Реферат по предмету "Менеджмент"


Виды рисков и банкротство

--PAGE_BREAK--5. зона недопустимого (катастрофического) риска характеризуется еще более устрашающими потерями, когда они превышают величину оборотного капитала. Катастрофический риск способен вызвать распродажу основных фондов, банкротство и ликвидацию предприятия. В зоне катастрофического риска потери могут достигать величины, равной всему собственному капиталу и даже превосходить его (теоретически быть неограниченно большими). Здравомыслящий предприниматель никогда не пойдет на такой риск. К катастрофическому риску следует отнести, вне зависимости от размера ущерба, риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.
Вторым этапом анализа выступает количественный анализ, с помощью которого необходимо определить размеры потерь убытков, результатов конкретных видов рисков, вероятность их наступления. Чтобы количественно определить величину риска, необходимо знать все возможные последствия отдельного действия и вероятность их возникновения.
На основе количественной оценки можно составить представление о соотношении риск-выгода альтернатив хозяйственного решения и выбрать наилучшее с точки зрения предпринимателя. С целью снижений рискованности избранной альтернативы следует разработать перечень мероприятий по «нейтрализации» рисков.
Количественной оценкой, критерием степени риска служит мера его учтенной неопределенности, вероятности достижения требуемого результата или отклонения от него.
Общий риск относится к конкретному финансовому активу, рассматриваемому изолированно; измеряется дисперсией возможных исходов относительно ожидаемой доходности этого актива.
Рыночный риск относится к конкретному финансовому активу как части инвестиционного портфеля и оценивается с учетом вклада этого актива в совокупный риск портфеля в целом. Цель – определить ожидаемую доходность, достаточную для компенсации данного уровня риска.
Ожидаемая доходность представляет собой средневзвешенное значение ее возможных величин, а весовыми коэффициентами являются вероятности их наступления.
1.4 Способы снижения риска
Снижение риска – это сокращение вероятности наступления рискового события и объема возможных потерь. При выборе способа управления риском следует рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, сопоставить его с объемом капитала, подвергаемого данному риску и затем сравнить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов.
Важной составляющей стратегии управления рисками является выбор способа снижения риска. В настоящее время используются следующие способы снижения рисков.
Упразднение (отказ от участия) заключается в отказе от совершения рискового мероприятия, хотя при этом упраздняется и возможность получения прибыли.
Решение об отказе от риска может быть принято как на предварительной стадии, так и позднее, путем отказа от какого-либо вида деятельности, в котором предприниматель уже участвует, если риск окажется больше предполагаемого. Большинство решений об избежании риска принимается на стадии принятия решения, так как отказ от деятельности, в которой предприниматель уже участвует, часто влечет значительные потери (штрафы, пени, неустойку) в связи с контрактными обязательствами. Избежание риска является наиболее простым и радикальным способом защиты, оно позволяет полностью исключить возможные потери и неопределенность, но не позволяет и получить прибыль, связанную с рисковой деятельностью. Следовательно, этот способ снижения рисков самый неэффективный. При использовании данного способа следует учитывать следующие моменты:
·     избежание рисков может быть просто невозможно, в частности, это касается рисков гражданской ответственности;
·     избежание одного вида риска может привести к возникновению других;
·     возможный объем прибыли от участия в определенном деле может значительно превышать возможные потери в рисковой ситуации, связанной с этим делом.
Наиболее эффективным способом избежать негативных последствий или снизить их уровень — напрямую воздействовать на управляемые факторы риска. Действительно, прежде чем обращаться за помощью в другие организации, предприниматель должен использовать все возможные внутрифирменные источники снижения риска:
·     проверить предлагаемых партнеров по бизнесу;
·     грамотно составить контракты;
·     прогнозировать деятельность (грамотно составить бизнес-план);
·     тщательно подбирать персонал фирмы.
В первую очередь при заключении любой сделки (для снижения риска по хозяйственным контрактам) предпринимателю необходимо проверить предполагаемого партнера. Если есть возможность узнать об интересующей предпринимателя фирме от ее работников, обслуживающего фирму банка, других партнеров, то предприниматель может самостоятельно проанализировать информацию.
Например, как известно, в США такой анализ базируется на правиле пяти «С»:
1. Характер (character) – имидж, личность партнера, его репутация в деловом мире, ответственность и готовность выполнить взятое обязательство.
2. Финансовые возможности (capacity) – способность возместить ссуду (потери) за счет текущих денежных поступлений или продажи активов.
3. Имущество (capital) – величина и структура уставного капитала (доля заемных средств).
4. Обеспечение (collateral) – виды и стоимость активов, предлагаемых в качестве залога, гарантий и т.д.
5.Общие условия (conditions) – состояние экономической конъюнктуры и другие внешние факторы.
В том случае, если предполагаемый партнер устраивает предпринимателя, перед ним стоит задача – заключить контракт таким образом, чтобы снизить все возможные для фирмы риски, связанные с несоблюдением обязательств по контракту. С этой целью рекомендуется:
* составить протокол о намерениях, где оговаривается срок, в течение которого обе стороны могут внести изменения в контракт;
* указать в протоколе о намерениях размер материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта;
* оговорить вступление контракта в силу не с момента его подписания, а с момента согласования;
* указать в контракте условия рассмотрения споров;
* ввести в контракт систему штрафных санкций за каждое взятое обязательство, условия взыскания неустойки за время невыполнения обязательств;
* четко сформулировать форс-мажорные обстоятельства.
Разделение рисков, как правило осуществляется за счет разделения активов предприятия. Суть его заключается в сокращении максимально возможных потерь за одно рисковое событие, но при этом одновременно растет число случаев риска, которые нужно контролировать.
Активы могут быть разделены путем физического разделения самих активов (например, путем хранения свободных денежных средств в различных банках или хранения взрывоопасных веществ в небольших количествах по разным помещениям) или путем разделения активов по собственности (например, путем оформления раздельных прав на имущество предприятия, собственность может записываться на разных людей, трастовые фирмы, специально созданные для этих целей).
Под объединением риска понимается способ снижения риска, при котором возможный риск делится между несколькими субъектами экономики. Объединение или комбинация также делает потери непредсказуемыми, так как возрастает число единиц, подверженных риску и находящихся под контролем одной фирмы.
Комбинация рисков может происходить путем внутреннего роста, например, при увеличении числа единиц оборудования предприятия; путем слияния нескольких фирм, так как новая фирма будет иметь больше активов, чем разрозненные.
Таким образом, объединяя усилия по разрешению ситуации риска, несколько предприятий могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки от совместной деятельности. Обычно поиски партнера проводят среди тех фирм, которые располагают информацией о состоянии рынка, дополнительными, временно свободными факторами производства. В России накоплен уже достаточный опыт создания совместных предприятий, где зарубежные партнеры обладают техническими и рыночными возможностями внедрения технологий, товара и т.д. данный способ минимизации рисков не избавляет, а только способствует снижению уровня риска для конкретного предпринимателя. Естественно, главная трудность реализации этого способа — поиск партнера, согласного разделить с Вами риски.
Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными активами, цена или доходность которых имеет слабую корреляцию между собой. В результате диверсификации снижается размер максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
Например, приобретение инвестором акций нескольких акционерных компаний вместо акций одного акционерного общества увеличивает вероятность получения среднего дохода в несколько раз и соответственно снижает степень риска. В таком случае, если в результате непредвиденных событий, один вид деятельности будет убыточен, другие все же будут приносить прибыль. Предприятие это спасет от банкротства и позволит продолжить функционировать.
Диверсификация, основанная на положительной корреляции[1], получила наименование концентрической диверсификации – это пополнение ассортимента товарами, видами деятельности, похожими на уже существующие. Диверсификация, основанная на отрицательной корреляции – горизонтальная, — представляет собой пополнение ассортимента товарами, не похожими на производимые, но интересными для потребителей.
Необходимо отметить, что метод диверсификации позволяет снижать производственные, коммерческие, инвестиционные риски. Инвестиционные риски снижают путем формирования «инвестиционного портфеля», в который входят ценные бумаги, имеющие альтернативные цели:
·     получение высокого дохода (сюда относят высокорискованные ценные бумаги, способные принести высокие проценты при удачном развитии ситуации);
·     сохранение активов от инфляции (ценные бумаги высокой ликвидности, выпущенные крупными корпорациями или государством, с заранее ожидаемым стабильным, хотя и не высоким доходом);
·     обеспечение прироста капитала за счет роста рыночной цены ценных бумаг (ценные бумаги высокой ликвидности, дающие шанс заработать на их перепродаже).
При умелом подборе вышеназванных компонентов инвестиционного портфеля происходит «усреднение» риска и результата путем диверсификации.
Однако не любой риск поддается уменьшению с помощью диверсификации. Дело в том, что на предпринимательство оказывают влияние многочисленные макроэкономические процессы, такие как ожидание кризиса или подъема, движение ставки банковского кредита, курсы валют и т.д. риски, обусловленные этими процессами, называются недиверсифицированными. Кроме того, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск. Увеличение риска происходит, например, если предприниматель вкладывает средства в область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. Поэтому важно удержаться от соблазна поддержания неудачного бизнеса за счет прибыли, получаемой от других видов деятельности, так как подобная практика может привести к тому, что вся прибыль будет истрачена на убыточную сферу.
На практике инвестиционный портфель складывается постепенно, в процессе покупки инвестором тех финансовых активов, которые в наибольшей степени отвечают его целям.
Основные допущения в моделях оценки рисков:
·     модели применимы только для крупных портфелей, т.е. таких стоимость которых намного выше стоимости любого актива, входящего в них;
·     созданы условия в основном применительно к акциям;
·     учитывается только вариационный риск, причем считается, что по каждой акции его можно априорно оценить;
·     модели основываются на гипотезе эффективного рынка.
Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительна и ею можно пренебречь.
Лимитирование – это установление предельных сумм расходов, продаж, кредита, вложения капитала. Лимитирование является важным способом снижения риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.д. Фирмами он применяется при продаже товаров в кредит, определении сумм вложения капитала и т.д.
Следующий способ минимизации предпринимательского риска – его передача, трансфер. Существует два способа трансфера риска: первый – через организационную форму бизнеса; второй – это передача риска через заключение контрактов.
Передача риска через организационную форму бизнеса предусматривает разделение риска между участниками, например в рамках акционерного общества, товарищества или каких-то форм объединения субъектов бизнеса – картели, пула, союза, консорциума, корпорации и т.д. в зависимости от целей, задач, масштаба деятельности должна подбираться такая организационная форма бизнеса, которая способна дать больше преимуществ и сгладить ее недостатки.
Передача рисков производится путем заключения следующих типов контрактов.
Аренда (лизинг) – широко распространенный метод трансфера риска. Часть рисков, связанных с арендованным имуществом, остается у собственника полностью (например, риск физического повреждения имущества, риск увеличения налога на собственность) или частично (например, риск снижения коммерческой ценности объекта лежит на арендаторе лишь в пределах срока аренды). Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды. Согласно Гражданскому кодексу РФ к арендатору полностью переходит риск случайной гибели и случайной порчи арендованного имущества. Арендодатель, передавая имущество в аренду, может гарантировать себе постоянный доход на определенный срок. Но на длительный срок аренды возрастает риск для арендатора и арендодателя, так как трудно прогнозировать изменение коммерческой ценности арендуемого имущества и размера арендной платы. Возможное решение, снижающее риск собственника имущества в этом случае, — установление фиксированной ренты (в % к доходу арендатора, но не ниже фиксированной суммы).
Контракт-поручительство. В подобных контрактах фигурируют всего три стороны: первая – поручитель, вторая – принципал, третья – кредитор. Поручитель дает гарантии кредитору, что долг принципала будет возвращен вне зависимости от успеха или неудачи деятельности принципала, принципал, в свою очередь, также обязуется возвратить долг, но доля риска, которую в случае неудачи принципал не сможет покрыть собственными средствами, переносится на поручителя. Кредитор с помощью такого контракта передает риск невозврата кредита и связанные с этим потери поручителю. Выгода принципала заключается в том, что он получает контракт с кредитором, который не состоялся бы без поручительства.
Подрядный контракт. При заключении подобного контракта все риски, связанные с выполнением предмета подряда (строительство, услуги), берет на себя подрядчик. К рискам, с которыми сталкивается подрядчик, относят: риски увеличения стоимости выполнения работ, сбои в поставках материально-технических ресурсов, плохие погодные условия, хищения и т.д. В контракте оговариваются штрафные санкции за несвоевременное завершение работ. Все риски, связанные с предметом контракта, до момента завершения работ и сдачи его заказчику в соответствии с Гражданским кодексом РФ, несет подрядчик, за исключением случаев, когда объект поврежден вследствие недоброкачественности предоставленных заказчиком материалов либо исполнения ошибочных указаний заказчика.
Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования). В данных договорах осуществляется передача кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют: фактор-посредник (коммерческий банк или иные кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида), предприятие-поставщик, предприятие-покупатель. Факторинг позволяет предпринимательской фирме, передающей свои долговые обязательства посреднику, получить стопроцентную гарантию на получение всех платежей, уменьшая, таким образом, кредитный риск предприятия.
Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования рисков повышения цен на товары, курсов ценных бумаг или валюты. Под хеджированием понимается страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на товары по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.