Реферат по предмету "Философия"


Концепция индустриального общества в контексте теории постиндустриализма

Концепция индустриального общества в контексте теории постиндустриализма Рахманова Ю.В. Франк Вебстер (Frank Webster) рассматривает теорию информационного общества как результирующую и включающую в себя как минимум две группы теорий. К первой группе он относит теории, которые считают современное информационное общество исторически уникальным явлением, то есть качественно отличающимся от всех предыдущих форм существования общества.

Это: теории постиндустриального общества (Д.Белл и др.); постмодернистские теории об обществе и культуре (Лиотар, Бодрийяр, Джеймсон, Постер, Бауман); теории о гибкой (приспосабливающейся) специализации (flexible specialisation) (Пьер и Забель, Хершхорн); теории, подчеркивающие информациональный тип развития (М.Кастельс). Вторая группа теорий хотя и признает, что информация имеет ключевое значение для современного мира, но считает, что утверждения о революционном отличии нынешнего этапа развития человечества от всех

предшествующих, не имеют под собой оснований. Этот взгляд на современное общество объединяет пять направлений: неомарксизм; теория регулирования; гибкое накопление; теории, анализирующие национальное государство; теории, построенные на понятии "общественная сфера" (public sphere - Хабермас). (Источник: Sam Inkinen. On "Homo Symbolicus" and the Media Society // The integrated Media Machine: A Theoretical

Framework // ed. By Mauri Yla-Kotola, Juha Syoranta, Sam Inkinen & Jari Rinne. Helsinki University of Lapland, 1999, p. 41). Я считаю, что при всей логичности приведенной выше теоретической системы нельзя принять такую позицию автора. Не вызывает сомнений влияние основных теоретических концепций на теорию информационного общества, но в то же время неправомерно включать все эти теории в концепцию информационного

общества. Такой прием приводит к "размыванию" методологических принципов создаваемого подхода и тем самым снижает его эвристическую ценность. Противоречия, существующие между различными подходами, которые, по мнению Вебстера, входят в единое целое под названием "концепция информационного общества", неизбежно будут разрушать изнутри и тормозить развитие данной концепции. Термин информационное общество был предложен в начале 60-х гг. (Ф.

Махлуп, США и Т.Умесая, Япония), но глубину и определенность это понятие получило только с развитием теории постиндустриализма. Поэтому В.Л.Иноземцев справедливо предлагает рассматривать теорию информационного общества как одно из направлений постиндустриализма (Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Л.Иноземцева. М.:Academia, 1999. С. 39). Есть и другие подходы к пониманию взаимоотношений постиндустриального и информационного

общества и теорий, их описывающих. Так, например, А,Кинг и Б.Шнайдер в своем докладе Римского клуба (А.Кинг, Б.Шнайдер. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс-Пангея, 1991. С. 101) фактически отождествляют эти два понятия. Нельзя сказать, что в таком подходе содержится какое-либо логическое противоречие:

Д.Белл, рассматривая периодизацию истории в рамках своей концепции, говорил, что хотя определенные периоды и могут быть выделены, строгих границ между ними быть не может, так как "постиндустриальные тенденции не замещают предшествующие общественные формы как "стадии" социальной эволюции. Они часто сосуществуют, углубляя комплексность общества и природу социальной структуры". (Цит. по: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под ред.

Л.Иноземцева. М.:Academia, 1999. С.26-27). Соответственно, если выделять информационное общество как определенную историческую стадию, то можно говорить как о ее вписанности в постиндустриальное общество, так и постепенном надстраивании над ним. Таким образом, рассматривая концепции информационного общества, необходимо остановиться на значении теории постиндустриального общества для западной социологической мысли. Во-первых, нельзя не согласиться с мнением В.

Л.Иноземцева (Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под ред. Л.Иноземцева. М.:Academia, 1999. С. 55), что на сегодняшний день нет работ масштаба Д.Белла (М.Кастельс, который мог бы претендовать на роль нового оракула, работает в русле концепции постиндустриального общества). Поэтому рано говорить о возникновении новой глобальной парадигмы в социологии,

теоретические поиски ведутся лишь в направлении уточнения и детализации теории постиндустриального общества. Одним из таких направлений поиска и является теория информационного общества. Во-вторых, ведущая роль теории постиндустриального общества обусловлена следующим: 1) данная концепция содержит в себе и социо-философские, и прикладные моменты; 2) Беллу удалось предвидеть второстепенность и недолговечность такого казалось незыблемого методологического

приема, как деление обществ на капиталистические и социалистические; (Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Л.Иноземцева. М.:Academia, 1999. С. 4-5) 3) концепция дает достаточно широкие возможности для исследований, не ограничивая ученых жесткими постулатами как, например, марксистская теория; 4) концепция современна, то есть не требует серьезных методологических усилий для "продолжения"

, точнее говоря, использования ее положений при описании современного общества. В задачи данной статьи не входит последовательное изложение теории постиндустриального общества, я остановлюсь лишь на некоторых вопросах взаимоотношения теории постиндустриального общества и концепции информационного общества, обозначу те методологические посылки теории постиндустриального общества, которые важны для рассмотрения некоторых аспектов функционирования общества информационного.

Итак, определение постиндустриального общества, предложенное Д.Беллом: "Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений все в большей степени

стало зависеть от достижений теоретического знания Постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов" (Цит. по: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Л.Иноземцева. М.:Academia, 1999. с. 27). Конкретизировав понятие "услуга" как "

услуга по предоставлению, распространению, хранению и использованию информации", мы получаем определение информационного общества. Как известно, развитие научного знания циклично: бывают периоды прорывов и периоды относительного затишья. Появление первых концепций информационного общества можно отнести как раз ко второму периоду: к 80-х гг. пик интереса к теории постиндустриального общества прошел, ученые, не претендуя на создание столь же глобальных концепций, "отвлеклись на частные вопросы",

в том числе и на конкретизацию теории информационного общества. Описывая постиндустриальное общество, Д.Белл отмечает, что основным производственным ресурсом является информация. М.Кастельс в рамках информационно-технологической парадигмы уточняет, что информация - это сырье, а под технологией в рамках данной парадигмы понимается прежде всего "технология для воздействия на информацию, а не просто информация, предназначенная для воздействия на технологию, как было в случае

предшествующих технологических революций" (М.Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М 2000, с. 77). Данная методологическая посылка оказалась весьма важной для последующего формирования теории информационного общества. В частности, особое внимание уделялось вопросам производительного и непроизводительного труда, месте информации в современном производственном процессе, в конечном счете,

вопрос о ценности, а значит и определении рыночной стоимости той или иной информации. Уточнение данного вопроса пошло по направлению разграничения таких понятий как информация и знание, информация и коммуникация, а также рассмотрения такой глобальной тенденции современной жизни, как виртуализация (Подр. см.: Д.В.Иванов. Виртуализация общества СПб.: "Петербургское востоковедение", 2000.) А.И.Ракитов, подыскивая максимально точный русскоязычный

эквивалент понятию "knowledge-based society", рассматривает последнее как усиленный вариант понятия информационное общество, подчеркивая особое значение знаний, как наиболее ценной формы информации (А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. С. 31). Таким образом, задан вектор дальнейшего уточнения понятия информационное общество. Это прежде всего работа с такими терминами, как "информация", "знание"

, "данные". Итак, информация и знание. Отождествление понятий ведет к неправильной трактовке базовых ценностей информационного общества: далеко не каждая информация представляет ценность, более того, наблюдаются эффекты "замусоривания" коммуникационных каналов; противоречивость информации дезориентирует личность, социальные группы и общество в целом; огромное количество информации ведет к невозможности ее воспринять и усвоить. Данная проблема точно определена

Э.Гидденсом: современное знание не дает уверенности. "Мы живем в мире, который целиком сконструирован через рефлексивно примененное знание, и мы никогда не можем быть уверены, что любой его элемент не будет пересмотрен" (Э.Гидденс. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Л.Иноземцева. М.:Academia,

1999. С.105-106). Продолжая эту мысль, Э.Гидденс пишет: "мы обнаружили, что ничего нельзя знать наверняка, поскольку стала очевидной ненадежность всех прежних "оснований" эпистемологии; "история" лишилась телеологии, и, следовательно, никакую версию "прогресса" нельзя убедительно защищать; возникла новая социальная и политическая реальность, в которой на первое место выдвинулись проблемы защиты окружающей среды и, возможно, новых общественных движений вообще".

(Э.Гидденс. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Л.Иноземцева. М.:Academia, 1999. С 110). Своеобразный "золотой век рациональности" уже пройден, что делает перспективы общественного развития/изменения крайне туманными, не поддающимися ни контролю, ни прогнозированию в глобальном масштабе. Говоря о доступности информации, нельзя автоматически делать вывод и о более широком

распространении знаний. Знание можно рассматривать как концентрированную, проверенную логикой, теорией и эмпирией информацию. Доступность же большого объема информации для больших групп людей связано, в основном, с возросшими возможностями коммуникации. Но коммуникация - это средство донести информацию, в том числе и знание. Широкие возможности по применению этого средства делают крайне соблазнительной перспективу максимально

использовать каналы коммуникации. При таком подходе, как правило, страдает качество информации. На мой взгляд, наиболее четко и последовательно взаимоотношения понятий "информация" и "знание" рассмотрены Ракитовым (А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991): "Лишь информация, прошедшая ряд преобразований и выраженная, зафиксированная и функционирующая в особых символических знаковых системах - языках, может рассматриваться как знание"

(с.157). "знания - это не вещь, не процесс, а некая особая система отношений, включающая отношения между знаками и внезнаковыми феноменами, знаками и деятельностью и, наконец, отношения между различными знаковыми конструкциями" (с.161). Ряд ученых, описывая современную эпоху, используют понятия информатизация (Ракитов, Нора, Минк) и датизация (Штайнмюллер) (подр. см. Информационная технология и информатизация современного общества.

Сводный реферат. М 1989). Возможно, корректнее современное общество было бы называть не информационным, а обществом данных. Данные же - "это результат языковой фиксации единичного наблюдения, эксперимента, факта или ситуации". (А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. с. 163). Логика взаимоотношений понятий знание и данные описывается следующим образом: " для того, чтобы данное, содержащее объективную информацию, могло быть использовано человеком,

оно должно быть включено в контекст знаний, определенным образом соотнесено с ними, и только в этом случае оно может эффективно использоваться как фактор деятельности или получения новой информации (Там же, с.163-164). Наконец, М.Кастельс предлагает провести аналитическое разграничение между понятиями информационное общество и информациональное общество. Необходимость такого деления он объясняет тем, что понятие информационное общество подчеркивает роль

информации в обществе, но, строго говоря, информация (понимаемая как передача знаний) имела важное значение во всех обществах, включая и средневековую Европу. Термин же информациональное "указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти"

(М.Кастельс. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М 2000, с. 42-43). Правомерность и даже необходимость введения понятия информациональное общество М.Кастельс обосновывает, приводя аналогичное разграничение понятий промышленное общество и индустриальное общество: индустриальное общество не просто общество, где есть индустрия, но общество, где социальные и технологические формы социальной организации пронизывают все сферы деятельности - от экономики до

повседневной жизни. Таким образом, М.Кастельс еще раз подтверждает продуктивность построения концепции информационного (информационального) общества на базе теории постиндустриализма.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Empire of tourism touroperator
Реферат Основные механизмы регулирования деятельности средств массовой информации
Реферат Поняття прав на чужі речі
Реферат Деятельность пресс-служб политический партий
Реферат Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
Реферат A Critical Analysis Of A Midsummer Night
Реферат Господарська діяльність ВАТ "Київський завод безалкогольних напоїв "Росинка"
Реферат Иследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного взраста
Реферат Кооперативное движение в условиях фермерских и крестьянских хозяйств
Реферат Задачи Пятого Турнира Юных Математиков
Реферат The Founding Fathers And Slavery Essay Research
Реферат Быт и нравы барской Москвы
Реферат 1. Назва модуля: Конструкція та динаміка двигунів внутрішнього згорання Код модуля
Реферат Эксплуатация по Южносургутскому месторождению
Реферат Аттестация персонала в организации Введение