте) и др. Интерес к этойпроблеме угасает: ежегодно проходят международные симпозиумы, созданамеждународная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийствопревратилось в одно из острейших проблем нашего общества.
Объект исследования: феноменсамоубийства.
Предмет исследования:суицидальное поведение в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучениесостояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных инаиболее актуальных социальных проблем.
Гипотеза исследования: Мыпредполагаем, что подростки решаются на самоубийство не с целью уйти из жизни,а обратить внимание взрослых, реже сверстников на свои проблемы, протестуя,таким образом, против безразличия или жестокости окружающих.
Задачи исследования:
1. Изучивсуществующую литературу по данной проблеме, дать общее представление о суицидекак акте самоубийства.
2. Выделитьфакторы, способствующие суицидальному поведению.
3. Рассмотретьспецифические особенности суицидального поведения детей и подростков.
4. Развеятьсуществующие в обыденном сознании мифы о подростковых самоубийствах.
Теоретическая и практическая значимостьисследования. Изучен и систематизирован материал поисследуемой проблеме: описаны характерные черты суицида как акта самоубийства,факторы, способствующие суицидальному поведению, а также специфическиеособенности суицидальной активности в подростковом возрасте. Материалы могутбыть использованы всеми участниками образовательного процесса (педагогами,подростками и их родителями), как в плане просвещения, так и для выдачиконкретных рекомендаций, подготовки выступлений, докладом, а также психологамив профилактической и коррекционно-развивающей работе.
Структура работы: Работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
 

Глава 1. Суицидкак акт самоубийства
 
1.1 Общеепредставление о суициде
Самоубийство, противореча, казалось бы,прирожденному всем живым существам инстинкту самосохранения, с давних порзанимало умы многих исследователей. Задолго до возникновения суицидологии какмедицинской науки самоубийство изучалось философами, на него обращали вниманиелетописцы, историки. Начиная с античности и до наших дней, огромное значениепроблеме сознательного прекращения жизни придает философия. Альбер Камю считал,что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблемасамоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значитответить на фундаментальный вопрос философии»(19, с. 228). С.Кьеркегор проблемусамоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнутыего слова: «Повесься – ты пожалеешь об этом, не повесься – ты и об этомпожалеешь; в том и в другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостливыегосудари, резюме всей жизненной мудрости…»(19, с. 228).
Несмотря на широкий интерес к данной проблеме,практически до начала XIXв. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIXв. появились первые основополагающие работы по суициду. Э.Дюркгейм – авторпервого социологического исследования феномена самоубийства, переведенного в 1912 г. на русский язык. В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различныеаспекты самоубийства и суицидального поведения изучали G.Deshais, W.Stern, E.Ringel. Не оставались встороне и русские исследователи. Библиографический указатель только русскойдореволюционной литературы о самоубийстве насчитывает более ста пятидесятиавторов. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский,Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагогии публицисты. И в настоящее время интерес к этой проблеме не угасает. Ежегоднопроходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация попредупреждению самоубийств, выпускаются специальные журналы.
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (отлат. Sui – себя, caedere — убивать) – намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом«самоубийство» обозначается и индивидуальное и относительно массовое,статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э.Дюркгейм. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай,который непосредственно или опосредованно является результатом положительногоили отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этотпоследний знал об ожидавших его результатах (19, с. 230). Суицид – актсамоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевногорасстройства, либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный актустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, прикоторых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл(7, с. 59). Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство,суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).
Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивныедействия человека, сознательно и преднамеренно направленное на лишение себяжизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.
Суицидальное поведение является динамическимпроцессом, состоящим из следующих этапов (13, с. 40).
1. Этап суицидальных тенденций. Суицидальныетенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являютсяпрямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценностисобственной жизни, утрате ее смысла и о нежелании жить.
2. Этап суицидальных действий. Начинается, когдатенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимаетсясознательное стремление лишить себя из жизни, которое по независящим отчеловека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация ит.п.) не было доведено до конца.
3. Этап постсуицидального кризиса. Он продолжаетсяот момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальныхтенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватываетсостояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические,психические или патологические) и их выраженность могут быть различными.
Самоубийства – очень сложный и многогранный феномен,аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни) и психологические(психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальнаянеустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т.п.) инравственные, правовые и медицинские (тяжелая болезнь, психическиерасстройство) (19, с. 230). Вопрос о том, что считать самоубийством, на первыйвзгляд, вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее, прианализе данного социального отклонения выясняется, что не так все очевидно.Дело в том, что самоубийство часто граничит с несчастным случаем или убийством.Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являютсянасильственной смертью. К самоубийству нельзя отнести причинение себе смерти всостоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти понеосторожности.
Особенностью суицида является то, что суицид – чистомужское явление. Причем это характерно только для России. Число молодых людей,окончивших жизнь самоубийством, указывает на первое лиц мужского пола:приблизительно 3 мальчика и 1 девочка (19, с. 233). Французские исследователиК.Помро и М.Делом объясняют это тем, что такое соотношение связано со способомсамоубийства, к которому прибегают самоубийцы. Каждый мужчина, независимо отвозраста, предпочитает механические или сильно травматические средства(повышение, огнестрельное оружие, автомобильное столкновение); женщина чащевсего обращается к таким способам самоубийства после 55 лет. Семь из десятислучаев самоубийства осуществляются через повешение или с помощьюогнестрельного оружия. В этом грустном списке за падением с высоты (каждыйдесятый случай) следуют отравление и утопление.
В России наблюдается такая тенденция. Наибольшеечисло суицидов совершается в возрасте 40-59 лет, на втором месте возрастнаякатегория 25-39 лет, затем идет возрастная категория 20-24 года (19, с. 235).
Одна из основных проблем суицидального поведениязаключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихсярасстаться с жизнью, уже имели, по меньшей мере, одну попытку; чем моложесубъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальнойпопытки (этот срок не превышает года в 64% случаев); чем больше попыток, тембольше физический риск, так как каждая попытка может повлечь за собой нарушениездоровья (риск остаточных явлений, более длительная госпитализация); наконец,по некоторым данным, 1-2% людей, пытавшихся покончить с собой, умирают врезультате суицида через 12 месяцев после их попытки независимо от предыдущегоспособа покончить с собой (19, с. 236).
В соответствии с взглядами Эмиля Дюркгеймасуществует 3 основных вида суицида (13, с. 34):
1. Эгоистическая аутоагрессия – саморазрушениевозникает из-за того, что человек чувствует себя отчужденным и изолированным отобщества, семьи и друзей.
2. Анатомическая аутоагрессияявляетсяследствием неудач в приспособлении человека к социальным изменениям, приводящимк нарушению взаимной связи личности и группы. Такие самоубийства резкоучащаются в периоды общественно-экономических кризисов, но сохраняются и вэпохи социального процветания.
3. Альтруистическая аутоагрессия– этосуицид, который совершается человеком, если авторитет общества или группыподавляет его собственную эгоидентичность, и он жертвует собой во благообщества, ради какой-либо социальной, религиозной или философской идеи.
Н. Фабероу и Э. Шнейдерман выделили три типасуицидов (13, с. 39):
1. Эготические самоубийства.Их причинойявляется интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешниеобстоятельства играют дополнительную роль.
2. Диадические самоубийства. В их основе лежатнереализованные потребности и желания, относящиеся к значимому близкомучеловеку. Таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актомотношения к другому.
3. Агенеративные самоубийства.Их причинойявляется желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению иличеловечеству в целом, например суициды в пожилом возрасте.
Социолог Э.Дурхейм выделяет 4 главные категориисамоубийств (20, с. 81):
1. Эгоистическое самоубийство, которое коренится вотчужденности. Люди, склонные к эгоистическому самоубийству, представлены самимсебе, их мало что связывает с окружающим миром, у них малая зависимость отлюдей, они склонны к одиночеству.
2. Альтруистическое самоубийство, напротив,совершается тогда, когда человек тесно связан с другими людьми, коллективом иготов пойти ради него на все.
3. Аномическое самоубийство – такое самоубийство,когда люди не могут рационально справится с трудностям, и видят выход в уходеиз жизни. Это часто происходит, когда внезапно и шокирующее меняются отношениячеловека с обществом.
4. Фаталистическое самоубийство, как правило,вызывается чрезмерно строгим контролем над личностью, ее свободой. Жертва невидит перед собой будущего.
Общие черты суицида
(модель Э. Шнейдермана)(13, с. 42)
1. Общая цель всех суицидов – поиск решения. Суицидне является случайным действием. Его никогда не принимают бессмысленно илибесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации.
2. Общей задачей всех суицидов является прекращениесознания невыносимой боли. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль овозможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Идея постепенноразворачивается в активный суицидальный сценарий.
3. Общим стимулом при суициде является невыносимаяпсихическая (душевная) боль. Если прекращение сознание – это то, к чемустремится суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего онубегает.
4. Общим стрессором при суициде являетсяфрустрированные психологические потребности. Суицид кажется логичнымфрустрированному человеку, так как он не видит иного способа удовлетворениясвоих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации.
5. Общими суицидальными эмоциями являютсябеспомощность и безнадежность. При работе с человеком, находящимся в душевномсмятении с явными суицидальными тенденциями, нецелесообразно использоватьувещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либоне эффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции.
6. Общим внутренним отношением к суициду являетсяамбивалентность. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасения (идаже планировать его) через вмешательства других.
7. Общим состоянием психики является сужениекогнитивной сферы. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения,обычно доступные сознанию человека, резко ограничиваются.
8. Общим действием при суициде является бегство(эгрессия). Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессииотносится уход из дома, из семьи. Суицид является предельным, окончательнымбегством.
9. Общим коммуникативным актом при суициде являетсясообщение о намерении. Практически в каждом случае люди, намеревающиесясовершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия:жалуются на беспомощность, взывают к поддержке, ищут возможности спасения.
10. Общей закономерностью суицида является егосоответствие общему стилю поведения в жизни.
Особенности поведения, свидетельствующие о наличиисуицидальных мыслей (13, с. 47):
· смертьи самоубийство, как постоянная тема разговоров;
· предпочтениетраурной или скорбной музыки;
· разговорыоб отсутствии ценности жизни;
· фантазиина тему о смерти;
· прямыевысказывания типа «Я хочу умереть и умру; нет смысла жить дальше»;
· косвенныевысказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня, он очень скоро пожалеето том, что отверг меня»;
· приобретениесредств для совершения суицида;
· жалобына собственную беспомощность;
· написаниепрощальных писем;
· странноедля окружающих прощальное поведение с людьми;
· особыйинтерес к тому, что происходит с человеком после смерти;
· проявлениепризнаков депрессии.
Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, своюисторию, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злостьнаправляются уже не во вне, не против людей, а вовнутрь – против самого себя.
 
1.2Причины возникновения суицидальных намерений
По определению суицид является преднамереннымлишением жизни. Почему у молодых людей возникает такое желание расстаться сжизнью? По мнению Карла Меннингера, для того чтобы совершить самоубийство,необходимо:
· желание убить; суициденты, будучи в большинствесвоем инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия,стоящие на пути реализации их желаний;
· желание быть убитым; если убийство являетсякрайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степеньподчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-занарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращениижизни;
· желание умереть; оно являетсяраспространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованнуюриску, а так же среди больных, считающих смерть единственным лекарством оттелесных и душевных мучений (13, с. 36).
У студентов причиной самоубийства может стать рядпроблем, таких как:
· сложность адаптации к новым условиям, отсутствиедома (защиты);
· коммуникативные сложности, резкое падение самооценкиво время учебы;
· проблемы скученности в общежитии, невозможностьпобывать наедине с собой, своими проблемами;
· ранние браки и неудачный любовный опыт.
Существует определенная классификация суицидов:
1. холодныйсуицид – это когда человек действительно хочет умереть, не хочет жить;
2. суицид,который является определенной игрой, то есть человек до конца уверен в том, чтоего спасут, он просто хочет обратить на себя внимание (этот вид суицида большераспространен среди молодежи);
3. суицид,как способ уйти от проблем (17).
Принадлежность к группе риска или наличие другихфакторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем неменее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следуетотноситься к их сочетанию или существованию в течение длительного периодавремени. Причин довольно много. Основные из них:
· предшествующая попытка суицида;
· потеря смысла жизни, отсутствие жизненных ценностей;
· тяжелая морально-психологическая обстановка вколлективе, семье;
· быстрое социальное расселение и обнищание населения;
· смерть близкого, любимого человека, разрыв значимыхлюбовных отношений;
· выраженные акцентуации личности;
· прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИДи т.п.);
· переживание острого кризиса;
· предательство близких;
· измена любимого человека;
· эмоциональные нарушения (острые приступы паники,острое чувство вины, стыда);
· психические заболевания;
· алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизньсамоубийством);
· ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно врезультате самоубийства;
· отверженность в детстве;
· воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы,психические больные;
· наркомания;
· значительные материальные и бытовые трудности;
· совершение уголовно-наказуемого поступка;
· психическая травма в результате насилия;
· неразделенная любовь;
· переживание самоубийства популярного в обществе илив конкретной группе человека;
· сниженная адаптивная способность к изменениям.
Рассмотрим некоторые факторы, часто приводящие ксуицидальной реакции более подробно:
1. Семейныефакторы. Чтобы понять суицидальных людей, нужно хорошо знать их семейную жизнь,поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. В семье могутвозникнуть такие кризисные ситуации как смерть близких, развод, серьезноезаболевание или потеря работы. Эти коллизии вызывают семейную тревогу иэмоциональные волнения. Так же членов семьи могут обуревать гнев и возмущение.Как правило, чтобы отреагировать свои эмоции, они могут бессознательно выбратьодного из близких объектом агрессии, которая может привести к самоубийству.
2. Нарушенияповедения. Признаки самоубийства бывают разными в зависимости от возраста. Уюношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являютсязлоупотребление алкоголем и наркотиками. Примерно половина молодых людей,совершавших суицид, принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднемвозрасте – это невозможность контролировать свою жизненную ситуацию, что частопроявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людейпризнаками суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.
3. Психическоезаболевание. Депрессивные расстройства являются одной из наиболеераспространенных нервно-психических проблем нашего общества. Каждый 1/4суицидент — это больные, страдающие психозами, шизофренией иманиакально-депрессивным психозом. Больные, страдающие психотическойдепрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затиханиипсихоза. Как было сказано, самыми уязвимыми являются люди, которые в прошломсовершали попытки самоубийства, или тесно контактировали с теми, кто старался,или осуществил это стремление.
4. Эмоциональныенарушения. Эмоциональные нарушения являются одними из самых основныхпоказателей возможности суицида. Любой внезапный личностный конфликт всегдаявляется серьезным предупреждением. Большинство потенциальных самоубийцстрадают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, появляетсятревога и уныние. Люди могут не осознать ее начала. Они только замечают, чтопоследнее время стали подавленными, печальными и “хандрят”, будущее выглядит тусклым,и они считают, что его нельзя изменить. Часто они приходят к мысли, что больныраком, психическим или неизлечимым заболеванием. Перед суицидом они начинаютдумать о смерти. Им становится трудно выполнять даже простые обязанности,принять самое простое решение. Они жалуются на вялость, недостаток жизненной энергиии усталость. Признаком депрессии и обусловленных ею суицидальных мыслей можетбыть снижение сексуальной активности, они жалуются так же на бесплодие иимпотенцию. Интимные связи не доставляют им удовольствия.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
· потеряаппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость втечение, по крайней мере, последних дней;
· частыежалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постояннуюусталость, частую сонливость);
· необычнопренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
· постоянноечувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
· ощущениескуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы,которая раньше приносила удовольствия;
· уходот контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
· нарушениевнимания со снижением качества выполняемой работы;
· погруженностьв размышления о смерти;
· отсутствиепланов на будущее;
· внезапныеприступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
5. Ситуационныефакторы. Стрессовая ситуация делает людей более восприимчивы к самоубийству. Вэто время нечто происходит как внутри, так и вокруг них. В кризисныхобстоятельствах они утрачивают все перспективы и ориентации, под угрозой оказываетсяих выживание. Прогнозы на будущее кажутся мрачными и безнадежными. Ситуациимогут быть разные: хронические болезни, экономические неурядицы, смертьлюбимого человека, развод и семейные конфликты.
Социологи рассматривают самоубийство как барометрсоциального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления наличность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если учеловека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойномусуществованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществомили возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существуеткакой-то одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни.Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и невыявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Глава 2.Пубертатный суицид как социальное явление
 
2.1Суицидальное поведение детей и подростков
В науке существует термин – «пубертатный суицид». Имобозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. Психическаяорганизация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций,чувств, интеллекта. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при этом –большие максималисты; они постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях,подвержены частым сменам настроения, тревожны. У них легко возникают страхи.
Суицидальные личности этой возрастной группы могутбыть адекватно приспособленными к школе и полностью свободны от проблем, но вэтом возрасте человек проходит хаотический кризис идентификации и/или борьбу занезависимость. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, лишь немногиеиз них достигают своей цели. Однако процент самоубийств в этой группевозрастает. Обычной является цель повлиять на поведение другого человека, илишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основнаяих цель – манипулирование и контроль над другими людьми и нежелание умирать.
В суицидальных попытках подростков можно выделитьследующие категории:
· сигналдистресса («Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»);
· попыткаманипулировать другими (10-летняя девочка может принять большую дозу таблеток,чтобы заставить своего мальчика вернуться к ней);
· попытканаказать других (возможно, сказать родителям «Вы пожалеете, когда я умру»);
· манифестацияумственного расстройства/попытка восстановить контакт с любимым человеком,который умер; реакция на отказ; в результате сверхсильного стыда или вины;избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; и другие наркотикимогут вызывать галлюцинации и переживания, которые приводят к попыткамсамоубийства среди подростков (17).
Основными мотивами суицидального поведения детей иподростков являются:
· переживаниеобиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
· действительнаяили мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
· переживания,связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
· чувствавины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
· боязньпозора, нежелание извиниться;
· любовныенеудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
· чувствомести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;
· желаниепривлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий,уйти от трудной ситуации;
· сочувствиеили подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера») (13, с. 50).
Особенности суицидального поведенияподростков:
1. Недостаточно адекватная оценкапоследствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычновоспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, невсегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает удетей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающимсобытием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление,подобно отъезду. Смерть близких осознается ребенком как результат его желанийили как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит кчрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, которыйначнет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Часто младшие школьникисчитают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказываетсянеопределенный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смертьмаловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Дляподростков смерть становится долее очевидным явлением. Но они фактическиотрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опаснымивеществами и т.п. Боле старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но,преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.
2. Несерьезность, мимолетность инезначительность (с точки зрения взрослых) мотивов которыми дети объясняютпопытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознаваниясуицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающихслучаев детского и подросткового суицида.
3. Наличие взаимосвязи попытоксамоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома,прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами сродителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
4. Депрессивные состояния, которыев подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых. Признаки депрессии уподростков:
· печальноенастроение;
· чувствоскуки;
· чувствоусталости;
· нарушениясна;
· соматическиежалобы;
· неусидчивость,беспокойство;
· фиксациявнимания на мелочах;
· чрезвычайнаяэмоциональность;
· замкнутость;
· рассеянностьвнимания;
· агрессивноеповеление;
· демонстративноенепослушание;
· склонностьк бунту;
· злоупотреблениеалкоголем или наркотиками;
· плохаяуспеваемость;
· прогулыв школе (13, с. 52).
Каковы основные факторы,способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько они сегоднясущественны в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных дляподростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения сродителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны ссуицидом), на втором месте – трудности, связанные с учебным заведением, натретьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположногопола (19, с. 238).
Другими причинами суицидов вдетском и подростковом возрасте могут быть следующие:
1. Несформированное пониманиесмерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни.Ребенок думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание иосознание смерти формируется не раньше 18 лет.
2. Отсутствие идеологии в обществе.Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущение ненужности,депрессии.
3. Ранняя половая жизнь, приводящаяк ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнения подростка, несовместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступлениенежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальноеповедение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имеяжизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметитьпути ее достижения.
4. Саморазрушаемое поведение(алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
5. В подавляющем большинствеслучаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакциейпротеста, особенно частым источником последних являются нарушенныевнутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
6. Депрессия также является однойиз причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
7. В последнее время кпсихологическим причинам самоубийств добавились социальные: расслоение набогатых и бедных, рост разводов и количество неполных семей, огромные масштабыдетской беспризорности и сиротства при живых родителях. Все эти проблемыотражаются в детях, как в кривых зеркалах.
8. Однако одной из главнейшихпричин суицида является сложная и противоречивая обстановка в стране. Социальнаянезащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливаютпроцесс отчуждения подростков. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня внашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентациичеловека подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительныхрешений.
Конечно, у каждой суицидальнойпопытки — своя причина. Но, по сути, все сводится к одному: ребенок не в силахсамостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослогочеловека рядом нет. И тогда единственным вариантом представляется ему смерть.
Особенно часто это происходит сподростками. Дочери, сыну кажется, что они не нужны родителям, их не любят, неценят, не считаются с их интересами, а навязывают свои. Значит, не понимают.Родные не понимают – чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка.
Плюс этот самый «комплексующий»возраст: девочки кажутся себе некрасивыми, мальчики – слабыми, недостойнымивнимания «королевы» класса или двора. И все эти комплексы прячут они подальшедаже от самих себя. И такой, в конце концов, нарывает, извините, гнойник вдуше, так себя ненавидишь, что готов убить.
В подростковой психике есть ещенекоторые черты, предрасполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть ксамоутверждению, с другой – еще не сформированное представление о ценностижизни. У них нет барьера между рискованным и нерискованным повелением.Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Имкажется, что жизнь – недорогая цена доказательство собственной правоты.
Таким образом, подростковый возраст– это тот этап развития неотъемлемой частью которого являются перемены.Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этомвозрасте, естественно влияют и на формирование отношения подростков к смерти.Важно помнить, отношение к смерти – это один из тех вопросов, которые должныбыть обсуждены прежде, чем человек непосредственно столкнется с тем событием ибудет вовлечен в него эмоционально.
2.2Мифы и факты о подростковом суициде
Суицидальные подростки редко хотятумереть; они желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми. «Еслибы я умер, мне не было бы так больно», — говорил один старшеклассник,подавленный тем, что его не приняли в избранный им колледж. В этом случае, ксожалению, близкие не распознали его боль, не выслушали его и не проявили своюлюбовь и он лиши себя жизни. Следует развеять существующие в обыденном сознаниимифы о подростковых самоубийствах, потому что они могут стоить человеческой жизни.Приведем некоторые их них.
МИФ: «Те, кто говорят осамоубийстве, редко предпринимают попытку или совершают его».
ФАКТ: Большинство молодых людей досовершения суицидальных попыток или самоубийств приводят важные словесныедоказательства своих намерений. Говорящий о самоубийстве переживает психическуюболь и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей болилюдей.
МИФ: Настоящее самоубийствослучается без предупреждения.
ФАКТ: Примерно 8 из 10 суицидентовподают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
МИФ: «Тенденция к суицидунаследуется».
ФАКТ: Не существует достоверныхданных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее,предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательногоповедения. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если онисуществуют в семье или значимом окружении.
МИФ: «Ничего не могло бы остановитьее, если бы она уже приняла решение покончить с собой».
ФАКТ: Большинство подростков,обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить иумереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятсянайти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощиостается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.
МИФ: «Суицидальные подросткиявляются психически больными».
ФАКТ: Большинству молодых людей,предпринимающих попытку самоубийства, не может быть поставлен диагнозпсихического заболевания, хотя, естественно, хроническая душевная болезньповышает риск самоубийства. Многие совершающие самоубийство не страдаютникакими психическими заболеванием.
МИФ: «Разговоры о суициде могутспособствовать его совершению. Лучше избегать этой темы».
ФАКТ: Разговор о самоубийстве неявляется его причиной, но может стать первым шагом его предупреждения суицида.
МИФ: «Подросток, переживший суицид,в дальнейшем может чувствовать себя в безопасности».
ФАКТ: Много молодых людейпереживает состояние депрессии, получают врачебную помощь, выздоравливают иведут нормальную здоровую жизнь. Значение предупреждающих сигналов суицида ивладение способами помощи тревожным и потенциально суицидальным юношам можетпомощь им остаться в живых.
МИФ: «Если человек в прошломсовершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так чтоопасность позади, можно не заботиться об этом».
ФАКТ: Очень многие повторяют этидействия вновь и вновь и достигают желаемого результата.
МИФ: «Покушающийся на самоубийствожелает умереть, поэтому помощь ему нельзя. Это их дело».
ФАКТ: Подавляющее большинствосуицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другоговыхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью.Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании,о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п.
МИФ: «Все самоубийства импульсивны,их нельзя предвидеть и предупредить»
ФАКТ: Большинство суицидентоввынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.
МИФ: «Все самоубийцы – депрессивныелюди, поэтому помощь им может только врач».
ФАКТ: Не все суициденты страдаютдепрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком,Любого типа характера, с любыми наклонностями.
МИФ: «Самоубийственное заражение».
ФАКТ: Психологи, педагоги,социологи – все, кто, причастен к проблеме детских суицидов, знают:самоубийство – «заразное явление», особенно среди подростков. Подростки вообщевнушаемы, и если в школе была серьезная попытка самоубийства, в особенности –завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательныхпопыток.
МИФ: «Есть мнение, что еслиподросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно.Считается так же, что если подростку не удалось покончить с собой с первогораза он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока недобьется своего».
ФАКТ: В действительности же,молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой один раз. Большинство изних представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткогопромежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы иокажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.
МИФ: «Существует точка зрения,будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалуюопасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе».
ФАКТ: На самом же деле,разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицидсовершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, чтоуже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные мысли, которыми делятся ссобеседником, перестают быть суицидальноопасными.
Важные информации:
1. Суицид является «убийцей №2»молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей №1»являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожныепроисшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению жесуицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности былисуицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, тотогда главным «убийцей» подростков является суицид.
2. Суицид – это не просто способобратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей словаподростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток хочет, чтобына него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно. Лучше всегоприслушаться к его словам.
3. Суицидальные подростки считают,что их проблемы серьезны. Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на однуи ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому можетпоказаться концом света. На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети.Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что «здорово»для тебя, для одного твоего друга «паршиво», а для другого – «нормально».
4. Суицид следствие не однойнеприятности, а многих. Существует выражение: «Последняя капля, котораяпереполнила чашу терпения». Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашутерпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что незаполнить чашу доверху. А если капель этих не десять и даже не сто, а многиетысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди несовершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью онипытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серий неудач.
5. Самоубийство может совершитькаждый. Предотвращать суицид было бы проще, если бы его совершали толькоопределенные подростки. К сожалению, тип «суицидоопасного подростка» установитьневозможно. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям неменьше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только теподростки, которые плохо учатся, ни с кем не ладят, но и молодые люди, укоторых нет проблем ни в школе, ни дома. Благополучие – вовсе не гарантия отсуицида.
6. Чем больше настроение усуицидента, тем больше риск. Самоубийство подростка, который вроде бы ужевыходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинствомолодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех жеподростков, которые могут совершить вторичную попытку, самое опасное время –80-100 дней после первой попытки. После первой попытки расстаться с жизньюподростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителяуделяют повышенное внимание, у них возникает чувство, что все их любят. Однакоспустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители иучителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь,как говорится, «берет свое», появляются у них дела и кажется, что худшеепозади. Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается внормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности,подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о седеезнать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялисьсвоим делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и емуможет прийти в голову мысль, совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы«вернуть» к себе внимание окружающих. Вид у него при этом совершенносчастливый, ведь про себя он думает: «Ничего, скоро все это кончится». В этомслучае их друзьям следует быть настороже (17).
7. Друг может предотвратить самоубийство.От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальномусуициденту жизнь.
Большинство подростков, совершающихсуицид, на самом деле умирать не хотят. Они просто пытаются решить одну илинесколько проблем. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, исуицид представляется им надежным средством эту боль остановить. Большей частьюмолодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя и шестьючасами пополудни (17). Иными словами, они пытаются покончить с собой именнотам, где их, скорее всего, найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-тоиз членов семьи большей частью дома или вернется в ближайшее время домой. Шансприйти им на помощь велик, — тот же, кто надеется, что будет спасен, на самомделе убивать себя не хочет. Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти всеони начинают говорить, что неожиданно начинают понимать, что проблемы их нестоль велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг ясно – не так уж все плохо.За секунду до смерти они осознают, что хотят жить.
 

Заключение
Суицид рассматривается как ведущаяпричина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественнойпроблемой. Проблема подросткового суицида является одной из первостепенных дляРоссии. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальныенормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, вт.ч. самоубийств (7, с. 61). Особенно актуальной эта проблема становится вобществе на переходных этапах его развития. Социальная незащищенность,экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают интенсивныйпроцесс отчуждения. Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значенияморально- этических принципов, ослаблению потребности служить социуму,относится ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствуетусилению эгоцентрических тенденции. Это в первую очередь сказывается наподростках – самой легкоуязвимой социальной группе. Конечно, у каждойсоциальной попытки – своя причина. Но, по сути все сводится к одному: ребенокне в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего этовзрослого человека рядом нет. Родные не понимают – чего ждать от чужих? И мир«ощетинивается» против ребенка. Изучение проблемы суицида и анализ конкретныхслучаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить насвои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногдасверстников, протестую таким страшным образом против безразличия, цинизма ижестокости окружающих. Таким образом, сформированная наша гипотеза нашла себеподтверждение.
«Не хочу жить!» — как мигающаялампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства и помощи. К такомубезвыходному выводу приводит одиночество, непонимание в семье, жалость к себе,жажда любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую неспособны оценить окружающие. В любом случае, произносящие эту фразу буквальнокричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне!»
Взрослым следует помнить:
· ценитьжизнь молодым людям помогает любовь, понимание и сочувствие;
· ототчаянного шага молодых людей может удержать возможность поговорить по душам счеловеком, который выслушает, посочувствует и поймет;
· нельзярастить их, как рыб, в аквариуме, но и «учить плавать», бросая в зараженныереки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.

Списокиспользованных источников
самоубийство суицид подросток
1.Азаров, Ю. Как преодолеть суицид [Текст]: / Ю. Азаров // Родительское собрание.2004. – №2. – С. 31-41.
2.Александрова, В. Петля на тонкой шее [Текст]: / В. Александрова // Российскаягазета. – 2001. – №11. – С. 41.
3.Бубкин, А. Смертный грех [Текст]: / А. Бубкин // Семья. – 2003. – №18. – С.6-7.
4.Василец, О. Если ребенок не хочет жить [Текст]: / О. Василец, Я. Обухов //Народное образование. – 1998. – №9. – С. 15-19.
5.Гонохов, И.О. Смертный грех [Текст]: / И.О. Гонохов // Русский дом. – 2002. –№9. – С. 44-45.
6.Давыдова, Э. «Не хочу жить!» [Текст]: / Э. Давыдова // Сельская новь. – 2004. –№9. – С. 30-31.
7.Захарчук, В.А. Суицид [Текст]: / В.А. Захарчук // Классный руководитель. –1999. – №5. – С. 59-65.
8.Исаев, Д.Н. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? [Текст]: / Д.Н.Исаев, Т.О. Новикова // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 110-117.
9.Каримова, Г. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце [Текст]: / Г. Каримова //Родительское собрание. – 2001. – №10. – С. 4.
10.Киселев, А.Ф. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков [Текст]: /А.Ф. Киселев // ОБЖ. – 2004. – №7. – С. 58-63.
11.Кучкина, О. Портрет явления самоубийства [Текст]: / О. Кучкина // Комсомольскаяправда. – 2001. – №39. – С. 10-11.
12.Любинецкая, А. Семиклассница нарисовала свою смерть [Текст]: / А. Любинецкая //Комсомольская правда. – 2008. – №13. – С. 16.
13.Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях:профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст]: / М.Ю.Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
14.Мурзабаева, С. Профилактика суицида среди несовершеннолетних [Текст]: / С.Мурзабаева, Р. Р. Хидиятуллина // Учитель Башкортостана. – 2002. – №12. – С.81-82.
15.Никифорова, Ю. Суицид за компанию [Текст]: / Ю. Никифорова // Аргументы ифакты. – 2009. – №13. – С. 3.
16.Петрушин, В.И. Валеология [Текст]: / В.И. Петрушин, И.В. Петрушина. – М.:Гардарики, 2002. – 427 с.
17.Проблема суицида в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – 11.09.2010.
18.Психология. Словарь [Текст]: / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат,1990. – 494 с.
19.Самыгин, П.С. девиантное поведение молодежи [Текст]: / П.С. Самыгин. –Ростов-на-Дону: Феликс, 2006. – 440.
20.Синягин, Н.Ю. Библиотека школы психолога [Текст]: / Н.Ю. Синягин. – М.: Владос,2005. – 93 с.
21.Скородумов, А. Наложить руки и кое-что еще [Текст]: / А. Скородумов //Спид-инфо. – 2005. – №16. – С. 8.
22.Трегубов, А. Эстетика самоубийства [Текст]: / А. Трегубов, Ю. Ванин. – Пермь:ШК, 2009. – 113 с.
23.Фисин, Ю. В чем причина [Текст]: / Ю. Фисин // Среднее профессиональноеобразование. Приложение. – 2005. – №4. – С. 44-48.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мураками Харуки
Реферат Лечение кологенных запоров
Реферат Инновационные технологии в физической культуре
Реферат The Many Faces Of A Criminal Essay
Реферат Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Реферат Система органов государственной власти субъектов России
Реферат Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению
Реферат Исследование профессиональной направленности личности студентов химического фaкультета на педаго
Реферат To Tell Or To Lie Essay Research
Реферат Московское государство XVI - XVII веков
Реферат Автоматизированная система диспетчерского управления Фара-0050
Реферат Бухгалтерский учёт источников собственных средств на примере ГУП КК Тихорецкое ПАТП
Реферат Лизинг в строительстве
Реферат Риск процентной ставки
Реферат Екологічний аудит, як основний інструмент екологічного менеджменту