Реферат по предмету "История"


Клиометрика

Муза Клио


Клиометрика
(англ. Cliometrics
) — междисциплинарное направление, связанное с применением экономической теории и эконометрических методов и моделей в исследованиях по экономической истории. Расширительно ассоциируется с применением математических методов в исторических исследованиях, то есть отождествляется с квантитативной историей.


Название дисциплины происходит от имени Клио — музы истории и героической поэзии в греческой мифологии.


В 1993 году Роберт Фогель и Дуглас Норт получили Нобелевскую премию по экономике за цикл работ в области клиометрики. В решении Нобелевского комитета отмечается, что премия присуждена «за развитие новых подходов в исследованиях по экономической истории, основанных на применении экономической теории и количественных методов для объяснения экономических и институциональных изменений».


Впервые термин клиометрика появился в печати в декабре 1960 года в статье Дж. Хьюгса, Л.Дэвиса и С.Рейтера «Аспекты квантитативного исследования в экономической истории»[1]. «Клиометрическая революция» произошла в 60-е гг. прошлого века. Особую роль здесь сыграло то обстоятельство, что в 1960 г. редакторами «Journal of Economic History» стали сторонники клиометрического подхода Дуглас Норт и Уильям Паркер. Тогда же в США стали регулярно проводиться клиометрические конференции. В этот период в центре внимания американских клиометристов было изучение роли железных дорог в развитии процессов индустриализации, истории сельского хозяйства США в XIX веке, экономической эффективности рабского труда в американской экономике.


С 1970-х гг. клиометрический подход расширяет свое влияние в исследованиях по экономической истории в Великобритании, скандинавских странах, Испании, Бельгии, Голландии и др. странах. В более широком плане применение количественных методов в исторических исследованиях (квантитативная история) получило распространение также во Франции (преимущественно в рамках школы «Анналов»), Германии (основную роль здесь играет Центр историко-социальных исследований Кельнского университета) и других странах[2].


В России/СССР клиометрическая школа складывается в 60-е — 70-е гг. прошлого века вокруг И. Д. Ковальченко (Л. В. Милов, Л. И. Бородкин и др.)[3]. Развитие клиометрики («новой экономической истории») шло в русле более широкого направления — квантитативной истории, включающего приложения в различных областях исторического знания.


Значительную роль в развитиии исследований в области квантитативной истории на этапе ее становления сыграли также В. А. Устинов, К. В. Хвостова, А. К. Соколов, Н. Б. Селунская, В. З. Дробижев, Е. И. Пивовар, Т. И. Славко, Б. Н. Миронов, С. Г. Кащенко, Ю. П. Бокарев, И. М. Гарскова и др. К числу теоретических достижений отечественной школы квантитативной истории относятся разработка информационных аспектов источниковедения[4], концепций и методов анализа массовых источников, методологии применения многомерного статистического анализа[5] и математического моделирования в исторических исследованиях[6]. Наиболее существенные результаты применения методов квантитативной истории достигнуты в области аграрной истории дореволюционной России[7][8][9][10][11], социально-политической истории советского общества первых десятилетий советской власти[12][13], изучении средневековых русских текстов[14], а также в археологических исследованиях (наибольшую известность в «квантитативной археологии» получили работы Г. А. Федорова-Давыдова, Д. В. Деопика, Ю. Л. Щаповой, В. Б. Ковалевской и др.).


С середины 1990-х годов российские историки-квантификаторы активно участвуют в деятельности научного сообщества, связанного с новым междисциплинарным направлением — исторической информатикой. Это направление развивается в рамках Ассоциации «История и компьютер» (АИК).


В последнее время в России активно развивается «клиодинамика» — новое направление в математическом моделировании исторических процессов (П. В. Турчин, Г. Г. Малинецкий, А. В. Коротаев, С. А. Нефёдов, С. П. Капица, Л. И. Бородкин, Ю. Н. Павловский, С. Ю. Малков, А. В. Подлазов и др.).


Список литературы:


1. Уильямсон, 1996


2. Бородкин, 1998


3. Бородкин, 1997, 1998


4. Ковальченко, 1987


5. Бородкин, 1986


6. Математическое моделирование, 1996


7. Ковальченко, Милов, 1974


8. Ковальченко, Бородкин, 1979


9. Ковальченко, Селунская, Литваков, 1982


10. Ковальченко, Моисеенко, Селунская, 1988


11. Милов, Булгаков, Гарскова, 1986


12. Дробижев, Пивовар, 1983


13. Соколов, 1981


14. Милов и др., 1986


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Клиометрика



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дело№44-г-27/2009
Реферат Авторская учебная программа спортивной подготовки по гиревому спорту. (с 10 лет и старше)
Реферат International Company «Sound’s Life»
Реферат «netшкола». Возможности и условия повышения эффективности мониторинга качества образования
Реферат 156029 г. Кострома, ул. Березовая роща, д
Реферат 15. 12. 2011 Земельне питання в Україні (І не тільки)
Реферат Научение дошкольников рассказыванию по памяти
Реферат Гражданское общество и правовое государство
Реферат о проведении Года литературы и искусства
Реферат Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста
Реферат 150-ти летию отмены
Реферат 150400. 62 Металлургия
Реферат «Мембранология» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет
Реферат 148. Снетков В. Ю., Шугарова Л. Н. Модели и принципы цветовой гармонии
Реферат 15 січня 2009 р