Реферат по предмету "Медицина"


Правовое обеспечение оказания психиатрической помощи в Российской Федерации

Содержание:

I. Введение
II. Правовое обеспечение оказания психиатрической помощи
A. Нормативно - правовая база психиатрии
B. Статья 41 Конституции Российской Федерации
C. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях

прав граждан при ее оказании»
Принципы оказания психиатрической помощи
Права лиц, страдающих психическими заболеваниями
Обеспечение психиатрической помощью
Правовой механизм процедуры недобровольной госпитализации
Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь.
Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов.
D. Принудительные меры медицинского характера
III. Ситуационная задача
IV. Список литературы



Введение
Судный закон князя Владимира содержит ряд статей о психически больных. В главе "О завещании", например, имеется указание, что завещатель должен быть в здравом уме и твердой памяти. Закон запрещает допускать "свидетельствовать на суде несовершеннолетних, рабов, глухих, немых, бесных и блудников".
В церковном уставе Ярослава Мудрого (988 - 1054) также содержатся сведения о гуманном отношении к душевнобольным.
На пути к дальнейшему культурному развитию России громадным препятствием была не духовная диктатура церкви, как в Западной Европе, а татаро-монгольское иго. На несколько столетий развитие России приостановилось.
В 1551г. на "Стоглавом соборе", созванном Иваном IV, была признана необходимость попечения о нищих, больных и в том числе о тех, что "одержимы бесна" и "лишены разума". "Бесных" и "лишенных разума" решено было помещать в монастыри, чтобы им "не быть помехой для здоровых" и "получать вразумление или приведение в истину"…
Реформы Петра Великого почти не коснулись положения душевнобольных. Русская психиатрия начала 18 столетия переживала еще глубокое средневековье. Различие состояло разве лишь в том, что в России меланхолики, параноики, шизофреники могли безнаказанно приписывать себе сношения с дьяволом, почти не рискуя быть сожженными на костре. Понятие о психическом расстройстве, как о болезни, прочно установилось, так как в некоторых криминальных случаях поднимался вопрос о вменяемости преступника. Если его признавали душевнобольным, то ссылали в монастырь и там за ним следили.
В 1723 г. Петр I запретил посылать "сумасбродных" в монастыри и возложил на главный Магистрат обязанность устройства госпиталей; однако за неимением таковых, в последующие десятилетия после Петра душевнобольные направлялись по-прежнему в монастыри.
Исторический период русской психиатрии начинается с 1762 г. резолюцией Петра III определять сумасшедших не в монастыри, а в специальные дома, "как в иностранных государствах учреждены доллгаузы".
В 1766 г. было издано распоряжение, чтобы все жители столицы, имеющие душевнобольных, немедленно уведомляли Главное полицейское управление о том, как они их содержат и какие меры принимают для ограждения здоровых от опасности и неприятностей. В результате этого в полицию поступило столько заявлений, было приведено столько больных, что управление оказалось в крайнем затруднении. Так пришли к необходимости строить отдельные дома.
В 1775 г., когда Россия была разделена на губернии, при губернских управлениях были учреждены Приказы общественного призрения, которые начали открывать психиатрические отделения при больницах и строить специальные дома для умалишенных - "желтые дома". Первый такой дом был открыт в Новгороде в 1776 г. В дальнейшем психиатрические лечебницы открывались в Москве, Петербурге, Харькове и других городах. К 1860 г. число таких домов составило 43.
Поворотным пунктом в истории русской психиатрии был сенатский указ 9 февраля 1867 г., согласно которому все капиталы Приказа были переданы земствам. Кроме земств, право строить больницы было предоставлено также городам, причем и те, и другие руководствовались при постройке новейшими данными психиатрического дела на Западе, для чего вошло в обычай командировать за границу врачей и представителей городского и земского хозяйства. В течение 70-80-х годов наблюдался большой прогресс в больничном деле вообще и психиатрическом в частности. Этому способствовало широкое знакомство русских врачей с достижениями западноевропейской науки и госпитальной практики, что в свою очередь стало возможным лишь с момента упрочения университетского преподавания психиатрии. С начала 70-х годов многие русские университеты (Медико-хирургическая академия, Казанский университет) уже стали давать городам и земствам значительное число психиатров.
В дальнейшем оказание психиатрической помощи в России получило свое развитие благодаря деятельности В.Х.Кандинского, М.Я.Мудрова, И.Е.Дядьковского, А.Я.Кожевникова, С.С.Корсакова, В.П.Сербского, А.Н.Бернштейна, П.П.Кащенко, В.М.Бехтерева и др.
В первые дни после Великой Октябрьской социалистической революции началось развертывание широких лечебно-профилактических мероприятий, в том числе психиатрических, на основе новых принципов охраны народного здоровья.
Первый центральный орган советского здравоохранения - "Совет врачебных коллегий" по рекомендации Русского союза психиатров создал психиатрическую комиссию в составе врачей-психиатров П.П.Кащенко, Л.А.Прозорова и И.И.Захарова. Эта комиссия поставила целью прежде всего восстановление больничного фонда и формирование кадров специалистов в области психиатрии.
В мае 1919 г. решением Совета Народных Комиссаров содержание всех психиатрических больниц было принято на государственный бюджет. Лечение стало бесплатным. Развертывание психиатрической помощи населению начало осуществляться по единому государственному плану.
В августе 1919 г. было проведено первое, а в 1923 г. второе Всероссийское совещание по вопросам психиатрии и неврологии. Эти совещания положили начало разработке и проведению широких профилактических мероприятий, отражавших основные принципы советского здравоохранения.
Были созданы нервно-психиатрические диспансеры. Основное внимание в своей работе они уделяли учету движения заболеваемости, своевременному отбору больных, нуждающихся в стационарном лечении, изучению условий труда и быта заболевших, психогигиенической пропаганде и др.
В период Великой Отечественной войны ведущим принципом лечебно-эвакуационного обеспечения был принцип этапного лечения с эвакуацией по назначению. Во время войны важное значение имело решение вопроса о необходимости приближения психиатрической помощи к фронту и лечения в полевых условиях контуженных больных, а также лиц с пограничными состояниями.
Большое влияние на решение научных и организационных задач по оказанию психиатрической и наркологической помощи населению оказывали научные общества невропатологов и психиатров.
В декабре 1975 г. на съезде невропатологов и психиатров была выдвинута идея о необходимости создания самостоятельной наркологической службы, которая вскоре была претворена в жизнь. Важным этапом в развитии психиатрической науки явилось создание в 1981 г. Центра психического здоровья. Что такое «правовое обеспечение оказания психиатрической помощи»? «Правовое» – от существительного «право». Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
«Обеспечение» – от глагола «обеспечить». Обеспечить – сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. Психиатрическая помощь – медицинская помощь больным психическими заболеваниями. Таким образом, правовое обеспечение оказания психиатрической помощи – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, делающих вполне возможным, действительным, реально выполнимым оказание психиатрической помощи. Актуальность рассмотрения оказания психиатрической помощи с точки зрения права можно объяснить следующими пунктами: 1. Длительным использованием психиатрии в немедицинских целях. 2. Закрытостью психиатрических учреждений. 3. Изменением личностных свойств человека, страдающего психическим заболеванием. 4. Необходимостью адекватной социально-правовой защиты лиц, страдающих психическими заболеваниями. Нормативно-правовая база психиатрии Законы Подзаконные акты Конституция РФ Законы РФ Постановления РФ о мерах по Статья 41 Закон РФ о психиатрической обеспечению психиатрической помощи и гарантиях прав помощи и социальной защиты граждан при ее оказании (1992) лиц, страдающих психическими расстройствами (1994) Приказы министра здравоохр. Основной смысл законов – стремление уравнять психически больных в правах с остальными больными. Основные задачи законов: 1. Показания к применению психиатрических мер должны быть строго очерчены (регламентированы). 2. Круг пациентов должен быть максимально сужен (показания к госпитализации должны быть строго регламентированы) 3. Меры психиатрического воздействия должны быть регламентированы. Статья 41 Конституции РФ 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Комментарий к статье 41 1. Комментируемая статья закрепляет одно из важнейших социальных прав человека и гражданина. Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития. Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Принципы оказания психиатрической помощи (ст.1): 1. Законность – необходимость соблюдения требований законов. 2. Гуманность – по отношению к самим лицам, страдающим психическими заболеваниями – по отношению к людям, которые находятся рядом с данным человеком. 3. Соблюдение прав и законных интересов – личные права (право на получение психически нездоровых граждан медицинской помощи, право иметь семью и т. п.) – экономические права – политические права (участие в митингах, голосование) Ст. 4. Добровольность обращения за психиатрической помощью (1) Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. (2) Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Таким образом, недобровольная госпитализация запрещена законом. Ограничения принципа добровольности: 1. Непосредственная опасность для себя и для окружающих. 2. Беспомощность, то есть неспособность удовлетворять свои основные потребности. 3. Когда промедление с оказанием психиатрической помощи чревато резким ухудшением здоровья. В первом случае решение о госпитализации может быть самостоятельно принято врачом-психиатром. Во втором и третьем случаях – также врачом-психиатром, но с санкции судьи.
Права лиц, страдающих психическими расстройствами: I. Ст.5 (Права лиц, страдающих психическими расстройствами) уравнивает в правах здоровых людей и людей, страдающих психическими расстройствами: (1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
В п. 2 ст. 5 оговорены права этих лиц: (2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на: уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства; получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства; содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения; все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям; оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки; приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом; помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом. II. Ст. 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи. (как один из факторов, определяющих права психически больного) Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Основным источником разглашения является излишняя любопытность или разговорчивость людей, работающих в данном медицинском учреждении. Врачебная тайна несет абсолютный характер, но есть исключения: ü Разглашение врачебной тайны допускается при обследовании и лечении лиц, не способных выразить свою волю ü Угроза распространения инфекционных заболеваний, отравлений и поражений. ü Запрос органов дознания, следствия, суда, в связи с проведением расследования или судебного разбирательства. ü Оказание помощи несовершеннолетнему до 15 лет (информирование родителей или опекунов) ü Наличие оснований, позволяющих предположить, что вред здоровью нанесен в ходе противоправных действий. Частный фактор нераспространения врачебной тайны – штамп в психиатрической больнице без указания того, что больница психиатрическая. III. Ст. 11. Согласие на лечение (1) Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи. (2) Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации. (3) Согласие на лечение несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет, а также лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, дается их законными представителями после сообщения им сведений, предусмотренных частью второй настоящей статьи. (4) Лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров. (5) В отношении лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи, применение для лечения психических расстройств хирургических и других методов, вызывающих необратимые последствия, а также проведение испытаний медицинских средств и методов не допускаются. IV. Ст. 12. Отказ от лечения (1) Лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель имеют право отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 11 настоящего Закона. (2) Лицу, отказывающемуся от лечения, либо его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия прекращения лечения. Отказ от лечения с указанием сведений о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра. V. Ст. 37. Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (1) Пациенту должны быть разъяснены основания и цели помещения его в психиатрический стационар, его права и установленные в стационаре правила на языке, которым он владеет, о чем делается запись в медицинской документации. (2) Все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре, вправе: обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предоставленных настоящим Законом; подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату; встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу; выписывать газеты и журналы; получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет; получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде. (3) Пациенты имеют также следующие права, которые могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заведующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц: вести переписку без цензуры; получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы; пользоваться телефоном; принимать посетителей; иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой. (4) Платные услуги (индивидуальная подписка на газеты и журналы, услуги связи и так далее) осуществляются за счет пациента, которому они предоставляются.
VI. Ст. 43. Права лиц, проживающих в психоневрологических учреждениях для социального обеспечения или специального обучения, и обязанности администрации этих учреждений (1) Лица, проживающие в психоневрологических учреждениях для социального обеспечения или специального обучения, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 настоящего Закона. Обеспечение психиатрической помощью. Разновидности психиатрической помощи: § Обследование психического здоровья граждан § Диагностика § Лечение применительно только § Уход к психически § Медико-социальная реабилитация нездоровым Ст. 16. Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством (1) Государством гарантируются: неотложная психиатрическая помощь; консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях; все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности; социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами; решение вопросов опеки; консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях; социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними; обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах. (2) Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной защиты государство: создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов; организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц; устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами; применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами; создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи; принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами. (3) Обеспечение всеми видами психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется федеральными органами государственной власти и управления, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации. Различают следующие виды оказания психиатрической помощи: § Освидетельствование § Амбулаторная § Стационарная I. Ст. 23. Психиатрическое освидетельствование (1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. (2) Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого; в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, - по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. (3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом "а" части четвертой настоящей статьи. (4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи. (5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона. (6) Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу - психиатру и медицинские рекомендации. II. Амбулаторная психиатрическая помощь подразумевает лечение без помещения в психиатрический стационар. Ст. 26. Виды амбулаторной психиатрической помощи (1) Амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. (2) Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя. (3) Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом - психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи. Ч. 1 ст. 27:Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
III. Стационарная психиатрическая помощь – обязательная госпитализация в психиатрический стационар. Ст. 28. Основания для госпитализации в психиатрический стационар (1) Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи.
(2) Основанием для помещения в психиатрический стационар может быть также необходимость проведения психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, установленных законами Российской Федерации. (3) Помещение лица в психиатрический стационар, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Закона, осуществляется добровольно - по его просьбе или с его согласия. (4) Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иного законного представителя. Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя помещение несовершеннолетнего в психиатрический стационар проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. (5) Полученное согласие на госпитализацию оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра. Ст. 29. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Правовой механизм процедуры недобровольной госпитализации: Основания для госпитализации (ст. 29) · Опасность · Беспомощность · Ухудшение здоровья В течение 48 часов должно быть проведено освидетельствование (ч. 1 ст. 32) проводится комиссией врачей-психиатров В течение 24 часов – направление заключения комиссии в суд (по месту нахождения данного учреждения) (ч. 2 ст. 32) 5 дней: рассмотрение заявления и вынесение постановления (ст. 34) либо в зале суда либо в данном учреждении Должно быть минимум 4 стороны: · Представитель суда · Прокурор · Представитель лечебного учреждения · Психически нездоровый человек или его представитель Обжалование постановления возможно в течение 5 дней (ст. ст. 47 – 49) Кто может обжаловать: · Сам человек · Законный представитель · Правозащитная организация · Руководитель лечебного учреждения
Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь.
Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов. Согласно ст. 18, «Психиатрическую помощь оказывают получившие на это разрешение государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры. Порядок выдачи лицензий на деятельность по оказанию психиатрической помощи устанавливается законодательством Российской Федерации». Виды психиатрической помощи, оказываемые психиатрическими и психоневрологическими учреждениями или частнопрактикующими врачами - психиатрами, указываются в уставных документах или лицензиях; информация о них должна быть доступна посетителям. Подробнее этот вопрос рассмотрен в Положении об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, Постановления Правительства РФ от 25 мая 1994 года №522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами»: § Учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, является юридическим лицом, действующим в соответствии с уставом, утверждаемым в установленном порядке. В своей деятельности учреждение руководствуется Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", другими законами и нормативными правовыми актами. § Организация и ликвидация государственных и муниципальных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами местного самоуправления. Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь и входящие в частную систему здравоохранения, создаются частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами. § Финансирование государственных и муниципальных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляется в размерах, обеспечивающих гарантированный уровень и высокое качество психиатрической помощи. Основным источником финансирования указанных учреждений являются бюджетные ассигнования, а также ассигнования из фонда медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством. Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь и входящие в частную систему здравоохранения, финансируются частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами. (Этот вопрос рассматривается также в ст. 17 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании")
§ Деятельность учреждения (подразделения) по оказанию психиатрической помощи, специальному обучению и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется по территориальному принципу. Оказание дополнительных специализированных видов медицинской помощи может также осуществляться экстерриториально.
§ При оказании психиатрической помощи в медицинских учреждениях должны быть созданы условия для реализации прав лиц, страдающих психическими расстройствами, предусмотренные Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", другими законами и нормативными правовыми актами. § Государственное и муниципальное учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, обязано вести учет своей деятельности и предоставлять государственным и муниципальным органам управления, а также министерству или ведомству, в подчинении которого оно находится, отчеты по установленным формам. § Организационно-методическое руководство деятельностью государственных и муниципальных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляет главный психиатр органа здравоохранения субъекта Российской Федерации либо соответствующего министерства или ведомства. § Виды и мощность государственных и муниципальных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, их структура и штаты определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами местного самоуправления с учетом потребности населения в психиатрической помощи, конкретных условий, а также с учетом рекомендаций, разрабатываемых Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. § Аттестация медицинских работников, психологов, социальных и других работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, проводится аттестационными комиссиями по ведомственной принадлежности, в состав которых включаются соответствующие специалисты. Раз было упомянуто об аттестации работников учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, нужно сказать о праве на деятельность по оказанию психиатрической помощи. Это – ст. 19 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании": (1) Право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (2) Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами. (3) Деятельность врача-психиатра, иных специалистов и медицинского персонала по оказанию психиатрической помощи основывается на профессиональной этике и осуществляется в соответствии с законом. У лиц, работающих в психиатрическом учреждении, есть ряд льгот и гарантий (ст. 22): «Врачи - психиатры, иные специалисты, медицинский и другой персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, занятых деятельностью в особых условиях труда, а также подлежат обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей»: ¨ Досрочный выход на пенсию. ¨ Сокращенный рабочий день. ¨ Дополнительный отпуск. ¨ Повышенная ставка заработной платы. ¨ Надбавка за продолжительный непрерывный стаж работы. «В случае причинения вреда здоровью, повлекшего временную утрату трудоспособности лица, участвующего в оказании психиатрической помощи, ему выплачивается страховая сумма в пределах его годового денежного содержания в зависимости от тяжести причиненного ущерба. При наступлении инвалидности страховая сумма выплачивается в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности лица, а в случае его смерти страховая сумма выплачивается его наследникам в размере десятикратного годового денежного содержания».
Принудительные меры медицинского характера. Ранее были затронуты некоторые аспекты этого вопроса: основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке, процедура недобровольной госпитализации. Рассмотрим эту тему подробнее. Проблема принудительных мер медицинского характера относится к числу комплексных междисциплинарных проблем науки и практики. Существует как минимум три аспекта принудительного лечения: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, а также судебно-психиатрический. В уголовном праве рассматривается правовая природа принудительных мер медицинского характера, их сущность, основания и особенности применения. Уголовно-процессуальное право исследует порядок судопроизводства по применению принудительных мер медицинского характера, определяемый общими правилами уголовно-процессуального закона. Предметом уголовно-исполнительного права является порядок исполнения принудительных мер. В связи с тем, что применение принудительных мер медицинского характера затрагивает права личности, данная проблема имеет как юридическую, так и общественную значимость. Об этом свидетельствуют имевшие в недавнем прошлом факты злоупотреблений принудительными мерами медицинского характера в отношении инакомыслящих, помещения диссидентов в специальные психиатрические больницы системы МВД. Уголовный кодекс РФ 1996 года не дает определения «принудительные меры медицинского характера». Вместе с тем Кодекс содержит специальный раздел (VI) под названием «Принудительные меры медицинского характера». В данном разделе указаны основания применения принудительных мер (ст. 97), цели применения (ст. 98), виды принудительных мер медицинского характера (ст. 99), а также сформулированы нормы, определяющие порядок продления, изменения и прекращения применения таких мер (ст. 100 – 104). Принудительные меры медицинского характера можно определить как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, содержание которой заключается в принудительном лечении невменяемых, а также вменяемых лиц, совершивших преступления и нуждающихся по своему психическому состоянию в принудительном лечении. Сущность принудительных мер медицинского характера по общепринятому мнению состоит в том, чтобы обеспечить безопасность психически больных и защитить от них общество. Данная точка зрения нашла отражение в большинстве учебников по уголовному праву. Однако, как считает Г.В.Назаренко (кандидат юридических наук, профессор), «сущность правовых категорий заключается не в целях безопасности и защиты, присущих многим направлениям юридической деятельности, а в тех правоограничениях, которые составляют содержание правовых категорий». По его мнению, по правовой природе принудительные меры медицинского характера являются уголовно-правовыми мерами безопасности, сущность которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния и представляющих по своему психическому состоянию опасность для общества.
Основания применения принудительных мер медицинского характера (ст. 97 УК РФ) 1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. 2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. 3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами. 4. В отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Основания применения принудительных мер медицинского характера определяются содержанием этих соединяющих в себе юридическое и медицинское начала мер, сочетание которых обеспечивает их законное и обоснованное применение. Юридическими принудительные меры являются потому, что как основания, так и цели, виды, порядок применения и прекращения этих мер определяются уголовным законом; процедура их назначения регламентирована уголовно-процессуальным законом; принудительные меры в отношении конкретных лиц, совершивших общественно опасные деяния, а также преступления, назначаются судом; судом рассматриваются и дальнейшие решения по продлению, изменению и прекращению принудительных мер; надзор за законностью применения принудительных мер возложен на прокуратуру; правовой статус лиц, которым назначены принудительные меры, определен законодательством (см. ст. ст. 5 - 7, 13 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). Медицинскими принудительные меры являются потому, что как основания, так и цели, виды, условия назначения, изменения и прекращения этих мер по своему содержанию зависят от психического состояния лица, в отношении которого они применяются. Рекомендации по применению принудительных мер дает комиссия врачей-психиатров либо в предусмотренных законом случаях - судебно-психиатрическая экспертиза, включая выводы о диагнозе заболевания, о невменяемости или ограниченной вменяемости, об алкоголизме и наркомании, назначении и проведении лечения и профилактики психических расстройств, а также о необходимых социально-реабилитационных мероприятиях. Основания для назначения принудительных мер, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, могут применяться не только при направлении в психиатрический стационар лиц, представляющих по своему психическому состоянию общественную опасность, но и при осуждении к мерам уголовного наказания, когда осужденные не представляют опасности, с применением иных медицинских мер. Это касается и лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также вменяемых с психическими аномалиями, совершивших преступления, в отношении которых дело прекращено или вынесен оправдательный приговор. В отношении этих лиц суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о их лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении. Цели применения принудительных мер медицинского характера (ст.98 УК РФ): 1) излечение или такое улучшение состояния больного, при котором он перестает представлять общественную опасность; 2) предупреждение совершения лицом нового общественно опасного деяния или преступления как во время лечения, так и после его завершения; 3) обеспечение безопасности больного для самого себя; 4) проведение мер социальной реабилитации (выработка у больных навыков для жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение. В сущности, цели применения принудительных мер медицинского характера обозначают основные направления деятельности органов следствия, суда, уголовно-исполнительных и медицинских учреждений соответствующего профиля в отношении психически больных лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния. Однако в случае назначения принудительных мер медицинского характера по существу идет речь о двух направлениях деятельности: медицинском и правоохранительном. Соответственно можно выделить две цели применения принудительных мер медицинского характера: медицинскую и юридическую. Цель медицинского характера законодатель обозначает как альтернативу: «излечение» либо «улучшение психического состояния» психически больных лиц, совершивших общественно опасное деяние либо преступление. Целью юридического характера является «предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса». Виды принудительных мер медицинского характера (ст. 99 УК РФ): 1. Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. 2. Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Уголовный Кодекс РФ 1996 года предусматривает новый вид принудительного лечения, не связанный с помещением лица в психиатрический стационар – амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (по сравнению с УК РСФСР 1960 года). Указанные виды принудительного лечения в психиатрических стационарах различаются между собой в основном степенью строгости режима наблюдения за лицами, которые находятся на принудительном лечении. Что касается самого процесса лечения (то есть выбора методов и средств), он не зависит от вида принудительной меры и устанавливается Министерством здравоохранения РФ. К лицам, которым назначено принудительное лечение, применяются те же методы диагностики, лечения и профилактики, а также все необходимые меры социальной реабилитации, которые применяются ко всем лицам, страдающим психическими расстройствами, в зависимости от соответствующего диагноза заболевания. В настоящее время применение принудительного лечения в России приведено в полное соответствие с международными стандартами ООН.
Наряду с вышеуказанными психиатрическими стационарами органов здравоохранения, где проводится принудительное лечение, в системе МВД в целях медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы организуются специализированные психиатрические больницы, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (ст. 101 УИК РФ 1996 года)
1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК РФ): Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, как и стационарное принудительное лечение, назначается по решению суда, основанному на рекомендации судебно-психиатрической экспертной комиссии, где наряду с заключением о вменяемости или невменяемости лица должно быть высказано мнение о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера и виде таких мер. Заключение экспертов-психиатров подлежит тщательной оценке судом в совокупности со всеми материалами дела. Рекомендации экспертов-психиатров не являются обязательными для суда, хотя и учитываются при вынесении решения по делу. При решении вопроса о назначении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, помимо установления оснований применения принудительных мер медицинского характера, суд учитывает характер психического расстройства лица, общественную опасность им содеянного, а также возможность осуществления его лечения и наблюдения за ним в амбулаторных условиях. Юридическими критериями психического состояния, в котором больной не нуждается в стационарном лечении, являются: § Способность правильно понимать смысл и значение применяемого амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра. § Способность руководить своим поведением в процессе принудительного лечения. Медицинскими критериями рассматриваемого психического состояния являются: § Временные психические расстройства, которые не имеют отчетливой тенденции к повторению. § Хронические психические расстройства в стадии ремиссии, обусловленной принудительным лечением в психиатрическом стационаре. § Алкоголизм, наркомания, иные психические расстройства, не исключающие вменяемости. По своему содержанию амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказания этому лицу необходимой медицинской и социальной помощи, т. е. обязательное диспансерное наблюдение (ч. 3 ст. 26 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). Такое наблюдение устанавливается независимо от согласия пациента и предполагает регулярные осмотры лица врачом-психиатром (на дому, в психоневрологическом диспансере или ином учреждении, оказывающем амбулаторную психиатрическую помощь, после приглашения на прием). Частота же таких осмотров зависит от психического состояния лица, динамики его психического расстройства и потребностей в психиатрической помощи. Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение, в том числе психотерапию, а также социально-реабилитационные мероприятия. Существенным компонентом амбулаторного психиатрического наблюдения и лечения является и оказание лицу необходимой социально-бытовой помощи. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может применяться, во-первых, как первичная мера принудительного лечения, например, когда общественно опасное деяние было совершено в состоянии временного болезненного расстройства психической деятельности, повторение которого маловероятно. Во-вторых, эта мера может стать последней ступенью при переходе от стационарного принудительного лечения к оказанию необходимой для лица, страдающего психическим расстройством, психиатрической помощи в общем порядке. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра связано со значительно меньшими ограничениями личной свободы лица (например, пациент может продолжать трудиться, проживать со своей семьей, продолжать обучение и т. п. ), и в то же время эта мера предполагает большую ответственность самого больного за соблюдение режима лечения. Современная психиатрическая практика свидетельствует, что участие пациента в собственном лечении, взаимная ответственность пациента и врача-психиатра, их сотрудничество в процессе лечения во многом предопределяют его эффективность. 2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 101 УК РФ): 1. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 настоящего Кодекса, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре. 2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения. 3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. 4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Для назначения принудительного лечения в психиатрическом стационаре, помимо наличия оснований, предусмотренных ст. 97 настоящего Кодекса, суд должен установить, что данное лицо нуждается именно в стационарном психиатрическом лечении. Это означает, что характер психического расстройства лица, в частности, обусловленные этим расстройством нарушения поведения, а также неблагоприятное течение этого расстройства не позволяет обеспечить лечение данного лица, уход за ним, его содержание и наблюдение в иных условиях, кроме стационарных. Необходимость именно в стационарном психиатрическом лечении возникает тогда, когда характер и тяжесть психического расстройства сочетается с опасностью психически больного для себя или окружающих либо возможностью причинения им иного существенного вреда и исключает проведение амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра как принудительную меру медицинского характера. Характер психического расстройства и нуждаемость в стационарном принудительном лечении должны быть установлены судом на основании заключения экспертов-психиатров, в котором указывается, какой вид принудительных мер медицинского характера и почему рекомендуется данному лицу. Назначение принудительных мер медицинского характера является исключительной компетенцией суда, и заключение экспертов-психиатров оценивается в совокупности со всеми обстоятельствами дела. Суд должен оценить психическое состояние лица во время совершения общественно опасного деяния, характер и степень общественной опасности совершенного лицом деяния, в том числе способ его совершения и тяжесть наступивших последствий.
На основе оценки психического состояния лица, характера его психического расстройства и совершенного им деяния и учитывая заключение судебно-психиатрической экспертизы, суд принимает решение о назначении конкретной принудительной меры медицинского характера и при выборе стационарного принудительного лечения указывает, в стационар какого типа следует направить данное лицо.
Психиатрические стационары для принудительного лечения могут быть: ü общего типа ü специализированного типа ü специализированного типа с интенсивным наблюдением. Специализированность психиатрического стационара означает, что лечебное учреждение имеет специальный режим содержания пациентов, включая принятие мер по предотвращению повторных общественно опасных деяний и побегов, а также специализированные реабилитационно-профилактические и коррекционно-воспитательные программы, сориентированные в соответствии с особенностями поступающих туда пациентов. Специализированный характер психиатрического стационара исключает возможность поступления в него и содержания в нем других больных, не направленных на принудительное лечение. 1). Психиатрическое принудительное лечение в стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в больничном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК РФ). Необходимость принудительного лечения здесь обусловлена тем, что при относительной быстроте выведения пациента из психотического состояния с помощью медикаментозного лечения все же сохраняется вероятность совершения им повторного общественно опасного деяния либо у больного отсутствует критическое отношение к своему состоянию. Помещение в стационар, таким образом, служит закреплению результатов лечения и способствует контролю за устойчивостью улучшения психического состояния пациента. Как правило, эта мера должна назначаться больным, совершившим общественно опасные деяния в психотическом состоянии, при отсутствии выраженных тенденций к грубым нарушениям режима, но при вероятности повторения психоза либо при недостаточной критической оценке своего состояния, а также больным со слабоумием и психическими дефектами различного происхождения, совершившими деяния, спровоцированные внешними неблагоприятными обстоятельствами, также при отсутствии тенденции к их повторению и грубым нарушениям режима. 2). Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. В такие больницы попадают пациенты, совершившие общественно опасные деяния и представляющие значительную опасность из-за склонности к совершению новых деяний. Большая часть пациентов таких стационаров страдает психопатоподобными расстройствами, различными психическими дефектами и изменениями личности. Лечебно-реабилитационные мероприятия в специализированных стационарах строятся с опорой на психокоррекционные меры и трудовую реабилитацию. 3). Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или окружающих. Такую опасность представляют больные с психотическими состояниями и продуктивной симптоматикой (например, шизофрения и другие психозы с идеями преследования и отравления, императивными галлюцинациями и др.), а также больные, склонные к систематическим повторным общественно опасным деяниям и грубым нарушениям больничного режима (нападения на персонал, побеги и т. п.). Как правило, этот вид стационарного принудительного лечения следует назначать тем, кто совершил особо тяжкие деяния против личности, при реальной возможности их повторения, обусловленной клиническими проявлениями психического расстройства и/или личностными особенностями. Характер психических расстройств таких пациентов, особенности их личности, в частности, склонность к стойким антисоциальным проявлениям, исключают возможность их нахождения как в условиях стационара общего типа, так и в специализированном стационаре. Такие пациенты требуют постоянного и интенсивного наблюдения и принятия специальных мер безопасности. Именно потому в подобных больницах существуют охрана и надзор, которые осуществляются по сложившейся практике МВД РФ. Все права пациентов психиатрических стационаров разделены на две группы. В первую из них входят права, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях, например, право подавать без цензуры жалобы и заявления в органы государственной власти, прокуратуру, суд и адвокату, право встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине, право исполнять религиозные обряды и соблюдать религиозные каноны, право получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде, и другие. Вторая группа прав пациентов, установленных в ст. 37 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", включает права, которые могут быть ограничены в интересах здоровья и безопасности как самих пациентов, так и других лиц. Такое решение принимает главный врач психиатрического стационара или заведующий отделением по рекомендации лечащего врача. К ограничиваемым правам относятся: право вести переписку без цензуры; получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы, пользоваться телефоном; принимать посетителей; иметь и приобретать предметы первой необходимости и пользоваться собственной одеждой. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" пациенты, находящиеся на принудительном лечении, признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях. Этого права для данной категории психиатрических пациентов до принятия указанного Закона не существовало. И, наконец, на лиц, находящихся на принудительном лечении, в полной мере распространяется ст. 5 указанного Закона, закрепляющая права лиц с психическими расстройствами, а также иные нормы, направленные на обеспечение и защиту их прав, в частности, право на обжалование действий и решений медицинских работников, включая медицинские комиссии, при оказании психиатрической помощи (ст. ст. 47 - 49). Срок принудительного лечения не устанавливается при его назначении. Такое лечение продолжается до выздоровления лица, страдающего психическим расстройством, либо до такого изменения его психического состояния, при котором отпадает необходимость в принудительном лечении. Если психическое состояние лица изменяется и возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (как менее, так и более строгой), то первоначально назначенный вид принудительного лечения может быть изменен. Как отмена, так и изменение стационарных принудительных мер осуществляется судом по представлению администрации психиатрического стационара, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
При решении вопроса об изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера рекомендуется использовать принцип ступенчатости, заключающийся в постепенном изменении вида таких мер от более к менее строгим, вплоть до полной их отмены. Так, улучшение психического состояния лица, повлекшее за собой уменьшение его опасности для себя или других лиц, при котором отпадает необходимость в стационарном принудительном лечении, позволяет суду изменить ранее принятую меру и назначить амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра.
Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК РФ): 1. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. 2. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно. 3. Изменение или прекращение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. 4. В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Для того чтобы принудительное лечение не превращалось в бессрочное пребывание в психиатрическом стационаре лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления, в законе определены сроки обязательного освидетельствования таких лиц комиссией врачей-психиатров. Основанием для решения вопроса о продлении, изменении и прекращении применения принудительного лечения может быть только состояние психического здоровья лица, в отношении которого применяются принудительные меры. Результаты освидетельствования, независимо от конкретных выводов, к которым пришла комиссия врачей (о продлении, изменении или прекращении лечения), администрация представляет в суд, который принимает соответствующее решение. В тех случаях, когда изменения в психическом состоянии лица не наступило, суд принимает решение о продлении принудительного лечения. Как следует из закона, первое продление должно быть получено через шесть месяцев после его назначения, в последующем вопрос о необходимости продления принудительного лечения рассматривается судом ежегодно. Изменение применения принудительных мер, состоящее в изменении вида принудительного лечения, производится также по решению суда. Вопрос об изменении вида принудительного лечения может возникнуть как при освидетельствовании больного, которое обязательно проводится каждые шесть месяцев, так и в процессе лечения по инициативе врача, пришедшего к выводу о необходимости изменения вида принудительного лечения. Если в результате принудительного лечения или по другим причинам наступает улучшение психического состояния больного либо его выздоровление и в связи с этим отпадает необходимость продолжения этого лечения, решается вопрос о его прекращении. Под выздоровлением лица, находящегося на принудительном лечении, необходимо понимать такое изменение его психического состояния, при котором лицо способно осознавать значение своих действий и руководить ими. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера (ст. 103 УК РФ): В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. При выздоровлении лица, совершившего преступление в состоянии вменяемости и затем в связи с психическим расстройством находившегося на принудительном лечении, возникают основания для назначения наказания или продолжения отбывания наказания за это преступление. В отношении лица, заболевшего психическим расстройством после совершения преступления, но до вынесения приговора, соответственно органом расследования, прокурором или судом должно быть проверено, не истекли ли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. А в отношении лица, заболевшего психическим расстройством после вынесения приговора, должно быть проверено, не истекли ли сроки давности исполнения обвинительного приговора. Одновременно органы расследования, прокурор и суд обязаны соответственно проверить, не имеется ли других оснований для освобождения лица, в отношении которого прекращено принудительное лечение, от уголовной ответственности или от наказания С учетом того, что принудительное лечение засчитывается в срок наказания в виде лишения свободы один день к одному дню, при прекращении принудительного лечения администрация психиатрического стационара обязана проверить, не истек ли за время применения принудительных мер срок наказания, назначенный по приговору суда. Представляется, что по истечении срока наказания такое лицо подлежит освобождению из стационара по правилам освобождения от принудительного лечения лица, совершившего преступление в состоянии невменяемости. В тех случаях, когда принудительное лечение длилось дольше срока наказания, назначенного по приговору суда, срок погашения судимости исчисляется со дня истечения срока наказания, а не со дня освобождения из психиатрического стационара. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания. Реализация принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, имеет свою специфику, обусловленную тем, что принудительное лечение наряду с наказанием применяется к особым категориям лиц, совершивших преступления. В соответствии с законом (ст. 104 УК РФ) комплекс мер принудительного воздействия, включающий в себя принудительное лечение в сочетании с наказанием, применяется в отношении двух категорий лиц, совершивших преступления:
§ страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; § страдающих алкоголизмом и наркоманией. К категории лиц, страдающих психическими расстройствами, относятся ограниченно вменяемые субъекты, то есть лица, которые во время совершения преступления в силу психического расстройства (медицинский критерий) не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (когнитивный признак) либо в полной мере руководить своими действиями (волевой признак юридического критерия).
К категории лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, относятся субъекты, совершившие преступления в состоянии вменяемости и признанные нуждающимися в принудительном лечении в силу их болезненного пристрастия к употреблению спиртных напитков либо наркотических веществ. При вынесении обвинительного приговора ограниченно вменяемым, алкоголикам и наркоманам, совершившим преступления, суд в соответствии с законом (ч.2 ст.99 УК) вправе назначить наряду с наказанием только принудительное амбулаторное наблюдение у психиатра, поскольку стационарное психиатрическое лечение применяется в отношении лиц, не способных в силу своего психического состояния отбывать наказание. Время пребывания таких лиц в лечебном заведении засчитывается в срок отбывания наказания. Срок принудительного лечения, сопряженного с исполнением наказания в виде лишения свободы, ограничен сроком назначенного судом наказания, но принудительное лечение может завершиться и до истечения этого срока, если в установленном порядке будет констатировано, что лицо перестало нуждаться в таком лечении. Решение об этом принимает суд по представлению администрации исправительного учреждения на основании заключения комиссии врачей-психиатров. По истечении срока наказания в виде лишения свободы до выздоровления осужденного, которому было назначено принудительное лечение, соединенное с наказанием, это лицо подлежит освобождению из исправительного учреждения. В тех случаях, когда освобождаемый не представляет по своему психическому состоянию опасности для общества, он продолжит лечение по решению органов здравоохранения по месту жительства. Если же лицо, подлежащее освобождению по отбытии наказания, по своему психическому состоянию и общественной опасности на момент освобождения находится на лечении в психиатрическом стационаре, вопрос о продолжении его лечения должен решаться до истечения срока наказания по инициативе исправительного учреждения через органы здравоохранения. Если лицо, страдающее психическим заболеванием и совершившее общественно опасное деяние, является гражданином какой-либо другой страны, входящей в СНГ, то в случае решения суда о применении к ним принудительных мер медицинского характера на него распространяется Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (Москва, 28 марта 1998 г.). Согласно ст.1 этого документа, «граждане каждой из Договаривающихся Сторон, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в отношении которых имеется решение суда о применении к ним принудительных мер медицинского характера на территории другой Договаривающейся Стороны, по взаимному согласию этих Договаривающихся Сторон передаются для прохождения принудительного лечения в то государство, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают (если являются лицами без гражданства)». Передача лица для прохождения принудительного лечения осуществляется, если: а) решение суда о применении принудительных мер медицинского характера вступило в законную силу; б) лицо, направленное на принудительное лечение, совершило деяние, являющееся уголовно наказуемым по законодательству обеих Договаривающихся Сторон; в) законодательством обеих Договаривающихся Сторон предусмотрены аналогичные меры медицинского характера; г) у принимающей Договаривающейся Стороны имеется возможность обеспечить необходимое лечение и соответствующие меры безопасности; д) получено согласие больного, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению - согласие его законного представителя.
Ситуационная задача. В отделение милиции вечером от жильцов дома № Х поступила жалоба на громкие крики, звуки борьбы, доносящиеся из квартиры соседей. Приехавшие сотрудники милиции обнаружили в квартире труп женщины и никак не реагировавшего на происходящее мужчину, который держал в одной руке окровавленный нож и стоял над телом жертвы, бормоча что-то бессвязное. При задержании сопротивления не оказывал. Было выяснено, что задержанный несколько лет назад состоял на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом «шизофрения». Судебно-психиатрическая экспертиза признала мужчину невменяемым на момент совершения им преступления. Как и на основании каких нормативно-правовых актов должна была проходить процедура задержания? Какое решение вынесет суд при рассмотрении данного дела?
Решение. Согласно ст.21 УК РФ, лицо, которое в момент совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности. Задержание проводится в присутствии понятых. На основании ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», этот человек может быть помещен в психиатрический стационар, так как представляет опасность для окружающих. В течение 48 часов должно быть проведено освидетельствование комиссией врачей психиатров (ч.1 ст. 32 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: «Лицо, помещенное в психиатрический стационар по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке»). Затем заключение комиссии в течение суток направляется в суд (ч.2 ст. 32 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: «Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.»). В течение 5 дней согласно ст.34 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в суде рассматривается заявление и выносится постановление: (1) Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке судья рассматривает в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в психиатрическом учреждении. (2) Лицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если по сведениям, полученным от представителя психиатрического учреждения, психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении.
(3) Участие в рассмотрении заявления прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно. Так как этот мужчина совершил преступление в состоянии невменяемости, ему в соответствии со ст. ст. 97, 99, 101 УК будет назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре. Тип данного лечебного заведения будет также установлен судом в соответствии с заключением экспертов. Список литературы. 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., ст. 41 2. УК РФ (с комментариями), ст. ст. 21, 97-104 3. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (Москва, 28 марта 1997 г.) 4. Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 21 июля 1998 г.) 5. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами". 6. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть – М., 1999. 7. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве – М.,2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Техносфера
Реферат Корпоративная культура - инструмент конкурентной борьбы
Реферат Основні види і способи захисту населення у надзвичайних ситуаціях
Реферат Вивчення новітньої історії України через призму поняття "політична культура"
Реферат Вайшнавийская философия
Реферат История экономики 7
Реферат Готовая продукция: характеристика, оценка, норма
Реферат Виды рисков и банкротство
Реферат Условия эксплуатации и их влияние на конструкцию электронной аппаратуры
Реферат Концепция индустриального общества в контексте теории постиндустриализма
Реферат Робота з таблицями у Word
Реферат Тарифно-таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
Реферат Формирование цены и объема производства при монополистической конкуренции
Реферат Международные искусственные языки
Реферат Кредитування підприємств міжнародними фінансово-кредитними інститутами.