Реферат по предмету "История"


Путь диктатуры и войны. Страны Азии и Латинской Америки в межвоенный период

РЕФЕРАТ


НА ТЕМУ: «ПУТЬ ДИКТАТУРЫ И ВОЙНЫ. СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД»



ПУТЬ ДИКТАТУРЫ И ВОЙНЫ


Зарождение очагов новой мировой войны


На первых порах Версальско-Вашингтонская система устраивала многих. Но к ним с самого начала нельзя было отнести как минимум три страны — Германию, Японию и Италию.


Первые две не без оснований считали итоги послевоенного мирного урегулирования унизительными для себя. Ведь перед началом войны они переживали период бурного промышленного роста и рассчитывали упрочить свой успех, приобретя новые территории и рынки. Но побежденная Германия понесла значительные потери, и даже Япония, входившая в лагерь победителей, не получила ничего. Обе страны впоследствии умело воспользовались этой ситуацией, сплотив большинство своего населения вокруг идеи реванша, расплаты за «национальный позор». В Германии на эту идею работал и тяжелый экономический кризис — результат колоссальных военных расходов и последующей выплаты репараций.


Наконец, Италия также считала, что на Версальской конференции ее обделили. Незначительные пограничные территории, полученные Италией позднее, при подписании мирного договора с Австрией (сентябрь 1919 г.), были слабым утешением. Поэтому мысль о «восстановлении справедливости» была популярна и в Италии.


Все эти три страны в дальнейшем и стали очагами новой мировой войны.


Годы Веймарской республики в Германии. После того как в Германии спала революционная волна, собравшееся в Веймаре Учредительное собрание приняло демократическую конституцию (июнь 1919 г.). Дальнейший период в истории страны (до прихода к власти фашистов в 1933 г.) стали называть Веймарской республикой.


В течение нескольких лет Германию сотрясали постоянные смены правительства, массовые стачки, безработица и инфляция. Когда в конце 1922 г. очередное правительство, не видя иных возможностей бороться с кризисом, решило приостановить поставки угля во Францию в счет репараций, в Рурскую область были введены французские и бельгийские войска. Поставки пришлось возобновить.


Пользуясь недовольством населения, немецкие коммунисты попытались поднять восстание в Гамбурге (октябрь 1923 г.), но оно было легко подавлено. Почти сразу же после этого провалилась и попытка фашистского путча в Мюнхене. Он был назван пивным путчем,
так как фашисты обычно встречались в одной из местных пивных. Казалось, что стране уже не выбраться из политического и экономического хаоса.


Но вскоре все изменилось. В начале 1924 г. репарационная комиссия Антанты созвала международный комитет экспертов, который выработал план Дауэса
(по имени американского банкира, председателя комитета). Согласно этому плану Германия должна была продолжать выплату репараций, но вместе с тем на восстановление экономики страны выделялся международный кредит (в основном за счет США) в размере 800 млн золотых марок. Кроме того, при общем сохранении суммы репараций ежегодный размер их выплаты был снижен, а срок окончательного расчета так и остался неясным. Это помогло стабилизировать германскую экономику. В дальнейшем по так называемому плану Юнга
(нового председателя комитета экспертов) общая сумма репараций была несколько уменьшена (август 1929 г.).


Вскоре начался затяжной мировой экономический кризис. Стало ясно, что Германия физически не в состоянии выплатить репарации. И в конце 1931 г. по предложению президента США Г. Гувера страны-победительницы заявили, что согласны на приостановку выплаты репараций. Но еще до начала кризиса Германия благодаря кредитам, полученным по плану Дауэса, начала восстанавливать военную промышленность. Поскольку это противоречило версальским соглашениям, испытания новых видов вооружения (танков, самолетов и пр.) тайно проводились на полигонах СССР. (Советское правительство рассчитывало в те годы на Германию как на возможного союзника, точно уловив рост противоречий между ней и странами бывшей Антанты.) Таким образом, Германия сделала первые шаги к реваншу.


Италия.
После окончания войны Италия также переживала упадок экономики, инфляцию, безработицу, хотя ей, как победительнице, не нужно было выплачивать репарации. В начале 1919 г. в Италии возникла фашистская партия во главе с бывшим социалистом Б. Муссолини. Фашизм
(название происходит от ит.
«связка», «пучок») выделялся среди других экстремистских течений крайней агрессивностью, жесткими террористическими методами. Итальянские фашисты умело воспользовались недовольством населения итогами войны и бедственным положением страны. В их пропаганде упор делался на социальное равенство, что привлекало малоимущие слои населения, а также мелкую буржуазию. Популярность партии Муссолини быстро росла, вскоре фашисты начали формировать боевые группы, которые дополняли пропаганду силовыми акциями.


Попытались создать свои боевые дружины и другие партии (в том числе коммунисты и социалисты), но в обстановке насилия и террора, нагнетавшейся фашистами, они не смогли им противостоять. Во время очередного правительственного кризиса (октябрь 1922 г.) фашистские отряды организовали поход на Рим.
Правительство подало в отставку, и король Виктор Эммануил III поручил Муссолини формирование нового кабинета.


Победив спустя два года на выборах, фашисты фактически установили в Италии диктатуру. Гражданские права, по сути дела, были ликвидированы, всякое сопротивление режиму Муссолини жестоко подавлялось. В дальнейшем фашистская диктатура сделала Италию одним из инициаторов второй мировой войны.


Япония.
Послевоенный кризис в Японии завершился относительно быстро. В целом в стране продолжался процесс модернизации. Но при этом экономика Японии усиленно военизироза-лась, шла почти открытая подготовка к военным захватам. Японские министры и генералы выступали с планами агрессии, в качестве ее объектов называлась не только давняя цель — Китай, но и вся Юго-Восточная Азия, тихоокеанские острова и даже Индия. Япония первой начала планировать «большую» войну. Итальянские фашисты в то время думали прежде всего об укреплении своей диктатуры внутри страны, а в Германии Гитлер еще не пришел к власти.


В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию и начала наступление на другие районы Китая. Так возник первый очаг будущей мировой войны. В марте 1933 г. в ответ на попытку осуждения Лигой Наций этой агрессии Япония демонстративно вышла из ее состава.


Фашизм наступает. Германия сильнее других европейских стран пострадала от «великой депрессии». Если в Англии, во Франции и в ряде других государств кризис наступил после периода относительной стабилизации, то в Германии, хозяйство которой было подорвано колоссальными военными расходами и тяжким бременем репараций, экономика к его началу только стала выправляться. Чувство обиды и униженности, сохранявшееся у миллионов немцев все послевоенные годы, дополнялось недовольством политикой Веймарской республики, неспособной навести порядок в стране. В Германии постоянно возникали правительственные кризисы, а враждовавшие друг с другом социал-демократы и коммунисты реально ничего не предпринимали, чтобы облегчить бедственное положение трудящихся.


В этой обстановке стала расти популярность фашистской, так называемой Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП)
во главе с А. Гитлером. Фашисты умело играли на чувствах немцев, обещая им не только «расплатиться» за поражение в мировой войне, но и создать новый порядок
в мире. Главную роль при этом порядке, утверждали фашисты, будет играть Германия, несправедливо обделенная «жизненным пространством». НСДАП объявила немцев «высшей расой», арийцами, наделенными правом управлять «низшими расами». В социальной сфере фашисты обещали немедленный выход из кризиса, ликвидацию безработицы, широкую национализацию и «справедливое» рабочее и аграрное законодательство. По примеру итальянских фашистов НСДАП еще до прихода к власти создала мощные боевые группы (СА).


Крупнейшие промышленники Германии, терпевшие огромные убытки из-за экономического и политического кризиса в стране, нуждались в жестком контроле над экономикой. Они вступили в переговоры с лидерами НСДАП, и те обещали в случае прихода к власти проводить «нужный» курс. В результате президент П. Гин-денбург 30 января 1933 г. назначил Гитлера рейхсканцлером (премьер-министром). А спустя два месяца НСДАП победила и на парламентских выборах.


Чувствуя себя хозяевами положения, фашисты начали расправу со своими политическими противниками. Они организовали поджог рейхстага (27 февраля 1933 г.) и, обвинив в этом коммунистов, запретили сначала компартию, а затем и другие партии. За правительством Гитлера были признаны чрезвычайные полномочия, парламент превратился в чисто декоративный орган, выборы больше не проводились. Фашисты опирались на силовую поддержку тайной политической полиции (гестапо) и «охранных отрядов» (СС).


В сфере экономики фашисты активно проводили модернизацию, опираясь на практически всеохватное государственное регулирование. Едва ли не все отрасли промышленности так или иначе работали на будущую военную экспансию. Профсоюзы были заменены «трудовым фронтом», находившимся в полном подчинении у НСДАП. Любая оппозиция гитлеровскому режиму подавлялась со все большей жестокостью. Но основная часть населения Германии была в ту пору охвачена энтузиазмом: страна действительно быстро вышла из кризиса, безработица была ликвидирована, уровень жизни заметно повысился. Теперь дело было за завоеванием обещанного «жизненного пространства», и фашисты усиленно готовились к этому.


К середине 30-х гг. в Германии установился классический тоталитарный режим. Тоталитаризм
(в буквальном переводе с латыни — «охватывающий все») стал новым политическим явлением, в котором традиционная идея диктатуры доводилась до абсолюта. В государствах тоталитарного типа вводился полный (тотальный) контроль аппарата власти над всеми сферами жизни общества, демократические свободы ликвидировались (даже если формально они и провозглашались). Все богатство мировой культуры и общественной мысли использовалось исключительно в интересах унитарной (единой) идеологии, обязательной для всех граждан тоталитарного государства; при этом «ненужное» безжалостно отбрасывалось — запрещалось либо уничтожалось в буквальном смысле. При тоталитаризме власть сосредоточивалась в руках диктатора (иногда — небольшой группы «вождей») независимо от официальной формы правления. Поэтому тоталитаризм не обязательно связан только с фашистской диктатурой. Он в различных вариациях возникал и в нефашистских государствах, в том числе и социалистических.


Обострение международных отношений в межвоенный период


В годы между первой и второй мировой войной ни Версальско-Вашингтонская система, ни созданная в ее рамках Лига Наций в конечном счете не смогли обеспечить желанной стабильности в Европе. Правда, в течение 20-х гг. особых конфликтов между европейскими государствами не возникало, но это было не столько плодом чьих-либо усилий, сколько следствием того, что большинство стран приходили в себя после изнурительной войны.


Однако с установлением тоталитарных режимов в Италии, а затем и в Германии все явственнее обозначались их агрессивные устремления. Фашистские правительства этих стран ставили своей целью дестабилизировать обстановку в Европе и мире, ревизовать Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений, создать «новый порядок». Это неизбежно вело к войне, поскольку у тоталитаризма есть еще одна особенность: он не признает компромиссов и нацелен на победу своей «единственно верной» идеологии повсюду.


Так, СССР, где со второй половины 20-х гг. осуществлялась стремительная индустриализация с упором на военную промышленность, оставался вне системы международных контактов. СССР, конечно, принимал участие в работе некоторых международных конференций; к середине 20-х гг. он установил дипломатические отношения со всеми ведущими государствами (лишь США «задержались» с признанием СССР до 1933 г.), а в 1934—1939 гг. входил и в Лигу Наций. Но фактически он неизменно занимал «особую позицию». Советское руководство во главе с И. Сталиным старалось не связывать себя никакими обязательствами с остальными странами, которые, согласно советской терминологии, именовались «капиталистическим окружением». Само слово «окружение» предполагало, что рано или поздно «окруженные» попытаются его прорвать, и это прекрасно понимали правительства европейских и других государств.


Последние были также крайне встревожены подрывными действиями леворадикальных сил, руководимых по каналам Коминтерна из Москвы. Некоторые акции Коминтерна приводили в содрогание общественность демократических стран. Так, в апреле 1925 г. болгарскими коммунистами был взорван кафедральный собор в Софии, переполненный по случаю Пасхи. Как заявили коммунисты, это было сделано «для истребления собравшегося в соборе цвета правящей олигархии ».


И все же в условиях угрозы начала новой «большой» войны большинство европейских государств, включая и СССР, были заинтересованы в наличии системы коллективной безопасности,
которая позволила бы встретить возможную агрессию (если уж ее не удастся предотвратить) не в одиночку, а вместе с сильными союзниками. Сложная система межевропейских договоров, возникшая к середине 30-х гг., как раз и преследовала цель обеспечения коллективной безопасности (в частности, СССР заключил договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией). Но для надежности действия такой системы требовалось строго соблюдать взаимные обязательства, а это, как показал дальнейший опыт, происходило далеко не всегда.


Начало фашистской агрессии


Между тем Германия и Италия не оставляли своих агрессивных планов. Первыми приступили к их осуществлению итальянцы. В октябре 1935 г. они напали на Эфиопию (Абиссинию) и в течение нескольких месяцев захватили ее, сделав своей колонией. В Германии в 1935 г. была введена всеобщая воинская повинность, тогда же согласно Версальскому договору был проведен плебисцит в Саарской области и она вернулась в состав Германии. А вскоре, нарушив версальские соглашения, Германия ввела войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Так гитлеровцы сделали первые реальные шаги к завоеванию «жизненного пространства» для «высшейрасы». Правда, пока дело касалось лишь земель, еще недавно принадлежавших Германии.


Но уже в следующем году фашизм перешел в наступление в международном масштабе. В июле 1936 г. испанские фашисты и другие правые силы во главе с генералом Ф. Франко подняли мятеж против демократического правительства Народного фронта. Такие фронты, возникшие к середине 30-х гг. в Испании и во Франции, были попыткой сплочения всех демократических сил перед лицом угрозы фашистской диктатуры. Однако участие в этих фронтах леворадикальных групп, в том числе и коммунистов, подрывало их единство. Коммунисты стремились использовать народные фронты не столько для борьбы с фашизмом, сколько для установления собственной диктатуры.


На стороне Франко открыто выступили Германия и Италия, щедро снабжавшие его вооружением и войсками. Другие европейские страны и США заявили, что считают начавшуюся в Испании гражданскую войну ее внутренним делом и потому не намерены вмешиваться. Тем не менее на помощь испанским демократическим силам устремились тысячи добровольцев из разных стран мира, включая СССР. Для борьбы с фашистами в Испанию переправлялось и вооружение (в том числе танки, самолеты, тяжелые орудия). Таким образом, Испания стала первой ареной открытой схватки сил демократии и фашизма.


Захват Италией Эфиопии и события в Испании обозначили новый этап в международных отношениях — переход фашизма в развернутое наступление.



СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД


Изменение роли «периферии». Бурные события 10-х гг. затронули и страны «периферии». Прежде всего это касалось огромного Азиатского региона, западная часть которого была охвачена боевыми действиями в период первой мировой войны. В ряде стран Азии с большим вниманием и симпатией отнеслись к Октябрьской революции в России, выдвинувшей лозунг освобождения от колониального гнета.


В свою очередь, и Советская Россия (с декабря 1922 г. — СССР), стремясь обезопасить свои необъятные южные границы, в первые же послеоктябрьские годы постаралась наладить контакты с соседними странами Азии. Большевистское руководство делало это и для расширения сферы своего влияния в регионе. Но в нее удалось включить лишь Монголию, которой советские войска в 1918—1921 гг. помогли отразить агрессию Китая, и маленькую Туву (это государство существовало в 1921—1944 гг., после чего было насильно включено в состав СССР). Кроме того, руководство СССР сумело быстро установить дружественные отношения с Афганистаном, Турцией, Ираном и северными районами Китая. Особые надежды при этом возлагались на Китай, где, как полагали советские лидеры, имелись все условия для «советизации».


В целом же в 20—30-е гг. в ряде стран Азии и Латинской Америки развернулась комплексная модернизация (в Японии этот процесс начался значительно раньше). Это был в своем роде бунт «периферии», не желавшей пребывать на задворках экономической и политической жизни планеты.


Китай. В крупнейшей по населению стране мира, Китае, ход модернизации крайне осложнялся внутриполитической борьбой. В 1919 г. на основе революционной организации, созданной Сунь Ятсеном за семь лет до этого, возникла Национальная партия (Гоминьдан).
Сунь Ятсен, ставший в 1921 г. президентом Китая, не поддерживал политической программы большевиков, но видел в СССР мощного союзника в возможных конфликтах с Японией и другими странами. Между Китаем и СССР развернулось военное сотрудничество: советские инструкторы готовили офицеров для китайской армии и непосредственно — через широкую сеть «советников» — участвовали в ее реорганизации. По указанию Коминтерна китайские коммунисты вошли в единый блок во главе с Гоминьданом.


В 1925 г. Сунь Ятсен умер. Гоминьдан и национальное правительство возглавил генерал Чан Кайши. В том же году в Китае началось революционное восстание, в котором руководство СССР видело зародыш социалистической революции. Но это была национально-демократическая революция, направленная на ликвидацию остатков феодализма, установление подлинного суверенитета страны и создание единой демократической республики.


Против революции выступили военно-феодальные круги. В стране началась гражданская война. Опорной базой революционных войск, которыми руководил Гоминьдан, стали южные провинции. В первые годы войны армии Гоминьдана довольно успешно продвигались на север, но в конце 20-х гг. внутри партии и революционного движения в целом произошел раскол.


Чан Кайши и умеренные лидеры Гоминьдана считали, что основные задачи революции достигнуты. Поэтому они предлагали заняться восстановлением национальной экономики на базе модернизации, уже демонстрировавшей свои преимущества в других странах Востока (Японии и Турции).


Однако коммунисты настаивали на продолжении революции по советской модели, вплоть до установления диктатуры пролетариата, который был тогда в Китае весьма малочисленным. Это требование было связано с инструкциями Коминтерна, полагавшего, что с Гоминьданом уже можно не считаться, и предлагавшего держать курс на социалистическую революцию. Коммунисты также выступали за проведение широкой национализации, что оттолкнуло бы от революции буржуазию и значительную часть крестьянства.


Расколом в революционном лагере воспользовалась Япония, в 1931 г. развернувшая военные действия в Маньчжурии, а затем и в других районах Китая. В сложных условиях японской агрессии и продолжавшейся гражданской войны (теперь главными противниками в ней стали коммунисты и Гоминьдан) правительство Чан Кайши попыталось осуществить в стране модернизацию. Для защиты китайского рынка были усилены внешние таможенные барьеры и практически ликвидированы внутренние. Принимались меры по государственному регулированию экономики, укреплению банковской системы, введению демократического рабочего законодательства и социальному обеспечению. Не все удавалось, но и сделанного было достаточно, чтобы Гоминьдан приобрел прочную поддержку населения.


Коммунисты же, напротив, постепенно лишались этой поддержки. Отступив в отдаленные сельские районы, они перешли к тактике партизанской войны, так как в открытых столкновениях с войсками Гоминьдана у них не было шансов на успех. В конце 1931 г. коммунисты провозгласили в занятых ими районах советскую республику во главе с Мао Цзэдуном. Однако в 1934 г. гоминьдановские войска нанесли решительное поражение силам коммунистов и фактически ликвидировали их республику.


Куда большую опасность, чем коммунисты, представляла в те годы японская агрессия, и в середине 30-х гг. Чан Кайши вновь был вынужден обратиться к СССР с просьбой о помощи.


Индия.
В межвоенный период в Индии все большую популярность завоевывало учение Ганди о ненасильственной антиколониальной борьбе. Идея ненасилия была близка традиционной индуистской религии (брахманизму), проповедовавшей бессмертие души и покорность судьбе в земном бытии. Основной опорой Ганди и его сторонников были многочисленное крестьянство и городская беднота. Поддерживала его и национальная буржуазия, энергию которой сковывали колониальные путы.


Ганди постоянно организовывал кампании гражданского неповиновения, при этом всегда внимательно следя за тем, чтобы они не приняли насильственного характера. Даже в тех случаях, когда английские войска открывали огонь по демонстрантам или митингующим, Ганди настаивал на соблюдении принципа ненасилия. Расстрелы и массовые аресты (в тюрьме не раз оказывался и сам Ганди) не могли сломить участников антиколониального движения. Оно ширилось, постепенно охватывая всю страну.


В 1937 г. на выборах в местные законодательные собрания Индийский национальный конгресс победил в большинстве провинций Индии и возглавил местные правительства. Лишь начавшаяся вторая мировая война на время приостановила массовые антиколониальные выступления индийцев.


Турция.
Наиболее успешно развивалась модернизация в Турции. В ходе революции 1918-1923 гг. в стране были ликвидированы остатки феодально-имперского режима. Ведущим державам не удалось поставить Турцию под свой финансово-экономический контроль как побежденную в мировой войне державу. Этому в значительной мере способствовала поддержка Турции (в том числе и финансовая) со стороны Советской России. Первым президентом Турецкой республики стал в 1923 г. один из лидеров младотурок, Мустафа Кемаль, получивший титул «отец турок» — Ататюрк.


Лишившись многочисленных владений (по сути дела, колоний) времен империи, Турция сохранила свое национальное этническое ядро, что способствовало сплочению нации в процессе возрождения страны. Ататюрк отделил мусульманскую церковь от государства, запретил многоженство, ввел светское образование, а в 1930 г. предпринял потрясший европейцев (не говоря уже о мусульманском мире) шаг — предоставил женщинам право голоса. Эти меры сопровождались бурным развитием национальной промышленности, строительством многочисленных предприятий. Успешная модернизация Турции, равно как и Японии, стала примером для других стран Востока.


В то же время режим Ататюрка при внешней демократичности содержал в себе элементы тоталитаризма. Когда, например, в 1922 г. турки выбили греческие войска из области Смирны (Измира), местное греческое население было зверски истреблено по приказу Ататюрка. После этого из Турции вынуждено было бежать около миллиона живших там греков (на младотурках, кстати, лежит ответственность и за уничтожение 1,5 млн армян в годы первой мировой войны).


Латинская Америка.
Модернизация затронула и страны Латиноамериканского региона. После окончания мировой войны традиционные товары Латинской Америки (в основном продовольственные) пользовались на мировом рынке все большим спросом, цены на них постоянно росли, что позволяло вкладывать в развитие местной промышленности дополнительные капиталы. В ряде стран региона (Аргентине, Мексике, Уругвае, Бразилии, Чили) переход к современным технологиям проходил без особых сложностей. В этих странах постепенно осуществлялись и либеральные реформы системы управления, распространявшиеся и на сферу экономики.


Зависимость Латиноамериканского региона от США по-прежнему сохранялась. К 1929 г. объем капиталовложений США в экономику Латинской Америки вырос в 4,5 раза в сравнении с 1913 г. Но эта зависимость уже не была примитивным выкачиванием соков из региона. Ведущие страны Латинской Америки могли использовать новейшие североамериканские и европейские технологии, развитие их экономики в значительной мере зависело от динамики процессов, происходивших в США. И если в 1929 г. это привело к экономическому кризису, то с началом «нового курса» Ф. Рузвельта постепенно ожила и латиноамериканская экономика.


В то же время наряду с конституционными демократическими правительствами в странах региона возникали и диктаторские режимы тоталитарного типа. Порой в одной и той же стране демократия и тоталитарная диктатура не раз сменяли друг друга. Это было связано с неразвитостью демократических институтов (в сравнении с США и ведущими государствами Европы), наличием десятков миллионов неграмотного и малообразованного населения, традиционно сильной ролью армии в этом регионе — практически все латиноамериканские диктаторы были представителями военных. Тем не менее даже диктаторские режимы, подавляя демократические свободы, не являлись препятствием для продолжения модернизации в сфере экономики, напротив, нередко способствовали этому процессу, активизировали его.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Penguins Essay Research Paper PenguinsMyopic little men
Реферат Експериментальне дослідження особливостей прояву ревнощів у людей з різним типом темпераменту
Реферат Особенности уголовного и гражданского процесса
Реферат Особенности создания акционерных обществ
Реферат Penguins Essay Research Paper The penguin Sphenisciformes
Реферат Особенности таможенного режима Беларуси
Реферат Устройство конденсатора
Реферат Особенности трудового договора
Реферат Особенности регулирования труда лиц моложе 18 лет
Реферат Процес формування багатопартійності в Україні на початку ХХ ст.
Реферат Виды инвестиций. Взаимосвязь финансовых и реальных инвестиций
Реферат Особенности субъективной стороны преступления
Реферат AfroAmerican Dance Essay Research Paper Samuel A
Реферат Анализ и планирование цен на продукцию предприятия
Реферат Использование метода проектов в процессе ознакомления детей 7 лет с немецкой культурой